Проектный подход в преподавании иностранных языков на современном этапе
Проектный
подход в преподавании иностранных языков на современном этапе
Научно-техническая
революция, повлекшая за собой мощный поток информации, предъявила свои
требования к характеру владения иностранным языком и, тем самым, определила
новые принципы методов обучения иностранным языкам.
Традиционные
педагогические технологии сегодня уже не обеспечивают полного усвоения все
возрастающего объема знаний, а быстрое обновление учебного материала не
успевает за современным информационным потоком. Становится все более важно
уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, обрабатывать получаемую
информацию, делать выводы и аргументировать их, располагая необходимыми данными.
Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности,
которые открывает глобальная сеть Internet, становится весьма актуальной, а
использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера
как средства обучения и позволяют создать удивительный мир знаний, доступный
каждому. Компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционными
методами обучения. Они рассматриваются как информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм
(текст, звук, графика, анимация и пр.). Благодаря таким достижениям реализуется
интерактивный диалог пользователя с системой, и появляются разнообразные формы
самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации.
Достоинства
современных информационных сетей и возможности использования электронных форм
учебно-методических материалов очевидны. Те, кто с этим столкнулся, хотя бы
однажды, понимает, как это удобно и эффективно. Сегодня становится очевидным,
что внедрение компьютерных технологий в учебный процесс дает возможность
перехода на качественно иной уровень обучения. Однако не стоит путать понятия
«обучение с помощью ИКТ» и «обучение с помощью компьютера», т. к.
применение компьютера, например, презентации слайдов с помощью программы Power
Point – еще не значит использование ИКТ!
Раньше
понятие «электронное обучение» имело следующие синонимы:
·
Электронное
обучение
·
Дистанционное
обучение
·
Обучение
с применением компьютера
·
Сетевое
обучение
·
Виртуальное
обучение
·
Обучение
при помощи ИКТ;
Сейчас это
несколько разные понятия [7].
В последние
годы преподаватели иностранного языка в вузах получили значительную
самостоятельность в выборе средств обучения. Признавая существование различных
методов в современном процессе обучения иностранному языку, следует все же
отметить, что далеко не последнее место занимают методы и технологии,
основанные на применении ИКТ. Тем не менее, большинство учебных заведений нашей
страны все же пока не собираются отказываться от сложившихся стереотипов
преподавания, а поэтому необходимо искать разумные компромиссы, которые
позволили бы решать эту проблему максимально продуктивно в современных
условиях, и, тем самым, помочь преподавателю по-новому взглянуть на его задачу
и осуществление им учебного процесса. Необходимо «расширить «узкое пространство»
общения в классе, осуществить широкую опору на практические виды деятельности» [9].
Для сбора информации студенты должны выйти «за пределы» аудитории, проявить
активность и самостоятельность. Другими словами, для повышения эффективности
учебного процесса необходимо активизировать познавательную мотивацию студента.
Для решения
этого вопроса можно обратиться к проектному подходу (методу – Дж. Дьюи) (метод
проекта Полат Е.С.) [8]. Суть проектного подхода в том, что обучаемый
открывает новые для себя факты и осмысливает новые понятия, а не получает их
готовыми от преподавателя (принцип конструктивизма). Следовательно,
меняется роль преподавателя: он переходит из состояния инструктора в более
компетентного коллегу, наставника [2. С. 92].
Применение
новых форм обучения позволяет обеспечить высокое качество образования, если пользоваться
ими грамотно. Таким образом, применяя принципы проектного подхода в процессе
обучения происходит комплексное воздействие на обучаемого, т. к. здесь
сочетаются такие составляющие как: концептуальная, иллюстративная, тренажерная,
контролирующая части пр. Здесь же могут присутствовать игровые компоненты [3],
облегчающие понимание и усвоение представленного материала.
При наличии специально оборудованных (компьютерных)
аудиторий проектный подход вполне органично вписывается в процесс преподавания,
не затрагивая при этом содержание образования. Это позволяет наиболее
эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные
возможности каждого студента. Учитывая специфику предмета «иностранный
язык», подобная технология может обеспечить необходимые условия для активизации
познавательной и речевой деятельности каждого студента, тем самым, предоставляя
ему возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить
достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений. Здесь, как
ни в одной другой дисциплине огромное значение приобретает самостоятельная
работа студента, направляемая преподавателем и формирующая речевые навыки,
требующие систематической, непрерывной повседневной работы.
