Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке: проблемы и перспективы развития
Образование в
странах Африки южнее Сахары в XXI
веке: проблемы и перспективы
развития
Африка южнее Сахары
добилась значительного прогресса с тех пор, как в 2000 году на Всемирном форуме
по образованию в Дакаре были приняты цели образования для всех (ОДВ). Однако
многие из этих достижений находятся под угрозой из-за глобального
экономического кризиса. В связи с этим защита уязвимых групп населения, а также
обеспечение дальнейшего продвижения к ОДВ являются главными приоритетами
развития. Любое замедление прогресса в достижении целей образования будет иметь
негативные последствия долгосрочного характера для экономического роста,
сокращения масштабов нищеты и обеспечения охраны здоровья населения.
Воспитание
и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем ОДВ.
Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к надлежащим
дошкольным учреждениям способны компенсировать социальную обездоленность и
улучшить результаты обучения. Тем не менее, работа с детьми младшего возраста
по-прежнему страдает от недостатка внимания.
Бедность
домохозяйств и низкий уровень образования родителей – это два самых серьезных
барьера, препятствующих осуществлению программ воспитания и образования детей
младшего возраста. Например, проживание в одном из беднейших домохозяйств в
Замбии сокращает шансы на охват программами воспитания и образования детей
младшего возраста в 12 раз по сравнению с детьми из наиболее состоятельных
домохозяйств. В Уганде этот показатель возрастает до 25 [1].
Эти цифры показывают, в какой степени отсутствие воспитания и образования детей
младшего возраста усиливает неравенство, связанное с условиями жизни.
По
сравнению с 1990-и годами, в первом десятилетии XXI
века наблюдается быстрый прогресс в обеспечении всеобщего начального
образования. Число детей, не охваченных школьным образованием, сокращается, а
число детей, завершивших обучение в начальной школе, увеличивается.
Нетто-коэффициент охвата – это широко используемый показатель прогресса на пути
к достижению всеобщего начального образования. Он определяет долю записанных в
школу детей официально установленного младшего школьного возраста. С 1999 г. в странах Африки к югу от Сахары нетто-коэффициенты охвата возросли, по сравнению с 1990-ми
годами, в пять раз, соответственно, и достигли 73% в 2007 г. Но средние региональные показатели, как правило, скрывают существенные различия внутри
региона. В странах Африки к югу от Сахары отмечается особенно широкий разброс
показателей нетто-коэффициента охвата – от 31% в Либерии до 98% на Мадагаскаре
и в Объединенной Республике Танзании [1].
Охват
образованием – это всего лишь один из показателей прогресса на пути к всеобщему
начальному образованию. Коэффициенты охвата растут, однако миллионы детей,
поступающих в начальную школу, прекращают учебу до завершения полного
начального цикла. В странах Африки к югу от Сахары из школы ежегодно
отсеиваются около 28 миллионов учащихся.
Большое
число детей, остающихся вне стен школы, по-прежнему является серьезнейшей
проблемой для национальных правительств и всего международного сообщества.
Лишение детей возможности подняться хотя бы на одну ступень образовательной лестницы
ставит их на путь борьбы с трудностями на протяжении всей своей жизни. Это
является нарушением основного права человека на образование и ведет к потере
ценнейшего национального ресурса, лишая страны потенциальных возможностей для
экономического роста и сокращения масштабов нищеты.
В
странах Африки к югу от Сахары наблюдается значительный прогресс.
За период, в течение которого число детей школьного возраста увеличилось в этом
регионе на 20 миллионов, число не охваченных школьным образованием детей упало
почти на 13 миллионов, или на 28%. Масштабы достигнутого в этом регионе
прогресса можно оценить, сравнив нынешние показатели с показателями 1990-х
годов. Если бы ситуация в этом регионе развивалась так же, как и в 1990-х
годах, число не охваченных школьным образованием детей было бы на 18 миллионов
больше.
Однако
по сравнению с другими регионами доля не охваченных школьным образованием детей
в странах Африки южнее Сахары остается высокой. В 2007 г. она составляла четверть детей младшего школьного возраста. На этот регион приходится почти
45% всех детей мира, не охваченных школьным образованием, и половина из 20
стран, где число таких детей превышает 500 000 человек. 10% от общемировой
численности не охваченных школьным образованием детей приходится только на одну
Нигерию. Прогресс в этом регионе был неравномерным. Некоторые страны, имевшие в
1999 г. многочисленный контингент не охваченных школьным образованием детей,
добились существенных успехов. В качестве примеров можно назвать Эфиопию,
Кению, Мозамбик, Объединенную Республику Танзанию и Замбию. В период 1999-2007
гг. Эфиопия и Объединенная Республика Танзания сократили численность таких
детей более чем на 3 миллиона человек каждая. Странами, добившимися лишь
незначительного прогресса, являются Либерия, Малави и Нигерия [2].
