Разделы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Организационный момент
|
Дети встают, приветствуют
и садятся.
|
Проверка дом. задания
|
Но для начала проверим
домашнее задание.
А теперь подведем итог
и выставим оценки.
|
Ученики отвечают и
задают свои вопросы.
|
Изучение нового
материала
|
План занятия:
1.
Понятие
государства, его признаки, функции и причины возникновения
2.
Теории
происхождения государства
3.
Территориальная
организация государства
Начинаем с понятия.
Преподаватель рисует на доске схему понятие государство в узком и широком
смысле, объясняет ее. Определение государства можно найти в словаре учебника.
А теперь давайте
сделаем краткий вывод по всему сказанному. И выставим оценки, тем, кто
подготовился дома. Итак, мы разобрали первый пункт плана. Вопросы есть?
Переходим ко второму
пункту. Оформляем материал в виде таблицы. Какой вывод мы можем сделать? Вопросы
есть?
Переходим к последнему
пункту плана. Территориальная организация государства. Зарисуем схему.
Запишем определения. Откройте учебники на странице 119. Прочитайте про
унитарное государство. Выделите его признаки. Приведите пример унитарного
государства. Запишите признаки и примеры в тетрадь. Теперь федерация. Читаем.
Перечисляем признаки, приводим примеры и отвечаем на вопрос. А теперь
посмотрите на таблички, которые лежат у вас на партах, сравните их с тем, что
записано в вашей тетради. Все ли признаки у вас перечислены? Кто перечислил
все признаки, поднимите руки. Кто не назвал один, два или три? Кто больше? А
теперь поговорим о примерах.
Итак, существует три
типа территориального устройства государства, и мы разобрали третий вопрос.
А теперь вернемся к той
проблеме, которую я обозначила перед вами в начале занятия.
|
Ученики записывают в
тетради тему и план занятия
Ученики зарисовывают
схему и записывают понятие государства.
Ученики задают
возникшие у них вопросы.
Ученики в соответствии
с рассказом учителя заполняют таблицу и сами находят плюсы
Ученики зарисовывают и
заполняют схему.
Ученики записывают
определения.
Читают учебник, выписывают
признаки, приводят примеры и отвечают на вопросы.
Ученики отвечают на
поставленный вопрос, высказывают свое мнение.
|
Закрепление изученного
материала.
|
Сейчас каждый из вас
создает свое собственное государство.
Учитель
объясняет, как заполнить карту самоконтроля.
Ребята, есть какие-то
вопросы ко мне?
А теперь давайте я
оценю вашу деятельность на уроке
|
Ученики составляют
проекты государства.
Ученики отвечают на
вопрос
|
Объяснение дом. задания.
|
Запишем домашнее
задание. Вопросы есть?
Урок закончен. Спасибо.
До свидания.
|
Ученики записывают
домашнее задание.
|
Урок 3. Демократия. Дата проведения: 24.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучение нового материала.
Цель: урок
призван углубить знания о демократическом политическом режиме, подвести
учащихся к пониманию совокупности действующих в политической системе механизмов
и форм реализации ведущих демократических принципов, а также политических прав
личности, порождающих эти формы.
План изучения
нового материала:
1. Принцип
демократии и демократические политические механизмы.
2. Взаимосвязь
демократии в экономической, социальной, политической и духовной сферах.
3. Представительная
и непосредственная формы демократии. Политические права личности.
4. Политический
плюрализм.
5. Парламентаризм.
6. Политические
реформы в Российской Федерации.
Ход урока.
Организационный
момент.
Первый вопрос
рассмотрен на основе выполнения учащимися заданной ситуации. Задание
рассчитано на применение знаний о демократическом политическом режиме, на
организацию дискуссии в классе. Обобщая ответы учащихся, педагог подчеркнет
значение функционирования демократических механизмов политической системы:
правового государства, политического плюрализма, парламентаризма,
демократической политической культуры, поэтому демократию называют способом
организации политической системы.
Далее
школьникам предлагается на конкретном примере (скажем, утверждении в нашей
стране разнообразных форм собственности в экономической сфере) раскрыть
взаимосвязь демократии во всех сферах общественной жизни. Задание призвано
подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что демократия,
распространяясь на все общественные сферы, является способом организации всей
жизни общества.
Продуктивному
выполнению задания будет способствовать беседа с классом по предложенным вопросам.
Вопрос о
формах представительной и непосредственной демократии рассматривается путем
коллективного обсуждения результатов выполнения учащимися дополнительного задания, которое
призвано обобщить изученные в предыдущих разделах курса знания о гражданине и
его политической деятельности, включить их в новую систему знаний, в частности
о формах демократии. В заключение выслушиваются примеры учащихся,
подтверждающие необходимость подчинения политической деятельности установленным
правилам.
Подводя итог,
учитель подчеркнул, что реализация политических прав граждан не только связана
с определенными формами демократии, но и порождает определенное положение
личности (ее политический статус) в политической системе, о чем подробнее пойдет
речь на одном из последующих занятий.
Учащимся
предлагается повторить дома § 40 и 41, а также выполнить опережающее задание. Задание
направлено на осмысление учащимися правил конструктивной дискуссии и является
важным шагом в подготовке школьников к следующему уроку, который может быть
проведен в игровой форме – беседа за «круглым столом».
Урок 4. Политический
статус личности. Дата проведения: 31.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучение нового материала.
Урок проведен
по следующему плану:
1. Политический
статус личности.
2. Что
такое демократическая политическая культура?
3. Сущность
роли избирателя: а) критерии оценки предвыборных программ и личных
качеств кандидата в депутаты; б) политические лидеры и имитаторы.
Ход урока.
Организационный
момент.
Первый вопрос
рассматривается на основе коллективного обсуждения результатов выполнения
опережающего домашнего задания. В процессе работы учитель напоминает
учащимся ст. 20 и 21 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Выясняется, что политические права, зафиксированные в Российской Конституции,
соответствуют международным стандартам и воплощают принцип политической свободы
и равенства личности, имеющей «веер возможностей» политического участия и
политического выбора, достижения высокого политического статуса.
Далее с
учащимися организуется разбор учебно-познавательной задачи, текст которой
целесообразно отпечатан на карточках.
Структурные
элементы политической культуры изображены на классной доске в виде следующей
условно-графической схемы.
Далее
выясняются свойственные тоталитарному типу политической культуры черты:
отсутствие (игнорирование) объективного научного знания о политической
реальности, антидемократические политические ценностные ориентации и соответствующие
политические действия. Учащиеся приводят факты из истории нашей страны,
иллюстрирующие эти черты.
