Деятельность образовательных учреждений
План
1. Понятие образовательного учреждения,
определение, типы, виды.
2. Закон об образовании.
3. Школа как пример образовательного учреждения.
Заключение.
1.Понятие
образовательного учреждения, определение, типы, виды
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - по законодательству РФ учреждение, осуществляющее образовательный
процесс, т.е. реализующее одну или нескольких образовательных программ и (или)
обеспечивающее содержание и питание обучающихся, воспитанников. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ является юридическим лицом. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ по своим
организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными,
негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). К
образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные;
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования);
начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования;
учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие
учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
2.Закон об образовании
Управление
образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей
нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права,
ответственность учредителей и самого образовательного учреждения.
Статья 12.
Образовательные учреждения
1.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то
есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или)
обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2.
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть
государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями
общественных и религиозных организаций, объединений).
Действие
законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на
все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо
от их организационно-правовых форм и подчиненности.
4. К
образовательным относятся учреждения следующих типов:
1)
дошкольные;
2)
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования);
3) учреждения
начального профессионального, среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения
дополнительного образования взрослых;
5)
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии;
6) учреждения
дополнительного образования;
7) учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных
представителей);
8) учреждения
дополнительного образования детей;
9) другие
учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений
регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях
соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных
учреждений.
Для
негосударственных образовательных учреждений типовые положения об
образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
6.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория
образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и
направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при
его государственной аккредитации.
7. Филиалы,
отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его
доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица,
в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и
других кредитных организациях.
8.
Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения
(ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и
общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения
создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии
со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных
образовательных объединений регулируется законом.
9. Права и
обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные
законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные
организации (объединения), основной уставной целью которых является
образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных
образовательных программ.
Статья 13.
Устав образовательного учреждения
1. В уставе
образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1)
наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус
образовательного учреждения;
2)
учредитель;
3)
организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели
образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные
характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык
(языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок
приема обучающихся, воспитанников;
в)
продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и
основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система
оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим
занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие
платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной
основе);
з) порядок
регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся,
воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);
6) структура
финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том
числе в части:
а)
использования объектов собственности, закрепленных учредителем за
образовательным учреждением;
б)
финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного
учреждения;
в) источников
и порядка формирования собственности образовательного учреждения;
г)
осуществления предпринимательской деятельности;
7) порядок
управления образовательным учреждением, в том числе:
а)
компетенция учредителя;
б)структура,
порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их
компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок
комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их
труда;
г) порядок
изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок
реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и
обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень
видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих
деятельность образовательного учреждения.
2. Устав
гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной
законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и
утверждается его учредителем.
3. При
необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности
образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат
регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные
акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Статья 14.
Общие требования к содержанию образования
1. Содержание
образования является одним из факторов экономического и социального прогресса
общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие
общества;
укрепление и
совершенствование правового государства.
2. Содержание
образования должно обеспечивать:
·
адекватный
мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
·
формирование у
обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной
программы (ступени обучения) картины мира;
·
интеграцию
личности в национальную и мировую культуру;
·
воспроизводство и
развитие кадрового потенциала общества.
3.
Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение
обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание
образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и
социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и
убеждений.
5. Содержание
образования в конкретном образовательном учреждении определяется
образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные
органы управления образованием обеспечивают разработку на основе
государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
6.
Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами
может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать
дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами
определяющих его статус образовательных программ.
7. Военная
подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только
на факультативной основе с согласия обучающихся и(или) их родителей (законных
представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
8.
Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует
возможности учреждений культуры.
Статья 15.
Общие требования к организации образовательного процесса
1.
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении
регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы
по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным
учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми
образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления
образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ
курсов, дисциплин.
