Современный религиозный экстремизм в Таджикистане
Современный религиозный экстремизм
в Таджикистане (социально-философский анализ)
ислам таджикистан экстремизм
Таджикистан переживает трудный
период в своей новейшей истории. Современную Таджикскую обществу мы не можем
отнести к благополучным. Оно находится на начальных этапах движения к нему. После
распада СССР в Таджикистане началось гражданский война, который привел
социальную и экономическую жизнь в полный разрушение. Всплеск религиозно
исламистского экстремизма для Таджикистана связан с особенностями социального и
внутриполитического процесса на рубеже конца 80-х – начала 90-х годах. Этот
обстоятельство подставило под угрозу само существование Таджикистана как
государству и его целостность. Например, народ Таджикистана испитваль на себя
горький опыт гражданской войны. Корни этого конфликта началось с лозунгами
свобода единства, но закончились кровавым и варварским конфликтам между
различными социальными группами в Таджикистане. Начиная с 80 х. годов в Таджикистане
проявили себя нетрадиционные религиозные организации, которые я бы назвал
первые зерно религиозного экстремизма. В Таджикистане более 90% население
исповедуют ислам суннитского толка. Исламская социальное доктрина прочно
укоренился в социальную культурную и бытовую жизнь население Таджикистана. Результаты
социологических исследование по теме «роль ислама в обществе Таджикистана»
проводившихся в течение последних пяти лет ЦСИ «Шарк» показывают что для
подавляющие части население Таджикистана, практически для всех таджиков ислам
выполняют следующие функции:
·
является
основой культурной парадигмы;
·
остается,
одной из важнейших составных идентичности опережая по степени важности
гражданскую и этническую идентичности:
·
выступает
как основа мировоззрение и мировосприятие:
·
является
основой морали, норм общественного и индивидуального поведение:
·
играет
роль социокультурного регулятора общественной и частной жизни:
Это значит что ислам
для народа Таджикистана мировоззрение культура образ жизни и мораль. В гораздо
меньшей степени ислам это право. По нашему мнению радикализм и агрессивность
противоречат духовной сути ислама, его предназначению. Ученные объясняют фактор
возникновение и активность исламистского экстремизма внутренней кризисностью
постсоветского общества Таджикистана. Объясняя реакционной – экстремистское
моменты, которые появились около ислама, исследователи справедливо отмечают,
что они появляются более всего в странах с низким уровнем
социально-экономического развития, в странах, разрушенных войнами и разного
рода переворотами1.
Религиозно исламистский экстремизм, рожденный в условиях республике
Таджикистана или привнесены из вне имеет не только религиозный характер, но и,
безусловно, отражает особенности культуры, традиций, менталитета и истории
народа. В настоящий время в Таджикистане идет процесс роста религиозного
сознание среди молодежь. Но при этом воздействием религиозно экстремистских
групп привесные из за рубежа радикализуют современный ислам в Таджикистане. На
мой взгляд, этот процесс таит в себе большой опасности для общества,
государство и для традиционного ислама ханафитского мазхаба, который по нашему
мнению более толерантно относится к современным глобальным вызовам
современности. Говоря о собственно религиозных корнях исламского
экстремизма, отметим упадок в годы советской власти традиционного для
таджикистана ислама ханафитского толка. В таджикистане и в некоторых регионах
СССР возникла своеобразная деформированная модель ислама – приспособленная к
атеистическому государству, лояльная его идеологии, допускавшая нарушение
исламских запретов. Набравшая силу радикальная тенденций в религии была своего
рода реакцией на слабость традиционного ислама, его деградацию,
приспособленчество духовенства, отсутствие системы религиозного образования.
Эти причинный актуальный и по сей день.
Как отмечает Ю.А.
Бабинов, у традиционных религий, которые глубоко укоренились в быту, культуре и
психологии тех или иных народов, нет почвы для доктринальных разногласий, так
как каждая из них восходит к собственным источникам вероучения5.