Затем по
аналогии, с опорой на изученные демократические политические ценности,
раскрываются черты демократической политической культуры.
Выясняется
значимость демократической политической культуры для личности и общества.
В процессе беседы учитель разъясняет о превращении демократии в охлократию
в случае несоблюдения демократических правил политического участия, а также
разъяснить понятие «охлократия».
Сущность роли
избирателя изучена на основе выполнения учащимися задания с
предварительным разъяснением учителем (в соответствии с текстом учебного
пособия) критериев оценки предвыборных политических программ и личных
качеств кандидатов на ту или иную политическую роль народного представителя.
На заключительном
этапе урока организуется беседа с классом по пройденному материалу по следующим
вопросам: кого из политических лидеров вы можете назвать? Какую должность они
занимали (занимают)? Кто из них, по вашему мнению, соответствует
(соответствовал) занимаемой должности, а кто нет и почему? В процессе
беседы разъясняются понятия «имитатор», «популизм».
Домашнее задание.
Урок 5. Правовое
государство. Дата проведения: 07.02.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучение нового материала.
Цели и задачи
урока: задуматься об идеальной модели правового государства и проблемах ее
реального воплощения в жизнь; ознакомиться с понятиями, связанными с
функционированием правового государства; овладеть навыками анализа документов и
работы со словарем.
Ход урока.
Организационный
момент.
Урок
начинается с ознакомления речи президента Ельцина Б.Н. перед уходом в
отставку 31.12.1999 года.
Учитель
задает вопрос: Соблюдение надлежащей правовой процедуры является одним из
важнейших признаков сформированности правового государства. Давайте попробуем
исследовать этот вопрос.
Далее работа
в группах по созданию семантического поля с использованием определений понятия
«Правовое государство». Представление проектов. Из созданного
семантического поля выделяем устойчивые признаки Правового государства.
Учитель
задает вопрос: Является ли отставка первого президента России соответствующей
духу и букве правового государства? Каких ещё знаний нам не хватает? Что по
этому поводу говорит основной закон государства – Конституция?
Идёт
обсуждение, в ходе которого обнаруживается необходимость обращение к тексту
Конституции РФ.
Далее,
разделившись на группы по четыре человека ученики составляют публицистическую
статью «Новогодний подарок Президента 1999 г. – это право или бесправие»?
По окончанию статьи вывешиваются на доске. Даётся время на ознакомление с ними
учащимся.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Выводы по урокам.
Каждое из всех вышеперечисленных занятий проходило в несколько
этапов:
1.
организация
учащихся к занятиям;
2.
повторительно-обучающая
работа по пройденному материалу;
3.
усвоение
нового материала;
4.
работа
по выработке умений и навыков применения на практике;
5.
подведение
итогов урока;
6.
домашнее
задание.
Уроки проходили
в подготовленном помещении: санитарное состояние хорошее, оборудование и
необходимый наглядный материал для урока присутствовал. Учебная атмосфера в
классе способна переключить учащихся на предмет, этому способствуют
соответствующим образом классная доска, таблицы, схемы, визуальная наглядность
к уроку.
Весь урок учитель хорошо владел классом –
складывалась доброжелательная атмосфера. Лекции переплеталась с заданиями по
теме, которые ученики охотно выполняли. При этом теоретическая информация
сопровождалась пояснениями, примерами, схемами и основные обозначения
отображались на доске. Центральные моменты темы записывались учениками.
Материал излагался по принципу от простого к сложному, от известного к
неизвестному. По непонятным моментам ученики задавали вопросы.
Структура
уроков соответствует его целям и типу. Распределение времени на отдельные виды
работ используется рационально и эффективно, слушание учебной информации
чередовалось с выполнением практических работ. Учителем правильно выделены
ведущие идеи по темам и определены новые понятия с учетом уровня знаний
учащихся. Материал уроков связан с жизнью и интересами учащихся.
Стиль поведения
учителя не агрессивный, спокойный, корректный, поведение учеников – спокойное.
Учитель при необходимости умело изменял ход урока. Весь урок учитель хорошо
владел классом – складывалась доброжелательная атмосфера.
Поведение
класса при ответе товарищей, при объяснении учителя также было
доброжелательным. Учащиеся были заинтересованы в материале урока, были активны
и работоспособны на всех этапах урока. Общение между участниками учебного
процесса носит характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности.
Занятия проводятся организованно, учителем четко выделяются важные
моменты изучаемой темы. Учащиеся активно ведут себя на уроках, задают вопросы
по непонятным моментам. Контроль усвоенных знаний включают в себя устный опрос,
самостоятельные работы, тестовые задания. В конце занятия преподаватель
оглашает оценки учащихся, говорит на какой раздел теоретического материала
нужно обратить внимание к следующему занятию и рекомендует дополнительную
литературу по теме следующего занятия.
Оценки,
поставленные учителем, соответствовали нормам оценок.
Анализируя урок с психологической стороны, можно отметить, что
учителю удалось вовлечь всех учащихся в процесс усвоения нового материала. Не
только в конце, но и в ходе самого урока учитель активно использовал похвалу и
поощрял учащихся с целью еще больше заинтересовать их излагаемым материалом,
что ему отлично удалось.
Результат занятий
– цель уроков была достигнута, ученики усвоили предложенный материал. Учащиеся
овладели научной терминологией, самостоятельно рассуждают и стремятся получить
дополнительные сведения по теме уроков. Верные, точные, развернутые устные
ответы учащихся, безошибочные записи в тетрадях, проявленное внимание и интерес
к материалу урока, желание отвечать на вопросы, дополнения учащихся к объяснению
учителя – позволяют сделать вывод, что новый материал усвоен и задача
образовательного аспекта цели урока решена в отношении всех учащихся.
Урок 6. Выборы.
Избирательные системы. Дата проведения: 21.02.08.
Из 25 учащихся присутствовали 24.
Тип урока – изучение нового материала.
Цели: после урока учащиеся
смогут: назвать избирательные системы, принципы избирательного права, дать
определение понятию абсентеизм; работать с документами, словарем; работать в
группе; понять необходимость участия в выборах.
Ход урока.
Организационный
момент.
Вопрос классу
(мозговой штурм): посмотрите на рисунки на доске и определите тему урока.
Далее беседа
по теме урока. Учитель объясняет о существовании различных избирательных
систем. И задает соответствующие вопросы.
Работа с
документами: знакомство
со статьей 32 Конституции РФ и ответы на вопросы (работа в парах). Проверка
выполнения задания.
