Проблема погашения внешних долгов Турции в конце ХХ века

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Международное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,00 kb
  • Опубликовано:
    2011-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема погашения внешних долгов Турции в конце ХХ века

РЕФЕРАТ: ПРОБЛЕМА ПОГАШЕНИЯ ВНЕШНИХ ДОЛГОВ ТУРЦИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

ссудный капитал турция долг

В послевоенный период экономическое развитие Турции в возрастающей степени опиралось на использование внешних ресурсов, которые рассматривались не только как дополнительный источник, но и стимулятор производительного использования внутренних накоплений, повышения темпов экономического роста. Расширение инвестиций в экономику требовало импорта средств производства. Для Турции, чей экспорт тогда состоял из ограниченного числа сельскохозяйственных товаров и не располагавшей крупными и легко доступными запасами минерального сырья, разработка которых могла бы позволить существенно увеличить валютные доходы, привлечение внешних ресурсов стало неизбежным.

Благодаря своему геополитическому положению «моста» между Западом и Востоком, Европой и Азией, членству в НАТО Турция получила доступ практически ко всем кредитным источникам Запада, став одним из крупнейших его реципиентов. Если первоначально (в конце 40-х и в 50-е годы) поступавшие в Турцию внешние материальные и финансовые ресурсы, в тот период преимущественно в виде помощи США и подконтрольных им международных финансовых организаций, направлялись на модернизацию турецкой армии и обслуживающие ее отрасли хозяйства, то с введением в начале 60-х годов экономического планирования они превращаются в составную часть государственных инвестиционных программ.

В число доноров Турции включилось большинство промышленно развитых стран ОЭСР и ведущие международные финансовые организации – МВФ и Всемирный банк, которыми был создан консорциум по оказанию помощи Турции. В те же годы к оказанию финансовой и технической помощи Турции подключился Советский Союз и некоторые страны Восточной Европы, а с середины 70-х годов – нефтедобывающие арабские страны и их коллективные фонды (Исламский банк развития и некоторые другие).

Основная часть ресурсов, поступавших в страну из-за рубежа, до середины 70-х годов предоставлялась либо на безвозмездной основе («дары»), либо в виде кредитов на льготных условиях – на длительный срок, под низкий процент и т. д. Благодаря этому Турция не сталкивалась с серьезными проблемами при обслуживании внешнего долга, который в 1970 г. равнялся 1896 млн. долл., а долговые платежи (основные суммы и проценты) – 171 млн. долл.1

Но уже с конца 70-х годов условия западной помощи стали постепенно ужесточаться. Кроме того, испытывая нехватку валютных средств для оплаты импорта, Турция была вынуждена все чаще пользоваться краткосрочными займами с мировых денежных рынков, предоставляемыми на коммерческих условиях. В результате ее внешний долг, равный в 1974 г. 2,5 млрд. долл. и тогда еще почти целиком долгосрочный и среднесрочный, в конце 1979 г. возрос до 13,4 млрд. долл.2, а его краткосрочная часть, начиная с 1977 г. достигла половины его общей суммы3.

Платежеспособность Турции была подорвана мировым энергетическим кризисом, начавшимся с роста цен на нефть, импортером которой она является, – нечем было оплачивать не только импорт, но и выполнять долговые обязательства. Банкротства удалось избежать лишь благодаря соглашениям с западными кредиторами, они предусматривали реструктуризацию турецких долгов и отсрочку долговых выплат на срок от трех до пяти лет, Одновременно Турции были выделены новые кредиты.

