Страна
|
Государственный институт
|
США
|
Совет экономических консультантов при Президенте и
Агентство по национальной безопасности.
|
Германия
|
Отдел принципов экономической политики в составе
Министерства экономики.
|
Россия
|
Межведомственная комиссия по экономической безопасности при
Совете безопасности.
|
Украина
|
Совет национальной безопасности и обороны Украины.
|
В целом, деятельность служб
безопасности на государственном уровне достаточно схожа. Вместе с тем, на низовом
уровне деятельность служб безопасности значительно отличаются своими развитыми
системами национальной, региональной и предпринимательской безопасности,
например в США, Франции, Германии, Японии, Китае.
По
данным Национального института юстиции США, в стране насчитывается более 1,5
млн. частных охранников (втрое больше, чем сотрудников полиции). За последние
20 лет численность персонала частных охранных структур выросла на 64%.
С начала
1990-х гг. США приступили к внедрению широкомасштабной системы коллективной
безопасности американского бизнеса. Так, Государственный департамент, головная
организация — консультативный совет по обеспечению безопасности за рубежом,
более 500 корпораций США регулярно обмениваются информацией через по наиболее
актуальным вопросам национальной и экономической безопасности.
В США
сложились три основных типа частных правоохранительных организаций: охранные
агентства; сыскные бюро; службы безопасности в различных промышленных и
коммерческих структурах.
Анализируя
рынок услуг безопасности во Франции, можно отметить некоторые отличительные
направления деятельности частных служб, такие как борьба со злоупотреблением
торговой маркой, выявление недобросовестной конкуренции, промышленный шпионаж и
контршпионаж, обеспечение мер безопасности в банковской системе. Особый интерес
представляет используемая промышленными службами безопасности система проверки
персонала. В частности, "трехступенчатые" проверки позволяют
предупредить реальные и потенциальные угрозы безопасности объекта при условии
регулярности и тщательности этих проверок, а также при контроле над увольняемым
персоналом. Особое внимание французскими специалистами уделяется информационной
безопасности за счет предупреждения компьютерных преступлений. Комплекс мер
информационной безопасности включает охрану рабочих помещений, в первую очередь
— аппаратного зала. Обязательно применение семизначных программных паролей и их
замена после увольнения служащих. Ограничен доступ персонала к терминалам,
имеющим выход на особо важные информационные файлы. Контролируется поведение
персонала. Поскольку большинство компьютерных преступлений совершают сотрудники
фирм, проверяются их деловые операции и личные счета.
Французские
службы безопасности активно используют для сбора информации о своих партнерах
методы анкетирования, интервью, опросные листы, выведывание и "выспрашивание",
визуальное наблюдение с использованием технических средств. Технические
средства они применяют также для подслушивания телефонных переговоров, перехвата
телексов и телеграфной переписки, скрытого фотографирования, внедрения в
рабочие помещения подслушивающих устройств.
Полученные
оперативные сведения фирмы используют для заблаговременного выявления тактики
конкурентов на переговорах, уровня их цен и объемов финансирования тех или иных
проектов, прогнозирования кадровых перестановок, оценки экономического
состояния интересуемого объекта. Высокий уровень технической оснащенности
позволяет службам безопасности систематически выявлять акты промышленного шпионажа
в отношении компаний — иностранных конкурентов французских фирм.
В
Германии охрана, безопасность, защита и частные расследования — предмет
деятельности свыше тысячи частных фирм, число занятых в которых составляет около 130 тыс. человек. Из них 63% заняты в
сфере охраны производственных и служебных помещений. Расходы на обеспечение
безопасности в этой стране 10 млрд. евро. В среднем каждая немецкая семья
тратит на защиту собственности 400 марок. Эти расходы непрерывно растут.
Производство
средств обеспечения безопасности является весьма прибыльным. Ситуация в
промышленности, производящей средства обеспечения безопасности, относительно
стабильна, несмотря на то что у крупных фирм объем производства растет всего на
1-2%, а в мелких фирмах, производящих оригинальные системы и компоненты, — до
15%.
Для
Германии характерно использование частных служб безопасности по заказам
германских торгово-промышленных и посреднических фирм.
