Мотивация трудовой деятельности персонала организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,02 kb
  • Опубликовано:
    2010-01-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мотивация трудовой деятельности персонала организации

Введение


Современное бизнес-сообщество включает в себя широкий спектр организаций различных направлений и масштабов деятельности. Некоторые из них успешно движутся на пути достижения поставленных целей, другие с трудом преодолевают этот путь, третьим приходится покидать рынок, так и раскрыв свой потенциал и претворив его в готовые товары и услуги. Тем не менее, анализ опыта этих организаций может быть чрезвычайно полезен как при разработке мероприятий по их совершенствованию, так и при создании новых компаний, которым придется работать в посткризисных условиях, когда конкуренция будет постоянно расти, а люди будут приобретать только по-настоящему ценные и высококачественные товары и услуги.

Объектом исследования, представленным в данном отчете, является открытое акционерное общество «Красноярсклеспроектстрой» – современная организация, основными направлениями деятельности которой являются строительство зданий и сооружений, производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, разработка проектно-сметной документации по этим мероприятиям; участие в реализации целевых комплексных программ регионального значения.

Предметом исследования выступают внутренняя среда организации и ее элементы: организационная структура, персонал и его поведение, система оплаты и стимулирования труда (система мотивации).

Основной целью исследования является выявление наиболее значимых характеристик рассматриваемой организации в целом и в частности системы мотивации, их оценка с точки зрения влияния на достижение приоритетных целей организации и ее положение в современном бизнес-сообществе.

Достижению данной цели способствует ряд задач, решение которых освящено ниже. К ним относятся: общая характеристика организации и ее правового статуса; рассмотрение особенностей построения организационной структуры компании, функций ее подразделений; характеристика поведения персонала в организации и межличностных коммуникаций; описание системы оплаты труда, инструментов материального и морального стимулирования

Методология представленной работы включает в себя широкий спектр способов логического мышления, а также результаты проведенных практических исследований, что позволяет создать гармоничное сочетание теоретической базы и ее воплощения в деятельности современной компании. Наглядное представление материала облегчает восприятие и способствует формированию целостного представления об исследуемой организации.

В рамках представленного отчета выделяется три основных раздела, поэтапное рассмотрение которых обеспечивает плавный переход от наиболее общих черт компании к специфическим. В первом разделе дается характеристика организационно-правовой формы, учредительных документов, профессионального состава исследуемой организации. Во втором разделе подробно рассматривается организационная деятельность общества, третий заключительный раздел содержит непосредственный анализ системы мотивации в организации.

1. Общая характеристика организации

1.1 Организационно-правовая форма


Под организационно-правовой формой хозяйствующего субъекта принято понимать признаваемую законодательством той или иной страны форму хозяйствующего субъекта (т.е. юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или организаций, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица), фиксирующую способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Организационно-правовые формы, в которых могут осуществлять свою деятельность хозяйствующие субъекты в России, указываются в Гражданском кодексе РФ. Организационно-правовая форма является комплексным критерием, который определяет многие стороны деятельности организации, порядок ее открытия, реорганизации и ликвидации, формирование собственности, наличие и формы уставных документов, ответственность участников, распределение доходов и другие вопросы.

По данному критерию ОАО «Красноярсклеспроектстрой» является открытым акционерным обществом, что закреплено в его Уставе и определяет его положение в современном обществе и экономической системе.

Акционерным обществом является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Открытый тип акционерного общества, в свою очередь, означает, что его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Акционерное общество такого типа вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество «Красноярсклеспроектстрой» создано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 26.12.95 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом РФ, Законом Красноярского края от 12.11.04 №12–2513 «О приватизации государственного имущества Красноярского края», Законом Красноярского края от 13.12.05 №16–4205 «О прогнозном плане (программе) приватизации краевого имущества на 2006 год».

Фирменное наименование рассматриваемой организации содержит наименование общества и указание на то, что оно является акционерным. Полное фирменное наименование общества: на русском языке – открытое акционерное общество «Красноярсклеспроектстрой»; на английском языке – Орen Joint-Stock Company «Krasnoyrsklesproektstroi». Сокращенное наименование общества: на русском языке – ОАО «Красноярсклеспроектстрой»; на английском языке – JSC «KLPS».

Учредителем Общества является Красноярский край в лице Агентства по управлению краевым имуществом Администрации Красноярского края в соответствии с приказом от 23 октября 2006 №06–1016п «О приватизации государственного предприятия Красноярского края «Красноярсклеспроектстрой». Таким образом, рассматриваемое общество создано путем преобразования государственного предприятия и является его правопреемником.

Правовое положение ОАО «Красноярсклеспроектстрой», права и обязанности его акционеров определяются в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, законом об акционерных обществах, а также законами и иными правовыми актами о приватизации этого предприятия.

Уставный капитал ОАО «Красноярсклеспроектстрой» составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, составляет 687 000 рублей и состоит из 687 штук размещенных обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью одной акции 1 000 рублей каждая.

Органами управления обществом являются:

- Общее собрание акционеров;

- Совет директоров;

- единоличный исполнительный орган (Директор);

- в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами общества.

Органом контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества является Ревизионная комиссия. Совет директоров и Ревизионная комиссия избираются Общим собранием акционеров. Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается Общим собранием акционеров, при принудительной ликвидации назначается судом.

Высшим органом управления ОАО «Красноярсклеспроектстрой» является Общее собрание акционеров, заседание которого проходит один раз в год.

Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью организации, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом и Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции Общего собрания акционеров.

