Развитие электронного обучения в высших учебных заведениях
Реферат по теме:
Развитие электронного обучения в высших
учебных заведениях
Термин «электронное обучение»
появился в России сравнительно недавно. Он интегрирует ряд инноваций в сфере
применения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивные
мультимедиа, обучение на основе веб-технологий, он-лайн обучение, и т.п.
Постепенно этот термин вытесняет широко известный и модный ныне термин
«дистанционное обучение» (ДО). Связано это с применением ИКТ в современных
системах ДО и с широким внедрением этих технологий в традиционных
университетах. Таким образом, стираются грани между обучением на расстоянии и
непосредственно внутри вуза. Эту интеграцию дистанционной и традиционной
организации учебного процесса на основе ИКТ и отражает термин «электронное
обучение».
Развитие современной
системы образования в России, Германии, Австрии и других странах
обуславливается влиянием и внедрением информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) во все сферы деятельности учебных заведений и во многом
обязано появлению свободного доступа к средствам Интернет-технологий. Эти
процессы предопределяют значительные изменения в традиционных подходах к
образовательному процессу.
Современные ИКТ открывают
учащимся и преподавателям доступ к нетрадиционным источникам информации,
повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые
возможности для творчества, проявления и выявления своих способностей,
обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально
новые формы и методы обучения. Это такие средства доступа как, локальные и
глобальные информационные сети, телеконференции, электронная почта, форум, чат
и т.д.
В настоящее время во всем
мире на первый план в образовании выходит применение технологий e-learning.
Наиболее актуальным это является в условиях вузовского обучения, где
наблюдается процесс преобладания современных педагогических технологий, в том
числе технологий электронного обучения, над традиционными.
Возможно, это является
данью моде, но нам представляется, что современные условия постоянного
повышения уровня информатизации общества определяют направления движения и
развития его наиболее значимой и базовой структуры - образования.
В последние годы все чаще
отмечается снижение эффективности традиционного обучения, как на уровне средней
школы, так и на уровне вуза, проявляющееся в авторитарности педагогических
требований, в учении, слабо связанном с потребностями обучающегося, с его
индивидуальными ресурсами. Жесткая регламентация деятельности обучающихся на
занятиях, принудительность обучающих процедур, зачастую приводит к непониманию
студентами целей своих действий, к отсутствию осознания необходимости
изучаемого материала и его практической значимости. В связи с чем, у студентов
наблюдается отсутствие учебной мотивации, несформированность навыков планирования
своей деятельности.
Современные
педагогические технологии, и в большей степени технологии электронного обучения
являются личностно-ориентированными, и направлены на развитие индивидуальных
ресурсов обучающихся.
В отличие от
представления знаний в готовом виде при традиционном обучении, в отсутствии
возможности развития обучающихся выше их «зоны ближайшего развития», в
преобладании объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения,
e-learning технологии предусматривают повышение уровня самостоятельной работы
обучающихся в индивидуальном темпе с одной стороны, предоставляя возможности
для широкого общения с другими обучающимися и совместного планирования своей
деятельности с другой.
Что касается
психологического аспекта оценивания знаний обучающихся, то электронные
технологии обучения предоставляют возможность снизить роль стрессоров в
процессе сдачи студентами зачетов и экзаменов, а также повысить уровень
психологического комфорта на занятиях. Снижение тревожности при прохождении
студентами аттестации, отсутствие страха перед наказанием и получением
неудовлетворительной оценки, позволяет повысить мотивацию к учебе и
инициативность студентов. Применение электронных методов обучения в вузе
позволяет повысить уровень обучения и улучшить качество предоставляемых вузом
образовательных услуг, а также обеспечивает большую гибкость в реализации
образовательных целей вуза.
Решающую роль в развитии
электронного обучения, конечно, сыграл Интернет. Электронное обучение дает
вузам возможность повысить продуктивность, снизить уровень затрат, связанных с
проведением очных занятий, улучшить процесс обмена знаниями и довести до
минимума расходы на обучение.
