Роль речи и общения в формировании навыков ориентировки и мобильности
Челябинский Государственный Педагогический Университет
Факультет коррекционной педагогики
Реферат
Тема: "Роль речи и общения в формировании навыков ориентировки
и мобильности"
Выполнила:
Проверила:
Челябинск 2006
Содержание
Введение
1. Речевая
деятельность и ее роль в жизни незрячих детей
2. Общение
как коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения
3. Роль речи
и общения в формировании навыков пространственной ориентировки и мобильности
Заключение
Список
литературы
Общение является необходимым фактором развития личности
ребенка, подростка, взрослого человека.
Общение-это процесс и результат установления контактов между
людьми, это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности.
Речь - это вербальная коммуникация, то есть процесс общения
с помощью языка.
Без общения человек не может полноценно развиваться, а у
детей с нарушением зрения имеются различные трудности.
У них проявляется пассивность по отношению к партнеру по
общению, им трудно осуществлять чтение информации с лица на расстоянии.
Большая половина этих детей слабо ориентирована на нормы и
правила поведения.
Общение и речь педагога играет большую роль и имеет свои особенности
в жизни слепого человека.
Общение и речь у детей данной категории имеет большое
значение в формировании навыков пространственной ориентировки и мобильности.
Речевая деятельность, являющаяся процессом общения
посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и
развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же
время является специфически обобщенной формой отражения действительности.
Речевая компенсация последствий слепоты проявляется главным
образом в сфере чувственного познания.
Известно, что речь, слово уточняют, коррегируют и направляют
чувственное отражение действительности, позволяет более полно и точно
воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях, снимая и
фрагментарность и искаженность.
Дефекты зрения ведут к полному либо частичному выпадению
зрительных образов из чувственного опыта, причем в ряде случаев предметы и
явления внешнего мира оказываются недоступными для восприятия сохранными
органами чувств.
Возмещение этих пробелов, а также уточнение и коррегирование
недостаточно полных и точных, а зачастую искаженных до полного несоответствия
оригиналу осязательных, зрительных и других образов является функцией речи
совместно с мышлением.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для
слепого чувственными данными, а у ослепших, кроме того, а у ослепших, кроме
того, сохранившимися зрительными образами, лица с дефектами зрения получают
представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях
действительности.
Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всех
видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда слово
направляет и уточняет его, при формировании представлений и образов
воображения, в ходе усвоения понятий.
Для успешного познания действительности непременным условием
является связь обедненного чувственного опыта слепых со словом, которое
способствует выделению существенных признаков, установлению связей и отношений
между объектами и их частями, позволяет преодолеть формальное усвоение понятий.
Значимость речевого подкрепления подчеркивалась многими
известными тифлопсихологами и педагогами, требовавшими словесной проработки
объектов познания, трудовых операций и ориентировочных действий.
Речь, слово учителя не только помогают слепым в живой форме
расширить и углубить понимание близкого и далекого, но и дает слепым
возможность осваивать то, что иначе им было бы недоступно и что зрячие получают
при помощи непосредственного восприятия.
Компенсаторная функция речи не исчерпывается познавательной
деятельностью - она имеет огромное значение для формирования личности слепого в
целом.
Только благодаря речи слепые могут поддерживать контакт с
окружающими людьми, ориентироваться в обществе, оставаться его полноправными
членами, активно участвующими в общественно полезной деятельности.
Использование педагогом совместных предметных действий с
речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с
одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными
предметами окружающего мира, с другой - является условием лучшего познания
предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Речь педагога играет огромную роль в жизни слепого человека,
так как голос педагога несет познавательную функцию, с помощью слов ребенок
ориентируются в пространстве, вся учебная деятельность строится на взаимном
общении педагога и ребенка.
Общение - это основное условие развития ребенка,
важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности
человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других
людей.
Общение имеет огромное значение для общего психического
развития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки.
Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, так
как оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации
слепоты и слабовидения у детей на ранних стадиях развития.
Исследованиями многих психологов выявлены трудности
социализации слепых детей, возникающие, прежде всего из-за отсутствия у них
навыков общения.
У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов с
окружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владением
средствами общения, для формирования которых необходимо участие всех
анализаторов.
Невозможность дистантного восприятия мимических и
пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его
реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования
правильной речи.
У детей, лишенных возможности дистантного восприятия
окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике очень
непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс
межличностного общения.
Дети с нарушением зрения не могут привлекать к себе внимание
партнера, зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Их
высказывания часто остаются незамеченными, так как не были адресованы кому-то
конкретно.
Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлении
в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед,
диалогов, то есть средств речевого общения.
У детей слабо развита мимика лица и жестикуляция, они плохо
владеют приемами подражания, дети не воспринимают правильные позы и тем более
не могут их воспроизводить, не понимают значения отдельных поз.
Все эти недостатки в развитии указывают на необходимость
специального обучения детей с нарушением зрения неречевым и речевым средствам
общения. Многие трудности общения зависят от среды, в которой растет ребенок. Как
вид деятельности общение нечто большее, чем разговор с партнером.
Коммуникативные умения и навыки в развитии пространственной
ориентировки очень велики. Так как общение является одной из составляющих
самостоятельной ориентировки и мобильности слепых.