Исполнительный орган ОАО «Красноярсклеспроектстрой» является единоличным и представлен директором, который осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен Совету директоров и Общему собранию акционеров. Директор назначается Советом директоров сроком до 5 лет и без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Директор может быть избран из числа акционеров, либо директором может быть избрано любое другое лицо, обладающее, по мнению большинства членов Совета директоров, необходимыми для этого знаниями и опытом.

Вопросы, относящиеся к компетенции каждого органа управления обществом, подробно представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. – Состав и компетенция органов управления ОАО «Красноярсклеспроектстрой»

Орган управления

Вопросы, относящиеся к компетенции органа управления

Общее собрание акционеров

-   Внесение изменений и дополнений к Уставу общества, утверждение Устава в новой редакции;

-   реорганизация или ликвидация общества;

-   определение предельного количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

-   изменение Уставного капитала общества;

-   утверждение аудитора общества;

-   утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, а также распределение прибыли, в том числе выплата дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года;

-   принятие решений о дроблении и консолидации акций;

-   принятие решений об участии общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях коммерческих организаций;

-   утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества.

Совет директоров

-   Определение приоритетных направлений деятельности общества;

-   созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров;

-   утверждение повестки дня Общего собрания акционеров;

-   определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в Общем собрании;

-   предварительное утверждение годовых отчетов общества;

-   размещение и приобретение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

-   определение цены имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах»;

-   избрание Директора общества и досрочное прекращение его полномочий, установление размеров выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций;

-   рекомендации по размеру выплачиваемых членам Ревизионной комиссии вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;

-   рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

-   использование резервного и иных фондов общества;

-   создание филиалов и открытие представительств общества и их ликвидация;

-   предварительное одобрение сделок, связанных с приобретением, отчуждением и возможностью отчуждения обществом недвижимого имущества, независимо от суммы сделки;

-   принятие во всякое время решения о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества;

-   определение лица, уполномоченного подписать договор от имени общества с единоличным исполнительным органом;

-   рекомендации Общему собранию акционеров по порядку распределения прибыли и убытков общества по результатам финансового года.

Директор

-   Обеспечение выполнения решений Общего собрания акционеров и Совета директоров общества;

-   распоряжение имуществом общества в пределах, установленных Уставом и действующим законодательством;

-   утверждение правил, процедур, штатного расписания общества, филиалов и представительств;

-   прием на работу и увольнение с работы сотрудников;

-   поощрение работников общества, а также наложение на них взысканий;

-   открытие в банках расчетного, валютного и других счетов общества;

-   заключение договоров и совершение иных сделок;

-   утверждение договорных цен на продукцию и тарифы на услуги;

-   организация бухгалтерского учета и отчетности;

-   обеспечение подготовки и проведения Общих собраний акционеров.


ОАО «Красноярсклеспроектстрой» ежегодно публикует для всеобщего сведения годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ, сообщение о проведении Общего собрания акционеров.

Перед опубликованием годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.


1.2 Учредительные документы


Учредительным документом ОАО «Красноярсклеспроектстрой» является его Устав, утвержденный учредителем. Учредителем общества является Красноярский край в лице Агентства по управлению краевым имуществом Администрации Красноярского края в соответствии с приказом от 23 октября 2006 №06–1016п «О приватизации государственного предприятия Красноярского края «Красноярсклеспроектстрой».

Устав ОАО «Красноярсклеспроектстрой» состоит из тринадцати глав и определяет наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также в нем содержатся другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц данного вида. К ним следует отнести особенности правового положения общества, размер уставного капитала, порядок его формирования и дробления на акции, имущественное положение общества, требования к ведению учета и составлению отчетности. Устав акционерного общества содержит условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о правах и обязанностях акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

 


1.3 Основные направления деятельности


ОАО «Красноярсклеспроектстрой» осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли в нескольких направлениях, основными из которых являются:

- строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

- производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог;

- деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, включая проектирование автомобильных дорог, мостов и мостовых переходов;

- разработка проектно-сметной документации по мероприятиям по увеличению пропускной способности русла рек и противопаводковой защите;

- разработка и участие в реализации целевых комплексных программ регионального значения;

- оценка эффективности проектов.

Наряду с этим ОАО «Красноярсклеспроектстрой» проводит работы в таких направлениях, как:

- оказание транспортных, инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых, маркетинговых, посреднических, информационных, комиссионных и бытовых услуг юридическим и физическим лицам;

- услуги по сдаче в аренду помещений и оборудования;

- выполнение ремонтно-строительных, строительно-монтажных, пусконаладочных и специальных работ.

Данные виды работы рассматриваются как дополняющие основную деятельность и поддерживающие ее высокий уровень исполнения.

Приоритетными направлениями развития организации в случае отсутствия спроса на услуги основного спектра, предоставляемые ею в настоящее время, могут быть следующие:

- производство строительных материалов;

- автотранспортные грузоперевозки;

- производство лесозаготовок и переработка древесины;

- заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции и дикорастущих растений;

- оптовая и розничная торговля;

- осуществление внешнеэкономической деятельности по экспорту и импорту продукции, развитию всех форм научно-технического, экономического, производственного и коммерческого сотрудничества с зарубежными странами.

Данный спектр направлений деятельности сформирован с учетом анализа современных рыночных тенденций, опыта и знаний персонала, имеющейся материально-технической базы, а также наработанных контактов с клиентами и партнерами.

