Номер схемы
|
Испытания в
аккредитованных испытательных лабораториях
|
Проверка производства
(системы качества)
|
Инспекционный контроль
сертифицированной продукции (системы качества, производства)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Испытания типа*
|
Анализ состояния
производства
|
|
1а
|
Испытания типа
|
Анализ состояния
производства
|
|
2
|
Испытания типа
|
Анализ состояния
производства
|
Испытания образцов,
взятых у продавца
|
2а
|
Испытания типа
|
Анализ состояния
производства
|
Испытания образцов,
взятых у продавца. Анализ состояния производства.
|
3
|
Испытания типа
|
Анализ состояния
производства
|
Испытания образцов, взятых
у изготовителя
|
3а
|
Испытания типа
|
Анализ состояния
производства
|
Испытания образцов,
взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
|
4
|
Испытания типа
|
|
Испытания образцов,
взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя Анализ состояния
производства
|
4а
|
Испытания типа
|
Анализ состояния
производства
|
Испытания образцов,
взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя Анализ состояния
производства
|
5
|
Испытания типа
|
Сертификация
производства или сертификация системы качества
|
Контроль
сертифицированной системы качества(производства). Испытания образцов, взятых
у продавца и (или) у изготовителя**
|
6
|
Рассмотрение декларации
о соответствии прилагаемым документам
|
Сертификация системы
качества
|
Контроль
сертифицированной системы качества
|
7
|
Испытание партии
|
|
|
8
|
Испытание каждого
образца
|
|
|
9
|
Рассмотрение декларации
о соответствии прилагаемым документам
|
|
|
9а
|
Рассмотрение декларации
о соответствии прилагаемым документам
|
Анализ состояния
производства
|
|
10
|
Рассмотрение декларации
|
|
Испытания образцов,
взятых у продавца и у изготовителя
|
10а
|
Рассмотрение декларации
о соответствии прилагаемым документам
|
Анализ состояния
производства
|
Испытания образцов,
взятых у продавца и у изготовителя Анализ состояния производства
|
Схемы 1–8
полностью соответствуют рекомендациям ИСО/МЭК и принятым в международной
практике сертификации правилам.
В российских
правилах сертификации используются модифицированные схемы: 2а, За, 4а, а также
основанные на декларации изготовителя схемы 9–10а.
Рассмотрим
содержание схем сертификации.
Схема 1
ограничивается лишь испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т.е.
типового образца, взятого из партии товара. Она применяется для изделий сложной
конструкции. Схема 1а включает дополнение к схеме 1 – анализ состояния производства.
Схема 2а
включает дополнение к схеме 2 – анализ состояния производства до выдачи
сертификата.
Схема 3
предусматривает испытания образца, а после выдачи сертификата – инспекционный
контроль путем испытания образца, отбираемого на складе готовой продукции
предприятия изготовителя перед отправкой потребителю. Образец испытывается в
аккредитованной лаборатории.
Схема 3а
предусматривает испытание типа и анализ состояния производства до выдачи
сертификата, а также инспекционный контроль в такой же форме, как по схеме 3.
Схема 4
заключается в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с несколько
усложненным инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний
отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца. Модифицированная схема
4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи
сертификата соответствия на продукцию.
Схема 5 – наиболее
сложная. Она состоит из испытаний типового образца, проверки производства путем
сертификации системы обеспечения качества либо сертификации самого
производства, более строгого инспекционного контроля, который проводится в двух
формах: как испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у
продавца и у изготовителя, и в дополнение к этому – как проверка стабильности
условий производства и действующей системы управления качеством.
Схема 6
подтверждает еще раз, насколько выгодно предприятию иметь сертификат на систему
качества. Дело в том, что эта схема заключается в оценке на предприятии
действующей системы качества органом по сертификации, но если сертификат на
систему предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию.
Это обычно установлено в правилах системы сертификации однородной продукции.
Заявление-декларация регистрируется в органе по сертификации и служит
основанием для получения лицензии на использование знака соответствия.
Схема 7
заключается в испытании партии товара. Это значит, что от партии товара,
изготовленной предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба
(выборка), которая проходит испытания в аккредитованной лаборатории с
последующей процедурой выдачи сертификата. Инспекционный контроль не
проводится.
Схема 8
предусматривает проведение испытания каждого изделия, изготовленного
предприятием, в аккредитованной испытательной лаборатории и далее принятие
решения органом по сертификации о выдаче сертификата соответствия.
