Педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме
Содержание
1.
Воспитание Древней Греции
2.
Педагогическая мысль Древней Греции
3.
Воспитание в Древнем Риме
4.
Педагогическая мысль Древнего Рима
Список
использованной литературы
В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская
и афинская.
Спартанская система воспитания имела преимущественно
военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять
частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов,
занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными
конфликтами.
Особое место занимала военная подготовка и физическое
воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка
мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в
повиновении рабов.
Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование
в Спарте было привилегией рабовладельцев.
С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома,
помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет
под руководством назначаемого государством лица - педонома [9, с.40].
Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания
организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К
примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели
простую пищу.
В Спарте получила свое начало система физических упражнений,
распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так
называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.
С возрастом начинались специальные военные упражнения,
обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной
доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками
беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых
осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая,
лаконичная речь. Старшие подростки принимали участие в своеобразных
практических занятиях - криптиях, ночных облавах на рабов.
Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили
подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.
Спартанская система воспитания включала в себя определенные
элементы и для девушек: кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за
ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических
упражнений.
Для того, чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое
потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей
тренировке своего тела.
Девушки, так же как и юноши занимались пятиборьем: бегали,
прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы
исключали для девушек изнеженный образ жизни.
Роль семьи, в системе спартанского воспитания была
незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали
участие все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.
Спартанская система воспитания, являющая собой первый в
истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была
неэффективной даже в военном и политическом отношении.
Однако, надо отдать должное, что некоторые принципы
спартанской системы воспитания, в области военно-физической подготовки, были
использованы в XVIII-XIX в. в. во
Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных
учреждений закрытого типа.
Целью афинской системы воспитания было воспитать
господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (от
греч. слов “kalos” и “agathos” -
сочетание физических и нравственных достоинств) [, с.124].
Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание
умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Формированию гармонически развитой личности подчинялось
содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики,
начиная с 7 лет.
В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты,
а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали
музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались
гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по
отдельным видам гимнастики).
Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба,
прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской
подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.
Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16-18
лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном
заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также
здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий
уровень образования давала - эфебия.
Продолжая заниматься политическими науками юноши изучали
здесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс
профессиональной военной подготовки. Окончание курса в эфебии означало, что ее
выпускники становились полноправными гражданами Афин.
Девочки по традиции получали домашнее воспитание и
образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее
хозяйство.
Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение
была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а
дети рабов полностью исключались из нее.
Аристократический характер афинского образования проявлялся
и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с
раннего детства становился пожизненным предназначением рабов.
Сыновья бедных родителей (демоса) вынуждены были обучаться у
своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области
нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая
тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами т от
"неприличных знакомств".
Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости
защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению
своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободорожденному мужу.
В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль
философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: "Кто не
философ, да не войдет в педагогику" [8, с.44].
Древнегреческая система воспитания получила теоретическое
обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона,
Аристотеля.
Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутую
теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный
опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о
необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он
определил термином "микрокосм".
Демокрит высказал такие педагогические идеи, как
необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру
родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо "хорошими
люди становятся больше от упражнения, чем от природы"; высокое значение
приучения ребенка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему, поскольку
"учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда" [2, с.134].
Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь
философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической
практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с
учениками.
Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные
доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном
этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину.
Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех
положений, которые являются истинными.
При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам,
самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на
них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими
путями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от
принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством [1, с.140-143].
Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам
принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.
Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы
воспитания в таких сочинениях, как "Политик" и "Этика". Педагогические
воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной,
животной, разумной.
Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое,
нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания - развитие высших
сторон души: разумной и животной (волевой).
Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности
воспитания и сделал попытку возрастной периодизации - до 7 лет, от 7 лет до
половой зрелости, от 14 лет до 21 года.
Главная цель воспитания по Аристотелю - нравственное
развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами,
чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь
формирования моральных черт личности - это воспитание привычки к той или иной
деятельности [1, с.157-158].
Римская система образования и формирования личности имела
отчетливо выраженный гражданский характер.
Целью римской системы воспитания было подготовить активного
члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства,
быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым
землевладельцем.
Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторую
часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные
предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.
Следующей ступенью были грамматические школы, где обучались
мальчики 11-12 лет из богатых и знатных семей. В этих школах повышенного типа
изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык, риторика.
Развитие грамматических школ было вызвано необходимостью
обучения ораторскому искусству тех, кто стремился занять выборные руководящие
должности в Римской республике.
В последние столетия республиканского Рима большое значение
приобрели риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи.
Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13-14 до
16-19 лет более глубокие по сравнению с грамматическими школами
общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся
философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов.
Грамматические и риторические школы были частными. Вследствие
высокой платы за обучение школы были доступны лишь привилегированным слоям
населения.
Для детей римской знати создавались своеобразные
воспитательные центры - коллегии юношества. В Древнем Риме сложилась традиция
на завершающем этапе образования устраивать для молодых риторов своеобразные
образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения -
Афины, Александрию.
В Римской империи в первые века нашей эры установился
устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его
усвоения, и методы обучения.
В содержание образования вошли девять основных дисциплин: грамматика,
риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и
архитектура. В V в. н.э. из школьного курса были
постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились "семь
свободных искусств", ставшие сердцевиной образования в эпоху Средневековья.
Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в
сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был
оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи
изложил в целом ряде трактатов: "Оратор", "Об обязанностях",
"О природе Добра и Зла".
Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор,
художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем
достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное
образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах
эпохи Средневековья и Возрождения.
Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. - 65 г. н. э),
философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей
воспитания моральной совершенствование человека.
Основным методом воспитания считал самодвижение к
божественному идеалу, а основным средством - назидательные беседы-проповеди с
наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником
энциклопедического образования, не считал "семь свободных искусств" основными
школьными дисциплинами [8, с.53].
Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких
произведениях, как "Письма на моральные темы", "Нравственные
письма к Луцилию".
Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный
римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические
идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О
воспитании оратора". Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу,
которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус
государственного учебного заведения.
В школе основательность широкого общего образования
сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного
классицизма.
Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической,
ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают
всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и
получать необходимое образование.
Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать
индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь
на возрастную специфику развития.
Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей
практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее
действенными: подражание, наставление и упражнение.
По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование
имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).
1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. - М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. - 600 с.
2. Джуринский А.Н. История
зарубежной педагогики: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1998. - 346 с.
3. История педагогики: Учеб. пособие
в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 1 часть - 678 с.
4. История педагогики: Учеб. пособие
в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 2 часть - 690 с.
5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений
России: Хрестоматия. - М.: Юристъ. 2003. - 876 с.
6. История политических и правовых учений. Зарубежная
политико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч 1. / Состав. В.В. Ячевский.
- Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2000. - 1000 с.
7. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного
правосознания. - Серия "Мир культуры, истории и философии". - СПБ.: Изд-во
"Лань", Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000. - 352 с.
8. Орлова А.П. История педагогики: Учеб.
пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям.
- Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. - 380 с.
9. Педагогика народов мира: История
и современность / Под ред. Р. Селлек; авторы международного проекта К. Салимова,
Н. Доде. - М.: НОРМА-М, 2000. - 456 с.
10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Серия: Мыслители XX в. Пер. с анг. / Сост. и пер. Т.В. Васильевой. - М.: Юристъ.
1992. - 256 с.