Организационное моделирование на основе онтологий: от бизнеса к государству
Организационное моделирование на
основе онтологий: от бизнеса к государству¹
Дмитрий Кудрявцев, Лев Григорьев
Введение
Организационное
моделирование является средством описания организационного устройства и порядка
функционирования социально-экономических систем, предназначенным для
совершенствования организационного управления, развития информационной
архитектуры, накопления и обмена знаниями, стандартизации и сертификации
деятельности, поддержки коммуникаций.
В настоящее
время в области организационного моделирования происходят перемены:
Расширяется
спектр областей применения организационных моделей.
Расширяется
число пользователей организационных моделей.
Изменяется
объект моделирования: на смену бизнес-процессам приходит архитектура
организации.
Вследствие
таких перемен, происходит стихийное увеличение числа языков и методов
организационного моделирования, которое напоминает строительство Вавилонской
башни [Vernadat, 2002]. Для интеграции информации, создаваемой с использованием
разных языков организационного моделирования стали использоваться специальные
универсальные языки, например UEML [Vernadat, 2002], и онтологии [Uschold,
Jasper, 1999; Gruninger, 2000; Тельнов, 2002]. Потребность в интеграции
элементов модели повышает сложность управления организационной моделью. В
результате возникают очень высокие требования к квалификации специалистов,
поддерживающих модель и обеспечивающих интеграцию информации, что в свою
очередь сдерживает применение организационного моделирования. Для преодоления
указанных проблем предлагается метод организационного моделирования на основе
онтологий, который используется как для моделирования коммерческих организаций,
так и органов власти.
Метод
организационного моделирования на основе онтологии
Организационное
моделирование может быть представлено в виде процесса преобразования знаний,
который для метода организационного моделирования на основе онтологии выглядит
следующим образом (см. рис. 1):
Получение
знаний, подразумевающее извлечение существующих или генерацию новых знаний и их
концептуализацию. В результате данного этапа создаются входные частные
организационные модели. Примерами частных моделей являются модель
административного процесса, описывающая процедуру его реализации, описание
бюджетной целевой программы или описание распределения полномочий какого-либо
подразделения или органа власти.
Формализация
знаний, состоящая в представлении частных организационных моделей на едином
языке организационного моделирования и их интеграции в общую организационную
модель.
Распределение
знаний, обеспечивающее предоставление нужных знаний (семантика), в нужном виде
(синтаксис и оформление), в нужное место, в нужное время. В результате
выполнения данного этапа из общей организационной модели генерируются выходные
частные организационные модели с заданным содержанием и в заданной форме,
которые потом доставляются потребителям.
Использование
знаний при решении бизнес/государственных задач.
Рис.
1. Цикл преобразования знаний об организации
Важной
особенностью предлагаемого метода организационного моделирования является
наличие этапа формализации знаний, в отличие от традиционных подходов к
моделированию, в которых накопление знаний происходит в формате их получения.
В
основе единого языка организационного моделирования лежат:
Единый
формат представления данных организационной модели - формат представления
данных, который обеспечивает формальную запись знаний, представленных в
организационной модели.
Наличие
единого формального языка организационного моделирования:
обеспечивает
интеграцию разнородной информации, распределенной в организации;
повышает
эффективность коммуникаций;
позволяет
автоматически формировать частные организационные модели. При этом спецификацию
содержания и формы представления частных моделей с помощью единого языка могут
задавать пользователи, не являющиеся специалистами в информационных
технологиях.
Внедрение
административного моделирования на основе онтологий
В
рамках НИОКР [Моделирование ОВГМО, 2006] представленный метод административного
моделирования на основе онтологий был адаптирован для поддержки задач
административной реформы органов государственной власти. Ключевыми
направлениями использования административного моделирования в рамках реализации
Концепции административной реформы в Российской федерации в 2006-2008 годах
являются оптимизации структуры и функций органов власти, регламентация
деятельности органов власти, внедрение механизмов управления по результатам. В
результате НИОКР под каждое из указанных направлений использования
административного моделирования были разработаны соответствующие
проблемно-ориентированные решения, компоненты которых представлены в таблице 1.
Для
методической поддержки административного моделирования разработаны:
Проект
стандарта общей административной модели, который включает административную
онтологию, являющуюся семантической основой административного моделирования, и
формат представления данных общей организационной модели.
