Методы контроллинга на предприятии
Искусство
экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и
коммерческую ситуацию, принять меры по оптимизации соотношения «затраты – результат»
и тем самым обеспечить достижение поставленных целей и, прежде всего, получение
желаемой прибыли. Контроллинг – механизм этого искусства, на
развитие и совершенствование которого направлены усилия зарубежных, а в настоящее
время и российских специалистов.
Такое
внимание к контроллингу объясняется тем, что он надежно ориентирует предприятие
в рыночных отношениях по сравнению с прежними системами планирования и учета.
Возникновение
контроллинга, по мнению специалистов, обусловлено развитием рыночной экономики.
По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится
все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование
растут постепенно, а в исследования и разработки – гигантскими темпами,
достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей
прибыли в обрабатывающей промышленности.
По
мере увеличения средств, которыми оно рискует, руководство фирмы все меньше
понимает цели и последствия капитальных вложений. В результате ему все больше
приходится полагаться на знания и советы различных технических специалистов,
которые, как правило, не имеют прямых контактов с руководством и никогда не
считались частью управленческого аппарата. Следовательно, в высшем звене
управления принятие решения по важнейшим вопросам все больше становится
групповым процессом.
Другая
сложность заключалась в изменении технологии принятия решения. В начале XX в.,
когда происходили рост фирм и усложнение их производства, управленческий
аппарат (персонал), именуемый «штаб», также приобретал все большую численность
и знания. Первоначально штаб занимался подготовкой решений: собирал,
классифицировал, анализировал и представлял необходимую для решений информацию.
Задача штабных специалистов – поставлять информацию, а не участвовать в
принятии решений.
Во
второй половине XX в. ситуация быстро поменялась. Возник новый тип
штабного руководителя, обладающий знаниями, которых нет у руководства фирмы, – это
специалисты по отработке данных и по научному решению проблем, известные как
экономисты-математики. Специалисты по обработке данных отвечают за входящую
информацию для принятия решения, а экономисты-математики проводят анализ
альтернативных решений.
Довольно
быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа,
нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и
обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений, систему,
которая управляет предприятием, будучи сориентирована на достижение не только
оперативных (текущих) целей в виде получения прибыли того или иного размера, но
и на глобальные стратегические цели: выживание предприятия, его экологический
нейтралитет, сохранение рабочих мест, т.е. на социальные факторы, систему, в
которой преобладающим становится не узкое, конкретное ортодоксальное мышление
управляющих делами, а системное, комплексное решение проблем.
Эта
система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе
наблюдения за изменениями объекта). Наиболее полно система контроллинга как
система управления была впервые описана и применена в США. Отсюда семантическое
значение термина «контроллинг (от англ. to control – контролировать) и
производных либо связанных с ним понятий, таких, например, как контроллер – руководитель
службы контроллинга.
По
аналогии с одинаковым звучанием слова в русском языке «контроль» напрашивается
вывод о том, что контроллинг, возможно, представляет собой систему контроля, а
контроллер следит за состоянием экономики и финансов предприятия.
Частично
это так, но далеко не полностью, хотя первоначальное понятие контроллинга
объединило совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллер был
главным бухгалтером. Содержание контроллинга и работа контроллера не
исчерпываются на сегодня только этими функциями в том объеме, в котором мы привыкли
их видеть: они значительно шире и разнообразнее.
Контроллинг
– это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на
будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных
результатов.
Контроллинг,
являясь концепцией системного управления организуется, как правило, там, где
управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет
современным требованиям и требованиям рынка.
Факторы, являющиеся основанием
для создания системы контроллинга в организации:
·
ухудшение (или худшие)
в сравнении с подобными предприятиями экономических показателей;
·
появление новых или
изменение целей в сложившихся условиях функционирования;
·
отсутствие
согласования целей;
·
устаревшие методы
планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;
·
отсутствие методик
учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания
деятельности и принятия управленческих решений;
·
дублирование или
отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.
При наличии одного или
нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд предпосылок
внедрения системы контроллинга по направлениям: организация, продукция,
закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и
отчетность.
