Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звук
Занятие в средней логопедической группе
Тема: Знакомство с органами артикуляционного
аппарата
и
понятием звук
Цель: познакомить детей с органами
артикуляционного аппарата; учить детей вслушиваться в речь взрослого, отвечать на
вопросы; расширять представления дошкольников об окружающем мире; обогащать активный
словарь; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование: мягкие игрушки (Зайчик, Мышка,
Сова и др.); цветные листочки, вырезанные из бумаги.
Ход занятия
1. Организационный
момент.
- Здравствуйте,
ребята. Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Поздоровайтесь.
- Ребята, скажите,
какое время года наступило?
- А какими становятся
листочки осенью? (желтые, красные).
Дыхательная гимнастика.
- Посмотрите,
у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а
теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.
Что листочки делают?
(шелестят, качаются, наклоняются, шепчут).
2. Основная часть.
- Ребята, кого
вы видите? Кто к нам пришел?
- Вы помните,
кто такие Мышка и Зайчик? (Это игрушки.)
- Вы, наверное,
не забыли, что они очень любят путешествовать?
- А еще у Мышки
и Зайчика есть знакомая — Мудрая Сова. И эта Сова предложила им отправиться в большое
путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит
через страну Звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что
звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.
- Закройте глаза
и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (бьёт барабан, дудит дудка и т.д.)
- Скажите, как
сигналит машина, как смеются, как воет волк, лает собака, мяукает кошка. (Дети воспроизводят
звукоподражания.)
- Куда мы с вами
поедем? (В страну Азбуку.)
- Какую страну
мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку? (Страну Звуков.)
3. А)
- Пора занимать
свои места в вагончиках. Мышка и Зайчик уже уселись.
- Вы готовы к
путешествию по стране Звуков?
- Тогда подудите,
как паровозик. («Ту-ту».)
- Как стучат вагончики?
(«Чух-чух-чух».)
А это значит,
что мы уже едем по стране Звуков.
Б)
- Мы едем мимо
зоопарка. - Скажите, кого увидели Мышка и Зайчик?
Зайчик решил проверить,
действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл
глаза и прислушался. Какие звуки он услышал?
- Давайте поможем
ему. (дети изображают, как подают голос корова, лошадь, овца, собака, петух и ворона.)
- Можно ли все,
что вы произнесли, назвать звуками? (Можно.)
- Это значит,
что наши друзья-игрушки уже попали в страну Звуков.
4.- Ребята, а
теперь давайте поиграем. Вставайте в круг. Я встану в центре.
Предлагаю детям
всем вместе сочинить стихотворение. Логопед:
Подпевает козлик мне: Дети:
Бе-бе!Логопед: Лает
песик, хвост задрав: Дети:
Гав-гав! Логопед:
А петух мне на бегу Прокричал…Дети:
Ку-ка-ре-ку! Логопед:
А котенок пискнул: Дети:
Мяу!
В ходе физкультминутки
дети вслед за логопедом изображают движения животных: топают ногой (как козлик),
встают на четвереньки (как песик), машут руками (как петух), садятся на корточки
(как котенок).
- Какие звуки
вы произнесли? («Бе», «Гав», «Ку-ка-ре-ку», «Мяу».)
5.- Эти звуки
издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. После того как
Мышка и Зайчик разобрались, что такое звуки, Мудрая Сова рассказала им, откуда и
как появляются звуки. Оказывается, звуки возникают во рту.
- Что находится
во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)
- Попробуйте закрыть
плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.(Дети пытаются произнести это
слово с закрытым ртом.)
- Вы смогли правильно
произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет.)
-Можно ли разговаривать
без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя.)
6. Давайте попробуем
отгадать загадки:
-Когда мы едим
— они работают, Когда не едим — они отдыхают. Не будем их чистить —Они заболят.
(Зубы)
-Посильней ты
их раздуй, На горячее подуй.
(Щеки)
-Всегда он в работе,
Когда мы говорим, А отдыхает, Когда мы спим.
(Язык)
О чем были загадки?
7.Послушайте сказку
о Веселом Язычке и повторяйте за мной все движения язычка.
Жил да был на
свете Веселый Язычок. У него был свой дом — рот. Стены — щеки (дети надувают щеки),
окна — губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный.
Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены - щеки (дети проводят
языком по внутренней стороне щек), потолок, который называется нёбо (по нёбу), мыл
пол – нижняя челюсть (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети
широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).Как-то раз Веселому
Язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают
вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз.
Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл
окна (закрывают рот).
- Наш Язычок очень веселый, он
любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Пусть твой язычок допрыгнет
до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там
немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений
губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается
наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул
до потолка. Спустился. Подпрыгнул. (Упражнение повторяется несколько раз.)
Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
8. Итог занятия.
- В какой стране
живут буквы? - А звуки? - В какой стране очутились Мышка, Зайчик и Мудрая Сова по
дороге в страну Азбуку?
- С помощью чего
мы произносим звуки?
- Вам понравилось
занятие?
Сюрпризный момент. - Игрушки очень рады, что
вы с ними путешествовали и хотят Вас угостить. (раздаются конфеты).