Работа со
словарем. Прочитать
определение «абсентеизм», записать в тетрадь, попытаться дополнить причины
данного явления.
Учитель
предлагает нарисовать плакат, призывающий граждан принять участие в выборах.
Рефлексия и задание на дом.
Анализ урока.
Занятие проведено в кабинете, отвечающим всем
санитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к уроку соответствовала –
дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота в кабинете и т.п.
Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихся тетрадей, учебников,
инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способна переключить учащихся на
предмет.
Основная задача урока – актуализировать знания учащихся о избирательной системе РФ. Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися.
Учителем правильно выделены ведущие идеи по теме и определены
новые понятия с учетом уровня знаний учащихся. Материал урока связан с жизнью и
интересами учащихся.
Класс хорошо понимает цели выполняемых учебных действий, учащиеся
достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, с соучениками,
спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных действий,
предлагают свои решения, высказывают свои мнения.
Анализируя урок с психологической стороны, можно отметить, что
учителю удалось вовлечь всех учащихся в процесс. Учащиеся заинтересованы в
материале урока, были активны и работоспособны на всех этапах урока. Учитель
при необходимости умело изменял ход урока.
В целом на
уроке имел место благоприятный психологический климат. Общую атмосферу занятия
можно назвать оптимистической, активной, деловой, доброжелательной.
Результат
занятия – на уроке были достигнуты все поставленные цели, о чем говорит высокий
уровень усвоения знаний, эмоциональный отклик, увлеченность процессом,
активность в течение всего урока. Ученики усвоили материал, овладели правовой
терминологией, самостоятельно рассуждают по теме урока.
Урок 7. Обязанности
граждан России. Единство прав и обязанностей. Дата проведения: 21.02.08.
Из 25 учащихся присутствовали 24.
Тип урока – изучение нового материала.
Цели урока. После изучения темы
учащиеся смогут: назвать основные обязанности граждан РФ; обосновывать
неразрывную связь прав и обязанностей; осознать личную ответственность каждого
гражданина за выполнение своих обязанностей.
Ход урока.
Организационный
момент.
Ученикам
предлагается внимательно
посмотреть на плакаты на доске и ответить на вопросы. Затем делается вывод о
теме урока: о гражданском долге каждого из нас, о наших гражданских
обязанностях.
Предлагаются
задания:
Ответы на
поставленные вопросы об обязанностях, закрепленных в российской Конституции? Проверка
точности ответов по статьям Конституции РФ.
Далее работа в группах. Подумать
и предложить возможные варианты дополнений в список наших с вами гражданских
обязанностей.
Затем
предлагается игра «Поправки в Конституцию», в ходе которой предлагается
прочитать приведённые тексты и высказать своё отношение к проблемам,
обсуждаемым в статьях. В ходе обсуждения группы выступают с законодательной
инициативой о внесении необходимой поправки в текст Конституции. Вопрос
решается голосованием класса.
Рефлексия и
домашнее задание.
Анализ по уроку.
Занятие проведено в просторном кабинете,
отвечающим всем санитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к уроку
соответствовала – дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота в
кабинете и т.п.). Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихся
тетрадей, учебников, инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способна
переключить учащихся на предмет.
На данном
уроке умело использовались различные методические приемы и методы для
организации работы учащихся. В ходе урока кроме дискуссий, были проведены
фронтальный опрос, беседа, конспектирование, комментированное выполнение
заданий. Методические приемы соответствовали возрасту учащихся, целям урока.
Распределение времени урока, в целом, представляется целесообразным,
соответствующим плану урока. При этом теоретическая информация сопровождалась
пояснениями, примерами, схемами и основные обозначения отображались на доске.
Центральные моменты темы записывались учениками. По непонятным моментам ученики
задавали вопросы.
Воспитательное
воздействие личности учителя проявляется в таком аспекте, как характер общения
с учениками. Требование учителя к ответу, поведению, речи, дисциплине были
твердыми и ясно поставленными, что имело огромное значение для формирования
ценных волевых и моральных качеств личности учеников. В деятельности учителя
соблюдались общедидактические принципы сознательности, практической
направленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Анализируя урок с психологической стороны, можно отметить, что учителю удалось
вовлечь всех учащихся в процесс усвоения нового материала. Не только в конце,
но и в ходе самого урока учитель активно использовал похвалу и поощрял учащихся
с целью еще больше заинтересовать их излагаемым материалом, что ему отлично
удалось.
Общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной,
деловой, доброжелательной. Класс хорошо понимает цели выполняемых учебных
действий, учащиеся достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, с
соучениками, спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных
действий, предлагают свои решения, высказывают свои мнения. Стиль поведения
учителя не агрессивный, спокойный, корректный, поведение учеников – спокойное.
Учитель при необходимости умело изменял ход урока. Учащиеся были заинтересованы
в материале урока, были активны и работоспособны на всех этапах урока. В целом
на уроке имел место благоприятный психологический климат. Оценки, поставленные
учителем, соответствовали нормам оценок. В конце занятия преподаватель оглашает
оценки учащихся, говорит на какой раздел теоретического материала нужно
обратить внимание к следующему занятию и рекомендует дополнительную литературу
по теме следующего занятия.
Результат занятия – на уроке были достигнуты почти все
поставленные цели, о чем говорит высокий уровень усвоения знаний, эмоциональный
отклик, увлеченность процессом, активность в течение всего урока.
Урок 8. Политический
плюрализм.
Дата проведения: 13.03.08.
Тип урока – дискуссия (беседа за «круглым столом»).
План:
1. Что
такое плюрализм: а) принцип плюрализма как антипод монополизма; б) сущностные
признаки плюрализма.
2. Связь
политического плюрализма с плюрализмом в других сферах общественной жизни.
3. Многопартийность
как проявление политического плюрализма: а) типология политических
партий и партийных систем; б) достоинства и недостатки механизмов
функционирования многопартийных систем в демократических странах.
Беседа за «круглым столом» проводится согласно
разработанному сценарию. Вначале классу сообщается цель и определяется форма
работы, а также обсуждаются результаты выполнения опережающего домашнего
задания. Выявляются следствия, вытекающие из правил проведения дискуссии:
необходимость выявления в суждениях оппонента рациональных моментов, их
уточнение и развитие; необходимость четкого формулирования выдвигаемого тезиса,
установление сути разногласий между участниками дискуссии и ссылок на
источники; недопустимость использования «палочных» аргументов типа: «Твое
мировоззрение враждебно демократическим преобразованиям», а также
нецелесообразность оценок склонностей и поступков оппонента.
