Производственное обучение в учебных мастерских
Содержание
1. Воспитание учащихся в
процессе производственного обучения. 2
2. Сущность
инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды
инструктирования. 3
3. Учебно-методическое
обеспечение производственного обучения в учебных мастерских. 6
4. Рабочее место
учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии. 10
5. Перечислите основные
обязанности мастера в конкретном училище. Выскажите ваше мнение об этих
обязанностях. 12
Список литературы.. 16
1. Воспитание учащихся в процессе
производственного обучения
Важнейшей особенностью производственного обучения как
составной части учебно-воспитательного процесса является обучение учащихся в
процессе производственного труда. Производительный труд, являясь одним из
средств обучения, призван не только решать специфические задачи обучения
профессии, но и давать определенный экономический эффект. В связи с этим особое
значение приобретает изготовление в учебных мастерских учебного заведения
изделий по заказам предприятия, индивидуальным заказам граждан и организаций.
Производственная деятельность учебных мастерских во многом зависит от
материально-технической базы, оснащенности оборудованием, обеспеченности
материалами и инструментом. Во многом производственная деятельность и качество
профессионального образования зависит от перечня учебно-производственных работ.
Перечень должен соответствовать требованиям учебных программ, уровню подготовки
в соответствии с квалификационной характеристикой.
Согласно нормативным документам, подбором работ для
включения в перечень занимается мастер производственного обучения. Однако опыт
показывает, что решать эту проблему на уровне одного мастера нецелесообразно,
так как необходимо создание номенклатуры изделий, обеспечение документацией,
технологией, заготовками и инструментом в строго определенные сроки в
соответствии со сводно-тематическим планом, выполнение операций смежных
профессий и финишной операции по доведению изделий до товарного образца и
последующей реализации.
Повышение качества профессионального образования в
условиях рыночной экономики несомненно зависит от квалификации мастеров
производственного обучения и преподавателей. Методическая служба учебного
заведения планирует и проводит мероприятия по повышению профессиональной и
педагогической квалификации инженерно-педагогических работников училища. Формы
повышения квалификации могут быть разными: семинары-практикумы, открытые уроки,
научно-практические конференции, курсовая подготовка, самообразование и т. д.[1]
2. Сущность инструктирования как
деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования
Для анализа и оценки педагогической деятельности и
результатов учебно-воспитательной работы преподавателей и мастеров
производственного обучения необходимы определенные критерии. Наиболее приемлемые
критерии, позволяющие дать комплексную оценку опыта, разработаны Н.М.
Таланчуком:
новизна (ее уровень может быть различным — от научных
открытий до применения достижения науки и рационализации отдельных элементов
педагогического труда);
высокая результативность (результаты обучения и
воспитания, достигаемые отдельными педагогами-новаторами, должны быть выше
массовых показателей);
доказательность (основные показатели: достаточная
проверка временем, получение тех же результатов в работе различных педагогов);
стабильность опыта (результаты опыта должны быть
идентичными не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения
и воспитания);
преемственность (передовой опыт всегда согласуется с
массовым, не противоречит ему, а развивает и совершенствует его);
перспективность (всякое новое педагогическое явление лишь
в том случае является частью педагогического опыта, если есть перспектива
развития и применения его на практике).
Используемые в производственном обучении документы
письменного инструктирования имеют две стороны:
производственно-технологическую, определяющую, что и в какой последовательности
делать для получения необходимого результата обучения, и учебно-инструктивную,
содержащую указания, как делать.
В зависимости от целей и периода обучения можно выделить документы
письменного инструктирования пяти видов.
В период изучения отдельных трудовых операций
(операционный период), когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда
у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы
профессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое является
новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных объяснениях,
инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.
После овладения учащимися основными трудовыми операциями,
в период, когда учащиеся начинают выполнять простые комплексные работы, когда
они отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых
операций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала,
в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно-технологические
карты.
В период выполнения сложных комплексных работ, то есть
отработки технологии приготовления блюд или кондитерских изделий, применяют
технологические карты.
В любой период обучения можно применять учебные алгоритмы
и карты-задания.
Карты-задания бывают различного вида.
Первый, основной вид - карта-задание – по изучению
устройства и принципа работы оборудования.
Второй вид – по фиксации трудовых действий, изучению
технологических процессов, отработке фактического хода трудового процесса.
Карты – задания третьего вид - по обнаружению реальных
отклонений и нарушений от норм, правил, технологии.