Организация:
·
плохое представление
об организационной структуре предприятия абсолютного большинства работников, в
том числе и руководителей предприятия;
·
сложная,
многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;
·
отсутствие четко
определенных областей и уровней компетенции и ответственности руководителей;
·
перегруженность
отдельных подразделений;
·
организация некоторых
служб «под человека».
Продукция:
·
устаревшие модели и
номенклатура продукции;
·
несоответствие
требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству
исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам;
·
плохие перспективы
выпускаемой продукции.
Закупки:
·
низкое качество
закупаемых материалов, отсутствие входного контроля;
·
необоснованно большие
запасы материалов на складе.
Персонал:
·
восприятие работы как
повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов
деятельности компании;
·
неуверенность
сотрудников в завтрашнем дне.
Оборудование:
·
устаревший парк основного
оборудования и производственных средств;
·
отсутствие системы
планово-предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе
из строя.
Система информационного
обеспечения и отчетность:
·
отсутствие в отчете
пояснительной и аналитической части;
·
заполнение документов
вручную;
·
ограниченность
исходной информации, предназначенной для принятия важных решений;
·
недостоверность
информации;
·
отсутствие или
недостаточность компьютерной поддержки информационного обеспечения;
·
отсутствие системы
учета и расчета затрат по носителям и объектам.
Практическая
часть
Задача 1
Имеются следующие характеристики продуктового
ассортимента предприятия:
Продукты
|
Цена, руб./ шт.
|
Переменные издержки,
руб./ шт.
|
Расход дефицитного
сырья в тоннах на тонну готового изделия
|
А
Б
В
Г
Д
|
200
350
120
400
160
|
120
200
60
280
100
|
5,0
8,0
6,0
4,6
|
Определить последовательность включения изделий
в продуктовую программу
Решение
1. Определим сумму покрытия для каждого
продукта:
СПА=200–120=80 руб./шт.
СПБ=350–200=150 руб./шт.
СПВ=120–60=60 руб./шт.
СПГ=400–280=120 руб./шт.
СПД=160–100=60 руб./шт.
2. Определим сумму покрытия на тонну
дефицитного сырья:
СПАт=80/5=16 руб./шт.
СПБт=150/8= 18,75 руб./шт.
СПВт=60/6= 10 руб./шт.
СПГт=120/2,5= 48 руб./шт.
СПДт=60/4,6= 13,04 руб./шт.
3. Итак, последовательность включения изделий в
продуктовую программу будет выглядеть следующим образом: продукт Г→продукт
Б→продукт А→продукт Д→продукт В, т. к.
48>18,75>16>13,04>10.
Задача 2
Имеются следующие данные о продуктовой программе
предприятия:
Продукты
|
Объем производства,
тыс. шт.
|
Цена, руб./шт.
|
Общие переменные издержки,
тыс. руб.
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
А
Б
В
|
100
200
100
|
110
230
80
|
5
8
10
|
6
7,5
10
|
200
500
300
|
280
530
260
|
Рассчитать изменение общей суммы покрытия, обусловленное
изменением объема производства, цен и издержек.
Решение
Для анализа отклонений используем метод цепных подстановок.
1. Рассчитаем изменение суммы покрытия:
ΔСП = СПф - СПп=(Vф*Цф-ПИф) –
(Vп*Цп-ПИп)
·
Для продукта А: ΔСПА=(110*6–280)
– (100*5–200)=380–300=80 тыс. руб.
·
Для продукта Б: ΔСПБ=(230*7,5–530)
– (200*8–500)=1195–1100=95 тыс. руб.
·
Для продукта В: ΔСПВ=(80*10–260)
– (100*10–300)=540–700=-160 тыс. руб.
Итак, общее изменение суммы покрытия:Σ ΔСП= ΔСПА+
ΔСПБ +ΔСПВ
Σ ΔСП=80+95–160=15 тыс. руб.
2. Рассчитаем отклонение общей суммы покрытия в результате
изменения объема производства: ΔСПV=(Vф*Цп-ПИп) –
(Vп*Цп-ПИп).
·
Для продукта А: ΔСПVА=(110*5–200) – (100*5–200)=350–300=50 тыс. руб.
