Как стать бизнес-тренером: ценности, мотивация, навыки
Реферат
По дисциплине: "МОТИВАЦИЯ И
ОПЛАТА ТРУДА"
На тему:
"КАК СТАТЬ
БИЗНЕС-ТРЕНЕРОМ: ЦЕННОСТИ, МОТИВАЦИЯ, НАВЫКИ"
г. Москва – 2009
г.
Профессия бизнес-тренера появилась в России недавно,
всего лет двадцать назад. В советское время, конечно, была система непрерывного
повышения квалификации руководителей и работающих специалистов: преподаватели в
основном читали лекции и отвечали на вопросы слушателей. После обучения на
рабочем месте под надзором наставников создавались условия для выработки
практических навыков.
В современных условиях информационной насыщенности,
интенсивных изменений и недостатка времени возникла необходимость формирования
новых навыков уже на стадии постдипломного образования. Дополнительного времени
нет, на работе надо действовать, оперативно внедряя полученные навыки в
бизнеспроцессы. Обучение теперь проходит в интерактивном режиме, с упражнениями
и ролевыми играми. Изменился облик преподавателя: из методичного и строгого
профессора он превратился в энергичного и харизматичного бизнестренера,
умеющего передать энергию участникам, заразить их духом развития и желанием двигаться
вперед.
Так какой он — современный бизнес-тренер? Какие у
него ценности и мотиваторы? Какими базовыми навыками он должен владеть? Обсудим
эти вопросы в нашей статье.
ЦЕННОСТИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Бизнес-тренер должен быть интересен своим слушателям
не только как профессионал, но прежде всего как личность. Тренинги посещают успешные
люди, с великолепной волей и яркой энергетикой. Тренер, вставший в центр
группы, должен быть одним из них и в то же время тем, кто заслужил право вести
за собой.
Что делает тренера интересным для слушателей? Исходя
из своего опыта могу сказать, что слушатели хотят:
видеть человека, обладающего внутренней свободой
и раскованностью;
общаться с уверенным в себе человеком;
получить подтверждение, что оптимизм помогает
строить успешную карьеру;
стать участниками позитивных
взаимодействий в группе, почувствовать себя комфортно;
подключиться к внутреннему состоянию развития,
которым обладает тренер.
Внутренняя свобода и раскованность привлекают
всегда и везде, и особенно на тренинге. В первые минуты общения люди
настраиваются на особый "канал", по которому они получают информацию
о степени внутренней свободы тренера. Даже если тренер говорит умные и полезные
вещи, но при этом зажат и несвободен, слушать его не будут, и наоборот, можно
транслировать обычную информацию, но сопроводить ее внутренней мощью свободы и
раскованности — тогда успех обеспечен.
Внутренняя свобода и раскованность — одна из базовых
потребностей современных людей. Они посещают тренинги не только с целью
получения новых знаний и навыков. Хорошо, если для создания свободного
пространства в обучении тренер будет говорить:
"У каждого свое мнение и своя
позиция";
"У вас интересная идея,
аргументируйте";
"Разверните свои размышления, если
вы думаете по-другому".
Уверенность тренера в себе —
востребованная ценность. Сыграть ее нельзя, это должно быть реальное, истинное
состояние. Если внутренней уверенности нет, рано или поздно в ходе тренинга
обнаружится, что за игрой скрывается слабость и неуверенность, и восстановить
свое достоинство в группе будет очень трудно.
Представьте, что у вас случились неполадки со здоровьем,
и вы вызвали скорую помощь. В комнату вошел неуверенный доктор, стал вас
прослушивать и в замешательстве спрашивает: "Не знаю, что у вас: то ли
сердце, то ли желудок, а может быть, легкие…" Поверите вы такому врачу? Пойдете
за ним? Скорее нет, но если и пойдете, то грустно и обреченно.
Так и на тренинге: группа следует только за сильным
и уверенным тренером-лидером.
Как возникает уверенность в себе? Опыт показывает,
что в любой работе есть цель, вызывающая уважение у подавляющего большинства, —
осознание своей миссии в профессии. Мотивация общего дела, которое всегда
важнее единичного и субъективного, притягивает людей и создает базовую
уверенность самого "носителя". Если служение общему делу истинное и
ненаигранное, то коллективное бессознательное дает тренеру уверенность в себе: "Это
нужно не только мне, но и другим! Я делаю важное дело, необходимое людям!"