Такая форма обучения имеет большие преимущества
перед традиционными методами обучения, в том числе:
·
развивает
креативную компетенцию как показатель коммуникативного владения иностранным языком
на определенном уровне;
·
позволяет
тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных
комбинациях;
·
помогает
осознать языковые явления;
·
создает
коммуникативные ситуации;
·
способствует
автоматизированию языковых и речевых действий;
·
способствует
реализации индивидуального подхода;
·
интенсифицирует
самостоятельную работу студента;
·
позволяет
колоссально экономить время;
Чтобы
эффективно организовать процесс работы с использованием ИКТ, преподаватель
должен заранее подготовить презентацию, дать список web-страниц и других
источников, которые должны помочь в решении вопроса (задачи), а также подобрать
вопросы или сформулировать проблему, причем необходимо ставить такие проблемы,
которые обязательно должны быть решаемыми и комплексными. Чем точнее и
конкретнее будут сформулированы задания, тем качественнее будет результат.
Важно также обговорить итоговую презентацию, результат работы (оформление, вид,
размещение на сайте и др.).
Успех в
значительной степени зависит от того, насколько грамотно методически
организовано занятие с использованием ИКТ, а текущий контроль можно
осуществлять с помощью тестирующей системы.
В данном случае,
Internet выступает не целью, а средством
обучения.
В качестве
примера применения ИКТ на занятии можно привести использование технологий Web 2.0.
Web 2.0 – это платформа
социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Internet
не только получать информацию, но, и быть её создателями и соавторами [10. С. 3–10].
Все материалы, с которыми работают студенты, черпаются из сети Internet. Дизайн
приведенных в качестве примера web-проектов предполагает рациональное планирование
времени, и что наиболее важно, позволяет сфокусировать свое внимание не на
поиске информации, а на её использовании. Метод работы с подобными социальными
сервисами базируется на принципе конструктивизма, где важно не воссоздание
объективной энциклопедической реальности, а формирование индивидуального
понимания проблемы.
Использование
технологий Web 2.0 для коммуникативных методов:
·
WebQuest
·
Blogger
·
Wiki
«WebQuest» (Вебквест от англ. «поиск
в сети») – это новое средство использования технологий в целях поощрения
критического мышления и когнитивного развития студентов, вовлеченных в учебный
процесс. Это проектная дидактическая модель, направленная на самостоятельную
поисковую работу студентов на web-сайтах с целью решения поставленной задачи
(проблемы).
WebQuest-метод имеет ряд
преимуществ при обучении иностранному языку:
·
обеспечивает
автономность и самостоятельность у студентов;
·
способствует
принятию самостоятельных решений и дает возможность осуществить индивидуальный
подход;
·
развивает
критическое мышление, тренирует когнитивные способности;
·
делает
осмысленным и целесообразным систематическое использование Internet ресурсов на
занятии, а также мультимедийных и традиционных средств обучения;
·
позволяет
использовать большое количество актуальной аутентичной информации;
·
располагает
возможностью для введения лингвострановедческого компонента;
·
организует
работу над проблемой в форме целенаправленного исследования, рассчитанного на любой
временной промежуток (от нескольких минут, до нескольких недель);
«Blogger» или «Blog» (Блог) – это публичный
дневник с комментариями.
Обычный
дневник мало кому показывают. Блог открыт для чтения всем желающим, более того,
читатели могут оставлять к записям свои комментарии.
Преимущества Blogger:
·
четкое структурирование курса с указанием дат семинаров, описаний
заданий;
·
часто обновляемый контент;
·
простота в использовании: возможность свободно вставлять любые
объекты (видео, иллюстрации и пр.).
·
возможность развивать навыки письменной речи и публиковать свои
мысли в Интернете;
·
возможность продолжить начатую на занятии дискуссию;
·
выполнение творческих заданий с использованием рисунков, аудио и
видеоматериалов;
·
возможность общаться как с одногруппниками, так и с преподавателями;
·
возможность каждому студенту принять участие в дискуссии, «что не всегда
возможно при традиционной организации обучения из-за недостатка времени на
занятиях и ограниченности объема учебных курсов». [5. С. 120–122.]
