Работа методиста-инструктора с семьей в ДЮСШ "Самбо и Дзюдо"
Министерство
общего и профессионального образования
Свердловской
области
Муниципальное
образовательное учреждение
Дополнительного
образования детей
Детско-юношеская
спортивная школа «Самбо и Дзюдо»
Педагогический
проект
Работа методиста- инструктора с семьей в Детско-юношеской
спортивной школе «Самбо и Дзюдо»
Составитель:
Ичёткина Ольга Ивановна
Качканар
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Основная часть
1.1 Нормативно-правовые источники по
организации работы с семьей
1.2 Формы работы с семьей
1.3 Роль методической службы в работе с
семьей
1.4 Структурно-функциональная модель
методической службы МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»
1.5 Из чего
складывается сотрудничество с родителями?
2.
Проектировочная деятельность
2.1 Перспективы работы МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо» с
родителями
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей спортивной
школы по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы
работы тренера с родителями.
Цель этой работы - помочь
ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в
современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Детско-юношеская
спортивная школа призвана помочь семье в воспитании детей и основная главная
роль отводится тренеру-преподавателю. Поэтому эффективность воспитательной
работы зависит от взаимоотношений преподавателя с родителями, его умения
сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Это кропотливая
ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Это и родительские собрания,
групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний,
консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому,
привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако тренер должен понимать,
что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы.
Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником,
единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать
большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее,
чем с детьми.
Уважения к себе требуют
не только взрослые, но и современные дети. Порой желание ребенка отстоять своё
собственное мнение мы принимаем за дерзость и невоспитанность. Со временем
непонимание, нелюбовь, обиды, несправедливость (в детском представлении) делают
его “трудным”. Уважение и искренняя любовь в сочетании с педагогическим
мастерством учителя - вот ключ к воспитанию и развитию личности! И тренеру и
родителям необходимо подходить к каждому воспитаннику с оптимистической верой в
то положительное, что в нём есть, что можно развить, помочь ребёнку поверить в
себя, раскрыть свою индивидуальность.
Осуществить эту нелёгкую
задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности тренера и
родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания,
формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.
Цель работы методиста-инструктора: на основе анализа деятельности
методической службы по работе с семьей, определить условия для сотрудничества
родителей и спортивной школы в деле воспитания на основе единой педагогической
позиции
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- изучить документацию, имеющуюся в учреждении;
- наметить перспективы работы методической службы с семьей.
Гипотеза: Проанализировав все точки зрения на данный вопрос и
ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к
дополнительному образованию, в частности к спортивной школе, и выстроить с ними
позитивное взаимодействие.
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Нормативно-правовая информация о взаимодействии ДЮСШ с семьей
В письме министерства
образования Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 28-51-565/16 была предоставлена информация об организации работы с родительской
общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской
Федерации. Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны программы
по работе с семьей, привлечению родителей и общественности к воспитанию.На
региональном уровне широкое распространение получили ежегодные родительские
собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением
родительской общественности, родительские собрания отцов, разработка
методических пособий «Школа для родителей».
Как показывает информация
из регионов, в системе общего образования активно используются четыре формы работы
с семьей:
1.
Интерактивная: анкетирование,
диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, вечера вопросов и ответов,
консультации специалистов.
2.
Традиционная: тематические
классные часы, родительские собрания (классные общешкольные, городские,
районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные
состязания, творческие конкурсы.
3.
Просветительская:
использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей,
организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков,
стенды и уголки для родителей.
4.
Государственно-общественная:
создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и
районных советов родителей.
Совместная деятельность
детей, родителей и преподавателей может быть успешной, если:
- дети, родители, тренеры
положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща,
осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное
планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и
возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
- создаются ситуации свободного выбора
участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной
работе;
- отсутствует навязывание, давление на
детей и родителей; действия, стиль тренера-преподавателя способствуют
самореализации и самовыражению участников деятельности.
1.2Формы работы с
семьей
1.2.1 Формы
сотрудничества:
Собрание, где обсуждаются
проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь
форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.
1.2.2 Формы
познавательной деятельности:
-
день открытых
дверей;
-
праздник знаний (импровизации
вместе с родителями);
-
турниры знатоков
и т.д.
Родители участвуют в
оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в турнире
знатоков могут соревноваться дети и родители, могут быть смешанные команды.