Великолепно, если тренер держится спокойно и с достоинством, не теряется при
возражениях, со знанием дела обосновывает свою позицию. Удачные фразы:
"Опыт показывает, что…";
"Я продумал(а) этот вопрос. Мое
мнение заключается в том, что…";
"Для подкрепления своей позиции я готов(а)
сформулировать такие аргументы…".
Оптимизм как вера в успех обучения всегда
лучше пессимизма и жесткой критики со стороны обучающего.
Если тренер будет только критиковать, пользуясь
положением, слушатели будут дольше усваивать информацию, с трудом формировать
навыки. Конечно, ограничиваться только похвалой не стоит. Необходимо обозначать
направление движения и выражать уверенность в том, что все обязательно
получится. Усилия и активность всегда дадут позитивные результаты. В условиях интенсивного
погружения в содержание (особенно в начале тренинга) в сознании многих людей
возникает неразбериха, которая только со временем структурируется в знания и опыт.
Первую реакцию слушателей, связанную с информационной
перегрузкой, нужно нейтрализовать оптимистичной уверенностью в том, что через
определенное время они смогут применить свои знания в работе. Если после
тренинга участники чувствуют "крылья за спиной", обучение прошло
правильно, процесс усвоения информации и формирования навыков запущен, и через
латентный период знания и навыки обязательно проявятся на практике. Тренер
поддерживает слушателей следующими фразами:
"Делайте, все у вас получится";
"В обучении сначала — зона
дискомфорта, потом возникает навык";
"Тяжело в учении — легко в бою!".
Позитивность как обязательная
ценность бизнес-тренера давно принята всеми, к этому привыкли, этого ждут.
Важно, чтобы она была искренняя, настоящая. Профессиональная отстраненная клиентоориентированность
не сработает: люди нуждаются в реальном позитивном принятии.
Здесь следует соблюдать такт. Нарушать "закон
территории" и сокращать дистанцию, принятую в деловом общении, не следует
(люди будут чувствовать себя неловко).
Уважительное и позитивное принятие тренером всех
слушателей без исключения и отсутствие "фаворитов" создают на
тренинге необходимую атмосферу открытости и безопасности. Участники понимают,
что они пришли не для борьбы и конкуренции, а для обучения и обмена информацией.
Раскрывая свое позитивное отношение ко всем, я иногда говорю так: "Дикие
животные во время пожара собираются вокруг водоема, чтобы напиться. В этот
момент они не трогают друг друга, уважая право каждого на жизнь. Так и мы
собрались вокруг информационного потока". Если в группе вспыхивают
конкурентные противостояния между неформальными лидерами, сохраняя
самообладание и позитивное отношение ко всем, я обычно говорю: "Я — гарант
безопасности! Мы договорились, что в этой аудитории мы взаимодействуем без
желания воевать, нападать, брать в плен или отсиживаться в окопах. Бизнес-война
— в офисах, здесь — временное перемирие, чтобы получить информацию и навыки!"
После таких призывов участники успокаиваются и легко обмениваются опытом,
начинает работать фактор "группового ресурса". Состояние развития —
важный фактор тренинга. Чтобы оно возникло у слушателей, нужен "живой
носитель", транслирующий это состояние и заражающий им. Развитие — это
стремление к высоким ценностям и целям, улучшение, движение, открытость,
динамика, гибкость, конструктивность, удовольствие и радость.
Если в центре стоит развивающийся человек, у него
можно перенять способы мышления и общения, стиль и манеру поведения. Это
ускорит позитивные изменения в сознании участников. В жизни и на работе
достижение отличных и выдающихся результатов может происходить долго и с
сопротивлением, на хорошем тренинге развивающий эффект достигается быстро и
легко. Нередко я говорю на тренинге: "У каждого человека семь гениев! Наша
задача — реализовать хотя бы одного из них!" Многие известные люди
подчеркивают исключительную важность развивающего обучения. Спортивный тренер
Татьяна Тарасова говорит: "Тренер поднимает ученика своей личностью".
"Человеку доставляет удовольствие развивать способности, которыми его
наградил Бог", — пишет Ганс Селье, автор концепции о стрессе. Слушателям
тренинга необходимо удержать яркое состояние развития и перенести его в процесс
работы. Если это удается, то гораздо легче проводить "мозговые атаки"
и принимать новые решения. Ощущение того, что любую проблему можно решить,
активизируя себя, создает чувство радости и уверенности.