Вероятность
остаться вне стен школы в значительной мере определяется уровнем благосостояния
родителей. Низкий уровень доходов во многих странах, где большое число детей не
ходит в школу, означает, что нищета является уделом гораздо большего числа
людей, а не только самых бедных семей. Дети, проживающие в сельской местности,
больше рискуют остаться вне стен школы. Данные, полученные в результате
исследований домохозяйств в Буркина-Фасо, Камеруне, Эфиопии, Малави, Нигере,
Сенегале и Замбии, показывают, что шансы сельских детей остаться вне стен школы
более чем в два раза превышают шансы других детей.
Многие
из тех, кто сегодня не посещают школу, скорее всего, туда ходить не будут
никогда. 59% не посещающих школу детей в Африке южнее Сахары вряд ли
когда-нибудь поступят в нее [1]. Девочки
сталкиваются с труднейшими препятствиями. Помимо того, что у них меньше, чем у
мальчиков, шансов поступить в школу, у тех девочек, кто не посещает школу,
гораздо больше, чем у мальчиков, шансов никогда не поступить в нее.
Предполагается, что в странах Африки к югу от Сахары почти 12 миллионов девочек
никогда не будут учиться в школе, по сравнению с 7 миллионами мальчиков.
Определение
детей в школу – это лишь один из этапов обеспечения всеобщего начального
образования. Число детей, которые оставят школу до завершения начального цикла
обучения, равно числу детей, в настоящее время не охваченных школьным
образованием. Важнейшая проблема заключается не в простом определении детей в
школу, а в обеспечении того, чтобы, попав туда, они получили высококачественное
образование в полном объеме.
Основная
задача любой системы образования заключается в том, чтобы обучить молодежь
навыкам, необходимым для участия в общественной, экономической и политической
жизни общества. Охват детей начальным образованием, начиная с самых младших
классов, и продолжение обучения в средней школе являются не конечной целью, а
лишь способом выработки таких навыков. Успех или неудача образования для всех в
значительной мере зависит не только от большей продолжительности школьного
обучения в той или иной стране; главным критерием является то, чему дети
обучаются и каково качество их образования.
В
странах Африки к югу от Сахары правительства сталкиваются с серьезнейшими
вызовами реформы технического и профессионального образования. Остро стоят
такие проблемы, как высокие расходы из расчета на одного учащегося,
недостаточное финансирование, низкие зарплаты, нехватка квалифицированных
сотрудников. Учащиеся начинают получать профессиональное образование слишком
рано, а завершив его, тем не менее, сталкиваются с угрозой безработицы. Кроме
того, исследования, проведенные в Буркина-Фасо, Гане и Объединенной Республике
Танзании, показали, что меньше всего возможностей воспользоваться программами
профессионального образования имеют обездоленные группы. Вместе с тем,
появляются некоторые новые позитивные стратегии, в том числе в Камеруне, Руанде
и Эфиопии.
Правительствам
в странах Африки к югу от Сахары, как и в других регионах, приходится
обеспечивать сбалансированность между общим и техническим и профессиональным
образованием. Всеобъемлющим приоритетом должно быть повышение уровней охвата,
уменьшение отсева и обеспечение перехода учащихся после базового образования на
среднюю ступень. Профессиональное образование, однако, могло бы играть гораздо
более заметную роль в предоставлении второго шанса обездоленной молодежи. Когда
люди уходят из школы, так и не овладев базовыми навыками грамотности и счета,
они сталкиваются с опасностью того, что вся их будущая жизнь будет носить
печать обездоленности, а их социально-экономические перспективы окажутся
ограниченными.
От
утерянных возможностей, касающихся более высокой производительности труда,
роста общего благосостояния и участия в политической жизни, страдает все
общество в целом.
Обеспечение
ОДВ зависит от развития среднего и высшего образования так же, как и от
прогресса базового образования. В течение многих десятилетий международные
организации, занимающиеся оказанием помощи отсталым странам, прежде всего на
африканском континенте, уделяли основное внимание развитию начального
образования и лишь недавно стали выделять деньги на развитие среднего
образования. Что касается высшего образования, то оно оставалось вне поля
зрения этих организаций, при этом являясь важным фактором экономического роста
и преодоления бедности.
