|
Реалистичный
подход, атмосфера взаимопонимания и стремление к взаимной выгоде с самого начала
играют ведущую роль в развитии сотрудничества Airbus и российской авиационной
промышленности. Сфера промышленной кооперации, которая на первых этапах была в
основном ориентирована на использование российских материалов, значительно
расширилась со времени открытия представительства Airbus в Москве в 1995 г. и
подписания двумя годами позже соглашения с российским Министерством экономики о
расширении сотрудничества в области гражданской авиации. В соответствии с
соглашением разные совместные проекты были консолидированы в рамках единой
программы.
Сейчас деловое
сотрудничество установлено более чем с 30 фирмами и организациями,
расположенными не только в Москве, но также в ряде регионов, в том числе в
Самаре, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Новосибирске и на Урале. Свыше 500
российских ученых, инженеров и рабочих участвуют в реализации совместных
проектов с Airbus. К настоящему моменту Airbus и его акционеры инициировали
более 45 совместных проектов, реализация которых выгодна как
западно-европейской, так российской промышленности.
Деятельностью
регионального представительства Airbus в Москве охвачен широкий спектр вопросов
— от координации маркетинговых программ до поддержки расширяющейся кооперации с
российской авиапромышленностью. В Москве также работает представительство
компании по обеспечению линейной эксплуатации самолетов Airbus.
Каталог самолетов.
A300B2
В 1965 г. фирмы
Франции, Великобритании и ФРГ начали независимые исследования проектов
самолетов для сильно загруженных авиалиний малой и средней протяженности,
названные "аэробус" ("airbus"). Сначала самолет рассматривался как
175-местный, но позднее его вместимость возросла до 260 пассажиров. В сентябре
1967 г. правительства Франции, ФРГ и Великобритании подписали меморандум о
совместной разработке и серийном производстве европейского широкофюзеляжного
самолета А300. Для руководства программой и координации деятельности фирм в
декабре 1970 г. был образован консорциум "Эрбас Индастри" со
штаб-квартирой в Тулузе (Франция).
Постройка первого
опытного самолета А300В1 началась в сентябре 1969 г. Первый полет состоялся 28
октября 1972 г. В конце июня 1973 г. состоялся первый полет самолета А300В2,
фюзеляж которого был удлинен на 2,6 м. В середине марта 1974 г. самолет А300В2
был сертифицирован во Франции и ФРГ, а в конце мая 1974 г. ? в США. Первый
самолет был поставлен в мае 1974 г. Первоначально поставлялись самолеты
А300В2-100 с двигателями Дженерал Электрик CF6-50C. В конце 1976 г. начались поставки самолетов
А300В2-200, на которых устанавливались ТРДД Пратт-Уитни JT9D-59A. В
дальнейшем появился самолет А300В4 с улучшенными характеристиками и большей
дальностью полета. Самолет А300В и опыт его разработки послужили базой для
дальнейшей деятельности консорциума "Эрбас Индастри". На основе
самолета А300В были созданы более совершенные самолеты А300-600, А310, А300 и
А340.
Оборудование
Самолет оснащен
аналоговым комплексом авионики с выводом информации на электромеханические
индикаторы. Для индонезийской авиакомпании "Гару-да" была разработана
специальная компоновка двухместной кабины экипажа, имевшей переднюю приборную
панель, на которой были сосредоточены все необходимые индикаторы (так
называемая концепция FFCC Forward Facing Crew Cockpit).
Двигатели
ТРДД Дженерал
Электрик CF6-50C (2х23150 кгс) или Пратт-Уитни JT9D-59A
(2х24060 кгс)
Уровень шума
EPN дБ: при взлете-90, сбоку от ВПП-95, при заходе на
посадку-101
Состояние
Выпускался серийно в
1974-1983 гг. Всего было поставлено 58 самолетов данной
модификации, в эксплуатации находится 48. Общее число поставленных к середине
1997 г. самолетов А300 (включая самолеты А300-600) всех вариантов составляет
441.
Размеры
размах крыла (м) 44,84
длина самолета (м)
53,62
высота (м) 16,53
площадь крыла (кв.м)
260
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 3
в экономическом
классе 269
максимальное 336
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 39,15
максимальная ширина
(м) 5,35
максимальная высота
(м) 2,54
Массы и нагрузки
взлетная (т)
142
пустого снаряженного
(т) 86,3
самолета без топлива
(т) 126,1
платная нагрузка (т)
39,7
посадочная (т) 136,1
запас топлива (т) 43935
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 890
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 250 составляет 3700 км.
эксплуатационный потолок (м)
10670
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2750
A300B4
Самолет является
модификацией исходного варианта А300В2. Первый полет самолет А300В4 совершил 26
декабря 1974 г. Сертифицирован в марте 1975 г. Регулярная эксплуатация началась
в мае 1975 г. На основе пассажирского самолета были разработаны
грузопассажирский вариант А300С4 и грузовой самолет A300F4. Всего
построено четыре самолета. Эти самолеты имеют на левом борту фюзеляжа перед
крылом грузовую дверь размером 3,58 х 2,56 м. В кабине самолетов могут
перевозиться до 20 грузовых поддонов, а в нижних грузовых отсеках ? до 20
грузовых контейнеров типа LD3. Самолеты могут перевозить платную нагрузку
массой до 40 т. В конце 1980 г. консорциум "Эрбас Индастри" на основе
самолета А300В4 приступил к разработке усовершенствованного варианта А300-600
для авиалиний средней и большой протяженности. В 1997 г. Национальный центр по
исследованиям космического пространства Франции (КНЕС) получил модифицированный
самолет А300 ZERO-G для имитации условий невесомости.
Оборудование
Самолет оснащен
аналоговым комплексом авионики с выводом информации на электромеханические индикаторы.
Двигатели
ТРДД Дженерал
Электрик CF6-50C (2х23840 кгс) или Пратт-Уитни T9D-59B
(2х24060 кгс)
Уровень шума
ЕРМдБ:привзлете?92,сбоку
от ВПП?95, при заходе на посадку? 101
Состояние
Выпускался серийно в
1974?1984 гг. Всего было поставлено 189 самолетов данной модификации (включая
грузовые варианты АЗООС4 и F4), к началу 1996 г. в эксплуатации находилось
188. Общее число поставленных самолетов
АЗООВ всех вариантов составляет 248.