1.4 Численность и профессиональный состав организации


Сегодня персонал организации рассматривается как ее важное стратегическое преимущество, позволяющее ей внедрять инновации, совершенствовать технологии, изменять методы управления и создавать уникальные отличительные особенности своих товаров и услуг, тем самым обеспечивая себе успех в долгосрочной перспективе. Во многом именно поэтому значимой задачей, стоящей перед современной компанией, является формирование штата сотрудников, в наибольшей степени соответствующего ее интересам и приоритетам деятельности.

В настоящее время общая численность персонала ОАО «Красноярсклеспроектстрой» составляет 29 человек. Они входят в состав двух основных и двух вспомогательных подразделений, а также административное звено организации. Десять сотрудников организации имеют гибкий график работы, и поэтому ежедневно в офисе компании находится 20–25 человек. Гибкий график работы сотрудников обусловлен преимущественно спецификой работы организации (активное применение современных информационных технологий, индивидуальный характер заданий), а также их личными потребностями и обстоятельствами (удаленный район проживания, семейное положение).

Все сотрудники организации имеют высшее образование и преимущественно работают по полученной специальности, поскольку работа в сфере промышленного и гражданского строительства, а также проектирования автодорог и гидрологических объектов требует глубокого знания ряда специальных вопросов, владение профессиональной терминологией, обязательного освоения ряда компьютерных программ. При профессиональном анализе можно выявить, что в организации преобладают инженеры-проектировщики, что во многом обусловлено профилем деятельности компании и особенностями ею функционирования. Инженеры работают в двух основных направлениях: промышленное и гражданское строительство и проектирование лесовозно-хозяйственных автодорог и гидрологических объектов. Полный перечень профессий сотрудников, работающих в ОАО «Красноярсклеспроектстрой», представлен в таблице 1.2.

Таблица 1.2. – Профессиональный состав ОАО «Красноярсклеспроектстрой»

Наименование подразделения

Представленные профессии

Количество штатных единиц

Административно-управленческое звено

Менеджер

2

Бухгалтер

2

Экономист

1

Юрист

1

Программист

1

Административно-хозяйственное звено

Теплоэнергетик

1

Уборщик

1

Производственно-технический отдел

Инженер

1

Инженер-сметчик

2

Отдел по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства

Инженер-конструктор

1

Инженер-проектировщик

6

Инженер-эколог

1

Инженер-электрик

1

Отдел по проектированию лесовозно-хозяйственных автодорог и гидрологических объектов

Инженер-технолог

1

Инженер-сметчик

1

Инженер-проектировщик

5

Инженер-землеустроитель

1

Итого:

29

Сотрудники, возглавляющие подразделения организации, обладают не только глубокими знаниями в рабочем направлении, но и навыками управления коллективом, подкрепленными их многолетним опытом работы на руководящих должностях. Последнее позволяет организовать высокопроизводительную работу персонала подразделений и обеспечить достижение поставленных целей в заданные сроки.

Таким образом, персонал ОАО «Красноярсклеспроектстрой» включает в себя специалистов, позволяющих организации гибко реагировать на динамичные изменения внешней среды и поддерживать высокий уровень отношений с клиентами, партнерами и конкурентами.

2. Организационная деятельность

 

2.1 Функции подразделений организации


В ОАО «Красноярсклеспроектстрой» выделяется два основных и два вспомогательных подразделения, которые в совокупности составляют организационную структуру компании.

К основным подразделениям относятся отдел по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства и отдел по проектированию лесовозно-хозяйственных автодорог и гидрологических объектов. Они являются производственными отделами, их сотрудники осуществляют непосредственную подготовку проектной документации от формирования технического задания до готового рабочего проекта для заказчиков.

Отдел по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства работает преимущественно по заказам частных лиц, а также юридических лиц (производственных организаций, образовательных учреждений, торговых компаний). Отдел по проектированию лесовозно-хозяйственных автодорог и гидрологических объектов работает по заказам Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и выполняет большую часть проектов на конкурсной основе. Функции основных подразделений ОАО «Красноярсклеспроектстрой» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. – Функции производственных подразделений ОАО «Красноярсклеспроектстрой»

Наименование подразделения

Функции подразделения

Отдел по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства

-   Подготовка первичной технической документации по проектам;

-   подготовка рабочих проектов по направлениям: строительство, планировка и перепланировка зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; организация работы систем водо- и теплоснабжения, электросетей, канализации;

-   оценка эффективности проектов;

-   оказание консалтинговых услуг строительным организациям.

Отдел по проектированию лесовозно-хозяйственных автодорог и гидрологических объектов

-   Подготовка первичной технической документации по проектам;

-   производство комплексных инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, гидрологических);

-   подготовка рабочих проектов по направлениям: проектирование автодорог; охрана, защита и воспроизводство лесов; увеличение пропускной способности русла рек и противопаводковая защита; строительство мостов и мостовых переходов;

-   согласование рабочих проектов с Министерством природных ресурсов и лесного комплекса красноярского края;

-   осуществление авторского надзора по подготовленным рабочим проектам;

-   оценка эффективности проектов;

-   оказание консалтинговых услуг для заказчиков и подрядчиков, а также строительных организаций.


Вспомогательными подразделениями ОАО «Красноярсклеспроектстрой» являются производственно-технологический и административно-хозяйственный отделы. Они осуществляют поддержку работы основных подразделений и организации в целом, являясь частью штаба при руководителе компании. К функциям производственно-технологического отдела можно отнести: составление итоговых смет по проектам, проверку подготовленной документации и ее оформление согласно требованиям заказчика, формирование базы готовых рабочих проектов и ее анализ. Сотрудники административно-хозяйственного отдела поддерживают исправность работы тепло- и электросетей, а также осуществляют клининговые услуги.