В
последние годы руководство МВД и БФФ (контрразведка) Германии выступили с инициативой
усилить административно-техническую помощь частным детективным и охранным
агентствам, которым отводится роль вспомогательных подразделений секретных
служб. С начала 90-х гг. в этой стране постоянно увеличиваются масштабы
профилактических акций, усиливается безопасность в банковской сфере. Так,
совместным совещанием Центробанка и спецслужб рекомендовано банкам сократить на
50% штаты сотрудников, которым разрешены контакты с иностранцами. С тех пор
служащих банков, состоящих на учете спецслужб, систематически проверяют. К
финансовым операциям с иностранцами допускаются в присутствии одного из
руководителей банка только служащие, прошедшие специальную подготовку. Кроме
того, в объединенную информационную систему полиции и спецслужб вводятся
сведения обо всех иностранных посетителях, запрашивавших у банка информацию о клиентах или фирмах. Рядовым клиентам
банков предоставляется лишь обобщенная банковская статистика и информация, не
раскрывающая специфику и конъюнктуру денежного рынка в стране.
Экспертами
отмечается интенсивное развитие в течение последнего десятилетия частных служб
безопасности Японии. Там действуют более тысячи частных служб безопасности,
сосредоточенных преимущественно в крупных городах. Основные услуги, которые они
оказывают, имеют свои отличительные от других стран особенности: оценка
кредитоспособности отдельных фирм и граждан; сбор сведений о лицах, поступающих
на работу в местные фирмы и банки; получение и накопление сведений о
потенциальных клиентах; исследование национального рынка и зарубежных рынков
товаров и услуг; обеспечение конфиденциальной информацией участников деловых
переговоров; сбор доказательств в интересах клиентов и адвокатов по гражданским
делам. Эксперты отмечают ряд недостатков в деятельности этих частных структур.
К ним относится возможность несанкционированного доступа к национальному
полицейскому компьютеру, а также распространенная практика сговора с
сотрудниками полиции с использованием их в корыстных целях.
В связи
с ростом экономических преступлений службы безопасности Японии уделяют
повышенное внимание разработке теории и совершенствованию практики "комплексной
защиты". Такой подход, получивший название корпоративной защиты,
подразумевает реализацию особой системы мероприятий. Корпоративная защита
обеспечивает эффективный контроль над всей деятельностью предприятия, начиная
от деловых связей с партнерами и вплоть до проверки персонала, защиту от
промышленного шпионажа и мошенничества со стороны своих сотрудников, партнеров
по бизнесу. Мероприятия корпоративной защиты обеспечивают также
конфиденциальность информации о планируемых и принимаемых решениях правлением
предприятия; планирование и проведение регулярных проверок рабочих и служащих.
Особое значение придается выработке планов работы в кризисных ситуациях. Эти
планы регламентируют действия персонала по выходу из различных типовых
инцидентов и чрезвычайных обстоятельств (пожары, наводнения, угрозы взрывов,
похищений, шантаж, вымогательство, шпионаж, вредительство,
диверсионно-террористические акты и т. п.). Специальные противодиверсионные
программы, также входящие в корпоративный комплекс мер, предусматривают:
внедрение специальных методов управления и проведение кадровой политики с
учетом рисков кризисных ситуаций; сбор службой безопасности данных о возможных
террористических угрозах; отработку тактики деятельности сотрудников службы
безопасности в чрезвычайной ситуации (ЧС); обеспечение безопасности
функционирования оборудования предприятия. Для разработки механизма управления
в кризисных ситуациях формируются специальные комитеты в составе главного
исполнительного директора фирмы, вице-президента, руководителей финансового и
юридического отделов, службы кадров, отдела по связям с общественностью и
руководителя службы безопасности фирмы.
Особое
место в обеспечении безопасности японских фирм занимает проведение
разведывательно-информационной деятельности. Она заключается в создании
информационной базы данных по определенной тематике за счет обработки
официальных источников и накопления сведений, полученных от контактов и связей
из числа местных граждан. Аналитическая обработка этих информационных массивов
с учетом оперативной информации позволяет оценить стабильность политической
обстановки в определенном регионе или стране и вероятность непосредственной
угрозы для корпорации.
