Мое педагогическое кредо
Что я несу с собой: добро
иль вред? Лишь знают небеса, не мне судить.
Но только хочется
оставить в жизни след, и не дай Бог, хоть как-то наследить.
Окидывая мысленно взором
годы работы в Центре детского творчества, я не могу припомнить день, когда мне
пришлось бы скучать, сидеть без дела. Сегодня, опираясь на свой опыт, я с уверенностью
могу сказать, для того чтобы стать педагогом – одного старания и желания мало.
Не зря гласит народная мудрость: «Нет такой работы, которая не требует учебы».
Поэтому сколько учу, столько учусь сама, зная, что одной рукой в ладони не
хлопнешь.
Педагог должен хорошо
знать природу ребенка, все нюансы его физиологического и психического развития
в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику.
Необходимо следовать, провозглашенному Р. Щттейнером девизу: «Принимай ребенка
с благоговением, воспитывай его с любовью, выпускай свободным». Педагог должен
стать образцом, он должен научиться пробуждать своим преподаванием
соответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим
процессам, уметь их корректировать. Один философ сказал: «Меня мой учитель так
долго хвалил, что, в конце концов, я таким стал. Умение хвалить это – талант,
так как похвала – лучший способ закрепить положительные поступки. Похвала
окрыляет. Работа педагога требует большой эрудиции. Если педагог может
подняться выше в своих знаниях, то у него больше шансов на профессиональный
успех. У такого педагога выше готовность постичь внутренний мир своих
воспитанников, их интересы и потребности, вовлечь детей в ежедневное
сотворчество. Для педагога, на мой взгляд, важно уметь чувствовать детей,
понимать их духовный мир. Педагог всегда должен продумывать каждый свой шаг и
поступки, чтобы не причинить детям переживаний. Он должен поддерживать,
подбадривать. Ребенок рождается нравственно нейтральным. Он хочет любви,
общения, признания. И если вокруг него только нравственные примеры, то он
станет нравственным человеком. И если окажется так, что окружение ребенка
плохое, то тогда особенно большую роль играет педагог, его нравственный пример.
Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый
воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны
испытывать тяготение, желание быть рядом. К. Д. Ушинский сравнивал личность
педагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно
основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается
только из живого источника человеческой личности. Только личность может
действовать на развитие и определение личности, только характером можно
образовать характер». Педагог непрерывно влияет на всех учащихся сразу и на
каждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Воспитывает
каждая мелочь, каждое движение души педагога. Очень точно подметил эту
особенность А.С. Макаренко: «Не думайте, - говорит он, - что вы воспитываете
ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или
приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы
одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы
радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы
смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение». Не
мешать ребенка, не вредить – вот главный девиз педагога. И в этом нехитром
постулате сосредоточена вся мудрость воспитания. Природа удивительна мудра. Она
вложила в натуру человека целостный и самодостаточный механизм
самостроительства. Поэтическая метафора «все мы родом из детства» необычайно
верна, потому что именно в детстве закладываются особенности нашей личности,
отсюда мы выносим как наши достоинства, так и недостатки, отсюда берет начало
наша судьба. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении
душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает,
что делать, в чем и как помочь, и, идя на встречу воспитаннику, привлекая его
себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные
препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в нескором будущем «встать
на собственные ноги».
Я работаю педагогом дополнительного
образования 14 лет, руковожу творческим объединением «Фантазия», учу детей шить
мягкие игрушки. Мы работаем по модифицированной программе «В гостях у сказки»,
основная цель которой – создание необходимых условий для развития эмоционально-отзывчивой,
творчески активной, нравственной личности посредством приобщения к сказке и к
работе над мягкой игрушкой.
Я очень люблю наблюдать
за своими воспитанниками. Пытаюсь организовать для них разнообразную,
творческую деятельность. Стараюсь создавать условия для самоутверждения,
оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, создать
благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе творческого
объединения. Дети обычно представляют настоящего педагога как творца их
радости, способного придумать что-то новое, веселое и неожиданное, и как мудреца,
все знающего и все умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и
несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по
совести. Дети связывают личность учителя с эталоном нравственности и требуют от
него высокого профессионального мастерства. Помочь ребенку стать личностью, в
этом важнейшая задача педагога. Переступая порог образовательного учреждения,
решив посвятить свою жизнь благородному делу творения человека, нужно сохраняя
сердце горячим, а разум холодным, не допускать поспешных, непродуманных решений
– это одна из вечных основ педагогического мастерства. Ребенок, пришедший в
Центр детского творчества, верит нам, каждое наше слово для него истина.
Мне очень хочется, чтобы
от взаимного общения светилась душа моих воспитанников. Тогда я смогу с
гордостью сказать, что мой труд не пропал даром, значит наши занятия для них
привлекательны.