 


2.2 Организационная структура


Организационная структура ОАО «Красноярсклеспроектстрой» является дивизиональной и включает в себя два самостоятельных подразделения, соответствующие основным типам производимых товаров (отдел по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства и отдел по проектированию лесовозно-хозяйственных автодорог и гидрологических объектов). В состав каждого из них входят сотрудники, которые могут обеспечить весь комплекс работ, необходимых для получения готового рабочего проекта. Дивизиональная структура позволяет уделять каждому проекту большее внимание, учитывать все его особенности, всесторонне оценивать рынок потенциальных потребителей и его характеристики. Организация с такой структурой способна более гибко реагировать на изменения условий конкуренции, технологии, покупательского спроса, быстрее внедрять инновации.

Организацию возглавляет директор, при котором имеется штаб сотрудников, условно поделенных на три основных звена. Общий вид организационной структуры ОАО «Красноярсклеспроектстрой» представлен на рисунке А.1.

Основными недостатками применяемой в организации структуры является увеличение затрат на персонал вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных товаров, нерациональное использование части рабочего времени сотрудников подразделений. В то же время малый размер организации позволяет избежать замедленности решения крупных перспективных задач.

Необходимо отметить, что дивизиональный тип организационной структуры, по сути, считается более подходящим для крупных компаний, концернов и объединений. Учитывая этот факт, а также основные направления деятельности организации и недостаточную эффективность использования человеческих ресурсов, можно предложить ОАО «Красноярсклеспроектстрой» применять элементы целевого управления в виде проектной структуры.

2.3 Стиль руководства в организации


Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными. Другими словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения. Немецкий психолог К. Левин выделил три классических стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный), – каждый из которых определяет характер принятия управленческих решений, свойственный для руководителя, и его отношение к подчиненным.

На основе этой классификации можно определить стиль руководства директора ОАО «Красноярсклеспроектстрой» как демократический. Данный стиль руководства проявляется в стремлении директора к выработке коллективных решений и широкому повседневному сотрудничеству. В организации высоко развиты многосторонние информационные и коммуникационные отношения, что позволяет обеспечить компетентное выполнение организационных задач, а также способствует развитию межличностных отношений. В ОАО «Красноярсклеспроектстрой» преобладает атмосфера взаимного доверия между сотрудниками, прослеживается ориентация на развитие персонала и всей организации путем обучения работников на местах руководителями подразделений и их участия в специальных тренингах по совершенствованию управленческих навыков, освоению новых компьютерных программ, развитию командной работы. Директор совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания членов коллектива, распределяет работу, широко используется практика совещаний членов коллектива с директором. Как правило, директор оказывает необходимую помощь подчиненным, может давать рекомендации, стремясь повысить их возможности самостоятельно решать производственные задачи.

Основными достоинствами данного стиля руководства является непрерывность трудового процесса: сотрудники всегда знают, что делать, и имеют необходимые знания, средства и полномочия для выполнения заданий; высокая мотивация каждого работника и его личный интерес к выполняемым заданиям; положительное восприятие работы и коллектива. Препятствиями на пути эффективного применения демократического стиля управления являются традиционное трудовое мышление некоторых сотрудников, их неготовность принять на себя ответственность и различия ценностных ориентаций директора и части коллектива.

Также согласно классификации К. Левина, можно определить стиль руководства начальников двух основных подразделений как демократический и авторитарный соответственно.

Начальник отдела проектирования объектов промышленного и гражданского строительства стремится поддерживать открытые доверительные отношения с подчиненными, в своей практике часто прибегает к делегированию полномочий, предоставляет сотрудникам отдела свободу в выполнении текущих заданий и осуществляет контроль по результатам. В подразделении ежедневно проводятся групповые дискуссии, позволяющие выявить возможные проблемы и пути их решения.

Руководитель отдела по проектированию лесовозно-хозяйственных автодорог и гидрологических объектов придерживается, напротив, авторитарного стиля руководства, что находит свое выражение в единоличном принятии всех решений, самостоятельном распределении заданий и строгом контроле за ходом их выполнения.

Основными достоинствами такого стиля руководства является быстрое принятие решений и мобилизация сотрудников на их осуществление, высокая производительность труда работников отдела. С другой стороны, руководитель ограничивает возможности мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, в группе чувствуется напряженность и подавленность некоторых ее членов.

Применение авторитарного стиля руководителем во многом обусловлено как его личностными особенностями (ярко выраженные лидерские качества, желание брать на себя высокую долю ответственности, хорошие организаторские способности), так и склонностью сотрудников отдела к качественному исполнению возложенных обязанностей и их нежеланием принимать на себя дополнительную ответственность.

2.4 Роль неформальных групп


Неформальные группы играют существенную роль в динамике поведения сотрудников организации. Они возникают стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми и являются спонтанной реакцией членов коллектива на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Цели таких групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников. Основное отличие функционирования неформальных групп в организации в том, что у них отсутствуют официально предписанные цели и отношения, в то же время необходимо отметить, что в каждой неформальной группе формируются определенные нормы поведения, происходит распределение ролей и складывается структура межличностных отношений.

В коллективе ОАО «Красноярсклеспроектстрой» можно выделить три неформальные группы, которые преимущественно базируются на половом и возрастном признаках.