В Таджикистане распространении
такие нетрадиционные религиозные радикальные организации как
хизб-ут-тахрир-аль-исламий, исламская движения туркестана, таблиги-джамаат,
салафизми и ваххабизм. Религиозно-экстремистские течения в Таджикистане
возникают в силу специфики экономического, политического, социального развития
аграрного и индустриального общества, с учетом местных национальных и
исторических особенностей. Эти нетрадиционные религиозные организации в
основном действуют подпольно основным их сторонниками являются молодежи от 17
до 35 лет. Вместе с тем, анализ причин распространения идей религиозно
экстремизма в форме салафизма-ваххабизма в республике Таджикистане позволяет
выявить факторы, обусловившие укрепление его позиций среди части населения,
особенно молодежи: среди молодежь Таджикистана особенно распространено идеология
салафизма По нашим наблюдением сегодня в Таджикистане появились много
сторонников религиозно экстремистской организации салафизма. "Салафизм"
- фундаменталистское направление в исламе, последователи которого выступают
против внесения в ислам элементов других религий и философских течений. Они
выступает против таджикских народных праздников как Навруз Мехргон, которые по
их мнению считается доисламским Зарастрийским религиозным верованием. В
Таджикистане, по информации спецслужб республики на начало 2008 года,
насчитывалось несколько тысяч салафитов. По мнению видного политика и
общественного деятеля Хочи акбара Турачонзода, салафитского движения как
такового в Таджикистане не существует. Он говорить, что «салафиты»
Таджикистана, это те же ваххабиты, которые появились в стране в конце 80-х,
начале 90-х годов. Они ведут активную пропаганду своих радикальных взглядов
среди население Таджикистане особенно среди молодежи. Их цель - создать
противоречия в обществе и уничтожить единство в рядах мусульман. И борьба с
шиитами путем их очернения и объявления их кафирами, т.е. неверными. Салафитов
в Таджикистане щедро финансируют из за рубежа, они распространяют аудио и видео
кассеты печатают литературу религиозно экстремистского характера.
Таким образом, современный
экстремизм салафитского толка в духовно-религиозном смысле есть лжемессианство
и самообожествление, своеволие и бунт против Промысла Аллаха. Салафизм, как
исламское религиозное движение, в большей степени представляет угрозу
целостности и стабильности развития мусульманской общины Таджикистана. Как
показывают исследования, в настоящее время отмечаются подобного рода конфликты
между старшим поколением, придерживающимся «матрудитской» теологии и, младшим
поколением приверженцев салафизма. Поэтому, говоря о религиозном экстремизме
как об одной из феноменов современного общества в Таджикистане, мы должны
постоянно иметь в виду эту родовую связь и понимать, что особенности религиозно
исламистского экстремизма в Таджикистане определяются глубинными причинами,
лежащим в основе религиозного экстремизма прежде всего, и теми факторами,
которые влияют на его развитию. Видный политический деятель Таджикистана Хочи
Акбар Турачонзода видит корни религиозного экстремизма в социальной
несправидливости2.
Деятельность экстремистов в форме ваххабизма салафизма в последние годы среди
население, их активное пропаганда радикальной и экстремистской идеологии
вызывает настороженность руководства Таджикистана и обычных граждан. В своих
последних выступлениях президент республики Таджикистана заявил, что
увеличивается число сторонников религиозно экстремистских групп. По данным МВД
и спецслужбы Таджикистана в подледные 5 лет члены радикально экстремистских
групп активизировали свою деятельность.
Идеологии нетрадиционных
религиозных организации как салафизм и вахабизм для привлечение в своих рядах новых
сторонников пользуются социально экономическим трудностями в обществе, основное
часть население бедна, безграмотно и социальное политика правительства очень
слабая. В пост советский истории Таджикистана произошло трансформации всех сфер
жизни общества, спровоцировавший переоринтатцию общественного сознание на
усиление его религиозности. Большой интерес для нас представляет индо -
пакистанкая таблиги- джамаат или джамаат – таблиг(общества призыва или наставление)
которое в последние время ввиду с большими проблемами социального толка
активизировала свой деятельность в Таджикистане. Этот религиозно протестное
движение было организовано еще в 80х годах 19века в Северной Индии, движение
получило свою современную форму в 40-х годах 20 столетия. Центр его находятся в
Дели, но наибольшем числом последователей оно располагает в Пакистане. Большое
значение в 90-х годах она стала придавать пропаганде идей исламского
возрождения в Центральной Азии, в том числе Таджикистане и продолжает это до
наших дней. Есть сведение, что сети «Таблиги» использовались для вербовки
молодых мусульман из арабских и африканских стран и их переправки в 1992 –
1997годах в Таджикистан3.
