1. Осуществляет
технический контроль готовой продукции, выпускаемой цехами, в объеме и в
соответствии с условиями контрактов, договоров и соглашений.
|
2.
Осуществляет входной контроль поступающих сырья, материалов и полуфабрикатов,
необходимых для производства.
|
3.
Осуществляет операционный контроль продукции и летучий контроль соблюдения
технологической дисциплины в соответствии с требованиями утвержденной
технологической документации.
|
4.
Осуществляет неразрушающий контроль продукции и поступающих материалов в
соответствии с требованиями технологической документации и контрактов,
договоров, соглашений.
|
5.
Планирует и координирует работы по разработке, внедрению и функционированию
системы обеспечения качества.
|
6.
Разрабатывает совместно с техническими службами новые формы, методы и
средства контроля. Организует и осуществляет внедрение прогрессивных методов
контроля и оценки качества продукции.
|
7.
Назначает и проводит не предусмотренные утвержденным технологическим
процессом выборочные проверки качества готовой продукции, качества проведения
испытаний, качества сырья, материалов, полуфабрикатов, качества выполнения
отдельных технологических операций и переходов, упаковки, хранения, погрузки
и транспортирования продукции, сырья, материалов внутри предприятия.
|
8 Ведет
систематическую работу по анализу эффективности методов технического
контроля, выявлению причин выпуска продукции низкого качества.
|
9.
Оформляет документы на принятую и забракованную продукцию, а также документы,
содержащие техническое обоснование для предъявления претензий поставщикам
сырья, материалов, полуфабрикатов, забракованных при входном контроле, с
соблюдением установленных сроков и требований.
|
10.
Предъявляет готовую продукцию представителю заказчика в случаях,
предусмотренных условиями ее поставки.
|
11.
Участвует в испытаниях новых образцов продукции, в разработке, согласовании и
внесении изменений в нормативно-техническую и технологическую документацию на
эту продукцию.
|
12.
Осуществляет периодический выборочный контроль качества продукции,
выпускаемой участками, бригадами и отдельными работниками, переведенными на
самоконтроль.
|
13.
Принимает участие в анализе причин брака, в разработке мероприятий по
предупреждению брака. Осуществляет контроль за реализацией и эффективностью
внедрения этих мероприятий.
|
14. Ведет
учет поступивших рекламаций, претензий по качеству продукции. Совместно со
службами ОАО "Ижсталь" проводит анализ поступивших рекламаций и
претензий. Разрабатывает и контролирует внедрение мероприятий по исключению
выявленных дефектов.
|
15. Ведет
учет брака по цехам и ОАО "Ижсталь" в целом. Контролирует
выявление, учет, и списание брака на конкретных виновниках в цехах, а также
правильность оформления актов на брак. Привлекает представителей других
подразделений к выявлению причин брака.
|
16.
Контролирует выполнение работ по изолированию забракованной продукции и
соответствующей ее маркировке.
|
17.
Устанавливает и доводит до сведения подразделений базовые значения
показателей качества.
|
18.
Организует и проводит внутренние проверки соблюдения требований системы
обеспечения качества.
|
19.
Выполняет установленную отчетность о качестве и сертификации продукции.
|
20.
Принимает участие в подготовке договоров и контрактов на поставку сырья,
материалов и полуфабрикатов в части согласования условий их приемки по
качеству.
|
21. Вносит
предложения о повышении качества изготовляемой продукции, о совершенствовании
системы обеспечения качества, нормативно-технической и технологической
документации, о материальном стимулировании за выпуск продукции высокого
качества.
|
22.
Планирует, организует и осуществляет общее руководство работами по
сертификации продукции и системы обеспечения качества.
|
23.
Разрабатывает совместно с техническими службами необходимую техническую
документацию по сертификации продукции и системы обеспечения качества.
|
24.
Контролирует осуществление необходимых мер по повышению ответственности всех
звеньев производства за выполнение требований системы обеспечения качества.
|
25.