Так, первая неформальная группа включает в себя сотрудниц отдела по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства и специалистов в области экономики и финансов. В нее входят исключительно женщины, и позицию лидера занимает руководитель отдела по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства. Последнее во многом обусловлено спецификой ее личности (общительность, харизматичность, отзывчивость) и высоким профессиональным авторитетом. Существование данной неформальной группы оказывает положительное влияние на деятельность подразделения и организации в целом, что проявляется в высокой мотивации и эффективной коммуникации сотрудников отдела в процессе выполнения рабочих заданий, отсутствии конфликтных ситуаций, а также формировании и распространении позитивных организационных ценностей, осуществлении разумного социального контроля.

Кроме того, в ОАО «Красноярсклеспроектстрой» присутствуют две неформальные группы, базирующиеся на возрастном признаке. В первую входят молодые специалисты, преимущественно сотрудники, которые работают в организации менее года. Вторую неформальную группу составляют сотрудники, которые работали в Красноярсклеспроектстрой до его приватизации. Возрастной ценз этой группы – 45–60 лет.

Группа молодых работников отличается активной жизненной позицией, стремлением к творчеству, высокой динамикой выполняемых действий. Возникновение и существование этой группы позволяет обеспечить комфортный адаптационный период для новых сотрудников, способствует развитию компании, придает оригинальность разработанным проектным решениям. Группа опытных специалистов, напротив, отличается традиционным мышлением, ее члены склонны к консерватизму, и поэтому часто с недовольством встречают организационные изменения и нововведения. Ее члены требуют всегда большего числа аргументов для положительной оценки новых идей и решений.

Наличие представленных выше двух неформальных групп может рассматриваться как источник возникновения конфликтных ситуаций вследствие противостояния двух различных мировоззрений. Однако при правильном подходе к членам каждой из групп и стремлении директора учесть интересы обеих достигается необходимый баланс между инновациями и стабильностью в организации, гибкостью и адаптивностью к изменениям внешней среды и сохранением положительных культурных ценностей компании и ее лучших традиций.

2.5 Участие персонала в управлении


Демократический стиль руководства, преобладающий в ОАО «Красноярсклеспроектстрой», а также активная позиция многих сотрудников в совокупности создают широкие возможности для участия персонала организации в процессе управления.

В первую очередь, это проявляется в совместной выработке корпоративной стратегии и ее корректировке, постановке целей и рассмотрение путей их достижения. Каждый сотрудник вне зависимости от своего должностного положения может вынести на рассмотрение свое предложение, и в том случае, если его поддержит большинство, оно будет принято.

С целью привлечения сотрудников к процессу управления директор ОАО «Красноярсклеспроектстрой» проводит внутренние совещания, а также практикуются личные беседы с наиболее перспективными членами коллектива. Свои предложения по усовершенствованию рабочего процесса, а также повышению качества выполняемых заданий сотрудники также могут изложить в письменной форме и передать ее руководителю отдела либо директору для рассмотрения.

Особое значение директор придает рекомендациям, замечаниям и предложениям руководителей двух основных подразделений (отделов по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства, лесовозно-хозяйственных автодорог и гидрологических объектов), более того им даются широкие полномочия по управлению сотрудниками, входящими в возглавляемые ими отделы. Инженеры этих подразделений имеют право лично представлять интересы организации при переговорах с заказчиками и партнерами, согласовывать проведение мероприятий по выполняемым объектам, проводить анализ работ и выносить свои замечания и рекомендации на рассмотрения директору. Все технологические и организационные аспекты рабочих проектов находятся в зоне их непосредственного управленческого влияния.

Таким образом, в ОАО «Красноярсклеспроектстрой» достигается максимальное сближение целей организации и личных мотивов деятельности ее сотрудников, что позволяет сделать производственный процесс продуктивным и насыщенным, значительно повысить преданность коллектива своей компании и его готовность выполнить все поставленные перед ним задачи.

2.6 Применение современных офисных технологий


В настоящее время эффективное управление организацией, а также выполнение производственных задач, невозможно без широкого применения современных офисных технологий, построенных в первую очередь на основе методов и средств информатизации. В условиях жесткой конкуренции компаний в целях завоевания своего клиента компании приходится быстро решать задачи по поиску оптимальных решений и возможному сокращению затрат на организацию работ для увеличения прибыли компании при сохранении высокого качества товаров и услуг. Эти постулаты современного бизнеса хорошо поняты и восприняты в ОАО «Красноярсклеспроектстрой», где для каждого сотрудника создано автоматизированное рабочее место, и все они в целом объединены в общую сеть, обеспечивающую быстрый доступ к необходимым данным и значительное ускорение и повышение качества выполнения многих операций.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) сотрудника создано с учетом его повседневных обязанностей и задач, в решении которых он принимает непосредственное участие. Так, АРМ бухгалтера построено на основе программы 1С: Бухгалтерия; АРМ инженера-проектировщика базируется на таких программах, как AutoCAD Civil 3D 2010, CREDO Дороги; инженера-сметчика – Гранд-смета.

Для организации доступа в Интернет на каждый компьютер установлен Интернет-шлюз Ideco ICS – программа, позволяющая не только учитывать объем использованного трафика, но и эффективно защищающая компьютер от угроз виртуальной сети и несанкционированного доступа других пользователей. Кроме того, она обеспечивает удаленное подключение сотрудников, что является особенно значимым для тех, кто имеет гибкий распорядок дня и осуществляет подготовку рабочих заданий на дому.

Также в ОАО «Красноярсклеспроектстрой» действует единая база данных, содержащая сведения по проектам, разработанным в организации, информацию о клиентах, конкурентах, партнерах и подрядчиках. База данных ОАО «Красноярсклеспроектстрой» представляет собой управляемую совокупность данных, являющихся исходной информацией для решения задач системы управления и принятия управленческих решений, а также для выполнения заданий по разработке новых проектов.

