Кадровая политика предприятия на примере ОАО "Рога и копыта"
1. Общая характеристика организации и анализ
производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности
В 2004 году была организована компания ОАО «Рога и копыта».
Учредителями ОАО «Рога и копыта» являются физические лица. Имущество состоит из
вкладов учредителей – это общая долевая собственность учредителей. На момент
образования предприятия держателями акций стали три человека, одному из которых
принадлежат 50% акций, а остальные 50% распределены равномерно между двумя
другими совладельцами фирмы.
Торговое предприятие ОАО «Рога и копыта» имеет склад
канцелярских товаров и офис, расположенными на ул.Полярная, дом 31В, занимается
оптово-розничной торговлей канцелярских и сопутствующих товаров. Фирма с
момента создания ориентируется на корпоративного заказчика.
За все время работы торговое предприятие ОАО «Рога и копыта»
зарекомендовала себя как надежный партнер и стабильная в финансовом отношении
фирма.
Оперативный учет представляет собой концентрацию и анализ
информации, отражающей выполнение хозяйственных различных операций предприятия.
Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и
управления предприятием. Оперативный учет и контроль над выручкой и прибылью
осуществляется на основе первичных бухгалтерских документах. Бухгалтерский учет
и все записи о хозяйственных операциях ведутся на компьютере в программе 1:С
Предприятие. По данным синтетического и аналитического учета прибыли и убытков
составляется квартальная и годовая отчетность о финансовых результатах
Сегодня к основным видам деятельности фирмы относятся:
Обеспечение клиентов канцелярскими и хозяйственными
товарами, бытовой химией, бумагой, штемпельной продукцией, оргтехникой, а так
же расходных материалов к ней, продуктов питания, бытовой техникой.
Бесплатное составление дизайн проектов офисных помещений,
продажа мебели и ее установка.
Выполнение индивидуальных заказов по просьбе клиента.
Стратегия фирмы - комплексное решение проблем
заказчиков по оптимизации бизнес-процессов. Высококвалифицированные специалисты
вместе с заказчиком анализируют задачи, стоящие перед ним, и предлагают
оптимальные решения.
Ориентация на корпоративного заказчика делает
необходимым обеспечение выполнения полного комплекса работ на всех этапах.
Как правило, работа начинается с анализа потребностей
покупателя, затем выполняется оформление заказа в соответствии с желаниями
заказчика и возможностями фирмы. Если заказчика устраивают данные условия, то
фирма приступает к реализации данного заказа.
Собственной сети магазинов фирма не имеет, так как в области
поставок канцелярских товаров, бумаги, оргтехники, бытовых товаров, мебели и
продуктов питания для офисов, ориентируется, прежде всего, на корпоративного
заказчика, который не ходит по магазинам в поисках необходимого обеспечения для
офиса.
В связи с большой номенклатурой продаваемых товаров и услуг
наиболее приемлемой организационной структурой предприятия является линейная.
2. Анализ численности и структуры персонала
Управление фирмы состоит из генерального директора,
коммерческого директора и руководителя отдела продаж, они же являются
акционерами фирмы. Отдел продаж, который, находится в непосредственном
подчинении руководителя отдела продаж, занимается реализацией товара, а
именно: бытовой техники, бытовой химии и хозтоваров, штемпельной продукции,
калькуляторов, канцелярских товаров, оргтехники и расходных материалов к ней,
мебели, бумаги и продуктов питания для офиса. В отдел продаж входят следующие
должности:
Заместитель руководителя отдела продаж, который
курирует работу Торговых представителей, своего помощника и рассчитывает
зарплату своим подчиненным.
Помощник ЗРОП занимается составлением договоров с
заказчиками, ведением внутренней документацией по отделу продаж, ведет контроль
работы офис-менеджеров, а так же сбором статистических данных по проведениям
тех или иных акций, предлагаемых поставщиками, для увеличения и поддержания
продаж по ассортиментной продукции.
Офис-менеджеры: прием входящих звонков, прием и
отправка факса, оформление пропусков.
Менеджеры по продажам, осуществляют прием и
дальнейшую обработку заказов от покупателей, работа с отгрузочной
документацией, работа с долговыми счетами и т.д.
Отдел закупки, находится в подчинении
руководителя отдела закупки, который в свою очередь занимается планированием
работы отдела закупки, контролем выполнения работы и расчет заработной платы
для своих подчиненных.
Продакт-менеджеры занимаются статистикой движения
товара, и курируют работу менеджеров по закупке.
Менеджеры по закупке товара, отслеживают потребности
в закупке того или иного товара на определенный момент времени, оформляют
заказы у поставщика и решают вопросы, по своевременному прибытию товара на
склад.