Определяет уровень показателей качества продукции, изготовляемой основными
цехами ОАО "Ижсталь".
|
Система
управления качеством продукции разрабатывается с учетом следующих принципов:
•
ориентация на потребителя;
•
продуктовый подход;
•
охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип "петли качества");
•
сочетание обеспечения управления и улучшения качества;
•
предупреждение проблем и др.
Такая
система создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение
определенной политики и достижение поставленной цели в области качества.
Комплексное
управление качеством —
это эффективная система, объединяющая деятельность различных подразделений,
ответственных за разработку показателей качества, их достижение, поддержание
достигнутого уровня качества, обеспечение производства и эксплуатации продукции
на самом экономном уровне при полном удовлетворении требований потребителя.
Комплексное управление качеством требует участия всех подразделений
предприятия, включая производственное, отделы проектирования, снабжения, сбыта,
технического контроля качества, стандартизации и др.
Организационные
формы и виды процессов технического контроля качества продукции весьма
разнообразны. Поэтому целесообразно их деление на группы по классификационным
признакам. Выделяют следующие виды контрольных операций:
По
стадиям жизненного цикла изделия:
•
контроль проектирования новых изделий;
•
контроль производства и реализации продукции;
•
контроль эксплуатации или потребления,
По
объектам контроля:
• контроль предметов труда;
•
контроль средств производства;
•
контроль технологии;
•
контроль труда исполнителей;
•
контроль условий труда.
По
стадиям производственного процесса:
• входной контроль, предназначенный
для проверки качества материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений
до начала производства
•
промежуточный контроль, выполняемый по ходу технологического процесса
(пооперационный);
•
окончательный приемочный контроль, проводимый над заготовками, деталями,
сборочными единицами, готовыми изделиями;
•
контроль транспортировки и хранения продукции.
По
степени охвата продукции:
• сплошной контроль, выполняемый при
100%-ном охвате предъявляемой продукции. Он применяется в следующих случаях:
б)
когда оборудование или особенности технологического процесса не обеспечивают
однородности изготовляемых объектов;
в)
при сборке в случае отсутствия взаимозаменяемости;
г)
после операций, имеющих решающее значение для качества последующей обработки
или сборки;
д)
после операций с возможным высоким размером брака;
е)
при испытании готовых изделий ответственного назначения;
•
выборочный контроль, осуществляемый не над всей массой продукции, а только над
выборкой. Обычно он используется в следующих случаях:
а)
при большом числе одинаковых деталей;
б)
при высокой степени устойчивости технологического процесса;
в)
после второстепенных операций.
По
месту выполнения:
• стационарный контроль, выполняемый в
стационарных контрольных пунктах, которые создаются в следующих случаях:
а)
при необходимости проверки большого числа одинаковых объектов производства,
которые требуют специально оборудованных контрольных пунктов (сложная
измерительная аппаратура);
б)
при возможности включения работы стационарного контрольного пункта в поток
заключительных операций производственного процесса;
•
скользящий контроль, выполняемый непосредственно на рабочих местах, как
правило, в следующих случаях:
а)
при проверке громоздких изделий, неудобных для транспортировки;
б)
при изготовлении малого числа одинаковых изделий;
в)
при возможности применения простых контрольно-измерительных инструментов либо
приборов.
По
времени выполнения:
•
непрерывный;
•
периодический.
По
организационным формам выявления и предупреждения брака:
• летучий контроль, выполняемый
контролером произвольно без графика при систематическом обходе закрепленных за
ним рабочих мест;
•
кольцевой контроль, заключающийся в том, что за контролером закрепляется
определенное количество рабочих мест, которые он обходит "по кольцу"
периодически в соответствии с часовым графиком, причем продукция проходит
контроль на месте ее изготовления;
•
статистический контроль, являющийся формой периодического выборочного контроля,
основанный на математической статистике и позволяющий обнаружить и
ликвидировать отклонение от нормального хода технологического процесса раньше,
чем эти отклонения приведут к браку;
•
текущий предупредительный контроль, выполняемый с целью предупреждения брака в
начале и в процессе обработки. Он включает:
а)
проверку первых экземпляров изделий;
б)
контроль соблюдения технологических режимов;
в)
проверку вступающих в производство материалов, инструментов, технологической
оснастки и др.