«Таблиги» ведут, свою миссионерскую деятельность среди население Таджикистана.
Вместе с тем или под маской миссионеров этой организаций в Таджикистан также
попадают группы религиозных экстремистов. Также в таджикистане подпольно
действует религиозно экстремистская организация Хезб – ут – тахрир – аль –
исламий. Они ратуют за создание мирового халифата, который существовал во
времена праведных халифов 632-664. Предпринимали неоднократно усилие
дестабилизировать обстановку в таджикистане и его соседях. Они продолжают свою
подрывную деятельность повсюду в регионе. Прикрываясь лозунгами возврещение Таджикистана
в «лоно чистого ислама», сторонники хизб-ут-тахрир делают ставку на
распространение в Таджикистане наиболее радикальных идей, которые особого
хождение раньше там не имели. Это оказывает самое негативное воздействие на
внутриполитическую в Таджикистане, что чревато опасными последствиями и в
общерегиональном масштабе4.
Их программу можно характеризовать следующим образом;
1.Создание в обществе
Таджикистана исламского теократического государства.
2.Введение в
общественную практику норм шариата – системы нормативных положений выведенных
из Корана и сунны.
3.Воссоздание халифата
– единого государства всех мусульман под управлением халифа, которой
рассматривался как приемник пророка мусульман. налитики, считающие ненасилие лишь
тактическим ходом ХТИ, опираются на отдельные положения трудов самого Набхани и
полевые данные. Согласно книге «Халифат» конечной целью партии является
строительство исламского государства в мировом масштабе, но борьба за
осуществление этой цели подразделяется на несколько основных этапов. Первый
этап – пропаганда идей партии, создание ее организационных ячеек, максимально
широкое привлечение населения в ее ряды. Второй этап начинается тогда, когда
идея создания халифата овладевает массами (как в ленинской теории
социалистической революции). В этой фазе происходит якобы бескровная революция,
в ходе которой массы требуют, чтобы правящие страны политические лидеры
добровольно, но под мощным давлением народа оставили свои посты. Наконец, на
третьем этапе произойдут выборы халифа, в которых примут участие все взрослые
мусульмане, мужчины и женщины. Отстранение от власти правителей
интерпретируется рядом ис-следователей как задача, неизбежно требующая
применения силы, отсюда и развивается представление о ХТИ как организации,
ори-ентированной на захват власти, лишь на данном, подготовительном этапе
концентрирующей все усилия на завоевании поддержки населения и политической
мобилизации6.
Реальную
силу представляет «хизб-ут-тахрир аль-ислямий», а в относительно недавнее время
исламское движение Узбекистана. Хотя главным объектом, против которого
направлена деятельность ХТИ, является правящий режим в Таджикистане, партия
приставляет собой наднациональную организацию, ее подразделения существуют в
других странах региона. Количество членов ХТИ в Таджикистане неизвестно. Но по
мнению Малашенко чиленость хти в Таджикистане якобы достигает 5 тысяч ячейки
хти существует в северных районах таджикистана2.
Одной из главных задач хти остается проникновение в госаппарат, в том числе в
службу безопасности. Разумеется, нет и не может быть никаких подвержденых, тем
более официальных данных о том как это происходит.
Невозможность более или
менее точного подсчета активных исламистов, тех, кто относятся к ним с
пониманием и готов их подержать, заставляет думать, что в Таджикистане нет
конкретного социального слоя, который можно рассматривать как главную опору
исламистов. В целом ислам в Таджикистане остается достаточно политизированным.
