Роль мотивационных факторов в выборе профессии у школьников
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы
проблемы выбора профессии у школьников через мотивационные факторы
1.1 Понятие
"мотивационные факторы" в психолого-педагогической литературе
1.2
Особенности выбора профессии у старшеклассников
1.3 Роль
мотивационных факторов выбора профессии у школьников
Глава 2.
Экспериментальное исследование мотивационных факторов выбора профессии у
школьников
2.1 Цель,
задачи, методы и организация исследования
2.2 Анализ
результатов исследования мотивационных факторов выбора профессии у школьников
Заключение
Библиография
Введение
На сегодняшний момент проблема
профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане
становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой
человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного
заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего
профессионального становления в связи с общими социально-экономическими
изменениями страны.
Выбор профессии - один из важных
шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности
подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику верно решить
проблему профессионального выбора призвана профориентационная работа в школе. Это
и является основной задачей предпрофильной подготовки школьников. Перед
выпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессионального
самоопределения. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию
о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о
выборе профиля обучения. Необходимым материалом для профориентационной работы
являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную
профессию. Необходимым материалом для профориентационной работы являются
сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию.
Мотивация является одной, из
фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. При
этом, как писал X. Хекхаузен: едва ли найдется другая такая же необозримая
область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь
разных сторон, как к психологии мотивации. Разработка проблемы мотивации
связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных
сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает
человека к деятельности, каков мотив, "ради чего" он ее осуществляет.
Все это и обусловило
актуальность темы исследования.
При изучении
психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между
необходимостью подготовки старшеклассников к выбору профессии и
недостаточностью методических рекомендаций по изучению роли мотивационных
факторов в выборе профессии и способах формирования внутренних мотивационных
факторов.
Выявленное противоречие
позволило обозначить проблему исследования: изучение роли мотивационных
факторов выбора профессии у школьников.
Данная проблема позволила
сформулировать тему исследования: "Роль мотивационных факторов выбора
профессии у школьников".
Объект исследования: процесс
выбора профессии у детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: роль
мотивационных факторов выбора профессии у школьников.
Цель исследования: теоретически
выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить роль мотивационных
факторов выбора профессии у школьников.
Изучение
психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть
следующую гипотезу: предполагается, что уровень мотивации старшеклассников при
выборе профессии недостаточно сформирован. Проведение специально организованной
работы по формированию мотивационных факторов старшеклассников в выборе
профессии положительно скажется на уровне профессионального самоопределения
старшеклассников.
В соответствии с целью и
гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие "мотивационные
факторы" в психолого-педагогической литературе.
3. Выявить особенности выбора
профессии у школьников.
4. Экспериментальным путем
проверить роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников.
Теоретико-методологическая
основа исследования: описания критериев принятия решения о выборе профессии в
работах Ю.М. Забродина, А.В. Карпова, Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой, М.В. Ретивых,
В.Д. Шадрикова, и др., теоретические исследования мотивационных факторов выбора
профессии старшеклассников С.И. Вершинина, Н.Н. Захарова, Е.Л. Климова, М.С. Савиной,
С.Н. Чистяковой и других.
Для решения поставленных задач и
проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ
психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
наблюдение, интервьюирование
учеников и учителя.
сравнение, изучение документации;
организация и проведение
педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы.
Опытно-экспериментальная база
исследования: МОУ "Викуловская коррекционная школа-интернат". В
эксперименте участвовали учащиеся 9 класса.
Исследование проводилось в три
этапа.
Первый этап - постановочный (01.02.10
- 01.03.10) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической
литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач
исследования, постановка гипотезы.
Второй этап -
собственно-исследовательский (02.03.10 - 02.04.10) - разработка комплекса
мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов,
проверка гипотезы.
Третий этап -
интерпретационно-оформительский (03.04.10 - 03.05.10) - обработка и
систематизация материала.
Научная новизна исследования: исследования
состоит в том, что мотивационные факторы выбора профессии впервые рассматриваются
как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена роль
мотивационных факторов выбора профессии у школьников.
Практическая значимость
заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть
использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка,
включающего 42 наименования, приложения. Работа включает таблицы (3),
иллюстрирована рисункам (1). Общий объем работы 44 страницы компьютерного
текста.
Мотива́ция (от lat. "movere")
- побуждение к действию; динамический процесс физиологического и
психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его
направленность, организованность, активность и устойчивость; способность
человека через труд удовлетворять свои потребности [30, с.164].
Мотивация имеет под собой
интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.
В научной литературе все чаще
ставится вопрос о профессиональном становлении социального работника. Особую
актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Сегодня в социальных
службах России работает очень много людей, которые не имеют соответствующего
базового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальной
работе. Эти функции в большинстве случаев заключаются в осуществлении "бумажной
работы": сбор документов, работа с архивом, выдача справок и т.п. Но
совершенно очевидно, что понятие "профессия социального работника" гораздо
шире понятия "деятельность социального работника". Профессия
социального работника относится к типу профессий "человек - человек",
что требует более высокой квалификации специалиста [28, с.43].
В процессе профессиональной
подготовки актуально рассмотрение вопроса мотивации.
Достижению профессионального
мастерства способствует мотивационный компонент, обеспечивающий превращение
знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.