Проект
стандарта представления частных административных моделей, который содержит
спецификации содержания и формы представления частных административных моделей.
Методика
по административному моделированию, описывающая основные типы административных
моделей (организационно-функциональная модель, модель административных
процессов, модель результативности), а также предлагаемый подход к
моделированию.
Руководство
по жизненному циклу моделирования, которое описывает роль программных средств в
реализации предлагаемого подхода, а также уточняет практические аспекты
реализации жизненного цикла моделирования.
Методики
по созданию и использованию основных типов административных моделей
(организационно-функциональная модель, модель административных процессов,
модель результативности).
Справочники,
представляющие собой существующие способы классификации и образцы заполнения
отдельных частей административной модели. Использование справочников повышает
качество создаваемых моделей, повышает скорость создания моделей, облегчает
интеграцию моделей, позволяет передавать опыт и лучшие практики
государственного и муниципального управления.
Опорные
административные модели, определяющие структуру административных моделей для
решения различных задач и уровней государственного управления.
Референтные
административные модели, являющиеся примерами наполнения административных
моделей для решения различных задач и уровней управления. Референтные модели
были получены в результате выполнения пилотных проектов с Минэкономразвития
(уровень ФОИВ) и с Ямало-Ненецким АО (уровень Субъектов РФ).
Для
программной поддержки административного моделирования разработано программное
средство ГОС-Мастер версия 2.0, поддерживающее предложенную административную
онтологию и стандарты моделирования, которое предназначено для специалистов
органов государственной власти Российской Федерации, занимающихся вопросами
проведения административной реформы. ГОС-Мастер используется для моделирования
органов государственной власти с 2005 года и первоначально (версия 1.0) был
ориентирован на поддержку формирования стандартов представления АУП -
административно-управленческих процессов.
Для
обучения административному моделированию разработан учебный курс для
государственных служащих «Моделирование деятельности органов исполнительной
власти как инструмент административной реформы».
Для
нормативно-правового обеспечения внедрения административного моделирования
разработан комплект проектов нормативно-правовых актов и распорядительной
документации.
Таблица
1. Компоненты проблемно-ориентированных решений для органов государственной
власти
|
Решение
2: Разработка административных регламентов
|
Решение
3: Управление результативностью
|
Общие
компоненты
|
Инструменты
/ Программные продукты ГОС-Мастер Методические материалы Проект стандарта
представления полной организационной модели, который включает
административную онтологию, являющуюся семантической основой
административного моделирования, и формат представления данных общей
организационной модели Проект стандарта частных организационных моделей
(человекочитаемых и машиночитаемых) для различных ролей с методиками их
использования, который содержит спецификации содержания и формы представления
частных административных моделей. Методические рекомендации по
административному моделированию, описывающая основные типы административных
моделей (модель результативности, организационно-функциональная модель,
модель административных процессов), а также предлагаемый подход к
моделированию. Руководство по жизненному циклу моделирования, которое
описывает роль программных средств в реализации предлагаемого подхода, а
также уточняет практические аспекты реализации жизненного цикла
моделирования. Справочники Справочные классификаторы Обучение Тема 1.
Система современных взглядов и идей организационного менеджмента Тема 2.