Важную роль в организации рабочего процесса в компании играет применение информационной системы обмена данными между сотрудниками, которая способствует установлению более тесной связи между руководителем и подчиненными и также между сотрудниками разных подразделений. Так, например, каждый сотрудник имеет возможность получить консультацию у юриста, программиста или экономиста, заказать необходимые расходные материалы, не вставая со своего рабочего места.

Основными преимуществами применения современных офисных технологий являются ускорение всех процессов в организации от принятия сложных управленческих решений до выполнения повседневных рутинных операций; снижение уровня сложности выполняемых задач и их стандартизация; возможности для глубокого анализа прошлого опыта работы организации и, как результат, повышение качества деятельности.

Необходимо также отметить, что по мере развития и усложнения информационных технологий в организации повышается уязвимость внутренней сети, и потому усиливаются меры по обеспечению ее безопасности. В частности, с целью уничтожения внешних угроз применяется программа ESET NOD32 Antivirus. Кроме того, для снижения риска потери данных и раскрытия конфиденциальной информации вследствие несанкционированного доступа применяется программа Корпоративный менеджер.

Значимую роль в работе организации играет и множество различных устройств, сопутствующих работе с информацией, как текстовой, так и графической. К ним относятся принтеры, сканеры, ксероксы, плоттеры, мини-АТС, факс. Все это способствует созданию приятного рабочего климата в организации, быстрому и качественному выполнению поставленных задач.

2.7 Формы и средства контроля как функции управления


По мере того, как организация движется к своим целям, она должна постоянно отслеживать результаты и контролировать изменения во внутренней и внешней среде. Все это становится возможным благодаря процессу контроля. Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.

Контроль – это критически важная функция в организации, обеспечивающая обратную связь в системе управления и имеющая свои предмет, формы и средства. Предметом контроля в ОАО «Красноярсклеспроектстрой» являются процессы, происходящие в организации и ее элементы. К ним относятся производственный процесс, процесс расходования материальных и финансовых средств, персонал организации.

Перед началом выполнения каждого нового проекта в организации производится предварительный контроль материальных, финансовых и человеческих ресурсов посредством учета необходимого оборудования и программного обеспечения, составление сметы расходов финансовых средств, а также анализа навыков и знаний персонала, необходимых для разработки проекта. Предварительный контроль осуществляется системным администратором, менеджером по персоналу, специалистами в области экономики и финансов. Все полученные данные передаются на рассмотрение директору, который в свою очередь принимает окончательное решение по усовершенствованию производственной системы.

Текущий контроль выполнения рабочих заданий полностью находится в ведении руководителей подразделений. Им предоставляется широкие полномочия по расчетно-аналитической проверке подготовленной инженерами технической и проектной документации, исправлению недочетов, подготовке экспертного заключения. Основная цель текущего контроля – совершенствование деятельности, координация для движения к цели.

В рамках ОАО «Красноярсклеспроектстрой» особую роль играет заключительный контроль производственного процесса, который осуществляет непосредственно директор организации, поскольку оценка работы персонала и его вознаграждение проводится, прежде всего, по достигнутым результатам. Кроме того, заключительный контроль позволяет произвести корректировку принимаемых в организации решений, а также способствует формированию планов на будущее на основе анализа полученных результатов.

3. Мотивация трудовой деятельности

 

3.1 Система оплаты труда


Система оплаты труда играет значимую роль в организации, поскольку именно денежное выражение приложенных работником усилий для выполнения заданий в конечном счете позволяет как удовлетворять его базовые потребности, так и непосредственно влияет на уровень его заинтересованности в рабочей деятельности и ее результатах.

Заработная плата рассматривается как денежная выплата, регулярно производимая работодателем работнику за произведенную продукцию, отработанное время или другую конкретную деятельность. Для сотрудников современной организации заработная плата выполняет целый комплекс функций, включающий в себя обеспечение возможности воспроизводства рабочей силы, стимулирование трудовой деятельности, реализацию принципа социальной справедливости, отражение реального трудового вклада каждого сотрудника.

В настоящее время в своей практике компании применяют различные формы оплаты труда, наиболее распространенными из которых являются сдельная и повременная. Сдельная и повременная формы оплаты труда имеют свои разновидности, которые принято считать системами.

В ОАО «Красноярсклеспроектстрой» применяется простая повременная система, при которой заработная плата рассчитывается как произведение часовой тарифной ставки рабочего данного разряда на отработанное время в данном периоде в часах.

Также для сотрудников, имеющих гибкий график работы, установлена аккордно-сдельная оплата труда. Особенность расчета заработной платы при использовании данной системы заключается в том, что расценка устанавливается на весь объем качественно выполненной работы на основе действующих норм выработки и расценок. Работник в этом случае премируется за сокращение сроков выполнения работ при высоком качестве достигнутых результатов.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда. При расчете заработной платы в ОАО «Красноярсклеспроектстрой» за основу берется система расценок труда, разработанная директором организации, согласно требованиям современного трудового законодательства. Размер заработной платы устанавливается, исходя из сложности, интенсивности выполняемых работ; требуемых навыков и знаний, профессионального опыта, уровня ответственности и психологической нагрузки. Расценки труда пересматриваются каждые полгода и, как правило, изменяются в сторону повышения, что обусловлено как инфляционными изменениями, так и развитием организации и, как следствие, ростом ее доходов.

Таким образом, заработная плата сотрудника ОАО «Красноярсклеспроектстрой» состоит из трех основных частей: базовой части, т.е. оклада, определяемого в соответствии с должностным положением лица и кругом выполняемых им обязанностей, дополнительно осуществляется начисление надбавок с учетом районного и северного коэффициентов.