Размеры
размах крыла (м) 44,84
длина самолета (м)
53,62
высота (м) 16,53
площадь крыла (кв.м)
260
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 3
в экономическом
классе 269
максимальное 336
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 39,15
максимальная ширина
(м) 5,35
максимальная высота
(м) 2,54
Массы и нагрузки
взлетная (т)
165
пустого снаряженного
(т) 89,3
самолета без топлива
(т) 124,1
платная нагрузка (т)
35,8
посадочная (т) 134,1
запас топлива (т) 61915
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 890
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 250 составляет 3830 км.
эксплуатационный
потолок (м) 10670
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2850
A300-600
Приступив в конце
1980 г. к созданию самолета А300-600, консорциум в его конструкции использовал
переднюю и центральную секции фюзеляжа и крыло самолетов А300В2/В4, а хвостовую
часть фюзеляжа от самолета А310. Кабина экипажа такая же, как и на самолете A310. С
целью обеспечения требуемой центровки фюзеляж удлинен на 0,53 м, на концах
крыла установлены стреловидные "шайбы". Первый опытный самолет (с
двигателями JT9D-7R4H1) выполнил первый полет 8 июля 1983 г. В
начале марта 1984 г. он был сертифицирован во Франции, а в конце марта первый
самолет был поставлен авиакомпании "Сауди Эрлайнз". В марте 1985 г.
была завершена сертификация варианта самолета с двигателями CF6-80C2. В
сентябре начались его поставки; первой его получила таиландская авиакомпания
"Тай Эруэйз". На основе самолета А300-600 в 1988 г. был разработан
вариант с увеличенной дальностью полета A300-600R.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровыми комплексами авионики EFIS и ЕСАМ, которые используются на самолетах
А310.
Двигатели
ТРДД Дженерал
Электрик СР6-80С2А1 (2х26780 кгс) или Пратт-Уитни PW4156
(2х25420 кгс)
Состояние
Выпускался серийно в
1984-1991 гг. Всего было поставлено 35 самолетов данной модификации, к началу
1996 г. в эксплуатации находилось 35.
Размеры
размах крыла (м) 44,84
длина самолета (м)
54,08
высота (м) 16,53
площадь крыла (кв.м)
260
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
трех классов 231
пассажиров в кабине
двух классов 266
в экономическом
классе 298
максимальное 361
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 40,21
максимальная ширина
(м) 5,28
максимальная высота
(м) 2,54
Массы и нагрузки
взлетная (т)
165
пустого снаряженного
(т) 90,1
самолета без топлива
(т) 130
платная нагрузка (т)
39,8
посадочная (т) 138
запас топлива (т) 61915
дополн.сведения В
двух грузовых отсеках возможна перевозка 22 контейнеров LD3.
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 890
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 266 составляет 6850 км.
с пассажирами 266 и
грузом 15,3 составляет 4260 км.
эксплуатационный потолок (м)
12200
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2240
A300-600R
Самолет представляет
собой модификацию исходной модели А300-600 с увеличенной дальностью полета. К
его разработке консорциум "Эр-бас Индастри" приступил в 1985 г. Для
увеличения дальности полета в горизонтальном оперении размещен дополнительный
топливный бак емкостью 6150 л. С помощью этого бака и системы перекачки топлива
возможно управление балансировкой самолета в полете (впервые подобная система
была использована на самолете А310-300). Первый полет самолет A300-600R (с
двигателями CF6-80C2A5) совершил 9 декабря 1987 г. В марте 1988 г.
была завершена его сертификация в Европе и США. Первый самолет был поставлен в
конце апреля 1988 г. американской авиакомпании "Америкой Эрлайнз". В
конце сентября 1988 г. состоялся первый полет варианта с двигателями фирмы
"Пратт-Уитни"; поставки начались в ноябре 1988г. В марте 1990 г.
самолет A300-600R, оснащенный двигателями фирмы "Дженерал
Электрик", был сертифицирован FAA на соответствие требованиям ETOPS к
двухдвигательным магистральным самолетам, согласно которым самолет может
выполнять в течение 180 мин полет до запасного аэродрома с одним работающим
двигателем. На основе самолета A300-600R специально сформированной фирмой SATIC
был разработан грузовой самолет A300-600ST "Белуга", предназначенный для
перевозки крупногабаритных конструкций (секций фюзеляжа, консолей крыла,
поверхностей оперения и двигателей) для пассажирских самолетов консорциума
"Эрбас Индастри" с заводов-изготовителей во Францию на сборочный
комплекс в Коломье (пригород Тулузы). Самолет отличается увеличенным (до 7,7 м)
диаметром фюзеляжа и открывающимся вверх носовым обтекателем. На концах
горизонтального оперения установлены две концевые "шайбы". В кабине
самолета возможна перевозка грузов массой до 45 т на расстояние 2700 км.
Максимальная платная нагрузка 50 т. В настоящее время в эксплуатации находятся
два самолета A300-600ST; всего будет построено четыре.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровыми комплексами авионики EFIS и ЕСАМ, которые используются на самолетах
А310.
Двигатели
ТРДЦ Дженерал
Электрик CF6-80C2A5 (2х27850 кгс) или Пратт-Уитни PW4158
(2х 26215 кгс)
Состояние
Выпускается серийно с
1987 г. К началу 1996 г. было поставлено 148 самолетов данной модификации; в
эксплуатации находилось 146.
Размеры
размах крыла (м) 44,84
длина самолета (м)
54,08
высота (м) 16,53
площадь крыла (кв.м)
260
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
трех классов 231
пассажиров в кабине
двух классов 266
в экономическом
классе 298
максимальное 361
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 40,21
максимальная ширина
(м) 5,28
максимальная высота
(м) 2,54
Массы и нагрузки
взлетная (т)
171,7
пустого снаряженного
(т) 90,3
самолета без топлива
(т) 130
платная нагрузка (т)
39,7
посадочная (т) 140
запас топлива (т) 68150
дополн.сведения Запас
топлива может быть увеличен до 75350 л за счет установки дополнительного бака в
хвостовом грузовом отсеке. В двух грузовых отсеках возможна перевозка 22 контейнеров
LD3.
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 890
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 266 составляет 7690 км. C
пассажирами 266 и грузом 15 составляет 5190 км.
A310-200
В середине 1975 г.
консорциум "Эрбас Индастри" приступил к разработке проекта самолета
А300В10, представлявшего собой вариант самолета А300В4 с укороченным фюзеляжем.
В июле 1978 г. консорциум официально начал программу создания самолета, получившего
обозначение A310, который предлагался авиакомпаниям в двух
вариантах: А310-100 с дальностью полета 3700 км, к которому практически никто
не проявил интереса, и А310-200 с дальностью полета 5500 км, ставший исходной
моделью. Первый полет опытного самолета А310-200 с двигателями Пратт-Уитни JT9D-7R4
состоялся 3 апреля 1982 г., а первый полет самолета с двигателями Дженерал
Электрик CF6-80A в августе 1982 г. В марте 1983 г. была
завершена сертификация во Франции и ФРГ, в январе 1984 г. ? в Великобритании, а
в феврале 1985 г. в США. Регулярная эксплуатация началась в апреле 1983 г.
