Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
Министерство
Сельского Хозяйства Российской Федерации
ФГОУ
ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
«Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
на
тему «Леверидж и его роль в финансовом менеджменте»
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение
1.
Обзор
литературы
2.
Роль
левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1
Понятие левериджа и его значение
2.2
Производственный леверидж как инструмент для управления прибылью от продаж
2.3
Оценка и границы применения финансового левериджа
2.4
Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия
Выводы
и предложения
Список
использованной литературы
Введение
В
условиях рыночных отношений, любое коммерческое предприятие, планирует свою
деятельность, таким образом, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности.
Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение
руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного
управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и
финансовой деятельности предприятия.
Наиболее
действенным фактором, влияющим на результативность предприятия, является –
леверидж ( в переводе с англ. – рычаг).
Производственный
леверидж – количественно характеризуется соотношением между постоянными и
переменными затратами и вариабельностью показателей прибыли до вычета процентов
и налогов.
Финансовый
леверидж – количественно характеризуется соотношением между заемным и
собственным капиталом.
Целью
данной работы является определение эффективности операционного и финансового
рычагов, определить понятие порога рентабельности.
Основываясь
на цели работы, были установлены следующие задачи:
-
выявить определение финансового рычага и показать возможности расчета его
эффективности;
-
установить определение операционного рычага и показать возможности расчета его
эффективность;
-
установить определение порога рентабельности.
Актуальность
данной работы заключается в важности понятий операционного и финансового
рычагов для любого коммерческого субъекта.
1.
Обзор литературы
В
системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в
современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является
управление финансами - финансовый менеджмент. Менеджмент - процесс управления
предприятием. Финансовый менеджмент – наука управления финансами. Финансовый
менеджмент основывается на инвестировании финансовых ресурсов на долгосрочной
основе с целью извлечения прибыли.
Деятельность
любого предприятия, целью которого является получение прибыли, сопряжена с
риском. В.В. Ковалев в книге «Финансовый менеджмент: теория и практика» [М.
2007 г., стр. 514], выделяет и дает определение таким рискам как: «Операционный
(производственный) риск – это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми
особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в который фирма решила вложить
свой капитал.
Риск,
обусловленный структурой источников финансирования, называется финансовым. В
этом случаи внимание акцентируется на то, из каких источников получены средства
и какого их соотношение.»
Взаимосвязь
между прибылью и понесенными затратами на получение этой прибыли, в финансах существует
определенный показатель – леверидж. Старков В.А. в книге «Финансовый
менеджмент» [Рыбинск, 2008г. 68стр.] дает следуещее определение « леверидж –
определенный фактор, небольшое изменение которого может привести к
существенному изменению результирующих показателей».
Таким
образом, леверидж является определенным рычагом, способствующем положительно
или отрицательно отразиться на получаемой прибыли.
Выделяют
такие виды левериджа как, производственный и финансовый. Стоянова Е.С. дает
следующие определения : « Эффект финансового рычага – это приращение к
рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использование кредита,
не смотря на платность последнего».
О.Э.
Вальтер, Е.Н. Понеделькова, Д.А. Корнилин отмечют: «рентабельность собственного
капитала, выражается отношение, чистой прибыли с учетом уплаты процентов за
кредит к собственному капиталу, величина которого принимается по данным
баланса».
Старков
Н.А. в книге, «Финансовый менеджмент» [Рыбинск:2008 г., 72стр.] дает следующее
определение финансового левериджа и выделяет, три основных составляющих этого
рычага. «Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между
изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты процентов и налогов».
Выделяют две концепции нахождения эффекта финансового рычага:
западноевропейская и американские концепции. Различие состоит в том, что
западноевропейская концепция эффект финансового левериджа трактуют эффект
финансового левериджа как приращение к рентабельности собственного капитала,
получаемое благодаря использованию заемного капитала.
ЭФРз-е
= (1 – ставка налога на прибыль) × (экономическая рентабельность активов
– средняя расчётная ставка процента за кредит) × заёмный капитал ⁄
собственный капитал,
где
ЭФРз-е – эффект финансового рычага.
Эффект
финансового рычага должен быть равен 30 – 50 % от уровня
экономической
рентабельности активов.
