Состав и строение костей
Урок «Состав и строение костей»
Цель: Познакомить учащихся с
химическим составом и строением костей, показать взаимосвязь строения костей и
выполняемых ими функций, продолжить формирование понятий «ткань», «система
органов»; продолжить развитие общеучебных навыков работы с натуральными объектами,
микроскопом, с различными источниками информации.
Оборудование:
скелет,
таблица «Строение костей», микроскопы, микропрепараты распилов костей, прокалённая
и декальцинированная кость, разновесы, макет кости из бумаги.
Ход урока
Организационный
момент
Проверка
домашнего задания
1. Из чего
состоит опорно- двигательный аппарат? Какие функции выполняет скелет? Приведите
примеры.
2. Каково
строение и назначение черепа? Чем отличается от черепа млекопитающих? Почему?
3. Какое
строение имеет скелет туловища?
4. Какое
строение имеет скелет верхних и нижних конечностей человека?
5. Чем скелет
человека отличается от скелета млекопитающих?
6. С чем
связаны отличия скелета человека от скелета млекопитающих? О чём говорит
сходство?
Изучение
нового материала:
Мотивация:
Кости скелета постоянно выдерживают большие нагрузки. Например: во время
приземления атлета, прыгающего в длину, его бедренная кость подвергается
нагрузке в 9000 килограмм и не повреждается.
Благодаря
каким особенностям строения и состава кости могут выдерживать такие большие
нагрузки?
Над этим
вопросом мы и будем работать в ходе сегодняшнего урока. Записать тему урока.
Какие
вещества входят в состав всех живых организмов?
Демонстрация и объяснение опыта
доказывающего состав кости.
Из каких
веществ состоит кость и какие свойства они ей придают?
Записать и
заполнить схему в тетради:
Органические
вещества 35% Неорганические вещества 65%
Белок
–коллаген Са, Мg,Р; Н О
Упругость и
эластичность Твёрдость и хрупкость
Качественный
состав кости меняется в зависимости от состава пищи. Выдающийся русский анатом
П. Ф. Лесгафт проделал интересны опыт. Он кормил четыре группы щенков разной
пищей: молочной, мясной, смешанной и растительной. В костях щенков которых
кормил молоком или мясом, соотношение органических и неорганических веществ
было примерно 1:1. Значительно меньше неорганических веществ в кости при
смешанном питании и особенно при питании растительной пищей, где это
соотношение выражается 1:2.
Как вы
думаете, Чем будут отличаться кости щенков, которых кормили растительной пищей,
от костей щенков, которых кормили мясной и молочной пищей? (будут более мягкие)
Каждая кость
состоит из нескольких видов тканей, но основу кости составляет костная ткань.
Работа с
учебником стр. 94. Изучение строения костной ткани и кости.
Вспомните,
что мы называем тканью? Какие виды тканей вам известны? Подумайте, к какому из
этих видов вы отнесли бы костную? Почему?
Записать и
заполнить схему.
Благодаря
тому, что вещество кости состоит из костных пластин, кость получается лёгкой и
прочной. Эту особенность заметили и используют архитекторы при проектировании
зданий. Примеры.
Сверху кость
покрыта надкостницей, она богата нервами и сосудами, проникающими в глубь
кости.
Утолщения
длинных трубчатых костей покрыто хрящом. Рост кости происходит: в толщину (или
ширину) за счёт деления клеток надкостницы, а в длину за счёт деления клеток
хряща.
Вы не раз
держали кости в руках. Скажите: они гладкие или шероховатые? Как вы думаете,
почему кости не идеально гладкие, а с выступами и шероховатостями?
В том
месте, где кость чаще испытывает нагрузки она крепче или слабее? Почему?
Объяснить. Рассказать
о пользе физических упражнений и гигиене опорно-двигательного аппарата.
Вывод: Зная особенности
состава, строения и роста костей, какие бы рекомендации вы дали ученикам школы?
(просмотрите все записи, вспомните состав, строение костей и на основе вех
знаний полученных в ходе урока сделайте вывод).
Закрепление: Выполнение лабораторной
работы « Микроскопическое строение кости».
Домашнее задание:
стр.94-95.
Различия в
строении скелета человека и млекопитающих (на примере обезьян)
Отделы скелета
|
Млекопитающие
|
череп
|
|
|
позвоночник
|
|
|
Грудная клетка
|
|
|
Тазовый пояс
|
|
|
Свободные верхние
конечности
|
|
|
Свободные нижние
конечности
|
|
|
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
«МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ
СТРОЕНИЕ КОСТИ»
1. Рассмотрите препарат
«Микроскопическое строение кости».
2. Найдите его изображение
на рисунке.
3. Подпишите пронумерованные
части кости.
4. Ответьте на вопросы:
А) Какие
особенности микростроения костной ткани обеспечивают ей относительную легкость
и прочность?
Б) Как
обеспечивается обмен веществ в костной ткани?
В) По каким
признакам костная ткань относится к группе соединительных тканей?