Весной 1986 г. в конструкцию самолета А310-200 были внесены некоторые
усовершенствования, направленные на дальнейшее повышение топливной
эффективности: небольшие стреловидные аэродинамические поверхности
("шайбы") на концах крыла, вертикальное оперение из углепластиков и
тормоза колес, выполненные из композиционных материалов на основе волокон
углерода. На основе пассажирского самолета разработан грузопассажирский вариант
A310-200С, оснащенный боковой грузовой дверью и
рассчитанный на перевозку грузов массой до 40,3 т, и грузовой самолет А310-200F с
платной нагрузкой 43 т. В марте 1983 г. консорциум приступил к разработке
варианта А310-300 для авиалиний большой протяженности.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, в состав которого входят четыре цветных
многофункциональных дисплея для отображения необходимой информации о полете
самолета, и цифровой системой контроля за работой бортовых систем и
предупреждения об отказах ЕСАМ.
Двигатели
ТРДД Пратт-Уитни PW4156
(2х25420 кгс) или Дженерал Электрик CF6-80C2A8 (2х26780 кгс)
Уровень шума
EPN дБ: при взлете 89,6, сбоку от ВПП 96,4, при заходе
на посадку 98,6
Состояние
Выпускался серийно в
1983-1988 г. Всего было продано 85 самолетов данной модификации. К концу 1996
г. в эксплуатации находилось 64 самолета.
Размеры
размах крыла (м) 43,9
длина самолета (м)
46,66
высота (м) 15,81
площадь крыла (кв.м)
219
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
трех классов 191
пассажиров в кабине
двух классов 220
в экономическом
классе 255
максимальное 280
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 33,24
максимальная ширина
(м) 5,28
максимальная высота
(м) 2,33
объем (куб.м) 210
Массы и нагрузки
взлетная (т)
142
пустого снаряженного
(т) 80,6
самолета без топлива
(т) 114
платная нагрузка (т)
34,2
посадочная (т) 124
запас топлива (т) 54590
дополн.сведения В
двух грузовых отсеках возможна перевозка 14-15 стандартных контейнеров LD3 или
трех поддонов и 6-7 контейнеров LD3.
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 895
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 220 составляет 6670 км. C
пассажирами 220 и грузом 13,4 составляет 4070 км.
A310-300
В начале 1982 г.
консорциум "Эрбас Индастри" объявил о разработке варианта самолета A310-300
для эксплуатации на маршрутах большей протяженности, чем самолет А310-200.
Официально разработка самолета началась в марте 1983 г. после начала поставок
самолетов A310-200. Основное отличие самолета А310-300 от
исходного заключается в наличии дополнительного топливного бака емкостью 6100 л
в горизонтальном оперении и применении автоматизированной системы перекачки
топлива для сохранения оптимальной балансировки самолета в полете. На концах
крыла были установлены небольшие стреловидные аэродинамические поверхности
("шайбы"), ко-торые стали позднее устанавливаться и на самолетах
А310-200. Первый полет опытного самолета A310-300 с двигателями Пратт-Уитни JT9D-7R4
состоялся 8 июля 1985г., а первый полет самолета с двигателями Дженерал
Электрик CF6-80C2 - в сентябре 1985 г. Сертификация самолета
была завершена в декабре 1985 г., и в этом же месяце швейцарская авиакомпания
"Свиссэр" получила первый самолет. В октябре 1991 г. самолет A310-300
был сертифицирован "Авиарегистром" Российской Федерации, в результате
чего он получил право на эксплуатацию в российских авиакомпаниях. В настоящее
время авиакомпания "Аэрофлот - Российские международные авиалинии"
имеет у себя 10 самолетов A310-300, два из которых взяты в аренду у
якутской авиакомпании "Дайамонд Саха". Несколько самолетов А310-200 и
-300 используются в ВВС ряда стран (Канада, ФРГ, Франция и Таиланд) для
перевозки высокопоставленных лиц, а также в качестве военно-транспортных. В
1995 г. один самолет А310-300 был переоборудован в транспортный
самолет-заправщик MRTT. Самолет MRTT может перевозить различные грузы военного
назначения, а также дополнительное топливо массой 28 т, предназначенное для
заправки одного-двух самолетов в полете.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, в состав которого входят четыре цветных
многофункциональных дисплея для отображения необходимой информации о полете, и
цифровой системой контроля за работой бортовых систем и предупреждения об
отказах ЕСАМ. Радионави-гационное оборудование соответствует стандарту ARINC
700.
Двигатели
ТРДД Пратт-Уитни PW4156
(2х25420 кгс) или Дженерал Электрик CF6-80C2A8 (2х26780 кгс)
Уровень шума
EPN дБ: при взлете - 91,2, сбоку от ВПП - 96,3, при
заходе на посадку - 98,6
Состояние
Выпускается серийно с
1985 г. Всего к началу 1997 г. было продано 176 самолетов данной модификации,
поставлено 167. Общее число проданных самолетов A310 к середине 1997 г.
составляет 261, из которых в эксплуатации находилось 249 самолетов.
Размеры
размах крыла (м) 43,9
длина самолета (м)
46,66
высота (м) 15,81
площадь крыла (кв.м)
219
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
трех классов 191
пассажиров в кабине
двух классов 220
в экономическом
классе 255
максимальное 280
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 33,24
максимальная ширина
(м) 5,28
максимальная высота
(м) 2,33
объем (куб.м) 210
Массы и нагрузки
взлетная (т)
164,1
пустого снаряженного
(т) 82,6
самолета без топлива
(т) 114
платная нагрузка (т)
32,1
посадочная (т) 124
запас топлива (т) 75470
дополн.сведения В
двух грузовых отсеках возможна перевозка 14?15 стандартных контейнеров LD3 или
трех поддонов и 6-7 контейнеров LD3.
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 895
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 220 составляет 9540 км.
с пассажирами 220 и
грузом 13,1 составляет 7410 км.
эксплуатационный потолок (м)
11300
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2290
A320-110
В начале 1970-х годов
европейские фирмы БАК (Великобритания), МВБ (ФРГ), SAAB
(Швеция) и САЗА (Испания) образовали рабочую группу "Европлейн" для
исследований семейства узкофюзеляжных самолетов с числом мест от 60 до 200,
которые должны были эксплуатироваться с коротких ВПП и обладать низким уровнем
шума. Наиболее целесообразным был признан самолет в классе на 130?180 мест с
двумя ТРДД CFM Интернешнл CFM56. Проект самолета получил название JET (Joint European Transport).
