Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Тарасевич Татьяна Васильевна
Воспитатель МДОУ
«Д/с №1 комбинированного вида»
Городского округа ЗАТО
Шиханы Саратовской области
Обучение
рисованию детей дошкольного возраста
Рисование
является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний
эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и
творческой деятельностью ребенка.
Обучение
рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных
задач:
· во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость
к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
· во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе
рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие,
художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети
рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что
в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания
окружающего мира.
Проблема
рисования старшими дошкольниками средствами нетрадиционных художественных
техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного
творчества и зависимостью его развития от владения изображения.
Однако до
последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение
детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых
проявлялось только в разнообразии свойств обучения, многообразие графических, в
том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их
использования в детском рисовании как средств повышения выразительности
изображаемых детьми образов и предметов, что послужило поводом для того, чтобы
эти техники назвать «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их
в качестве объекта педагогического исследования по рисованию портрета в старшем
дошкольном возрасте.
Великий
французский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили
бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем
наукам, искусствам и мастерством». И эта мысль сегодня звучит на столько
актуально и верно, что никто не осмелится её оспорить.
Конечно, не
все дети станут художниками, скульпторами, но время когда они могут свободно
творить, когда формируется эстетическое мировосприятие очень ограниченно.
Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития
личности. Через неё воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к
нему.
Изучив,
программы по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду я
замечаю основные направления в своей образовательной работе.
Отработка
технических навыков.
Воспитание
эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передавать
свои впечатления в изобразительных работах, используя различные средства
выразительности.
Обучение
умению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путем
создания отчетливых форм и подбора цвета.
Эти задачи
решаются мною на протяжении всего дошкольного возраста и конкретизируются с
учетом возрастных и психологических особенностей каждого периода.
Ещё лет 10
назад прекрасно работала классическая схема построения занятия. Занятие
проводилось сразу со всей группой детей. В начале – «сюрпризный момент», чем –
то заинтересовывали детей, потом – объяснения, уточнения порядка работы и
самостоятельная деятельность детей, оценка результатов. Сейчас мне приходится
делить группу на 2 подгруппы, чтобы больше обеспечить индивидуальный подход к
каждому ребёнку. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал,
приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта,
я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и средней группе
мы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшего
дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легко
представляют, и сами придумывают. Поэтому занятие из простого рисования
превращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образы
и изображать их.
Для детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста я использую способ
поэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления,
какие впечатления оно побуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядка
работы.
А потом
объяснение и сразу же упражнение детей в изображении отдельных частей работы.
Последнюю половину занятия я оставлю для самостоятельной доработки рисунка или
скульптуры детьми. Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятия
составляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразу
несколько проблем. Во – первых: нацеливает детей на создание сюжетной работы.
Во – вторых: организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумывают
рассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее – получает
возможность ещё поработать.
И в
третьих: проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы видят
успехи и недостатки своей работы и корректируют её.
Одно из
ведущих направлений в моей работе – это обучение технических навыкам. Так,
например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей,
так и у старших дошколят.
Чтобы научить
детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке я провожу ряд
упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихи отрывные,
неотрывные, прямы и дуги.
Упражнения
провожу как часть занятия, на котором в дальнейшим дети используют полученный
навык в своей самостоятельной работе. Например, раскрась птичку так, чтобы было
понятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу), на крыльях и хвосте –
длинные перья (длинные отрывные дуги), а на грудке – короткие (короткие дуги).
Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатление
завершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в
зависимости от формы и фактуры предмета.
При
закрашивании красками больших поверхностей я использую такой прием. Говорю
растягивая: «Ра – а – аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожу
линию вдоль контура предмета от одного края до другого, «два – а – а»- рядом
провожу другой длинный мазок. Это организует детей, учит уверенности, смело
вести кисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения.
Разводить и
смешивать краски, подбирать характерный цвет
-эти задачи
решаются на каждом занятии по рисованию. Но особенно эффективны в этом
направлении занятия по составлению пейзажных композиции: «Радуга», «Заход
солнца», «Морские дали», «Золотая осень», «Деревья смотрят в озеро», «Заря алая
разливается», «Букет», «Весеннее небо». Первые три темы учат смешивать краски
на мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодаря
влаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. При рисовании осенних
пейзажей в подготовительной группе, я использовала приём набора различных
цветовых пятен сначала на палитреоргстекле, последующее отпечатывание их не
лист бумаги, и после просыхания дальнейшая прорисовка деталей. На таких
занятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развивают
чувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.
Для того,
чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том,
как с помощью цвета, размера, характера штриховки и пр.можно передать своё
отношение к изображаемому объекту. Провожу игровые упражнения, на которых
изображаем один и тот же объект, но различными цветами разного размера, разной
техникой. Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием или
лепкой перевоплощаются в изображаемый образ – своего рода психогимнастика:
«Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка»,
«Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т.п.
Ещё один
прием: другой ребенок пытается отгадать характер героя, изображенного его
товарищем, этот приём учит детей оценивать, на сколько его средства
выразительности понятны для окружающих.
И так, этой
статьёй я хочу обратить внимание на то, что только в детстве душа ребенка
открыта для восприятия чуда, и поэтому мы взрослые должны наиболее эффективно
построить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новой
открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное.