Цели и задачи процесса воспитания разных возрастных групп
Реферат
по
дисциплине
педагогическая
психология
Тема:«Цели и задачи процесса воспитания
разных возрастных групп».
Содержание
Введение
I. Цели и задачи воспитательной деятельности
1. Цели воспитания
2. Основные задачи воспитания
II. Возрастной подход в воспитании
1. Возрастной подход
2. Возрастные кризисы
3. Три группы воспитательных задач
III. Задачи, определяемые возрастом воспитанников
Заключение
Список литературы
Введение:
Происходящие в настоящее
время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского
государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения.
Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и
психологию людей, но и положение человека в нем. Поэтому появилась
необходимость решать не отдельные вопросы, а всю совокупность проблем,
относящихся к воспитанию.
Воспитание – это процесс
систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и
физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и
культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно
связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на
человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные
составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные
ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и
образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью
является развитие познавательных процессов индивида, его способностей,
приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как
личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Таким
образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер,
который предполагает определенное направление воспитательной деятельности,
осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих
целей.
I. Цели и задачи воспитательной
деятельности.
1. Цели
воспитания.
Целями воспитания
являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально
организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не
устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и
ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.
В самом общем виде цель
воспитания как практической деятельности предполагает развитие у человека таких
качеств, как:
- собственно субъектность
- сформированность жизненной позиции «деятеля», которая предполагает
самоопределение человека, его активность и ответственность;
- образованность как
способность человека быть адекватным динамичной ситуации, умение работать с
расширяющимся знанием в изменяющемся обществе;
- терпимость как принятие
ценностей мира и человека, как признание инакомыслия, осознание границ своей
свободы и прав другого человека, умение договариваться;
- функциональная
грамотность как наличие знания об окружающем мире и языке общения,
обеспечивающее человеку возможность стать хозяином своей судьбы.
Иногда в качестве цели
воспитания называют и развитие личности человека как субъекта деятельности,
включая развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам,
уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других,
самостоятельности, автономности и ответственности; мотивации самоактуализации,
самосовершенствования и др. Однако главной
целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми
качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить,
что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться
принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие
ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют
собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели,
главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что
происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями»
существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе,
данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа
развития общества и государства являются воспитание инициативного,
предприимчивого, стремящегося к успеху человека.
Цели воспитания
становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и
исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к
людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции. Необходима
выработка цели воспитательной системы всеми участниками образовательного
процесса в контексте общих целей деятельности образовательного учреждения.
Можно назвать условия,
которые обеспечивают эффективное целеполагание в образовательном учреждении:
-
цель должна быть
направлена на получение результата. Необходимо определить результаты
деятельности всей организации, объединений учителей, отдельных педагогов. Школа
привлекает к выработке целей родителей и учащихся, представителей
общественности, ученых;
-
цель должна быть
локализована в пространстве и во времени. Важно определить долгосрочные,
среднесрочные и краткосрочные цели, их иерархическую соподчиненность;
-
достижение цели
осуществляется по определенным правилам (программам, методикам). В этом
направлении представляет интерес проектная деятельность педагогов. Подготовка и
реализация педагогических проектов может являться эффективным средством
достижения цели воспитания;
-
в содержании цели
должен быть предмет, который преобразуется в результат.
-
должны быть определены
средства, с помощью которых произойдет достижение цели: ресурсы (человеческие и
информационные, материальные и др.), поддержка управленческих, финансовых
структур, квалификация педагогов и т.д.
Процесс формулирования
целей воспитания предполагает определение иерархии в образовательной системе,
прогнозирование и постановку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.
2. Основные задачи
воспитания.
Система воспитания
призвана обеспечить:
- формирование
готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
- приобщение к
мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и
культуры;
- историческую
преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной
культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию
народов России;
- воспитание
патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства,
уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к
традициям и культуре других народов;
- формирование у
детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений;
разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих
способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у
детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научного
мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- воспитание толерантного
отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной
принадлежности;
- развитие
субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной
роли;
- формирование
личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет,
умеющей противодействовать асоциальным процессам;
- развитие
коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой
национальности и вероисповедания;
- усвоение понятий,
определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой,
творческим самосовершенствованием);
- воспитание
здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- организацию
превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде;
- экологическое
воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;
- эффективность
профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности,
правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной
занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей
и подростков, организации работы по месту жительства, увеличения количества
творческих организаций и объединений по интересам в общеобразовательных
учреждениях и учреждениях профессионального образования, привлечения семьи к
воспитанию детей и молодежи;
- организацию
участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, содействие
созданию детских и молодежных организаций;
- укрепление
взаимодействия с заинтересованными органами (исполнительной власти всех
уровней, законодательной (представительной) власти), организациями и
учреждениями, прежде всего социальной сферы (культуры, здравоохранения,
физической культуры и спорта, занятости), правоохранительными органами,
общественными, в том числе религиозными, и другими организациями по вопросу
воспитания детей, подростков и молодежи.