Консорциум "Эрбас Индастри", который основные усилия сосредоточил на
программах широкофюзеляжных самолетов, предпринял в начале 1980 г. собственные
исследования узкофюзеляжных самолетов под условными обозначениями SA1, SA2 и SA3 (SA? sirigleaisle, т.е. "узкофюзеляжный") с двумя ТРДД CFM56. К
этому времени работы по проекту JET были окончательно завершены, и проекты
семейства SA остались в Европе единственными в своем классе. Из
семейства SA были выбраны варианты SA1 (130?140 мест) и
несколько удлиненный SA2 (150?160 мест). В феврале 1981 г. первому
варианту присвоили обозначение А320-100, а второму ? А320-200. В дальнейшем
пассажировместимость обоих проектов стала равной 150, а отличаться они стали
только дальностью полета и платной нагрузкой. Официально программа самолета
А320 началась в марте 1984г. Первый полет опытный самолет А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил
22 февраля 1987 г. В конце февраля 1988 г. самолет был сертифицирован в Европе,
а в декабре ? в США. В марте 1988 г. авиакомпания "Эр Франс" получила
первый самолет. Самолет А320 является первым в мире пассажирским самолетом с
электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной
боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и
горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композиционных материалов.
Самолет А320 послужил основой для разработки самолетов А319 и А321.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы "TOMCOH-CSF",
состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода
пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и
предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC
700.
Двигатели
ТРДД Интернешнл CFM56-5A1 (2 х
11320кгс)
Уровень шума
ЕРNдБ: при
взлете-88, сбоку от ВПП-94,4, при заходе на посадку - 96,2
Состояние
Выпускался серийно в
1988-1989гг. Всего был поставлен 21 самолет.
Размеры
размах крыла (м) 34,1
длина самолета (м)
37,57
высота (м) 11,76
площадь крыла (кв.м)
122,4
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
3,95
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
двух классов 150
в экономическом
классе 164
максимальное 179
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 27,38
максимальная ширина
(м) 3,7
максимальная высота
(м) 2,22
Массы и нагрузки
взлетная (т)
73,5
пустого снаряженного
(т) 41,8
самолета без топлива
(т) 61
платная нагрузка (т)
19,2
посадочная (т) 64,5
запас топлива (т) 23860
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 900
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 150 составляет 4900 км.
с пассажирами 150 и
грузом 5,6 составляет 2960 км.
эксплуатационный потолок (м)
11275
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2000
A320-110
В 1988г. консорциум
"Эрбас Индастри" приступил к выпуску А320-210. В ноябре 1988 г.
самолет получил сертификат и начались его поставки. Данная модификация
отличается от исходной А320-110 наличием в центроплане крыла двух
дополнительных топливных баков, в результате чего увеличилась дальность полета.
Самолеты А320-200 оснащаются более мощными двигателями семейства CFM56. В
1989-1991 гг. на одном из самолетов прошли опытную эксплуатацию специальные
самоклеющиеся пленки с нанесенными на них продольными микробороздками, так
называемыми "риблетами". С их помощью удалось улучшить обтекание
планера, снизив тем самым вредное сопротивление. Подобные пленки проходят
опытную эксплуатацию на других самолетах консорциума "Эрбас
Индастри", в том числе на широкофюзеляжных.
Оборудование
Самолет оснащен цифровым
комплексом авионикй EFIS производства французской фирмы "TOMCOH-CSF",
состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода
пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и
предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC
700.
Двигатели
ТРДД CFM
Интернешнл CFM56-5A3 (2х11350 кгс) или CFM56-5B4 (2 х
13620 кгс)
Уровень шума
EPN дБ: при взлете - 86,5, сбоку от ВПП - 94,8, при
заходе на посадку - 96
Состояние
Выпускается серийно с
1988 г. К середине 1997 г. продано 882 самолета А320 всех модификаций;
поставлено более 560.
Размеры
размах крыла (м) 34,1
длина самолета (м)
37,57
высота (м) 11,76
площадь крыла (кв.м)
122,4
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
3,95
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
двух классов 150
в экономическом
классе 164
максимальное 179
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 27,38
максимальная ширина
(м) 3,7
максимальная высота
(м) 2,22
Массы и нагрузки
взлетная (т)
77
пустого снаряженного
(т) 41,8
самолета без топлива
(т) 60,5
платная нагрузка (т)
20,7
посадочная (т) 64,5
запас топлива (т) 23860
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 900
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 150 составляет 5185 км.
с пассажирами 150 и
грузом 5,6 составляет 3890 км.
В 1983 г. консорциум
"Эрбас Индастри" принял решение об использовании на самолете А320
нового ТРДД V2500, разработанного между-народным
двигателестроительным консорциумом "Интернешнл Аэро Энджинз",
образованного фирмами США, Великобритании, ФРГ, Японии и Италии. Применение
этого двигателя должно было расширить рынок самолетов А320. Летные испытания
самолета с двигателями V2500-A1 начались 28 июля 1988 г. Самолет с
двигателем V2500-A1, получивший обозначение А320-230, был
сертифицирован в Европе в апреле 1989г., а в мае югославская авиакомпания
"Адрия Эруэйз" получила первый самолет. В США данная модификация была
сертифицирована в начале июля 1989 г. В конце 1993 г. начались поставки
самолета с двигателями V2527-A5, который представляет собой вариант ТРДД V2530-A5,
использующегося на самолете А321.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы "TOMCOH-CSF",
состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода
пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и
предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC
700.
Двигатели
ТРДД Интернешнл Аэро
Энджинз V2500-A1 (2х11350 кгс) или V2527-A5
(2х12030 кгс)
Уровень шума
EPN дБ: при взлете - 86,6, сбоку от ВПП - 92,8, при
заходе на посадку - 96,6
Состояние
Выпускается серийно с 1988 г.
Размеры
размах крыла (м) 34,1
длина самолета (м)
37,57
высота (м) 11,76
площадь крыла (кв.м)
122,4
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
3,95
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
двух классов 150
в экономическом
классе 164
максимальное 179
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 27,38
максимальная ширина
(м) 3,7
максимальная высота
(м) 2,22
Массы и нагрузки
взлетная (т)
77
пустого снаряженного
(т) 41,8
самолета без топлива
(т) 60,5
платная нагрузка (т)
20,3
посадочная (т) 64,5
запас топлива (т) 23860
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 900
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 150 составляет 5370 км.