Необходимо отметить, что формирование и реализация системы оплаты труда в компании несет в себе высокую функциональную нагрузку, поскольку напрямую влияет как на производительность и качество труда сотрудников, так и на психологический климат в организации. Кроме того, она оказывает непосредственное влияние на деловой имидж компании и находит свое отражение в ее внешних контактах.

3.2 Материальное стимулирование


Мотивация персонала в организации является одним из наиболее актуальных вопросов в настоящее время. Создавая систему мотивации сотрудников и рассматривая их в качестве своего важнейшего ресурса, руководство компании знает, что команда выполнит свои обязанности на высоком уровне и обеспечит ей серьезное конкурентное преимущество. Одно из наиболее значимых мест в системе мотивации российских организаций занимает материальное стимулирование, которое позволяет обеспечивать сотрудникам достойный уровень жизни, реализовывать свои потребности и занимать определенное социальное положение в обществе.

Заработная плата – это важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из ведущих инструментов воздействия на эффективность выполнения рабочих заданий. По сути, это вершина айсберга системы стимулирования персонала компании, но в то же время заработная плата составляет лишь большую часть совокупного дохода работника. Среди форм материального стимулирования также можно выделить систему бонусов – разовых вознаграждений, премий и доплат.

Премия – это переменная часть компенсационных выплат сотрудникам организации. Начисление премий в компании производится по итогам каждого полугодия в зависимости от степени участия персонала в достижении рабочих результатов. Премии сотрудников административно-управленческого звена и производственно-технологического отдела, как правило, фиксированы и составляют от 50 до 100% от заработной платы в зависимости от итоговой оценки рабочей деятельности. Премии сотрудников производственных подразделений напрямую зависят от проектной деятельности отдела, т.е. количества, качества и стоимости выполненных работ, и потому могут варьироваться для разных сотрудников. Минимальный размер премии составляет 30% от заработной платы. Директор организации полагает, что каждого сотрудника, который добросовестно и дисциплинированно исполняет свои обязанности, необходимо премировать вне зависимости от того, насколько большой объем работы он выполнил за отчетный период. Последнее во многом обусловлено специфическим характером работы организации, при котором для разных проектов требуется различный вклад сотрудников организации, и работники, которые оказывали лишь консультационную помощь по одному проекту, могут стать ведущими специалистами при разработке другого.

Целевые вознаграждения представляют собой форму разовых выплат. Их основными отличительными особенностями являются целевой характер, т.е. они предназначены для того, что сотрудник смог потратить их в определенном направлении, представляющемся наиболее важным для него на данном этапе, а также определение сроков выплаты самим сотрудником. Каждый работник организации может один раз в 2 года обратиться к директору компании с просьбой выдать ему денежное вознаграждение для достижения личных целей (например, покупки автомобиля, бытовой техники, проведения ремонта, путешествия за границу и т.д.). Сумму вознаграждения определяет лично директор на основе результатов работы сотрудника за период, оценки его деловых качеств, способностей, навыков и знаний, степени участия в делах компании и принятии управленческих решений, влияния на коллектив и организацию рабочего процесса. Чем выше личные достижения работника, тем большее денежное вознаграждение он может получить.

Разовые доплаты представляют собой еще одну форму материального стимулирования, активно применяемую в ОАО «Красноярсклеспроектстрой». Эта форма стимулирования применяется исключительно для сотрудников производственных подразделений и производственно-технологического отдела, что во многом обусловлено характером их деятельности. Разовые выплаты производятся по результатам сдачи каждого готового проекта и получению его положительной экспертной оценки. Их основное назначение оценить в денежном выражении личный вклад сотрудника в достигнутый результат, стимулировать его на выполнение новых проектов на более высоком уровне, сформировать желаемые образцы поведения в коллективе. Размер таких доплат зависит, во-первых, от типа проекта, уровня его сложности и бюджета, а во-вторых, от доли участия каждого сотрудника.

Итак, в ОАО «Красноярсклеспроектстрой» реализуется система материального стимулирования сотрудников, позволяющая обеспечить ясность, своевременность и рациональность денежного поощрения работников. Кроме того, данная система во многом удовлетворяет потребность сотрудников в уважении и признании, что позволяет им почувствовать себя значимой частью коллектива, способной оказать благоприятное влияние на достижение организационных целей и задач.

3.3 Моральное стимулирование


Наряду с элементами материального стимулирования, значимую роль в системе мотивации персонала в орган играют инструменты морального стимулирования, рациональное применение которых гарантирует повышение продуктивности сотрудников и их удовлетворенности работой. Моральное стимулирование предполагает внедрение целого комплекса мер, направленных на установление и поддержание благоприятной рабочей обстановки в организации, признание личного вклада сотрудника в общее дело компании, уважение и максимальное удовлетворение потребностей работников в нематериальных благах.

В ОАО «Красноярсклеспроектстрой» применение инструментов морального стимулирования рассматривается как необходимый и значимый элемент повседневной рабочей деятельности. В первую очередь, они находят свое отражение при создании благоприятного рабочего климата в организации, основанного на взаимном уважении между ее сотрудниками. Уважение проявляется в демократическом стиле руководства, широких возможностях для участия персонала в управлении, развитой системе делегирования полномочий, установлении гибкого распорядка дня. Оно предполагает разнообразие точек зрения, мнений, личностей и их интересов, причем каждый из этих элементов не может оставаться без внимания, что во многом находит свое отражение в совместных совещаниях персонала организации.