Четвертый вид карты-задания – служит для выработки
конкретных действий, определения условий, решения ситуационных задач,
разрешения производственных ситуаций.
Пятый вид – используется для обобщения собственного опыта
учащихся.
Применение письменных инструкций-заданий для изучения
учащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает
условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков,
как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.
Применение письменных инструкций создаёт благоприятное
условие для формирования у учащихся самостоятельности в работе и способствует
успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся –
будущих молодых рабочих.
Наибольший эффект управления процессом обучения профессии
и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они
имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет
учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям,
содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея
“под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия и
осознанно их корректировать.
Необходимо также иметь инструкционную карту большого
размера, как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой
учащихся. Идентичное применение документа письменного инструктирования в
качестве наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качестве
индивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного материала,
формированию не просто трудового умения, а именно навыка выполнения той или
иной трудовой операции, что является значимым при подготовке квалифицированного
рабочего.
Документы письменного инструктирования содержат наиболее
рациональные и целесообразные последовательности выполнения трудовых действий,
приемов, операций. Дидактическая ценность письменных инструкций заключается в
сочетании различных видов информации: словесных указаний и рекомендаций,
рисунков, эскизов, схем, графиков, контрольных вопросов и т.д.
Применение документации письменного инструктирования,
являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает
возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном
инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в
процессе обучения.
Применение письменного инструктирования способствует
расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с письменной
инструкцией, учащиеся широко используют теоретические знания, конкретизируют и
расширяют их.
3. Учебно-методическое
обеспечение производственного обучения в учебных мастерских
Много лет российская профессиональная школа занималась
подготовкой квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства
страны и вопрос о стандарте профессионального образования до последнего времени
в явном виде не возникал.
Стандарт прогрессивного образования — это совокупность
требований к уровню, содержанию и качеству профессиональной подготовки,
отраженных в соответствующих нормативных документах.
Овладение инженерно-педагогическими работниками вопросами
содержания обучения, разработка на этой основе конкретных мер, направленных на
улучшение качества профессионального обучения, подготовка предложений по
дальнейшему совершенствованию учебно-программной документации с учетом
современных требований к подготовке рабочих — основная цель в работе
методических комиссий[2].
Эту работу рекомендуется вести по следующим этапам:
изучение содержания новых учебных планов и программ;
применение новых учебных планов и программ;
анализ учебных планов и программ и подготовка предложений
по их совершенствованию;
разработка рабочей учебно-программной документации
(региональный и училищный компоненты) на основании типовой.[3]
1. Изучение содержания новых учебных планов и программ.
В профессиональных учебных заведениях до начала учебного
года рекомендуется провести сверку имеющейся учебно-программной документации со
списком действующих учебных планов и программ, который ежегодно рассылается
Научно-методическим центром Института профессионального образования, и принять
необходимые меры по обеспечению учебного заведения необходимой
учебно-программной документацией. На заседаниях методических комиссий
необходимо провести изучение содержания новых учебных планов и программ. В
процессе изучения особое внимание необходимо уделить: структуре и содержанию
учебных планов, особенностям содержания учебных программ, содержанию новых и
наиболее сложных тем программ, последовательности изучения тем с учетом
взаимосвязи теоретического и производственного обучения. В результате изучения
учебно-программной документации методическая комиссия:
намечает пути реализации учебно-программной документации
в соответствии с требованиями федерального стандарта профессионального
образования с учетом регионального и училищного компонентов;
намечает пути создания и совершенствования учебно-материальной
базы с целью комплексного методического обеспечения профессионального обучения;
проводит выбор рациональных форм организации труда
инженерно-педагогических работников, форм и методов обучения и воспитания
учащихся.
2. Применение учебных планов и программ в учебном
процессе.
В процессе обучения учебно-программная документация
систематически дополняется учебным материалом о попой технике, технологии новых
материалов, прогрессивных формах и методах организации труда, внедряемых в
производство после издания программ.. Одновременно из программы следует
исключать изучение устаревших технологических процессов и оборудования, которые
на предприятиях отрасли больше не применяются, устаревшие терминологию и
стандарты, заменяя их новыми. После рассмотрения методической комиссией,
вносимые в программу коррективы утверждаются заместителем директора по
учебно-производственной работе и согласуются с местными методическими органами:
выполнение учебных планов и программ;
изучение практики обучения учащихся по наиболее важным и
сложным темам программ;
изучение, обобщение и распространение передового опыта
обучения учащихся мастерами производственного обучения и преподавателями;
создание необходимой учебно-материальной базы и
комплексного методического обеспечения предметов и профессий;
оказание помощи инженерно-педагогическим работникам по
вопросам применения учебно-программной документации.