2. Органы
государственной власти, органы управления образованием и органы местного
самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского
образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы,
порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
4. Освоение
образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех
видов профессионального образования завершается обязательной итоговой
аттестацией выпускников.
5.
Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль
качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования
обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов
управления образованием, в соответствии с государственными образовательными
стандартами.
6. Дисциплина
в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого
достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов
физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не
допускается.
7. Родителям
(законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна
быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного
процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Статья 16.
Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
1. Порядок
приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной
настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе
образовательного учреждения.
Учредитель
устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные
учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех
граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение
образования соответствующего уровня.
2. При приеме
гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и(или)
его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и
другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3. Прием
граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для
получения среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе
по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав
граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и
подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего
уровня.
Вне конкурса
при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и
муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего
профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению
врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих
образовательных учреждениях.
3. Школа как пример
образовательного учреждения
Примером
образовательного учреждения возьмем школу.
Широкое и
интенсивное развитие инновационных (новообразованных) процессов, наблюдаемое в
отечественном образовании, реальные и практические изменения в деятельности
школ естественным образом сопровождаются и обеспечиваются существенными
изменениями в управленческом сознании и мышлении.
Школу можно
сравнить со сложнейшим механизмом устроенного на достижения поставленных целей
и которому свойствен режим стабильного стационарного функционирования. Речь
идет о стабильной работе в заданном режиме: стабильные общепринятые планы,
программы, технологии обучения, структуры организации учебно-воспитательного
процесса, ориентация на цели образования, диктуемые социальным заказом
сегодняшнего дня. Работая в этом режиме при благоприятных условиях, школа может
достичь оптимальных, то есть наивысших возможных в имеющихся условиях
результатов при рациональных расходах времени, сил и средств.
Структуры
инновационного процесса делятся на: деятельную структуру, уровневую структуру,
содержательную структуру, структура жизненного цикла, управленческая структура.
Рассмотрим управленческую структуру. Она предполагает взаимодействие четырёх
видов управленческих действий:
1.
Планирование.
2.
Организация.
3.
Руководство.
4.
Контроль.
1.)
Планированием называется – моделирование будущей совместной деятельности,
состав и структура будущих действий.
2.)
Организация управленческой структуры называется – распределение функциональных
обязанностей прав и ответственности, систему взаимодействия по вертикали и по
горизонтали.
3.)
Руководством – называется способность оказывать влияние на отдельных лиц и на
группы, побуждая их работать на достижение целей.
4.) Контролем
– называется процесс, обеспечивающий достижения поставленных целей.
Управление
учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления
является общее собрание трудового коллектива, педагогический совет,
общешкольная конференция с участием родителей и учащихся, совет школы.
Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор школы.
Разграничение полномочий педагогического совета и общего собрания трудового
коллектива, а также директора закреплено в Уставе образовательного учреждения.
Цели
управления учреждением согласованы с заказом со стороны общества. Анализ цели и
задач управления показал, что они соответствуют потребностям населения,
учащихся, их родителей, а также педагогов учреждения.
Структура
управления образовательным учреждением. Функции управления образовательным
учреждением. Функциональные обязанности участников управления образовательным
учреждением.
Новая
образовательная ситуация предполагает отработку новой структуры и технологии
управления и, следовательно, изменения подходов в организации и содержания
деятельности учреждения.
К настоящему
времени в учреждении сложилась следующая структура управления:
- уровень
директора школы;
- уровень
заместителя директора;
- уровень
руководителей МО;
- уровень
педагогических работников.
На каждом из
уровней по горизонтали разворачивается своя структура органов, которые
взаимосвязаны с субъектами по вертикали и горизонтали. В организационной
структуре представлены как профессиональные руководители /заместители
директора, руководители методических объединений/, так и различные общественные
субъекты /председатель профкома, председатель совета школы/, что необходимо для
эффективного управления школой. В структуре управления школой отношение того
или иного субъекта управления к определенному характеризуется координационными
и субординационными связями как по вертикали, так и по горизонтали. Система
взаимосвязи организационной структуры характеризуется:
Деятельность
директора и его заместителей регламентирована функциональными обязанностями,
пересмотренными и откорректированными в соответствии с современными
требованиями, что позволило регламентировать деятельность членов управленческого
звена с учетом выполнения основных управленческих функций и конкретно
определить содержания деятельности каждого члена управленческого аппарата.
