Организация рабочего времени, как фактор снижения стресса
Организация
рабочего времени как фактор снижения стресса
Содержание
Введение
1. Стресс и организация рабочего
процесса
2. Правила организации рабочего
времени
Заключение
Список литературы
Введение
Современный человек
постоянно живет на грани стресса. Причин тому множество: жесткий ритм городской
жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые
кризисы и т. д.
По представлениям
современных ученых стресс - это неспецифическая универсальная защитная реакция
организма, сформировавшаяся у живых организмов как механизм выживания в
условиях неблагоприятной окружающей среды. Профессиональный стресс – это
многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции
субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.
Психологическая
специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на
человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации.
Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация
могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового
состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных
особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении,
установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях.
Профилактикой стресса
может быть правильная организация рабочего времени. Данное положение является
целью работы.
Для реализации цели
выделены следующие задачи:
1.
Проанализировать
стресс и организацию рабочего дня.
2.
Рассмотреть
правила организации рабочего времени.
Структура работы
представлена ведением, двумя параграфами, заключением и списком литературы, что
соответствует поставленным цели и задачам.
1. Стресс и организация рабочего
процесса
Психосоциальные
условия, предъявляемые в рабочем процессе: труд должен предполагать уважение
жизненных норм и сохранение здоровья, предоставлять свободное время для отдыха
и развлечения, позволять служить обществу (т.е. чувствовать свою необходимость
для общества), также труд должен давать возможность получать удовлетворение от
развития собственных возможностей. Для выполнения этих условий должен выполняться
ряд требований:
1. Работа должна
предъявлять к работнику более широкие требования, чем просто выносливость, и
быть, как минимум, разнообразной.
2. Работник должен
иметь возможность учиться на работе и продолжать свое образование.
4. На рабочем месте в
определенной степени должны присутствовать социальная поддержка и признание.
5. Работник должен
иметь возможность соотносить результаты своего труда с общественной жизнью.
6. Работник должен быть
настроен на то, что его будущее зависит от результатов его труда.[1]
Стресс-факторы. Стресс
возникает вследствие «несоответствия» человека окружающей обстановке – в силу
объективных или субъективных факторов (либо их сочетания) на рабочем месте или
где-то еще.[2] Наиболее
важные ситуационные факторы, приводящие к дисгармонии:
1. Количественная
перегрузка. Чрезмерный объем работы, дефицит времени и монотонный процесс
(технология серийного производства и стандартизированная конторская работа).
2. Качественная
перегрузка. Зауженное и одностороннее содержание рабочего процесса, однообразие
стимулов, отсутствие требований к творчеству или необходимости принятия
решений, низкие возможности в области социального взаимодействия (избыточная
автоматизация, расширенное применение компьютеров)
3. Ролевые конфликты.
Каждый человек исполняет одновременно несколько ролей (ребенок, родитель,
супруг, друг и т.п.), и между этими ролями легко возникают конфликты,
приводящие к стрессу.
4. Невозможность влиять
на ситуацию. Кто-то другой решает, что, когда и как делать, например, в
отношении темпов и методов работы.
5. Отсутствие
социальной поддержки со стороны домашних, начальства или коллег по работе.
6. Физические
стресс-факторы.
7. Реальные условия на
рабочем месте и вне его, которые могут предполагать целый комплекс воздействия
На ухудшение здоровья
человека могут влиять следующие факторы:
- интенсивность работы;
- давление фактора
времени;
- изолированность
рабочих мест и недостаточные межличностные контакты у рабочих;
- однообразная и
монотонная работа;
- недостаточная
двигательная активность;
- различные внешние
воздействия.[3]
Эти же факторы влияют
на развитие стресса, и как следствие – на составление предрасположенности к
несчастным случаям.
2. Правила организации рабочего времени
- к фазам высшей активности
примыкают двухчасовые паузы, во время которых организм человека работает в
«щадящем» режиме;
- пик работоспособности
приходится на первую половину дня;
- после обеда, когда
наступает известный спад продуктивности, нужно использовать этот период для социальных
контактов и рутинной деятельности.
Рекомендуется также в
соответствии с колебаниями работоспособности чередовать напряженную,
ответственную деятельность с менее важной и ненапряженной.
Кроме того, следует
учитывать естественные фазы биоритмов организма. Учение о биоритмах основано на
том, что физические, психические и интеллектуальные состояния каждого человека
подвержены циклическим колебаниям, т. е. существуют регулярные фазы активности
и расслабления. В течение суток биоритмы каждые два часа (10-12 раз в день)
замедляются: организм периодически отдыхает. Период бездействия (отдыха) - это
смена рабочего режима, которая способствует нормальному функционированию
организма. Если этого не учитывать, то перегрузки неизбежны.
Важным фактором успеха
являются методы работы, которые определяются в первую очередь свойствами
характера человека, его склонностями и привычками. Для того чтобы улучшить свои
методы работы, надо, во-первых, уяснить сильные и слабые стороны своих методов
работы, во-вторых, иметь стимул к упрочению сильных сторон и, в-третьих,
стремиться преодолеть собственные недостатки.
Одной из важнейших
предпосылок успешной работы является сосредоточение внимания на самом важном и
существенном. Работу можно значительно улучшить, если все свои задачи сначала
ставить под вопросы, которые помогут избежать ненужных дел в течение рабочего
дня.
Другой функцией
самоменеджмента является контроль за результатами, или самоконтроль, благодаря
которому определяется, были ли выполнены запланированные дела, и вносятся в
планы необходимые коррективы. Контроль выполняет три задачи:
- осмысление
физического состояния. Что достигнуто к моменту осуществления контроля?
