Менеджмент как процесс управления организацией
РЕФЕРАТ
по курсу «Менеджмент»
по теме: «Менеджмент как процесс управления организацией»
1. Понятие менеджмента
Менеджмент (от англ.
management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство
или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во
всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации,
частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы
выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять
технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он
должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование,
выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и
представляют собой менеджмент.
Менеджмент можно
рассматривать с различных позиций: как самостоятельную отрасль знаний, которая
с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в таких
областях, как экономика, социология, психология, право и др.; как вид
профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение
целей организации путем рационального использования ее ресурсов.
Глобальная цель менеджмента
— это достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании
организации. Менеджмент имеет общие и специфические цели. Под общими целями
понимают концепцию развития организации в целом. Они ориентированы на
длительную перспективу. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей
по основным видам деятельности организации. Важными целями менеджмента являются
выживание организации и сохранение ею своего места на рынке в течение
длительного времени.
Задачи менеджмента включают:
эффективную организацию
производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
привлечение работников,
имеющих высокую квалификацию;
эффективное стимулирование
сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и
системы его оплаты;
формирование необходимых
ресурсов и источников их обеспечения;
формирование стратегии
развития организации и ее реализацию;
организацию контроля за
эффективностью деятельности организации.
Субъекты и объекты
менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации.
Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие
воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач. Объект
менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия
субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал
организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики
ресурсов, информация и т.д.
Принципы менеджмента лежат
в основе системы управления организацией. В их состав входят:
сочетание научности и
творчества, специализации и универсальности;
целенаправленность;
последовательность;
непрерывность;
концентрация внимания на
индивидуальных особенностях работников;
обеспечение целостности
прав и ответственности на каждом уровне работы;
состязательность участников
управления;
предельно широкое
привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.
2. Школы менеджмента
Современный менеджмент
является результатом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В
целом за время развития теории управления выделялись несколько направлений,
соответствующих определенным историческим этапам. Эти направления получили
название «школы менеджмента».
Административная
(классическая) школа. В основе административной теории управления, которая была
создана во Франции А. Файолем и одновременно разработана в Германии М. Вебером,
в США Дж. Муни и А. Рей-ли, Л. Гуликом, Л. Эрвиком, а также М. Фоллетт, лежит
предположение, что существует оптимальный способ организации труда работников
организации. В данной теории организация рассматривается как огромный механизм,
которым управляют общие закономерности: специализация и унификация видов
выполняемых работ, единство выполняемых действий, единоначалие, стандарты
контроля, централизованное принятие решений, распределение работы по отделам.
Согласно данной теории, разделение труда необходимо для того, чтобы в ходе
работы сотрудник повышал уровень своей компетенции. Для лучшего планирования и
координации действий необходимы единые правила и методы их осуществления. С той
же целью принятие основных решений возложено на руководителя предприятия.
Однако число непосредственных подчиненных у начальника ограничено. Для того
чтобы избежать дублирования функций внутри организации, разработана система
разделения деловых функций: все подчиненные распределяются по отделам, каждый
из которых должен удовлетворять те или иные потребности всей организации.
Научная школа менеджмента.
Данная школа управления строится на трудах Ф. Тейлора, а также Ч. Баббиджа, X.
Гантта и Ф. Джилбрета. В этой теории сравнительно более точно, чем в
административной теории управления, определяется способ организации труда. В
теории научного управления работники организации рассматривались в качестве
«ассистентов машин». Доказывалось, что можно подвергнуть научному анализу
поведение и побуждения работников, рассчитать, в какой момент они устанут и за
какой срок сумеют восстановить силы. Практика наблюдений подтверждала
обоснованность этого подхода. Представители данной школы доказывали
необходимость подбора конкретных служащих для выполнения определенного вида
работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри
организации, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его
мотивации.
Школа человеческих
отношений. Представители данной школы менеджмента сфокусировали свое внимание
на том элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в
классических теориях, — человеке. Расцвет школы человеческих отношений,
основателем которой считается Э. Мэйо, пришелся на конец 1940-х гг. Он вместе с
коллегами исследовал влияние различных физических факторов, таких как
освещение, отопление, расположение служебных помещений и т.п., на
производительность труда рабочих. Подобные опыты также проводились с
варьированием продолжительности труда. Совокупность полученных данных,
основанных на конкретных наблюдениях и отличающихся от тех, которые можно было
бы получить в рамках классического подхода, позволила предположить, что
отношение работающих к различным изменениям трудовой обстановки является более
важным, чем объективные условия этих изменений. В дальнейшем идеи школы
человеческих отношений были доработаны К Аргирисом,Д. Мак-Грегором, Р. Лайкерт
и И. Мейером. В целом представители данной школы подчеркивают ключевую роль
человека в процессе производства в ущерб любому другому фактору.
3. Модели менеджмента
Совокупность идей, лежащих
в основе системы управления той или иной организации, называется моделью
менеджмента.
На формирование модели
менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические
факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента.
Азиатская модель
менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента,
является буддистская философия. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от
европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу
было невозможно.