Дизайнер, занимается составлением дизайн-проектов для
заказчиков, версткой каталога, оформлением каталогов с рекламной продукцией.
Коммерческий директор ведет контроль за движением
денежных средств компании, руководит бухгалтерией, а так же в его подчинении
находятся отдел доставки и склад.
Бухгалтер выполняет работу по различным участкам
бухгалтерского учета (учет основных средств, расчеты с поставщиками и
заказчиками). Осуществляет прием и контроль первичной документации. Отражает в
бухгалтерском учете операции связанные с движением денежных средств.
Руководитель отдела доставки, распределяет работу
между водителями и курьерами, и следит за своевременной доставкой заказов к
клиентам.
Начальник склада руководит приемщиками товара, комплектовщиками
и грузчиками. Следит за правильным движением товара на складе, ведет четкий
контроль по качеству принятого товара и сроков годности.
Как было сказано выше, фирма ориентируется на корпоративного
заказчика, однако в последнее время клиентами компании становятся не только
крупные предприятия, но и предприятия малого бизнеса и даже частные лица. Организационная
структура управления, состав отделов, соподчиненность должностных лиц и
структурных подразделений ОАО «Рога и копыта» представлены на рис.1
Рис.1 Организационная структура подразделений ОАО
«Рога и копыта»
3. Характеристика системы управления персоналом
организации
Организационно-распределительными документами в ОАО «Рога и
копыта» являются правила внутреннего трудового распорядка, которые включают
следующие разделы:
общие положения
порядок приема и увольнения персонала
основные обязанности руководства
рабочее время и его использование
поощрения за успехи в работе
ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
Должностная инструкция – документ, регламентирующий
деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к
работнику, занимающему эту должность. Должностная инструкция в ОАО «Рога и
копыта» состоит из шести разделов: общие положения, требования к знаниям,
функции и должностные обязанности, права, ответственность и прочие качества
работника. В каждой должностной инструкции помимо основной работы, которую
выполняет работник, указана дополнительная, входящая в круг его обязанностей.
Продолжительность и распорядок рабочего дня в ОАО «Рога и
копыта», порядок предоставления выходных дней, ежегодных и дополнительных
отпусков, другие вопросы трудовой деятельности регулируются заключенными
контрактами, договорами и правилами внутреннего трудового распорядка.
4. Основные функции по управлению персоналом
Каждый сотрудник организации ОАО «Рога и копыта», проходил
подбор, отбор и наем.
Для подбора персонала в основном был использован интернет,
но так, же в подборе персонала участвовали и сотрудники биржи труда. При
подборе персонала расчет численности необходимых сотрудников проводился через
анализ трудоемкости.
Отбором сотрудников в данной организации, занимается инспектор
по кадрам, путем собеседования. На собеседовании у потенциальных сотрудников
выясняли:
Образование
опыт работы в данной сфере
профессиональные навыки
автобиографию
личные интересы.
При найме персонала оформляется трудовой договор, который
вступает в силу с момента его подписание обеими сторонами.
Директор подписывает приказ о принятии нового сотрудника в
штат.
Работником и работодателем подписывается Трудовой Договор. Трудовой
договор является документом, гарантирующим защиту прав и интересов различных
групп сотрудников организации. Содержание трудового договора – это все его
условия, о которых стороны договорились при его заключении. Эти условия
определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.
Каждому работнику с момента вступления в должность выдается
типовая должностная инструкция. Кадровой службой проводится соответствующая
запись в Трудовой книжке работника. Трудовая книжка работника храниться в
отделе кадров и выдаётся на руки при увольнении.
Связь структуры с ключевыми понятиями управления – его
функциями, целями, процессом, людьми и их полномочиями – свидетельствует о ее
огромном влиянии на все стороны работы организации. Структура управления
отражает цели и задачи организации, подчинена производству и меняется вместе с
ним.
Определение потребности в персонале представляет собой
расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени,
занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами
развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной
потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на
определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия
управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и
переподготовки.
5. Адаптация
новых работников
Под адаптацией подразумевается «вливание» в коллектив нового
сотрудника и овладение им определенных профессиональных навыков.
В качестве основного критерия адаптированности работника
принимаются субъективные показатели: оценка жизненной ситуации, оценка его положения
в жизненной ситуации, эмоциональное состояние в связи с ситуацией и своим
положением. Одним из важных факторов, влияющих на адаптацию человека, являются
его индивидуальные качества и личностные особенности людей.
Ответственным за адаптацию новых работников в организации
является инспектор по кадрам. Для проведения эффективной адаптации кадровая
служба собирает информацию о состоянии адаптации новых работников.