Мотивация занимает ведущее место
в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые
используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив,
мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со
стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация
обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к
активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность
субъекта в достижении определенных благ.
Выделяют внутреннюю и внешнюю
мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о
внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание
общества, престижность и т.п.) - преобладает внешняя мотивация. В научных
исследованиях практической деятельности используются не только методология
выявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучают
мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы.
Анализ исследований, посвященных
проблеме мотивации выбора профессии, обнаруживает большое разнообразие мотивов,
влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Наряду с
экономическими мотивами (достойная заработная плата, наличие льгот) большое
значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороны
окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды
мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению
двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной [7, с.89].
Согласно первому подходу
потребности человека и являются основным мотивом поведения, а, следовательно, и
деятельности личности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских
психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клеланда.
Основа второго подхода -
процессуальные теории. К ним относятся теория ожиданий, или модель мотивации по
В. Вруму, теория справедливости и модель Портера Лаулера.
Среди отечественных ученых
наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выготский и его
ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов.
Эти работы стали основой для
разработки методологического инструментария исследования мотивации у будущих
социальных работников, изучение которой проводилось на базе филиала КемГУ в
городе Прокопьевске. Была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности,
уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения,
выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют
становлению специалиста-профессионала [17, с.114].
Существует множество факторов,
влияющих на выбор профессии юношами и девушками: мнение родителей, сверстников
и школьного персонала; полоролевой фактор; уровень развития интеллекта,
индивидуальные способности, а также такой немаловажный фактор, как интерес к
тому или иному виду деятельности.
По А.И. Зелинченко и А.Г. Шмелёву,
мотивационные факторы делятся на внутренние и внешние.
I. Внешние мотивационные факторы:
1. Факторы давления -
рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино,
требования объективного характера (служба в армии, материальное положение
внутри семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).
2. Факторы
притяжения-отталкивания - примеры со стороны непосредственного окружения
человека; обыденные эталоны "социального преуспевания" (мода,
престиж, предрассудки).
3. Факторы с относительной
бессодержательной мотивировкой:
− этой профессии легко
научиться;
− так поступили мои друзья;
− учебное заведение
находится близко от дома;
− работа не очень трудная.
4. Факторы
социально-экономического характера:
− люди с этой профессией
везде нужны;
− материальные блага.
II. Внутренние мотивационные
факторы (личные, профессиональные и жизненные планы):
1. Привлекает содержание этой
профессии.
2. Наличие практических качеств.
3. Желание принести пользу
обществу.
4. Притязание на общественное
признание.
Чем менее учащиеся информированы
о мире профессий, о своих личностных качествах, тем более доминирующими
факторами в выборе профессии являются внешние факторы (влияние родителей, материальный
доход, престижность профессии и др.)
Среди различных психологических
феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание
уделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющий
действия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная
цель [11, с.14].
В психологии мотивации интерес
рассматривается, как правило, в двух основных аспектах: интерес как потребность
и интерес как отношение.
Большинство психологов связывают
интерес с потребностью, но понимают эту связь по-разному. Одни сводят интерес к
определённой форме самых разных потребностей, в том числе познавательных (В. Вичев,
А.К. Ковалёв, А.В. Петровский и др.), другие считают, что интерес - более
сложное и широкое явление, чем простая потребность (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов,
В. Макдауголл). На наш взгляд, интересы возникают на основе потребностей, но не
сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную
приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может
стать потребностью, трансформирующейся в мотив при выборе профессии. Например,
интерес к педагогической деятельности может стать настоятельной потребностью
поступления в педагогический вуз и получена в будущем профессии, связанной с
данным видом деятельности.
Многими психологами интерес
рассматривается как отношение, где на первый план выходит его эмоциональная
окрашенность. В частности, с точки зрения Б.И. Додонова, интерес - это
потребность в переживании отношений, положительных эмоций [39, с.153]. Эмоции
могут быть индикаторами потребностей человека. Однако не только положительными,
но и отрицательными. Поэтому превращаться в положительно-эмоциональное
отношение могут только положительные эмоции, которые возникают в основном при удовлетворении
потребности, а не при её появлении. Именно регулярное удовлетворение
потребности создаёт положительное отношение, пробуждает интерес к объекту или
деятельности, удовлетворяющим потребность. Скажем, юноша либо девушка
испытывают положительные эмоции при посещении театра, что пробуждает в них
интерес к данной профессии и, как следствие, потребность заниматься данным
видом деятельности.
Кроме того, удовлетворяя
потребность в удовольствии, поддерживая свой интерес, человек в то же время
удовлетворяет другие потребности - в служении обществу, в самовыражении,
обеспечении себя необходимыми для жизни средствами, которые играют столь же
значительную роль при выборе профессии.
Что касается формирования
профессионального интереса, то он не всегда начинается с осознания
потребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило,
появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности
объекта либо деятельности. Причем ещё в раннем детстве, когда ребенок принимает
на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение [8,
с.243]. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,
которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. И именно в этот момент
интерес должен стать потребностью, которая будет выступать решающим мотивом при
выборе профессии.
Однако следует помнить, что с
интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и
возможности юноши либо девушки. Интересы, основанные на личных способностях,
сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или
принятой в данном обществе системы ценностей.