МОТИВАЦИЯ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Принимая во внимание традиционное деление
мотиваторов на материальные и нематериальные, необходимо отметить, что именно
последние являются ведущими для бизнес-тренера. Разумеется, за свою работу тренер
получает денежное вознаграждение, соответствующее его компетентности и
стоимости на рынке, однако на первом месте для него такие профессиональные
мотиваторы, как потребности в осмысленности работы, самоактуализации,
достижениях, лидерстве, новизне, творчестве и общении. Если нематериальные
мотиваторы актуальны для тренера, качество его работы будет высоким, а
следовательно, его известность и стоимость на рынке повысятся.
Потребность в осмысленности работы —
желание бизнес-тренера осуществить персональную миссию, реализоваться в
профессии.
Если тренер не просто работает, а служит общему
делу, это воодушевляет его и дает энергию, которая передается участникам на
тренинге. Кроме того, миссия создает возможность построения персонального видения
будущего, а значит, ведущего направления, ключевых целей и конкретных задач в
работе. Перечисленные мотивационные факторы способствуют внутренней
концентрации тренера, его нацеленности на работу, самоотверженности и
самоотдаче.
Без концентрации и самоотверженности не будет
позитивных результатов: специфика работы бизнес-тренера не терпит
усредненности. Либо тренер работает ярко и уникально в сфере бизнес-образования
для взрослых, либо ему лучше уйти в другие образовательные ниши, не требующие
такой самоотдачи.
Установка на реализацию своей миссии в работе дает
много сил, необходимых в условиях интенсивных нагрузок при обучении, переездах
и перелетах, если приходится работать, например, сначала в Краснодаре, а через
несколько дней в Барнауле. Адаптация тренера к новой группе, быстрое включение людей
в обучение, создание свободной и творческой атмосферы с первых минут общения,
поддержание интереса участников в течение всего цикла обучения и выход на
эмоционально-позитивное завершение — все эти обязательные условия тренерской
работы выполняются с радостью, если у тренера есть профессиональная миссия.
Потребность в самоактуализации —
это стремление бизнес-тренера к реализации своего эго, своего личностного "я".
Нередко я говорю: "Из западных имен раньше в России знали только Фрейда,
потом узнали Карнеги, теперь все знают Маслоу!" Если говорить серьезно,
потребность в самореализации, о которой в свое время писал Абрахам Маслоу, —
ключевой мотиватор для любого специалиста (в том числе и тренера). Такая
потребность возникает при наличии творческого потенциала, одаренности к
тренерской работе. "Еще ничего не написано, меня никто не знает, но откуда
этот бурлящий поток Я! Я! Я!" — так писал юный Юрий Трифонов в своем дневнике.
Сделать в своей жизни что-то важное и значительное, оставить после себя крупный
результат, стать сильным, образованным и успешным — эти цели ставит перед собой
одаренный человек. С учетом специфики тренерской работы их можно
переформулировать так: провести отличный тренинг, написать яркие статьи и
книги, стать известным, лучшим или одним из лучших в своей области.
Потребность в достижениях —
это профессиональные амбиции тренера, его стремление к постоянному
совершенствованию в работе, а также способность идти навстречу вызовам,
возникающим в ходе профессионального развития. Тренерство — такой вид
деятельности, где подтверждение компетентности требуется ежедневно, при каждом
выходе в центр группы, причем не только для молодых тренеров, начинающих свой
профессиональный путь, но и для опытных и известных, у которых за плечами
успешные тренинги и интересные публикации. Как только тренер начинает
успокаиваться и "почивать на лаврах", его карьера идет на спад:
всегда найдется слушатель, задающий каверзные вопросы, и участник,
аргументированно доказывающий, что тренер не прав. Если тренер чего-то не знал,
после окончания тренинга он должен оперативно повысить свою компетентность:
прочитать в Интернете или специальной литературе, расспросить коллег или экспертов
из других областей, подумать, изменить свое мнение, исправить ошибку.
Потребность в лидерстве проявляется
в желании осуществлять влияние, управление и контроль над ситуацией и другими
людьми в условиях тренинга. По существу такая потребность связана с наличием
лидерского потенциала и организаторских способностей. Лидерство тренера
базируется на его высокой компетентности и опыте. Он должен владеть информацией,
примерно в четыре раза большей, нежели требуется для актуального контакта. Если
тренер сомневается при ответе, то демонстрировать это не стоит, лучше сказать
так: "Давайте обсудим эту точку зрения!" — или так: "Есть ли
другие мнения в группе?" Он сохранит инициативу, обращаясь к групповому
ресурсу (опыту и знаниям участников). Если тренер неуверенно отвечает на
вопросы и со страхом реагирует на возражения, участники испытывают тревогу и
сожаление, что они выбрали этот тренинг и этого тренера. По статистике,
неудовлетворенный и разочарованный клиент расскажет двенадцати своим коллегам и
друзьям о неудачном тренинге. Такое негативное "сарафанное радио"
существенно снижает неформальный рейтинг тренера на рынке бизнесобразования.