Развитие процесса общения у детей от рождения и до 7 лет
происходит " как смена нескольких целостных форм общения" М.И. Лисина
выделила четыре формы общения: первая - ситуативно-личностная, вторая - ситуативно-деловая,
третья - внеситуативно-познавательная, четвертая - внеситуативно-личностная.
Развитие общения как смена качественно - целостных
своеобразных форм коммуникативной деятельности происходит не путем простого
накопления средств общения, возникновения новых мотивов и потребностей, а как
результат развития психических новообразований.
Исследование роли и функции общения дошкольников с
нарушениями зрения в их общем психическом развитии показывает, что оно является
необходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения на
ранних стадиях развития.
Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляя
ребенка чувствовать себя отверженным.
А неадекватная самооценка и слабая социальная адаптация
приводят к нарушениям процесса межличностного общения. Активная роль взрослого
в развитии общения детей с нарушением зрения значительно большая, чем у
нормально видящего.
Это связано с тем, что плохо видящий ребенок лишен
возможности непосредственного зрительного подражания - одного из каналов
самостоятельного приобретения знаний.
Это приводит к тому, что дети с нарушениями зрения к началу
дошкольного возраста овладевают умениями активно пользоваться речью в процессе
общения с взрослыми, но имеют значительно обедненный предметно - практический
опыт.
Использование взрослым совместных предметных действий с
речевыми словесными обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с
одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными
предметами окружающего мира, а с другой - является условием лучшего познания
предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Это способствует возникновению обобщающей функции речи у
детей с нарушениями зрения. Взрослый для ребенка с дефектами зрения выступает
не только носителем огромного опыта и знаний человеческих взаимоотношений, но
является инициатором их передачи.
Таким образом, развитие у ребенка потребности в уважении со
стороны взрослого обеспечивается достаточной вовлеченностью старшего партнера в
теоретическое сотрудничество с детьми, которое и помогает последним достигать
их целей.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение у детей с
нарушением зрения играет большую роль и оно необходимо для всестороннего
развития ребенка. Процесс речевого общения позволяет ускорить и
усовершенствовать формирование предметных действий.
Ориентация в пространстве представляет собой процесс
определения человеком своего местоположения при помощи, какой - либо системы
отсчета.
Особую актуальность приобретает сегодня проблема
взаимоотношения педагога и обучаемого в процессе обучения.
Основной организационной формой обучения пространственной
ориентировке является коррекционное занятие, проводимое учителем и группой
детей.
Программа обучения слепых пространственной ориентировке
предусматривает обучение правильному толкованию внешних раздражителей,
формирование у них правильных предметных и пространственных представлений и
выработку правильных приемов и навыков, необходимых для успешных действий в
любой обстановке.
Главная задача организованного обучения, определяемая
программой, - дать каждому незрячему ученику оптимальный уровень знаний и
навыков пространственной ориентации.
Адекватные представления о предметах и местности незрячие
формируют с помощью осязательных и слуховых восприятий, а значит через общение
педагога и ребенка.
Педагог на занятиях пространственной ориентировки дает не
только словесное описание всех действий, но описание незнакомого участка, чтобы
ребенок имел более точные представления. Они, как правило, имеют неполные и
неточные пространственные и предметные представления.
Для того чтобы обеспечить слепому возможность
ориентироваться в любом новом пространстве, преподаватели должны научить
учащихся самостоятельно формировать у себя представления о новых объектах и
участках пространства путем самостоятельного осязательного и слухового
обследования их.
Чем полнее и точнее пространственные и предметные
представления, которые ребенок получает через общение не только с педагогом, но
и с родителями тем точнее и быстрее ориентируются слепые в любой ситуации.
Слово педагога объясняет, направляет ребенка, служит для
него опорой на всех этапах обучения пространственной ориентировки.
Педагог дает словесные инструкции, доступные пониманию
ребенка, оказывает помощь ребенку при выполнении каких - либо действий.
Дети с нарушением зрения в большинстве своем неуверенны в
своих возможностях, а поэтому и нерешительны в действиях. Поддержка педагогом
малейших успехов ребенка поощрительными, приветливыми словами - позволит
поддержать у ребенка желание самостоятельно ориентировать в пространстве.
Общение также играет огромную роль в пространственной
ориентировки. Если ребенок коммуникативный, то ему легче спросить у прихожих
помощи, он не боится общаться и разговаривать с незнакомыми людьми.
Чем больше ребенок общается, тем лучше он развивается,
ориентируется в пространстве, у него исчезает боязнь, неуверенность,
замкнутость, стеснительности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что речь и
общение играет большую роль в пространственной ориентировке.
Можно сделать вывод, что речь и общение у детей с нарушением
зрения имеет свои особенности. С помощью речи и общения дети ориентируются в
пространстве, развиваются как личности.
Использование взрослым совместных предметных действий с
речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с
одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными
предметами окружающего мира, с другой - является условием лучшего познания
предметного мира.
Речь слепого выполняет компенсаторную функцию, включаясь в
чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессе становления
личности.
1.
Кузнецова "Специальная психология"
2.
Феоктистова В.А. "Развитие навыков общения у слабовидящих детей".
- СПб.: Речь, 2005. - 128с.
3.
Наумов М.Н. "Обучение слепых пространственной ориентировки". -
М. 1982