По
влиянию на возможность последующего использования продукции:
• разрушающий контроль;
•
неразрушающий контроль.
По
степени механизации и автоматизации:
•
ручной контроль;
•
механизированный контроль;
•
автоматизированный (автоматизированные системы управления качеством) контроль;
•
автоматический контроль;
•
активный и пассивный контроль продукции.
По
исполнителям:
•
самоконтроль;
•
контроль мастеров;
•
контроль ОТК;
•
инспекционный контроль;
•
одноступенчатый контроль (контроль исполнителя и приемка ОТК);
•
многоступенчатый контроль (контроль исполнителя и операционный, а также
специальный и приемочный).
По
используемым средствам:
•
измерительный контроль, применяемый для оценки значений контролируемых
параметров изделия: по точному значению (используются инструменты и приборы
шкальные, стрелочные и др.) и по допустимому диапазону значений параметров
(применяются шаблоны, калибры и т.п.);
•
регистрационный контроль, осуществляемый для оценки объекта контроля на
основании результатов подсчета (регистрации определенных качественных
признаков, событий, изделий);
•
органолептический контроль, осуществляемый посредством только органов чувств
без определения численных значений контролируемого объекта;
•
визуальный контроль — вариант органолептического, при котором контроль
осуществляется только органами зрения;
•
контроль по образцу, осуществляемый сравнением признаков контролируемого,
изделия с признаками контрольного образца (эталона);
•
технический осмотр, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и при
необходимости — с привлечением простейших средств контроля.
Методы
технического контроля характерны для каждого участка производства и объекта
контроля. Здесь различают:
•
визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;
•
измерение размеров, позволяющее определять правильность форм и соблюдения
установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных
соединениях;
•
лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических,
физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;
•
механические испытания для определения твердости, прочности и других
параметров;
•
рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;
•
технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно
лабораторного анализа;
•
контрольно-сдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей,
качества;
•
контроль соблюдения технологической дисциплины;
•
изучение качества продукции в сфере потребления;
•
электрофизические методы измерения параметров изделия;
•
методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных,
ионных, ортонных пучков.
В
последние годы более широкое распространение в промышленности находят новые
физико-технические методы контроля качества продукции, основанные на
использовании ультразвука, рентгеноскопии, радиоактивных изотопов. Эти методы
позволяют расширить возможности контроля качества продукции и анализа
технологических процессов, не вызывая разрушения образцов и, как правило,
обеспечивая экономический эффект.
3. Методы и средства контроля
качества продукции
Система менеджмента
качества ОАО "Ижсталь".
Впервые документальное
оформление в виде стандартов предприятия системы качества (далее СК) ОАО "Ижсталь"
было сделано в 1977 году в связи с приведением системы в соответствие с
Комплексной системой управления качеством продукции (далее КСУКП), внедряемой в
то время Министерством оборонной промышленности на подчиненных предприятиях.
Основные задачи системы:
-
постоянное и
планомерное повышение уровня качества выпускаемой продукции;
-
увеличение
удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства;
-
своевременная
замена или модернизация устаревших видов продукции;
-
улучшение
экономических показателей деятельности предприятия;
-
снижение потерь
от брака и рекламаций.
Объектами управления являлись качество продукции, процессы
его формирования, обеспечения и сохранения, процессы совершенствования
организации производства и управления.
Органами управления – подразделения предприятия.
Средствами управления являлись документы по управлению
качеством продукции, плановые задания, нормативы; комплекс стандартов,
устанавливающих нормы и правила в области организации работ по управлению
качеством, а также технические средства.
Был разработан комплекс стандартов предприятия, определивших
последовательность и взаимодействия в отношении качества продукции в процессе
производства. Он состоял из четырех групп:
-
основополагающие
стандарты;
-
стандарты стадии
разработки;
-
стандарты стадии
производства;
-
стандарты стадии
обращения и эксплуатации.