Пилотажное исследование
показало, что наличие только лишь интереса к определённому виду деятельности
является достаточно частым основанием в профессиональном самоопределении. Однако
нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой,
увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на
поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкреплённый советами родителей,
друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается,
ожидания не оправдываются и остаются "суровые будни", к которым
человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа
превращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию [23, с.358].
Таким образом, мотивационные
факторы - это движущая сила процесса, определяющая его характер или отдельные
его черты. В нашем исследовании - это движущая сила выбора профессии
школьниками. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но
полезно учитывать тот факт, что, придавая большое значение мотиву выбора как
стартовой характеристике, необходимо видеть как ретроспективу (историю) данного
выбора, так и его перспективу, т.е. прогнозировать возможное развитие.
Об особенностях выбора профессии
у старшеклассников пойдет речь в следующем параграфе.
Жизненный план - понятие широкое.
Он охватывает всю сферу личного самоопределения - моральный облик, стиль жизни,
уровень притязаний.
Самым важным, неотложным и
трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически
устремленный в будущее и склонный даже мысленно "перепрыгивать" через
незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь
кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и
подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его [16, с.52].
Он хорошо понимает, что
содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того - сумеет ли он
правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел
юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота.
В пору юности все определенней и
отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все
ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности
определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно
отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по
своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью
самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути.
Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные
ориентации, установки [39, с.78]. По сути, это период, когда осуществляется
переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени
ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни
общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем,
профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг
процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и
индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.
Экспериментальное изучение
значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и
юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы
самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии - мотивация выбора
профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит
переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию [37,
с.2553].
Выбор профессии и овладение ею
начинается с формирования мотивационных факторов. На этом этапе ученики должны
уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы
деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического
ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным
профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной
профессией.
Выбор будущей профессии волнует
не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда
идти дальше - в десятый класс, ПТУ, техникум.
Становление планов на будущее
составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом
периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка
является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое
изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности - определенные
цели, задачи, мотивы [1, с.532].
В подростковом возрасте детские
формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных
возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения
в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим,
о будущей профессии размышляют мало.
Многое может стимулировать
появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки
интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу,
посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои
возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку
осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности
- лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать
"крылья мечты" подростка нельзя, но необходимо "приземлить"
ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан
трудностями, а не розами [23, с.379].
Для многих подростков время
обучения в 9 классе - период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются
перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам
будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям
профессии, четвертые - собирают информацию о привлекающей профессии и учебном
заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников,
обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от
"детских" [28, с.32].
Многие склонны поддаваться
влиянию авторитетных или более взрослых друзей.
Периодически возникают споры и
разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение
[43, с.221].
Приближающееся окончание 9
класса стимулирует размышления подростков о своем будущем.
Есть два способа выбирать
профессию. Один - метод "проб и ошибок", когда ищешь в слепую, пробуя
себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную
профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному
существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти
большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен
другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности,
особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все
то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром
профессий, узнать требования профессии к человеку - и соотнести их со своими
особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.
Правильный выбор профессии - сложный
и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его
эффективность, как правило, определяется степенью согласованности
психологических возможностей человека с содержанием и требованиями
профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности
адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с
устройством своей профессиональной карьеры.
Итак, выбор профессии - один из
моментов, определяющих жизненный путь человека. Во-первых, это длительный
процесс, растягивающийся на несколько лет, а во-вторых, событие, включенное в
цепь событий профессиональной биографии человека.
По мнению Д. Сьюпера, человек
должен выбирать профессию с учетом своего образа "Я" как собственно
образа человека, способа мыслей о самом себе и оценки себя; интеллекта, как
структуры общих способностей и способностей к обучению и научению; специальных
способностей, интересов, ценностей личности, как внутренних (содержательных),
так и внешних (сопутствующих процессу труда), отношения к труду, работе и
профессии; потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в
этой профессии, черт личности, как наиболее общих моделей поведения человека,
профессиональной зрелости, понимаемой достаточно широко [17, с.52].
Успешность выбора профессии в
значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к
выбору профессии, связанной:
с формированием профессиональной
направленности личности,
адекватной самооценкой
способностей,
реалистичным уровнем притязаний,
устойчивыми профессиональными
намерениями,
достаточной информированностью о
профессиях.
Профессиональное самоопределение
- длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью,
отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов
социализации личности.
Поэтому на уровне школы работа
по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна
быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и
педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами
учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и
родители школьников.
Проблема выбора
профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте,
когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных
выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением,
материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный
жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение
приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами,
а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит
жить.
В связи с этим при
профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные
эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности,
принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы
профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или
перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.
Психологи Ф. Седлак, Х. Бройер, Т.В.
Нестер выделили 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:
1 тип - безразличный,
меркантильный;
2 тип - нерешительный,
фантазирующий;
3 тип - послушный,
безответственный;
4 тип - целеустремлённый,
уверенный [26, с.442].
Как показывают результаты нашего
опроса девятиклассников, к 4 типу относится лишь незначительная их часть.
Ошибки при выборе профессии:
1. Ориентация подростка сразу на
профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
2. Пренебрежение к профессиям,
которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
3. Отсутствие своего мнения в
выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию
родителей или других людей.