Далее
участники «круглого стола» приглашаются к беседе. Классу предлагается
внимательно следить за дискуссией, включаться в обсуждение, опираясь на
изучение правила и следствия, и в конце урока определить, кто из участников
«круглого стола» лучше всего справился со своей задачей и почему, а также
ответить на вопрос: носит ли политический плюрализм характер общечеловеческой
ценности и почему?
Участники
«круглого стола» на основе изученной литературы и ранее полученных знаний
приводят аргументы (или контраргументы) в защиту (или
опровержение) приведенных точек зрения.
Каждый из
выступающих соблюдал регламент и правила ведения дискуссии, прежде всего,
опирался (или ссылался) на высказанные ранее суждения, уточняя, развивая и
конкретизируя обсуждаемую проблему. Учитель уточняет позиции выступающих, четко
формулирует суть разногласий, обобщает сказанное, осуществляет плавные
логические переходы от одного сюжета к другому, обращается с вопросами к
аудитории, поддерживает дискуссионный характер беседы.
На заключительном
этапе урока подводятся итоги беседы и коллективное обсуждение результатов
выполнения заданий. Слушатели называют тех участников «круглого стола»,
которые, по их мнению, лучше всего справились с задачей коллективного
обсуждения, не нарушая (либо незначительно отходя) установленных правил
проведения дискуссии.
Участники
«круглого стола», в свою очередь, оценивают ответы слушателей на поставленный в
начале урока вопрос. Урок можно рассматривать как эффективный в том случае,
если учащиеся смогут сделать вывод о том, что политический плюрализм носит
характер общечеловеческой ценности, ибо все люди заинтересованы в
стимулировании общественного развития, свободе политического выбора, мирном
урегулировании социальных противоречий и конфликтов.
Анализ урока.
Занятие проведено в кабинете, отвечающим всем
санитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к уроку соответствовала –
дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота в кабинете и т.п.).
Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихся тетрадей, учебников,
инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способна переключить учащихся на
предмет.
Дискуссия
переплеталась с заданиями по теме, которые ученики охотно выполняли.
На данном уроке,
кроме дискуссий, были проведены опрос, беседа, комментированное выполнение
заданий. Методические приемы соответствовали возрасту учащихся, целям урока.
Распределение
времени урока, в целом, представляется целесообразным, соответствующим плану
урока.
Общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной,
деловой, доброжелательной. Класс хорошо понимает цели выполняемых учебных
действий, учащиеся достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, с
соучениками, спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных
действий, предлагают свои решения, высказывают свои мнения. Стиль поведения
учителя спокойный, корректный.
Поведение
класса при ответе товарищей, при объяснении учителя также было
доброжелательным. Учащиеся были заинтересованы в материале урока, были активны
и работоспособны на всех этапах урока. Общение между участниками учебного
процесса носит характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности. В целом
на уроке имел место благоприятный психологический климат.
Результат занятия – на уроке были достигнуты почти все
поставленные цели, о чем говорит высокий уровень усвоения знаний, эмоциональный
отклик, увлеченность процессом, активность в течение всего урока.
Урок 9. Нарушение
прав человека и их защита. Дата проведения: 20.03.08.
Из 25 учащихся присутствовало 22 ученика.
Тип урока:
комбинированный с элементами дискуссии.
Формы и методы: беседа; дискуссии; практическая
работа; сравнение; обобщение; рефлексия.
Цели и задачи
урока:
Образовательная
– на этом уроке ученики должны познакомиться с основными правами человека,
провозглашенными во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об
экономических, социальных и культурных правах, а также гарантированных
Конституцией РФ, а на основе уже имеющихся знаний расширить и конкретизировать
представления о правах человека; сформировать культуру ведения дискуссии и
участия в ней; закрепить навыки правовой защиты личности.
Воспитательная
– при изучении этой темы преследуется цель – воспитание детей в духе прав
человека.
Развивающая –
на этом уроке ученики учатся анализировать приведенные факты, работать с
документами, работать с контрольными тестами, работать с опорными сигналами, а
также формирование приемов логического мышления, развитие познавательного
интереса к предмету.
Ход урока.
Организационный
момент.
Вступительное
слово учителя, в котором он указывает, на какие вопросы прошлого урока следует
обратить внимание при изучении новой темы. В ходе беседы обобщаются знания
учащихся о правах человека и документах, их содержащих.
Ученики
записывают новую тему урока, слушают учителя и отвечают на вопросы.
Далее
предлагается учащимся обсудить правовую проблему в форме дискуссии. На доске
записаны вопросы. Учащиеся готовятся поставленным вопросам, каждый высказывает
свое мнение. Наиболее подготовленные получают задание представить на них
ответы. Другим учащимся предлагается подумать над вопросом: ежегодно Россия
подает в ООН отчет о положении детей. Какие предложения, касающиеся защиты прав
детей, Вы включили бы в этот отчет?
Для
дискуссии предложены еще ряд проблем.
Затем
практическая работа.
Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав
детей. Ученики слушают учителя, работаю самостоятельно и в парах, обсуждают
тексты статей и отвечают на вопросы учителя.
Для
закрепления материала учащимся предлагаются обсудить вопросы и высказать
по ним свое мнение. Ученики активно включились в процесс и предлагают варианты
ответов.
Подведение
итогов (тестирование).
Рефлексия
и домашнее задание.
Анализ урока.
Занятие проведено в просторном кабинете,
отвечающим всем санитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к уроку
соответствовала – дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота в
кабинете и т.п.). Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихся
тетрадей, учебников, инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способна
переключить учащихся на предмет.
На данном
уроке умело использовались различные методические приемы и методы для
организации работы учащихся. В ходе урока кроме дискуссий, были проведены
фронтальный опрос, беседа, конспектирование, комментированное выполнение
заданий. Методические приемы соответствовали возрасту учащихся, целям урока.
Распределение
времени урока, в целом, представляется целесообразным, соответствующим плану
урока.
Воспитательное
воздействие личности учителя проявляется в таком аспекте, как характер общения
с учениками. Требование учителя к ответу, поведению, речи, дисциплине были
твердыми и ясно поставленными, что имело огромное значение для формирования
ценных волевых и моральных качеств личности учеников.
Общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной,
деловой, доброжелательной. Класс хорошо понимает цели выполняемых учебных действий,
учащиеся достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, с
соучениками, спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных
действий, предлагают свои решения, высказывают свои мнения. Стиль поведения
учителя не агрессивный, спокойный, корректный, поведение учеников – спокойное.