Потребность в творчестве проявляется
в направленности тренера на решение новых, нестандартных проблем, разработку
креативных программ, формулировку новых идей. В условиях тренинга полезны "мозговые
атаки" по нерешенным вопросам, в которых участвует большинство слушателей,
это придает тренингу поисковый характер и создает условия творческой свободы в
группе.
"Мозговая атака" может проводиться не
только в группе, но и индивидуально. "Атакуй свою голову!" — такой
призыв я услышала от одной из участниц. Другими словами, умей самостоятельно
находить ответы на сложные вопросы, проявляя гибкость и креативность.
Потребность тренера в общении —
это его способность активно коммуницировать с участниками в ходе тренинга,
никогда не проявляя усталости и раздражения. Кроме того, тренер общается со
слушателями в кофе-паузах и во время обеденного перерыва. Нередко именно в
неформальных зонах слушатели задают самые интересные вопросы, и на них
необходимо ответить. Желательно, чтобы тренер принимал участие в выездных
тренингах во внеучебное время, корпоративах. В этом случае, правда,
рекомендуется держать разумную дистанцию, не смешивая профессиональное и
личное. После тренинга тренер общается со слушателями в режиме онлайн: высылает
дополнительные материалы, консультирует, отвечает на вопросы, разбирает кейсы.
Это может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
НАВЫКИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Динамика творческого потока на тренинге обеспечивает
погружение слушателей в процесс. Такие условия облегчают обучение серьезным, сложным
темам за короткое время. Проще говоря, если люди забывают о своих рабочих
проблемах и мобильных телефонах и полностью погружаются в обучение, это один из
лучших показателей эффективной реализации тренинга. Учебно-развивающий
динамический процесс активного обучения на тренинге имеет шесть стадий:
1) начало контакта;
2) подъем и мотивация;
3) сопротивление и возражения;
4) высшая точка;
5) успокоение;
6) завершение.
Наличие эффективных навыков позволяет тренеру на
каждой стадии обучения быть в центре событий, выступая ключевым фактором развития.
Начало контакта — 80% успеха тренинга
Перед началом тренинга люди собираются в учебной
аудитории. Они заняты своими делами: пьют кофе, разговаривают по телефону,
что-то записывают, молчат, смотрят в окно и т.п. У каждого свои проблемы и
заботы. За несколько минут до начала они рассаживаются по своим местам и постепенно
настраиваются на обучение: выключают телефоны, листают раздаточный материал, с
ожиданием смотрят на тренера. В этот момент у разных людей возникает общее
состояние готовности к обучению.
Наступает время занятия, и тренер выходит в центр.
Приветственные слова, его внешний вид, настроение, выражение лица — все это
начинает работать на позитивный результат обучения с первых минут контакта с
аудиторией. Пока люди только начинают включаться в обучение, рассматривают
тренера и стремятся его понять.
Некоторые из слушателей знают тренера по его книгам
и статьям, видели его фотографию в Интернете. Другие видят и слышат его в
первый раз. В любом случае происходит общее знакомство тренера с группой и
группы с тренером. Важно, что в эти 10–15 минут происходит зарождение творческого
потока, в котором инструментом и ведущим фактором является тренер.
Задача тренера — сделать группу единым коллективным
субъектом и повести за собой. У людей должно возникнуть общее желание двигаться
к цели, получать информацию, опыт. Выходя с особым настроем, тренер заражает
этим состоянием слушателей, погружает их в особую действительность, более
насыщенную, интенсивную и яркую, нежели их жизнь и работа. Итак, в момент
начала тренинга тренер:
привлекает внимание группы;
удерживает внимание слушателей,
концентрируя его на теме занятия;
презентует себя, вызывая интерес и
доверие;
устанавливает оперативный эмоциональный
контакт с аудиторией.