1.2.3 Формы трудовой
деятельности:
- оформление (плакаты)
- материально-финансовая помощь
спортивной школе (ремонт, техническое оснащение; благотворительность,
спонсорство)
1.2.4 Формы досуга:
- совместные оздоровительная
работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);
- экскурсии, походы
1.2.5 Встреча с
администрацией, специалистами (психолог, врач)
1.2.6 Вечер вопросов и
ответов (после опроса родителей)
1.2.7 Работа с
родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые консультации,
практические занятия (овладение навыками)
1.3 Роль методической
службы в работе с семьей
В современных условиях возросла роль методической службы,
которая переходит от функции простого информирования к научному обеспечению
инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной
помощи преподавателям и управленцам во внедрении новшеств. Деятельность
методической службы не может осуществляться во всех учреждениях дополнительного
образования по одному сценарию: их индивидуальность предполагает реализацию
различных функций в зависимости от потребностей педагогической практики.
Обозначу функции деятельности методической службы, которые
выделяются различными авторами в литературе:
информационная,
аналитическая,
проектировочная,
организационно-координационная,
обучающая,
контрольно-диагностическая.
Исходя из проблемно-ориентированного анализа педагогической
ситуации было выявлено, что тренеры-преподаватели испытывают затруднения при
взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не всегда
компетентны в воспитании своих детей. Для определения путей взаимодействия тренеров,
родителей и детей была определена тема методической работы: «Формы и методы работы
с семьей».
1.4 Структурно-функциональная
модель методической службы МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»
1.5 Из чего
складывается сотрудничество с родителями?
1. Необходимо установить
доброжелательные отношения с родителями.
На первом родительском
собрании можно разобрать следующие вопросы:
а) Что понимают под
сотрудничеством людей?
Назовите основные его
проявления.
б) Почему необходимо
сотрудничество педагогов и родителей?
в) В чем спортивная школа
может помочь родителям, а родители спортивной школе?
г) Что мешает тренерам-преподавателям
и родителям успешно сотрудничать?
д) Что необходимо, чтобы
взаимодействие тренеров и родителей было плодотворным?
е) Какие формы совместной
деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
2. Определиться в
совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы.
3.Выработать оптимальный
для ребенка режим жизни и работы дома.
4. Постоянно информировать
родителей о процессе воспитания (чем живет спортивная школа) и успехах,
продвижении в развитии ребенка.
5.Выявление причин
дезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями их устранение.
6. Организация
педагогического просвещения родителей.
7. Привлечение родителей
к совместной деятельности как в спортивной школе, так и вне ее.
8. Анализ отношений с
родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Индивидуальная работа с
родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного
взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия со спортивной школой
разрабатываются памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится
информация о правах и обязанностях ДЮСШ, родителей и детей; часах и днях
консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные мероприятия
за год и д.р.
Информационные буклеты
выполняет еще одну важную функцию - поддерживают уверенность родителей в том,
что они являются частью образовательного коллектива, равноправными участниками
процесса воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения –
календари, где отмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в
которых могут и должны участвовать родители.
Третья форма – газета для
родителей «Самбист» (раз в месяц).
Непосредственное
взаимодействие – встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую
функцию. От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным
результатом для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и
общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение
авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом
становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в том,
что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение родительской
компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей
выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к ДЮСШ, к тренировочным занятиям,
в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.
Основные формы общения
родителей и тренеров в ДЮСШ:
- организация
родительских собраний, индивидуальных встреч, интересных и полезных встреч со
специалистами.
- работа телефонной
линии, по которой родители связываются с тренерами-преподавателями или получают
консультацию.
- проведение неформальных
встреч родителей, детей и тренеров (праздники, спортивные игры и т.д.)
- изучение школьных
газет.
- уважительное общение с
учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности
родителей.
Деятельность
тренерско-преподавательского состава ДЮСШ по организации работы с родителями
реализует следующие цели:
- просветительская –
способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с
детьми.
- консультативная –
совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на
ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
- коммуникативная –
обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры
взаимодействия ребенка и родителей..
Критериями эффективности
работы спортивной школы с родителями служат:
Ø Наличие организационной структуры в
работе с родителями («Школа для родителей»)
Ø Конкретные дела родителей, помощь спортивной
школе, группе
Ø Наличие традиций сотрудничества школы
с родителями
Ø Обеспечение с помощью родителей
социальной защиты детей
Ø Позитивный уровень сохранности
здоровья детей
Ø Высокая скорость реакции родителей на
запросы школы и наоборот
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Перспективы работы
с родителями
В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские
собрания. Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских
собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок «Школа для
родителей».
Уже два года спортивная
школа реализует инновационный проект: «Создание системы обучения в
специализированном классе по видам спорта». К специализированным классам
относятся классы по видам спорта, это форма интеграции спортивных школ и
образовательных учреждений на уровне организации образовательного процесса.