- сравнение
запланированного с достигнутым. В какой степени достигнута поставленная цель?
- корректировку
установленных отклонений.[4]
Время,
продолжительность и регулярность контроля зависят от исполняемых задач и
поставленной цели. Он подразделяется на контроль процесса и осуществляемой
деятельности и контроль результатов (целевой контроль). Контроль результатов
труда с точки зрения достижения цели должен производиться после выполнения
задачи (конечный контроль), а при реализации крупных проектов — на
промежуточных стадиях (промежуточный контроль). Необходимо осуществлять
регулярный контроль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.
Первыми шагами
руководителя на пути рационализации использования рабочего времени сотрудников
всего учреждения могут стать построение эффективной организационной структуры и
регламентация должностных (профессиональных) обязанностей работников. Для этого
необходимо определить основные структурные подразделения организации,
осуществляющие предусмотренную уставом деятельность, и затем обозначить
вспомогательные подразделения, необходимые для осуществления деятельности
организации. Функции каждого из структурных подразделений, как правило,
формализуются в виде соответствующего положения.
Следующим шагом при
повышении эффективности труда во всем учреждении является разработка штатного
расписания, в котором для структурных подразделений организации с учетом
направления работы утверждаются должности служащих и профессии рабочих,
необходимые для выполнения поставленных задач. Одновременно под каждую из этих
должностей целесообразно разработать должностные и профессиональные инструкции.
С правовой точки зрения должностные (профессиональные) инструкции не являются
обязательными. Согласно ст. 57 ТК РФ необходимым и достаточным является
отражение трудовой функции (должностных или профессиональных обязанностей)
работника в его трудовом договоре.
На практике эта работа
порой рассматривается как «дополнительная бюрократия» и выполняется формально.
В результате в трудовых договорах и в должностных инструкциях описание
обязанностей работника отражается лишь в общих чертах. Детализация обязанностей
подчиненных и организация их рабочего времени полностью «сваливается» на их
непосредственного начальника, который должен тратить на это значительную часть
собственного рабочего времени.
Поэтому руководителю
структурного подразделения в первую очередь следует проанализировать все
работы, которые должны выполнять его подчиненные, оценить их сложность и объемы
(затраты времени). В больших структурных подразделениях (как правило, в крупных
учреждениях) может оказаться целесообразным сначала выделить основные участки
работы, а затем уже выделять отдельные работы в рамках одного участка.
При распределении работ
по должностям важно предусмотреть примерно равномерную загрузку работников. Это
важно, если вы хотите создать хороший климат в коллективе. Суммарный объем
работ по каждой из позиций в штатном расписании должен быть реально выполнимым
в течение рабочего времени при добросовестной работе сотрудника, имеющего
квалификацию, необходимую для занятия данной должности. Проведенные анализ и
распределение работ по должностям формализуются в должностных инструкциях. [5]
Такой подход, несмотря
на его трудоемкость, на первоначальном этапе, позволяет руководителю
подразделения в дальнейшем значительно сократить свои трудозатраты на
конкретизацию работ и организацию рабочего времени подчиненных. Кроме того, это
создает предпосылки для повышения эффективности системы оплаты и стимулирования
труда работников в качестве инструмента управления персоналом в масштабах всего
учреждения.
Заключение
Профессиональный стресс
– это совокупность психологических и физиологических реакций работников на
сложившуюся непростую ситуацию на работе. Негативные последствия
профессионального стресса влияют не только на здоровье и состояние отдельного
работника, но и на эффективность деятельности организации в целом.
Существует перечень
признаков, по которым работодатель, руководитель организации смогут определить,
испытывают ли их сотрудники профессиональный стресс. Во-первых, результатом
воздействия стресса на сотрудника, может быть хроническая усталость, изменение
аппетита, резкое изменение веса. Подобные признаки изначально могут быть
незначительными раздражителями, а впоследствии привести к серьезным
заболеваниям. Во-вторых, руководителю организации следует принимать во внимание
эмоциональное состояние сотрудников. О том, что сотрудник организации
испытывает профессиональный стресс, может говорить вялость и апатия,
беспокойство, безразличие, чувство паники и постоянной раздражительности и
другие подобные проявления. И наконец, последствиями стресса могут быть
ослабление памяти, злоупотребление алкоголем и курением, невозможность
сосредоточиться и др.
Одним из способов
профилактики и избегания стресса является эффективная организация рабочего
времени. Данное положение касается организации рабочего времени как со стороны
руководителя, так и непосредственно самоорганизация сотрудника.
Список
литературы
1.
Абабков,
В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009. – 210с.
2.
Водопьянова,
Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С.
Старченкова. - СПб.: Питер, 2006.- 290с.
3.
Каменюкин,
А. Антистресс – тренинг / А. Каменюкин, Д. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008.- 99с.
4.
Леонова,
А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова //
Вестник МГУ. - 2000.- №3.- С.4-21
5.
Митева,
И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М.: Академия, 2007.- 188с.
[1] Абабков, В.А.
Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009. – С. 85
[2] Леонова, А.Б.
Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник
МГУ. - 2000.- №3.- С.15
[3] Водопьянова, Н.Е.
Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С.
Старченкова. - СПб.: Питер, 2006.- С. 77
[4] Митева, И.Ю.
Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М.: Академия, 2007.- С. 92
[5]
Каменюкин, А. Антистресс –
тренинг / А. Каменюкин, Д. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008.- С. 62