Применение электронных
технологий обучения в вузе позволит:
·
расширить спектр
образовательных услуг высокого качества предоставляемых вузом и обеспечить его
постоянство с момента планирования учебного курса до его завершения;
·
повысить
результативность при прохождении студентами экзаменов;
·
повысить
привлекательность изучаемого материала за счет улучшения условий получения
образования;
·
расширить
возможности профессионального роста и повышения квалификации педагогов вуза;
·
предоставить
педагогам вуза больший простор для изучения опыта коллег и прохождения
переподготовки;
·
повысить
количественный состав студентов вуза, проходящих обучение одновременно;
·
снизить учебную
нагрузку студентов;
·
обеспечить более
эффективное и своевременное обновление и распространение обучающих ресурсов, а
также увеличить их доступность;
·
обеспечить
непрерывность обучения студентов за счет снятия пространственных и временных
ограничений;
·
обеспечить
персональный график работы студентов и перечень учебных курсов с учетом их
интересов в рамках образовательного стандарта;
·
проводить
промежуточную и итоговую аттестацию в форме тестирования;
·
повысить
эффективность обратной связи для педагогов вуза и студентов и т.д.
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод о том, что применение в высших учебных заведениях
электронных технологий обучения благоприятно сказывается на психолого-педагогическом
аспекте образовательного процесса, в том числе способствует развитию
индивидуальных ресурсов студентов и преподавателей, формирует навыки
целеполагания, самостоятельного мышления, инициативность и ответственность за
выполняемую работу, а также снижает психологические нагрузки на студентов и
преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.
Развитие и реализация
электронного обучения (e-learning) осуществляется через интеграцию различных
форм обучения (очное, заочное, компьютерное, сетевое), которое направленно на
систематический, организованный процесс наращивания знаний, умений и навыков
при помощи электронных средств обучения. Развитие электронного обучение, во
многих европейских странах, обуславливает необходимость развития системы
повышения квалификации работников образования, такие же тенденции наблюдаются в
России. Повышение квалификации работников образования в области
Интернет-технологий, использования различных форм электронного обучения
способствует развитию международного сотрудничества в образовательной среде.
Возможность образования
происходит через электронного обучение, так как значение обучения в век
информации раскрывается через фактор соревнования, как ключ к карьере и
самовыражению. Электронное обучение определяется следующими возможностями в
обучении: комфортные условия (рабочее место, свобода выбора времени на
обучение), эффективность (мультимедиа, интерактивность, коммуникативность),
незначительная стоимость обучения.
Организационный компонент
при реализации образовательных сетевых проектов является наиболее актуальным в
настоящее время, так как он определяется нетрадиционными подходами.
Организационный компонент определяется тремя основными факторами:
·
видом
образовательных принципов;
·
влиянием
окружающей среды;
·
целями людей,
вовлеченных в образовательный процесс.
Эти факторы определяют
критерии: возможность индивидуализировать образование, соотнести потребности,
способности, намерения обучающегося с образовательными принципами; способность
к более углубленному образованию; способность совершенствовать образование,
изменяя и развивая его всесторонность.
Основные задачи, решаемые
в рамках различных проектов:
·
обогатить
содержание конкретных учебных дисциплин новыми дидактическими материалами,
которые получены коллегами за рубежом;
·
по-новому
взглянуть на саму структуру наших учебных планов и стандартов, чтобы они
соответствовали общепринятым в мировой практике;
·
повысить
квалификацию части преподавателей в ведущих вузах мира, что позволяет в
дальнейшем использовать приобретенные ими знания другими преподавателями
кафедр;
·
активно
включиться ученым вуза в совместные научно-исследовательские проекты,
использовать фонды крупнейших научных библиотек мира;
·
организовать
обмен преподавателями и студентами на постоянной основе, особенно в страны
изучаемого языка;
·
обеспечить
академическую мобильность преподавателей и студентов.
В последнее время
специалисты обсуждают вопрос: как относиться к электронному обучению – как к
технологиям или как к парадигме?
Парадигма - исходная
концептуальная схема, модель постановки проблем и их решений, методов
исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в
научном сообществе.
Таким образом, парадигма
– это основное, базовое понимание, на котором кристаллизируются новые знания.
Почему мы сегодня
постепенно начинаем переосмысливать роль ИКТ в образовании и рассматривать
электронное обучение как новую образовательную парадигму?
