Анкета качества урока Е.А. Юниной и А.И. Севрука как средство оценки качества преподавания
Сообщение на
тему:
"Анкета
качества урока Е.А. Юниной и А. И Севрука как средство оценки качества
преподавания"
Одной из самых актуальных задач управления
образовательным процессом является мониторинг состояние преподавания в школе. В
своем образовательном учреждении мы реализуем технологию мониторинга с
использованием анкеты качества урока, авторами которой являются Е.А. Юнина и
А.И. Севрук. Данная технология доступна и удобна в использовании, так как легко
встраивается в существующую систему посещения уроков управленцами. В качестве
важного достоинства следует отметить возможность использования компьютера для
ввода, накопления и обработки данных. Использование компьютера дает также
возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что
позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального
мастерства.
Выбранная нами технология позволяет отследить 53
параметра урока, среди которых признаки гуманизации и профессиональной
компетентности педагога, результативность методической работы и многое другое.
Остановимся подробнее на некоторых параметрах.
Анализируя диаграмму "Признаки
гуманитаризации", замечаем, что самый низкий уровень имеет показатель
диалогичности (43%), а также только на 47% посещенных уроков зафиксирована их
развивающая направленность и интегрированность. Вывод: уроки проводятся в
монологичном режиме, где чаще всего преподавать - "ведущая скрипка",
а при составлении концепции преподавания предмета многие педагоги не выделили
этот момент. Управленческие решения:
На заседаниях цикловых методических объединений
вспомнить технологии диалогового обучения, а при взаимопосещениях уроков особое
внимание обратить на работу в диалоговом режиме.
На заседаниях методических объединений
рассмотреть и подготовить возможные интегрированные уроки и выявить
межпредметные связи по наиболее объемным темам;
Управленцам работать над тем, чтобы при
определении целей урока и при самоанализе и анализе урока прописывались
личностные качества, на развитие которых направлен урок.
По диаграмме "Должностные обязанности"
замечаем, что учителя не в полной мере используют современные приемы, методы и
средства обучения. А также западает пункт охрана жизни и здоровья учащихся,
т.е. на уроке отсутствует смена деятельности или урок заканчивается задолго
после звонка.
Принимая во внимание вышесказанное, делаем
вывод: снизилась информированность педагогов по современной дидактике. Отсюда
решение: подготовить и провести конференцию по теме "Современные
педагогические технологии в аспекте риторической культуры", работать над
созданием педагогической копилки методов рефлексии на уроках и внеклассных
мероприятия. Провести индивидуальные и групповые беседы по темам "Формы и
методы современного урока", "САНПИН и современный урок".
Рассматривая "Признаки гуманизации",
мы увидели, что больше всего западает работа над развитием активности, только
на 45% посещенных уроков учителя стремились развивать активность учащихся.
Отсюда вывод, что мало используется педагогика сотрудничества и недостаточно продуман
организационно-деятельностный режим. Управленческое решение, принятое по этому
вопросу следующее: подготовить методическое совещание на тему "Педагогика
сотрудничества в аспекте риторической технологии" (с привлечением
материалов подготовленных Солодниковой С.В., ПРИПИТ) и провести его в
оргдеятельностном режиме.
"Признаки профессиональной
компентентности", показали, что низок процент учёта особенностей
аудитории.
Делаем вывод, что некоторые учителя, имеют
слабый контакт с классными руководителями. Отсюда выход: провести
индивидуальные и групповые консультации для педагогов по изучению портретов
аудиторий по классам.
На диаграмме "Развивающая направленность
урока" видно, что мало внимания уделяется развитию
эмоционально-чувственных качеств и развитию образного мышления.
Диаграмма "Результативность методической
работы" показала, что большая часть уроков направлена на применение
приемов, не приводящих к перегрузкам и на социализацию учащихся. С другой
стороны стало видно, что только на 51% посещенных уроков использовался
дидактический материал. Делается вывод: надо активизировать работу учителей с
дидактическим материалом. Решение: провести смотр кабинетов.
Изучив компьютерную диаграмму "Объединения
учителей по группам", еще раз посмотрели развивающую направленность урока,
заметили, что самый высокий процент у учителей биологии и химии и учителей
русского языка и литературы, а самый низкий у учителей начальных классов.
