Совершенствование методологии обеспечения безопасности для ликвидации дисбалансов при подготовке кадров
Совершенствование
методологии обеспечения безопасности для ликвидации дисбалансов при подготовке
кадров
Н.А. Лебедкин, кандидат экономических наук, академик
МАНЭБ
Сложившийся дисбаланс в подготовке трудовых ресурсов и
потребностями в них, особенно в производственной сфере деятельности с каждым годом
все в большей степени становится весьма существенным деструктивным фактором,
способным нанести непоправимый ущерб экономике страны и ее регионам и привести
к новой производственно-экономической катастрофе. Дело в том, что качество
подготовки выпускников высших учебных заведений за последние годы значительно
снизилось и продолжает снижаться, опережая темпы роста инфляции, а потребности
развивающейся экономики в высококвалифицированных специалистах и рабочих кадрах
неуклонно растут и в настоящее время удовлетворяются менее, чем наполовину. В
результате этого средний уровень квалификации трудовых ресурсов заметно снизился
и продолжает отставать от реальной потребности в неуклонном повышении
профессионального уровня и рабочих кадров, и специалистов, и управленцев
(менеджеров, чиновников) значительно снижая тем самым безопасность горных
работ, особенно в угольной отрасли промышленности. Аварии, главным образом
взрывы метана и пыли на угольных шахтах «Ульяновская», «Юбилейная»,
«Комсомольская», «Листвяжная» и десятках других только в последние годы
убедительно говорят о явном снижении уровня руководства и хозяйственной
деятельности в угольной отрасли промышленности. Эти же процессы наблюдаются и в
других отраслях промышленности, где в результате приватизации предприятий
стремление к наживе во много раз превысило не только проблемы своевременного
воспроизводства мощностей и трудовых ресурсов, но и требования безопасности
труда особенно в отраслях, связанных с рисковой производственной деятельностью.
Авария на Ханты-Мансийской ГЭС наиболее яркое проявление непрофессионального
управления производственной и хозяйственной деятельностью в стране.
Государство же фактически самоустранилось от решения
проблемы подготовки рабочих кадров, в результате чего оставшиеся без финансирования
профессиональные и ремесленные училища оказались в большом количестве
ликвидированными, хотя никакой специальной программы по их «реструктуризации»
не проводилось. В интересы новых собственников средств производства, отягощенных
проблемой извлечения максимальной прибыли из «халявно» доставшихся им предприятий,
содержание социальной сферы и учебных заведений по подготовке кадров совершенно
не входило и даже в настоящее время, когда недостаток в квалифицированных
рабочих кадрах стал ощутимым фактором снижения производительности труда и
объемов производства, а следовательно выручки и прибыли предприятий и их новых
хозяев, не вызывает интереса. Поэтому постановка вопроса об устранении этого
дисбаланса, который уже сейчас вполне реально дает себя почувствовать, является
вполне своевременной и актуальной, учитывая, что для решения этой проблемы
требуется значительный период времени, превышающий кризисный период, поскольку
процесс подготовки квалифицированных кадров не терпит суеты и
формально-бюрократического отношения, а, напротив, требует весьма грамотного и
творческого подхода.
Современный технический уровень и новые нанотехнологии
требуют не только более высокого уровня подготовки рабочих кадров, но и
предполагают целесообразность и необходимость использования на рабочих местах
специалистов со среднетехническим и высшим техническим образованием.
Практика уже достаточно убедительно показала, что молодые
специалисты как с высшим, так и со среднетехническим образованием вполне
успешно трудятся на рабочих местах, не испытывая утраты статуса выпускника
высшего или среднего специального учебного заведения. К тому же ложная
парадигма о том, что выпускник высшего или среднего учебного заведения
автоматически переходит в категорию «белых воротничков» и следовательно труд на
рабочем месте, тем более там, где требуется реально высокий уровень не только
узкой профессиональной подготовки, но и глубоких общих знаний, уже давно
устарела, а переход к новой концепции еще не стал общепризнанным фактором
общественного развития. Именно поэтому широкое внедрение в производственный
процесс выпускников среднетехнических и высших технических учебных заведений
является одним из важных и неотложных факторов выхода из кризисной ситуации с
растущей нехваткой высокопрофессиональных рабочих кадров и переизбытком «белых
воротничков», уже беспредельно заполонивших сферу управления и организации производственной
деятельности во многих министерствах и ведомствах как федерального, так и
особенно, региональных уровней. Уже к настоящему времени структура управления
хозяйственной деятельностью в обществе напоминает перевернутую усеченную
пирамиду, где в нижней части, где должен находиться фундамент экономики,
сохранился еще островок рабочих кадров, а в верхней части все в большей степени
накапливается переизбыток «белых воротничков», к тому же мало отвечающих
требованиям и задачам ускоренного развития производственно-технологического
комплекса страны и ее регионов. Рассчитывать и дальше на устойчивое развитие
экономики при столь неустойчивой структуре общественного производства не
приходится. К настоящему времени уже достаточно назрела необходимость в
устранении сложившихся дисбалансов не только в соотношении рабочих кадров с «белыми
воротничками», но и в других, не менее важных сферах общественного функционирования
и дальнейшего развития. Например, все более остро встает вопрос об отрыве
современного высшего образования, с одной стороны, от производства, с другой и
от научной деятельности с третьей, а наука в лице научно-исследовательских