В 1997 году с учетом необходимости создавать условия для
непрерывного процесса совершенствования качества продукции и предотвращения
проблем, связанных с несоответствиями, вместо их выявления и устранения, на
совете директоров было принято решение о сертификации СК предприятия на
соответствие требованиям ИСО 9002.
В 1999 году был заключен договор между ОАО "Ижсталь"
и Ассоциацией "Черметстандарт" на разработку системы обеспечения
качества ОАО "Ижсталь", отвечающей требованиям и подготовка ее к
сертификации немецким органом по сертификации СК – ТЮФ СЕРТ. В ходе работ было
разработано Руководство по качеству (далее РК), комплекс недостающих
нормативных документов, регламентирующих деятельность по обеспечению
действенности элементов СК в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии
9000.
На первом и втором этапах подготовки к сертификации был
проведен детальный анализ документации по СК ОАО "Ижсталь" с позиций
выполнения требований ИСО 9002:1994 и сертификационного общества ТЮФ СЕРТ,
подготовлены проекты РК и стандартов предприятия (далее СТП) по всем основным
элементам стандарта ИСО 9002:1994 применительно к металлургическому
предприятию, разработаны рекомендации по доведению документов до уровня
требований ИСО 9002:1994.
11-16 ноября 2002 года аудиторами фирмы "ТЮФ-ЦССМ"
был проведен сертификационный аудит состояния и эффективности действия СК ОАО "Ижсталь"
по ИСО 9002:1994.
Аудиторами отмечено, что СК ОАО "Ижсталь", в целом,
соответствует требованиям ИСО 9002:1994. В январе 2003 года ОАО "Ижсталь"
торжественно вручили сертификат соответствия СК требованиям ИСО 9002.
Сертификация обеспечила предприятию следующие преимущества:
-
повысилась
ответственность работников, сократилось время принятия решений при
возникновении различных ситуаций, улучшились взаимоотношения между
подразделениями предприятия;
-
увеличилось число
потребителей нашей продукции;
-
выросли объемы
заказов;
-
наличие системы
качества, отвечающей требованиям международных стандартов, - необходимое
условие при работе с зарубежными партнерами;
-
демонстрация
способности предприятия обеспечить потребителей продукцией, отвечающей их
требованиям.
С 15.12.2003 года в соответствии с постановлением
Международной организации по стандартизации (ИСО) прекратили действие ИСО серии
9000 версии 1994 года и вступили в силу стандарты ИСО серии 9000 версии 2000
года, действующие на территории Российской Федерации в виде ГОСТ Р ИСО
9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Поэтому в 2003 году все предприятия России, в
том числе и ОАО "Ижсталь", работающие по серии ИСО 9000, должны были
модифицировать свои СК в соответствии с новой версией этих стандартов – ИСО
9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и ИСО 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004-2001). В
ноябре 2003 года представителями фирмы "ТЮФ-СЕРТ" был проведен аудит
СК ОАО "Ижсталь" на соответствие требованиям ИСО 9001:2000. В
результате аудита фирма "ТЮФ-СЕРТ" выдала сертификат, подтверждающий
соответствие системы менеджмента качества ОАО "Ижсталь" требованиям
ИСО 9001:2000.
В конце октября 2009 года в ОАО "Ижсталь"
завершился надзорный аудит соответствия системы менеджмента качества
требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Специалисты германской
компании "TUV-CERT" проверяли деятельность основных подразделений
предприятия. Результаты проверки были обсуждены на заключительном совещании. "Ижсталь"
прошла ресертификационный аудит на соответствие системы менеджмента качества
требованиям ИСО 9001:2008. Проверка прошла без единого замечания.
Система качества ОАО "Ижсталь"
– это совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов,
необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Документальное оформление
Системы качества включает следующие нормативные документы:
- Руководство по качеству
ОАО "Ижсталь" (1 уровень);
-
стандарты системы
качества и положения о подразделениях (2 уровень);
- приказы генерального
директора, указания директоров по видам деятельности, государственные стандарты
и другая нормативная документация на продукцию, программы качества,
технологическая документация, методики контроля и испытаний, должностные
инструкции (3 уровень);
-
документы,
регистрирующие данные о качестве (4 уровень).