4. Перенос отношения к
конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму
профессию.
5. Увлечение только внешней или
какой-либо одной стороной профессии.
6. Перенос отношения к учебному
предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
7. Выбор профессии, связанный с
выбором данной профессии друзьями.
8. Отсутствие умений
разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;
9. Выбор профессии, определяемый
материальными соображениями семьи и самого ребёнка.
10. Высокая или низкая
самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в
выборе этой или иной профессии [34, с.166].
Таким образом, особенности
выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что старшеклассники
стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию
собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей
у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.
Объективно и полно оценить себя
старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни
склонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказанная
школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать
непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные
предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но
и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда
оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от
соблазнов сегодняшней жизни).
Такая работа побуждает школьника
задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания,
способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.
О роли мотивационных факторов
выбора профессии у школьников пойдет речь в следующем параграфе.
Мотивационные факторы при выборе
профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то
есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно
социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить
студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества
современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни
играют главную роль [41, с.18].
Проанализируем в этой связи
мотивационные факторы поступления в вуз в историческом аспекте. Среди
мотивационных факторов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям,
культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в
вузы за светом высоких знаний.50-60-е гг. - это эпоха тотальной
индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое
качественное состояние, базирующееся на техноразуме. Физика выходит на гребень
значимости, престижа. В 70-80гг. престижность стала пониматься все более
формально - как мода.
Анализ данных тех лет показывает
значительные изменения в мотивационных факторах поступления в вузы, а также
расширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961г. было
выявлено 10 мотивов, а в 1994г. - уже 82 мотива.
В 60-ые е годы, ведущим был
мотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностное
развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде
всего, как "кузница кадров" для народного хозяйства. Домирующим
мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в
ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию
в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников).
Еще в 50-е гг. специалист с
высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е
годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.
В 80-е гг. высоко ценилась
возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять
свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое
содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было
связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно.
На переломном этапе истории
нашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить
диплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или они
были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться.
Уже в 1994 году структура
мотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы быть
высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%),
сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотив
получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%),
исследования показывают падение этого показателя [29, с.558].
Появились установки, порожденные
современной ситуацией: отношение к эмиграции, профессиональному статусу и
карьере, к материальному положению. Так появился и такой новый для нашей страны
мотив, как возможность работы за рубежом (18%). Социологами замечено, что
"студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы
получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты
технических специальностей - по преимуществу получение специальности и будущие
перспективы" [7, с.274].
Выдвигаются следующие критерии
для подробной характеристики мотивационной структуры:
1) мотивы выбора профессии;
2) удовлетворенность выбором
профессии;
3) осведомленность о будущей
профессии;
4) желание работать в дальнейшем
по специальности;
5) цели будущей профессиональной
деятельности;
6) требования к будущей работе.
Исследования, проводившиеся в
60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование
формируют часто такой мотив поступления, как "в любой вуз - лишь бы в вуз".
Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивом
интереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно.
В 90-е гг. иерархия мотивов
выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо
сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи
очень ярко выражено.
За последние 10-15 лет сильно
изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет
отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям связанным с
иностранными языками.
Как в 60-е гг., так и сейчас
отмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию
своим призванием (от младших курсов к старшим). Раньше причину этого видели в
осознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а также
в недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своих
возможностях.
Четкое представление о различных
сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом
определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно,
следует согласиться с Е.Н. Прощицкой, которая утверждает, что сказывается и
изменение социального состава студентов: "с появлением "коммерческого"
набора на вузовскую скамью пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбора
специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди" [27, с.226].
Если студенты хорошо осведомлены
о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают чего хотят, если
нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию.
Какие же цели будущей
профессиональной деятельности являются для студентов приоритетными сегодня? Изменения
произошли: на первое место выступили мотивы заработной платы и самореализации. Аналогичные
социальные ценности считал важнейшими Т. Парсонс - частная собственность и
индивидуальная свобода.
Многие авторы утверждают, что
преобладание торгового, "лавочного" бизнеса над производственным во
многом объясняет отсутствие у молодежи интереса к сложным видам трудовой
деятельности, нацеленность на быструю и легкую наживу. Нам же видится причина
этого в трудностях производственной деятельности. Непомерные налоги непосильны
и душат любое производство, трудно конкурировать с импортным товаром, и как
следствие - специалисты производственники оказываются не нужными, а быть ими - не
выгодно. Все это во многом объясняет искажение ценностей и мотивов в сфере
труда.
Интересными являются мотивы,
отмеченные известным ученым Гансом Селье. Вот те "мотивы, под воздействием
которых человек, обладающий достаточной квалификацией, может добиться успеха и
процветания на научном поприще:
бесконечная любовь к Природе и
Правде;
восхищение красотой
закономерности;
простое любопытство;
желание приносить пользу;
потребность в одобрении;
ореол успеха [34, с.243].
И, наконец, последнее по
порядку, но не по важности:
боязнь скуки...
В настоящее время формируется
новый тип личности, который по своим чертам принципиально отличается от типа
личности, воспитанного в традициях коллективной морали "советского
человека". Специфические черты личности нового типа: готовность к риску,
личностная ответственность за свои поступки, способность рассчитывать, прежде
всего, на свои силы, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре. Статус
предпринимателя становится все более привлекательным для значительной части
подрастающего поколения.