Кроме этих
уже действующих схем, в России введены дополнительные схемы 9 – 10а,
опирающиеся на заявление – декларацию изготовителя с последующим инспекционным
контролем за сертифицируемой продукцией. Такой принцип схемы сертификации в
наибольшей степени подходит для малых предприятий и товаров, выпускаемых малыми
партиями. В отдельных случаях предусматривается как обязательное условие
наличие сертифицированной системы качества у изготовителя. Процедура такого
пути сертификации должна отражаться в правилах системы сертификации однородной
продукции. Заявление-декларацию подписывает руководитель предприятия, прилагает
к нему протокол испытаний продукции на предприятии, информацию о действии
надлежащего контроля при производстве. Все документы рассматривает орган по
сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности
признания заявления-декларации и выдаче сертификата соответствия.
Российские
правила определяют ситуации, которым соответствует выбор конкретной схемы
сертификации.
Схема 1
предназначена для ограниченного объема выпуска отечественной продукции и
поставляемой по краткосрочному контракту импортируемой.
Схема 2
рекомендуется для импортируемой продукции, поставляемой регулярно в течение
длительного времени. В этом случае инспекционный контроль проводится по
образцам, отобранным из поставленных в РФ партий.
Схема 3
подходит для продукции, стабильность качества которой соблюдается в течение
большого периода времени, предшествующего сертификации.
Схему 4
используют в случаях, когда нецелесообразно не проводить инспекционный контроль.
Схемы 5, 6
целесообразно выбирать, когда предъявляются жесткие, повышенные требования к
стабильности характеристик выпускаемых товаров, предприятие занимается
дифференциацией выпускаемых изделий, у потребителя осуществляется монтаж
(сборка) изделия, когда малый срок годности продукта, а реальный объем пробы
(выборки) недостаточен для достоверных результатов испытаний.
Схема 6
оправдана также при наличии у изготовителя системы испытаний, позволяющей
проверить соответствие всех характеристик изделия, предусмотренных правилами
системы сертификации однородной продукции. Для импортируемой продукции эта
схема может оказаться целесообразной при наличии у поставщика сертифицированной
системы обеспечения качества, а сертификат может быть признан в соответствии с
российскими правилами.
В ситуациях
разовых поставок партии или единичного изделия рекомендуются схемы 7, 8.
Схемы 9–10а
подходят для сертификации в сфере мелкого предпринимательства, малых
предприятий, индивидуальных предпринимателей. Обязательное условие их
применения – наличие у заявителя всех требуемых документов, подтверждающих
соответствие объекта сертификации заявленным требованиям. При невыполнении
этого условия орган по сертификации предлагает заявителю провести сертификацию
товара по другой схеме.
Схему 9
рекомендуется использовать при сертификации единичной партии небольшого объема
импортируемой продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом
или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества; а
также при сертификации единичного изделия (комплекта изделий) целевого
назначения, приобретаемого для оснащения отечественных производственных (или
иных) объектов. Применение схемы возможно при условии, что в технической
документации имеется информация, дающая представление о безопасности этого
товара.
Схема 9а
предназначена для продукции, выпускаемой нерегулярно, при колеблющемся
характере спроса, когда нецелесообразен инспекционный контроль. Это могут быть
товары отечественных производителей, в том числе индивидуальных
предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в индивидуальном
порядке.
Схемы 10 и
10а применяются для сертификации продукции, производимой небольшими партиями,
но в течение, продолжительного периода времени.
Схемы 1а, 2а,
За, 4а, 9а и 10а рекомендуется выбирать в таких ситуациях, когда у органа по
сертификации отсутствуют данные о стабильности характеристик выпускаемой
продукции, подтвержденные испытаниями. Правила по применению этих схем
сертификации оговаривают обязательное условие: в сертификации должны
участвовать эксперты, имеющие право заниматься вопросами анализа производства.
Это условие не действует, если у изготовителя имеется сертификат соответствия
на систему обеспечения качества, потому что при этом не проводится анализ
состояния производства. Таким образом, дополнительные схемы 9 – 10а учитывают
международный опыт по подтверждению соответствия, а именно представление
изготовителем заявления-декларации.
В схемах
сертификации могут быть использованы документальные доказательства соответствия,
полученные заявителем другим путем, помимо данной сертификации, что
воспринимается положительно как способ сокращения объема проверок.
Дополнительными документами, в зависимости от вида конкретной продукции, могут
быть: протоколы приемочных, периодических или других испытаний, гигиенический
сертификат, заключение о санитарно-гигиеническом состоянии производства,
сертификат пожарной безопасности, сертификаты или декларации субпоставщиков,
ветеринарный сертификат, сертификат происхождения, протоколы испытаний в
зарубежных лабораториях и др.