Учитель при необходимости умело изменял ход урока. Учащиеся были заинтересованы
в материале урока, были активны и работоспособны на всех этапах урока.
Весь урок
учитель хорошо владел классом – складывалась доброжелательная атмосфера.
Дискуссия переплеталась с заданиями по теме, которые ученики охотно выполняли.
В целом на уроке имел место благоприятный психологический климат.
Оценки, поставленные учителем, соответствовали нормам оценок. В конце занятия
преподаватель оглашает оценки учащихся, говорит на какой раздел теоретического
материала нужно обратить внимание к следующему занятию и рекомендует
дополнительную литературу по теме следующего занятия.
Результат занятия – на уроке были достигнуты почти все поставленные
цели, о чем говорит высокий уровень усвоения знаний, эмоциональный отклик,
увлеченность процессом, активность в течение всего урока.
Урок 10. Политические
реформы в РФ. Дата проведения: 27.03.08.
Тип урока: – урок–практикум, в форме
собеседования.
Ход урока.
Организационный
момент.
Для
проведения урока в форме собеседования учащимся было предположено
предварительное изучение дома источников и знакомство с вопросами для беседы.
В ходе урока
были обсуждены вопросы:
Какова связь
выдвинутых в преамбуле Конституции РФ о сохранении исторически
сложившегося гражданского мира и согласия с федеративным государственным
устройством и республиканской формой правления в нашей стране? Какие еще
федеративные государства вам известны?
Как вы
понимаете положение Конституции о том, что Российское государство является
государством демократическим? На конкретных примерах покажите, как
проявляется принцип народовластия в России.
Существует
мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию.
Справедливо ли это утверждение?
Как
осуществлен принцип разделения властей в Российской Федерации и в чем проблема
его практической реализации?
Какова роль
Президента РФ в государственном механизме?
Что общего и
в чем различия между президентской властью в России, США, Франции?
Как связаны
между собой закрепленные в ст. 13 Конституции РФ принципы идеологического
многообразия и многопартийности? На конкретных примерах покажите, как
политические партии России осуществляют свои идеологические, политические и
организаторские функции.
Как вы в
целом оцениваете деятельность политических партий и почему? В чем суть
правовой связи гражданина и государства в России?
Требования
каких общепризнанных актов международного права закреплены в Ст. 2
Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина – обязанность государства»?
Анализ урока.
Занятие проведено в кабинете, отвечающим всем
санитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к уроку соответствовала –
дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота в кабинете и т.п.
Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихся тетрадей, учебников,
инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способна переключить учащихся на
предмет.
Основная задача урока – актуализировать знания учащихся о политических реформах произошедших в последнее десятилетие в РФ. Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися.
Учителем правильно выделены ведущие идеи по теме и определены
новые понятия с учетом уровня знаний учащихся. Материал урока связан с жизнью и
интересами учащихся.
Класс хорошо понимает цели выполняемых учебных действий, учащиеся
достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, с соучениками,
спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных действий,
предлагают свои решения, высказывают свои мнения.
Анализируя урок с психологической стороны, можно отметить, что
учителю удалось вовлечь всех учащихся в процесс. Учащиеся заинтересованы в
материале урока, были активны и работоспособны на всех этапах урока. Учитель
при необходимости умело изменял ход урока.
В целом на
уроке имел место благоприятный психологический климат. Общую атмосферу занятия
можно назвать оптимистической, активной, деловой, доброжелательной.
Результат
занятия – на уроке были достигнуты все поставленные цели, о чем говорит высокий
уровень усвоения знаний, эмоциональный отклик, увлеченность процессом,
активность в течение всего урока. Ученики усвоили материал, овладели правовой
терминологией, самостоятельно рассуждают по теме урока.
4. Конспекты проведенных уроков
В ходе прохождения педагогической практики в школе №167, совместно с
преподавателем, были разработаны и проведены уроки, конспекты которых
прилагаются ниже.
4.1
Конспект урока: "Сферы общества"
Цели
и задачи: Повторить
и обобщить знания учащихся по экономической, социальной и политической сферам
общества. Разъяснить этическую основу духовной сферы, научить анализировать
ценности.
Ход
урока:
I.
Разминка. Объявление темы урока.
Задание:
Распределите
данные понятия и термины на три группы и определите принцип, по которому вы их
объединили «потребление, прокуратура, каста, социальный статус, парламент,
акция, закон, ранг, товар, федерация, налог, референдум, титул, собственность,
роль». Учащиеся работают со словами по группам.
Вывод:
Мы
определили, что данные слова к трем сферам общества: экономической, социальной
и политической.
На
доске рисуется схема сфер общества. Какой сферы жизни общества не хватает в схеме? (Ответ)
Объявление
цели урока. Сегодня
на уроке мы повторим некоторые понятия и процессы экономической, социальной и
политической сфер общества и приступим к изучению духовной сферы, рассмотрим ее
этическую основу и попытаемся проанализировать ценности.
II. Игра. Итак, мы приступаем ко второй части урока – к игре. Исходя из
итогов разминки, мы определим право выбора вопросов командами. (Правила игры)
Экономическая
сфера.
А)
Приведите в соответствие типы экономических систем и их характеристику:
1)
традиционная экономика
2)
командно-административная система
3)
рыночная экономика
а)
отражает интересы потребителя и производителя в условиях частной собственности
и конкуренции
б)
основой является замкнутое натуральное хозяйство, осуществляется уравнительное
распределение (по обычаю, традиции)
в)
особую роль играет государство, осуществляющее директивное планирование
производства и обмена
В)
Заполните таблицу «Экономические характеристики разных типов обществ».
Доиндустриальное
общество
|
Индустриальное
общество
|
Постиндустриальное
общество
|
|
|
|
С)
Перед вами фрагмент Федерального закона о рекламе (1995). Внимательно изучите
его и ответьте на поставленные вопросы.
«Защита
несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы:
1.
При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты
несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не
допускаются:
–
дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним
несовершеннолетних;
–
внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или
других лиц приобрести рекламируемые товары;
–
привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными
товарами дает им какое-либо пре имущество над другими несовершеннолетними, а
также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект;
–
размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации,
показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;
–
преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у
несовершеннолетних;
–
создание у несовершеннолетних нереального (искаженно го) представления о
стоимости (цене) товара для несовершеннолетнего, в частности путем применения
слов «только», «всего» и тому подобных, а также путем прямого или косвенного
указания на то, что рекламируемый товар доступен для любо го семейного бюджета.