Документальной основой
Системы качества ОАО "Ижсталь" является Руководство по качеству,
которое устанавливает организационную структуру, регламентирует действия,
распределяет полномочия и ответственность персонала структурных подразделений
на всех этапах производства продукции и является обязательным для исполнения
всеми работниками ОАО "Ижсталь".
Руководство содержит
основные положения системы качества Общества и ссылки на используемые
нормативные документы.
Приказы, распоряжения и
указания руководства Общества, технологическая документация устанавливают
требования по ведению процессов, обязанности и ответственность персонала при
выполнении этих требований.
Нормативные документы на
продукцию устанавливают требования к качеству поставляемой продукции.
Должностные и другие
инструкции регламентируют производственную деятельность, обязанности, права и
ответственность работников в соответствии с занимаемой должностью.
Учетная документация по
качеству регистрирует проведение технологических процессов, контроль качества,
продукции, как на стадиях изготовления, так и готовой.
Эффективное применение
документированных процедур управления качеством обеспечивают:
-доведением их требований
до исполнителей;
-проверкой знания
документов персоналом;
-контролем выполнения
требований;
-внутренними проверками
системы.
Планирование качества
Программа качества
Определение и оформление
программы качества - способов выполнения установленных требований к качеству
продукции – осуществляется и согласовывается с потребителем в процессе
согласования условий контракта в виде технических соглашений.
Согласование требований
технического соглашения с элементами системы качества Общества осуществляется
путем выпуска технологического указания.
В случае, если условия
контракта выражаются требованиями государственных стандартов, технических
условий и других нормативных документов, выполнение которых не требует
уточнения системы качества и типовой технологии, программа качества не
составляется.
Планирование развития в
области качества
Ежегодно выпускается план
мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции, который устанавливает
основные мероприятия с указанием сроков и ответственных исполнителей,
обеспечивающие:
- внедрение новых
прогрессивных и совершенствование действующих технологических процессов;
- внедрение современного
и модернизацию действующего технологического оборудования;
- совершенствование
технологии изготовления инструмента, повышение его качества, увеличение
стойкости;
- повышение уровня
метрологического обеспечения производства и технической оснащенности
контрольных операций.
В цехе № 18 "
Прокатной ленты и проволоки" проволоки под контрольными формами выявления
и предупреждения брака продукции являются марка, плавка, размер, номер карты
движения. Дефектами продукции металлургического и машиностроительного
производства являются:
- трещины, чаще всего наблюдающиеся
на наружной и внутренней поверхностях трубной заготовки или стальной трубы и
располагающиеся в продольном направлении или по спирали; иногда образуются
скопления трещин, приводящие к разрывам;
- раковины на внешней
поверхности представляют собой полости в теле
отливки, образованные выделившимися из металла или внедрившимися в металл
газами;
- закаты образуются на поверхности прокатанного металла и имеют вид
двух продольных диаметрально расположенных складок глубиной более 0,5 мм, являются следствием износа ручьев в прокатных валках;
- риски.
Методами и средствами не
разрушающего контроля качества продукции является выявление поверхностных
дефектов, основано на сравнении электромагнитных свойств двух соседних участков
поверхности прутка и регистрации переменного магнитного поля, вызвано перераспределением
вихревых токов в зоне дефектов – Линии Ферстора. Методами и средствами
разрушающего контроля качества продукции является испытание на разрыв
проводимых в лаборатории.
персонал
качество аудит сертификационный
Вывод
В ходе практики на
предприятии ОАО "Ижсталь" в цехе № 18 " Прокатной ленты и
проволоки" я усовершенствовала профессиональные навыки и умения, расширила
и систематизировала знания на основе изучения деятельности подразделения
предприятия, приобрела практический опыт, сформировала целостность
представление о специальности. Я получила практический опыт работы в качестве
контролера ОТК. Я убедилась, что на практике будет востребована основная часть
знаний, полученных мной в колледже.