с пассажирами 150 и
грузом 5,3 составляет 3980 км.
эксплуатационный потолок (м)
11275
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2000
A321-100
О проекте самолета
А321, представлявшего собой удлиненный на 7 м самолет А320, консорциум объявил
в апреле 1988 г., а в мае 1989 г., консорциум приступил к поискам заказчиков.
Официально программа самолета А321-100 началась в конце ноября 1989 г. Местом
окончательной сборки самолетов был выбран завод немецкой фирмы DASA в
Гамбурге; до этого все самолеты консорциума "Эрбас Индастри"
собирались на авиационном комплексе в Тулузе (Франция). Первый опытный самолет
А321-100 с двигателями V2500 совершил первый полет 11 марта 1993 г., а
в мае выполнил первый полет вариант с двигателями CFM56.
Сертификат самолет с ТРДД V2500 получил в середине декабря 1994 г., а в
январе 1995 г. авиакомпания "Люфтганза" получила первый самолет. В
феврале 1994 г. завершилась сертификация самолета с двигателями CFM56;
его поставки начались в марте 1994 г. Самолеты с двигателями V2500
имеют обозначение А321-130, а с двигателями CFM56 - обозначение А321-110. В 1994 г. фирма DASA,
являющаяся участницей консорциума "Эрбас Индастри", предложила
приступить к разработке модификации А321-200 с увеличенной взлетной массой и
большей дальностью полета.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным комплексу самолета А320.
Двигатели
ТРДД СFМ
Интернешнл CFM56-5B1 (2х13620 кгс) и CFM56-5B2
(2х14120 кгс) или Интернешнл Аэро Энджинз V2530-A5 (2х13620 кгс)
Уровень шума
EPN дБ: при взлете - 87,4, сбоку от ВПП - 94,5, при
заходе на посадку - 95,2
Состояние
Выпускается серийно с
1993 г. К апрелю 1997 г. было продано 199 и поставлено более 60 самолетов всех
модификаций.
Размеры
размах крыла (м) 34,1
длина самолета (м)
44,51
высота (м) 11,81
площадь крыла (кв.м)
122,4
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
3,95
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
двух классов 185
в экономическом
классе 200
максимальное 220
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 34,39
максимальная ширина
(м) 3,7
максимальная высота
(м) 2,22
Массы и нагрузки
взлетная (т)
85
пустого снаряженного
(т) 47,9
самолета без топлива
(т) 69,6
платная нагрузка (т)
21,8
посадочная (т) 73,5
запас топлива (т) 23700
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 900
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 185 составляет 4170 км.
с пассажирами 185 и
грузом 5,8 составляет 3150 км.
эксплуатационный потолок (м)
10670
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2000
A321-200
Исходная модификация
А321-100 не смогла в полной мере создать конкуренцию американскому самолету
Боинг 757-200, и поэтому в 1994 г. немецкая фирма DASA,
член консорциума "Эрбас Индастри", выступила с инициативой создания
модификации с увеличенными взлетной массой и дальностью полета. Новый вариант
предлагался авиакомпаниям, которые обслуживают протяженные трассы в европейском
регионе, а также беспосадочные маршруты, связывающие восточное и западное
побережья США. В апреле 1995 г. немецкая авиакомпания "Аэро Ллойд"
заказала первые самолеты, получившие обозначение А321-200. От исходной модели
он отличался размещением в хвостовом грузовом отсеке дополнительного топливного
бака емкостью 2900 л. Первый полет самолет А321 -200 совершил в декабре 1996 г.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным комплексу самолета А320.
Двигатели
ТРДД CFM
Интернешнл CFM56-5B1 (2х13620 кгс) и CFM56-5B3
(2х14480 кгс) или Интернешнл Аэро Энджинз V2533-A5 (2х14980 кгс)
Уровень шума
EPN дБ: при взлете - 87,4, сбоку от ВПП - 94,5, при
заходе на посадку - 95,2
Состояние
Выпускается серийно с 1996 г.
Размеры
размах крыла (м) 34,1
длина самолета (м)
44,51
высота (м) 11,81
площадь крыла (кв.м)
122,4
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
3,95
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
двух классов 185
в экономическом
классе 200
максимальное 220
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 34,39
максимальная ширина
(м) 3,7
максимальная высота
(м) 2,22
Массы и нагрузки
взлетная (т)
89
пустого снаряженного
(т) 50,6
самолета без топлива
(т) 71,6
платная нагрузка (т)
23,5
посадочная (т) 75,5
запас топлива (т) 23700
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 900
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 185 составляет 5000 км.
эксплуатационный потолок (м)
10670
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2000
A330-200
В 1995 г. консорциум
"Эрбас Индастри" приступил к разработке модификации самолета А330,
отличавшейся от исходного варианта А330-300 с укороченным фюзеляжем. Так как
этот самолет предназначался для авиалиний протяженностью почти 12000 км, то
запас топлива был увеличен на 41900 л. В результате максимальная взлетная масса
самолета увеличилась с 217 до 230 т. В 1995 г. новый самолет получил
обозначение А300-200. Самолет А330-200 сможет на маршрутах протяженностью
11000-12000 км оказать сильную конкуренцию самолету Боинг 767-300ER, а по
эксплуатационным расходам превзойти его на 9%. Летные испытания опытного
самолета А300-200 начались в 1997 г. В 1998 г. должна была завершиться
сертификация и поставлен первый самолет.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным комплексу самолета А320.
Двигатели
ТРДД Дженерал
Электрик CF6-80E1, Пратт-Уитни PW4000 и Роллс-Ройс
"Трент" 700 (2х31400-32840 кгс)
Уровень шума
соответствует нормам
ИКАО, глава 3
Состояние
Завершена постройка
первого опытного самолета. Серийное производство началось 1998 г. К апрелю 1997 г. продан 51 самолет.
Размеры
размах крыла (м) 60,3
длина самолета (м)
59
высота (м) 17,89
площадь крыла (кв.м)
363,1
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 30
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
трех классов 256
максимальное 405
Размеры пассажирской
кабины
максимальная ширина
(м) 5,28
максимальная высота
(м) 2,54
Массы и нагрузки
взлетная (т)
230
пустого снаряженного
(т) 119
самолета без топлива
(т) 165,1
платная нагрузка (т)
44,7
посадочная (т) 177,1
запас топлива (т) 139090
дополн.сведения В
грузовых отсеках возможна перевозка 26-27 грузовых контейнеров LD3.