Приведенная
формула расчета эффекта финансового левериджа позволяет выделить в ней три основные
составляющие: налоговый корректор финансового левериджа (1 – ставка налога на
прибыль), который показывает, в какой степени проявляется эффект финансового
левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли. Дифференциал
финансового левериджа (экономическая рентабельность активов – средняя расчетная
ставка процента за кредит), который характеризует разницу между коэффициентом
валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит. Плечо финансового
левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого
предприятием, в расчете на единицу собственного капитала».
Старков Н.А. в книге, «Финансовый менеджмент» [Рыбинск:2008 г., 68стр.]
Таким
образом, знание механизма воздействия финансового капитала на уровень
прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет
целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала
предприятия.
Американская
концепция расчета финансового левериджа эта концепция рассматривает эффект в
виде приращения чистой прибыли на 1 обыкновенную акцию на приращение
нетто-результат эксплуатации инвестиций, то есть этот эффект выражает прирост
чистой прибыли, полученный за счет приращения нетто-результат эксплуатации инвестиций.
ЭФРам=
Прибыль до налогооблолжения + процент за
кредит/ Прибыль до налогообложения
Эта
формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с
использованием заемного капитала, поэтому чем больше сила воздействия
финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным
предприятием:
а)
для банкира – возрастает риск невозмещения кредита;
б)
для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.
Таким
образом, первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную
величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень
финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.
Петросян
Н.А. в книге «Финансовый менеджмент: учебно-методическое пособие» [М. 2008г.
Стр.48] «Операционный леверидж - потенциальная возможность влиять на балансовую
прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.
Действие операционного рычага связанно с различной природой и поведением
текущих затрат на производство и реализацию продукции.
Эффект
операционного рычага состоит в наращивании прибыли при росте объемов
производства за счет экономии на условно-постоянных расходах. Уровень
операционного рычага измеряется соотношением темпа прироста прибыли и темпа
прироста объема производства.
Старков
Н.А.
отмечает, что в конкретных ситуациях проявление механизма операционного рычага
имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его
использования.
Эти
особенности состоят в следующем.
1.
Положительное воздействие ЭОР начинает проявляться лишь после того, как
предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.
Для
того, чтобы положительный ЭОР начал проявляться, предприятие в начале должно
получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные
затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные
затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма
постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки
безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не
обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат
будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки
безубыточности.
2.
По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности
эффект операционного рычага начинает снижаться.
Каждый
последующий процент прироста объема продаж будет приводить ко все меньшему
темпу прироста суммы прибыли.
3.
Механизм операционного рычага имеет и обратную направленность – при любом
снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли
предприятия.
4.
Между эффектом операционного рычага и прибылью предприятия
существует
обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже ЭОР и наоборот.
Это позволяет сделать вывод о том, что операционный рычаг является
инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в
процессе осуществления производственной деятельности.
5.
Эффект операционного рычага проявляется только в коротком периоде. Это
определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь
на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения
объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию
необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней
свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект
операционного рычага проявляется в новых условиях хозяйствования поновому.
Понимание
механизма проявления эффекта операционного рычага позволяет целенаправленно
управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения
эффективности производственно хозяйственной деятельности при различных
тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
Таким
образом леверидж - управления активами и пассивами
предприятия, направленный на возрастание прибыли. Буквально - это рычаг для
подъема тяжестей, то есть некий фактор, наибольшее изменение которого может
привести к существенному изменению результативных показателей, дать так
называемый левериджный эффект, или эффект рычага.
2.
Роль левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1
Понятие левериджа и его значение
Термин
«леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование
американского термина «lеvеrage»,
уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе;
отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing»[4].
В некоторых монографиях используют термин «рычаг», что вряд ли следует
признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе
в английском рычагом является «lever»,
но никак не «1еverege»[4].
В
экономике, а точнее в менеджменте под словом леверидж понимают – процесс
управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание
(увеличение) прибыли [1 c.130].
Основным
результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от
многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения.
В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух
основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не
взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно
управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является
исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании
коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно
различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
Первый
момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и
эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции
являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может
быть различным и определяется технической и технологической политикой,
выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно
повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается
увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением
переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому
найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта
взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа,
уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией
производственного риска.
Леверидж
в
приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое
изменение которого может привести существенному изменению результирующих
показателей.