3. Анализ учебных планов и программ и подготовка
предложений по их совершенствованию.
Все предложения инженерно-педагогических работников по
совершенствованию учебно-программной документации рассматриваются на заседании
методической комиссии. Одобренные решением методической комиссии и утвержденные
руководством училища предложения по совершенствованию учебно-программной
документации направляются в учебно-методические организации профессионального
образования.
4. Разработка рабочей учебно-программной документации па
основании типовой.
Проектирование типового учебного плана для подготовки
рабочих включает в себя три этапа:
создание модели учебного плана;
составление на его основе типового учебного плана;
создание рабочих учебных планов для конкретного учебного
заведения на основе типового.
Типовая учебно-программная документация по предмету
применительно к группе профессий должна отражать основные требования к
результатам обучения, которые могут быть достигнуты для получения квалификации
определенного уровня, исходя из учебного времени, выделяемого на изучение этого
предмета в типовом учебном плане. В типовой программе обозначены требования к
результатам обучения по каждой теме раздельно по каждому уровню квалификации,
выраженные в обобщенном описании общих и специальных умений, необходимых для
чтения технической документации, планирования работы, в том числе подготовки
рабочего места, обслуживания оборудования, выбора инструментов, результатов и
качества выполненной работы, соблюдения условий безопасности труда.
Рабочая программа разрабатывается непосредственно в
учебном заведении при содействии учебно-методических организаций профессионального
образования на основании типовой и утверждается местным органом образования.
В рабочей программе дается развернутое описание
содержания учебного материала по каждой теме (включая перечень и содержание
упражнений, лабораторных и практических работ) с рекомендациями по уровням его
усвоения, а также возможные межпредметные связи материала темы с другими
предметами учебного плана и предметами, изучавшимися ранее в
общеобразовательной школе[4].
Несмотря на свою функциональную направленность, любая
мастерская должна отвечать следующим требованиям:
выполнение санитарно-гигиенических требований; требований
по ТБ, ПБ;
организация рабочих мест учащихся;
организация рабочих мест учащихся коллективного
пользования;
организация рабочего места учителя;
оснащение мастерской оборудованием, инструментами, приспособлениями;
размещение и хранение учебного оборудования;
оформление интерьера (в том числе образцами работ,
выполненными учителем, и выставки работ учащихся);
оснащение мастерских методическими и дидактическими
материалами, ТСО;
наличие документации мастерской (журнал заявок для
текущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствования
учебно-материальной базы мастерской и т.д.)
Учебные мастерские – специально оборудованные помещения
для обучения подростков 14-17 лет различным видам ремесел ручными инструментами
и на станках.
I. Аудитория для занятий по предмету «Художественная
обработка дерева»
Кафедра.
Доска.
Стол учителя.
Рабочее место учащихся для резьбы по дереву ручным
инструментом.
Выставка работ учащихся.
Место хранения незаконченных работ.
Демонстрационно-выставочная зона.
Лекционная зона.
II. Механическая мастерская.
Местная вытяжка к станкам.
Токарно-деревообрабатывающие станки.
Шлифовальный станок.
Универсальные деревообрабатывающие станки.
Заточные станки.
Сверлильный станок.
Универсальное рабочее место учащихся.
Торцово-комбинированная пила.
Струбцина.
Пресс.
Вытяжное устройство УВП-1500 П.[5]
Мастерские, как правило, состоят из 2 помещений:
собственно мастерской (рабочая площадь ее зависит от количества обучающихся
детей) и инструментальной (лаборантской) комнаты. Мастерские размещаются на
первом этаже, так как некоторые станки требуют специального фундамента.
Планировка помещений предусматривает несколько
функциональных зон.
Рабочие места учащихся оборудуются в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями учебных программ (это
отдельная, очень серьезная тема для разговора).
Рабочие места учащихся для коллективного пользования
предполагают наличие станочного оборудования, вентиляционных устройств,
санитарных зон и т.д.
Второе помещение учебных мастерских или инструментальная
(лаборантская комната) оборудовано стеллажами для хранения запасов деталей,
материалов и инструментов.