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 925
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 256 составляет 11900 км.
эксплуатационный потолок (м)
11890
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2350
A330-300
Сначала консорциум
"Эрбас Индастри" исследовал самолет в варианте А330-200, который по
размерам фюзеляжа занимал место между самолетами А340-200 и -300. К середине
1988 г. было принято решение удлинить фюзеляж на 0,94 м, в результате чего
длина самолета сравнялась с длиной самолета А340-300; после этого самолету
присвоили окончательное обозначение А330-300. Согласно графику разработки,
первым шел самолет А340, а за ним с интервалом в один год - самолет А330. Опытный
самолет А330-300 (с двигателями CF6-80E1) выполнил первый полет 2 ноября 1992 г. В
конце октября 1993 г. он был одновременно сертифицирован по европейским (JAR) и
американским (FAR) нормам летной годности. Первый самолет в конце
декабря 1993г. получила французская авиакомпания "Эр Интер".
В середине октября
1993 г. состоялся первый полет самолета с двигателями Пратт-Уитни PW4000.
Его сертификация завершилась в июне 1994 г. Но из-за проблем с реверсом тяги в
эксплуатацию самолет поступил только в декабре 1994 г. Самолет с ТРДД
Роллс-Ройс "Трент" 700 приступил к летным испытаниям в конце января
1994 г. Самолет А330-300 является первым самолетом консорциума "Эрбас
Индастри" с двигателями английской фирмы. В конце декабря 1994 г. завершилась
сертификация, а в феврале 1995 г. начались поставки. В течение 1990-х годов
консорциум исследовал новые модификации самолета А330. Первоначально
прорабатывался вариант А330-300Х с взлетной массой 223 т. В 1992 г. был
предложен вариант A330-300HGW с взлетной массой 230 т и дальностью полета
9900 км. В 1995 г. началась разработка варианта А330-200 с укороченным
фюзеляжем и увеличенной дальностью полета.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным комплексу самолета А320.
Двигатели
ТРДД Дженерал
Электрик CF6-80E1, Пратт-Уитни PW4000 и Роллс-Ройс
"Трент" 700 (2х31400 - 32840 кгс)
Уровень шума
EPN дБ: при взлете - 92,2, сбоку от ВПП - 97,8, при
заходе на посадку - 101
Состояние
Выпускается серийно с
1993 г. К апрелю 1997 г. продано 167
самолетов, поставлено 55.
Размеры
размах крыла (м) 60,3
длина самолета (м)
63,6
высота (м) 16,7
площадь крыла (кв.м)
363,1
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 30
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
трех классов 295
пассажиров в кабине
двух классов 335
в экономическом
классе 398
максимальное 440
Размеры пассажирской
кабины
максимальная ширина
(м) 5,28
максимальная высота
(м) 2,54
Массы и нагрузки
взлетная (т)
217
пустого снаряженного
(т) 120,6
самолета без топлива
(т) 169
платная нагрузка (т)
43,7
посадочная (т) 179
запас топлива (т) 97170
дополн.сведения В
грузовых отсеках возможна перевозка 32-33 грузовых контейнеров LD3.
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 925
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 335 составляет 8980 км.
с пассажирами 335 и
грузом 18,3 составляет 5830 км.
эксплуатационный
потолок (м) 11890
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2255
A319-100
В 1990 г. консорциум
"Эрбас Индастри" приступил к предварительным исследованиям
120-местного варианта самолета А320 с укороченным фюзеляжем. Предполагалось
убрать семь рядов кресел, о чем говорило условное обозначение А320 М-7. Позднее
самолет получил обозначение А319. Официально программа разработки самолета A319
началась в конце мая 1992 г. К непосредственной разработке приступили только в
июне 1993 г., после того как консорциум стал твердо уверен в надежном рынке
самолета A319, на котором основными конкурентами были
американские самолеты Боинг 737-300 и 737-500 и Макдоннелл-Дуглас MD-87.
Первым официальным заказчиком самолета стала швейцарская авиакомпания
"Свиссэр".
Первый полет опытного
самолета А319 состоялся 25 августа 1995 г. В конце марта 1996 г. была завершена
сертификация, и в апреле первый самолет A319 был передан авиакомпании
"Свиссэр". С целью более полного удовлетворения требований заказчиков
выпускается модификация самолета А319 с двигателями V2500. В
связи с этим самолеты, оснащенные двигателями CFM56, получили
обозначение А319-110, а самолеты с двигателями V2500 - обозначение A319-130.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным по составу комплексу самолета
Эрбас Индастри А320.
Двигатели
TPДД СFM Интернешнл CFM56-5A4 (2x9990
кгс), CFM56-5B5 (2x9990 кгс) или CFM56-5B6 (2x10670
кгс)
Уровень шума
соответствует
требованиям ИКАО, глава 3
Состояние
Выпускается серийно с
1995 г. К середине 1997 г. было продано 147 самолетов (с двигателями СРМ56 и V2500),
поставлено около 30.
Размеры
размах крыла (м) 34,1
длина самолета (м)
33,84
высота (м) 11,76
площадь крыла (кв.м)
122,4
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
3,95
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
двух классов 124-129
в экономическом
классе 134
максимальное 138
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 23,8
максимальная ширина
(м) 3,7
максимальная высота
(м) 2,22
Массы и нагрузки
взлетная (т)
68
пустого снаряженного
(т) 40,1
самолета без топлива
(т) 57
платная нагрузка (т)
16,8
посадочная (т) 61
запас топлива (т) 23860
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 900
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 124 составляет 4910 км.
с пассажирами 124 и
грузом 5,6 составляет 2590 км.
эксплуатационный потолок (м)
11275
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 1750
A319-130
Является вариантом
самолета А139 с двигателями семейства V2500, разработанным международным консорциумом
'Интернешнл Аэро Энджинз (IAE). Летные испытания самолета начались в мае
1996 г. В июне 1997 г. консорциум "Эрбас Индастри" впервые сообщил
данные об административном варианте A319CJ (Corporate Jet), рассчитанном на перевозку 10-50 пассажиров
на маршрутах протяженностью 11700 км (например, Париж - Сингапур или
Париж - Токио).
Кабина самолета будет оборудована конференц-залом, спальными местами, душевой
кабиной и небольшим гимнастическим отсеком.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным по составу комплексу самолета
Эрбас Индастри А320.
Двигатели
ТТРДД Интернешнл Аэро
Энджинз V2522-A5 (2х9990 кгс) или V2524-A5
(2х10670 кгс)
Уровень шума
соответствует
требованиям ИКАО, глава 3
Состояние
Выпускается серийно с 1966 г.
