Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в этой системе
Содержание
Введение
Глава 1.
Система воспитание подрастающего поколения и место детских учреждений в ней
1.1 Система
воспитания как совокупность идей и учреждений
1.2 История
становления организаций для детей и подростков
1.3
Особенности работы учреждений для детей и подростков
1.4 Проблемы
и тенденции развития учреждений для детей и подростков
Глава 2.
Система воспитания подрастающего поколения в г. Перми и Пермской области
2.1 Детские
и молодежные объединения
2.2 Клубные
учреждения. Особенности работы с детьми и подростками
2.3
Направления и особенности работы библиотек с детьми и подростками
2.4
Особенности работы с детьми музеев
Заключение
Список
использованных источников
Вопрос воспитания и образования волнует человечество еще со
времен Платона и Аристотеля, однако это был вопрос элитарного воспитания. И
лишь в ХХ веке он становится важным для всех слоев населения. И сейчас, по
прошествии почти двух десятилетий с распада СССР, этот вопрос более чем болезнен
и актуален. Новые стереотипы, новые идеалы, новые цели, возможности и
невозможности, новые интересы и проблемы породили ряд новых вопросов и
тенденций в этой области. Чтобы решить вопрос детской наркомании, алкоголизма,
проституции, и еще большее количество менее глобальных проблем, необходимо
совершенствовать, а кое-где и создавать заново систему воспитания подрастающего
поколения.
Цель работы охарактеризовать существующую систему
воспитания, выявить ее достоинства и недостатки, как на общероссийском, так и
на региональном уровнях.
Задачи исследования:
выявление особенностей системы воспитания на различных
исторических этапах;
выявление места и роли детских учреждений в системе
воспитания;
определение роли социально-культурных институтов в системе
внешкольного воспитания
характеристика системы воспитания, существующей на территории
Пермской области, средств, методов, форм работы учреждений для детей;
Предметом исследования является система воспитания
подрастающего поколения в Российской Федерации, детские учреждения и
организации.
Объектом исследования являются формы, средства,
методы работы с детьми и подростками социально-культурных институтов, история
их становления.
Проблема не является новой, поэтому широко разработана в
педагогических трудах таких ученых, как А. Макаренко, Азаров и т.д. Если
говорить об учебных пособиях, то наиболее глубоко тему раскрывает И.Н. Ерошенков
"Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков".
В данном параграфе система воспитания будет рассмотрена как
совокупность идей и учреждений, охарактеризовано место и роль в ней социальных
и социально-культурных институтов.
Каждое общество формирует систему воспитания подрастающего
поколения в зависимости от его социальной установки. В дореволюционной России
существовала тенденция к подавлению личности. Об этом писал, например, Н.А. Бердяев:
"Личностей не было была однородная масса, потому что каждая личность
духовно оскоплялась уже на школьной скамье... Формализм сознания лучшее
нивелирующее средство в мире"
Эта же линия на нивелировку личности продолжалась и в
советское время. Только нынешняя Конституция России объявила личность высшей
ценностью, поставив ее на первое место. Однако реализация этого
конституционного права требует реформирования всего общества, в том числе и
системы воспитания подрастающего поколения.
Под системой воспитания мы понимаем формирование всесторонне
развитой личности посредством различных социальных институтов.
Система идей внешкольной работы включает обеспечение
целенаправленного воздействия и взаимодействия детей и подростков в свободное
от учебы время, развитие творческих способностей, удовлетворение их
разносторонних интересов и запросов в области культуры, создание условий для
развития общественной активности и самостоятельности, обеспечение условий для
отдыха детей и подростков. А всестороннее развитие личности в современных
условиях предполагает формирование идейной направленности, т.е. воспитание
патриота, демократа и гуманиста, соблюдающего законы природы и общества. Социально-экономическая
направленность означает воспитание труженика, творца, профессионально
грамотного, ответственного и делового человека. А духовное богатство включает в
себя нравственную чистоту и эстетическое совершенство. Всестороннее целостное
развитие личности включает в себя также и физическое совершенство.
В систему воспитания входит также система социальных,
социо-культурных институтов. Попытаемся конкретизировать понятие "социально-культурный
институт". Философия под социальным институтом понимает элемент
социальной структуры, исторической формы организации и регулирования
общественной жизни. Социология под этим же термином понимает организованную
систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные
ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества [13, с.122].
В свою очередь необходимо подчеркнуть и широкий диапазон термина "социально-культурный
институт". Им обозначаются семья, государственные и муниципальные
структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные
общественные и коммерческие организации, система народного о6разования,
средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения
социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы,
цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки,
спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные учреждения и т.д.
Суть социально-культурного института состоит в том, что он
организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению
социально-культурных потребностей человека или решению конкретных
социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и
функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным
институтом [6, с.50].
В завершении параграфа можно сделать следующий вывод,
неотъемлемой частью системы воспитания являются социальные,
социально-культурные институты. Сфера их деятельности, основные цели и задачи
определяются действующей в обществе идеей воспитания, которая строится согласно
нравственным и политическим реалиям времени, тем требованиям, которое общество
предъявляет своему гражданину.
В данном параграфе речь пойдет об истории становления
учреждений и организаций для детей и подростков, а также о их непосредственных
задачах, средствах и методах их работы на различных исторических этапах.
История создания детских общественных организаций начинается
с дореволюционной России. Первые добровольные объединения подростков создаются
в России еще при Николае I. С его ведома в школах и училищах создаются отряды
мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 г. в Павловске был создан первый скаутский
отряд, а в 1914 г. создается Всероссийское общество "Русский скаут". К
1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и
насчитывали 50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение
в России не получило, хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитников
Отечества.
