Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Содержание
Введение
1. Основные направления воспитания и
обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2. Особенности воспитания и обучения
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Задача трудового воспитания и
обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Заключение
Список литературы
Введение
Дети с нарушением
функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом
пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской
Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний
опорно-двигательного аппарата.
Дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата – это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом
отношении категория лиц. В зависимости от причины и времени действия
вредоносных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного
аппарата.
1. Заболевания нервной
системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.
2. Врожденная патология
опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, аномалии
развития позвоночника, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз.
3. Приобретенные
заболевания и повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,
полиартрит, заболевания скелета и др.
При всем разнообразии
врожденных, рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного
аппарата у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в
клинической картине является двигательный дефект.
В настоящее время
необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи
детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата тем более очевидна, так как
эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно
значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом.
1. Основные
направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно - педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля.
Комплексный характер воспитательно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.
При воспитательно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности.
Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Это ускоряет процесс восстановления нарушенных функций.
Воспитательно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе. Среди основных этапов следует выделить:
- развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
- формирование математических представлений;
- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Целью работы с детьми с нарушениями
опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и
физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования,
подготовка к жизни и труду.
Чтобы правильно определить содержание
образовательной и воспитательной работы, необходимо увязать данные компоненты
социализации со всеми основными компонентами системы образования и только после
этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их
содержательно-педагогическую роль.
Сам термин «образование» и сущность этого процесса
во многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное определение
понятию «образование» дал В.С. Леднев, в котором показал и структуру этого
понятия: «Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной
передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта,
представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления
личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются
три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта
личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и
умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании является учебная».
Таким образом, образование включает в себе три
основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно
направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются
опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают
едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их
практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания
системы.
Наряду с обучением и воспитанием важную роль играет
коррекция, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка.
Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в
развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно–педагогической
работе, то она не может вычленяться из триединой схемы образования: обучение,
воспитание, развитие.
В практическом осуществлении учебно – воспитательной
работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата коррекционное
развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не
может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.
Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе
обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет
присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и
общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения,
коррекционного воспитания и коррекционного развития.
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и
средствах преодоления недостатков психического и физического развития и
усвоения способов применения полученных знаний.
Коррекционное воспитание – воспитание типологических
свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности
(познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в
социальной среде.
Коррекционное развитие – исправление (преодоление)
недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и
физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов
компенсации дефекта.
В ходе коррекционного развития накапливаются и
изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение
ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная,
физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и
регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.
Соотношение коррекционных компонентов (обучения,
воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С. Леднёвым. В схеме
обучения, воспитания и развития показаны в виде трёх пересекающихся
окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между
собой.
Основная задача этого важного раздела работы с
детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата – выработка и
совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения,
личностных качеств.
Практическая деятельность в её простых видах наиболее
понятна и доступна для глубоко физически и умственно отсталых детей. Здесь всё
дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда
обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Большое значение в определении трудовых возможностей
умственно и физически отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда
имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно
организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие глубоко
отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.
Задачи трудового воспитания и обучения следующее:
Обеспечить максимально возможную для данного ребенка
самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;
Выработать положительное отношение к посильным видам
труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или
специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;
Сформировать привычку и положительную установку к
определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в
специальном цехе или мастерской. В сельском хозяйстве под руководством
инструктора;
Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в
том виде труда, которому ребенок обучался в школе;
По индивидуальным возможностям каждого научить
переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять
несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до
десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;
Научить работать совместно с товарищами по поточно –
бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
Соответствующая трудовая подготовка умственно и
физически отсталых детей должна дать возможность этим лицам после окончания
обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе,
по возможности социально адаптироваться в обществе.
Заключение
Исследования подтверждают значение
общеобразовательного и воспитательного обучения в коррекции недостатков ребёнка
с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ведущую роль в обеспечении
развития и подготовки их к жизни, труду.
Конкретные методические пути использования процесса
обучения и воспитания могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного
содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования
практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и
словесных средств обучения. Конкретные методы обучения и воспитания работы
избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой и
двигательной сферы учащихся на том или ином этапе.
Вместе с разнообразием конкретных методических путей
существуют психолого-педагогические принципы:
введение в содержание обучения разделов, которые
предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование
готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
использование методов и приёмов обучения и
воспитания с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание
оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
коррекционная направленность учебно–воспитательного
процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания,
преодоление индивидуальных недостатков развития;
1.
Выготский
Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах – Москва, 1983, Т. 5, с. 223-224.
2.
Дефектология:
Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – Москва, Новая школа, 2006г.
3.
Козленко
Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно–воспитательной работы
вспомогательной школы. // Дефектология. – 2001г. - №2 – с.33.
4.
Лапшин
В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 2008г.
5.
Леднёв
В.С. Содержание образования. – Москва, 20079, с. 47.
6.
Образовательные
стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология.
– 2007г. - №4 – с.43.