2.
Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в
рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не
допускается
1)
Почему законодатель предусматривает необходимость особого регулирования
рекламной продукции для несовершеннолетних?
2)
Перечислите специальные требования к рекламе для несовершеннолетних,
предусмотренные законом.
Социальная
сфера.
А)
Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:
а)
Вертикальная мобильность
б)
Горизонтальная мобильность
1)
изменение профессии
2)
переезд из одного города в другой без изменения профессии
3)
повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер – ведущий инженер)
4)
повышение уровня образования (техник, получив высшее образование, стал
начальником цеха)
5)
понижение в должности
В)
Заполните таблицу «Социальные движения».
Реформаторские
|
Регрессивные
|
Утопические
|
Революционные
|
|
|
|
|
С)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
«1.
Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть
ориентировано на прошедшее, на стоящее или ожидаемое в будущем поведение
других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в
настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем «другие» могут быть
отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно
незнакомых людей. (Так, например, «деньги» служат средством обмена, которое
действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание
готовности со стороны многочисленных не знакомых и неопределенных «других» в
свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)
2.
Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально только
то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других.
Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем Происшествие, подобное
явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них из бежать этого столкновения
последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование
конфликта – является уже социальным действием.
3.
Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей,
ни б) тому, на которое влияет поведение других. а) Если многие люди на улице
открывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действие
человека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия для
защиты от дождя. б) Известно, что на поведение человека оказывает сильное
влияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся «массы» людей. Такое
поведение определяется как поведение, обусловленное массовостью. <…
Подобное
поведение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия
в толпе как таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство и
не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социального
действия в установленном нами значении. Правда различие здесь с уверенностью
провести трудно» (М. Вебер. Избранные произведения)
1)
Какие действия, по мнению М. Вебера, можно считать социальными? Сводится
ли понятие социального действия к социальной активности?
2)
Приведите не менее З примеров социального действия
Политическая
сфера.
А)
Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой:
а)
политический режим, при котором политическая власть допускает ограниченный
плюрализм, но отношения с обществом строит в основном на принуждении
б)
способ функционирования политической системы общества, основанный на признании
народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных
и общественных дел и наделение граждан достаточно широким кругом прав и свобод
в)
политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля за
различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом
1)
тоталитаризм
2)
авторитаризм
3)
демократический политический режим
В)
Заполните таблицу «Легитимная власть».
Харизматическая
власть
|
Традиционная
власть
|
Легальная
власть
|
|
|
|
С)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Кодекс
РФ об административных правонарушениях (извлечения)
Статья
1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях
Задачами
законодательства об административных правонарушениях являются защита личности,
охрана нрав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной
нравственности. охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления
государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности,
собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических
лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также
предупреждение от административных правонарушений. (…)
Статья
7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
1.
Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное
переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не
по назначению – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на
граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты груда.
2.
Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах – влечет
наложение административного штрафа на граждан в раз мере от двадцати пяти
минимальных размеров оплаты труда.
Статья
20.3. Демонстрирование фашистской атрибутики или символики
Демонстрирование
фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или
символики – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до
десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией фашистской атрибутики
или символики или административный арест на срок до пятнадцати суток с
конфискацией атрибутики или символики. (…)
Статья
20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими
алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических или
психотропных веществ в общественных местах
Появление
в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие
ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических
средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих
веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего
пользования, в других общественных местах – влечет наложение административного
штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в
размере от грех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
1)
Какие две задачи законодательства об административных правонарушениях
реализуются в приведенных статьях?
2)
Какие две юридические обязанности граждан вытекают из статей кодекса?
Ответы
на вопросы в Приложении 5.
Подведение
итогов игры.
Мы
повторили три сферы общества. А теперь приступаем к изучению четвертой сферы –
духовной, которая охватывает все области человеческой деятельности.
Какие
ассоциации возникают у вас со словом «ценности»? Запишите на доске. (Учащиеся
записывают слова). (Дети дают определение, выбирается одно общее и записывается
в тетрадь). Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов
окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Ценности
составляют этическую основу всей духовной сферы. Давайте попробуем выбрать
наиболее значимые ценности. (Учащиеся выбирают ценности). Например: истина,
красота, добро, польза, справедливость, свобода.
Вам
предлагается изобразить эти ценности в виде коллажа или рисунков. (Учащиеся
работают в группах).
Итак,
мы дали определение ценностям, попытались проанализировать и изобразить
некоторые из них. Но мы говорили сегодня лишь об общественно значимых
ценностях, а вот подумать о личностных ценностях вам предстоит дома.
Домашнее
задание: Написать
эссе «Мир ценностей современного подростка»
4.2 Конспект
на тему: "Конституция России – основной закон нашего государства"
Форма урока: лекция
Цель урока: сформировать у учащихся представление о государстве,
рассмотреть его признаки и формы правления.
Структура урока:
1.
организационный
момент;
2.
изучение
нового материала;
3.
закрепление
нового материала;
4.
домашнее
задание.
Материалы к
уроку: Конституция РФ.
Текст
лекции.
1. Понятие
Конституции
Конституции –
(Constitutio – установление) – Основной
закон государства, закрепляющий главные начала государственного строя данной
страны.
Отличается особым
порядком и особым содержанием!
Охватывает все стороны
жизни общества
политическую, экономическую,
социальную и другие, носит всеохватывающий характер
носит учредительный
характер, свободна от правовых ограничений
|
Акты римской
императорской власти начинались словами «rem publicam constituire»
Первая
российская и советская Конституция – Конституция 1918 года.
2. Признаки
Конституции
Конституция –
основной закон, особые юридические свойства, обладает верховенством на
территории РФ, служит юридической базой, ядром правовой системы государства.
Основополагающие
общественные отношения регулируются конституционными нормами
Подчинение Конституции
субъектов общественной жизни
Остальные нормативные
акты строятся на ее основе
Всеобщность (нет
неотрегулируемых сторон жизни)
|
Указывает на
необходимость принятия соответствующих федеральных законов
Нормативный
акт прямого действия
Специальный
порядок принятия и изменения
Особая охрана
Конституции
Гарант
Конституции – Президент (может приостанавливать любой закон, противоречащий
Конституции.
Конституционный
суд:
– рассматривает
дела о соответствии Конституции,
А) федеральных
законов, нормативных актов Президента, Федерального собрания, Правительства.
