Развитие и сущность педагогики
Развитие и сущность
педагогики
Введение
Педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании. В переводе с греческого paidagogike означает детоводство. Педагогом в Древней Греции называли раба, который за руку
водил в школу ребенка своего господина. Предметом
педагогики является область педагогических
явлений, в которых исследуются
педагогические закономерности, механизмы и факторы эффективного воспитания, обучения, образования.
Педагогику рассматривают как одну из
форм человеческой деятельности, связанную
с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Именно этот
процесс (передача опыта) стал важнейшей
предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.
Практика воспитания
берет начало с древнейших времен. Первые
обобщения опыта воспитания были предприняты в Древних Китае, Индии, Египте, Особая роль в этом принадлежала
древнегреческим философам Демокриту, Сократу, Платону, Аристотелю. В
Эпоху возрождения проблемами воспитания занимались Э. Роттердамский, Ф. Рабле,
М. Монтень и др.
В 17 веке педагогика
выделилась в самостоятельную науку благодаря трудам Я.А. Коменского и Ф. Бэкона
В дальнешем много прогрессивных
педагогических идей выдвинули Д. Дидро.
К. Гельвеции, П. Гольбах, ЖЖ Руссо, И.Г. Пестапоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг, Д. Дьюи. Педагогическая теория и практика России обязана
свои развитием деятельности MB. Ломоносова, НИ. Пирогова, К.Д. Ушинского,
ЛН. Толстого, П Ф Каптерева, Н К Крупской, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а в
последние десятилетия – Ю К Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, Б.Т.Лихачева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, и др.
Задачи
педагогики.
–изучение истории развития педагогического знания и его использования в практической деятельности;
–разработка методологии и методики педагогического исследования;
–создание научной картины педагогической реальности;
–проведение
исследований по актуальным педагогическим проблемам;
–теоретическая и прикладная разработка системы педагогической
работы в обществе;
– разработка и обоснование интенсивных
педагогических технологий,
методов и форм педагогической работы по успешному
решению задач обучения, воспитания, образования
и развития;
–педагогическое обеспечение функционирования и
непрерывного развития образовательной системы;
–участие в международных педагогических
проектах;
–подготовка педагогических и
научно-педагогических кадров и др.
Методологические
принципы педагогики
Педагогика
опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во
всех науках, это:
–принцип
гуманности и демократичности педагогики; принцип
социальной обусловленность воспитания; принцип
формирования личности в обществе и группе;
–принцип
системности;
–принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и
др.;
Обучение – способ организации образовательного процесса,
упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных
целей.
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание в узком смысле – специфическая,
целенаправленная деятельность воспитателя, целью которой является формирование
у воспитанников совокупности социально – значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.
Образование – результат обучения, совокупность знаний, умений,
навыков, способов мышления, которыми обучаемый должен овладеть.
Развитие –
взаимосвязанный процесс количественных и качественных
изменений, которые происходят в анатомо–физиологическом
созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики,
познавательной деятельности и творчестве, в
обогащении его мировоззрения и нравственности.
Формирование – становление личности, приобретение ею
совокупности устойчивых свойств и качеств.
Методы,
которыми пользуется современная педагогическая наука, достались по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Они позволяют накапливать факты и проверять
гипотезы в исследовании
многообразных педагогических явлений.
Наиболее
доступным и распространенным методом исследования
в педагогики является наблюдение, представляющее собой непосредственное целенаправленное восприятие
исследуемого объекта по определенной
схеме, с фиксацией результатов и обработкой полученных данных;
анализ результатов деятельности
– метод опосредованного исследования
педагогических явлений по результатам обучений и воспитания. При тщательном планировании, организации и сочетании
с другими методами изучение продуктов ученического творчества (домашние и
классные работы, сочинения и пр.) могут многое оказать исследованию. К традиционным методам педагогики относят беседу,
в которых выявляются чувства и намерения
людей, их оценки и позиции. Она отличается целенаправленными попытками
исследователя проникнуть во внутренний мир обучаемого или воспитанника,
понять его мотивы и установки.
Анкетирование – метод, с помощью которого исследуют результаты педагогической практики с помощью анкет,
содержащих письменные вопросы. Широко
в педагогике используется также метод групповой дифференциации (социометрический метод), который направлен на выявление и анализ
особенностей внутри
коллективных отношений.
Тестирование
– целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование,
которое позволяет измерять изучаемые характеристики
педагогического процесса. Измерение достижений обучаемых, их
интеллектуального развития, степени сформированности различных качеств стало
неотъемлемой частью учебно–воспитательной практики.
Эксперимент
– это научно организованный опыт преобразования педагогической практики а точно
учитываемых условиях. Подобного
рода «испытаниями» проверятся гипотезы, апробируются на практике новые
педагогические методы и приемы. По целям эксперименты разделяются на: констатирующие (необходимые
для изучения существующих педагогических
явлений); уточняющие (осуществляемые для проверки гипотез); формирующие (направленные
на конструирование новых педагогических явлений).
