Мышление и условия формирования личности
Реферат
"Мышление и условия формирования личности"
Сущность и условия формирования личности
Личность - это человек как субъект отношений и
сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых черт,
характеризующих его свойства и качества.
На протяжении многих веков и до настоящего времени личность
человека была и остается объектом изучения многих наук: философии,
экономической теории, социологии, истории, психологии, педагогики, медицины,
правовых наук и т.д. Пристальное внимание к личности человека проявляют
писатели и поэты, художники и музыканты. Юристы интересуются условиями развития
и формами проявления личности преступников.
Личность, кроме того, является предметом изучения,
экспериментов и спекуляций разного рода религиозных сект, экстрасенсов, магов и
просто шарлатанов от науки и религии.
В менеджменте личность человека, ее сущность,
рассматривается прежде всего с точки зрения поведения работника, способов
общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными. Менеджеров
интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт,
порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые
оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего
предприятия.
В менеджменте разработаны концепции "управленческой
революции", "человеческого капитала", "человеческих
отношений" и другие бихевиористские концепции.
Личность человека формируется под воздействием множества
факторов внутреннего и внешнего окружения. Это, прежде всего
семья как основа нормального роста и развития человека. Детские дошкольные
учреждения, школа, средние и высшие учебные заведения, трудовые коллективы
формируют в человеке профессиональные и личные качества, но, как
свидетельствует практика, при одних и тех же приблизительно равных условиях
люди могут резко отличаться друг от друга. Однозначного ответа на вопрос о том,
какие необходимы условия для формирования личности в приемлемом для общества
отношении, пока еще нет. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности,
труды итальянского профессора Чезаре Ломброзо и других психологов, ряд
современных исследований в этой области еще не ответили на этот вопрос. Одни
ученые утверждают, что это генетические, природные данные самого человека, его
физиологические свойства; другие - физические, внешние данные, например,
строение черепа; третьи - семейные условия и т.д. В то же время остается
неясным, как и почему в благополучной семье может вырасти преступная личность,
а в ненормальной с общественной точки зрения семье развивается вполне
нормальная человеческая личность.
Проповедники православного учения указывают, что религиозную
веру у человека формируют определенные постулаты, которым должен следовать
человек. В основе этих постулатов лежит коллективизм. Только в семье, в
церковной общине, в коллективном труде может сформироваться нормальная личность.
Ее сущность тогда будет проявляться в служении Богу, семье, ближним и обществу.
Для религиозного человека заповеди Христа являются фундаментом для определения
своих поступков в жизни. Как известно, многие эти положения были заимствованы
коммунистической идеологией. Под другим углом зрения смотрят буржуазные
идеологи и западная церковь на условия формирования личности (см. энциклики
римских пап). Их учения основываются на индивидуализме во всех формах его
проявления. Такой подход не произволен. Он продиктован самой сущностью
экономических и других отношений западного мира, нормами морали и
нравственности, которые в свою очередь определяются условиями жестокой
конкуренции и борьбой за выживание.
Но в "чистом" виде индивидуализма и коллективизма
как условий формирования личности быть не может. Человек - существо
общественное, в нем есть и те и другие качества. Само общество создает тот фон,
на котором развивается и формируется личность. Социально-экономические
отношения и внешняя среда являются существенными факторами, в которых
формируются не только отдельная личность, но и ее окружение. Социально-экономические
отношения создаются людьми, в то же время они объективны. Человек застает их
готовыми, уже сформировавшимися.
Постепенно, по мере участия в процессе труда, человек все
более активно совершенствует условия своего существования, работает, творит,
создает материальные и духовные блага и услуги. Личность его при этом не
останавливается в развитии. Она подвержена влиянию извне, меняется,
совершенствуется, но в отдельных случаях и при неблагоприятной обстановке
деградирует, может даже приобрести негативные черты и свойства, в конце концов
разрушается.