В
финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа [6 c.98]:
финансовый
производственный
(операционный)
производственно-финансовый
Всякое
предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе
факторов производственного и финансового характера. Эти факторы формируют
расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не
являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат
производственного и финансового характера можно управлять. Это управление
происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников
формирования затрат производственного характера. В результате использования различных
источников финансирования складывается определенное соотношение между
собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным,
и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения
влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому
финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину
прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в
себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую
рентабельность собственного капитала.
2.2
Операционный (производственный) леверидж и его эффект
Операционный
(производственный) леверидж зависит от структуры издержек
производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных
затрат в структуре себестоимости[9 c.135].
Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры
себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж
показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Операционный
леверидж – это потенциальная возможность влиять на
балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска
продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация) [5 c.211].
Понятие
операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в
частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными
затратами[5 c.212]. Рассмотрение в
этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу
максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов
при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на
условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат
и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия
на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность
рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий
безубыточную деятельность предприятия.
Решение
этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает
определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от
продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом
операционного левериджа.
Например:
Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн. руб. при
совокупных переменных затратах 8.3 млн.руб. и постоянных затратах 1.5 млн.руб.
Прибыль = 0.2 млн.руб.
Предположим,
что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема
продаж на 10%, т.е. 11 млн.руб.
Постоянные
расходы = 1.5 млн.руб.
Переменные
расходы увеличиваются на 10%, т.е. 8.3*1.1=9.13 млн.руб.
Прибыль
от реализации = 0.37 млн.руб., т.е. 11-9.13-1.5.
Темп
роста прибыли (370/200)*100 = 185%.
Темп
роста выручки = 110%.
На
каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8.5%, т.е.
ЭОЛ
= 85%/10% = 8.5%
Т.о.
силу (эффект) оперативного левериджа можно рассматривать как характеристику
делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с
его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное
изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ)
при данном проценте изменения физического объема продаж[10 c.299]:
,
,
,
где
Q - физический объем
продаж, р – цена, –
выручка от реализации, –
ставка переменных затрат на выпуск продукции, – постоянные затраты
1)
,
2)
Эти
формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход
(МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД
не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.
2.3
Особенности финансового левериджа
Финансовый
леверидж - это соотношение между облигациями и
привилегированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями - с другой [2
c.67-68]. Он является показателем
финансовой устойчивости акционерного общества. С другой стороны – это использование
долговых обязательств (заемных средств) с целью увеличения ожидаемой прибыли на
акционерный капитал. В третьей трактовке финансовый леверидж – это
потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения
объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных
и заемных средств для оптимизации процентных выплат [2 c.70]. Вопрос целесообразности использования
заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли
заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала.
Другими
словами финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой
прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.
В
финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения эффекта
финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового
менеджмента.
Первая
концепция: Западноевропейская концепция.
Эффект
финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного
капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала. Рассмотрим
следующий пример:
Таблица
1
Показатели
|
Предприятие
1
|
Предприятие
2
|
Предприятие
3
|
Активы,
тыс. руб.
Пассивы,
тыс. руб., в т ч.
Собственный
капитал (СК)
Заемный
капитал (ЗК)
Прибыль
до выплаты % и налогов
Экономическая
рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100
Издержки
по выплате % (25%)
Чистая
прибыль, тыс. руб.
ЧП=(БП-S%)*(1-н)
Чистая
рентабельность СК
ЧРСК=ЧП/СКср*100
|
1`000
1`000
1`000
-
400
40%
-
400*(1-0,3)
=280
280/1`000*100==28%
|
1`000
1`000
700
300
400
75
(400-75)*(1-0,3)=227,5
227,5/700*100==32,5%
|
1`000
1`000
300
700
400
40%
175
(400-175)*(1-0,3)=157,5
157,5/300*100==52,5%
|
Вывод:
предприятие 2 и 3 используют собственный капитал более эффективно; об этом
свидетельствует показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК),
а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его
привлечения. Такую стратегию привлечения заемного капитала называют стратегией
спекуляции капитала.
Показатель
прибыли до выплаты % и налогов является базовым показателем финансового
менеджмента, который характеризует создаваемый предприятием доход на
привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций
(НРЭИ)[10 c. 201-202]:
НРЭИ=БП-S%,
Рассмотрим
влияние финансового левериджа на чистую рентабельность собственного капитала
для предприятия, использующего как заемный капитал, так и собственный капитал,
и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на экономическую
рентабельность активов (ЭРА)[10 c.211]:
Итак,
эффект финансового левериджа (ЭФЛ) по 1 концепции расчета
определяется[10 c.220]:
,
где
– дифференциал, – плечо рычага.