После Октября скаутское движение было фактически вытеснено
пионерским движением. В 1919 г. делается попытка создания организации юных
коммунистов. В Тульской губернии создается детпролеткульт, в Перми "Муравейник",
в Днепропетровске - Совет детских депутатов. Словом, идет поиск организационных
форм детского движения.
В этом движении главную роль играли культпросветчики и
педагоги. Чтобы придать движению организованный характер, в 1923 г. Секретариат
ЦК РКСМ издает циркулярное письмо "0 развитии организационных форм детской
работы". Это привело к унификации и политизации детского движения. Унификация
и политизация окончательно завершились в пионерский период, т.е. после шестого
съезда комсомола, который состоялся в 1924 г. Детские организации были
бюрократизированы, они подавляли инициативу ребят, воспитывали их в духе
конформизма. Положительным моментом в деятельности пионерских организаций были
коллективизм и дисциплинированность. Пионерская организация имела единую цель и
задачи, единую программу деятельности, общие для каждого символы и ритуалы,
поголовный охват подростков.
За годы советской власти в России была создана стройная
система государственных и общественных институтов воспитания подрастающего
поколения. Теперь эта система под угрозой распада. Идет процесс ее неуклонного
сокращения. Наряду с этим была создана мощная и стройная система общественных
организаций, которая охватывала детей всех возрастов. Социализация ребенка
начиналась с детской организации октябрят. Затем он вступал в пионеры, из
пионеров в комсомол и взрослым в партию. Партия постоянно заботилась и
направляла деятельность детских организаций. И как бы мы не критиковали эту
систему за ее авторитаризм и формализм, это была эффективная система воспитания
с четкой идеологической направленностью. Она формировала гражданина и патриота
своей страны.
С 1989 г. начинается постпионерский период детского движения.
Демократизация захватила и детские организации. Их девизом становится: "За
Родину, добро и справедливость", детским организациям предоставляется
некоторая самостоятельность. В 1990 г. Россия ратифицировала конвенцию "0
правах ребенка", а в 1993 г. правительство принимает постановление "О
поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации", в
1994г. "0 взаимодействии органов управления по делам молодежи с детскими и
молодежными объединениями". В 1995 г. Государственная дума принимает закон
"Об общественных объединениях". В том же году издается справочник
Государственного комитета по делам молодежи, в котором зафиксированы 24 детских
объединения. К ним относятся: "Русский Союз скаутов", "Союз
московских скаутов", "Союз пионерских организаций", федерация
"Юная Россия" и "Федерация скаутов России", Орден
милосердия, Школа демократической культуры, детские творческие объединения,
спортивные юношеские общества и клубы [5, с.17].
Для всех этих объединений характерны отсутствие яркой
политической направленности, добровольность, инициатива, самоуправление.
Таким образом, современные детские организации вступили в
полосу демократизации и выполняют важные функции формирования гражданина. Роль
и место взрослого сугубо индивидуальна, определяется авторитетом и влиянием. Он
может быть руководителем, организатором, советчиком. Это зависит от запросов
самих подростков. Необходима свобода действий детских организаций.
Помимо формальных детских объединений существуют еще и
неформальные, не имеющие официального статуса: это экстремистское и лояльное
движения. К экстремистским группам можно отнести люберов, рокеров, фашиствующие
и некоторые религиозные организации типа церкви сатаны, белого братства,
богородичного центра и др. К лояльным группам относятся панки, металлисты и
другие группы, связанные с определенным образом жизни. Для них характерны
вычурность одежды, неординарность поведения и увлечение каким-то видом
искусства.
На сегодняшний день в России сложилась разветвленная сеть
детских культурно-воспитательных учреждений и организаций. В системе Министерства
образования находится сеть общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских
садов, детских домов, домов и дворцов молодежи и школьника, центры внешкольной
работы, детские технические станции и станции юннатов, лагеря отдыха,
спортивные площадки, стадионы. В школах создаются скаутские, пионерские и
другие общественные организации.
В системе Министерства культуры функционируют детские
библиотеки, дома и дворцы культуры, кинотеатры, театры, цирки, детские городки,
парки и зоопарки, музыкальные студии и школы искусств, центры эстетического
воспитания и творчества детей.
Министерство здравоохранения располагает сетью
реабилитационных центров, поликлиник, больниц, санаториев.
Профсоюзы имеют детские подростковые клубы, дома и дворцы
культуры, детские городки и парки, детские технические станции, планетарии и
обсерватории Правоохранительные органы милиции создают детские комнаты милиции,
трудовые колонии для несовершеннолетних.
Таким образом, работа с детьми и подростками, как о
целенаправленный и стабильный процесс, начинает складываться еще в
дореволюционной России, только эта работа ведется с элитными слоями общества,
как о массовой о ней можно говорить лишь в советский период. При неизбежном
количестве отрицательных сторон, ее плюсом является всесторонний охват детей и
подростков. На современном этапе развития такой мощной государственной
организации не существует, во многом система воспитания переживает кризис,
попытки выхода из которого делаются, но отлаженной и проверенной системы еще не
существует.
В параграфе сделана попытка охарактеризовать особенности
работы учреждений для детей и подростков, ее цели, специфические методы и
задачи, зависящие прежде всего от учреждения.
Все детские культурно-воспитательные учреждения можно
подразделить на две группы: многопрофильные и специальные. К многопрофильным
детским учреждениям относятся школы и такие внешкольные учреждения, как дома и
дворцы молодежи и школьников, дома и дворцы культуры, подростковые клубы, парки
[5, c.18].