Основные цели и задачи
спортивных классов:
- обеспечивают учащимся
оптимальные условия для получения основного общего, среднего (полного) общего
образования;
- создают условия для
рационального сочетания учебы в школе с учебно-тренировочным процессом в
спортивной школе.
Виды спорта, культивируемые
в данном классе, это самбо и горные лыжи. Выбор данных видов спорта обусловлен
желанием и интересами учащихся. С родителями воспитанников специализированного
класса заключены договоры, в которых обговариваются все условия обучения в
спортивном классе. В ДЮСШ сложились все предпосылки для создания
попечительского совета, необходимо продумать нормативно-правовые аспекты его
создания (разработать Положение). Для проведения городских и выездных
мероприятий родители воспитанников привлекают собственные денежные средства для
решения следующих вопросов: использование личного транспорта для выезда на
соревнования, приобретение расходных материалов, а также всесторонне
содействуют повышению имиджа спортивной школы «Самбо и Дзюдо» в социальной
инфраструктуре города, берут на себя правовую защиту прав и интересов
воспитанников.
В учреждении планируется развитие внебюджетной деятельности
по оказанию дополнительных образовательных услуг, поэтому назревает
необходимость создания экономического совета, в состав которого войдут
представители родительской общественности ДЮСШ. В целях повышения
компетентности родителей в вопросах воспитания детей планируется создание
лекториев для родителей по различным темам (см. приложение «Школа родителей»). Планируется
организация психолого-педагогической помощи родителям, детям, попавшим в
трудную жизненную ситуацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав точки зрения на данный вопрос и ситуацию в
нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному
образованию в Детско-юношеской спортивной школе и выстроить с ними позитивное
взаимодействие. В данной работе были рассмотрены вопросы нормативно-правового
обеспечения работы ДЮСШ с семьей. Проанализированы формы работы с родителями, применяемыми
в нашей спортивной школе. Сделаны выводы о необходимости развития
нормативно-правовой базы учреждения по работе с семьей с целью создания единого
педагогического сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений
дополнительно образования детей. М., 2001
2.
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3362-1
3.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2001
4.
Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в
учреждениях дополнительного образования детей.
5.
Немов Р.С. Психология. М., 2003
6.
Никитин М.В. Попечительский совет как важный фактор демократизации
школы. // Завуч №3, 2001
7.
Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об
организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей
и молодежи в регионах Российской Федерации.
8.
Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной
работе. Ростов н/Д., 2004
9.
Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М.,
2002
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тезаурус
Инновационный процесс – нововведение, изменение содержания
образования. Целенаправленное изменение, вносящие в образовательную среду
стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей,
компонентов и самой образовательной системы в целом. Инновация педагогическая
классифицируется по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие
педагогический процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные
(основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое
сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие
существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений – локальные
(независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные
(взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций),
системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования
– единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние (за пределами
образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной
системы);
Инновация - поиск идеальных методик и программ, их внедрение
в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Инновационный прогностический характер управления
образовательным учреждением – введение в управленческий цикл таких изменений,
которые на определение перспектив развития образовательной системы и ее радикальное
обновление: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных полей,
построение концепции преобразования и проектирования, программирование
деятельности, моделирование деятельности и коррекция модели, ее адаптация и
тиражирование результатов.
Инновационные процессы в системе образования – управляемые
процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических
новшеств.
Материально-техническая
база образовательного учреждения – совокупность зданий, сооружений, оснащения и оборудования,
имущества потребительского, социально-культурного и иного назначения,
закрепленных за образовательным учреждением или принадлежащих ему по праву
собственности.
Средство – орудие
(предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь
деятельности (Ожегов)
Фактор – движущая сила,
причина к-л процесса, явления; сущ-ное обстоятельство в к-л процессе, явлении
(Осипов)
Условие –
обстоятельство, от кот. ч-н зависит; требования, из кот. следует исходить или
кем-л предъявляемые; правила осуществления чего-нибудь; обстановка, в которой
происходит ч-л (Ожегов)
Метод – способ
достижения цели (Осипов)
Объект - то, что м.б.
инд-но описано и рассмотрено (деят-ть, процесс, явл-е, система, отд. лицо,
любая комб-ция из них)
Предмет – часть объекта
Критерий – мера оценки, опред-ния, сопост-ния
явл-я или процесса; признак, являющийся основой клас-ции (Осипов)
Показатель
– методологический инструмент, обеспечивающий возможность проверки
теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают качественные
(фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства) и количественные
(фиксируют меру его выраженности, развития) (Осипов)
Методология
– система наиб. общих принципов, положений и методов, сост-щая основу д дан.науки,
системы (Осипов)
Технология – целенаправленное пошаговое
достижение планируемого рез-та с помощью совокупности средств и методов
Приложение 2
Анализ анкет родителей.