Вторая
концепция: Американская концепция расчета финансового
левериджа.
Эта
концепция рассматривает эффект в виде приращения чистой прибыли (ЧП) на
1 обыкновенную акцию на приращение нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ),
то есть этот эффект выражает прирост чистой прибыли, полученный за счет
приращения НРЭИ[10 c.249]:
;
;
;
;
Из
вышеизложенного следует[10 c.246]:
;
Эта
формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с
использованием ЗК, поэтому, чем больше сила воздействия финансового
левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием [5 c.
306]:
а)
для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:
б)
для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.
Т.о.
первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и
условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового
риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.
Рассмотрим
два варианта финансирования предприятия – из собственных средств и с
использованием собственных средств и заемного капитала. Предположим, что
уровень рентабельности активов (РА) составляет 20%. Во втором варианте
за счет использования заемных средств получен эффект финансового левереджа
(рычага) – повысилась рентабельность собственного капитала.
Таблица
2 - Расчет рентабельности собственного капитала
Показатели
|
Вариант
1
|
Вариант
2
|
Валюта
баланса
|
1`000`000
руб.
|
1`000`000
руб.
|
Структура
пассивов:
Собственный
капитал
Заемный
капитал
|
1`000`000
руб. – 100%
нет
|
500`000
руб. – 50%
500`000
руб. – 50%
|
Чистая
прибыль за период
|
200`000
руб.
|
200`000
руб.
|
Плата
за заемный капитал (I
= 15%)
|
нет
|
75`000
руб.
|
Рентабельность
активов
|
РА
= 200/1`000 = 20%
|
РА
= 200/1`000 = 20%
|
Рентабельность
собственного капитала
|
РСК
= 200/1`000 = 20%
|
РСК
= (200 – 75)/500 = 25%
|
Решение
об использовании заемных средств в той или иной пропорции составляет предмет
финансового левериджа. Возможность управления источниками финансирования для
повышения рентабельности собственного капитала измеряется показателем «уровень
финансового левериджа».
Уровень
финансового левериджа – это соотношение темпа прироста чистой
прибыли к темпу прироста валового дохода, характеризует чувствительность,
возможность управления чистой прибылью[8 c.363].
Уровень
финансового левериджа возрастает при увеличении доли заемного капитала в
структуре активов. Но, с другой стороны, большой финансовый «рычаг» означает
высокий риск потери финансовой устойчивости:
Леверажный
(финансовый риск) – это возможность попасть в зависимость
от кредитов и займов в случае не достатка средств для расчетов по кредитам, это
риск потери ликвидности/финансовой устойчивости[6 c.127].
2.4
Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия
Каждое
предприятие в своей коммерческой деятельности стремиться получить наибольшую
прибыль и снизить свои издержки. Чтобы организация была прибыльной, ее
деятельность должна быть рентабельной, т.е. выручка от реализации производимой
(или продаваемой, если это торговое предприятие) фирмой продукции должна
компенсировать издержки и затраты предприятия.
Расчет
показателей порога рентабельности и запаса финансовой прочности позволяет
руководству организации понять, какой объем продукции ему необходимо выпустить
и продать, чтобы выйти в "ноль", т.е. полностью окупить свои затраты.
Далее, на основе этих расчетных данных, руководство фирмы может планировать
выпуск продукции и цены реализации для того, чтобы получить ту прибыль, на
которую организация рассчитывает. Запас финансовой прочности позволяет оценить,
насколько предприятие далеко ушло от порога рентабельности в зону прибыли. Чем
больше запас финансовой прочности, тем предприятие более подготовлено к
различным неблагоприятным экономическим явлениям. В случае каких-либо
непредвиденных сбоев в работе организации, или же ухудшения состояния внешней
среды – у фирмы есть шанс остаться в зоне прибыли или же убытки будут меньше
чем они могли бы быть, если бы организация была близка к зоне убыточности и
запас финансовой прочности был бы небольшим.
Далее
в работе будет более подробно описано значение порога рентабельности и запаса
финансовой прочности, а также методы их расчетов.
Порог
рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем
производства (реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка
от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию
продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики
необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и
переменные.