Б) Конституций
и нормативных актов Субъектов Федерации,
В) Договоров
между органами Государственной власти федерации и субъектов.
Г) не
вступивших в силу международных договоров РФ.
– разрешает
споры о компетенции:
А) между
федеральными органами государственной власти,
Б) между
органами государственной власти РФ и ее субъектов,
В) Между
высшими органами государственной власти субъектов РФ
– рассматривает
дела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, или по
запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в
конкретном деле,
– дает
толкование Конституции Российской Федерации
Конституции
республик строятся на основе федеральной Конституции.
3. Особенности
принятия Конституции
1. Особый
порядок принятия:
-
Референдум
всего народа
-
Представители
от имени народа
-
Первые Конституции
|
США
|
Польша
|
Франция
|
1787
|
1791
|
1791
|
|
Депутаты
|
РФ
|
1993 – Всенародный
референдум
|
2. Особый
порядок изменения (ст. 134):
Предложения
вносят: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство,
законодательные органы Субъектов Федерации, группа из 1/5 членов Совета
Федерации, или Гос. Думы.
Неизменимы:
Глава 1. «Основы Конституционного строя, Глава 2. «Права и свободы человека и
гражданина», Глава 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Если за
пересмотр‑60%, то-созыв Конституционного Совещания – или подтверждает
неизменность, или разрабатывает новую.
Новый проект
|
2/3 членов
Конституционного собрания
|
Референдум (от ½
голосовавших, от ½+1 избирателей
|
Поправки
|
-
ст. 136,
ст. 108 – 3/4 членов Совета Федерации +2/3 членов Думы +2/3
законодательных органов власти субъектов Федерации.
-
Ст. 65
(субъекты РФ) – На основе Федерального конституционного закона.
4. Принципы и
роль Конституции
Принципы:
– верховенство
Конституции:
А)
Распространяется на всю территорию государства.
Б) Имеет
высшую юридическую силу
– база
текущего законодательства: Основные положения развиваются в отраслевых законах
– стабильность
Конституции:
А. Конституция
принимается тогда, когда имеется компромисс интересов различных
социально-политических сил.
Б)
Конституция рассчитана на длительный срок действия.
В)
Конституция имеет особый порядок принятия и внесения в неё изменений, это
система довольно жёсткая
Роль:
– Обеспечивает
стабильность в обществе
– обеспечивает
преемственность и легитимность власти
– закрепляет
политическую, экономическую, социальную основу общества
– определяет
политический и правовой режимы
– закрепляет
национальное, территориально-государственное устройство.
Д/З – Конституция
главы 1, 9.
4.3 Конспект
урока по теме: "Россия: путь к правовому государству"
Цели урока: после урока учащиеся
смогут
-
назвать
даты принятия советских Конституций, перечислить присутствующие в них признаки
правового государства;
-
продолжить
формирование навыка критического мышления;
-
определить
и аргументировать свое мнение по вопросу о наличии в современной России
правового государства;
-
задуматься
о проблемах построения правового государства в России.
Ход урока.
Вступительное
слово учителя (1 мин.) Сегодня я приглашаю вас в путь по страницам истории
нашего государства. Мы будем говорить не только о прошлом, но и о настоящем и
будущем нашей страны. Тема нашего урока «Россия: путь к правовому государству».
Мотивация (3 мин.) Подумайте,
какое отношение к теме нашего урока имеют следующие цитаты: «Чего-то хотелось:
не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать» (М.Е. Салтыков-Щедрин)»…
Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления» (ст. 1. Конституции РФ 1993 г.)
Выслушать
высказывания учащихся.
Вывод. Если обобщить ваши
высказывания, то мы выяснили, что в 19 веке Россия не имела конституции,
общество слабо представляло, что это такое. В наше время мы знаем, что такое
конституция, знаем также, что в конституции закреплены признаки правового
государства. Прежде чем появилась современная конституция, провозгласившая нашу
страну правовым государством, Россия прошла долгий и сложный путь. Вехами на
этом пути были четыре конституции советского периода: 918, 1924, 1936 и 1977 гг.
Сообщение
ожидаемых результатов (1 мин.) Сегодня вы познакомитесь с основными
положениями этих конституций, определите, присутствуют ли в них признаки
правового государства, сделаете вывод: при каких условиях государство может
считаться правовым. Сегодня мы работаем в группах. У каждой группы свой текст,
отражающий основные положения одной из конституций. По ходу нашей работы мы
будем использовать и различные источники в качестве дополнительной информации –
гимны нашего государства, видеоматериалы.
Работа в
группах (8 мин.)
Задание и группам раздаются в отпечатанном виде каждой группе (Приложение 6).
1.
Внимательно
прочитайте текст, обсудите в группе нижеследующие проблемы.
2.
Присутствуют
ли в Конституции указанного периода признаки правового государства? Свое мнение
подтвердите фактами.
3.
Сделайте
вывод: являлось ли государство в данный исторический период правовым реально и
по Конституции?
4.
Оформите
результаты своей работы в виде или текстовой таблицы, или в виде схемы, рисунка
(по своему усмотрению).
На выполнение
задания – 10 мин.
Проверка
выполнения задания (18 мин.) (3–4 минуты на одно выступление)
При проверке
выполнения заданий групп 1, 3 и 4 выступлению учащихся предшествует
использование учителем дополнительной информации.
Оформление
доски:
Конституция 1918 г.
|
Конституция 1924 г.
|
Конституция 1936 г.
|
Конституция 1977 г.
|
результаты работы
группы 1
|
результаты работы
группы 2
|
результаты работы
группы 3
|
результаты работы
группы 4
|
Подведение
итогов (5 мин.)
Посмотрите на результаты вашей работы.
1.
Как
вы думаете, существовало ли в нашей стране правовое государство? Аргументируйте
свой ответ.
2.
Является
ли современная Россия правовым государством? Почему?
Домашнее
задание.
Узнайте мнение своих родителей по этим двум вопросам. Их ответы и аргументы
запишите в тетрадь.
Закончить
урок я хочу словами И. Канта: Правовое государство можно построить только
тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание.
Именно в
слабости традиций подлинного правосознания заключается сложность построения
правового государства в России.
Но я надеюсь,
что став взрослыми, вы сможете сказать: Да, мы живем в правовом государстве.
4.4 Конспект
урока по теме: "Правовое государство"
Цель:
подвести учащихся к пониманию правовое государство, выявить его признаки; доказать что
РФ правовое государство
Задачи:
отношение к человеку; отношение к закону; отношение к власти; отношение
государству.