Обучение как компонент
педагогического процесса
Обучение
– способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и
образовательных цепей. Обучение,
с одной стороны, самый надежный путь получения систематического образования, а,
с другой, оптимальный способ социальной адаптации человека к обществу и современной жизни.
Процесс обучения является предметом дидактики Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теоретические
основы процесса обучения, а
также разрабатывающая новые технологии и системы обучения. Процесс обучения
носит двусторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся; осуществляется под руководством
педагога; носит
целенаправленный, планомерный и организованный характер; строится в соответствии с
закономерностями возрастного
развития учащихся; является
целостной системой.
Главными категориями дидактики выступают – обучение, учение .преподавание, знания, навыки, умения, содержание,
формы, методы, результаты.
Обучение – специфически организованное взаимодействие педагогов и
учащихся, направленное на достижение поставленных целей.
Сущность обучения – формирование у обучаемых знаний, умений и навыков. Знания – совокупность
усвоенных представлений, сведений, понятий о разнообразных предметах и явлениях
объективного мира. Навыки – доведенные до высокой степени совершенства и автоматизма
двигательные, сенсорные и умственные действия. Умения – достигнутая в процессе обучения способность
творчески использовать знания и навыки е практической деятельности.
В
основе обучения лежит дидактическое отношение «преподавание – учение».
Преподавание – это упорядоченная деятельность педагогов
по реализации дидактических целей, которая включает:
–
разъяснение учащимся целей и задач обучения;
–
передачу новых знаний о явлениях, событиях,
предметах и законах;
– оказание помощи при затруднениях в учебно–познавательной
деятельности;
–
стимулирование интереса, самостоятельности и
творчества учащихся, организацию эвристической и
исследовательской деятельности
учащихся;
–
управление процессом перехода теоретических
знаний в практические умения и навыки;
–
проверку и оценку учебных достижений
учащихся, изменений в их обученности
и развитии.
Учение – это деятельность обучаемых, включающая:
–
восприятие, освоение, закрепление знаний и их применение на практике;
–
приобретение умений и навыков и их
использование в практической
деятельности;
–
стимулирование к поиску, решению учебно – познавательных
задач, создание собственной положительной мотивации учения;
–
самооценку, самоконтроль и самодиагностику
собственных учебных
достижений;
–
овладение спосо6ами управления своей
учебно–познавательной деятельностью
и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Процесс
обучения имеет свое содержание. Это система знаний, умений, навыков, которыми учащиеся овладевают в
процессе обучения в определенном
типе учебных заведений.
Эффективность
процесса обучения определяется прежде всего: успешностью обучения и академической успеваемостью в
балльных оценках, качеством
знании (их полнота, глубина, системность, действенность, прочность) и степенью сформированности
навыков и наработанности умений,
уровнем развития учащихся, их обученностью (запас усвоенных понятий и способов
деятельности) и обучаемостью (способность к усвоению знаний, навыков и умений). Вместе с этим выделяются
и внешние критерии эффективности учебного процесса – адаптация выпускника к
социальной жизни и профессиональной деятельности, уровень образованности или
профессионального мастерства, готовность повысить образование и темпы роста процесса
самообразования и др.
Принципы
обучения
Дидактические принципы – основные
положения, которые лежат в основе содержания, организации и методов учебного
процесса.
Современная
педагогическая наука в качестве основополагающих принципов выделяет:
–
принцип
сознательности и активности обучаемых, суть которого состоит в том, что
подлинную сущность человеческого образования составляют тщательно осмысленные
знания, приобретенные путем интенсивного напряжения собственной умственной
деятельности. Соблюдение этого принципа зависит от мотивов обучения,
организации учебно–познавательной деятельности, характера и уровня
познавательной активности обучаемых, применяемых дидактических методов и др;
–
принцип
наглядности обучения реализуется через следующие правила: наглядные пособия
способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об
изучаемых предметах и явлениях; понятия и абстрактные положения доходят до
сознания учащихся легче, если они подкреплены конкретными фактами и примерами; необходимо
использовать разные формы наглядности; наглядный материал и пособия требуют
научно обоснованного применения, наглядные средства необходимы и для развития у
учащихся внимания, интереса к учению, культуры мышления, конструктивного
творчества;
–
принцип систематичности и последовательности
гласит, что учебный процесс должен строиться в той последовательности, которая определяется внутренней
ложкой учебного материала и
познавательными возможностями учащихся и он тем эффективнее, чем меньше в нем
нарушений последовательности перерывов и неуправляемых моментов. Если систематически не приучать обучаемых логически мыслить, то они постоянно будут
испытывать затруднения в своей познавательной деятельности. Если регулярно не
упражнять навыки, то они скоро
утратятся. Словом, если не соблюдать последовательности и системы обучения, то нарушится и замедлится
процесс развитии.