Специальные детские учреждения - это библиотеки, театры,
кинотеатры, станции юных техников, натуралистов, туристов, детские спортивные
школы, стадионы, дворцы спорта, детские автогородки, автотрассы, железные
дороги, пароходства. Как правило, эти учреждения выполняют
инструкторско-методическую, учебно-кружковую и организационно-массовую работу.
Особняком стоят средства массовой информации: детские
журналы и газеты, книги, детские радио - и телепередачи.
Помимо детских учреждений и организаций следует отметить
также сеть общественных организаций и учреждений, которые ведут большую работу
среди детей и подростков. К ним относятся советы содействия семье и школе,
советы по внешкольной работе с детьми, работе по месту жительства, депутатские
комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, шефские комиссии, советы
детских секторов, фонды спонсоров, специализированные фирмы по культурному
обслуживанию детей и подростков. Жизнь подсказывает новые организационные формы
работы с детьми и подростками. Основные направления их деятельности довольно
многогранны. Сюда входят и помощь школе в осуществлении всеобуча, организация
работы с детьми и под ростками по месту жительства, организация летнего отдыха
детей и подростков, преодоление негативных явлений среди них, нравственное и
эстетическое воспитание. Здесь особенно хорошо зарекомендовали себя музыкальные
студии и школы искусств, центры эстетического воспитания и творчества детей. Не
стоит в стороне от культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками
и научная общественность, деятели культуры и искусства. Культурно-воспитательная
деятельность ведется в научных обществах школьников. Над детскими техническими
кружками шефствуют предприятия. При творческих организациях создаются
филармонии для детей и юношества, университеты искусств, лектории.
В стране функционируют пионерские, скаутские,
патриотические, казацкие организации. Поле их деятельности составляют экология,
помощь больным и престарелым, охрана памятников и захоронений, благоустройство
дворов, шефство над приютами. В России вводится институт уполномоченных по
правам ребенка. Ослабление пионерского движения в стране остро поставило задачу
создания новых детских общественных организаций.
Таким образом, в нашем обществе создается внешкольная
педагогическая среда, которая включает в себя общественно-политическую,
производственно-экономическую, социально-бытовую, культурную и
природно-экологическую сферы. Она оказывает влияние на формирование и развитие
личности ребенка.
Удовлетворять культурные потребности призваны прежде всего
учреждения культуры. При этом надо иметь в виду, что каждое учреждение культуры
имеет свою специфику и свое функциональное назначение, детская библиотека
является учреждением, организующим хранение и общественное пользование
произведениями печати в целях культурного развития и саморазвития личности
ребенка. Свои задачи она решает через комплектование и организацию
библиотечного фонда, а также через обслуживание читателей. Своеобразие детской
библиотеки состоит в том, что она обслуживает определенные возрастные категории
читателей, т.е. детей, подростков и юношей. Это накладывает свой отпечаток на
характер деятельности с каждой возрастной группой и требует яркости, образности
и эмоциональности форм пропаганды книги (организация детских утренников,
сказок, увлекательных путешествий в мир книг, ярких театрализованных
представлений). Расширяя коммерческие начала по обслуживанию
читателей-родителей, детские библиотеки должны создавать все условия для
бесплатного пользования книгой детьми.
Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей
играет музей, по образному выражению А.В. Луначарского - "памятная книга
человечества Музеи - это собиратели, хранители и пропагандисты памятников
истории и культуры. Первый краеведческий музей в России появился в Весьегонске.
В годы Великой Отечественной войны создаются музеи боевой славы, народные
музеи, в организации которых большое участие принимают учащиеся. Особенно
велика воспитательная роль детских выставок. Они способствуют стимулированию и
развитию творчества детей.
Таким образом, музеи выполняют образовательную и
воспитательную функции. Знакомясь с экспозицией музея, изучая историю и
культуру своего отечества, родного края, участвуя в поисковых экспедициях,
учащиеся проникаются любовью к Родине, своему родному краю. К сожалению,
рыночные отношения отрицательно сказались и на музеях. Число музеев
сокращается, резко упала их посещаемость. А между тем это истоки нашей истории
и культуры. Без них невозможно дальнейшее развитие культуры. Сохранение
памятников истории и культуры означает сохранение памяти народной, без которой
нет и самого народа.
Детские парки, городки, площадки и зоопарки представляют
собой центры культуры и отдыха детей и подростков с использованием природных
факторов. В этом состоит их неповторимое своеобразие. Они решают проблему не
только отдыха, но и экологического воспитания. Общение с природой дает детям не
только заряд бодрости, но и воспитывает благородное чувство любви к ней, заботы
об окружающем мире. К сожалению, переход на самоокупаемость и сокращение
государственной дотации привело к тому, что многие парки, городки и площадки
пришли в полное запустение. Особенно пострадали последние, так как они
функционировали фактически на общественных началах.
Важное место в воспитании подрастающего поколения занимают
художественно-зрелищные учреждения. Их специфика определяется тем или иным
видом искусства. Они приобщают детей и подростков к искусству и воспитывают их
эстетически. К ним относятся детские театры, кинотеатры, цирки, центры
эстетического воспитания и творчества детей. Их число также резко сократилось. Без
поддержки государства и общества эти социальные институты воспитания не могут
функционировать.
