Стадии
дезадаптации
|
Формы девиантного поведения
|
Учебная
декомпенсация
|
Неподчинение детей, критика действий взрослых
Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений
|
Школьная
дезадаптация
|
Нарушение правил поведения в школе срывы уроков
Прогулы, отказ от выполнения заданий
Курение
Грубость, сквернословие
|
Социальная
дезадаптация
|
Хулиганство
Раннее начало половой жизни
Драки, нанесение телесных повреждений
Употребление алкоголя, пьянство
Унижение других
Проба наркотиков, токсикомания
Побеги из дома
|
Криминализация среды
|
Следование воровским законам
Воровство
Вымогательство, рэкет, шантаж
Употребление наркотиков
|
Проблемы управления
профилактической работой деструктивных проявлений в подростковой среде
обусловлены следующими объективными и субъективными причинами.
К объективным причинам
можно отнесли:
1.
Отсутствие у
государственных и общественных структур реальных рычагов влияния на родителей,
которые не хотят выполнять свои основные функции по нормальному содержанию и
воспитанию своих детей.
2.
Не
разработанность механизмов реализации законов обеспечивающих приоритет детства
и защиту прав детей, их слабое ресурсное и нормативно-правовое обеспечение на
региональном и муниципальном уровнях.
3.
Разобщённость
действий, отсутствие общей стратегии и координирующего центра в деятельности
органов и ведомств осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
4.
Ориентация школ
на выполнение отчётности по показателям обучения, а не на личностное развитие и
социализацию детей, их активное включение в жизнь общества.
5.
Отсутствие
программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых школами по профилактике
девиантного и адиктивного поведения детей.
6.
Криминализация
социальной среды, её проникновение и влияние на уклад школьной жизни, что
выражается в поборах и притеснениях детей со стороны криминально
ориентированных подростков на территории школы и за её пределами.
7.
Недостаток
полномочий и ресурсов (административных, материальных) у школ для осуществления
полного цикла профилактической деятельности для получения устойчивых
положительных результатов.
Субъективные причины:
1.
Сведение работы
по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних к
проведению мероприятий общего воспитательного характера без учёта
социально-психологические особенностей детей «группы риска», их жизненной
ситуации. Отсутствие разработанных и прошедших апробацию программ профилактики,
включающих в себя диагностику социального окружения ребёнка, комплекса причин и
степени его дезадаптации, индивидуальные программы реабилитации и ресоциализации.
2.
Отсутствие
моделей и программ, направленных на решение целого комплекса задач профилактики
детской безнадзорности, недостаточный для решения её задач уровень квалификации
школьных специалистов (психолога, социального педагога, школьного инспектора). Ориентация
специалистов на выполнение общего функционала, а не на выявление,
предупреждение и решение наиболее актуальных для данной школы проблем.
3.
Зависимость
наличия ставок социального педагога от финансовых возможностей или волевого
решения глав администрации муниципальных образований, что приводит либо к
отсутствию такого специалиста в школе, либо его перевода на другую ставку.
4.
Выполнение
социальным педагогом несвойственных профессии функций, например организации
питания для всех детей, что связано с отсутствием чётких представлений
специалистов и администрации о целях и содержании социально-педагогической
деятельности в школе.
5.
Недостаточная
координация деятельности педагогов в области профилактики со специалистами из
других служб и ведомств, а также отсутствие (за некоторым исключением) программ
и планов совместной работы у специалистов школы. Психологи в школах, как
правило, занимаются психологическим сопровождением образовательного процесса.
Из поля их деятельности зачастую выпадают дети «группы социального риска». В
ряде школ психологи практически не взаимодействуют с социальными педагогами, а
школьные инспектора пока не могут найти своё место в системе профилактики в
условиях образовательного учреждения.
6.
Перегруженность
работой и эмоциональное выгорание специалистов школы, работающих с детьми и
семьями «группы социального риска», отток и перемещение кадров из-за высоких
нагрузок и отсутствия быстрых и видимых результатов деятельности.
7. Возложение на школьных
инспекторов другой работы по своему ведомству (суточное дежурство, вхождение в
опергруппы и др.)
3. Модель
комплексного сопровождения развития ребёнка «группы социального риска»
Школа, на сегодняшний день, не всегда
обеспечивает условия для передачи и усвоения ребёнком социальных навыков,
сосредотачивая усилия на трансляции готовых знаний. Таким образом, школьник в
условиях традиционно организованного образовательного процесса не имеет
достаточных возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах
деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений
проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции,
общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы
социального риска» (из неблагополучных семей) крайне редко бывают включёны в
эту деятельность. В лучшем случае «трудные подростки» посещают футбольные или
баскетбольные секции.
Однако, участие подростков в
общественных организациях, творческих объединениях и секциях является для них
не столько способом структурирования свободного времени, сколько возможностью
удовлетворения личностно-значимых потребностей: в принятии, признании,
уважении, автономии, личностной самореализации.
Воспитательная система
школы не справляется с задачами социализации детей «группы риска», их
социально-педагогической реабилитации и коррекции социальных установок.
Поэтому возникает
необходимость в перестройке процесса воспитания, переориентации части
воспитательной работы на выполнение задач профилактики безнадзорности и
правонарушений школьников и выделения из общей системы воспитания
специально-организованной педагогической деятельности – комплексного
сопровождения развития ребёнка, находящегося в социально опасной ситуации и
имеющего ряд проблем. Комплексное сопровождение должно включать в себя ряд
взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды
специалистов, таких как:
·
Правовая защита и
правовой всеобуч
·
Педагогическая
поддержка
·
Социальная помощь
·
Психологическое
сопровождение индивидуального развития
·
Обучение навыкам
социальной компетентности.