Проведенный
анализ зарубежной организации безопасности предпринимательства показывает, что
в развитых странах к настоящему времени сложились следующие две основные
тенденции:
1)
расширение и активизация деятельности службы безопасности в промышленных и
финансовых фирмах. Создание частных служб безопасности отражает потребности
деловых кругов в уменьшении коммерческих рисков (особенно в работе на слабо
изученных рынках) и повышении безопасности предпринимательской деятельности;
2)
постепенный переход от ориентации на физическую охрану (вооруженной службой
безопасности) к использованию специальных средств защиты и сигнализации,
которые либо сами нейтрализуют угрозу, либо оповещают полицию и службу
безопасности. Идеальный вариант — автономная система защиты, управляемая
несколькими операторами, которая сама оценивает степень угрозы и может дать
сигнал тревоги без их участия. Эта тенденция обусловлена высокой стоимостью
физической охраны.
Поэтому
службы безопасности крупных корпораций ведут обширные электронные картотеки и
досье на национальные и зарубежные фирмы-партнеры, фирмы-конкуренты, а также на
работающих в них сотрудников. Там отражены сведения о структуре,
организационных особенностях, характеристиках готовой продукции конкурентов,
применяемых ими технологиях, недостатках в работе персонала и подборе кадров. В
последние годы в некоторых странах для обработки этих данных созданы
специальные крупномасштабные информационно-поисковые системы.
Развитие
сети охранных компаний позволяет экономить государственные расходы на
содержание полиции и других спецслужб. Эта тенденция в развитых странах носит
уже общенациональный характер.
Если
конкретизировать основные задачи, решаемые сегодня в различных странах службами
безопасности, то можно отметить, что их характер зависит от национальных
условий, исторической традиции, уровня развития экономики, влияния деятельности
спецслужб на государственные институты. Но поскольку в основе деятельности
службы безопасности в любой стране с рыночной экономикой лежит задача защиты от
экономических рисков, то основные направления деятельности служб безопасности
схожи.
Таким
образом, проведенный анализ показывает не только рост потребностей рынка услуг
в сфере безопасности, но и широкое влияние частных служб безопасности на
различные аспекты деятельности промышленных предприятий, фирм, финансовых
структур. Последнее, в свою очередь, обусловливает возрастание их роли и дает
им право претендовать на самостоятельное и весьма важное место в системе
обеспечения национальной безопасности страны в целом. При этом основные
тенденции совершенствования их деятельности направлены как раз на улучшение
взаимодействия с государственными институтами и на создание необходимого
правового пространства, регламентирующего их взаимоотношения с гражданами,
обществом и государством.
2. Практика обеспечения безопасности предприятий в условиях Украины
Сложившаяся
отечественная практика безопасности предпринимательства свидетельствует, что
одна из наиболее актуальных проблем состоит в правовом регулировании
взаимодействия частных и ведомственных подразделений безопасности с
государственными правоохранительными органами, а также их информационного и
аналитического взаимодействия. Негосударственные структуры безопасности не
могут легально получать необходимую информацию из органов внутренних дел и
контрразведки, что создает условия для коррупции в этих государственных
структурах и неконтролируемой утечки информации из них.
Отечественное
законодательство находится в начальной стадии формирования правового поля
частной деятельности по вопросам безопасности. Например, в США только вопросы
защиты информации обеспечены более чем 500 законами. Во-вторых, прослеживается
явное противоречие между попыткой регламентировать частную деятельность служб
безопасности и реальными потребностями рынка в этой области: ни в коем случае
не допустить конкуренции частных структур с государственными
правоохранительными органами, а это не учет основной тенденции, сложившейся во
всем мире, — существенный рост доли и влияния частных структур в обеспечении
безопасности бизнеса.
Таким
образом, сложившаяся нормативная база деятельности частных служб в Украине еще
не отработана, а рынок услуг по обеспечению безопасности уже насыщен, с одной
стороны — специальными техническими системами, а с другой — предложением своих
услуг значительного числа профессионалов, вышедших из различных спецслужб и
умеющих эффективно использовать эти средства.
Законы
Украины, регламентирующие использование специальных сил и средств, не
распространяется на работу частных служб безопасности. Поэтому использование
этими подразделениями методов сбора информации с помощью технических средств,
слежки является незаконным, нарушает права граждан и преследуется в уголовном
порядке. Международная практика идет по другому пути, частично разрешая частным
агентствам использовать специальные методы и средства.
Опыт
работы фирм, занимающимися обеспечением безопасности показывает, что со стороны
украинских предпринимателей сегодня предъявляется спрос в основном на
определенные виды услуг и чаще всего — на физическую охрану зданий, инкассацию,
комплекс защитных мер от рейдерства и прослушивания телефонных каналов связи,
помещений от радиозакладок, компьютеров и компьютерных сетей от проникновения и
вирусов.