Таким образом, роль
мотивационных факторов выбора профессии у школьников заключается в том, что они
побуждают школьников к активности и деятельности, связанную со стремлением
удовлетворить определенные потребности, в данном случае, к правильному и
осознанному выбору профессии.
Следующая глава будет посвящена
исследованию роли мотивационных факторов выбора профессии у школьников.
Для изучения роли мотивационных
факторов выбора профессии у старшеклассников в выборе профессии на базе МОУ
"Викуловская коррекционная школа-интернат" был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие
учащиеся девятых классов в составе 20 человек. Список учащихся, участвующих в
исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех
этапов:
1 этап - диагностика сформированности
внутренних мотивационных факторов выбора профессии школьников.
2 этап - работа по изучению роли
мотивационных факторов выбора профессии школьников.
3 этап - анализ результатов
исследования роли мотивационных факторов выбора профессии школьников.
Для выявления сформированности внутренних
мотивационных факторов выбора профессии школьников использовались следующие
критерии:
познавательный интерес;
самооценка склонностей к
профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности;
сформированность
профессионального плана.
На основе выделенных критериев,
а также для аналитической обработки результатов исследования и получения
количественных показателей были выделены три уровня сформированности
мотивационных факторов выбора профессии школьников старшеклассников: низкий,
средний и высокий.
Высокий уровень присущ тем
учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью
совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с
достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
Средний уровень наблюдается в
том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои
возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на
основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей
пригодности.
Низкий уровень имеет место
тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов,
способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По
существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.
С целью определения
сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников мы
использовали методики: “Карта интереса” (по А.Е. Голомштока),
“Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову).
Рассмотрим результаты
диагностического этапа эксперимента.
“Карта интереса” (по А.Е. Голомштока).
Вопросы данной методики касаются
отношения к различным направлениям деятельности. Если старшекласснику нравится
делать то, о чем говориться в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером
вопроса ставят плюс, если не нравится - минус. Вопросы к данной методике
представлены в приложении 2.
Обработка результатов. Десять
колонок в бланке - это десять возможных направлений профессиональной
деятельности:
физика и математика;
химия и биология;
радиотехника и электроника;
механика и конструирование;
география и геология;
литература и искусство;
история и политика;
педагогика и медицина;
предпринимательство и
домоводство;
спорт и военное дело.
Необходимо подсчитать число
плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять
баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это
- необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое
важное условие - способности, или профессионально важные качества. Если сумма
баллов ни в одной колонке не превышает двух баллов, значит, профессиональные
интересы слабо выражены.
Анализ результатов:
ярко выраженный интерес или
высокий
Механика и конструирование - 21%
Сфера обслуживания - 21%
средний интерес
Сфера обслуживания - 62%
География - 52% Спорт и военное дело - 50%
Механика и конструирование - 40%
Биология - 38% Медицина - 40%
Радиотехника и электроника - 38%
низкий интерес
Физика и математика - 59% Филология
- 55% История и политика - 53%
Педагогика - 40% Химия - 36%
интерес не выражен
Искусство - 50% История и
политика - 33% Педагогика - 34% Химия - 22%
Результат диагностики позволил
выявить уровень профессионального интереса учащегося, так как профессиональный
интерес у подростков формируется на основе имеющихся интересов и тесно
взаимосвязанных друг с другом, которые позволяют построить прогноз успешности
обучения в одной из профессиональной сферы деятельности. По результатом
выявленного познавательного интереса попытаемся определить или сделать прогноз
профессиональной деятельности.
ярко выраженный интерес или
высокий
Сфера “Человек - техника" -
50% Сфера “Человек- человек" 50%
средний интерес
Сфера “Человек - человек" -
50% Сфера “Человек - техника" - 25%
Сфера “Человек - природа" -
25%
низкий интерес
Сфера “Человек - человек" -
50% Сфера “Человек - техника" - 15%
Сфера “Человек - знаковая
система" - 35%
интерес не выражен
Сфера “Человек - природа" -
15% Сфера “Человек - человек" - 50%
Сфера “Человек - художественный
образ" - 35% большинство учащихся имеют смешанный познавательный интерес,
если его соотносить по сферам профессиональной деятельности; более четко
прослеживается яркий интерес к сфере “Человек - техника”, эти данные можно
обосновать так, что большинство учащихся по данной школе мальчики; не четко
прослеживается интерес к сферам “Человек-природа” и “Человек - художественный";
сфера “Человек - человек", “Человек - знаковая система" имеет среднюю
позицию, то есть познавательные интересы учащихся зависят от мотива выбора
профессии.
“Дифференциально-диагностический
опросник” (по Е.А. Климову).
Методика предназначена для
отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов
профессий Е.А. Климова. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов
деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов
поставить знак " + ".
Время обследования не
ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами
не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30
мин.
Экспериментатор может зачитывать
вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой
способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном
временном интервале.
Инструкция к методике и тестовый
материал приведены в приложении 3.