II. Возрастной подход в воспитании.
1. Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование
закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических,
психических, психологических, социальных и др.), а также
социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их
возрастным составом. В педагогической практике он конкретизирует содержание
принципа воспитания.
Развитие и жизнь человека
на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и
педагогической точек зрения. Однако некоторые специалисты рассматривают
возрастные этапы до наступления физиологической и особенно личностной зрелости
только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к
неоправданной трактовке содержания воспитания только как подготовки человека к
жизни (социализации), к объектному отношению к человеку, игнорированию
самоценности личности в каждый момент ее существования, а субъективно - к
преднамеренному искажению временной перспективы, возникновению социальной
безответственности и личностному инфантилизму.
Возрастные особенности
образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных и
эмоциональных свойств человека, которые присущи большинству людей одного
возраста. Характеристики той или иной возрастной группы определяются
историческими, социальными, культурными изменениями, которые свойственны группе
людей, переживающей в один период времени одни и те же события. В различных
регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания,
обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой. Это требует
от воспитательной деятельности педагогов и других специалистов, решающих
воспитательные задачи в системах образовательных, производственных,
научно-исследовательских и других учреждений, творчества и гибкости в работе.
При этом ее эффективность во многом будет зависеть от знания и учета следующих возрастных
особенностей воспитуемых:
1. неравномерности
развития отдельных физиологических, психических, психологических и социальных
процессов;
2. изменений в
познавательной, двигательной, эмоциональной и других сферах, а также в
содержании, формах и способах взаимодействия с людьми;
3. динамики отношений в
семье, социальной группе, коллективе;
4. появления новых
потребностей и интересов и способов их реализации;
5. процессов
самопознания, самоопределения, самоактуализации и самоутверждения;
6. специфики проявления
кризисных явлений в развития человека и т.п.
Педагогическая практика
показывает, что особую сложность представляет решение последней из
перечисленных задач.
2. Возрастные кризисы (греч. krisis - переломный момент, исход) в педагогической
литературе рассматриваются как условное наименование переходов людей от одного
возрастного этапа к другому. В возрастной психологии эмпирически отмечается
неравномерность, например, детского развития и связанных с этим особых, сложных
моментов становления личности. При этом многие исследователи (например,
3.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эту ситуацию как «болезнь развития»,
негативный результат столкновения развивающейся личности с окружающей ее
социальной действительностью.
Л.С.Выготский, исследуя
проблему возрастных кризисов, разработал оригинальную концепцию, в которой
рассматривал их как диалектический процесс личностного совершенствования. Этапы
постепенных изменений в нем чередуются с теми или иными кризисами личностной
сферы человека. Например, психическое развитие осуществляется посредством смены
т.н. стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста
вызревают психические новообразования, которые вступают в конфликт с
существующей системой личностных ценностей человека того или иного возраста,
что и порождает возрастной кризисhttp://www.nnspu.ru/materials/tef/psychology_pedagogics/course/glava_09.html
- _ftn1.
На различных этапах
возрастных кризисов происходит коренная смена всей «социальной ситуации
развития» человека - возникновение нового типа отношений с окружающими, смена
одного вида ведущей деятельности другим и т.д. Вместе с тем негативные
проявления того или иного возрастного кризиса не являются неизбежными. Гибкая
смена направленности и характера воспитательного взаимодействия, учет
происходящих перемен могут значительно смягчить его протекание.
3. Три группы
воспитательных задач.
Естественно-культурные
задачи предполагают
достижение определенного уровня биологического созревания, физического и
сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные объективные,
субъективные и нормативные различия. Возрастной подход разрабатывает
оптимальные условия питания, ухода за ребенком, систему физического и
сенсорно-моторного развития, мер коррекции отклонений в развитии, способы
стимулирования осознания ценности здоровья, здорового образа жизни; формирует
позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные каноны женственности и
мужественности, адекватное восприятие человеком человеческой сексуальности (с
учетом этнокультурных традиций).