Турецкое руководство извлекло уроки из пережитого кризиса и в 1980 г. внесло радикальные изменения в свою экономическую стратегию («решения 24 января»), заявив о переходе от закрытой и этатизированной экономической системы к открытой и целиком рыночной, от импортзамещения – к экспортной ориентации. Кризис обнажил неэффективность импортзамещения и недостижимость его изначальной цели – «самоподдерживающегося роста», несостоятельность данной модели с точки зрения платежеспособности страны, выполнения ее текущих долговых обязательств и импортных программ. Защищенная таможенными барьерами и ориентированная на внутренний рынок турецкая экономика, в том числе обрабатывающая промышленность, базировалась на низкой производительности труда. По этой причине национальная продукция при сохранении низкой конкурентоспособности не могла стать источником растущих валютных доходов. Начиная с 80-х годов, турецкое руководство использовало все меры, включая экстраординарные, для развития экспорта и всех других сфер и отраслей хозяйства, обладающих благодаря географическому положению и естественному потенциалу страны сравнительными преимуществами и способных зарабатывать валюту (туризм, транзитная торговля, транспорт, экспорт рабочей силы и услуг фирм-подрядчиков). В число этих мер входила прямая государственная поддержка в виде налоговых, таможенных льгот и освобождений, оформляемых через систему «поощрительных сертификатов» для всех видов предпринимательской деятельности, связанных с экспортом продукции и предоставлением услуг, оплачиваемых конвертируемыми валютами, обеспечение таких предприятий льготными кредитами (с этой целью был создан ряд специальных фондов, а в 1987 г. государственный «Эксимбанк»), установление государственными предприятиями низких отпускных и высоких закупочных цен для частных предприятий.

Важным инструментом стимулирования экспорта и экспортных производств, одной из основных целей которого является обслуживание внешнего долга, стал валютный курс. После длительного периода следования политике фиксированного курса, Турция с мая 1980 г. перешла к плавающему курсу, что стало началом перманентной девальвации турецкой лиры, сыгравшей важную роль в увеличении доли экспорта в объеме производства многих турецких предприятий. Одновременно власти проводили политику сдерживания роста и прямого замораживания заработной платы – индекс реальной заработной платы с небольшими отклонениями снижался на протяжении 1980-1988 гг. В 1988 г. он упал до 53% по сравнению с 1979 г. (100%)4. Снижение жизненного уровня населения привело к сокращению внутреннего потребительского спроса, и соответственно к расширению экспортных ресурсов.

Эти и некоторые другие меры позволили Турции за короткие сроки значительно увеличить экспортную выручку – уже в 1982 г. она достигла 5,9 млрд. долл. против 2,9 млрд. в 1980 г., а в 1988 г. – 11,2 млрд. долл. Соответственно экспортная квота (отношение экспорта к ВВП) страны поднялась до 16,6% в 1988 г. против 5% в 1980 г. и 10,6% – в 1982 г.5 Основную роль в столь стремительном расширении экспорта сыграла обрабатывающая промышленность – удельный вес в нем промышленного экспорта возрос с 33% в 1977 г. до 36% – в 1980 г. и 79% – в 1987 г.6

Однако характерной особенностью расширения экспортной части промышленной продукции было то, что оно было достигнуто почти исключительно благодаря массированной государственной поддержке. По словам турецкого экономиста Эркена Озальпа, «рост экспорта в своей основе опирался на существующие производственные мощности и структуры, темпы прироста инвестиций в обрабатывающую промышленность даже снизились в этот период. Не трудно было предсказать, что этот рост в конце концов остановится»7. Единственным средством долгосрочного расширения экспорта было повышение производительности труда, на основе обновления технологической и технической базы основных промышленных отраслей и доведения ее до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность продукции с последующим непрерывным ее совершенствованием. Решение этой задачи силами местного капитала было невозможно.

Большие надежды в этой связи возлагались на привлечение прямых иностранных инвестиций. Еще в начале 80-х годов были приняты законы, существенно дополнявшие действовавший с 1954 г. Закон о поощрении иностранного капитала и предусматривавшие расширение сфер его приложения, упрощение процедуры оформления документации, возможность пользоваться налоговыми и иными льготами наравне с местными инвесторами и т. д. Турецкое руководство рассчитывало, что эти меры вместе с либерализацией внешнеторгового и валютного режимов, операций кредитно-банковской системы привлекут иностранных инвесторов, и широкий приток прямых инвестиций сможет уменьшить зависимость от использования иностранных ссудных капиталов, облегчит бремя внешнего долга, в первую очередь – процентных платежей. Однако в силу ряда причин, о которых будет сказано ниже, эти надежды не оправдались.