Комплексными полифункциональными учреждениями культуры
являются детские клубы, дома и дворцы культуры, дома и дворцы молодежи и
школьников. Клубные учреждения возникли в глубокой древности. Прообразом
современного клуба в первобытном обществе являлся так называемый "мужской
дом", который выполнял функции крепости, арсенала, музея и клуба. Он
являлся, по выражению А.А. Петрова, "лабораторией социального духа и
школой общественных навыков" Фактически это был центр воспитания взрослых
и детей. В связи с этим в современных условиях идет процесс отбора и
трансформации учреждений культуры. Здесь наблюдаются две тенденции - специализация
и интеграция детских учреждений культуры. Вместо крупных полифункциональных
учреждений культуры появляются профилированные детские учреждения, залы и
комнаты компьютерных игр, детские народные филармонии, видеосалоны и дискоклубы.
Вместе с тем происходит интеграция этих специальных учреждений культуры в
ассоциации, центры, централизованные библиотечные и клубные системы,
социально-педагогические комплексы, детские фонды.
М. Коваль отмечает, что спецификой внешкольных учреждений
является способ организации педагогического процесса, меньшая наполняемость
групп, разнообразие организационных форм занятий. В ее основе лежит
добровольный характер выбора детьми работы и участия в ней, возможность смены
занятия и перехода от одного кружка к другому, дифференциация учащихся по
интересам [7, с.7]
Следующие особенности в организации деятельности детских
учреждений культуры выделяет И.Н. Ерошенков:
во-первых, они функционируют в сфере свободного времени, где
дети и подростки более раскованы и предоставлены в значительной мере самим себе.
Это накладывает свой отпечаток на всю культурно-воспитательную деятельность;
во-вторых, она строится всецело на добровольных началах. Следовательно,
только интерес может привлечь и удержать детей и подростков в этих учреждениях;
в-третьих, учитываются возрастные социально-психологические
особенности детей и подростков;
в-четвертых, культурно-воспитательная деятельность в детских
учреждениях культуры сочетается с отдыхом и раз влечениями, рациональным и
эмоциональным воздействием на сознание детей и подростков;
в-пятых, требуется больше разнообразия форм
культурно-воспитательной деятельности;
в-шестых, здесь нет строгой регламентации процесса культурно-воспитательной
деятельности. Программа подвижна и многогранна, она определяется
воспитательными задачами, запросами и интересами детей и подростков [5, с.27].
Кризис в экономической, политической и социальной жизни
страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд
немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом
параграфе.
Конечно, основными социальными институтами, формирующими
личность ребенка, являются семья и школа. Именно в них закладываются основы
гражданского воспитания. А между тем идет болезненный процесс трансформации
семьи. Падает рождаемость и растет смертность. В России смертность уже
превысила рождаемость.40% семей после 5 лет совместной жизни распадаются. Большая
загруженность матери на работе и дома, материальная необеспеченность семьи
также отрицательно сказываются на воспитании детей. Семья практически
самоустранилась от воспитания детей, хотя потребность у родителей заниматься
воспитанием детей, общаться с ними есть.
Одновременно наблюдается и кризис школы. Учителя мужчины
уходят из школ, школы оторваны от жизни и до сих пор придерживаются
авторитарной педагогики. Налицо кризис педагогического образования и науки. Болезненные
процессы происходят в системе дошкольных учреждений. Идет процесс сокращения их
количества. В связи с этим резко сократилось число детей в детских садах. Насущной
проблемой с момента рождения ребенка становится его будущее устройство в
детский сад.
Есть различие и в характере педагогической среды города и
деревни. Городская среда шире, чем сельская. У нее лучше
материально-техническая база и более профессиональные кадры, разнообразнее сеть
детских учреждений. Здесь больше возможностей для общения и формирования
ценностной ориентации, влияния на весь образ жизни. Однако урбанизация ведет к
тому, что семьи мало связаны друг с другом, дети не чувствуют постоянного
контроля взрослых, мало участвуют в семейно-бытовом труде. В городе дети больше
сталкиваются с аморальными явления ми, больше подвергаются соблазнам, а школа
слабо использует возможности вне педагогической среды. В процессе
реформирования нашего общества и перехода к рыночным отношениям ухудшилось
положение детских внешкольных учреждений.
Таким образом, сложившаяся внешкольная и школьная
педагогическая среда мало благоприятствует формированию целостной личности. Политический,
экономический и духовный кризис общества отрицательно сказывается, прежде
всего, на детях. Они больше всего страдают и в материальном, и в моральном
плане. Но в то же время эти трудные обстоятельства жизни закаляют подрастающее
поколение, учат преодолевать трудности.
Таким образом, из-за наметившихся трудностей в системе
школьного и семейного воспитания, перед внешкольными учреждениями и
организациями для детей встала задача восполнить эти пробелы, максимально
заинтересовать детей и подростков.
Говоря о системе воспитания детей и подростков Пермской
области можно выделить те же проблемы и тенденции, что характерны для страны в
целом. Это и недостаточное финансирование, и проблема "город-деревня",
и неполная занятость ребенка в свободное время, а главное во многом
неустойчивость системы в целом, отсутствие проверенной и сбалансированной формы
работы, которая позволяла бы охватить досуг детей, отсутствие такой
организации, как пионеры, которая бы способствовала массовому сплочению детей.
Глава ставится своей цель охарактеризовать детские
учреждения и организации Прикамья, выявить их охват, методы и средства работы. Причем
некоторые из них функционируют широко на территории всей области, другие в силу
своей специфичности, в основном это зрелищные организации, парки, зоопарки,
представлены только в областном центре. И даже на примере Перми не получается
говорить о них во множественном числе. Если говорить о театрах, то
ориентированных на детей и подростков - 2: Театр юного зрителя и Пермский театр
кукол. Репертуар тут строится исходя из возраста посетителей, в основном это
детские и юношеские произведения зарубежной и отечественной классики, а также
русские народные сказки. Кинотеатры не ориентированы на детскую аудиторию, но в
дни каникул предусмотрены дополнительные сеансы для детей. Достаточно сложная
ситуация наблюдается в парках, аттракционы в основном давно же не менялись,
хотя в принципе, несмотря, на то что появились различные летние кафе совершенно
не на детей ориентированные, появился и ряд новых услуг, например, прокат
роликовых коньков. Старые формы работы сохраняются.