Моделирование деятельности органов власти в контексте административной
реформы
|
Частные
компоненты
|
Методические
материалы Методика построения организационно-функциональной модели
Референтные и опорные модели Сводная организационно-функциональная модель
(ОФМ) для органов исполнительной власти (ОИВ) государства в целом Опорная
ОФМ для Федерального ОИВ Опорная ОФМ для Субъекта РФ Референтная ОФМ для
Федерального ОИВ (Минэкономразвития) Референтная ОФМ для Субъекта РФ
(Ямало-Ненецкий АО) Обучение Тема 3. Построение
организационно-функциональной модели органа исполнительной власти
|
Инструменты
/ Программные продукты ГОС-Мастер Графикс Мастер административных регламентов
Методические материалы Методика создания моделей административных процессов в
ГОС-Мастер Графикс Методика построения модели административного процесса с
помощью Мастера административных регламентов Референтные и опорные модели
Опорная процессная модель для Федерального ОИВ Опорная процессная модель для
Субъекта РФ Референтная процессная модель для Федерального ОИВ
(Минэкономразвития, Минсвязь) Референтная процессная модель для Субъекта РФ
(Ямало-Ненецкий АО) Обучение Тема 4. Построение модели процессов органа
исполнительной власти
|
Методические
материалы Методика построения модели результативности Референтные и опорные
модели Сводная модель результативности (для государства в целом) Опорная
модель результативности для Федерального ОИВ Опорная модель результативности
для Субъекта РФ Референтная модель результативности для Федерального ОИВ
(Минэкономразвития) Референтная модель результативности для Субъекта РФ
(Ямало-Ненецкий АО) Обучение Тема 5. Построение модели результативности
деятельности
|
Реализация
представленного выше метода административного моделирования в бизнесе
осуществлена с помощью программного средства ОРГ-МАСТЕР®, которое имеет 7-ми
летнюю историю применения в проектах по организационному развитию и
совершенствованию бизнес-процессов. ОРГ-МАСТЕР® используется в коммерческих
организациях России и стран СНГ, при этом размер клиентов-пользователей
ОРГ-МАСТЕР® варьируется от небольших компаний до холдинговых структур с
количеством работников до 10000 человек [Методология компании "Бизнес
Инжиниринг Групп"; Кудрявцев, Григорьев, 2005; Kudryavtsev, Grigoriev,
2006].
Заключение
В статье был
предложен метод организационного моделирования на основе онтологий. Данный
метод повышает эффективность и адаптивность организационного моделирования, а
также позволяет справиться с ограничениями существующих подходов к
организационному моделированию, основанных на графических языках
организационного моделирования. В статье дано краткое описание результатов
НИОКР «Моделирование деятельности органов власти, государственных и
муниципальных организаций», которые представляют собой необходимое
методическое, программное, образовательное и нормативно-правовое обеспечение
административного моделирования на основе онтологий для органов государственной
власти.
Примечание
В работе
использованы результаты НИОКР «Моделирование деятельности органов власти,
государственных и муниципальных организаций», выполненной компанией «Бизнес
Инжиниринг Групп» по заказу Министерства экономического развития и торговли в
2006 году. Работа поддержана грантом РФФИ №07-01-00053-а.
Онтология -
формальная спецификация разделяемой концептуальной модели.
Список литературы
1.
Gruninger, M., Atefi, K., Fox, M., Ontologies to support process integration in
enterprise engineering, Computational and Mathematical Organization Theory, 6,
pp. 381-394, 2000.
2.
Kudryavtsev D., Grigoriev L., Kislova V., Zablotsky A. Using ORG-MASTER for
knowledge based organizational change, International Journal “Information
Theories & Applications”, 2006, Volume13, Number 2.
3. Uschold
M, Jasper R Framework for Understanding and Classifying Ontology Applications
// Proceedings of the IJCAI-99 workshop on Ontologies and Problem-Solving
Methods (KRR5) Stockholm, Sweden, August 2, 1999.
4. Vernadat
F. UEML: towards a unified enterprise modeling language International Journal
of Production Research, - vol. 40, no. 17, 2002.
5. Гаврилова
Т. Онтологический инжиниринг. // Труды конференции “КИИ’ 2002”, Москва,
Физматлит, 2002. - с.845-853.
7. [Методология
компании "Бизнес Инжиниринг Групп"] Методология бизнес-инжиниринга.
Интернет-ресурс: http://bigc.ru/publications/bigspb/metodology/.
8.
[Моделирование ОВГМО, 2006] "Моделирование деятельности органов власти,
государственных и муниципальных организаций" // Отчет по
научно-исследовательской работе выполненной компанией АНО КМЦ
"Бизнес-инжиниринг" по заказу Министерства экономического развития и
торговли в рамках целевой программы "Административная реформа", шифр
темы: 22.5.1, 2006 год.
9. Тельнов Ю.
Использование стандартов (методологий) моделирования (IDEF, UML, ARIS) на
различных стадиях реинжиниринга бизнес-процессов и проектирования
информационной системы // Сборник трудов II-й Всероссийской практической
конференции "Стандарты в проектах современных информационных систем".
- М., 2002.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>