Принимаем решение: провести анализ кадров учителей. Анализ показал следующее:
среди химиков, биологов - один имеет высшую квалификационную категорию, второй
защитился на первую, среди учителей русского языка и литературы - один имеет
высшую, остальные первую квалификационную категорию; среди учителей начальных
классов: один учитель с высшей категорией, один с первой; все учителя -
предпенсионного возраста.
Управленческое решение было следующим:
методическому объединению стимулировать работу учителей по освоению новых
педагогических технологий, активизировать деятельность учителей по
концептуальному осмыслению педагогической деятельности, организовать обмен
опытом по внедрению новых технологий в образовательный процесс с другими
школами района и области.
Очень много полезной для управленцев информации
можно получить из диаграммы Реализация пунктов анкеты. Анкета качества урока
приведена в книге Севрука А.И. и Юниной Е.А. "Мониторинг качества
преподавания в школе".
Анализируя данные, мы видим, что школа
укомплектована на 80% учителями, уверенно владеющими учебным материалом,
демонстрирующими правильную речь;
80% умеют четко ставить цели развития личностных
качеств учащихся;
более 63% поощряют инициативу и
самостоятельность учащихся, стимулируют обоснование и аргументацию ответов,
используют на уроке приемы дифференцированного, в том числе
индивидуализированного обучения, приемы диалогового обучения.
Диаграмма показывает и слабые стороны уроков:
низок процент уроков, на которых дается
разноуровневое домашнее задание;
только 38% учителей устанавливает и использует
связи с другими предметами, поощряет индивидуальные учебные достижения учеников
на уроке;
45% используют приемы проблемного обучения
рефлексивного обучения, рефлексивного обучения и
только 21% - приемы коллективной мыслительной
деятельности.
Анализируя причины низких показателей по пунктам
анкеты, мы делаем выводы и принимаем многие управленческие решения.
Таким образом: анкета качества урока дает
возможность получать информацию о различных сторонах деятельности учителя на
уроке, то есть осуществлять мониторинг состояния преподавания в школе. Как было
сказано, качество деятельности учителя на уроке оценивается по реализации
пунктов анкеты. Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания.
По совокупности наблюдений производится оценка преподавания в школе в целом.
С помощью программного обеспечения анкеты в
табличной или графической форме можно определять уровень реализации признаков
гуманизации и гуманитаризации образования, воспитывающую, развивающую и
здоровьесберегающую направленность уроков, выполнение должностных обязанностей,
результативность методической работы, уровень профессиональной компетентности.
На основе полученных данных можно оперативно и
обоснованно определять, какая помощь требуется каждому учителю в нашей школе,
какие вопросы качества образовательного процесса вынести на всеобщее осуждение,
какую индивидуальную и групповую работу запланировать на ближайшее время, какую
конкретную информацию представить вышестоящим органам управления. Мы думаем,
что главное преимущество данной технологии состоит в возможности получение
множества обобщенных оценок педагогической деятельности из одной и той же
группы первичных данных.
Ещё одно важное обстоятельство: возможность
количественной оценки качества урока позволяет производить оценки качества
преподавания по методическим объединениям и проблемным группам учителей, по
ступеням обучения, по предметам и предметным циклам, объективно с каждым
учителем анализировать урок.
В нашем образовательном учреждении анкетные
данные используются:
при планировании и организации
научно-методической работы;
при планировании и организации внутришкольного
контроля;
при подготовке педсоветов и консилиумов;
при обобщении опыта работы учителей и
методических объединений;
при обмене опытом при взаимопосещении уроков.
И не менее важное обстоятельство: компьютерное
обеспечение работы с анкетой позволяет при значительно малых временных затратах
получать наглядные материалы, что особенно важно в управлении современной
школой.
Итак, данная технология реализует все принципы
информационного обеспечения, позволяет гуманизировать отношения по вертикали
управления: ведь учитель заранее знает, какие оценочные критерии используются
при посещении урока, а руководитель лишь уточняет, в какой помощи нуждается педагог.
Мониторинг с помощью анкеты дает возможность учителю сопоставить свои
достижения с достижениями коллег, а также самостоятельно определиться в
направлении повышения своего профессионального уровня.