Далее мы более подробно поговорим о детских и молодежных
объединениях, работе клубных учреждений и библиотек.
Параграф ставит своей целью охарактеризовать историю и
современное состояние детских и молодежных организаций рассматриваемого региона.
Предшественником пионерской организации в Перми стал детский
клуб, организованный народным учителем В.И. Шулеповым на базе Центральной
детской библиотеки. Клуб был создан в декабре 1919 гола и назывался "Муравейник".
В его уставе говорилось, что основой клуба является труд. "Мы, муравьи,
трудиться любим, иди работать к нам скорей!" - лозунг клуба. "Муравьи"
издавали печатную газету "Муравей-чудодей" и рукописный
литературно-художественный журнал "Мурашики", активно участвовали в общественной
жизни. С того времени в Пермской губернии начался быстрый рост отрядов "красношеек",
так вначале прозвали пионеров [3, с.3].
12 февраля 1923 года обком комсомола принял решение о
создании Пермского губернского легиона юных; пионеров имени Карла Либкнехта. В
1924 голу пионерское движение распространилось по всему Пермскому округу. Наиболее
многочисленными были дружины им. Красного флота при Мотовилихинском заводе, в
Разгуляйском районе - им. Спартака, на Заимке - им. КИМ и при "Муравейнике"
- им. Коминтерна. На 1 января 1925 года пионерская организация насчитывала в
своем составе 7830 ребят в возрасте от 12 до 15 лет. Для детей младшего
возраста при пионерской организации были созданы группы, которые сначала носили
название "стаи волчат", затем они переименовываются в октябрятские
группы.
В 90-е годы, после того, как Указом Президента Российской
Федерации была приостановлена деятельность Коммунистической партии РСФСР, как
следствие, постепенно прекратилась и деятельность пионерских организаций. Но в
последние годы вновь появляются упоминания о возрождении пионерского движения в
Прикамье. Например, на 2003 год в справочнике по детским и молодежным
общественным организациям Перми и Пермской области есть данные о пионерском
движении при школе (Пермский район, д. Скобелевка, Хохловская средняя школа). В
современном пионерском движении отсутствует коммунистическая идеология,
участники его занимаются оказанием шефской помощи, возрождают тимуровское
движение.
В те же девяностые в России возобновляется деятельность
скаутских организаций. В Перми скаутские отряды появились вновь в конце 1990-го
года. В мае 1994 года зарегистрирован Устав Пермского областного скаутского
центра, в котором центр обозначен как добровольное, неполитическое, независимое
общественное объединение детей и молодежи. Целью скаутской организации на
современном этапе определено развитие физического, интеллектуального,
общественного и духовного потенциала молодых людей.
В последние десятилетия прошлого века наблюдался активный
рост числа детских и молодежных организаций. К 2003 году в Пермской области
насчитывалось более трехсот объединений различной направленности и формы: благотворительность
и милосердие, культура, образование о просвещение, профилактика наркомании,
социальная адаптация, спорт и экология, юнкоры, национально-культурные центры,
патриотические объединения правовые организации и фонды и т.д. Из
утвердившихся, по времени и делам, организаций следует назвать структурное
подразделение общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Объединение
молодых инвалидов" Пермской области (год образования - 1988), цель
деятельности - интеграция инвалидов в общество, защита их прав и интересов [3, с.6].
Ассоциацию учащейся молодежи и детей Пермской области "Юность" (1991
г), поддерживающую молодежные творческие инициативы, на 1 января 1998 года там
получали дополнительное образование 6161 учащийся [12, c.5],
общественную организацию "Волонтерская служба Прикамья" (1995 г),
Пермское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Детские
и молодежные социальные инициативы" (1995 г) и др.
По данным Главного управления Федеральной регистрационной
службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу на июль 2005
года, в области действует более тридцати детских и 13 молодежных общественных
объединений, прошедших официальную регистрацию в органах Росрегистрации - это
лишь небольшая часть существующего на современном этапе детского и молодежного
движения в Прикамье [3, с.6]. Поговорим подробнее лишь о некоторых из них:
Общественная организация "Добрый дом".
Организация содействия гармоничной социализации и
творческому развитию детей и молодежи. Ребенок, умеющий играть, живущий с
детства в окружении уютных, красивых домов, зеленых лужаек, доброжелательных и
веселых людей, живет и творит легко и передает это умение своим детям. Дать
возможность детям и взрослым развивать свои творческие способности,
нарабатывать новые умения и от этого становиться уверенным в себе
самостоятельными людьми, тонко чувствующими красоту и умеющими ее беречь и
приумножать - вот миссия организации "Добрый Дом". Участниками и
добровольцами "Доброго Дома" являются талантливые дизайнеры,
режиссеры, музыканты, психологи, педагоги, менеджеры. Для реализации своих
проектов организация обращается к талантливым конструкторам, инженерам,
руководителям. Все вместе они разрабатывают и воплощают в жизнь совместные
проекты. Таким образом, осуществлялся, к примеру, пилотный проект "Игра - дело
серьезное" по созданию на территории центра соцобслуживания населения
Индустриального района города Перми уникального ландшафтного комплекса с
экспериментальной детской игровой площадкой, разработанной по индивидуальному
проекту с учетом рекомендаций психологов. Объединение приглашает к
сотрудничеству добровольцев: менеджеров музыкальных и театральных коллективов,
менеджеров по организации тренинговой работы психологов, а также самих
психологов для развития игровой деятельности детей и подростков.