Деятельность
структурных подразделений регламентирована «Положением о педагогическом
совете», «Положением о методическом объединении».
Таким
образом, в системе внутри школьного управления выделены иерархические
взаимосвязанные уровни управления, определены зоны функционирования органов
управления каждого уровня, связи между ними. Система управления на всех уровнях
является открытой и развивающейся, что обеспечивает устойчивость координации
деятельности всех звеньев учреждения.
Информационное
и документационное обеспечение управления образовательным учреждением.
Необходимым условием управления школой является его информационное обеспечение.
Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующей
обработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы.
Основные
функции, которые выполняет система информационного обеспечения управления
школой состоят в следующем:
удовлетворять
потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных
подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;
информировать
о состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствами
образования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификации
учителей;
передавать
учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы,
адресно-направленные им;
систематически
выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического
здоровья, образовательные потребности учащихся;
информировать
педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и
обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.
Управленческая
практика показывает, что определение состава функций правления подобным образом
позволило добиться единообразных подходов субъектов правления к отбору и
обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. В школе
имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости от
индивидуальных потребностей тех или иных участников образования.
В школе
сложилась система документационного обеспечения управления. Документационное
обеспечение управления школой включает комплекс взаимосвязанных документов:
организационные
документы;
распорядительные
документы;
информационно-справочные
документы;
учебно-педагогическая
документация.
Каждый из
комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими
структуру, задачи и функции школы; организацию ее работы; права и обязанности,
ответственность руководителя и работников; распорядительную деятельность
учреждения и т.д.
Одним из
направлений совершенствования управления школой является совершенствование
организационной структуры управления. В условиях демократизация управления
возросла значимость перераспределения управленческих функций между всеми
субъектами, задействованными в осуществлении образовательных задач.
Делегирование прав и полномочий верхних уровней управления нижним в условиях
школы позволяет эффективно осуществлять образовательный процесс, что повышает
эффективность управления на любом уровне.
Директор
совместно с администрацией и руководителями подразделений определяют перспективы
развития школы, определяют этапы и содержания работы, контролируют деятельность
школы в целом и отдельных его подразделений (структур), создают условия
(нормативные, информационные, стимулирующие, эргономические) для осуществления
профессионально-педагогической деятельности. Особенностью деятельности
субъектов уровня руководителей функциональных служб является организация
образовательного процесса, диагностика осуществления воспитательной и учебной
работы, отслеживание эффективности работы педагогических работников.
В
организационной структуре управления школой часть полномочий с верхних уровней
управления делегированы субъектам на нижестоящие уровни управления. Например,
коллегиальному органу (педагогическому совету) делегированы полномочия:
утверждение
образовательной программы и учебного плана школы;
утверждение
программ учебных дисциплин и курсов вариативного компонента учебного плана;
утверждение
годовых графиков учебного процесса;
утверждение
структуры управления, положений о структурных подразделениях штатного
расписания, функциональных обязанностей;
утверждение
содержания и организационных форм дополнительного образования учащихся;
Руководителям
функциональных служб делегированы полномочия в организации образовательного
процесса в школе, в осуществлении внутришкольного контроля и анализа выполнения
учебных программ и программ дополнительного образования учащихся. Кроме того, в
их компетентности находится определение индивидуальных целей работы, в
планировании определенного (в рамках функционала) участия педагогов в работе
творческих групп, методических объединений, в общем руководстве своим
подразделением.
Заключение
Управление
образовательным учреждением – это особая деятельность, в которой её субъекты
посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают
организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, обслуживающего
персонала и её направленность на достижения образовательных целей и целей развития
учреждения.