«Wiki» (Вики) – вид социального
сервиса, позволяющий одному человеку или группе людей создавать контент. Это, так
сказать, общественная страничка. Создаваемые данные могут дополняться, изменяться,
удаляться как создателями, так и посетителями данной страницы [10. С. 3–10].
Преимущества
«Wiki»:
возможность
вносить изменения на сайте, не используя дополнительного программного
обеспечения;
участие
нескольких авторов с различными точками зрения;
подача
материала, построенная на гиперссылках, что придает наглядность и соотнесенность
между страницами;
возможность
мгновенно вносить исправления и изменения в материал;
Применение данных технологий дает
возможность работать как индивидуально, так и в группах (например, Wiki больше предназначен для работы в группах).
Преимущества совместного обучения
Практика показывает, что вместе решать
поставленную задачу не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
Здесь важно отметить, что эта эффективность касается не только академических
успехов (интеллектуального развития) студентов, но и их нравственного
воспитания. Помочь друг другу в решении проблемы, а затем разделить радость
успеха – вот главная идея совместного обучения.
Приведем
пример одного из способов совместного обучения, основанном на использовании
технологии Web 2.0, а именно на применении «Wiki»:
Группу
студентов необходимо предварительно разбить на малые подгруппы (по 3–4
человека). Всей группе дается одно общее задание. Необходимо оговорить роль
каждой подгруппы в выполнении общего задания. Например, общее задание «Страны
Евросоюза». 1-ая подгруппа занимается корректировкой предложенного документа на
ссылке. Вторая подгруппа ищет (в заданных ссылках) недостающую на их взгляд
информацию. А третья, например, просто сканирует предложенный документ.
Результатом выполнения заданий может быть общая дискуссия. При этом, отвечать
могут как все участники подгрупп, так и назначенный самой подгруппой отдельный студент.
Это может быть как сильный студент, так и, наоборот, самый слабый. Все зависит
от характера составленного резюме. Невольно студенты поставлены в такие
условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результате всей
подгруппы. Оценочный балл за выполнение общего задания ставится (желательно) также
один на всю подгруппу. В итоге возникает ситуация, в которой каждый участник
подгруппы отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его
безучастным), но, что особенно важно, за результат всей подгруппы. Как
видно из примера с подгруппами, все три задания различны по своей сложности (это
зависит от уровня подготовки студентов), но каждый студент в подгруппе в равной
степени принимает участие в общем деле. Безусловно, в ходе работы преподаватель
может консультировать студентов, давать рекомендации по выполнению текущего
задания. И, наконец, контроль и оценка процесса и результатов – это одна из
важных и ответственных частей работы. Критерии контроля и оценки результатов
должны быть заранее известны студентам.
Такой метод использования
в практике обучения иностранному языку способствует:
·
быстрому
поиску в Internet необходимой информации, которую задает преподаватель;
·
развитию
компьютерных навыков;
·
развитию
мышления на стадии анализа, обобщения и оценки информации;
·
умение
делать выводы, принимать самостоятельно решения;
·
повышению
словарного запаса студентов;
·
мотивации
к самообразованию;
·
достичь
качественно нового уровня коммуникативной компетенции студентов;
Виды
речевой деятельности, развиваемые на основе Веб 2.0:
·
Аудирование: с помощью Podcast, Youtube;
·
Говорение:
Podcast,
Youtube, Flickr;
·
Чтение: Blogger, Wiki,
Bookmarks;
·
Письмо: Blogger, Wiki,
Bookmarks;
Podcast (сокр. от iPod + broadcast) Подкаст – это
социальный сервис, на котором можно размещать свои видео, аудио и фото
материалы, либо скачать их.
Youtube (Ютьюб) – это
социальный сервис записей видеофрагментов. Например, по ключевому слову можно
найти нужное видео;
Bookmarks (Закладки) – это
социальный сервис, который содержит ссылки источников информации по
определенной тематике;
Студенты, обучающиеся
с применением компьютерных технологий, получают возможность делать электронные
записи материалов в рамках текущего аудиторного занятия. Это можно осуществить с
помощью CD или любого другого USB (запоминающее устройство) с целью дополнительного
изучения полученного на занятии материала.