3. Система
сертификации ГОСТ Р. Система аккредитации
Положение «О
системе сертификации ГОСТ Р», принятое постановлением Госстандарта России от
17.03.98 г. №11 упорядочивает организационную структуру Системы сертификации
ГОСТ Р и функции ее участников, уточняет правила Системы с учетом новых
законодательных актов Российской Федерации. Далее по.
Система
сертификации ГОСТ Р – это первая в России национальная система обязательной
сертификации. Она создана для проведения и организации работ по обязательной
сертификации продукции, работ и услуги обеспечения необходимого уровня
объективности и достоверности результатов сертификации. В системе ГОСТ Р может
проводиться и добровольная сертификация по тем же правилам и процедурам.
Система ГОСТ
Р охватывает все виды продукции, которые подлежат сертификации, в соответствии
с Законом «О защите прав потребителей» и другими законодательными актами,
касающимися отдельных видов продукции. Практика показывает, что заявители на
добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.
В системе
ГОСТ Р сертифицируются:
·
товары
для личных бытовых нужд граждан;
·
продукция
производственно-технического назначения, в том числе средства производства;
·
строительная
продукция;
·
выполняемые
работы и оказываемые услуги населению;
·
системы
качества;
·
производства.
В Системе
ГОСТ Р проводиться сертификация отечественной и импортируемой продукции по
единым правилам.
Объекты обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р определены перечнями,
утвержденными Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров,
подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащих
обязательной сертификации» от 13.08.97 г. №1013 и перечнем средств
производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты,
утверждаемым Госстандартом России.
Объектами добровольной сертификации в Системе ГОСТ Р являются:
·
продукция,
работы, услуги, не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ
обязательной сертификации;
·
производства;
·
системы
качества.
Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной
сертификации в Системе составляют государственные стандарты, санитарные нормы и
правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии
с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров
(работ и услуг). При добровольной сертификации – стандарты различных категорий,
строительные нормы и правила, технические условия и другая техническая
документация на продукцию, работы, услуги, предложенная заявителем.
Система ГОСТ
Р включает в качестве подсистем системы сертификации однородной продукции
(работ, услуг). Объективность и достоверность сертификации в данной системе
обеспечивается аккредитацией органов по сертификации и испытательных
лабораторий, а также аттестацией экспертов.
Организационную структуру Системы ГОСТ Р составляют:
·
Госстандарт
России;
·
центральные
органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг);
·
органы
по сертификации;
·
испытательные
лаборатории (центры).
Сертификация
продукции, (работ, услуг, систем качества, производств) в системе ГОСТ Р
выполняется по правилам, установленным в соответствующих документах.
Система ГОСТ
Р является открытой для всех субъектов, признающих ее правила, в том числе
органов государственного управления, на которые возложена деятельность по
сертификации, а также организаций других стран. На основе соглашений данная
система взаимодействует с другими сертификационными системами.
Требования к
добровольным системам сертификации и их аккредитации установлены в ГОСТ Р
40.101–95 «Государственная регистрация добровольных систем сертификации».
Нормативной
базой данной Системы является комплекс организационно-методических документов,
определяющих построение, функционирование и различные аспекты деятельности
системы в целом и ее участников. Этот комплекс документов содержит пять
классификационных групп:
·
общесистемные
положения;
·
общие
правила сертификации применительно к категориям объектов;
·
правила
сертификации однородной продукции (услуг);
·
правила
сертификации специфических по производству, обращению и применению объектов;
·
отдельные
процедуры сертификации.
Документы первой группы устанавливают положения по составу,
структуре, принципам организации и функционирования Системы ГОСТ Р, а также
отдельные положения, в равной степени относящиеся к сертификации продукции,
услуг, систем качества, производства и других объектов.
Документы второй группы устанавливают правила сертификации
различных категорий объектов: продукции, услуг, систем качества, производства.
Документы третьей группы конкретизируют вышеназванные правила
сертификации применительно к однородным видам продукции, услуг.
