Источник:
European Business. Facts and Figures. 2009.
Основными
направлениями экспорта инжиниринговых услуг из стран ЕС являются развитые
страны, а именно другие страны ЕС, США, Швейцария, Япония, кроме того экспорт
производится в Россию, Китай, Сингапур, Индию, Австралию, Канаду, Южную Корею,
Турцию, Африку южнее Сахары и другие страны (приложение 3). На пять крупнейших
стран-импортеров из ЕС-27 приходится 78,1% всего экспорта (680208 млн. долл.),
а на пятнадцать – 86,9% (756834 млн. долл.). Список стран, с которыми
сотрудничают страны ЕС-27 при импорте инжиниринговых услуг, почти полностью
повторяет предыдущий. Исключением является доля импорта из Бразилии (0,3%) и
тот факт, что европейских стран импорт является более концентрируемым, 85%
импорта обеспечивается пятью странами, а 90% - двенадцатью.
Китай
На
сегодняшний день Китай показывает необычайные темпы роста промышленного сектора
экономики. На фоне процессов приватизации реального
сектора экономики, улучшающегося уровня жизни, а также присутствия
транснациональных корпораций в Китае, спрос на все виды промышленных товаров
будет продолжать увеличиваться.
В
то же время национальный рынок не может в полной мере обеспечить внутренний
спрос на инженерно-консультационные услуги. Причинами являются низкое качество
предоставляемых национальными фирмами услуг, Китай не создает необходимые
технологии для создания современных конкурентоспособных предприятий, например
для строительства Пекинского Национального стадиона Наячао – «Птичье гнездо»
был выбран проект известного швейцарское бюро Жака Херцога (Jacques Herzog) и
Пьера де Мерона (Pierre de Meuron) при участии Китайского Научно-Исследовательского
Института Архитектуры и компании Аруп Спорт. В дальнейшем возведение проекта
также сопровождалось консультациями иностранных инженерно-консультационных фирм
и проектных компаний. Спортивный объект расположен на севере Пекина, его вместимость
составляет 91 тысяч человек, строительство началось в декабре 2003 года, проект
обошелся в полмиллиарда долларов.
Среди
других причин недостаточного развития отрасли являются частое изменение
правительством Китая норм регулирования инжинирингового рынка и отраслей,
которым данный вид услуг предоставляется (например, 5 января 2007 года
Министерство строительства Китая издало нормативные требования для проектных
инжиниринговых компаний с высокой долей иностранного капитала в УК подавать
заявления на получение лицензии для осуществления архитектурной, инжиниринговой
и проектной деятельности согласно Декрету 114), ограниченных выбор средств
финансирования, а также само разнообразие и количество возможных услуг в
инженерно-консультационной отрасли[12].
Тем
не менее инжиниринг в Китае не лишен своих преимуществ. К ним относится
политика государства в области повышения уровня образования и квалификации
сотрудников, низкий уровень оплаты труда (см. приложение 1.), что в
значительной мере снижает расходы проектных фирм, а также протекционистские
меры правительства страны. Таким образом, наиболее значимыми направлениями для
отрасли инжиниринговых услуг являются 1) услуги по дизайну и аналитике, 2)
проектный инжиниринг, 3) реинжиниринг, 4) закупки «под ключ», 5) услуги по
лицензированию, 6) увеличение занятости, 7) управление цепями поставок, 8)
обучение и развитие[13].
Если
рассматривать деятельность фирм по проектированию жилья в Китае, то надо
отметить, что это наиболее перспективный рынок для проектных инжиниринговых
компаний. Согласно 11-му пятилетнему плану (2006-2011) план по строительству
жилых зданий и сооружений будет достигать 2 млрд. квадратных метров ежегодно. К
2020 году по прогнозам строительство жилья достигнет 205 млрд. квадратных
метров[14].
Затраты на строительство за четыре года выросли на 165%[15]. Таким образом, спрос на проектные услуги в
Китае большой. Но в то же время эксперты отмечают, что китайские фирмы имеют
богатый опыт в проектировании зданий малого и среднего размера, им не хватает
опыта работы с крупными, масштабными проектами, например, комплексными
проектами. Другими слабыми сторонами все еще остаются интеллектуальная
архитектура и интеграция новых технологий и строительных материалов.