Практическая
польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной
смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и
переменным затратам) заключается в следующем:
Во-первых,
можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не
окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).
Во-вторых,
можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при
данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
В-третьих,
такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и
реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог
рентабельности).
Для
расчета порога рентабельности применяются:
-
математический метод (метод уравнения);
-
метод маржинального дохода (валовой прибыли);
-
графический метод.[11, с. 215]
Математический
метод (метод уравнения). Для вычисления порога рентабельности
сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
П
= ВР – Зпост. – Зпер,
где
П – прибыль; ВР – выручка от реализации; Зпост – постоянные затраты;
Зпер
– переменные затраты
Или
же данная формула может иметь следующий вид:
П
= Ц.ед*Х – Зпер.ед*Х – Зпост,
где
Ц.ед – цена за единицу продукции; Зпер.ед – переменные затраты на единицу
продукции; Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.
Затем
в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X),
а
правая часть - прибыль - приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета -
в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
Х*(Ц.ед
– Зпер.ед) – Зпост = 0,
При
этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции маржинальный
доход - это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров)
и переменными издержками. Далее выводится конечная формула для расчета точки
равновесия:
X = Зпост/МДед,
где
МДед – маржинальный доход на единицу продукции.
Метод
маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным
математическому методу.
В
состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация
так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным
доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен
маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается
точка равновесия.
Альтернативная
формула расчета имеет вид:
П
= МД – Зпост,
Поскольку
в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:
МДед*ОР
= Зпост,
где
ОР – объем реализации.
ОР
будет являться порогом рентабельности. Формула для вычисления порога
рентабельности в этом случае будет иметь вид:
ПР
= Зпост/МДед,
Для
принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения
маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода
в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:
(МД/ВР)*100%,
Таким
образам, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер
ожидаемого маржинального дохода.
Необходимо
учитывать, что приведенные выше формулы и проиллюстрированные
зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. Вне
этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена
реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются
постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные
на основании этих расчетов выводы будут неправильными. [11, с. 218]
Графический
метод. Точку
безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом.
График
состоит из четырех прямых - прямой, описывающей поведение постоянных затрат,
переменных затрат, суммарных затрат и выручки (рис. 2.1).
Рис.
2.1 - График безубыточности
На
оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных
единицах измерения, на оси ординат - затраты и доходы в денежной оценке. Точка
пересечения прямых суммарных затрат и выручки от реализации будет
свидетельствовать о состоянии равновесия.
Необходимо
иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа
могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых,
выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью
осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности
производства даст надежные результаты при соблюдении следующих
условий и соотношений:
-
переменные расходы и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня
производства;
-
производительность труда не меняется внутри масштабной базы;
-
удельные переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового
периода;
-
структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
-
поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;
-
на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой
продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему
производства.
Несоблюдение
даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.
Фирма
должна обязательно пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом
увеличения массы прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения
производства (наращивания выпуска продукции) просто необходимо будет резко
увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение
получаемой в краткосрочном периоде прибыли. Принимая конкретное решение об
объеме производства продукции, предпринимателю следует считаться с этими
выводами.
Расчет
порога рентабельности рассмотрим на примере:
Исходные
данные для определения порога рентабельности
Показатели
|
Исходный
вариант
|
Вариант
10 % роста выручки
|
Выручка
от реализации
|
10
000
|
11
000
|
Переменные
затраты
|
8
600
|
9
460
|
1.
Валовая маржа
|
1400
|
1540
|
2.
Коэффициент валовой маржи
|
1400/10000
= 0,14
|
1540/11000
= 0,14
|
1200
|
1200
|
4.
Порог рентабельности
|
1200/0,14
= 8571,4
|
1200/0,14
= 8571,4
|
5.1
Запас финансовой прочности
|
10000,0
|
11000,0
|
5.2
Запас финансовой прочности, %
|
8571,4/1428,6
|
8571,4/2428,6
|
6.