Ход
урока.
Организационный
момент.
На
данном уроке учащиеся получают возможность:
– задуматься
об идеальной модели правового государства и проблемах ее реального воплощения в
жизнь;
– ознакомиться
с понятиями, связанными с функционированием правового государства;
– овладеть
навыками анализа документов и работы со словарем;
– продолжить
налаживать взаимодействие в групповой работе
Начинается
урок с чтения цитаты российского юриста В.М. Гессена: «Правовым называется
государство, которое признает обязательным для себя, как правительства,
создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в
осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено
правом, стоит под правом, а не вне и над ним». Учащиеся могут предварительно
или в ходе урока из словарей ознакомиться с другими определениями правового
государства, например: государство, ограниченное в своих действиях правом,
прежде всего конституцией, подчиненное воле суверенного народа и призванное
охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности.
После
этого предлагается ответить на следующие вопросы: «Где должна проходить граница
ограничения власти государства?», «Приведите примеры, когда государство стояло
вне права?», «Приведите примеры, когда государство стояло над правом?», «Для
чего нужны правительства?» Дополнить полученные ответы или скоректировать их
поможет отрывок из Декларации независимости США.
На
основе анализа двух документов выделяются принципы правового государства и
условия его функционирования, среди которых – признание народа единственным
источником власти, верховенство права, признание и обеспечение естественных
прав человека, равенство граждан и государства перед законом, гарантии от
злоупотребления властью.
Обсудив с
учащимися направления деятельности государства (политической, экономической,
социальной, культурной, правотворческой), основное внимание сосредотачивается
на появлении идеи разделения властей. Работа в группах.
Класс
делится на четыре группы, в группе выбираются: координатор, говорящий, спикер,
координатор времени.
Каждая
из которых готовит представление одной из ветвей власти. В это представление
входят следующие компоненты:
– символика
данной ветви власти (возможно в виде традиционного – герб, флаг, девиз, но
может быть и любое другое изображение) с объяснением;
– исторические
персонажи, олицетворяющие эту власть (персонажи могут быть как реальные – правители,
полководцы, государственные деятели, мыслители, так и легендарные – мифологические
герои, а также герои литературных произведений);
– роль
представляемой ветви власти в обществе;
– исторические
события, во время которых данная ветвь власти выдвинулась в центр общественной
жизни, повлияв на то или иное решение, или даже изменив ход исторического
процесса (вспомним, например, решающее значение французских Генеральных Штатов
в начале революции);
– необходимые
морально-нравственные основы для поведения представителей данной ветви власти;
– события,
связанные с данной ветвью власти, в современной России и за рубежом.
Далее
заполняем таблицу по группам:
Отношение к
|
Платон
|
Цицерон
|
Локк
|
Мотескье
|
человеку
|
|
|
|
|
власти
|
|
|
|
|
закону
|
|
|
|
|
государству
|
|
|
|
|
Задание
группам:
1.
группа
– Платон, трактат «Государство»
2.
группа
– Цицерон, трактат «О государстве»
3.
группа
– Дж Локк, трактат «О правительстве»
4.
группа
– Ш.Л. Монтескье, трактат «О духе законов»
Исходя из
данных таблицы, выделяем основные признаки правового государства:
1.
Признание
ценности человека
2.
Развитая
система прав и свобод граждан
3.
Разделение
властей
4.
Приоритет
закона над властью
5.
Независимый
суд
На основании
признаков и схемы даем определение правового государства: «понятие правового
государства – государство, где отношение между государством и гражданами
регулируются правом».
На основании
текста конституции докажите, что Конституция 1993 года – Конституция правового
государства.
Итог
урока: обсуждение степени важности той или иной ветви власти и вывод, что
разделение властей создает систему сдержек и противовесов, необходимую для
предотвращения абсолютизации власти каким-либо лицом или государственным
органом, при этом приоритет не может быть отдан ни одной из ветвей власти.
Домашнее
задание.
Заключение
За время
прохождения педагогической практики были выполнены следующие задачи:
– ознакомление
с образовательным учреждением, изучение учебно-программной документации школы;
– закрепление
и применение теоретических знаний в учебно-воспитательной работе;
– овладение
методикой учебно-воспитательного процесса по праву;
– проведение
учебно-воспитательной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
школьников;
– самостоятельное
планирование и проведение урочной и внеурочной деятельности по праву;
– развитие
умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя права;
– овладение
современными педагогическими технологиями в преподавании права;
– отработка
приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся.
Мастерство
учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания,
творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического
опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью
учащихся, их интеллектуальным развитием. В результате посещения, а также
самостоятельной подготовки и проведения уроков сделаны следующие выводы:
1. Для успешного проведения
уроков в старших классах очень важны мотивация и стимулирование, пробуждение
интереса к материалу. Не менее важно и общение на уроках, установление обратной
связи.
2. Взаимоотношения
преподавателя и учеников существенно влияет на успешность процесса обучения.
Взаимное уважение – условие, необходимое для усвоения учениками излагаемого
материала.
3. Для достижения успеха
также необходимо применять индивидуальный подход. Нельзя ко всем ученикам
относиться одинаково, хороший учитель должен учитывать личные особенности
каждого ученика, выявить и постараться помочь развить в ученике его
способности, заставить поверить в себя. Также процесс обучения носит воспитательный
характер, формируется личность ученика. Все эти факторы необходимо учитывать
преподавателю.
4. Огромное значение имеют –
стиль, тон, такт, внешний вид, культура речи, также как и наблюдательность,
находчивость, поскольку учителю важно найти контакт с аудиторией, но вместе с
тем необходимо держать дистанцию.
5. Дисциплина, хорошее
поведение учеников – одно из слагаемых успешности их работы на уроках, а значит
и успешности работы учителя. Если ученик собран и нацелен на учебу, то он
достигнет успеха в изучении предмета. Поэтому дисциплину на уроке необходимо
поддерживать и не позволять ученикам чрезмерно расслабляться.
6. Большую роль в процессе
общения играет обстановка в классе, которая должна максимально
благоприятствовать учебе:
-
оборудование
и наглядные пособия, помогающее в изложении материала;
-
рациональное
использование времени;
-
расстановка
парт.
Прослушанные
уроки и их анализ позволили узнать больше о процессе преподавания,
содействовали созданию своего плана для проведения уроков.
Таким
образом, требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На
конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и
последовательность решения, оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной
работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной
активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.