Анализ результатов:
Сферы профессиональной
деятельности
“Человек - природа" - 10%
“Человек - техника ” - 31% “Человек - человек" - 14%
“Человек - знаковая система"
- 14% “Человек - художественный образ" - 5%
Смешанный тип - 29%
На основе результатов двух
методик учащимся предлагаются следующие профили обучения в 10 классе: токарь -
станочник, автослесарь, радиотехник парикмахер-визажист, повар-официант,
педагог-организатор, секретарь - референт, оператор ЭВМ. При определении
профессий для данной школы использовались смежные профессии, которые включают в
себя несколько сфер профессиональной деятельности, так как в данной школе 29%
учащихся имеют смешанный тип склонностей к профессиональной деятельности. Во
время комплектования групп учащимся из предложенных профессий предлагается
выбрать четыре профессии, по которым учащийся желает обучаться или ознакомиться.
Выбранные профессии учащемуся предлагают проаранжировать по трем ступеням: профессия
очень-очень нравиться или я хочу ознакомиться очень-очень; профессия очень
нравиться или я хочу ознакомиться очень; профессия нравиться или я хочу просто
ознакомиться с данной профессией. Данные ступени позволяют выявить интерес
учащегося к той или иной профессии, а также осуществлять профильное обучение по
желанию и интересу ученика.
Результаты комплектования групп
(общий результат по дню): можно увидеть, что 60% учащихся осуществляют профильную
подготовку по первой ступени (Кирилл П., Данил Б., Никита Д., Сергей З., Денис
Д., Артем М); 14% - по второй ступени (Елена В., Женя С); 10% - по третьей
ступени (Лена У). Из результатов 7% учащихся перешли в другую группу (Елена В.,
Женя С., Катя К., Марина Л., Ваня Ж., Дарья П., Света Р), так как реально
оценили свои возможности, склонности и интересы по данной профессии; 4%
учащихся выбрали профиль обучения по индивидуальной беседе (Маша Ж., Лена У.,
Юля О., Лолита Г), то есть данные учащиеся не присутствовали на комплектовании
и не могли проранжировать представленные профессии по своим интересам; 5%
учащихся обучаются “не пожеланию" (Кирилл П., Данил Б., Никита Д., Сергей
З., Денис Д), эта те учащиеся, которые выбрали профессию неосознанно, не знали
специфики данной профессии или выбрали профессию за компанию с другом, с
данными учениками проводится индивидуальная работа.
Нами было проведено также
анкетирование.
Результаты анкетного опроса
показывают, что ведущим мотивационным фактором выбора профессии у школьников
выступает "возможность принести пользу людям" (85% опрошенных). При
оценке будущей работы большое число школьников обращает внимание на творческий,
интересный характер работы (79%). Интересен тот факт, что на вопрос "Чего
вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?" - "высокие
доходы" назвали лишь 6%. Респонденты невысоко оценивают перспективы
карьерного роста в профессиях. Так вариант ответа "в выбранной профессии
меня привлекает возможность занять высокий пост" выбрали 10% опрошенных.
Данные приведенные в таблице
сгруппированы в зависимости от ведущих мотивационных факторов:
Таблица 1. Распределение
ответов на вопрос "Чего вы ждете от работы?"
Ведущая мотивация
|
Критерии значимости
|
В% от числа респондентов
|
Содержательная мотивация:
|
Творческий, интересный характер работы
|
95
|
Ее соответствие моим способностям, умениям
|
74
|
Самостоятельность, независимость
|
9
|
Связь с современной техникой, технологией
|
7
|
Возможность реализовать свой потенциал
|
28
|
Мотивы социальной значимости:
|
Возможность принести пользу людям
|
85
|
Возможность достичь признания, уважения
|
11
|
Статусные мотивы:
|
Возможность получать высокие доходы
|
6
|
Возможность занять высокий пост.
|
10
|
Высокий престиж профессии
|
35
|
Таким образом, для школьников
наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте - мотивы
социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе
профессии. Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив
социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой
мотивации становление в будущем профессионала просто невозможно.
Данные констатирующего этапа
эксперимента приведены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели
сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников
Методика
|
Познавательный интерес
|
Самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и
профессиональной направленности личности
|
Сформированность профессионального плана
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
5
|
14
|
1
|
4
|
15
|
1
|
4
|
14
|
2
|
“Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову)
|
1
|
16
|
3
|
-
|
13
|
7
|
1
|
14
|
5
|
В результате проведенной работы
было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности
мотивационных факторов выбора профессии школьников, 57% испытуемых показали
средний уровень и лишь 13% старшеклассников имеют высокий уровень
сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников.50%
учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными
возможностями и с потребностями рынка труда; 46% учащихся ориентированы в
выборе профессии на поддержку со стороны взрослых; 67% не имеют представления о
научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о
требованиях профессии к ее "соискателю" и не владеют умениями анализа
своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о
возможностях обучения интересующей сфере деятельности.
Качественный анализ полученных
результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть старшеклассников
имеет средний и низкий уровень сформированности мотивационных факторов выбора
профессии школьников и нуждается в коррекции.
На данном этапе эксперимента мы
провели работу по формированию мотивационных факторов у старшеклассников. Для
этого мы провели серию занятий, план которых приведен в приложении 4. Занятия
были направлены на формирование критериев, определенных в начале
экспериментального исследования - познавательного интереса, самооценки
склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональную
направленность личности и сформированность профессионального плана.
В ходе данного этапа
эксперимента были проведены консультации со старшеклассниками.
Тематика психоконсультирования:
Тема: Склонности и интересы в
профессиональном выборе (“хочу”).