Исследования в области
образовательных технологий охватывают проблемы обучения, познания,
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также
проблемы общественных наук. Всем, кто работает в данной сфере, необходимо
обладать знаниями как в области психолого-педагогических наук, так и в области
информационно-технологических наук. Общие задачи, стоящие перед научным
сообществом, заключаются в том, чтобы развивать инновационные подходы к
применению современных ИКТ, что поможет сделать образование непрерывным (в
течение всей жизни), личностно-ориентированным, всесторонним, гибким и
продуктивным.
Если общество будет
относиться к электронным технологиям всего лишь как к инструментам, то они не
оправдают наших ожиданий, более того, негативные последствия их применения не
заставят себя долго ждать. Необходимо заметить, что чрезмерная информатизация
учебного процесса может привести к тому, что диапазон приобретаемых учебных
навыков сузится в пользу технических умений, и индивид, обладая знаниями по
работе с современными устройствами, не будет владеть навыками анализа, презентации,
общения и т.д.
Понятно, время требует
адекватности используемых технологий обучения современным средствам
интеллектуальной деятельности. В век компьютеров, Интернета «стук мелом по
доске», диктовка лекций под запись воспринимается как анахронизм.
При традиционной
организации учебного процесса действия его участников жестко синхронизируются в
пространственно-временных рамках имеющегося аудиторного ресурса. При
использовании же сетевых (дистанционных) образовательных технологий появляется
возможность существенно ослабить пространственно-временную зависимость
участников педагогического взаимодействия при сохранении требуемого уровня
качества учебного процесса. Студенты получают возможность учиться в удобное
время и в удобном темпе. Однако дистанционная форма обучения предполагает
преимущественно самостоятельное освоение учебного материала.
Учащиеся, получив
возможность выбора (университета, курса, преподавателя, учебных материалов),
становятся по-настоящему ответственными за свое обучение. Преподаватель уже не
является главной фигурой в учебном процессе, он перестает быть носителем знаний
и становится всего лишь тьютером, помощником учащихся при выборе
образовательной траектории и консультантом по изучаемому материалу.
Вместе с тем,
исследования, посвященные определению эффективности использования
информационных и коммуникационных технологий, свидетельствуют о том, что
гарантом успешности внедрения ИКТ в учебный процесс является в первую очередь
преподаватель.
Потенциал новых
технологий остается пока недостаточно реализованным, поскольку лишь малая часть
преподавателей использует компьютер и другие средства информации и связи в
полном объеме.
Основу качества знаний в
системе электронного обучения определяют три основных компонента: качество
учебно-методических материалов (обучающий контент); профессиональная
компетентность преподавателей; качество информационной насыщенности и
материально-технической оснащенности образовательной среды, включающей
необходимый спектр предоставляемых образовательных услуг. Необходимо помнить и
о студентах с их желанием самостоятельно обучаться, их мотивации к такому
обучению.
Основные ошибки при
разработке электронных курсов заключаются в том, что они порой содержат много
«пассивного» содержания и мало интерактивных элементов. Мы пускаемся в
объяснения вместо того, чтобы нарисовать анимацию. В этом случае у человека
возникает ощущение, что лучше взять и прочитать книгу.
Успешность внедрения
электронного обучения, кроме вышеизложенного, во многом определяется мотивацией
студентов и профессорско-преподавательского состава.
Общей проблемой
электронного обучения является создание и эффективное использование
информационно-образовательной среды на основе ИКТ.
Рассматривая электронное
обучение как парадигму, целесообразно изучать соответствующую проблематику
через призму различных наук (политологии, экономики, социологии, психологии,
педагогики и др.), чтобы получить системное, целостное представление об этом
феномене. Не претендуя на такой всеобъемлющий анализ, далее обсудим лишь
некоторые дидактические аспекты электронного обучения.
Частные проблемы
информационно-коммуникативной среды (ИКТ) электронного обучения:
·
организация
самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;
·
организация
индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося
преподавателями;
·
организация
групповой учебной работы учащихся (дискуссий, совместной работы над проектами и
т.д.
