Формирование эффективной структуры организации
Содержание
Тема 1. Вопрос 7. Перечислите и обоснуйте состав
организационного проекта систем управления производственных и территориальных
образований. 2
Тема 2. Вопрос 1. Дайте определение понятия «управление»
и объясните, почему управление может осуществляться только в социальных
системах. 3
Тема 3. Вопрос 7. Обоснуйте порядок проектирования
информационного обеспечения 5
Тема 4. Вопрос 1. Дайте определение понятия
«организационная структура управления» и опишите, как реализуются в системе
управления линейные и функциональные связи 5
Тема 5. Вопрос 5. Нормативные требования формирования
прав и ответственности в должностных инструкциях. Приведите пример этих
разделов какой-либо конкретной должностной инструкции. 6
Список использованной литературы.. 8
Проектирование
организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим
областям жизнедеятельности организации. Эти решения касаются таких элементов
организационной структуры, как:
1. Уровень разделения
труда и специализации: эффективного и производительного функционирования организации
невозможно достичь, когда один из ее членов или одна ее частей делают все, чем
занимается организация, либо когда все ее члены или ее части делают одно и то
же. Поэтому в любой организации существует разделение труда между ее членами
или частями.
2. Департаментизация и
кооперация: рост специализации отдельных работ в организации ограничивается
возможностями по их координации. Разрешить эту проблему можно, если начать
группировать схожие работы и их исполнителей, т.е. начать осуществлять
определенное организационное обособление исполнителей схожих работ. Данный
процесс организационного обособления сгруппированных на определенной основе
работ называется департаментизацией.[1]
3. Связь между
организацией и координация их деятельности: в организации, состоящей из многих
частей, должна осуществляться координация их деятельности. Данная координация
выступает основной структуры организации, которую обычно определяют как
совокупность устойчивых связей в ней.
4. Масштаб управляемости
и контроля: При проектировании организации происходит группирование людей и
работ по какому-либо принципу или на основе какого-либо критерия. В ходе
группирования наступает этап, когда необходимо принимать решение относительно
того, сколько людей или работ непосредственно может быть эффективно объединено
под единым руководством. В организации каждый из руководителей ограничен
временем, знаниями и умениями, а также максимальным количеством решений,
которые он может принять с достаточной степенью эффективности. Именно поэтому
необходим масштаб управляемости и контроля.
5. Иерархия организации и
ее звенность: иерархия в общем означает расположение частей целого в порядке от
высшего к низшему, а для организаций – это просто структура управления, или
звенность.[2]
Термин «управление»
произошел от старорусского слова «управ», то есть способность с кем-то
управляться. В широком смысле под ним понимается деятельность по упорядочению
процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии
(дезорганизации), неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом
тенденции их развития и изменения среды.[3]
Иными словами, управление
должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность,
нормальное функционирование и развитие.
Любая управленческая
деятельность состоит из следующих этапов:
1. получение и анализ
информации;
2. выработка и принятие
решений;
3. организация их
выполнения;
4. контроль, оценка
полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы;
Управление бывает
естественным, техническим и социальным.
Объектом естественного
управления являются процессы, протекающие в природе, например развитие
растений, движение водных потоков.
К техническому относится
управление рукотворными объектами, например автомобилем и т.д.
Непосредственным объектом
социального управления являются люди, их поведение.
Управление как
деятельность реорганизуется в совокупности управленческих процессов, т.е.
целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной
последовательности и комбинации.
Если управленческая
деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в
ожидаемый результат, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального
использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. В первом случае
речь идет о внешней эффективности, во втором – о внутренней.
Управление обладает
свойством системности.
Специфической формой
системы является социальная система (общество, фирма, коллектив и т.д.)
Социальные системы
являются упорядоченными, целостными; функционально и технологически
неоднородными; иерархичными по структуре; динамичными с точки зрения состава и
количества элементов.
Обычно они постоянно
развиваются, эволюционируя в направлении усложнения, хотя иногда могут деградировать.