Подъем и мотивация
Стадия подъема и мотивации наступает сразу же после
начала контакта и обычно продолжается до получаса. Увлекая за собой, тренер активизирует
внимание слушателей, поднимает их энергию и мотивирует на обучение. На этой
стадии участники определяют, будет ли им интересна тема тренинга, смогут ли они
проявить доверие к тренеру, оправдаются ли их ожидания. В случае успеха тренер
увидит заинтересованные глаза слушателей. В противном случае многие участники
будут открыто демонстрировать раздражение и неприятие. Понять их можно: они оплатили
занятия и теперь тратят свое свободное и рабочее время. Как клиенты, они имеют
полное право получить высококачественный учебный продукт. Обращать внимание на
невербальные сигналы необходимо в течение всего тренинга, но особенно в начале
и на стадии подъема: еще есть время сменить тактику ведения группы, при
необходимости добавить темы, интересные для большинства участников. На этой
стадии важны способности тренера к:
четкому и структурированному изложению материала,
логичному выстраиванию учебного занятия;
передаче мотивации к обучению и развитию;
постоянной диагностике состояния
участников группы;
консолидации участников в единую группу.
Сопротивление и возражения
Сопротивление и возражения — признак того, что стиль
тренера и тема тренинга "цепляют" слушателей, не оставляют их
равнодушными. Кроме того, многие участники именно на этой стадии освобождаются
от мыслей о работе и включаются в процесс. Роль тренера здесь особенно важна. Возражают
всем, даже самым успешным и опытным. Бояться этого не следует, даже наоборот,
нужно радоваться. Позитивное отношение тренера к возражениям помогает ему
сохранить уверенность, лидерскую позицию. Также тренер должен
продемонстрировать силу характера, решительность и компетентность. Известно,
что информации по учебной теме нужно знать больше, нежели заявлено в программе.
В этом случае всегда есть возможность сформулировать дополнительный аргумент,
привести яркий пример, разобрать кейс из практики работы конкретной компании. Если
тренер успешно преодолел возражения, люди, признавая его авторитет, начинают
раскрываться, вступать в активный диалог, задавать вопросы, высказывать свое
мнение и делиться опытом. Если же справиться с сопротивлением не удалось, не
стоит терять присутствия духа. Нужно постараться выдержать удар, преодолеть неприятные
ощущения и в будущем учесть свои ошибки. На этапе возражений тренер
демонстрирует следующие навыки:
разнообразный и широкий профессиональный
опыт;
правильную самооценку, уверенность в
себе;
позитивное мышление;
способность к внимательному и активному слушанию;
умение работать с возражениями;
ведение дискуссии.
Высшая точка
Если тренинг проходит в активном режиме и группа
включена в интересную работу, все чувствуют радость и удовольствие, происходит
полное растворение в происходящем, люди забывают о работе, время летит
незаметно. В конце учебного дня многие восклицают: "Как быстро прошел
день!" Нередко сравнивают роль современного тренера с ролью древнего
шамана: он побуждает людей петь, танцевать и т.д. Нам всем хочется хоть на
некоторое время уйти от реальности, почувствовать драйв и свободу. Это и
случается на хорошем тренинге. В таком состоянии формирование новых навыков
происходит легко. Уставшие от офисной работы люди меняются на глазах, полностью
включившись в интересный и увлекательный процесс обучения. На этой стадии
бизнес-тренер должен обратить внимание на следующие качества:
способность повести за собой людей
(лидерство);
харизматичность, умение зарядить энергией
слушателей;
высокая работоспособность.
Успокоение (формулирование выводов)
В конце занятия тренер всегда формулирует выводы по
теме, а также перечисляет результаты тренинга. Довольно часто участники
высказываются по кругу, говорят о своих впечатлениях, профессиональных и личных
результатах, которых они могут достичь посредством тренинга. Подведение итогов
обычно проходит в спокойном режиме. Люди чувствуют, что день прошел не зря. На
этом этапе обучения тренер должен уметь:
анализировать, формулировать
профессиональные и коммуникативные результаты;
позитивно оценивать участников, выделять
успешные действия каждого.
Завершение тренинга
По окончании правильно построенного тренинга каждый
участник может сказать, что у него "выросли крылья". Люди провели
вместе день (несколько дней), участвовали в дискуссиях, радовались, переживали,
боролись, размышляли и т.п. Теперь они должны покинуть учебную аудиторию
воодушевленные, готовые на подвиги и свершения, чувствуя силы и уверенность в
себе. В этот момент я обычно говорю: "Все у нас получится! Все будет
отлично! У каждого будут достижения!" Завершая тренинг, тренер должен:
проявить оптимизм в отношении будущего;
быть уверенным в позитивных результатах
обучения.