В документах
данной группы устанавливаются:
·
номенклатура
продукции (услуг), подлежащей сертификации в данной системе;
·
нормативные
документы, на соответствие которым проводится сертификация, проверяемые
требования и используемые методы испытаний;
·
структура
системы, функции ее участников;
·
схемы
сертификации, применяемые в данной системе;
·
правила
отбора образцов для испытаний;
·
требования
к проведению обследования производства для схем, предусматривающих анализ его
состояния;
·
порядок
проведения инспекционного контроля;
·
условия
и правила признания (использования) протоколов испытаний и сертификатов
соответствия, выданных зарубежными организациями;
·
В
правилах сертификации однородной продукции может быть несколько порядков
сертификации отдельных видов продукции.
Такие правила
утверждаются Госстандартом России и чаще всего регистрируются в Минюсте России.
Документы пятой группы конкретизируют отдельные процедуры
(операции) сертификации, такие как: инспекционный контроль, отбор и
идентификацию образцов, аттестация методик испытаний для целей сертификации,
анализ состояния производства и др. Все документы Системы ГОСТ Р имеют
групповое наименование «Система сертификации ГОСТ Р». Государственные стандарты
входят в группу 40. Правила и рекомендации обозначаются в соответствии с ГОСТ Р
1.10. Нормативную базу сертификации в Системе ГОСТ Р составляют государственные
стандарты и другие нормативные.
Система
аккредитации.
Органы по
сертификации и испытательные лаборатории, являющиеся участниками процесса
сертификации, должны быть аккредитованы на право проведения работ в
определенной области, что обеспечивает доверие к результатам испытаний и
сертификации.
Аккредитация – процедура, посредством
которой авторитетный орган официально признает правомочность лица или органа
выполнять конкретные работы в определенной области деятельности.
В России
работы по аккредитации возложены на Госстандарт РФ. Принципы действующей в РФ
нашли отражение в основополагающих стандартах ГОСТ Р серии 51000. Они
гармонизованы с руководствами ИСО/МЭК, европейскими стандартами серии EN 45000,
положениями Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий
(ИЛАК). Общее руководство и координацию деятельности по аккредитации
осуществляет специально созданное самостоятельное подразделение Госстандарта – Отдел
по аккредитации, который сертификацией не занимается.
Главные цели
аккредитации – обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их
компетентности; создание условий для взаимного признания результатов
деятельности разных организаций в одной и той же области.
Система
аккредитации – это совокупность организаций, участвующих в деятельности по
аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных
лабораторий, других субъектов, а также установленных норм, правил, процедур,
которые определяют действие этой системы.
Система
аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему
органу; правила и процедуры системы.
Объектами
аккредитации являются:
1)
испытательные
лаборатории,
2)
органы
по сертификации,
3)
контролирующие
организации,
4)
метрологические
службы юридических лиц;
5)
организации,
осуществляющие специальную подготовку экспертов.
Участниками
российской системы аккредитации являются: Совет по аккредитации в РФ (Совет),
аккредитующие органы и технические центры по видам деятельности, объекты
аккредитации и аккредитованные организации, эксперты по аккредитации.
Рассмотрим их функции.
Аккредитующий
орган управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию.
Аккредитующий
орган устанавливает специальные правила процедуры и управления, по которым
действует аккредитация; устанавливает специальные требования к объектам
аккредитации, аккредитует их и выдает аттестат аккредитации, проводит
регистрацию аккредитованных объектов и экспертов, а также публикует информацию
о них, рассматривает апелляции и разрабатывает правила по признанию других
систем аккредитации, в том числе зарубежных. Признание аккредитации зарубежных
органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и
знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом)
осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником
которых является Российская Федерация требования, которым должен отвечать
аккредитующий орган регламентируются ГОСТ Р 51000.2–95 «Система аккредитации в
Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу».
Процедура
аккредитации состоит из следующих последовательно выполняемых действий (ГОСТ Р
51000.1–95):
1)
представление
заявителем заявки на аккредитацию;
2)
экспертиза
документов по аккредитации;
3)
аттестация
заявителя;
4)
анализ
всех материалов и принятие решений об аккредитации;
5)
выдача
аттестата об аккредитации;
6)
проведение
инспекционного контроля аккредитованной организации.
Система
аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.
Повторная
аккредитация проводится не реже, чем раз в пять лет. Продление действия
аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом
принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.
Доаккредитация – это аккредитация в
дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается
аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области
деятельности. Доаккредитация проводится по полной или сокращенной процедуре,
что определяется аккредитующим органом.
Заключение
В 1992
соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» была
введена обязательная сертификация товаров (работ, услуг). Сертификация –
процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что
продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям.
Отличительной чертой подтверждения соответствия через сертификацию служит то,
что она выполняется третьей стороной – это лицо или орган, признанные
независимыми ни от поставщика (первая сторона), ни от потребителя (вторая
сторона).