Особенности комплексного
сопровождения ребенка:
1.
сочетание и
взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов
в данной деятельности;
2.
междисциплинарный
характер согласованных подходов и командных действий специалистов из различных
ведомств и служб;
3.
широкий спектр
различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем
развития ребёнка, прерывание процесса его дезадаптации, аддиктивного и
противоправного поведения, так и на предупреждение возникновения данных
явлений;
4.
особый вид помощи
ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением
подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных
сферах его жизнедеятельности;
5.
использование
индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем
его личностного и социального развития.
Модель сопровождения, на
мой взгляд, должна включать два уровня взаимодействия:
1. уровень органов
муниципальных образований (город, район)
2. уровень
образовательного или социального учреждения
Осуществлять
взаимодействие и координацию действий субъектов профилактики может Совет по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящий
из представителей различных органов, служб, ведомств.
Цель системы профилактики
детской безнадзорности - создание условий для предотвращения (минимизации)
факторов риска детского неблагополучие и более полной реализации позитивных
намерений личности растущего ребёнка через личностно-ориентированное
воспитание, построение и реализацию моделей комплексного сопровождения детей
«группы риска» на основе партнёрского взаимодействия трёх секторов общества и
всех субъектов системы профилактики. Данная деятельность должна предусматривать
реализацию следующих направлений системы профилактики:
§
Выявление и
включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения
школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть
времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в
обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
§
Проведение
мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки
дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и
стадиям дезадаптивного процесса.
§
Создание
программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону
особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные
стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие
представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать
ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха
в новом для него окружении.
§
Осуществление
социально-психологической реабилитации детей, прошедших через трудную жизненную
ситуацию (увечье, развод или смерть родителей, угроза лишения их родительских
прав и т.п.) через выявление причин возникновения кризисного состояния и
разработку комплекса мер устраняющих или компенсирующих последствия выявленных
причин.
§
Обучение детей
навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам
саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со
сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
§
Организация
допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и
семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным
окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе,
профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой
деятельности;
§
Организация
детского и подросткового досуга, занятости школьников в каникулярное время
(вовлечение трудных подростков в деятельность производственных и ремонтных
бригад, другие виды общественно-полезной деятельности, оплата их труда;
обучение умениям организовывать интересный и содержательный досуг для себя и
своих товарищей);
Кроме этого необходимо
создавать общественные образовательные программы для усиления осознания и
привлечения внимания к проблемам молодёжи с отклоняющимся от нормы поведением
(телевизионные, образовательные программы и т.д.); организовывать
социально-воспитательную среду, позволяющую гармонизировать отношения детей и
подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы,
учёбы.
Комплексное сопровождение
осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по
своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение
неблагоприятных условий среды и личностного развития ребёнка, оказавшегося в
трудной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных (в некоторых
случаях пересекающихся) и дополняющих друг друга видов социально-педагогической
деятельности:
·
Выявление
детей этой категории в детской среде
·
Мониторинг
социальной ситуации развития
·
Организация
работы с семьёй и ближайшим окружением ребёнка.
Для дифференцированного
подхода к работе с детьми «группы риска» следует разделить их на группы, имеющие
свои отличия.
1) дети с проблемами в
развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети из
неблагополучных семей;
3) дети, оставшиеся без
попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
4) дети из семей,
нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
-
В первую
группы входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и
соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом.
К этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные
хронические заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи,
логопеды, медицинские работники.
Вторую, самую многочисленную группу составляют
дети из так называемых неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один
из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией;
устраивают на квартире притоны, торгуют детьми, передают их своим
собутыльникам; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с
ними.
В третью подгруппу
входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это
дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении
родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или
психиатрической лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти
родителей или лишения, (ограничения) их родительских прав, что встречается
гораздо чаще – примерно от 80 до 95 процентов случаев. Это воспитанники центров
реабилитации, приютов и детских домов
Четвёртую подгруппу составляют в основном дети
из бедных, многодетных, приёмных, опекунских семей, где факторами риска
являются причины экономического, демографического и педагогического характера,
а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания.В
отношении каждой «группы риска» необходимо подбирать свои технологии
сопровождения, учитывающие её актуальную проблематику.
Заместитель директора по
воспитательной работе не может в одиночку изменить сложившуюся ситуацию с
деструктивными явлениями в подростковой среде, но умелое управление всеми участниками
системы воспитательно-профилактической работы позволяет ее совершенствовать, а
главное помогать детям, оберегать их от несчастий.
Заключение
Существует ряд причин
появления детей с девиантным поведением.
Главной причиной
появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно
воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать
своих детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны,
частые конфликты в семье, недостаток контроля с их стороны, авторитарное
воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Так же со стороны школы
можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»: неумение, а
часто и не желании учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их
социальную реабилитацию.
Так же школьник в
условиях традиционно организованного образовательного процесса не имеет
достаточных возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах
деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений
проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции,
общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы
социального риска» (из неблагополучных семей) крайне редко бывают включёны в
эту деятельность.
Литература
1.
И.Г.
Богуславская. Все для заместителя директора по воспитательной работе. Курс
лекций. Казань: РИЦ «Школа», 2008
2.
Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года.
3.
Конвенция о
правах ребенка, 1989.
4.
Каминер А.М.,
Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков
и молодёжи. М., 2003
5. Ранняя профилактика девиантного
поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003
6.
Федеральный закон
РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
7.
Шульга Т.И.,
Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй.
Методические рекомендации специалистам. М., 1999