Кроме того, в компании придается большое значение индивидуальности каждого сотрудника, что в условиях малой численности персонала организации позволяет создать систему персональной мотивации каждого сотрудника. Каждый человек имеет свои личностные приоритеты и ценности в жизни: так если для одного ведущей целью являются быстрый карьерный рост и признание лидерских позиций, то для другого гораздо более важными являются возможности для обучения и личного самосовершенствования. Именно поэтому при приеме на работу и после окончания испытательного срока директор ОАО «Красноярсклеспроектстрой» проводит личные беседы с сотрудниками организации, при которых работник может заявить о своих приоритетах и наиболее значимых для него аспектах рабочей деятельности. Исходя из этих бесед, а также результатов непосредственного наблюдения за поведением сотрудника в организации директор разрабатывает персональную систему мотивации, основанную на доминирующих потребностях работника. Так, для сотрудников с доминирующей потребностью в признании применяются следующие мотиваторы: вручение грамот за хорошую работу по итогам проекта на общем совещании коллектива, предоставление права успешному сотруднику самостоятельно оформлять свое рабочее место. Для сотрудников отдела по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства с развитой потребностью в неформальном общении выделяется специальное время для общения, организуются совместные обеды по пятницам для подведения итогов недели. Для поддержания потребности в командной работе применяется практика совместного празднования дней рождений коллег и проведения предпраздничных мероприятий. Для сотрудников, склонных к творчеству и новизне, в свою очередь, создаются все условия для разработки ими новых оригинальных проектных решений (минимизация контроля, участие в семинарах, лекциях и тренингах, свободный график работы, полное обеспечение техническими и информационными ресурсами, выступление со своими решениями перед коллективом на совещаниях).

Таким образом, в ОАО «Красноярсклеспроектстрой» мотивация рассматривается как естественный результат процессов, происходящих внутри компании на протяжении всей ее деятельности. Поэтому основой задачей руководства является хорошая организация внутренних бизнес-процессов и установление системы доверительных и плодотворных отношений с коллективом. По сути, в ОАО «Красноярсклеспроектстрой» стараются обращаться с членами рабочего коллектива как со своими самыми ценными внутренними клиентами, и это как в зеркале отражается во взаимодействие с заказчиками, подрядчиками и партнерами и создает положительное мнение о компании.

Заключение

Итак, проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов об основных характеристиках открытого акционерного общества «Красноярсклеспроектстрой», выявить его достоинства и недостатки в организации рабочего процесса, использовании материальных и человеческих ресурсов, построении и реализации системы мотивации сотрудников организации.

К основным достоинствам исследуемой организации можно отнести: преобладание демократического стиля руководства, создание широких возможностей для участия персонала в управлении, активное применение современных офисных технологий, создание персональных автоматизированных рабочих мест, применение различных форм материального стимулирования работников, построение доверительных отношений и благоприятной рабочей обстановки, культивирование уважения в коллективе.

Наряду с многочисленными положительными аспектами деятельности ОАО «Красноярсклеспроектстрой», можно обозначить следующие отрицательные элементы: несовершенство организационной структуры компании и, как следствие, нерациональное использование человеческих ресурсов; сложности при реализации демократического стиля руководства, вызванные традиционным рабочим мышлением части коллектива и его неготовностью брать на себя ответственность; отсутствие единой направляющей при формировании системы мотивации персонала.

Для решения выявленных проблем целесообразными действиями могли бы стать: изменение организационной структуры компании и ее переход к применению элементов целевого управления в виде проектных групп; дополнительное обучение части коллектива технологиям ведения современного бизнеса; оптимизация численности и состава персонала по результатам проведенных мероприятий. Важным элементов дальнейшего развития и совершенствования организации также может стать повышение квалификации менеджера по персоналу либо приглашение нового специалиста для систематизации существующих методов материального и морального стимулирования, расчета их эффективности и внедрения новых методов, таких как программа личностного роста сотрудника, формирование кадрового резерва, корпоративные конкурсы и мероприятия.

Все обозначенные выше рекомендации позволили бы организации не только повысить степень участия персонала в рабочей деятельности, его значимость в решении организационных задач, но и способствовали бы его развитию повышению преданности компании и стремления защищать ее интересы в любых ситуациях.

Библиографический список

1.   Варданян, И. Мотивационная система персонала [Текст] / И. Варданян // Управление персоналом. – 2006. – №5. – С. 21–25.

2.   Головачев, А.С. Организация, нормирование и оплата труда [Текст]: учеб. пособие / А.С. Головачев [и др.] – Минск: Новое знание, 2007. – 603 с.

3.   Гэлэгер, Р. Душа организации [Текст] / Р. Гэлэгер. – М.: Добрая книга, 2006. – 352 с.

4.   Лукичева, Л.И. Управление персоналом [Текст] / Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2006. – 264 с.

5.   Магура, М.И. Секреты мотивации или мотивация без секретов [Текст] / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: 2007. – 653 с.

6.   Мерманн, Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации [Текст] / Э. Мерманн. – Х.: Гуманитарный Центр, Е.И. Высочинова, 2007. – 184 с.

7.   Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: Вершина, 2007. – 224 с.

8.   Старков, А.М. Проблемы процесса воздействия социальных факторов на повышение эффективности экономики предприятий [Текст] / А.М. Старков // Вестник Московского университета. – 2006. – №3. – С. 88–105.

9.   Теория управления [Текст]: Учебник / Под. ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.

10. Шаховой, В.А. Мотивация трудовой деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 332 с.

Похожие работы на - Мотивация трудовой деятельности персонала организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!