Молодежное студенческое объединение "Урал-сервис".
"Урал-сервис" существует уже с 1971
года и действует сразу в двух ипостасях: как трудовой летний студенческий отряд
и как зимний благотворительный волонтерский центр, причем, в обоих случаях это
одни и те же молодые люди, обычно студенты. Летом они отправляются в качестве
проводников на поездах самые разные стороны нашей необъятной страны и получают
за эту работу деньги. В остальное время они работают - на волонтерских началах
на самых разных подшефных объектах: в зоосаде, приюте для собак, музее "Пермь-36",
центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, хосписе, детских
домах, школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями. Работа самая
разнообразная, в зависимости от места приложения сил: в детских домах - это
мелкие хозяйственные работы, помощь в организации досуга детей, выполнении
домашних заданий, организация праздников, чаепитий, работы кружков и секций; в
музее "Пермь-36" - это обустройство территории,
реставрационно-восстановительные и общестроительные работы и т.д.
Лысьвенский филиал ДИМСИ.
В 1997 году на базе общеобразовательной школы №2 с
углубленным изучением отдельных предметов открыт Лысьвенский филиал Пермского
регионального отделения ДИМСИ (Детских и Молодежных Социальных Инициатив). Объединение
ведет работу по программам: "Младший брат. От сердца к сердцу",
"Возвращение к истокам", "Лидер здоровья", "Диалог
индивидуальностей". Ребята из этого объединения инициировали создание
первой в городе ассамблеи детских объединений, провели городской семинар
просвещению в рамках проекта "Школа - правовое пространство", а так
же областной семинар-тренинг по программе "Лидер здоровья".
ДИМСИсты участники фестиваля "парад планет" в
Москве, Международного форума в Кирове, Общероссийского съезда ДИМСИ в Туапсе.
В школе действует "Школьная служба примирения", с
успехом иронию КТД "Правовой калейдоскоп", большая работа проведена
педагогическим коллективом по правовому воспитанию среди учащихся и родителей: Уроки
права, викторина "Я и закон", Открытый микрофон", клуб "Поговорим.
Подумаем. Поспорим", Телефон доверия, родительские собрания по правовым
вопросам. Общешкольная конференция "Обеспечение прав ребенка в школе".
Несмотря на то, что официально зарегистрированных детских и
молодежных объединений Пермской области более 30, лишь 10 из них действуют на
территории области, все остальные базируются в Перми. Поэтому, учитывая все
выше сказанное, можно сделать вывод: детское и молодежное движение недостаточно
развито в области, требует дальнейшего развития.
Клубная работа уже традиционное направление в процессе
воспитания, поэтому параграф видит своей целью охарактеризовать формы и методы
работы на текущий момент.
В работе клубных учреждений Прикамья, направленной на подрастающее
поколение, можно выделить несколько направлений:
Детское художественное творчество - лидирующее
направление деятельности учреждений культуры. В общем числе самодеятельных
коллективов увеличивается процент детских групп. Доля художественного детского
любительства растет в большинстве районов Пермской области. Это такие
территории, как Александровск (+ 23), Гремячинск (+ 8), Лысьва (+ 9),
Горнозаводский (+ 8), Добрянский (+12), Куединский (+ 15), Кунгурский (+ 11),
Нытвенский (+ 24), Оханский (+9), Сивинский (+ 8), Чердынский (+14) районы [4, с.6].
В 2002 г. детские коллективы составляют 59,9% от общего
числа коллективов народного творчества, а число участников в них составляет
60,2% от общего количества участников художественной самодеятельности. За последние
три года численность коллективов и кружков для детей (до 14 лет включительно) увеличилась
на 406, а участников в них - на 4550человек (к 2000 г) [4, с.6].
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
Число клубных формирований народного творчества для детей
|
2149
|
2440
|
2555
|
Число участников детских клубных формирований народного
творчества
|
26743
|
30651
|
31293
|
Деятельное приобщение детей к искусству оправдано, так как
готовность к творчеству, потребность в нём, естественное стремление к
самовыражению - это особенность детской психологии, которая свойственна раннему
детскому возрасту. Поэтому неудивительно, что среди участников детских
самодеятельных коллективов и студий в большинстве дети дошкольного, младшего и
среднего школьного возраста. Перед специалистами культурно-досуговых учреждений
области стоит задача более активного вовлечения в коллективы детского народною
творчества подростков. Давайте рассмотрим это направление более подробно на
примере Муниципального ДК г. Перми. Здесь занимаются более 1400 юных пермяков с
3 до 17 лет в 40 коллективах и кружках дворца. Пять коллективов имеют высокое -
звание образцовый коллектив. Коллективы имеют широкий диапазон направлений,
этому подтверждением является следующие данные: театральный коллектив "Ровесник",
театр танца "Юность", студия изобразительного искусства, ансамбль
классического танца "Фуэте", шоу-группа "Киндер-сюрприз", хор
"Малышок", студия изучения английского языка и т.д. [10].
Клубная работа с детьми планируется согласно календарю
государственных праздников и знаменательных дат (2002 г) [4,
c.55]:
1 июня "День защиты детей" В Осинском
районе 1 июня начинается "Декада детства". В этот день проходит
конкурс детской песни "Веснушки", в Уинском районе - театрализованная
программа "Мир всем детям на планете", в Оханском - шоу-программа
"Шоколад-шоу" и т.д.