После трех лет военного правления (сентябрь 1980 -декабрь 1983 гг.), которое принимало меры для восстановления экономического роста и финансовой стабилизации (темпы инфляции были снижены со 100% в 1980 г. до 30% в среднем в 1981-1983 гг.), к власти пришло гражданское правительство во главе с Т.Озалом, которое в своей программе объявило о продолжении курса, направленного на расширение производственного и экспортного потенциала страны с привлечением в этих целях иностранных кредитов и займов8.

Было продолжено выполнение ряда прежних проектов и начаты новые работы в сфере производственной инфраструктуры, которые должны были поддержать активность частных предпринимателей – местных и иностранных. Возросли инвестиционные затраты как в турецких лирах, так и в конвертируемых валютах. Внутреннее финансирование обеспечивалось из бюджетных источников, из-за нехватки которых вновь стали широко пользоваться средствами печатного станка, что привело к возобновлению сильной инфляции – уже в 1984 г. оптовые цены выросли на 50%, а в конце 80-х годов их ежегодный рост превышал 60%9.

Внешнее финансирование государственных инвестиционных программ осуществлялось, как и раньше, за счет иностранных ссудных капиталов. Хотя МВФ осудил турецкое руководство за нарушение согласованной с ним стабилизационной программы и прекратил выделение ему своих кредитов, Турции удалось воспользоваться кредитами из других источников. Во второй половине 80-х годов на Западе получили распространение новые подходы («план Бейкера» и др.) в отношении развивающихся стран – крупных должников, в соответствии с которыми усилия этих стран, направленные на ускорение экономического роста, следует поддерживать, так как это будет укреплять их платежеспособность и обеспечит своевременный возврат предоставляемых им кредитных ресурсов. Эти подходы отвечали интересам западных компаний – поставщиков машин и оборудования. Таким образом, ни санкции МВФ, ни успехи экспорториентированной модели не смогли остановить рост турецкого внешнего долга, который продолжался с той или иной интенсивностью как к 80-е, так и в 90-е годы. Динамика и структура внешнего долга Турции показана в табл. 1. Наибольший прирост внешнего долга наблюдался в 1986 и 1987 гг. – на 26,9 и 25,2% соответственно. Именно в эти годы Турцией были достигнуты самые высокие темпы роста ВВП – 6,8% в 1986 г. и 9,8% в 1987 г.10

Рост внешнего долга в большой степени был связан с привлечением краткосрочных займов, что повлекло за собой возрастание платежей по погашению основных сумм и выплате процентов – в 1988 г. эти платежи достигли 7,9 млрд. долл. В целом же за 1985-1988 гг. на выплату внешнего долга было потрачено свыше половины всей валютной выручки страны. В 1988 г. отток ресурсов из Турции в виде долговых платежей достиг рекордного уровня – 11,1% ВВП против 2,1% в 1980 г. Хотя основная масса средств, взятых за рубежом в кредит, в этот период направлялась на нужды экономического развития (финансирование импорта машин, оборудования, топлива, полуфабрикатов, выполнение проектов. направленных на улучшение структуры энергобаланса (строительство ГЭС и ТЭЦ, работающих на угле и лигнитах), строительство и реконструкцию коммуникаций, развитие индустрии туризма, техническое переоснащение банковской системы, подготовку кадров и др.) все более явной становилась тенденция сближения прироста доходов от инвестиций, финансируемых из внешних источников, с ростом долговых выплат, все чаще привлекаемые новые кредиты использовались для выплаты основных сумм и процентов по долгам, сроки погашения которых наступали.