18.10.2007 год.
Почему необходимо
сотрудничество между ДЮСШ и родителями?
Сотрудничество необходимо:
- чтобы контролировать ребенка
- для общения и взаимопонимания
- чтобы действовать в одном направлении
- чтобы помочь ребенку получить
дополнительные навыки
- для поддержки детей с неустойчивым
характером
- помогли ребенку раскрыться и поверить
в себя
- чтобы узнать, что представляет из
себя ребенок, меняется ли характер
ДЮСШ
помогает родителям
- в контроле свободного времени
- в воспитании ребенка
- развивать физические и
интеллектуальные возможности детей
Родители
могут помочь ДЮСШ
- платить взносы
- в организации соревнований
Что мешает родителям и ДЮСШ
успешно сотрудничать?
- нехватка рабочего времени
- недостаток информации
- поведение ребенка
Приложение
3
Программа работы с
родителями «СемьЯ»
Идея программы:
установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
спортивной школы.
Цель программы: активное
приобщение родителей к воспитанию детей.
Задачи программы:
1. Выработать единые установки в подходе
к воспитанию в спортивной школе и в семье.
2. Создать благоприятную воспитывающую
среду детей и родителей.
3. Разработать и пропагандировать лучшие
модели воспитания в семье.
4. Разработать методические рекомендации
по воспитанию детей в семье.
Сроки реализации: 2007-2012 г г
Принципы в работе с
семьей:
- системность,
- уважительность,
- единство общественного
и семейного воспитания,
- оптимальность сочетания
индивидуальных, групповых и коллективных форм повышения педагогической культуры
родителей.
Цели и задачи работы с
семьей:
- просветительская –
повышение педагогической культуры родителей;
- консультативная –
совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на
ребенка;
- коммуникативная –
обогащение семей опытом по воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
- укрепление взаимосвязей
в семье.
- разработка модели
успешного семейного воспитания.
- повышение
педагогической культуры родителей.
- активное участие
родителей в общешкольных мероприятиях.
- проведение родительских
собраний при явке до 90 % родителей.
- соблюдение единства
требований педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения.
- сокращение числа
неблагополучных семей из числа родителей воспитанников спортивной школы.
План мероприятий по
реализации цели и задач.
Комплекс приоритетных мероприятий
|
Подготовительный этап 2007-2008
учебный год
|
Информационный поиск и знакомство с
опытом включения родителей в повседневную жизнь спортивной школы
|
Оценить ресурсные возможности
спортивной школы для создания сообщества детей и взрослых
|
Выявить мнение родителей и детей (анкеты,
опросы и др. формы)
|
Повышение квалификации
тренеров-преподавателей по данной проблеме и обеспечение методического
сопровождения
|
Создание ресурсных условий для
создания воспитательной системы.
|
Практический этап 2008-2011 г г
|
Направления совместной деятельности
|
обучение
|
воспитание
|
соуправление
|
Привлечение родителей к организации
и проведению элективных курсов, познавательных лекций и бесед
|
Ежегодная организация, подготовка и
проведение коллективных творческих проектов:
- семья года
- тренер года
|
Родительский комитет ДЮСШ
|
Привлечение воспитанников и
родителей к экспертизе качества образования
|
Проведение спортивного праздника
«Спортивная семья»
|
Совет школы
|
Изучение образовательных запросов
детей и родителей, а также возможностей преподавателей
|
Проведение «Дня благодарения
родителей»
|
|
Организация учебных экскурсий по
месту деятельности родителей
|
«Школа для родителей» (тематические
беседы квалифицированных специалистов: медработников, представителей
правоохранительных органов, психологов, пожарных, юристов)
|
|
День открытых дверей для родителей
(проведение открытых учебных тренировок, консультации педагогических
работников, самопрезентация спортивной школы
|
Открытые первенства города по борьбе
самбо (перед новогодними каникулами, в конце учебного года)
День здоровья.
День защитника Отечества.
|
|
Обеспечение информационной
образовательной среды:
- создание сайта спортивной школы,
- систематизация банка данных о
воспитанниках и родителях
|
|
|
Работа «Школы для родителей»
|
Выпуск печатной газеты спортивной
школы.
|
|
Обобщающий этап 2011-2012 г г
|
1. Обобщение опыта семей по
воспитанию детей
|
2. Создание фонда идей, технологий,
банка данных о положительном опыте
|
3. Обновление и перестройка
воспитательной системы с учетом социальных потребностей
|