Реже
пользуются спросом услуги (но не из-за малой значимости, а, скорее, из-за
недооценки степени важности) по организации защиты документированной
информации, прежде всего, содержащей государственную и коммерческую тайну.
Также недостаточно внимания уделяется работе с персоналом, допущенным к
конфиденциальной информации.
Совсем
редко исследуется, с точки зрения безопасности, проблема внешних контактов
фирмы. Здесь предполагается анализ репутации соисполнителей, контрагентов, их
кредитоспособности, финансовой состоятельности; изучение конкурентов,
исследование рынка, т. е. обеспечение прикладных аспектов безопасности
современного маркетинга.
Классическая
структура рынка услуг безопасности для современных украинских условий приведена
сегментами — рынками, дифференцированными но видам услуг: охранным, объем
заключаемых сделок на котором составляет примерно 60% стоимости контрактов по
всем видам услуг; технического обеспечения, а также консультационным
(секьюрити-консалтинг) — по 15%; сыскным — 10%.
В свою
очередь, рынок охранных услуг состоит из примерно равных долей по охране
стационарных объектов, личной охраны, охраны массовых мероприятий,
сопровождения грузов и ценностей при транспортировке. При этом если предприятию
не хватает собственных возможностей и возможностей охранной компании, нанятой
фирмой на постоянной основе, то фирма обращается на рынок специализированных
услуг, которые связаны с рынками товаров (технических средств безопасности),
специалистов и информации.
Среди
других специальных услуг, оказываемых специализированными компаниями
(агентствами безопасности), преобладают такие, как охрана массовых мероприятий,
продажа оружия, создание локальных систем криптографической защиты информации.
К
наиболее динамичным видам услуг в сфере безопасности следует отнести сбор
информации, в том числе по кредитоспособности бизнес-партнеров и надежности сделок, оказание комплексных услуг по
охране коммерческих предприятий, сопровождение грузов и ценностей, а также
услуги по технической защите, подготовке кадров, защите информации.
Также
можно отметить такие направления деятельности фирм занимающихся обеспечением
безопасности, как издательская деятельность, информационно-аналитическая
работа, международные контакты, обмен информацией в сфере безопасности.
3. Правовые положения обеспечения безопасности промышленных
предприятий
Основой нормативно-правовой базы
экономической безопасности является Конституция Украины, которая определяет
наивысшую социальную ценность Украины – человека, его жизнь, здоровье, честь и
безопасность. Она закрепляет понятие экономической, информационной, экологической
безопасности, обеспечение которых является одной из главных функций
государства.
Следующим по важности нормативно-правовым документом,
регламентирующим национальную, в том числе и экономическую безопасность
государства, является Концепция национальной безопасности Украины, принятая
Верховной Радой Украины в январе 1997 года. Она определяет основные объекты
национальной безопасности (гражданин, общество, государство), основные принципы
ее обеспечения, национальные интересы Украины и возможные угрозы Украине в
политической, экономической, социальной, военной, экологической,
научно-технологической, информационной сферах, систему обеспечения национальной
безопасности Украины. В этом документе предложены основные направления
государственной политики национальной безопасности Украины, в частности:
1)
недопущение
незаконного использования бюджетных средств и государственных ресурсов, их
перехода в теневую экономику;
2)
контроль над
экспортно-импортною деятельностью, направленной на поддержку важных для Украины
приоритетов и защита отечественного производителя;
3)
борьба с
противоправною экономической деятельностью, противодействие неконтролированному
оттоку национальных материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных
и др. ресурсов.
Существует
огромное количество законов и подзаконных актов, регулирующих отдельные аспекты
безопасности (информационные, хозяйственные, корпоративные и др.).
На уровне
предприятий - основной локально-правовой документ, регулирующий вопросы
безопасности является устав предприятия.
1.
Гусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.І. и др. Экономика и организация
безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
2.
Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность
предпринимательства: учеб.пособие для вузов. – М.:академия, 2008. – 336 с.
3.
Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические
основы защиты информации. Учеб. Пособие для вузов . –М.: Горячая линия
–Телеком, 2004 . – 280с.
4.
Курочкин А.С. Управление предприятием: Уч.пособие. – Киев, 2009.
5.
Амитан
В.Н. Экономическая безопасность:
концепция и основные модели // Економічна кібернетика. - 2009. – №3-4. –
С.13-20.