Сохранению столь плачевного
состояния сектора высшего образования в странах Африки южнее Сахары
способствовало, то, что в Стратегии преодоления бедности, разработанной
Всемирным банком, который является крупнейшим финансовым донором, даже не
рассматривался вопрос о значении высшего образования для подготовки кадров и
решения насущных проблем экономического развития этих стран.
В настоящее время
существует несколько ключевых проблем, стоящих перед большинством африканских
университетов. Как правило, стоимость обучения в них чрезвычайно высокая, так
как затраты на полное обучение одного студенты университета могут превышать в
80-400 раз затраты на обучение одного ребенка в начальной школе. Так, в случае
если страна уделяет больше внимания университетскому образованию, это может привести
к недооценке всеобщего начального образования или уменьшению дотаций на
подготовку и переподготовку учителей. В связи с недостатком финансовых средств
в африканских университетах не хватает квалифицированных лекторов и
исследователей. Эта проблема усугубляется недостатком обмена с зарубежными
странами, сложностью в приобретении новых учебников, научных журналов и
оборудования [3].
В этих условиях
единственной реальной возможностью получения знаний, необходимых для управления
развитием своих стран, является направление студентов на учебу за границу.
Студенты из стран Африки к югу от Сахары являются самыми мобильными студентами
мира, поскольку каждый шестнадцатый африканский студент – или 5,6 процентов –
обучается за границей [4]. В результате очень
немногие возвращаются работать к себе на родину. А те студенты, кто получил
образование в вузах у себя в стране, сталкиваются с такой серьезной проблемой,
как безработица.
Дакарские
рамки действий предусматривают серьезные обязательства в области финансирования
образования. Спустя десять лет финансирование остается главным препятствием для
достижения ОДВ. Ухудшающиеся перспективы экономического роста имеют далеко
идущие последствия.
Опыт
стран Африки к югу от Сахары является весьма поучительным. В 1990-х годах
экономическая стагнация и высокие уровни внешней задолженности подорвали
возможность правительств в деле финансирования образования, когда расходы из
расчета на душу населения сократились во многих странах. Эта картина резко
изменилась, когда государственные расходы на начальное образование за период
2000-2005 гг. возросли на 29%. Этот рост объемов финансирования сыграл решающую
роль в уменьшении числа детей, не охваченных школьным образованием, и укреплении
инфраструктуры образования. Примерно три четверти этого увеличения были
непосредственным результатом экономического роста, тогда как четвертая четверть
была обеспечена благодаря повышению налоговых поступлений и перераспределению
бюджета в пользу сектора образования.
Что
означает замедление экономического роста для финансирования образования в
странах Африки к югу от Сахары на период до 2015 г. Ответ на этот вопрос будет
зависеть от продолжительности спада экономики, от темпов восстановления,
государственных подходов к корректировкам бюджета и реакции международных
доноров. В этой области сохраняется много неопределенностей. Тем не менее,
правительствам приходится разрабатывать планы государственного финансирования
даже в условиях неопределенности.
Итак, искоренение
неграмотности – одна из самых неотложных задач и проблем развития в XXI
веке. Цели, установленные в 2000 г., остаются контрольным показателем для
оценки прогресса в обеспечении ОДВ. Всемирный форум по образованию дал новый
толчок развитию образования как на национальном, так и на международном
уровнях. Непреложным фактом остается то, что странам мира не удастся достичь
поставленных целей и что они могли бы добиться гораздо большего, чем они
добились. Многие развивающиеся страны могут ускорить прогресс, в частности
путем осуществления политики по устранению неравенства в области образования.
В странах Африки южнее
Сахары положение дел в области образования остается особенно проблематичным.
Данный регион продолжает отставать не только от развитых, но и от развивающихся
государств Азии и Латинской Америки. Это проявляется по всем основным
показателям: доступности образования, расходам на него, уровню грамотности
взрослого населения, охвату детей начальной школой и молодежи средним
образованием, уровню развития высшего образования.
Анализ статистических
данных свидетельствуют о том, что в рассматриваемом регионе происходят
определенные позитивные изменения, несмотря на сложные задачи развития, стоящие
перед африканскими странами, и целый ряд удручающих показателей,
свидетельствующих о не вполне благополучном положении дел.
образование
питание дошкольный африка
Литература
1. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех.
Охватить обездоленных. UNESCO,
2010. с. 58
2. Доклад об осуществлении целей в области развития,
сформулированных в Декларации тысячелетия за 2010 год. ООН, Нью-Йорк, 2010.с.
25
3. Д. Блум, Д. Каннинг, К. Чан Высшее образование и борьба с
бедностью в Африке// Экономика образования №1,2007, с.68-69
4.
http://un.by/ru/news/digest