Эффективная адаптация осуществляется за счёт института
наставников («опекунов»), высокой сплоченности коллектива, включение в
традиционные подходы.
Адаптация сотрудников в компании ОАО «Рога и копыта»
происходит следующим образом:
Старшие по должности, либо сотрудники, имеющие огромный опыт
в данной сфере, консультируют по тем либо иным вопросам, дают наставления и
проводят обучение специальным трудовым навыкам.
Знакомство с производственными особенностями, знакомство с
персоналом, знакомство с обязанностями и требованиями, а так же с
корпоративными традициями компании.
Проводятся специальные тренинги, на которых дается полная
информация по ассортименту продаваемой продукции, а так же на тренингах, часто
проводятся ролевые игры, которые помогают легче адаптироваться сотрудникам в
новой для них сфере. Тренинги помогают сотрудникам познакомится и лучше узнать
друг друга.
Возможность активно действовать в различных сферах.
6. Система обучения персонала
Подготовку сотрудников ОАО «Рога и копыта» проводят в
конкретных, выделенных для этого помещениях, оборудованных специально под
проведения различных тренингов и обучений. Руководящим составом организации и
инспектором по кадрам проводится разработка программ, планов и методов
обучения.
Важное значение для организации имеет совершенствование и
повышение эффективности системы управления персоналом в организации.
Важнейшим фактором эффективной работы организации является
непрерывная переподготовка персонала. Между квалификацией работника и
эффективностью его труда существует прямая зависимость: чем выше его
квалификация, тем выше производительность его труда. На выполнение одной и той
же работы у квалифицированных работников уходит значительно меньше времени, чем
менее квалифицированных. Благодаря своей высшей образовательной и
профессиональной подготовке, такие работники получают возможность технологически
«видеть» значительно больше своих непосредственных обязанностей в процессе
работы. Именно это во многом предопределяет более высокую степень
удовлетворения своим трудом.
Подготовка – проверка, что обучаемый знает о работе и как её
следует исполнять. Необходимо мотивировать потребность в повышении квалификации
и пробудить интерес и желание к обучению.
Демонстрация того, как совершается та или иная операция или
работа в целом. После, необходимо проверить, что понял и усвоил работник,
задать контрольные вопросы. Необходимо быть уверенным, что обучаемые усвоили
операции или процесс.
Опыт – необходимость дать работнику возможность
самостоятельно провести работу. Наставник – рядом, чтобы при случае поправит
ошибки или скорректировать неверные действия. На этом этапе проверяется знание
техники безопасности. Опыт продолжается до тех пор, пока обучаемый полностью не
овладеет основным умениями и навыками.
Заключение – обучаемый должен самостоятельно выполнять
порученную ему работу.
7. Организация и планирование деловой карьеры и
формирование кадрового резерва
Расстановка кадров в ОАО «Рога и копыта»
Цели управления профессиональной
карьерой со стороны предприятия:
• эффективное использование
профессиональных способностей персонала в интересах дела, достижения целей и
решения задач общества;
• своевременное обеспечение
предприятия необходимым ему количеством персонала с соответствующим
профессиональным опытом;
• создание эффективных стимулов
для трудовой мотивации и профессионального развития персонала;
• обеспечение относительно
стабильного состава персонала.
Цели управления профессиональной
карьерой со стороны персонала:
• достижение более высокого
должностного статуса на предприятии, возможность получения более высокой оплаты
труда;
• получение более содержательной
и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы;
• развитие профессиональных
способностей;
• личностный рост,
удовлетворение от самореализации.
Принципы системы развития
карьеры:
• построение трудовой карьеры
таким образом, чтобы на каждой последующей работе в наибольшей степени
использовались знания и опыт, полученные на предыдущей;
• информированность работников
компании о перспективах продвижения и о реальном продвижении;
• моральная и материальная
заинтересованность работников в карьерном росте.
8. Система проведения периодической аттестации работников
организации
Аттестация в ОАО «Рога и копыта» проводится раз в квартал. Точная
дата проведения указывается в приказе генерального директора о проведении
аттестации. Эффективность аттестации и ее объективность во многом зависит от
уровня подготовленности коллектива. Аттестации подлежат служащие всех
наименований и категорий в соответствии с приказом «Об утверждении номенклатуры
должностей Генерального директора ОАО «Рога и копыта».
Результатом аттестации служащих является установление
соответствия их профессиональных и личностных качеств, а также достигнутых
результатов деятельности предъявляемым работнику данной должности
квалификационным требованиям в соответствии с квалификацией выполняемой ими
работы. Основной характеристикой квалификации работника являются ее сложность и
качество, которые оцениваются исходя из содержания труда (функции).