Характерными особенностями
азиатской модели менеджмента являются:
внутрифирменные и
межфирменные отношения, строящиеся на доверии и взаимопонимании руководителей
компаний;
сравнительно высокий уровень
образования персонала;
ориентация на доверие
партнеров друг к другу;
осознание совместного вклада
в развитие организации.
Основой азиатского
менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от
американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров
бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно
приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала
достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются
распорядок дня и философия менеджеров различных моделей.
Так, японский менеджмент
предполагает:
обязательное награждение за
успехи в труде;
функционирование и развитие
«кружков качества»;
организацию общей столовой
для руководителей и рабочих;
использование практики
пожизненного найма.
Западная модель
менеджмента. В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные
положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей
отдельных подразделений на предприятии.
Основными участниками
западной модели менеджмента выступают владельцы, акционеры, менеджеры,
правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы. Западная модель
менеджмента характеризуется:
отсутствием у сотрудников
чувства преданности своей работе;
единоначалием руководителя
в принятии решения (подчиненные только помогают ему выбрать решение на основе
анализа издержек производства, сбыта);
разграничением деловых и
личных отношений. В западном менеджменте выделяются американский, английский и
немецкий менеджмент.
Американский менеджмент
предполагает реализацию следующих положений:
менеджеры действуют
прямолинейно;
менеджеры прибегают к
приказу при согласовании
решения на переговорах;
менеджеры не делают долгих
отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса. Английский менеджмент
ориентируется:
на издержки производства
(стремление к их постоянному сокращению);
разработку новых наукоемких
изделий, тщательное проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских разработок; 0 гибкость в использовании технологических
процессов. Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:
дальновидностью;
высокой дисциплиной;
длительным процессом
внедрения новшеств, модернизации производства;
осуществлением руководства
компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом. Каждая модель
менеджмента, используемая на предприятии, накладывает свой отпечаток на
процессы управления в организации:
изменяются механизмы
реализации всех функций и методов управления в организации. Можно сказать, что
каждая модель менеджмента приводит к различному уровню экономической
эффективности хозяйственной деятельности организации.
4. Тенденции современного
менеджмента
Современное мировое
хозяйство — это продукт взаимодействия всех участников международной
деятельности.
Современные тенденции в
политике, экономике, культуре и религии напрямую влияют на приоритеты развития
отдельных государств. Изменяются и приоритеты управления. Под влиянием
геополитических факторов корректируются стратегии развития коммерческих
организаций и государств в целом. Основными тенденциями современной
международной экономики являются интернационализация и глобализация.
Под интернационализацией
понимают возрастание роли экономической деятельности, не ограниченной
национальными и географическими границами. Глобализация — это возрастание
значения международных контактов организации по сравнению со значимостью
контактов внутри страны.
Под влиянием данных
тенденций в управленческой науке также происходит развитие теоретических
концепций, адекватных современным условиям хозяйствования. Так, в последнее
десятилетие получили широкое распространение следующие теории менеджмента.
Реинжиниринг представляет
собой одновременно и теорию, и методы комплексного оздоровления корпораций,
управленческого совершенствования с охватом и реконструкцией всех элементов
системы управления организации, включая системы человеческих мотиваций и стимулов.
Управленческий механизм настраивается при реинжиниринге на овладение рынком,
которое достигается путем анализа его емкости, организации сбыта товаров,
способов стимулирования продаж, обеспечения конкурентоспособности товаров и
услуг.
Концепция внутренних рынков
корпораций характеризуется переносом закономерностей и принципов рыночного
хозяйства во внутренние взаимодействия структурных подразделений организации. В
результате развития прямых связей организационные рынки резко сокращают многие
виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от
иерархических к конкретно горизонтальным структурам, на поиске выгодных схем
соотношений между крупными и малыми операциями. Данная концепция предполагает,
что подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность в рамках
организаций, могут оперативно вносить изменения в производство товаров,
предоставление услуг, во всю систему отношений с потребителями. К ней примыкает
и разрабатываемая концепция «демократической корпорации», которая предусматривает
широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов
функционирования структурных подразделений и руководителей.
Концепция экологически
осознанного руководства предприятием основывается на рассмотрении предприятия
как экологической субсистемы. Это означает, что предприятие — это часть
природного кругооборота. В таком понимании в центре внимания оказываются
экологические процессы. В рамках данной концепции важнейшими целями предприятия
как экологической субсистемы считаются:
защита ресурсов (получение
на входе в субсистему экологически проверенных ресурсов и их экономное
расходование);
ограничение выбросов
(предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ в окружающую среду на
выходе из субсистемы);
сокращение отходов (снижение
их количества, переработка и повторное использование);
ограничение риска
(уменьшение потенциальных опасностей на выходе из субсистемы, предотвращение
аварий или снижение тяжести их последствий);
производство безвредных
продуктов, т.е. таких, которые на протяжении их жизненного цикла являются
ресурсосберегающими, не наносят вреда окружающей среде (отсутствие вредных
выбросов и отходов), обладают низкой долей риска для здоровья их потребителей.
Список литературы
1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой
опыт в управлении М., 2007.
2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.
3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.
4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М.,
2007.
7. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие.
Ростов-на-Дону, 2006.
8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.
9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.
10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное
пособие С-Пб.: Нева, 2004.