Духовно-нравственное воспитание современной молодежи
Уссурийский
государственный педагогический институт
Реферат
по педагогике
Тема: Духовно –
нравственное воспитание современной молодежи.
Выполнила:
Головня Анастасия Алексеевна
студентка 2-го курса
факультета начальных классов
27.03.2010
Г. Уссурийск.
2010.
План
Введение
1. Роль церкви в воспитании молодежи
2. Роль политической системы
3. Воспитание нравственности и духовности
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На мой взгляд, актуальность проблемы
духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего
человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как
общечеловеческие проблемы.
Современные представления молодежи о некоторых вещах не
просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки-
воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться) .Уровень культуры и
понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и
справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не
знать? (в автобусе надо уступать место старшим).
Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее
вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой?
Наверное церковь и государство, а также семья.
1. Роль церкви в воспитании молодежи
Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что
когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и
духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что
чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится
его душа и развратнее мировоззрение. Киселев изложил это так :-“Он “упростил”
свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями
современной техники .За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны
живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с
«нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и
красоте.”2 К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное к власти машин
в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность
сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции
автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом
выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться
к Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять
человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и
великая миссия.
Факт крещении Руси в 988 году явился судьбоносным для
формирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к
миру к себе к Богу. А ведь : ”Воспитание – это всегда воспитание ценностей,
воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу” [3, c. 4]. Значит
Русский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В
истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь.
Опора на устоявшиеся традиции которые способствуют укреплению и единению страны
– основа духовно–нравственного воспитания.“Дж. Гасфилд, сорок лет назад
заинтересовавшись проблемой “японского чуда”, показал, что опора на
устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ее силы и отнюдь
не мешает использовать новые достижения, которые прямо с ценностями не связаны.”[4,
c. 4] На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание
педагогическое обязательно должно опираться на Православие. Ушинский считал нехристианскую
педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.
В истории развития России и христианства не раз
наблюдались попытки свернуть с пути истины, предать забвению русские
православные ценности. И поставить на первый план ценности запада. Однако ни
одна из этих попыток не увенчалась успехом. Почему? Вероятнее всего потому что европейцы
индивидуалисты которые стремятся развить предприимчивость, расчетливость и
т.д., а Русские люди коллективисты которые способны думать и о других а не
только о себе.
Социалистический строй отвергал православие, но
социалистические ценности и образ нового человека, по сути являются воплощением
идей записанных в Новом Завете. Следовательно социалистический строй продолжал
укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что
способствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность,
честность, открытость, доброта. К сожалению эти качества в современной России
редчайшее явление. И это как раз последствия периода “лихих девяностых”.
Однако использовать веру только как инструмент воспитания
неправильно. Вера это прежде всего состояние души, а не способ запихать в
человека как можно больше норм и правил подкрепляемых запугиванием расплаты на
том свете.
2. Роль политической системы
Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет
государство и политический строй.
Приоритетной задачей государства и политического строя по
моему мнению является актуализация системы общенациональных ценностей. “В этой
связи принятие новой редакции Закона “Об образовании” в 2007г.- взвешенное и
необходимое политическое решение. Духовно - нравственное воспитание становится
важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно
на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление
гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ
российского национального самосознания, определение и принятие новыми
поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное
повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к
государству, к нашему общему настоящему и будущему.”[5, c. 9]
3. Воспитание нравственности и духовность
На мой взгляд духовность – это красота внутреннего мира
человека1. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания»
внутреннего мира человека2, можно предположить, основываясь на том, что у
человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке
художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние
предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности3.
“Культура как высший акт творчества человека рождалась
под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы
человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая
поколения прочными духовными связями.”[6, c. 22]1
“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний
мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне:
как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю,
какой у меня будет дом, машина и многое другое.”[7, c. 23]. 2
“Духовность и нравственность как производные от
внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”.
Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий
человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас”,открывая
ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть
созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию,
нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому
способствующие.”[8, c. 25].3
Заключение
Итак, изучив данную проблему ,ее причины и пути решения я
могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно –
нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при
целенаправленной и скоординированной воспитательно –педагогической работе
церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой
личности над собой данная проблема заметно уменьшится.
И уже сегодня в данном направлении происходят заметные
улучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”
Однако несмотря на это все еще остается острым вопрос с
засилием в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще
размытые стратегии и цели воспитания.
Список используемой литературы
1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в
современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья).
2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20
(статья).
3.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в
современной России.” - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).
4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в
современной России.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).
5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в
структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” –
Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).
6.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. - № 9. - с.
22 (статья).
7.Киселев А.Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 23
(статья).
8.Колесникова И.А. “Воспитание к духовности и
нравственности в эпоху глобальных перемен”.- Педагогика.- 2008.- № 9.- с. 25
(статья).