К
особенностям рынка инжиниринговый услуг в Китае относится тот факт, что
большинство клиентов иностранных инжиниринговых компаний, оперирующих в стране,
составляют также фирмы с зарубежными инвестициями. Такими проектами в основном
являются инфраструктурные объекты, заводы, отели, эксклюзивные дома, офисы и
торговые центры, так как такие проекты более сложные, и клиенты обычно требуют
высококачественных инжиниринговых услуг и консультационной работы.
Несмотря
на возможности, предоставляемые китайским рынком, иностранным компаниям
приходится адаптировать свою деятельность к специфическим культурным,
политическим и экономическим особенностям страны для того, чтобы закрепиться на
нем. Наиболее успешными фирмами оказываются те, которые потратили немало
времени, чтобы создать тесные связи с участниками рынка, стать узнаваемыми и
производить товары и услуги, пришедшиеся по вкусу китайским потребителям.
В
целом, в 2008 году инжиниринговыми фирмами в Китае было произведено 636,4 млрд.
долл. США, в отрасли было занято 300 тыс. чел. (приложение 1.). Экспорт
составил 727 млн. долл. США, что на 7,5% больше, чем годом ранее, причем рост
обеспечили проектные и инжиниринговые услуги, т.к. в экспорте промышленного
инжиниринга в 2008 году произошел спад на 37%. Импорт также вырос в полтора
раза и составил 111 млн. долл.(см. приложение 2). Хотя у нас нет данных о
географическом распределении экспорта и импорта Китая в области инжиниринговых
услуг, мы можем допустить, что оно незначительно отличается от географического
распределения Гонк Конга. Таким образом, мы можем увидеть из приложения 3, что
Китай в основном экспортирует свои услуги в США, ЕС, Японию, Сингапур и
некоторым другим соседям, а импорт происходит в обратную сторону, т.е.
контрагентами являются те же страны.
1.3 Место инжиниринга в мировом инновационном обмене
Объекты
мирового рынка инновационных технологий (МРИТ) — это результаты
интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и
неовеществленной (различные виды информации, производственный опыт и знания)
формах. Действующими лицами на рынке МРИТ
выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные
учреждения, частные компании и физические лица — специалисты. Налицо
стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных
факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам.
Что
касается коммерческого обмена результатами интеллектуальной деятельности, то
среди его наиболее распространенных форм следует отметить: куплю-продажу и
аренду технологий в овеществленном виде (оборудование); патентно-лицензионный
обмен; реализацию на рынке ноу-хау; инжиниринг; франчайзинг; консалтинг.
«Инжиниринг
инноваций» — это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий
в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной
инновации.
Задачей
инжиниринга инноваций является получение наилучшего экономического эффекта от
вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективных направлений
инновационной деятельности.
Инжиниринг
инноваций включающий в себя:
•проведение
предварительного исследования рынка и выбор перспективного сегмента для
нововведений;
•установление
целей финансовых изменений на рынке и определение задач, встающих перед
инновациями, объяснение прогнозируемой полезности процесса инжиниринга
коллективу и менеджменту предприятия;
•технико-экономическое
обоснование инновационного процесса, оценка отдельных его этапов и всего
процесса в целом;
•разработку
рекомендаций по созданию нового продукта или операции;
•определение
объема затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для
создания проекта, а также сроков выполнения работ по проекту и экономической
эффективности проекта в целом;
•оформление
проекта в виде документа;
•консультации
работников-исполнителей мероприятий по исполняемому проекту[16].
Но так как подавляющая часть результатов исследований,
разработок и патентов в развитых странах принадлежит крупным промышленным
компаниям, возникает определенная зависимость инженерно-консультационных и
инженерно-строительных фирм в технологическом отношении от крупных промышленных
корпораций. Ни одна инжиниринговая компания, даже из числа крупнейших, не может
эффективно работать без заимствования технологии на базе заключения
лицензионных соглашений у крупных промышленных компаний, а также у других
инженерно-консультационных и инженерно-строительных фирм.