1 сентября - "День знаний" во всех районах
области проходят театрализованные представления
Новый год традиционно самый любимый и массовый
праздник. В эти дни нет какой-либо одной формы, тут и благотворительные акции,
и мюзиклы, спортивные эстафеты и фестивали, новогодние балы и т.д.
Мероприятия, организуемые в дни школьных каникул, носят
познавательно-развлекательный характер. На базе культурно-досуговых учреждений
работают летние оздоровительные площадки. Вместе с тем приоритетной задачей
клубных учреждений является нравственное, военно-патриотическое, экологическое
воспитание, сохранение народных традиций. Например, в Кишертском районе в
летнее время дети собирают предметы старины, старые пословицы и поговорки. В
том числе их стараниями в районном центре оформлена "Русская изба". В
татарских населенных пунктах Уинского района прошел детский Сабантуй, в русских
- "Праздник березки", праздник "Ивана Купалы". Многие
клубные учреждения на современном этапе развития ориентируются, в том числе, и
на соцзаказ, идет работа со школами, с запросами детей и родителей. В работе
клубных учреждений с детьми приоритетным остается детское творчество, в том
числе театральные студии, танц-классы и т.д.
Параграф призван характеризовать работу библиотек области с
детьми и подростками, ее особенности и специфику.
На 1.01.2005 года детское население Пермской области
обслуживали: Пермская областная детская библиотека им.Л.И. Кузьмина, 40
центральных детских библиотек, 41 специализированный детский филиал. В 614
библиотеках организовано обслуживание детей и взрослых. Уменьшилась сеть
специализированных детс5ких библиотек на 5 единиц. Количество
пользователей-детей 329685. По-прежнему проблемным остается комплектование
литературы для детей и подростков. В 2004 году в библиотеки поступило 116205
экземпляров новых изданий, что значительно меньше, чем в 2003 году (2003 г. -
142951) [2,c.122].
Работа в библиотеках ведется прежде всего с целью пропаганды
книги. А так как библиотека детская, то способов великое множество: литературные
праздники (Неделя детской книги и т.д.), красочные выставки, встречи с
художниками-иллюстраторами (такая встреча прошла совсем недавно с Пермской
областной детской библиотеке им.Л.И. Кузьмина с С.Р. Ковалевым) и писателями. Кроме
того, создаются программы развивающего чтения [2, с.134]:
для дошкольников разработаны программы в Кишертской,
Уинской, Березовской, Пермской, Очерской, Березниковской, Кунгурской, Еловской,
Верещагинской, Краснокамской ЦБС. Интересны программы в Горнозаводске. Цель
программы - "Читающие дети - будущее России" - знакомство с
художественной литературой, воспитание любви и интереса к книге. Подобные
программы способствуют формированию у дошкольников интереса к библиотеке, к
книге, умение слушать, рассуждать и читать.
для младшего школьного возраста - программы "Воспитание
будущего читателя" (Бардымская ЦДБ), "Литература и фантазия" и
Школа творческого чтения "Книгочей" (ЦДБ г. Перми), Школа семейных
чтений (б-ка "2 Краснокамской ЦБС")
для подростков созданы программы развивающего чтения только
в Соликамске и Березниках: "О подростке - для подростка", "Не
осуди детские сердца", "Гармония". Работа проводится с
коррекционными группами по произведениям О. Уальда, Э. Маршалла, Х. Андерсена,
В. Крапивина, Ю. Томина, Ю. Сотника и т.д.
Во многих библиотечных системах (в 2004 г. - в 22) ведется
работа с детьми с ограниченными физическими возможностями [2, с.135].
Соликамская городская библиотека семейного чтения для
воспитателей и родителей детского сада (для детей с ОВЗ) провела обзор новых
книг, день информации "Мой ребенок не такой, как все", праздник
"Сказка за сказкой", а в Чусовской ЦБС для детей с ОВЗ организован
клуб "Надежда".
Ведется работа с детьми из многодетных и патронатных семей. Так,
в Губахе победителем конкурса "Лучшая читающая семья Прикамья" стала
патронатная семья Нечаевых.
Ведется работа и с детьми, оставшимися без опеки родителей. Библиотеки
организуют для них в учебных и воспитательных учреждениях пункты выдачи (г. Верещагино),
приглашают на занятия.
Работа с детьми, и особенно в библиотеке, должна
предусматривать все, вплоть до интерьера, чтобы ребенок хотел приходить сюда
снова и снова. Именно поэтому важно не только дифференциация по возрасту, в
связи с этим разные отделы, но и внутри отдела выделение зон: игровая - для
самых маленьких, где помимо книжек-игрушек разного плана, есть обыкновенные
игрушки, которые заинтересуют ребенка на то время, пока родители выбирают
книги, отдел со справочной и художественной литературой и т.д. В создании
интерьера важно все: ковер, на котором целый город с автомобильными дорогами,
шторы с веселыми картинками, мягкие игрушки и т.д. (Пермская областная библиотека
им.Л.И. Кузьмина).
Таким образом, мы можем говорить об огромной роли библиотек
Пермской области в формировании у ребенка не просто любви книге, а значит,
умения рассуждать и думать, но и жизненных принципов, его нравственной культуры.
Можно говорить и о разнообразии методов и форм работы.
На данный момент в Пермской области и г. Перми функционирует
140 музеев, из них 47 в областном центре и 53 в области [9, с.4]. Кроме того,
зарегистрировано 179 школьных музеев, созданных при непосредственном участии
детей [8, с.3].