Существуют три наиболее
важные частные проблемы, связанные с разработкой и использованием
информационно-коммуникационной среды электронного обучения. Они касаются
организации:
·
самостоятельной
когнитивной деятельности учащихся;
·
индивидуальной
поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем;
·
групповой учебной
работы учащихся (дискуссий, совместной работы над проектами и др.).
Определяющую роль в
решении первой из указанных дидактических проблем электронного обучения –
организации самостоятельной когнитивной деятельности учащихся – имеет
учебно-методическое обеспечение или, как его порой называют, электронные
образовательные ресурсы (ЭОР). Номенклатура ЭОР для поддержки обучения
достаточно велика:
·
Электронные копии
обычных печатных пособий
·
Электронные
интерактивные учебники, реализующие дидактические схемы программированного
обучения
·
Мультимедиа-презентации
учебного материала
·
Системы
компьютерного тестирования
·
Обзорные лекции
на аудио- и видеокассетах либо на компакт-дисках
·
Интеллектуальные
обучающие системы
·
Учебные пакеты
прикладных программ и т.п.
·
Учебные
мультимедиа-комплексы
Наиболее эффективным в
дидактическом плане является применение учебных мультимедиа-комплексов,
обеспечивающих поддержку самостоятельной учебной работы учащихся на всех этапах
познавательной деятельности – от первоначального знакомства с учебным
материалом до решения нетиповых профессионально-ориентированных задач.
Впечатляющий прогресс в
развитии аппаратных и программных средств ИКТ предоставляет хорошие технические
возможности для реализации различных дидактических идей.
Проблема состоит в
качестве многих ЭОР.
Можно выделить два важных
фактора, предопределяющих низкий уровень дидактических и потребительских
характеристик многих разработок в сфере электронного обучения.
Во-первых, методические
аспекты электронного обучения отстают от развития технических средств.
Второй фактор связан с
закрытостью большинства из них, что не позволяет преподавателям и учащимся
вносить изменения и использовать какие-либо фрагменты для собственных
разработок.
Учебный процесс – это не
конвейер автоматизированного производства. Преподаватели, даже пребывая в роли
тьютеров, всегда настроены вносить какие-либо изменения в содержание готовых
учебных материалов и методику обучения в зависимости от контингента учащихся,
конкретных условий учебного процесса, собственных представлений о нем. К тому
же известно, что вероятность успешного внедрения любой инновации в существенной
мере зависит от степени вовлеченности в нее и от соавторства конкретных
исполнителей.
Организация
индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося
преподавателями.
Важнейшим достоинством
традиционных (face-to-facе) методик обучения, начиная от репетиторства до
групповых лекционных занятий, является воспитывающее-стимулирующий характер
воздействия личности преподавателя. Об опасности утери такого воздействия
справедливо говорят скептики.
Многочисленные примеры
свидетельствуют, что порой только одна публичная лекция может определить дело
всей жизни для кого-то из слушателей. А подражание Учителю? Оно нередко не
осознается самими учащимися, но его значимость в учебно-воспитательном процессе
трудно переоценить.
Список использованной
литературы
1.
Борзых А.А.,
Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning // Образовательные технологии и
общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2. - С. 423-437.
2.
Буханцева Н.В.,
Дудина И.А. Модель e-Learning как инструмент управления электронными
ресурсами вуза // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2. - С. 438-444.
3.
Оганесянц Н.
Конструктивистские подходы в e-Learning // Высшее образование в России. - 2008.
- № 9. - С. 125-127.
4.
Хортон У., Хортон
К. Электронное обучение: инструменты и технологии. – М.: КУДИЦ-Образ, 2005.
5.
Электронное
обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб / Под
редакцией Мэксин Меллинг. – М.: Омега-Л, 2006.
Приложения
Рис. 1 - Государственные
инициативы в области индустрии электронного обучения
Рис. 2 - Структура
индустрии электронного обучения
Рис. 3 - Система
управления электронным обучением
Рис. 4 - Формы e-Learning, сегментированные по группам
Рис. 5 - Выгода для
компании от использования электронного обучение
Рис. 6 - Обучение при
помощи мультимедийной платформы CD-ROM или DVD (off-line обучение)
Рис. 7 - Модель
применения симуляций и «серьезных игр» в электронном обучении
Рис. 8 - Система электронного
обучения