В 90-е годы массированное привлечение из-за рубежа ссудных капиталов продолжалось, и выявившиеся негативные тенденции получили развитие. Прежняя ориентация на привлечение внешних ресурсов преимущественно для выполнения инвестиционных проектов, финансирование импорта средств производства ослаблялась их тратой на текущие нужды – поддержку бюджетной системы, покрытие бюджетных дефицитов, бесперебойное функционирования службы внешнего долга и др. Экономическая эффективность привлечения внешних кредитных ресурсов снижалась, нарастали проявления паразитизма. Причины заключались в изменении условий как в самой Турции, так и в мировой хозяйственной системе, в органическую часть которой она превращалась по мере либерализации своих внешнеэкономических связей и рыночных преобразований.

Последние заметно пробуксовывали и оставались незавершенными – задерживалось проведение ряда намеченных реформ – налоговой, сельскохозяйственной, сферы социального обеспечения, а также приватизация и др., которые могли укрепить государственные финансы, снизить бюджетный дефицит, обеспечить стабильность валютно-финансового положения страны и тем самым ослабить ее зависимость от использования иностранных займов. Но вместо назревших преобразований продолжалась денежная эмиссия, наряду с привлечением внешних кредитов государство встало на путь широкого использования внутренних заемных средств.

Нерешенной оставалась проблема повышения производительности труда и качества продукции, сохранялась зависимость сельского хозяйства от погодных условий, что в свою очередь оказывало влияние на результаты производства легкой промышленности, остававшейся основной частью обрабатывающей отрасли. Динамика валютной выручки от экспорта под влиянием этих и некоторых других факторов была нестабильной. Государственные меры по оказанию прямой поддержки экспортерам и экспортным производствам уже не давали прежних результатов. Политика замораживания заработной платы также достигла предела. С 1989 г. под давлением профсоюзов и растущего забастовочного движения началось повышение как номинальной, так и реальной заработной платы, что привело к оживлению внутреннего потребительского опроса, сокращая экспортные возможности. Удерживать платежеспособность на приемлемом уровне Турции удавалось благодаря успешному развитию туризма, валютные доходы от которого в 1989 г. достигли более 2,5 млрд. долл. против 372 млн. долл. в 1982 г. Заметно увеличились и переводы турецких граждан, работающих за границей – в том же 1989 г. они составили около 3 млрд. долл.

Инфляционная обстановка и общая ситуация, сложившаяся в Турции благодаря широкомасштабному размещению государственным казначейством краткосрочных и высокопроцентных займов, как нельзя лучше отвечала этим целям. Основным объектом помещения средств иностранными портфельными инвесторами стали в первую очередь государственные ценные бумаги, а также некоторые высокодоходные акции корпоративного сектора, продававшиеся на Стамбульской фондовой бирже, которая по своей доходности вышла на одно из первых мест в мире. Благодаря отмене государственного регулирования движения частных капиталов, иностранные портфельные инвесторы получили возможность беспрепятственно переводить получаемые от этих операций доходы, предварительно конвертированные в твердые валюты, за рубеж. Рост таких переводов стал одной из причин ослабления платежного баланса Турции. В 1993 г. дефицит по его текущим операциям был близок к 3 млрд. долл. – это стало прелюдией к финансовому кризису, разразившемуся в стране в начале 1994 г. Следует добавить, что благоприятной ситуацией для получения спекулятивных доходов воспользовались и многие действующие в Турции банки, которые, по словам Э.Озальпа, «брали деньги в долг за границей, обращали эти деньги в турецкие лиры, а затем вкладывали их в покупку высокодоходных государственных облигаций. Такие операции превратились в один из наиболее важных источников банковских доходов»13. Соответственно доля краткосрочных внешних долгов турецких коммерческих банков Турции в общем объеме ее внешнего долга выросла с 6.8% в 1988 г. до 16,5% в 1993 г.14

Наибольший размах привлечение банковским сектором и другими местными частными компаниями иностранных краткосрочных займов получила в 1993 г. – общая сумма их внешней задолженности за год возросла на 9 млрд. долл., достигнув 24 млрд. против 15 млрд. в 1982 г. Общее бремя внешнего долга сместилось в сторону частного сектора – в 1993 г. на долю государства приходилось уже 64% всего внешнего долга против 73% в 1992 г. Доля частного сектора соответственно выросла с 27 до 36%15.