Для того, чтобы
социальная система была устойчивой, а следовательно, жизнеспособной, она должна
обладать управляющим элементом (системой управления). Именно поэтому управление
может существовать только в социальной системе, т.е. в системе, которая
характеризуется упорядоченностью, структурностью, целостностью. Только в
перечисленных условиях может существовать управление.
Информационное обеспечение
является неотъемлемой частью любой организации. Именно поэтому необходимо его
проектирование.
Порядок проектирования
информационного обеспечения следующий:
1. Фиксация элементов
информационной базы, установление количества и качества информации, которая
необходима для данной организации
2. Выбор конфигурации
элементов
3. Проектирование
структуры
4. Разработка регламента
процессов
5. Проектирование технологии
информационного обеспечения.[5]
Построение структуры
управления организации – это важная составная часть общей функции управления –
организовывания, одной из центральных задач которой является создание
необходимых условий для выполнения всей системы планов организации. Ее
реализация может потребовать реструктуризации как самой организации, так и ее
управляющей системы, а также создания условий для формирования
высокочувствительной к изменениям культуры организации.[6]
Между структурой
управления и организационной структурой существует тесная связь: структура
организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями,
группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации,
обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации. Как
правило, мероприятия по проектирования или изменению состава самой организации
(разукрупнение, объединение, слияние с другими организациями и т.д.) вызывают
необходимость соответствующих перемен в структуре управления.
Отношения между
элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на
горизонтальные и вертикальные.
Кроме того, связи в
структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.
Линейные связи отражают
движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными
руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации
или ее структурных подразделений.
Функциональные связи
имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или
иным функциям управления.
В должностной инструкции
должны в полной мере освещаться такие вопросы, как его право на отдых, на
получение заработной платы, на выходные дни и т.д., а также прямые обязанности,
связанные с его деятельностью на предприятии.
Должностная инструкция специалиста по адаптации
персонала:
Специалист по адаптации
персонала должен знать организационную структуру организации,
технико-технологические особенности и потребности производства, корпоративные
требования к труду и этике, психологические особенности процесса первичной и вторичной
адаптации.
Должен владеть основами
психологии адаптации в коллективе, способностями внушения и убеждения в
значимости адаптации, навыками распознавания скрытых проблем адаптации и причин
их возникновения.
Должен уметь выявлять и
разрешать конфликтные ситуации до наступления глубокого кризиса, исходом
которого может стать увольнение работника, падение трудовой дисциплины,
производительности труда; обнаруживать внутренние резервы быстрой и
беспрепятственной адаптации новых работников в коллективе.
Должен периодически контролировать ход процессов адаптации в
организации, проводить разъяснительную работу, консультации, лекции, «круглые
столы», доносить информацию о необходимости мероприятий по адаптации до всех
работников организации.
1.
Басовский Л.Е.
Менеджмент: Учебное пособие.-М:ИНФРА-М,2003.-216с.
2.
Веснин В.Р.
Менеджмент: Учебник.-М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-504с.
3.
Виханский О.С.,
Наумов А.И.-М:Гардарики, 2002.-288с.
4.
Лафта Дж.К.
Менеджмент: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, 2004.-592с.
5.
Лебедев О.Т.
Основы менеджмента.-СПб.: «МиМ»,1998.-325с
6.
Управление
организацией: учебник/ под редакцией А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.
Саломатина. – М.: ИНФРА-М,2003.-716с.
[1] Веснин В.Р. Менеджмент:
Учебник.-М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-221с
[2] Управление организацией:
учебник/ под редакцией А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.:
ИНФРА-М,2003.-463с
[3] Лебедев О.Т. Основы менеджмента.-СПб.:
«МиМ»,1998.-149с
[4] Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное
пособие.-М:ИНФРА-М,2003.-95с.
[6] Виханский О.С., Наумов А.И.-М:Гардарики, 2002.-96с.