Социально-культурные
задачи
(познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), с одной стороны,
предъявляются к личности различными институтами воспитания, с другой -
существуют в виде определенных норм и ценностей в общественной практике.
Возрастной подход в воспитании в этом случае определяет знания, умения, навыки,
ценности и нормы, необходимые для решения этих задач, фактически выполняя
социальный заказ формирования гражданина, семьянина, труженика и т.д.
Социально-психологические
задачи относятся к
проблеме становления самосознания личности, ее самоопределения в различных
сферах государственной, общественной и семейной жизни. Помощь личности в
решении этих задач может быть оказана через воспитательное развитие у нее
рефлексии и саморегуляции, а также создание условий для адекватного
самопознания, личностно-значимой и социально-приемлемой самореализации и
самоутверждения. В этом случае необходимо учить человека ставить перед собой
цели, адекватные возрастным возможностям и его личностным ресурсам, вносить в
них коррективы в связи с изменением объективных обстоятельств, способов
сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов.
Воспитательная задача, не
решенная в определенном возрасте, может проявиться через длительный период и
вызвать нежелательные изменения в направленности развития личностной сферы
человека. Это существенно повлияет на конечный результат воспитания –
личностное самоопределение, самоосознание и самооценку личности.
III. Задачи, определяемые возрастом
воспитанников
а) Задачи
воспитательной работы с детьми дошкольного возраста:
- развитие
любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка;
- охрана и
укрепление здоровья детей;
- формирование
навыков культурного поведения;
- воспитание любви к
родному краю;
- воспитание
толерантного отношения к людям другой национальности;
- развитие интереса
к труду, воспитание навыков трудовой деятельности;
- обогащение
духовного мира детей средствами искусства.
б) Задачи
воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:
- развитие
пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях
окружающего мира;
- освоение знаний об
окружающем мире, о человеке;
- воспитание
патриотических чувств;
- воспитание
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- развитие
потребности проявлять заботу о других;
- развитие умения видеть
красивое в природе, труде, искусстве, поступках людей; побуждать ребенка
совершать добрые поступки в жизни;
- воспитание
толерантного отношения к людям другой национальности.
в) Задачи
воспитательной работы с подростками:
- дальнейшее
развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека
в процессе восприятия социальной информации;
- развитие
нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- укрепление
убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это
самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в
том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить
под сомнение;
- формирование опыта
применения полученных знаний для решения задач в области межличностных
отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;
- воспитание умения
отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.
г) Задачи
воспитательной работы с юношеством:
- освоение системы
знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической,
необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина;
- формирование
умения критически осмысливать и систематизировать социальную информацию;
- формирование
умений применения полученных знаний для решения задач в гражданской и
общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных
отношений;
- закрепление и
обогащение опыта совершения социально-значимых поступков;
- воспитание
толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;
- формирование
умения противодействовать асоциальным проявлениям;
- вовлечение
подростков и молодежи в многообразную социальную практику и деятельность
институтов гражданского общества.
Заключение:
В ходе
исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и
практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе
социального развития общества воспитание предполагает:
·
передачу
социального опыта человечества и мировой культуры
·
непосредственное
воспитательное воздействие на человека или группу людей
·
организацию жизни
и деятельности воспитанника
·
создание условий
для саморазвития личности воспитанника, и т.д.
В целом
воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются
воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания
этого процесса.
Организация
воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется
посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой
информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является
формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к
самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим
осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое,
экологическое и другие направления воспитания.
Поставленные
перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но
эффективность их решения зависит от следующих факторов:
·
совокупного
применения методов, приемов и воспитательных средств
·
учета
индивидуальных особенностей воспитанника
·
условий и
обстоятельств проведения воспитательного процесса
В целом
каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей
общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и
задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и
стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является
ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для
него обществе.
Список литературы
1. Воспитание // Советский
энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С.
248.
2. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т.
Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.
3. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная)
психология. Учебник. -‑ М.,
Российское педагогическое агентство. 1996, -‑ 374 с.
4. Психология и педагогика / Сост.
А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум
С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с. – ( Учебник нового
века).
6. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ.
высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.