Размеры
размах крыла (м) 34,1
длина самолета (м)
33,84
высота (м) 11,76
площадь крыла (кв.м)
122,4
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28
диаметр фюзеляжа (м)
3,95
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
двух классов 124-129
в экономическом
классе 134
максимальное 148
Размеры пассажирской
кабины
длина (м) 23,8
максимальная ширина
(м) 3,7
максимальная высота
(м) 2,22
Массы и нагрузки
взлетная (т)
68
пустого снаряженного
(т) 40,1
самолета без топлива
(т) 57
платная нагрузка (т)
16,8
посадочная (т) 61
запас топлива (т) 23860
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 900
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 124 составляет 4910 км.
с пассажирами 124 и
грузом 5,2 составляет 2780 км.
A340-200
В ходе выполнения
программы разработки самолета А340 консорциум "Эрбас Индастри"
сначала вел проектирование варианта А340-300 с дальностью полета 12400 км,
который по размерам был полностью идентичен двухдвигательному самолету
А330-300. Но анализ перспектив развития мирового рынка показал, что ожидается
повышенный спрос на широкофюзеляжные самолеты с дальностью полета до 14000 км.
В связи с этим консорциум приступил к созданию модификации А340-200, которая
отличалась уменьшенной на 4,26 м длиной фюзеляжа. Пассажировместимость самолета
была уменьшена, но дальность полета увеличена почти до 13800км.
Первый полет самолет
А340-200 выполнил 1 апреля 1992 г. (на пять месяцев позднее самолета А340-300).
В Европе сертификация обоих самолетов была завершена в конце декабря 1992 г., а
конце мая 1993 г. они были сертифицированы в США по нормам FAR. В
начале февраля 1993г. первый самолет А340-200 получила немецкая авиакомпания
"Люфтганза". 16-18 июня 1993 г. самолет А340-200, названный
"Уорлд Рейнджер", выполнил кругосветный перелет по маршруту Париж -
Окленд (Новая Зеландия) - Париж с одной посадкой в Окленде. Весь перелет
продолжался 48 ч 22 мин; на отрезке Париж - Окленд протяженностью 19100 км
время полета составило 21 ч 32 мин, что было признано новым рекордом для
данного маршрута. Этот рекорд был побит весной 1997 г. американским самолетом
Боинг 777-200 IGW.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным комплексу самолета А320.
Двигатели
ТТРДД CFM
Интернешнл CFM56-5С2 (4х14160 кгс), CFM56-5С3 (4х14755 кгс) и
CFM56-5С4 (4х15435 кгс)
Уровень шума
EPN дБ: при взлете - 95, сбоку от ВПП - 94,7, при заходе
на посадку - 97,2
Состояние
Выпускается серийно с 1992 г.
Размеры
размах крыла (м) 60,3
длина самолета (м)
59,39
высота (м) 16,74
площадь крыла (кв.м)
363,1
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 30
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
трех классов 263
пассажиров в кабине
двух классов 303
Размеры пассажирской
кабины
максимальная ширина
(м) 5,28
максимальная высота
(м) 2,54
Массы и нагрузки
взлетная (т)
257
пустого снаряженного
(т) 123
самолета без топлива
(т) 170
платная нагрузка (т)
45,9
посадочная (т) 182
запас топлива (т) 140000
дополн.сведения В
грузовых отсеках возможна перевозка 26 грузовых контейнеров LD3.
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 925
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 263 составляет 13800 км, с
пассажирами 263 и грузом 21,3 составляет 10180 км.
A340-300
В 1972 г. консорциум
"Эрбас Индастри" исследовал проект широкофюзеляжного самолета А300В9,
представлявшего собой удлиненный вариант самолета А300В2 на 322 места. В 1973
г. ситуация на мировом рынке выявила потребность в более вместительном
самолете, и консорциум проработал проект А300В11 с четырьмя ТРДД. В 1980 г. оба
проекта получили соответственно обозначения ТА9 и ТА11 (ТА - twin aisle, т.е.
"широкофюзеляжный"). В сентябре 1982 г. консорциум сообщил, что оба
новых самолета будут иметь общую конструкцию планера, отличаясь только числом
двигателей. В январе 1986 г. проекту ТА9 было присвоено обозначение А330, а
проекту ТА11 - обозначение А340. Хотя официально программы обоих самолетов
начались в июне 1987 г., первым по графику шел самолет А340, а с интервалом
примерно в один год - самолет А330. Уже в ходе разработки самолета А340
консорциум стал предлагать авиакомпаниям два варианта: исходный А340-300 с
дальностью полета 12400 км и вариант А340-200 с укороченным фюзеляжем и
дальностью полета 13800 км. Первоначально на самолетах А340 предусматривалась
установка четырех ТРДД CFM56-5C тягой по 14160 кгс или ТРДД со сверхвысокой
степенью двухконтурности "Суперфэн", являвшийся вариантом двигателя
V2500. В результате прекращения разработки ТРДД "Суперфэн" двигатели
CFM56-5C стали (и остаются до сих пор) единственным типом двигателя на самолете
А340.
Самолет А340 имеет
кабину экипажа, компоновка которой аналогична кабине самолета А320. В этом
проявляется идея консорциума по созданию магистральных самолетов (А320, А319,
А321, А330 и А340) с общей кабиной экипажа и единым комплексом авионики, что
упрощает переход пилотов с одного самолета на другой. Летные испытания опытного
самолета А340-300 начались 25 октября 1991 г., а самолета А340-200 - в апреле
1992 г. Сертификация обоих вариантов по европейским нормам JAA завершилась в
конце декабря 1992 г., а в мае 1993 г. они получили сертификат FAA. В конце
февраля 1993 г. первый самолет А340-300 получила авиакомпания "Эр
Франс". В последующие годы консорциум "Эрбас Индастри"
разработал новые модификации самолета А340, отличающиеся пассажировместимостью
и дальностью полета: А340-300Е, А340-500 и А340-600.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным комплексу самолета А320.
Двигатели
ТТРДД CFM Интернешнл
CFM56-5С2 (4х14160 кгс), CFM56-5С3 (4х14755 кгс) и CFM56-5С4 (4х15435 кгс)
Уровень шума
ЕРN дБ: при
взлете-95, сбоку от ВПП-94,7, при заходе на посадку - 97,2
Состояние
Выпускается серийно с
1992 г. К апрелю 1997 г. продано 162 самолета, поставлен 101.