Однако, оценивая его роль, следует быть предельно осторженым и уходить от
крайностей. По мнению профессора малашенко религиозный экстремизм как
политический и религиозный феномен останется и может усилится в Таджикистане.
По менеию профосера малашенко в Таджикистане росту популярности религиозных
экстремистов способствует социальное раздробленность общества, отсутсвие у
руководстве странны четких переспектив ее развитие.3
Решением Верховного суда РТ в 2001 году
на территории РТ полностью запрещена деятельность Хизб-ут-тахрир. Данная
организация была признана экстремистской. Между тем можно утверждать, что эта
партия оказывает большое влияние на учащуюся молодежь, преподавателей и
малообеспеченные слои населения7.
Например, за последние 3 месяца
члены этих религиозно экстремистских групп проводили несколько терактов на территории
города Душанбе и Худжанда, в результате, которых погибли мирные жители. На
востоке странный в Раштском долине, которые более всего отстает в
социально-экономическом плане продолжается антитеррористическая операция против
исламистских религиозных групп. По нашему мнению надо принят комплекс мер
социально-экономического характера, поднят уровень жизней население улучшит
качество образование, чтобы пресекать проявление религиозно исламистского
экстремизма в этом регионе Таджикистана. Исследователи утверждают, что Раштская
долина может стать "очагом исламского сопротивления", который будет
дестабилизировать целый регион. Действительно, в современном Таджикистане
высока процент религиозной и светской неграмотности среди молодежи, отсутствует
мотивация к получению образования и они отчуждение от социально – политической
и культурной жизни не развиты социально экономические отношение среди
население. Этому способствует и низкий уровень подготовки кадров
таджикских священнослужителей. Они в основном проходят подготовку в других
государствах, где политическая система другая, отличная от Таджикистана,
условия быта другие, культура другая.
По нашему мнению еще одной из
причин проявление религиозно исламистского экстремизма в Таджикистане является
коррупция во сферах жизнедеятельности общества. При этом за последнее годы
уровень корумпированости в Республике Таджикистана значительно выросло. По
нашему мнению, этот фактор тоже порождает определенные условия для появление не
традиционных радикально религиозных течение, который пропагандируют экстремизм
и терроризм в нашей странны. Еще один из факторов, которое порождает религиозно
исламистского экстремизма в Таджикистане это клановое устройство власти и
социально – экономическое отсталость нищета.
5 Бабинов Ю.А.
Религиозно-конфессиональные отношения в странах СНГ // Взаимоотношения
религоизных конфессий в многонациональном регионе. Сборник научных трудов. –
Севастополь: «Вебер», 2001. - С. 137-138.
1Рамазан Абдулатипов . диалог
цивилизации:базовые концепты, идей, технологии. Монография. Кол.авт; Под общей
редакцией академика О.А. Колобова. – Бейрут-Нижний Новгород : Изд-во НИМ
«Махинур»,2006. 472 С. С 34.
2Asia
plus. № 36 (555) / 1-сентября 2010 / www.asiaplus.tg
3 Исламизм и экстремизм на ближнем
востоке. Сборник статей. М.,2001-260с.45стр.
4
Россия – Центральная Азия – ридикальный ислам.- М.: Восток-Запад,
дипломатическая академия МИД России, 2009.-184с. С 11.
6
В.В.Наумкин. Хизб ат-Тахрир ал-Ислами в Центральной Азии. #"#_ednref6" name="_edn6" title="">2 См: Малашенко А.В.Россия – Центральная
Азия – радикальный ислам.- М.: Восток-Запад, дипломатическая академия МИД
России, 2009.-184с. С 13-15.
3 См: Малашеко.А.В. Россия – Центральная
Азия – радикальный ислам.- М.: Восток-Запад, дипломатическая академия МИД
России, 2009.-184с. С 15-17.
7
Давлат Усмон. Исламский фактор в политических процессах России и стран
Центральной Азии.-М.: Издатель Воробьев А.В., 2009.-180 с. (- Россия и Ислам,
5) 71с.