Рост краткосрочной задолженности частного сектора, также как и операции иностранных портфельных инвесторов привели страну к кризису в 1994 г. Турция смогла на собственном опыте убедиться, что бесконтрольное привлечение внешних ресурсов, в особенности краткосрочных, может привести к хаосу и кризису как вследствие перегрева экономики, так и в результате транснациональных спекулятивных афер.

Кризис 1994 г. был преодолен благодаря чрезвычайным мерам стабилизационной программы, принятой правительством во главе с Т.Чиллер и согласованной с МВФ, который возобновил прерванное в середине 80-х годов кредитование Турции. Однако многие важные положения этой программы, которые должны были обеспечить долгосрочную стабилизацию экономики и финансов, оставались на бумаге. Печатание денег и привлечение все новых внутренних и внешних кредитов и займов продолжалось. Внешний долг Турции за 90-е годы удвоился и достиг в 1998 г. 102,6 млрд. долл. или 50,1% ВВП. Согласно подсчетам Всемирного банка, Турция заняла шестое место среди крупнейших стран-должников по среднедушевой величине внешнего долга – в 1996 г. она составляла 1246 долл. против 435 долл. в 1980 г.16 В то же время турецкие власти делали многое, чтобы поддерживать репутацию дисциплинированного должника. Особое внимание было обращено на поддержку и развитие источников собственной валютной выручки. В соответствии со стабилизационной программой 1994 г. возобновилась политика сдерживания роста заработной платы. Хотя ее реальный уровень между 1989 и 1997 гг. возрос на 56% в государственном и на 28% в частном секторе, темпы этого роста понизились во второй половине 90-х годов17. В целях поддержки экспорта продолжалась девальвация турецкой лиры – ее обесценение шло такими же высокими темпами как и инфляция. В 1995 и 1996 гг. были внесены новые дополнения в закон о поощрении иностранных капиталовложений, еще более расширившие права и возможности прямых иностранных инвесторов.

Эти и другие меры позволили Турции уже в 1995 г. оживить рост экспорта, который продолжался и в последующие годы, чему в большой степени способствовало развитие челночной торговли Турции со странами СНГ и Восточной Европы (см. табл. 2), одновременно продолжали расширяться поступления от туризма и переводов рабочих-эмигрантов. Благодаря этому Турции удалось существенно понизить коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение основных сумм и процентов выплаченного долга к валютной выручке от продажи товаров и услуг), который с 31% 1992 г. и 29% в 1995 г. сократился до 21% в 1997 г. (см. табл. 3).

Как и в прошлые десятилетия, рост внешнего долга Турции в 90-е годы происходил в результате привлечения ссудных капиталов с Запада. Роль кредиторов остального мира, в частности арабских стран и их коллективных финансовых организаций и фондов (Исламский банк развития, Фонд Кувейта и некоторые др.), средствами которых Турция пользовалась с середины 70-х годов, оставалась незначительной (см. табл. 4) и относительно сокращалась. Происходили подвижки среди западных кредиторов – в 90-е годы сократилось выделение кредитов Турции международными финансовыми организациями, выросли суммы, предоставляемые на основе двусторонних межгосударственных соглашений промышленно развитыми странами ОЭСР. Доля последних в долго- и среднесрочном кредитовании Турции во второй половине 90-х годов достигла 40% против 33% в 1990 г. и 34% – в 1986 г., тогда как доля международных финансовых организаций снизилась до 14% против 24 и 27% соответственно. Кредиты из этих двух основных источников наиболее выгодны для Турции, так как все еще сохраняют некоторые элементы льготности, кроме того их использование связано с осуществлением важных экономических проектов в сфере энергетики и других инфраструктурных отраслей.