Прибыль
|
1428,6/10000
х 100 = 14 % 1428,6 х 0,14 = 200
|
2428,6/11000
х 100 = 22% 2428,6 х 0,14 = 340
|
Отсюда,
порог рентабельности равен 8571,4 тыс., то есть при достижении выручки от
реализации в 8571,4 тыс. предприятие достигает, наконец окупаемости постоянных и
переменных затрат. Каждая следующая проданная единица товара уже будет
приносить прибыль. Зная порог рентабельности, можем определить запас финансовой
прочности предприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от
реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности
предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности,
то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуя дефицит ликвидных
средств. Запас финансовой прочности = 10 000 тыс. - 8571,4 тыс. = 1428,6 тыс.,
что соответствует примерно 14 % выручки от реализации. Это означает, что
предприятие способно выдержать 14 % -ное снижение выручки от реализации без
серьезной угрозы для своего финансового положения.
Выводы
и предложения
В
заключении подведем итоги данной работы.
Эффект
финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств,
получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Дифференциал
– это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной
ставкой процента по заемным средствам.
Плечо
финансового рычага – характеризует силу воздействия финансового рычага – это
соотношение между заемными и собственными средствами.
Если
новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового
рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо внимательнейшим
образом следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча финансового
рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены
кредита.
Риск
кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше
риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск.
Разумный
финансовый менеджер не станет увеличивать любой ценной плечо финансового
рычага, а будет регулировать его в зависимости от дифференциала.
Дифференциал
не должен быть отрицательным.
Эффект
финансового рычага оптимально должен быть равен одной трети – половине уровня
экономической рентабельности активов.
Чем
больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем
выше финансовый риск, связанный с предприятием:
-
возрастает риск не возмещения кредита с процентами для банкира;
-
возрастает риск падения дивиденда и курса акций для инвестора.
Исходя
из расчетов в курсовой работе можно сделать вывод: связь между рентабельностью
собственного капитала и суммой заемного капитала – прямая, т.е. чем больше
денег предприятие берет взаем, тем большую прибыль оно получает с каждого
гривны собственного капитала.
Операционный
рычаг это прогрессивное нарастание величины чистой прибили при увеличении
объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с
увеличением объема производства и реализации продукции. Он состоит в том, что
любое изменение объемов продаж вызывает более сильное изменение прибыли. Кроме
того, сила операционного рычага возрастает с ростом удельного веса постоянных
затрат.
В
условиях рыночной экономики благополучие предприятия напрямую зависит от
величины получаемой прибыли. Требуются обоснованные и взвешенные подходы при
принятии как стратегических, так и тактических решений на основе широкого
использования экономических методов, базирующихся на системе показателей,
отражающих взаимосвязь существующих отношений в реальной экономической системе.
Рассмотрим операционный рычаг как инструмент управления и влияния на прибыль
предприятия.
Действие
финансового рычага неизбежно создает известный риск (финансовый), связанный с
деятельностью фирмы, действие производственного (операционного) рычага также
создает риск (производственный), связанный с деятельностью фирмы.
Следовательно, закономерным представляется вывод, что при более точном
рассмотрении деятельности предприятия происходит суммирование финансового и
производственного рисков.
Список использованной
литературы
1.
Александер
Г.Д., Бейли Д.В., Шарп У.Ф. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 2004, с. 1028.
2.
Маркина
Н.А., Аркин В.Г. Финансовый менеджмент. Учебник издание 2, М.: Юнити-Дана,
2004, с. 416.
3.
Басовский
Л.Е. Финансовый менеджмент. М.: ИНФРА-М., 2005, с. 240.
4.
Бизнес-словарь:
www.businessvoc.ru.
5.
Бригхем
Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. // Под ред. Пенькова Б.Е. М.:
РАГС, 2000, с. 341.
6.
Ковалев
В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2005, с. 768.
7.
Крейнина
М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ «ФИС». 1997. – с.
224.
8.
Семенов
Н.К. Финансовый менеджмент. Теория и практика. Учебник издание 5, М.:
Перспектива, 2002, с. 656.
9.
Уилсон
П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. Перевод с английского. Под редакцией
Микрюкова В.А. - М.: Аудит, 1995 (не переиздавалось).
10.
Царев
В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. Спб.: Питер, 2004, с. 464.
11.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие /
А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В., Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: Финансы и
статистика, 2006. – 672 с.
12.
Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Перспектива, 1999.
13.
Петросян Н.Е. Финансовый менеджмент: учебно-методическое пособие. Пенза – 2008 г.
14.
О.Э. Вальтер, Е.Н. Понеделкова Финансовый менеджмент. - М.: Колос, 2002-176 с.
15.
Старкова
Н.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие /РГАТА имени П.А. Соловьева. –
Рыбинск, 2007. – 174 с.