Размеры
размах крыла (м) 60,3
длина самолета (м)
63,65
высота (м) 16,74
площадь крыла (кв.м)
363,1
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 30
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
трех классов 295
пассажиров в кабине
двух классов 335
Размеры пассажирской
кабины
максимальная ширина
(м) 5,28
максимальная высота
(м) 2,54
Массы и нагрузки
взлетная (т)
271
пустого снаряженного
(т) 129,3
самолета без топлива
(т) 178
платная нагрузка (т)
47,1
посадочная (т) 190
запас топлива (т) 141000
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 925
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 295 составляет 13300 км, с
пассажирами 295 и грузом 20,7 составляет 10190 км.
A340-300E
Представляет собой
модификацию самолета А340-300 с увеличенной взлетной массой и большей
дальностью полета. Первый полет состоялся 25 августа 1995 г. Сертификация
самолета завершилась весной 1996 г. Первым заказчиком самолета является
авиакомпания "Сингапур Эрлайнз", получающая самолеты с апреля 1996 г.
Оборудование
Самолет оснащен
цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным комплексу самолета А320.
Двигатели
ТТРДД CFM
Интернешнл CFM56-5С3 (4х14755 кгс) или CFM56-5С4
(4х15435 кгс)
Уровень шума
соответствует нормам
ИКАО, глава 3
Состояние
Выпускается серийно с
1995 г.
Размеры
размах крыла (м) 60,3
длина самолета (м)
63,65
высота (м) 16,74
площадь крыла (кв.м)
363,1
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 30
диаметр фюзеляжа (м)
5,64
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине
трех классов 295
пассажиров в кабине
двух классов 335
Размеры пассажирской
кабины
максимальная ширина
(м) 5,28
максимальная высота
(м) 2,54
Массы и нагрузки
взлетная (т)
275
пустого снаряженного
(т) 129,4
самолета без топлива
(т) 178,1
платная нагрузка (т)
48,7
посадочная (т) 190
запас топлива (т) 140800
дополн.сведения В
грузовых отсеках возможна перевозка 32 грузовых контейнеров LD3.
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 925
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 295 составляет 13150 км.
эксплуатационный
потолок (м) 12000
потребная длина ВПП
(условия МСА, на уровне моря) (м) 2790
A380
Самолет А380 с
бортовым номером 001 поднялся в воздух в 10:32 по местному времени (12:32 мск)
со знаменитой полосы, с которой в марте 1969 года был совершен первый
испытательный полет сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд".
В кабине А380
находился лишь экипаж испытателей из шести человек. Согласно правилам полетов,
все они имели специальные парашюты на случай непредвиденного развития событий.
Внутреннее пространство самолета занято сложной вычислительной аппаратурой,
которая призвана проверить все основные летные показатели нового лайнера.
Взлетный вес самолета составлял около 240 тонн, из которых 20 тонн -
вычислительная аппаратура.
А380 находился в
воздухе около 4 часов. Из Тулузы он направился на север Франции и затем, сделав
крутой разворот в районе города Бордо, покинул воздушное пространство Франции.
Основная часть полета А380 прошла над Атлантическим океаном. Лайнер постоянно
сопровождал небольшой самолет для проведения внешней съемки полета гиганта.
A380 – самый большой
пассажирский самолет в мире.
Дальность его полета
(до 15 тысяч километров) позволяет ему совершить беспосадочные перелеты по всем
маршрутам, проложенным между аэропортами Европы и Азии.
На разработку А380 было
потрачено около 10 лет, стоимость всей программы - около 11 млрд евро. По
словам разработчиков, самой сложной частью в создании самолета стала проблема
сокращения его веса. Это удалось решить за счет применения нового и
революционного по своему исполнению композитного материала. Из него сделан
фюзеляж и крылья. В результате на 40% А380 состоит из графита.
А380 способен
преодолевать без дозаправки 15 тысяч километров.
В ближайшие 20 лет Airbus
предполагает продать 1250 самолетов А380. При этом больше половины новых
лайнеров будут летать только между 10 крупнейшими мировыми аэропортами, главным
образом в Азии, считают в компании. Авиаперевозчик Singapore Airlines Ltd
станет первой компанией, которая выпустит А380 на регулярные рейсы. Ожидается, что это произойдет во второй половине 2006
года.
"Отцом" нового европейского самолета является инженер-авиастроитель
из Лейпцига Юрген Томас. После учебы в Мюнхене он работал по ключевым
направлениям гражданского и военного авиастроения в Германии, затем перешел в
фирму "Аэробус", где руководил рядом важных проектов, пока не
возглавил в 1996 году программу "A3XX". В 2001 году он был избран
"менеджером года" авиастроительной и космической промышленности.
"А380" будут строить большей частью в Германии: на шести заводах на
севере страны и еще на одном в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Оснащение
салона, в котором предусмотрены тренажерные залы, душевые кабины, бары и
казино, а также покрытие самолета лаком будет производиться на главном заводе в
Гамбурге. Детали будут поставлять предприятия со всей Германии. Как сообщили
представители немецкой авиапромышленности, новый проект обеспечит работой 40
тысяч человек.
В
скором времени пассажиры нового самолета Эйрбас А 380 смогут пользоваться
мобильными телефонами. Это станет возможным благодаря системе, которая будет
устанавливаться на самолеты специалистами компании OnAir.
Помимо этого,
пассажиры А380 получат возможность доступа в сеть Интернет.
Однако, как
отмечается, Эйрбас придется преодолеть целый ряд барьеров чисто
бюрократического характера. Концерну нужно получить разрешение на
предоставление услуг связи как минимум у европейских и американских
регулирующих инстанций. Кроме этого, сама система должна быть сертифицирована,
чтобы оборудованными телекоммуникационными системами самолетам было дозволено
приземляться в международных аэропортах.
Если же сертификация
пройдет успешно, то планируемая стоимость минуты звонка будет в пределах 2,5
долларов, а доступ в Интернет обойдется покупателю билета в дополнительные 30
долларов.
Четыре двигателя
'Трент-900' фирмы 'Роллс-Ройс'
Размеры
размах крыла (м) 79,8
длина самолета (м)
73
высота (м) 24,1
угол стреловидности
крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 30
Число мест
853 Экипаж 2
пилота
Грузовые
характеристики
максимальный взлетный
вес 560 тонн
максимальный
посадочный вес 383
тонны
допустимая
коммерческая загрузка 83
тонны дополн.сведения В грузовых отсеках возможна
перевозка 26 грузовых контейнеров LD3.
Летные данные
крейсерская скорость
(км/ч) 960
дальность полета с
(кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 232 составляет 14800
км.дальность полета с (кол-во пассажиров)и багажом (с резервами топлива) 140
составляет 15740 км.