В 90-е годы Турция все большую часть привлекаемых внешних ссудных капиталов вынуждена брать у западных банков, с фондовых рынков, размещая на них свои облигации, и из других частных источников на сугубо коммерческих условиях – доля коммерческих кредитов (долго- и средне- и краткосрочных) в конце 90-х годов достигала уже более 70%.

Что же касается заемщиков внешних ссудных ресурсов, то здесь сохранялась тенденция повышения доли частного сектора и коммерческих банков – в 1998 г. Она уже достигла 46,3%, соответственно доля государства сократилась до 53,7%18 Эти показатели, особенно при их сопоставлении с более ранними данными (например, в 1980 г. 92,2% внешнего долга Турции относилось непосредственно к государству и только 7,8% – к частному сектору19) отражают изменения в соотношении сил между государственным и частным секторами турецкой экономики за истекшие два последних десятилетия, превращение частного сектора в главного экономического агента и инвестора.

Тем не менее, бремя внешнего долга по-прежнему крайне тяжело для турецкого государства, имея в виду острейший дефицит и постоянную нехватку средств во всех звеньях его бюджетной системы. Согласно данным доклада Управления казначейства Турции, опубликованным весной 1999 г., с 1999 по 2004 г. и в последующий годы Турции предстоит выплата 92 977 млн. долл. по внешним долговым обязательствам, в том числе 75 577 млн. – в счет погашения основных сумм и 17 400 млн. долл. – в виде процентов20. Около 66% этой суммы относится к государству.

График погашения внешнего долга, составленный Управлением Казначейства представлен в табл. 5.

Справится ли Турция со своевременной выплатой этих громадных сумм, к которым еще прибавятся платежи по кредитам, без которых она, как очевидно, не сможет обойтись? Каково нынешнее состояние и перспективы ее платежеспособности? Эти вопросы имеют практический аспект для России в связи с предстоящим в следующем десятилетии расширением поставок отечественного природного газа в Турцию.

В 90-е годы Турция накопила достаточно крупные золото-валютные резервы, около 70% которых принадлежат государству, держащему их в ЦБТР. Ниже приводятся данные, характеризующие динамику золотовалютных резервов Турции в 90-е годы (млрд. долл.)21.

Как видим, за 1991-1998 гг. золото-валютные резервы Турции в целом выросли в 1,4 раза, в том числе у государства (ЦБТР) они утроились, а в частном секторе увеличились более чем на 50%.

Авторитетная международная рейтинговая компания «Стандард энд Пур», давая в этот период невысокую общую оценку кредитоспособности Турции – «В», в декабре 1996 г. указывала на «высокие риски», но уже в августе 1998 г. имела «позитивный взгляд на долги Турции в долгосрочной перспективе», а в январе 1999 г. – «стабильный взгляд на ее долги в долгосрочной перспективе»22.

В бюллетене ДЕИК – органа турецких деловых кругов, участвующих во внешнеэкономических связях, – за март 1999 г. также отмечалось, что несмотря на финансовые неурядицы на фондовом рынке после кризиса в России 17 августа 1998 г. уровень валютных резервов не вызывает опасений за платежеспособность Турции в отношении внешнего долга23.

Насколько надежны эти оптимистические оценки и утверждения, основанные на достигнутом в конце 90-х годов высоком уровне валютных резервов? Не следует забывать, что превращение турецкой экономики в открытую существенно усилило ее зависимость от конъюнктуры мирового хозяйства, которая характеризуется возрастающей непредсказуемостью. Взять хотя бы происшедший в первой половине 1999 г. очередной скачок цен на нефть, импортером которой Турция является. В предыдущие годы, когда они держались на низком уровне, затраты страны не ее нефтяной импорт существенно снизились, теперь они вновь возрастут, что уже в 1999 г. может негативно отразиться на ее внешнеторговом балансе и общей платежеспособности.

