Органический тип структур управления
Федеральное
агентство по образованию РФ
ФГОУ СПО «Петровский
колледж»
ОМПЭУ
Реферат
«Органический
тип структур управления» по дисциплине менеджмент.
Выполнила:
Студентка 220 группы
Мальнева Юлия
Проверила:
Заболахтина Наталья Борисовна
Санкт-
Петербург
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Органический тип структур управления:
·Бригадная (кросс-функциональная)
структура управления
·Проектная структура
управления
·Матричная
(программно-целевая) структура управления
Заключение
Использованная литература
Все гостиницы и рестораны
имеют сложную организационную структуру, которая характеризуется распределением
целей и задач управления между подразделениями и отдельными работниками. Наша
цель – рассмотреть существующие современные типы организационных структур управления
предприятиями.
ОРГАНИЧЕСКИЙ
ТИП СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
Органические,
или адаптивные, структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х
гг., когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг
резко обострило конкуренцию и среди предприятий и жизнь потребовала от
предприятий высокой эффективности и качества работы, а также быстрой реакции на
изменения рынка, и, с другой стороны, стала очевидной неспособность структур
иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством
управленческих структур органического типа является их способность изменять
свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур
этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур.
При
внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения
между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования,
контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации
персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, то результаты
внедрения таких структур могут быть отрицательными.
Бригадная
(кросс-функциональная) структура управления
Основой
этой структуры является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма
бригадной организации — древняя организационная форма, достаточно вспомнить
рабочие артели, но только с 80-х гг. началось ее активное применение как
структуры управления организацией, во многом прямо противоположной
иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления
являются;
автономная
работа рабочих групп (бригад);
самостоятельное
принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
замена
жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
привлечение
для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.
Эти
принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение
сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и
управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими
целевыми установками и интересами.
В
организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться
функциональные подразделения (рис. 1), так и отсутствовать (рис. 2). В первом
случае работники находятся под двойным подчинением — административным
(руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и
функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят).
Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к
матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые
отсутствуют; такую организацию можно называть собственно бригадной. Эта форма
достаточно широко применяется в организации управления по проектам.
Рис.
1. Кросс-функциональная организационная структура управления
Рис.
2. Структура организации, состоящей из рабочих групп (бригадная)
Преимущества
бригадной (кросс-функциональной) структуры:
·
сокращение
управленческого аппарата, повышение эффективности управления;
·
гибкое
использование кадров, их знаний и компетентности;
·
работа
в группах создает условия для самосовершенствования; возможность применения
эффективных методов планирования и управления;
Недостатки
бригадной (кросс-функциональной) структуры:
·
усложнение
взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);
·
сложность
в координации работ отдельных бригад;
·
высокая
квалификация и ответственность персонала; высокие требования к коммуникациям.
Таким
образом, данная форма организационной структуры наиболее эффективна в
организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем
техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это
— один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно
воплощаются идеи современной философии качества.
Проектная
структура управления
Основным
принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под
которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например
освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий,
строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как
совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало
и окончание. Под каждый проект выделяются необходимые ресурсы, которыми
распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и
управление проектом включает определение его целей, формирование структуры,
планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После
выполнения проекта структура его распадается, ее компоненты, включая
сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на
контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать
как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в
которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок
выполнения проекта.
Преимущества
структуры управления по проектам
·
высокая
гибкость;
·
сокращение
численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими
структурами.
Недостатки
структуры управления по проектам
·
очень
высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя
проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненно цикла
проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;
·
дробление
ресурсов между проектами;
·
сложность
взаимодействия большого числа проектов в компании;
·
усложнение
процесса развития организации как единого целого.
Таким
образом, преимущества перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим
числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов
современной философии качества определяются формой управления проектами.
Матричная
(программно-целевая) структура управления
Такая
структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе
двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному
руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и
техническую помощь руководителю проекта, с другой — руководителю проекта или
целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления
процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует
с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и другими
работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по
ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение
непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности,
которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты для
постоянной деятельности — целевые программы. В организации и проекты, и целевые
программы могут сосуществовать. Пример матричной программно-целевой структуры
управления (фирма “Тойота”) приведен на рис. 3. Эта структура была предложена
Каори Ишикава в 70-х гг. и с небольшими изменениями функционирует по сей день
не только на фирме “Тойота”, но и на многих других фирмах по всему миру.
Преимущества
матричной структуры:
·
лучшая
ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;
·
более
гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и
компетентности сотрудников;
·
относительная
автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у
работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных
навыков;
·
улучшение
контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;
·
любая
работа организационно оформляется, назначается одно лицо — “хозяин” процесса,
служащий центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой
программы;
Рис.
3. Матричная структура управления на фирме “Тойота”
·
сокращается
время реакции на нужды проекта или программы, так как созданы горизонтальные
коммуникации и единый центр принятия решений.
Недостатки
матричных структур:
·
трудность
установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по
заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);
·
необходимость
постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и
программам или проектам;
·
высокие
требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в
группах, необходимость их обучения;
Рис.
4. Уровни управления предприятием по качеству
·
частые
конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или
программ;
·
возможность
нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за
оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих
подразделений.
Таким
образом, внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с
достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в
противном случае возможна дезорганизация управления (на фирме “Тойота”
внедрение матричной структуры заняло около 10 лет). Эффективность воплощения в
жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой
данной фирмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы
рассмотрели общие принципы построения организаций, их связь с главной задачей —
задачей обеспечения качества и эффективности работы организации. Управление
организацией по критерию качества и эффективности включает в себя несколько
аспектов, из которых важнейшими могут считаться: стратегическое управление по
критерию качества; оперативное управление деятельностью предприятия по критерию
качества; управление функционированием системы качества на предприятии. Система
управления на предприятии едина, поэтому все перечисленные аспекты управления
тесно взаимосвязаны (рис. 4).
www.referats-ucoz.ru
www.allreferats.ru