Содержание. Понятие о интересе -“хочу
знать", склонности “хочу делать”. Значение интересов и склонностей в
профессиональной деятельности.
Диагностическая работа. Карта
интересов.
Развивающая работа. Актуализация
профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующий
профессиональной сферы.
Тема: Что Я знаю о мире
профессий? Классификация профессий.
Содержание. Что такое профессия?
Классификация профессий по профессиональным сферам деятельности.
Развивающая работа. Игра
“Аукцион” (работа в группах).
Тема: Мои личные и
профессиональные планы.
Содержание. Понятие личный
профессиональный план как образ, мысленного представления будущего.
Развивающая работа. Схема
построения профессионального будущего.
Основной цель психоконсультирования
учащихся является выявление сформированности профессионального плана. Главным
критерием сформированности профессионального плана является - не чья либо
внешняя оценка готовности к выбору профессии, а состояние удовлетворенности
оптанта сделанным выборам, при условии, что обстоятельства этого выбора им
достаточно хорошо осознаны.
Критерии сформированного
профессионального плана:
Профессиональный план
отсутствует, склонности не выражены.
Профессиональный план
отсутствует, но склонности выражены.
Профессиональный план
сформирован при отсутствии склонностей.
Профессиональный план
рассогласован со склонностями.
Профессиональный план согласован
со склонностями.
И, наконец, мы разработали
профориентированный лекторий для старшеклассников, направленный на психологическую
помощь в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Профинформационный лекторий
помогает учащимся увидеть особенности мира профессий. Главная задача которого
не сводиться только к ознакомлению учащихся с миром профессий, а состоит в том,
чтобы развивать и углублять полученные знания.
Тематика:
Тема: Внутренний мир человека и
возможности его познания.
Содержание. Понятие личности. Уникальность
личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии
как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
Методы изучения личности в
оказании помощи в профессиональном самоопределении.
Практическая работа. Составление
“дерева" психологических качеств личности.
Тема: Какие бывают профессии.
Содержание. Можно ли познать мир
профессий? Научные способы квалификации профессий. Квалификация профессий за
рубежом.
Коррекционно-развивающая работа
осуществлялась через специально организованную систему мероприятий, которые
ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои
индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии.
Основная цель курса “Я выбираю
профессию”:
актуализация процесса
профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности,
включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их
соответствия в процессе получения первоначальных профессиональных знаний,
умений и навыков.
Задачи курса:
повысить уровень психологической
компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями
расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в
самосовершенствовании;
ознакомить со спецификой
профессиональной деятельности и обеспечить возможность соотносить свои
склонности и способности с требованиями профессий.
Результатом
коррекционо-развивающей работы являлось умение сопоставлять свой
профессиональный план и индивидуальные особенности, которые необходимы для
реализации профессионального плана.
Для проверки эффективности
эксперимента, было проведено контрольное обследование школьников. Методика
контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования
уровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников. Данные
контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной
и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 3. Результаты
анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня
сформированности мотивационных факторов.
Таблица 3. Показатели
уровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников на контрольном
этапе эксперимента
Уровень сформированности мотивационных факторов старшеклассников
|
Количество
наблюдений
|
%
|
Низкий
|
0
|
0
|
Средний
|
7
|
70
|
3
|
30
|
Для наглядности показатели
уровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников в
экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента представлены на
рисунке 1.
Рис. 1. Уровень сформированности
мотивационных факторов старшеклассников на контрольном этапе
Сравнение данных констатирующего
этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество
учащихся с низким уровнем сформированности мотивационных факторов уменьшилось
до 0, на 10% увеличилось количество старшеклассников, имевших средний уровень
сформированности мотивационных факторов. За счет уменьшения количества низкого
уровня сформированности мотивационных факторов на 10% увеличилось количество
старшеклассников, показавших высокий уровень сформированности мотивационных
факторов. В целом, это доказывает, что содержание и методы формирующего этапа
эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения
уровня сформированности мотивационных факторов у старшеклассников.
Таким образом, методы, которые
мы применили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам
значительно повысить уровень сформированности мотивационных факторов
старшеклассников, а мотивационные факторы, которые мы формировали у школьников
в ходе эксперимента, помогли многим ученикам определиться в выборе профессии, что
говорит об эффективности реализованных нами мероприятий.
На основании анализа литературы
по теме исследования были рассмотрены понятие "мотивационные факторы"
и основные виды их проявления, теории мотивации.
В настоящее время существует
множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации
настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Сама
сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы
человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие
возможности для применения всех упомянутых теорий. То есть утверждения
отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной
структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными.
При изучении различных теорий
мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы
профессиональной деятельности, мотивация человека является сложной системой,
имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и
к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо
подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны,
имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих
биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических
особенностей, присущих только человеку, что также необходимо учитывать при
изучении именно человеческой мотивационной сферы.
Были выявлены особенности выбора
профессии старшеклассников. У старшеклассников был выявлен высокий уровень сформированности
мотивационных факторов, отсутствие познавательного интереса к выбору профессии.
Определена сущность и специфика
профессионального самоопределения старшеклассников. Среди девочек наиболее
предпочитаемыми являются профессии системы "человек-человек", на
втором месте у девочек профессии системы "человек-художественный образ".