–
принцип прочности утверждает, что прочность
усвоения знаний зависит,
с одной стороны, от содержания и структуры учебного материала, от используемых
педагогом методов, от времени обучения, а с другой, от определяется отношением
самих обучаемых к этому материалу, к самому процессу обучения, а также к педагогу;
–
принцип доступности требует, чтобы учебный
процесс строился с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, Постепенное нарастание трудности обучения и приучение обучаемых к преодолению затруднений положительно сказывается на
их развитии. Обучение на
оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, на качество и
прочность усвоения знаний;
–
принцип связи теории с практикой утверждает,
что эффективность обучения
направляется и проверяется практикой; эффективность связи обучения с жизнью,
теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса,
применяемых форм и методов
обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую практику; чем лучше поставлены
производительный труд и профориентация,
тем успешнее идет адаптация обучаемых к условиям современного производства; чем больше
приобретаемые обучаемыми знания
в ключевых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, тем выше интерес к обучению и его
сознательность.
Воспитание как
компонент целостного педагогического процесса
Воспитание
в широком смысле – процесс передачи
социального опыта от старшего поколения младшему.
При этом задачи воспитателя включают следующее:
передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процесса
самовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуациях. В свою очередь
воспитанник: овладевает опытом общечеловеческих отношений и основами культуры; осуществляет
процесс самовоспитания; обучается способам
общения и правилам поведения. Воспитание в узком смысле – специфическая,
целенаправленная деятельность воспитателя,
целью которой является формирование у
воспитанников совокупности социально – значимых качеств личности,
развитых взглядов и убеждений. Воспитание реализуется в системе
отношений «человек – человек», поэтому в нем
велика доля субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. А
значит, воспитание можно представить и как
двусторонний процесс, который
осуществляется в активном взаимовлиянии
и взаимодействии воспитателей и воспитанников. Ведь воспитатель
осуществляет систему мер педагогического
воздействия, а воспитанник активно реагирует на эти воздействия, изменяя
свое отношение к чему – либо, осуществляя
поступок и проявляя определенные качества. Только при условии, если
воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и стимулирует ее собственную
активность в работе над собой, оно (воздействие) оказывает развивающее и формирующее влияние
Цели воспитания
Цели воспитания в современных условиях могут быть сформулированы следующим образом:
1.
воспитание всесторонне и гармонично развитой личности – это воспитание и формирование такой личности, которая сочетает в себе
физическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту, рационально проявляет свои
психологические качества, способна достигать поставленные цели;
2.
формирование системы отношений личности к миру и самой себе – предполагает такое воспитание,
в результате которого человек четко понимает характер своих отношений с миром, с обществом, другими людьми, адекватно осознает и проявляет свои
интеллектуально – познавательные, эмоционально – волевые и коммуникативно–поведенческие особенности, позволяющие
занимать ему определенное положение в обществе,
3.
воспитание гражданской личности – это формирование у человека высоких патриотических
чувств и социально значимых качеств;
4.
воспитание культурной личности – это воспитание человека эстетически и духовно совершенным, развитие у него
творческой индивидуальности;
5.
воспитание социально-компетентной личности
предполагает воспитание
человека, правильно понимающего
и адекватно оценивающего свои связи с другими
людьми, строящего с ними бесконфликтные отношения,
имеющего навыки эффективного коммуникативного взаимодействия;
6.
воспитание самостоятельно развитой личности
– это и формирование у человека способностей к самосовершенствованию и к позитивному самоизменению.
Содержательные
компоненты воспитания
Соответствующими
целям воспитания качествами, навыками,
системой знаний и устойчивыми привычками воспитанники могут овладеть через
следующие содержательные компоненты воспитания
o
умственное
воспитание – направлено на развитие интеллектуальных способностей человека, широты кругозора, интереса к познанию окружающего мира, самостоятельности познавательной
деятельности, формирование культуры
учебного и интеллектуального труда;
–
трудовое
воспитание – ориентировано на формирование ответственного, добросовестного, творческого отношения к
разным видам трудовой деятельности, накопления
профессионального опыта как необходимого условия выполнения важнейших
обязанностей человека;
–
нравственное воспитание – предполагает развитие
нравственных качеств воспитанников, привитие им навыков правильного общественного поведения, формирование системы морально – нравственных принципов личности
–
эстетическое воспитание – направлено на развитие эстетического отношения к действительности,
что выражается в способности восприятия прекрасного.
–
физическое
воспитание – это воспитание физических качеств
человека, совершенствование его двигательных
навыков, формирование воли и характера;
–
гражданское
воспитание – ориентировано на становление у человека ответственного отношения
к другим людям, семье, к согражданам и Отечеству, развитие чувства
ответственности за себя, за свою страну и за судьбу всей планеты;
–
правовое воспитание – предполагает формирование системы знаний о
своих правах и обязанностях, а также
осознания ответственности за их несоблюдение, ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и
Конституции;
–
экономическое воспитание
– нацелено на формирование экономического мышления, а также качеств
бережливости, расчетливости, предприимчивости, на формирование системы знаний о
проблемах собственности, системы хозяйствования, экономической рентабельности,
налогового обложения;
–
профессиональное воспитание
– ориентировано на становление системы качеств, необходимых работнику для
выполнения своих профессиональных функций, основу которых составляет
профессиональная компетентность.