Уровень развития личности характеризуют такие
качества, как интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство,
морально-нравственная чистота и физическое совершенство. При первом знакомстве
с человеком мы по его внешности, одежде, походке, культуре речи и другим
внешним проявлениям можем составить себе некоторое представление о том, какой
человек перед нами. Для более глубокого познания сущности личности необходимо
длительное время, иногда годы, что связано с проявлением внутренних свойств и
качеств человека.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
свойства человека, приобретенные им от природы и генетически
наследуемые, развиваются впоследствии под воздействием внутренних и внешних
условий его жизни;
сама сущность личности предстает перед нами как совокупность
мыслительных, профессиональных, духовных, физиологических и иных качеств
человека в процессе его жизнедеятельности;
для менеджеров важно знать и учитывать все стороны проявления
личности человека и в особенности те, которые оказывают влияние на деятельность
организации в целом.
Личность - это всегда продукт исторически данного
общественного и политического строя. Так, например, период развития нашего
общества в до перестроечное время характеризовался относительной стабильностью
и определенной уверенностью людей в своем будущем. Это отчасти и формировало
сознание советских людей. До начала 90-х гг. преступность в стране была значительно
ниже. За десятилетие непоследовательных рыночных реформ и изменений в
общественных отношениях, вызвавших неуверенность в завтрашнем дне,
непредсказуемость и нестабильность экономического развития и материального
положения людей, заметно возросло количество личностей с криминальным уклоном. Сегодня
по уровню преступности Россия шагнула далеко вперед и занимает пятое место в
мире.
Разрыв между отдельными слоями нашего общества ведет к росту
антагонизма в отношениях между ними, к возникновению крайних политических
группировок и течений, проповедующих насилие, межнациональную рознь и т.д. Все
это формирует негативную личность и, несомненно, сказывается на всех людях, как
рядовых исполнителях, так и руководителях. Все работники одинаково подвержены
воздействию социально-экономических факторов и условий, сложившихся в обществе.
Для нормального развития человеческой личности общество должно быть стабильным.
Мышление и способности личности
Созидательный процесс строительства нового общества возможен
лишь при условии плодотворной деятельности многих людей. Объединение людей в
организации умножает их усилия, способствует порождению новых идей и
коллективных решений, помогает воплотить их на практике.
Мышление представляет собой высший продукт особым образом
организованной материи - мозга. Мышление есть процесс отражения
объективного мира в понятиях, представлениях, суждениях, идеях, умозаключениях
и теориях. Иную трактовку мышления дают идеалисты. Мышление, с их точки зрения,
- это характеристика человеческого сознания, связанного с образованием в
понятиях человека абстрактных объектов, не существующих в опыте и
действительности. Эти идеализированные объекты становятся предметом и средством
их научного анализа, на основе чего строятся теории их реального существования
(см. подробнее учения экзистенциализма, неопозитивизма, неотомизма и др.).
И.П. Павлов установил, что в основе психической деятельности
человека, его мышления лежат материальные физиологические процессы,
происходящие в коре головного мозга и отражающие объективную реальность. Мышление
человека связано с его речью и как результат фиксируется в языке, на котором он
разговаривает и мыслит.
Путем мышления человек может выдвигать идеи, гипотезы,
теории и находить практические направления их реализации. Результатом мышления
всегда является мысль. Например, мысль менеджера о том, как обеспечить рост
производительности труда или как разрешить конфликт, возникший между
работниками, находит свое логическое завершение в принятом решении и его
реализации.
Способность мыслить позволяет человеческой личности делать
умозаключения, логическое обоснование действий и поступков, а также необходимые
выводы из случившегося и строить систему доказательств.
Научная мысль обогатила человечество открытиями и
изобретениями в области моделирования различных кибернетических систем и
устройств, представляющих некое механическое подобие человеческого мозга. Например,
кибернетические системы в технике - это автоматические устройства и комплексы
для получения, переработки, передачи и хранения информации; автоматические
регуляторы; счетно-решающие устройства; системы искусственного интеллекта; устройства
управления производственным процессом, подачей и отключением электроэнергии; системы
слежения за объектами, передвигающимися в воздухе и космосе; системы,
исследующие и выдающие информацию о физическом состоянии самого человека
и его мозга.