Наименее привлекательными для девочек, и наиболее - для мальчиков являются
профессии системы "человек-техника". На втором месте у мальчиков
профессии "человек-знаковая система". Наименее привлекательными для
мальчиков казались профессии типа "человек-природа".
Подобрана и апробирована
методика формирования мотивационных факторов старшеклассников при выборе
профессии.
Была выявлена динамика мотивации
старшеклассников при выборе профессии путем проведения контрольного
эксперимента и анализ результатов исследования. После проведения
коррекционно-развивающих занятий у старшеклассников увеличилась познавательная
активность. Для старшеклассников более значимыми стали такие ценности как
аккуратность и самоконтроль. Было выявлено значимое различие в уровне
притязаний. На наш взгляд это говорит о формировании адекватного уровня
притязаний. Старшеклассники осознают свои реальные возможности и выбирают
задачи согласно им.
Таким образом, задачи,
поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута,
гипотеза подтверждена.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.3-е
изд., испр. [Текст] /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр "Академия",
1998. - 672с.
2. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности [Текст] / К.А. Абульханова.
- М.: Просвещение, 1999. - 224с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст]
/ К.А. Абульханова-Славская. - М.: Просвещение, 1980. - 335с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская.
- М.: Мысль, 1991. - 229с.
5. Алексеев, Ю. Выбирая профессию [Текст] /Ю. Алексеев // Воспитание
школьников. - 1982. - № 2. - С.23.
6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования
личности [Текст] /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. - 212 с.
7. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст]
/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1972. - 336с.
8. Болотова, Е.Л. Профильное обучение в старшей школе [Текст] / Е.Л.
Болотова. - М.: Просвещение, 1996. - 264с.
10. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника
[Текст] /А.Е. Голомшток. - М.: Просвещение, 1979. - 390с.
11.3еличенко, А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных
факторов трудовой деятельности и профессионального выбора [Текст] /А.И. Зеличенко,
А.Г. Шмелев // Вестник МГУ. - 1987. - №4.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] /Е.П. Ильин. - СПб., 2003.
- 186с.
13. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]
/ Е.А. Климов. - изд-во "Феникс", Ростов-на-Дону, 1996. - 475с.
14. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной
консультации [Текст] /Е.А. Климов. - М.: Знание, 1983. - 237с.
15. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] /Е.А. Климов. - М.,
Просвещение, 1990. - 653с.
16. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е.А.
Климов. - М.: Просвещение, 1995. - С.52.
17. Климов, Е.А. Путь в профессию [Текст] /Е.А. Климов. - Л., 1974.
- 190с.
18. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание [Текст] / И.С.
Кон. - М.: Просвещение, 1984. - 672с.
19. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] /И.С. Кон. - М.: Просвещение,
1980. - 386с.
20. Кроль, В.М. Психология и педагогика [Текст] /В.М. Кроль. - М.: Высш.
шк., 2003.
21. Кухарчук, А.М. Профессиональное самоопределение учащихся А.М. Кухарчук,
А.В. Центипер. - Минск, 1976. - 127с.
22. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев.
- М.: Изд-во МГУ, 1971. - 289с.
23. Мартина, Н.К. Формирование устойчивой готовности к профессиональному
самоопределению в условиях профильного обучения [Текст] /Н.К. Мартина. - Сургут,
2006. - 462с.
24. Мартынюк, И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы
формирования [Текст] /И.О. Мартынюк. - Киев, 1990. - 318с.
25. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. СПб.: Евразия,
1999. - 478с.
26. Нестер, Т.В. Формирование готовности сельских школьников к выбору
профессии в условиях региона [Текст] /
Т.В. Нестер. - Кемерово, 2001. - 289с.
27. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию! [Текст] /Е.Н. Прощицкая. -
М.: Просвещение, 1992. - 332с.
28. Пряжников, Н. Профессиональное личностное самоопределение [Текст]
/ Н. Пряжников. - М.: Просвещение, 1996. - 384с.
29. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]
/ Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2001. - 672с.
30. Психологический словарь (под ред. Зинченко). - М.: Просвещение,
1990. - 532с.
31. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Просвещение,
1997. - 256с.
32. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]
/ Ф. Раис. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 624с.
33. Ратанова, Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения
личности [Текст] / Т.А.
Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М.: МПСИ, издательство "Флинта", 2000. - 326с.
34. Ретивых, М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному
самоопределению [Текст] / М.В. Ретивых. - Магнитогорск, 1998. - 442с.
35. Решмидт, X. Подростковый и юношеский возраст [Текст] / Х. Решмидт. - М.: Просвещение,
1994. - 67с.
36. Советский энциклопедический словарь. - М.: СЭ, 1984. - 142с.
37. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Текст] / Д.И.
Фельдштейн. - М.: А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Международная педагогическая
академия, 1994. - 372с.
38. Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации
[Текст] /А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
39. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому
возрасту Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. - 184с.
40. Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному
самоопределению [Текст] /С.Н. Чистякова. - М.: Филология. Институт общего среднего
образования РАО, - 1997. - 80 с.
41. Шангин, Н.А. Психологическая подготовка старшеклассников средней
школы к сознательному выбору профессии [Текст] /
Н.А. Шангин. - Ярославль, 1969. - 18с.
42. Энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1987. - 967с.
43. Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития
у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение,
2004. - С.235.