Обращает на себя внимание снижение темпов роста турецкого экспорта в 90-е годы и его стагнация в 1998 г. Отчасти это было связано с конъюнктурными факторами – падением спроса на зарубежных рынках под влиянием финансовых кризисов в странах Юго-Восточной Азии и в России. Но в не меньшей степени давали о себе знать глубинные причины: непреодоленная технологическая и структурная слабость турецкой обрабатывающей промышленности, поставляющей ныне около 80% всей экспортной продукции. По мнению многих турецких экономистов устранение государства от участия в развитии промышленности, благодаря которому в прошлом были созданы ныне действующие крупные предприятия в металлургии, нефтепереработке и в некоторых других тяжелых отраслях, переложение этих задач на частный сектор привело к замедлению индустриализации. «Турция задержалась на полпути к индустриализации в полном смысле этого слова», – отмечают авторы фундаментального труда по турецкой экономике Я.Кепенек и Н.Йентюрк. Они считают, что эта цель, намеченная еще в первые годы республики, должна оставаться приоритетной24.

Но турецкому частному сектору пока не по силам продолжение начатого государством промышленного строительства, не благоприятствует вложению капиталов в современные промышленные отрасли и производства инфляционная обстановка, дороговизна кредита и импорта оборудования, усиливаемая непрерывной девальвацией лиры.

Не оправдывались в 90-е годы надежды на расширение притока в страну иностранных прямых инвестиций, а вместе с ними – высоких технологий, новых производств – и предпринятые для этого шаги, которые должны были сделать Турцию привлекательной для иностранных предприятий. Но несмотря на законодательство о поощрении иностранного капитала, считающегося одним из наиболее либеральных в мире, наличие неплохой инфраструктуры, дешевую рабочую силу, перспективный рынок самой Турции и ее близость к рынкам стран Ближнего и Среднего Востока, стран СНГ, создание сети промышленных и «свободных зон», наделенных налоговым и таможенным иммунитетом, приток иностранных прямых инвестиций в последние годы не превышал 1 млрд. долл. ежегодно. Всего же за 1980-1998 гг. сумма прямых иностранных инвестиций составила 11,2 млрд. долл. (вместо заявленных и согласованных 23,9 млрд.), в том числе 2,4 млрд. поступило за 1980-1990 гг. и 8,9 млрд. долл. за 1991-1998 гг. (по сентябрь)25. Чистый приток с учетом репатриации капитала, перевода прибыли и других трансфертов был, по-видимому, еще меньше – около 8-9 млрд. за 20 лет. Причины инертности иностранных инвесторов остаются прежними – гиперинфляция (рост цен, равный в 80-е годы в среднем 50-60% за год, в 90-е годы достигал 80-90%), политическая нестабильность в стране и в регионе, проблемы с квалифицированными кадрами.

Хотя в Турции зарегистрировано свыше 4,5 тыс. компаний с участием иностранного капитала, представляющих многие страны мира (более половины – из промышленно развитых стран ОЭСР), ими не создано крупных предприятий. Свыше половины прямых иностранных инвестиций вложено в торговлю и услуги, в обрабатывающую промышленность – около 40%, в добывающую – 1,4, в сельское хозяйство – 2,2%26. Объекты вложений в промышленности – преимущественно предприятия легкой и перерабатывающих отраслей, сборка тракторов и автомашин, бытовой техники, химия и фармацевтика. Многие из таких производств перенесены в Турцию из развитых стран и являются филиалами известных западных и японских компаний. Согласно данным на 1998 г., 28,3% прямых иностранных инвестиций вложено в производство транспортных средств и сопутствующих изделий, 13,3 – химикатов, 5,8 – электромашин, 4,6 – в электронику, 4,3 – в черную металлургию, 3,9 – в текстильное и 1,8 – в бумажное производство, 15,9% – в прочие отрасли27. Вложения в современные высокотехнологичные, и тем более наукоемкие, производства незначительны и связаны с выпуском несложных, главным образом потребительских изделий.