Одной из
важнейших особенностей сертификации является то, что все операции (процедуры,
правила, испытания и другие действия) осуществляются в рамках определенной
системы, которая устанавливает четкие правила их выполнения и функционирует под
руководством специально уполномоченного органа. В Российской федерации
действует национальная Система сертификации ГОСТ Р.
При
положительном решении по результатам сертификации заявителю выдается сертификат
соответствия и предоставляется право на использование знака соответствия.
Наряду с сертификатом существует Знак соответствия – зарегистрированный в
установленном порядке, которым по правилам, установленным в данной системе
сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции
установленным требованиям.
В каждом
конкретном случае сертификация проводится по определенной схеме. Схема
сертификации – это совокупность действий, официально установленная и
применяемая в качестве доказательства соответствия заданным требованиям. В
практике международной сертификации используется восемь схем сертификации. Семь
из восьми связаны с сертификацией продукции и две – с сертификацией систем
качества.
Закон «О
сертификации…» устанавливает правовые основы обязательной и добровольной
сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее используется термин
продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность
участников сертификации.
Обязательная
сертификация является средством государственного контроля за безопасностью
продукции. Он осуществляется на основании законов и законодательных положений и
обеспечивает доказательство соответствия продукции, процесса или услуги
требованиям технических регламентов и обязательным требованиям стандартов.
Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к
безопасности, охране здоровья людей и охране окружающей среды, то основным
аспектом обязательной сертификации является безопасность и экологичность.
Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на
государственном уровне управления. Добровольная сертификация проводится по
инициативе заявителя (изготовителя, продавца или исполнителя) в целях
подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических
условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная
сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции.
Действующий
закон РФ «О сертификации продукции и услуг», принятый в 1993 г. и
дополненный в 1998 г., не в полной мере регулирует механизм подтверждения
соответствия, используемый в международной практике. Важным дополнением,
внесенным в Закон «О сертификации продукции и услуг», является новый пункт, в
котором говорится о том, что подтверждение соответствия может проводиться не
только посредством сертификации, но и посредством принятия изготовителем
(продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Схемы,
применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России и
другими государственными органами управления в пределах своей компетенции, на
которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и
проведение работ по обязательной сертификации.
В процессе
сертификации доказательство соответствия продукции заданным требованиям
сопряжено с испытаниями. Испытания проводятся по определенным процедурам и
правилам в испытательных лабораториях. Так как испытательные лаборатории
являются участниками сертификации.
Проблема
сертификации услуг в России приобрела особую актуальность в связи с введением в
действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»,
предусматривающего обязательную сертификацию товаров и услуг на соответствие
требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, имущества, а также охраны
окружающей среды. Кроме того, необходимость проведения работ по сертификации
связана с переходом нашей страны к рыночной экономике, в условиях действия
которой, качество услуги, как и любого другого товара, является фактором ее
конкурентоспособности.
сертификация аккредитация
соответствие продукция
Список
литературы
1.
Лифиц И.М. Основы
стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник – М.: Юрайт, 2004. – 285 с.
2.
Менеджмент
качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов
ИСО. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. – СПб.: Изд-во СПб
картфабрики ВСЕГЕИ, 2003. – 403 с.
3.
Окрепилов В.В. Управление
качеством: Учебник для ву-зов / 2-ое изд. доп. и перераб. М., 1998.
4.
Свиткин М.З.,
Мацута В.Д., Рахлин К.М. Обеспечение качества продукции на
основе международных стандартов ИСО серии 9000. – СПб.: Изд. С-Пб ун-та, 2003. –
380 с.
5.
Закон
РФ «0 сертификации продукции и услуг» 10.06.93.
6.
ФЗ «О
внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О сертификации
продукции и услуг»» от 02.07.98.
7.
Сертификат
качества товара и безопасность покупателя. – М.: ВНИИС, 2005. – 398 с.
8.
Сырейщикова Н.В. Сурков.
Сертификация: Основные принципы. Уч. пособие в 3-х частях, 2007
9.
Управление
качеством продукции на основе ИСО 9000. Уч. пособие / Вакулич Е.А., Лапидус В.А.
и др., Самара 2008
10. Россия идет по пути Европы //
Стандарты и качество. 2008, №11, с. 38–43.
11. Свиткин М.З.
Социально-психологические аспекты применения стандартов ИСО серии 9000 на
предприятии // Стандарты и качество. 2002, №9, с. 39–42.