·
Для продукта Б: ΔСПVБ=(230*8–500) – (200*8–500)=1340–1100=240 тыс. руб.
·
Для продукта В: ΔСПVВ=(80*10–300) – (100*10–300)=500–700=-200 тыс. руб.
Итак, общее изменение суммы покрытия в результате изменения
объема производства:Σ ΔСПV= ΔСПVА + ΔСПVБ + ΔСПVВ=50+240–200=90 тыс. руб.
3.
Рассчитаем отклонение общей суммы покрытия в результате изменения цены: ΔСПЦ=(Vф*Цф-ПИп) –
(Vф*Цп-ПИп).
·
Для продукта А: ΔСПЦА=(110*6–200)
– (110*5–200)=460–250=110 тыс. руб.
·
Для продукта Б: ΔСПЦБ=(230*7,5–500)
– (230*8–500)=1225–1340=-115 тыс. руб.
·
Для продукта В: ΔСПЦВ=(80*10–300)
– (80*10–300)=0 тыс. руб.
Итак, общее изменение суммы покрытия в результате изменения
объема производства:Σ ΔСПЦ= ΔСПЦА + ΔСПЦБ
+ ΔСПЦВ=110–115+0=-5 тыс. руб.
4.
Рассчитаем отклонение общей суммы покрытия в результате изменения общим
переменных издержек: ΔСППИ=(Vф*Цф-ПИф) –
(Vф*Цф-ПИп).
·
Для продукта Б: ΔСППИБ=(230*7,5–530)
– (230*7,5–500)=1195–1225=-30 тыс. руб.
·
Для продукта В: ΔСППИВ=(80*10–260)
– (80*10–300)=540–500=40 тыс. руб.
Итак, общее изменение суммы покрытия в
результате изменения общим переменных издержек: Σ ΔСППИ= ΔСППИА
+ ΔСППИБ + ΔСППИВ=-80–30+40=-70 тыс. руб.
Имеем, общее изменение суммы покрытия:Σ ΔСП= Σ
ΔСПV + Σ ΔСПЦ + Σ ΔСППИ
= 90–5–70=15 тыс. руб.
В итоге мы видим, что общее изменение суммы покрытия
увеличилось на 15 тыс. руб., что стало результатом влияния следующих факторов:
·
В результате изменения объема
производства сумма покрытия увеличилась на 90 тыс. руб.
·
В результате изменения цены сумма
покрытия уменьшилась на 5 тыс. руб.
·
В результате изменения общих переменных
издержек сумма покрытия уменьшилась на 70 тыс. руб.
Задача 3
Имеются следующие данные
по трем продуктам:
|
А
|
В
|
С
|
Цена единицы продукта
Прямые затраты на единицу
Нагрузка на «уз. место», мин/шт.
Возможный заказ, шт.
|
153
88
6
40
|
186
111
10
55
|
79
45
3
200
|
Определите возможный
объем производства продукта В, соответствующий оптимальной производственной
программе, если максимальный уровень загрузки «узкого места» 980 мин.
Решение
1. Составим оптимальную
производственную программу. Для этого определим последовательность включения
изделий в продуктовую программу.
Определим сумму покрытия для каждого продукта:
СПА=153–88=65 руб./шт.
СПВ=186–111=75 руб./шт.
СПС=79–45=34 руб./шт.
Определим сумму покрытия на «узкое место»:
СПАу=65/6=10,83
СПВу=75/10= 7,5
СПСу=34/3= 11,3
Итак, последовательность включения изделий в
продуктовую программу будет выглядеть следующим образом: продукт С→продукт
А→продукт В, т. к. 11,3>10,83>7,5.
2. Определим возможный объем производства
продукта В, исходя из условия, что максимальный уровень загрузки «узкого места» 980 мин, т.е.
6*VA+10*VB+3*VC≤980.
Итак, продукт В включается в
производственную программу третьим, поэтому сначала рассчитаем нагрузку на
«узкое место» при производстве 200 шт. продукта С и 40 шт. продукта А:
200*3+40*6=840 мин.
Получается, что остаток на
продукт В составляет: 980–840=140 мин., т.е. 140/10=14 шт. продукта В.
Итак, возможный объем
производства продукта В составляет 14 шт.