Следовательно,
необходимо проверять наличие компьютерной грамотности учащихся [1]. Студент
должен уметь работать в определенной программе, а также в сети Internet,
владеть навыками работы с клавиатурой, осуществлять запуск программы и выход из
нее, а так же, уметь пользоваться различными запоминающими устройствами.
Частично такие навыки могут приобретаться в процессе обучения, что, безусловно,
не скажется на качестве успеваемости студента.
Целесообразно
было бы предусмотреть, по возможности, специальные курсы по основам пользования
персональным компьютером и работе в сети Internet. В частности преподаватель
сам может организовать такие занятия в начале курса обучения.
Следует
отметить, что при данной форме обучения может возрасти утомляемость студентов,
т. к. увеличивается нагрузка на зрение и пр. Поэтому требуется тщательная
подготовка дидактических средств с учетом восприимчивости человеческого глаза к
определенной цветовой гамме и пр., а также «дозированность» предлагаемого
материала. Использование компьютерных технологий на занятиях не должно быть
основным средством подачи материала, а лишь вспомогательным средством в
осуществлении учебного процесса. Трудно спорить о достоинствах данного метода,
но все же целесообразнее использовать так называемый комбинированный подход
(blended learning), т.е. смешивание различных методик, как традиционных, так и
инновационных. В этом случае эффект, на наш взгляд, будет наиболее оптимальным.
Другими словами, Internet не заменяет традиционные формы и методы обучения, но
позволяет быстрее и более эффективно достигать поставленных целей и задач в
учебном процессе.
Нельзя не
упомянуть, что Internet повышает интерес студентов к учебным занятиям,
стимулирует их рост познавательной активности, что позволяет им получать и
усваивать большее количество информации, способствует приобретению различных навыков,
таких как навыки чтения, говорения, аудирования и пр., а также является
«забавным» методом обучения. Таким образом, у преподавателя есть прекрасная
возможность «спровоцировать» активацию работы студента с помощью компьютера,
поскольку огромное число молодежи проводят массу времени за монитором. Так пусть
они делают это с пользой!
Материал,
основанный на компьютерных технологиях, и его распределение в курсе обучения
перестраивает студента на новый, более активный режим деятельности, который
способствует максимальному проявлению творческих возможностей и создает
предпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации.
Сегодня очень
важно уделить особое внимание технологическому обеспечению учебного процесса.
Факультет должен иметь в своем распоряжении компьютерные аудитории. Но, тем не
менее, на первый план нужно ставить не только внедрение необходимой техники в
вузы, а главным образом, уделить внимание подготовке кадров на должном
уровне, поскольку это и является одной из основных трудностей на современном
этапе [12. С. 25]. Кроме профессиональных знаний преподаватель должен
хорошо владеть современными информационными технологиями, разбираться в
вопросах, лежащих зачастую вне его профессиональной деятельности. Это требует
большой самостоятельной работы преподавателя, той гибкости, которую он должен проявлять
при планировании занятий, их подготовке, проведении, и, наконец, в оценке того,
что было сделано совместно преподавателем и группой. Для этого нужна
профессиональная фантазия, умение подать материал, теоретические знания и
практический опыт, а главное, преподаватель должен владеть всем арсеналом
педагогических приемов и методик, не пренебрегая, особенно теми, которые
появились в последнее время. skip
to main | skip to sidebar
Необходимо
учитывать, что особая ответственность при проведении подобных занятий ложится именно
на преподавателя, который выступает в роли не только консультанта по
определенному предмету, но становится в свою очередь организатором
самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности
студентов. У преподавателя появляются возможности для совершенствования
процесса обучения, развития коммуникативной компетенции студентов, целостного
развития их личности.
Литература
1. Brandt Scott D.
Information technology literacy: task knowledge and mental models // Library Trends.
Summer, 2001 URL: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
9. Полат Е.С.
Теоретические основы составления и использования системы средств обучения
иностранному языку для средней общеобразовательной школы / Автореферат /
докторская диссертация М. 1989.
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н.
Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку //
Иностранные языки в школе. 2008. №6. С. 3–10.
11. Цатурова И.А.
Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам/ учебное пособие для
вузов. М.: Высшая школа, 2004