5. Перечислите основные
обязанности мастера в конкретном училище. Выскажите ваше мнение об этих
обязанностях
Основные обязанности мастера производственного обучения в
сельскохозяйственном техникуме
Мастер производственного обучения формирует у учащихся
профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой
и программами производственного обучения. Несет ответственность за полноту и качество
выполнения программ производственного обучения, выполнение учащимися
соответствующих работ по производству сельскохозяйственной продукции.
Обучает учащихся рациональным приемам и способам
выполнения работ, обслуживания и эксплуатации техники и оборудования, формам организации
труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов, обеспечению
высокого качества производимой продукции, соблюдению технологической дисциплины
и безопасности труда.
Ведет установленную документацию по планированию, учету и
отчетности по производственному обучению, своевременно осуществляет
материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор
учебно-производственных работ и заказов. Обеспечивает оснащение рабочих мест
учащихся с учетом требований учебных программ, техники безопасности, производственной
санитарии, научной организации труда и технической эстетики, своевременную подготовку
к занятиям оборудования, техники, материалов, инструмента, технологической
оснастки, животных, инструкционной и технологической документации.
Проводит вводный инструктаж учащихся по изучаемым
приемам, операциям и видам работ в соответствии с современными требованиями к
качеству обучения, а также по соблюдению норм и правил охраны труда,
безопасности выполнения работ и противопожарных мер.
Обеспечивает расстановку учащихся по рабочим местам,
знакомит их с программой и графиком перемещений по рабочим местам, способствует
достижению установленного уровня квалификации по профилю и адаптации учащихся в
условиях производства. Принимает выполненные учащимися работы и задания,
оценивает их качество, сдает готовую продукцию на склад или заместителю
директора по производству учебного хозяйства.
Осуществляет учет учебно-производственных работ учащихся,
следит за правильным ведением и составлением отчетов о практике, а также за
начислением денежных сумм за работы, выполненные учащимися в процессе
производственного обучения и практики.
Развивает у учащихся стремление к творческому отношению к
работе, рационализаторской и изобретательской деятельности, подготавливает
учащихся к конкурсам по профессии, выпускным квалификационным экзаменам и участвует
в их проведении. Широко использует при обучении научно-методические
рекомендации, передовой педагогический и производственный опыт. Совместно с
преподавателями принимает меры по осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи
теоретического и производственного обучения.
Содержит в технически исправном состоянии закрепленное за
ним учебно-производственное оборудование и технику, обеспечивает их сохранность
и своевременную подготовку к занятиям. Представляет руководству техникума
предложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного оборудования,
техники и активно участвует в реализации принятых предложений.
Изучает индивидуальные особенности учащихся и воспитывает
у них интерес к избранной профессии, к приобретению знаний, практических умений
и навыков, чувство гордости за избранную специальность. Развивает
познавательные интересы учащихся, навыки самообразования и самостоятельности в
работе, способствует повышению общеобразовательного, технического и культурного
уровня учащихся.
Постоянно повышает профессиональную и педагогическую
квалификацию, изучает передовой педагогический опыт, достижения науки и практики,
передовиков производства и использует их на учебных занятиях.
Для педагогической деятельности преподавателя, мастера
производственного обучения, характерны следующие результаты работы:
глубина и прочность знаний, умений и навыков учащихся;
стремление учащихся самостоятельно приобретать знания и
практически применять их в различных условиях, творческий подход к выполнению
учебных заданий;
умение учащихся строить свои взаимоотношения в
коллективе;
культура труда учащихся.
Если этого не наблюдается, то можно говорить о том, что, несмотря
на то, насколько хорошо мастер знает свои обязанности, это не способствует
повышению качества учебы.
Список литературы
1.
Данилова Е. Ваше рабочее место. // Народное образование, 1997. - № 10.
2.
Дополнительное образование как средство подготовки подростка к
жизненному самоопределению. // Управление, 2001 - № 45.
3.
Ломакова Т.Ф. Наш общий дом. // Директор школы, выпуск № 6, 2001.
4.
Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народное
образование, 2003. - № 10.
5.
Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных
мастерских. - М.: Просвещение, 2006.
[1] Ломакова Т.Ф. Наш
общий дом. // Директор школы, выпуск № 6, 2001.
[2] Пугал Н. От
приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народное образование, 2003.
- № 10.
[3] Дополнительное
образование как средство подготовки подростка к жизненному самоопределению. //
Управление, 2001 - № 45.
[4] Рожнев Я.А.
Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.:
Просвещение, 2006.
[5] Пугал Н. От
приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народное образование, 2003.
- № 10.