При оценке сложности и качества работы сотрудников
учитываются особенности деятельности различных должностных и
профессионально-квалификационных групп этой категории работников и
результативность их трудового вклада.
Оценка квалификационного уровня служащего осуществляется
комплексно и основывается на учете специфики труда той или иной категории сотрудников
и достигаемой результативности в работе. Оценка уровня квалификации служащих на
основе рассмотрения их профессиональных и личностных качеств обязательно должна
сопровождаться проведением анализа результатов труда.
Характеристика подписывается руководителями и специалистами,
проводившими аттестацию.
Исходя из характеристики, можно выяснить, насколько пригодна
данная личность именно для предполагаемой работы.
Аттестация выполняет очень важные для организации
функции:
- административная – исходя из результатов аттестации
происходит повышение по службе, понижение по службе, перевод на другую работу,
увольнение,
- информационная – происходит информирование
работников об относительном уровне их работы,
- мотивационная – определив сильных работников,
организация может поддерживать их, т.е. вознаградить благодарностью, повышением
заработной платы. Систематическое положительное подкрепление поведения ведет к
аналогичному поведению в будущем, что немаловажно для успешного развития организации.
9. Оплата труда
В компании ОАО «Рога и копыта» действует сдельно-премиальная
система оплаты труда.
При сдельно-премиальной оплате труда оплата складывается из заработанной
платы и премии, премии могут начисляться в виде фиксированной
суммы или составлять процент от оклада.Расчет сдельно-премиальной оплаты труда осуществляется также, как и при
простой сдельной оплате труда. Премиальные
суммы выплачиваются вместе с заработной платой.
Выплаты заработной платы производится в денежной форме
валюте Российской Федерации (в рублях). Заработная плата каждого работника
зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и
качества затраченного времени и труда, выполняемых им функций, инициативности,
творческой активности, стажа работы и т.д.
Форма оплаты фиксируется в штанном расписании компании, которое
утверждается руководителем организации и прописывается в трудовом договоре
работающего, подписанным с двух сторон, с одной стороны работника и с другой –
работодателем.
На предприятии действует оплата труда в виде
фиксированных величин - определяющая предельные (минимальные и максимальные)
значения. Общий уровень оплаты труда на предприятии зависит от:
результатов хозяйственной деятельности предприятия,
уровня его прибыльности,
кадровой политики предприятия,
уровня безработицы в области среди работников
соответствующей специальности.
Для расчета заработной платы необходимо использовать план и
отчет по труду, справки о составе средств на оплату труда, отчет о результатах
финансовой деятельности и др.
10. Оценка кадровой политики, анализ стратегии и целей
организации
Миссия организации – это совокупность стратегий,
выработанных руководством компании для достижения целей. Чтобы сформировать
миссию необходимо изучить и проанализировать: философию фирмы, сферу
деятельности, систему целей, технологические возможности. При разработке миссии
исследуется внешняя среда ( социальные, экономические и геополитические
условия) и внутренняя – совокупность ресурсов, организационных процессов,
определение целей организации, системные характеристики.
Миссия ОАО «Рога и копыта» состоит в обеспечении
предприятий, организаций и частных лиц бытовой техникой, бытовой химией и
хозтоваров, штемпельной продукцией, канцелярскими товарами, оргтехникой и
расходных материалов к ней, мебелью, бумагой и продуктами питания. Определение
и постановка целей – один из важнейших этапов в деятельности фирмы. Успех
предприятия напрямую зависит от того, насколько правильно выбраны цели и как
верно они сформулированы.
Основные цели ОАО «Рога и копыта»: высокая
конкурентоспособность, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж и
увеличение прибыли; увеличение ассортимента услуг и продукции; повышение
качества работы.
Цель кадровой политики ООО «Август Принт Арсенал» - разумное
сочетание процессов обновления и сохранения, поддержания оптимального
численного и качественного состава персонала в его профессиональном и
социальном развитии, способного на высоком уровне обеспечить решение задач.
Кадровая политика реализуется через управление персоналом,
как систему внутрифирменных отношений и систему работы с внешними источниками
персонала. Стратегия развития управления персоналом неотъемлемая часть общей
стратегии компании, способствуя достижению ее финансово-экономической
стабильности, устойчивой доходности и динамического развития. Ориентируется на
укрепление преимуществ, повышение эффективности работы. Создание целостной
системы нормативных, распорядительных, методических внутрифирменных документов
и принципов работы с персоналом.
Список использованных источников
Уставные
документы ОАО «Рога и копыта»
Интернет
сайты