Новое качество техники и технологии в большой степени
способствует эффективной мыслительной деятельности руководителей, вместе с тем
требует от них новых знаний и умений в практическом применении новинок. Это во
многом связано со способностями управляющих осуществлять руководство на основе
достижений научно-технического прогресса.
В широком смысле слова способность - это психические
свойства личности. Эти свойства обусловливают его поведение и являются
основой его жизнедеятельности.
Способности человека проявляются в какой-либо определенной
сфере деятельности. Они, так же как и мышление, могут быть не только
врожденными, но и развитыми и востребованными в ходе общественно полезного
труда или быть потенциально возможными, если оказываются невостребованными. Способности
развиваются в ходе трудовой и общественной деятельности и могут достигать
высокой степени и даже стать выдающимися. Тогда это личность с выдающимися
способностями, а в исключительных случаях - гениальная.
В узком специальном смысле слова способности человека
означают его пригодность для выполнения какой-либо профессиональной
деятельности. Формируются такие способности в процессе труда.
В менеджменте способности людей рассматриваются по двум
основным направлениям: в сфере управленческой деятельности (интерсоциальные) и
в сфере исполнительской деятельности (конструктивные).
В управленческой деятельности способности менеджера
должны содержать такие психические свойства личности, которые позволяют
предвидеть ход развития событий и явлений, умение мыслить абстрактно,
анализировать и синтезировать, строить цепь логических взаимосвязей из
разрозненных фактов, делать обоснованные выводы. Менеджер должен быть способен
к деловым и личным контактам с людьми, уметь вести переговоры, планировать
работу подчиненных и свою деятельность, организовывать и мотивировать
работников, координировать их работу, в необходимой форме осуществлять контроль.
Однако только врожденных способностей для этого недостаточно.
Необходима профессиональная подготовка и специальное образование - среднее или
высшее. Но и после завершения обучения менеджер должен быть готов к тому, что
он не сразу будет нанят на самую высокую должность. Необходим практический
опыт, который приходит с годами по мере восхождения по крутой и опасной
служебной лестнице.
В исполнительской деятельности способности человека
проявляются главным образом в инженерно-технической, опытно-конструкторской
областях, в создании продукции и услуг в широком спектре народного хозяйства, в
литературе, искусстве, культуре, медицине, спорте и т.д. Они формируются на
основе склонностей и предрасположенности человека к какой-либо профессии. Однако
обучение всегда необходимо, хотя оно может длиться от нескольких месяцев до
десяти и более лет. Например, музыкант несколько лет учится в музыкальной
школе, затем в консерватории, может выехать за границу для завершения своего
образования. Или программист после окончания школы с математическим уклоном
должен пройти курс специальной подготовки в вузе.
Способность человека выполнять ту или иную работу на
предприятии оценивается не только по представленным документам о получении
профессии, специальности и квалификации, но я с помощью тестирования,
определения профессиональной пригодности человека к данному виду деятельности.
В обществе всегда есть такие люди, которые обладают разносторонними
способностями, их относят к одаренным. Они могут проявлять выдающиеся, даже
гениальные способности в каком-то одном виде деятельности или в нескольких. Мышление
и способности таких людей являются предметом тщательного изучения и
исследования. Одаренность позволяет человеку освоить дело в кратчайшие сроки и
достаточно глубоко и всесторонне, хотя для других на это потребуются годы, а
может не хватить и целой жизни.
Труд одаренных личностей внешне может отличаться от труда
других людей весьма незначительно. Однако результат их труда всегда из ряда,
вон выходящий - новые открытия в науке, новые методы и технологии, ранее не
известные человечеству.
Мышление и способности личности, профессиональная деятельность
накладывают заметный отпечаток на ее духовный склад, манеру общения и
поведения, активность, эмоциональность и т.д. Свойства и качества личности в
обобщенном виде проявляются в чертах характера.
Список литературы
1.
Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. - СПб., 1999
2.
Албастова Л.Н. Технология Эффективного менеджмента. - М., 2000
3.
Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. - М., 2001
4.
Бреддик У. Менеджмент в организации. - М, 1999.