институтов и лабораторий оказалась оторванной и от производственной
деятельности и от высшего образования. В результате студенты вузов получают
устаревшие знания и после окончания учебного заведения не находят спроса для
трудовой деятельности, испытывая при этом нередко глубокий стресс и явную
неудовлетворенность от полученного с большим трудом диплома, а производство не
находит необходимых квалифицированных кадров для своего развития и даже
поддержания стабильной деятельности на требуемом уровне. Таким образом следует
констатировать, что уже давно созрела необходимость конгруэнтного слияния
преподавания в высших и средних учебных заведениях с научно-исследовательской
деятельностью (чтобы донести «искру божию» современных знаний с переднего края
научной деятельности до студенческих масс), где наука развивается на
профессиональной основе, в отличие от любительских увлечений преподавательского
состава в вузах и средних специальных учебных заведениях (типа колледжей в
новой транскрипции и подражательства прозападной терминологии). Следует при
этом отметить, что преподавательский состав вузов остро нуждается в
сотрудничестве с научными учреждениями, которые не меньше, чем последние нуждаются
в тесном контакте с производственными предприятиями и компаниями, особенно
расположенными в регионах, где выпускается наибольший объем продукции. Целесообразность
соединения науки, преподавания в высшей школе и производства созрела уже
настолько, что дальше откладывать ее решение в государственном масштабе
равносильно дальнейшему углублению кризиса без гарантии реанимации общественного
производства. Решение названных проблем может быть осуществлено единственным
путем (и это больше плюс, чем минус), а именно путем централизованного
вмешательства государственных структур (министерств, департаментов, агентств,
управлений и других подразделений государственной власти) путем целевого
выделения финансовых ресурсов, контроля и управления их использования в
направлении ликвидации сложившихся диспропорций, уже приведших к мировому
кризису, в котором рецессия реального сектора еще только начинает набирать
обороты, несмотря на то, что многие ответственные лица в госаппарате этого в
силу своего невысокого профессионального уровня пока еще не замечают в
необходимых масштабах, но когда это станет очевидным и для них, то вероятнее
всего, уже окажется поздно достичь эффективного решения сложившихся проблем в
поддержании стабильного развития экономики. Очень трудно найти еще более
вежливые слова, чтобы они не стали лакировкой реальной действительности, тем
более, что дело то ведь не в тональности подобранных слов, а в необходимости
осуществления решительных действий, направленных на устранение сложившихся проблем
и диспропорций, родимых пятен широко известной среди профессиональных
экономистов «милтоновской» доктрины невмешательства государства в частный
бизнес, приведшей к мировому кризису. Согласно этой доктрины прибыль создается
якобы не в производственной сфере, а в сфере торговли товарами, ценными
бумагами, акциями, деривативами, свидетельствами, сертификатами и другими
малоценными бумагами. Авторы и последователи этой доктрины упустили из виду,
что в сфере обращения ценных и обесцененных бумаг прибыль не создается, а,
будучи созданной в производственной сфере, лишь реализуется и нередко в
неоправданно завышенных размерах, что и является одной из существенных причин
ускорения «кондратьевских» циклов возникновения локальных и глобальных кризисов
капиталистических отношений в первую очередь как раз в высокоразвитых странах,
где достаточно велика роль кредитов и процентов по ним, а также использования
для накопления в качестве мировой валюты денежных знаков одной из высоко
развитых в коммерческом отношении стран.
В связи с этим, гораздо целесообразнее решать собственные
проблемы за счет собственных ресурсов – финансовых, трудовых и созданных трудом
нынешних пенсионеров основных производственных мощностей, которые все больше
испытывают нужду в капитальном ремонте и обновлении основного технологического,
а также нередко силового и транспортного оборудования на новой технологической
основе. А для эффективной эксплуатации указанного оборудования требуются
высококвалифицированные кадры, подготовка которых к производственной
деятельности в настоящее время значительно отстает от требований технического и
экономического прогресса, подтверждая тем самым справедливость активной
реализации принципов дихотомии Веблена в условиях несбалансированной экономики.
Нуждается в реформировании и подготовка кадров на других
полярных полюсах этой проблемы, а именно в сфере просвещения в общеобразовательных
школах, выпускники которых получая аттестат зрелости, реально таковой в
интеллектуальном и нравственном отношении не обладают, и в сфере подготовки
дипломированных научных кадров, где защита диссертаций производится за
закрытыми дверями специализированных научных советов вместо того, чтобы
максимально приблизить этот процесс к производству и значительно упростить этот
процесс, сведя его с формально-бюрократических рельс на пути содержательного
рассмотрения результатов проведенных исследований с участием
инженерно-технических работников крупнейших предприятий, непосредственно и в
первую очередь заинтересованных в использовании в производственной деятельности
результатов образовательной и научно-исследовательской деятельности. Требует
реформирования и сам процесс образования в вузах, где явно недостаточно
используется сочетание новой техники (ПК, ноутбуков и др.) с заочной системой
получения и обеспечения высшего образования в целях повышения квалификации
трудовых ресурсов как для производства, так и для научной и
административно-хозяйственной деятельности.