Организация работы с детьми признается одним из приоритетных
направлений в сфере научно - просветительной работы. Рассмотрим деятельность
музеев на примере Пермского областного краеведческого музея [11, c.79]. В 2004 г. только Пермским областным краеведческим
музеем было заключено 24 договора о совместной деятельности с ДОУ г. Перми,
школами, гимназиями.
В течение года проводилась работа по целевым программам:
"Малышок", "Музей - детям села", "Отдаю сердце детям",
"Музей и школа". В рамках реализации областной комплексной программы
"Семья и дети" (2002-2005гг.)
в музее и его филиалах в период с 1 июня по 1 июля
организовано бесплатное посещение музея детьми.
предпринимаются выходы к посетителю - в лицеи, школы,
детские сады, выезды в отдаленные районы;
были подготовлены и проведены серии мероприятий, посвященных
"Дню защитника Отечества", "Дню победы", "Дню рождения
музея, на базе выставок организованы мастер-классы, состоялось 14 спектаклей
Де6тского поэтического театра (совместный проект гимназии №17 и Пермского
областного краеведческого музея), а также состоялась серия мероприятий
посвященных 120-летию В.В. Каменского.
Музеем организована работа с социально-незащищенными группами
населения в рамках областной целевой программы "Комплексная реабилитация
инвалидов Пермской области на 2004 - 2005 гг. ":
праздник "Музей и дети" для детей с ограниченными
возможностями
организация бесплатного посещения музея для детей-сирот,
воспитанников приютов и детских домов.
Отдельно можно выделить работу передвижного музея. В течение
года экспонировалось 6 передвижных выставок, совершались выезды в сельские
школы, на теплоходе "Василий Каменский" в детские оздоровительные
лагеря"
В заключение работы подведем основные итоги:
Система воспитания представляет собой несколько социальных
институтов, которые на протяжении жизни ребенка играют большее или меньшее
значение: семья, школа, внешкольные учреждения, к которым относятся клубы,
библиотеки, музеи, детские объединения, общественные движения, парки,
автогородки и т.д.
Система воспитания подрастающего поколения в России переживает
кризис, это связано прежде всего с исчезновением такой организации, как
пионерия. Несмотря на ее явные недостатки, нечего подобного, способного
полностью заменить ее, еще не создано.
Если говорить о функционировании детских организаций и
учреждений в Пермской области, то нельзя не отметить их существенную роль в
системе воспитания детей и подростков. Здесь тоже есть определе6нные проблемы. Главная
из которых состоит в том, что наиболее развита сеть социально-культурных
институтов только в Перми, в области, как правило, гораздо слабее. Этому есть
множество причин: материальных - тут и вопросы финансирования, и возможности
родителей; кадровые - как правило, кадры со специальным образованием в области
хоть и не редкость, но большинство все же дилетанты; вопрос возможностей и т.д.
Если говорить о развивающихся направлениях, то нужно
отметить, что растет детское самодеятельное творчество, выходят на новый
уровень библиотеки, что в основном связано с компьютеризацией, которая не
только упрощает многие процессы, но и дает новые возможности даже в работе с
наглядными и дидактическими материалами, не говоря уже об упрощении и эффективности
поиска информации.
Школы, как правило, дают общее образование, детские
учреждения и организации расширяют его, таким образом, мы можем говорить об их
существенной роли в воспитании подрастающего поколения.
1.
Безверхняя, В.В. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и
подростков: учебно-методическое пособие по изучению курса "КВД с детьми и
подростками" для студентов очного и заочного обучения по специальности
053100 "Социально-культурная деятельность" // В.В. Безверхняя. - Пермь,
2005. - 24 с.
2.
Библиотеки Прикамья в 2004 году: обзор деятельности / ПОУБ им. Горького;
ОДБ им. Кузьмина. - Пермь, 2005. - 156 с.
3.
Детские и молодежные объединения Пермского края. - Пермь, 2005. - 32 с.
4.
Деятельность клубных учреждений Пермской области. Народное творчество,
культурно-досуговая деятельность: аналит. отчет / Департ. культуры и искусства
Перм. обл., Обл. дворец культуры. - Пермь: М плюс Б, 2003. - 74 с. - (Итоги
2002).
5.
Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и
подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. - М.:
ВЛАДОС, 2004. - 221 с.
6.
Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие /
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995. - 136 с. (с.50-52)
7.
Коваль, М.Б. Внешкольные учреждения в системе общего воспитания / М.Б. Коваль
// Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. науч. тр. / АПН
СССР, НИИ общ. пробл. воспитания; отв. ред.М.Б. Коваль. - М., 1986. - С.5 - 16.
8.
Музеи образовательных учреждений Пермской области: каталог / Обл. центр
дет. и юнош. туризма. - Пермь: ЦДЮТуризма, 2000. - 64 с.
9.
Музеи Пермской области: информационный спр. - Пермь, 2000.
10.
Вып.1. - 190 с.
11.
Муниципальный дворец культуры города Перми. 1951-2001. - Пермь, [2001]. -
19 с.
12.
Пермский областной краеведческий музей: отчет о работе Пермского
областного краеведческого музея за 2004 г. / Департ. культуры и искусства Перм.
обл. - Пермь: [Пермский областной краеведческий музей], 2005. - 116 с.
13.
Программа развития центра детского творчества "Юность" / сост.
Т.В. Воробьева, Л.И. Корягина, И.Ю. Козлова; Перм. обл. ин-т повышения
квалификации работников образования, муниц. образоват. учреждения доп. Образования
детей Центр детского творчества "Юность". - Пермь: ПОИКРО, 1999. - 32
с.
14.
Фролов С.С. Социология: учебник для высш. учеб. заведений / С.С. Фролов.
- М.: Наука, 1994. - 256 с.