В 1997-1998 гг. 53% турецкого экспорта приходилось на потребительские товары, 42 – на изделия промежуточного спроса и лишь 5,4% – на инвестиционные товары28. Проблема стабильного роста экспорта и экспортной выручки для Турции связана с необходимостью структурных и технологических изменений, которые требуют крупных капиталовложений, увеличения государственных расходов на образование и подготовку кадров.

Среди других источников валютной выручки наибольшим потенциалом обладает индустрия туризма – Турция располагает естественными преимуществами для развития всех ее направлений. В 1997-1998 гг. валютные доходы страны от туризма составляли около 7 млрд. долл. Ежегодно, или 3,7% ВВП – это пока меньше чем у большинства других средиземноморских стран. Например, в Португалии этот показатель равняется 4,7%, в Испании и Греции – 4,6% (данные на 1995/96 гг.)29. По имеющимся оценкам, доходы Турции от туризма уже в ближайшие годы могут достичь 10 млрд. долл. в год30 при условии новых инвестиций и поддержания стабильное обстановки. Что же касается челночной торговли, которая во второй половине 90-х годов обеспечивала Турции крупные валютные доходы, то она скорее всего пойдет на спад, ее резкое сокращение произошло после финансового кризиса в России в августе 1998 г. В перспективе Турция может рассчитывать на рост валютных доходов от транспортировки через ее территорию энергоносителей (газа и нефти); существуют проекты прокладки трансконтинентальных трубопроводов из стран каспийского бассейна в Западную Европу, но пока нет ясности с их финансированием и трудно назвать реальные сроки их выполнения.

Подводя итоги, следует отметить, что привлечение Турцией в истекшие полвека внешних ресурсов преимущественно в виде ссудных капиталов явилось одним из наиболее важных факторов ее экономического роста. В то же время с ним связано образование значительного внешнего долга, погашение которого накладывает существенный отпечаток на экономическую стратегию и политику страны. В новое тысячелетие Турция вступает с тяжелым долговым бременем, выплата основных сумм и процентов по внешнему долгу уже в самые ближайшие годы потребует огромного напряжения ее экономики и финансов. Поддержание устойчивой платежеспособности будет напрямую зависеть от того, сможет ли Турция ускорить структурную перестройку экономики, стабилизировать денежную и финансовую сферы. На новом этапе рост валютной выручки может быть достигнут в первую очередь за счет развития высокотехнологичных отраслей и производств, которые обогатят ассортимент и поднимут конкурентоспособность предлагаемых внешнему рынку турецких товаров и услуг.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Rustov D.A. Turkey: America’ Forgotten Ally. N.-Y., 1987, c. 136-137.

2.   Kepenek Y., Yentürk N. Türkiye ekonomisi. İstanbul, 1997,c. 232.

3.   Milliyet. 19-20.12.1983.

4.   Capital, İstanbul, 04.1998, c. 1.

5.   T.C.Resmî gazete, 11.08.1989, Закон № 37.

6.   İMF. Turkey: Recent Economic Developments and Selected Issues. Wash., 1998, c. 148.

7.   İŞBANK. Türkiye‘nin ekonomik göstergeleri 1991-1993. Ankara, 1994, c. 11; 1994, с. 11; 1994-1996, c. 8; DEİK Bulletin. Turkish Economy in Figures. March 1999, c. 5.

8.   DEİK. Türkiye 1998. An international Comparison. İstanbul, 1998, с. 74.

 


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!