«Патент»
(patent) – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом
изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого
изобретения.
Действие
патента означает, что только его владелец имеет право распоряжаться
изобретением и решать, каким образом оно будет использовано: на собственном
предприятии, на совместном предприятии или на него будет продана лицензия.
Кроме того, обладатель патента имеет право запретить противоправные действия
третьего лица, нарушающие патент. Если объектом патента является изделие, то
третьему лицу не разрешается: изготавливать его, предлагать к продаже,
применять, вводить в оборот. Если объектом патента является способ, то третьему
лицу не разрешается: применять этот способ самому, предлагать его к
использованию, предлагать к продаже продукт, непосредственно изготовленный по
этому способу, применять продукт, непосредственно изготовленный по этому
способу, вводить такой продукт в оборот, импортировать его.
Практически
все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия
патента обычно ограничивается 15-20 годами, и он действует только на территории
той страны, где был выдан. Однако далеко не каждое изобретение может быть
защищено патентом. Патентоспособность изделия означает, что оно предлагает
техническое решение задачи через создание новых машин или технологических
процессов, обладает новизной. Превышает уровень обычного инженерного решения
технической задачи и может быть применено практически. Для поддержания патента
в силе законодательно требуется периодическая уплата довольно высоких патентных
пошлин. Поэтому владелец патента очень часто предпочитает переуступить права на
его использование той стороне, которая сможет коммерчески использовать
изобретение.
Значение
патентной охраны для реализации продукции состоит в том, что патент позволяет:
1)расширить
выбор средств конкурентной борьбы;
2)устранить
с рынка или ослабить конкурента;
3)получить
исключительное право на коммерческое использование продукта;
4)стимулировать
спрос на продукт, поскольку ссылка в этих целях на патент оказывается более
эффективной, чем простое описание;
5)получить
базу для предоставления лицензии[17].
Основными
причинами, побуждавшими фирмы в последние годы подавать заявки на патенты в
Европейское патентное ведомство, были (по мере убывания их важности):
сохранение технического и технологического лидерства, долговременная охрана
важнейших внешних рынков сбыта, охрана новых инвестиций, необходимых для
коммерческой реализации изобретений, создание основы для лицензии, содействие
продаже продукции и маркетингу.
«Лицензия»
(license) – разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром),
защищенное или незащищенное патентом, заинтересованной стороне (лицензиару) на
использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную
плату.
«Лицензионная
торговля» (license trade) - форма международной торговли технологией,
включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения.
Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование
технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и
др.[18]
«Ноу-хау»
(know-how) - знания и практический опыт технического, коммерческого,
управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую
ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены
патентной защитой. Ноу-хау включает в себя техническую документацию (чертежи,
проекты, схемы, методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения
коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке
персонала и использовании информации в производстве.
Передача
на коммерческой основе, обмен, распространение “ноу-хау” осуществляется, прежде
всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только
передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие
специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи
импортеру.
Продажу
за границу лицензий на использование изобретений, технических знаний, опыта, а
также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.
В
современных условиях в развитых странах практически все изобретения и новые
товары патентуются. Патентные лицензии, т.е. разрешения на передачу прав
использования патентов без соответствующего "ноу-хау", играют
относительно скромную роль в лицензионной торговле. Это объясняется
необходимостью проведения дополнительных НИОКР и расходов на внедрение,
оптимизацией технологического процесса, а также риском, что данное изобретение
окажется экономически нерентабельным и технологически неприемлемым.
Наибольшее
распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения,
предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и
связанного с ними "ноу-хау".
По
характеру и объему прав на использование технологии, предоставляемой
соглашением лицензиату, различают неисключительные (простые), исключительные и
полные лицензии.
Неисключительная
лицензия дает лицензиару право самостоятельного
использования лицензии и выдачи аналогичных лицензий любым заинтересованным
лицам.
Исключительная
лицензия предусматривает монопольное право
лицензиата использовать изобретение или секрет производства на данной
территории, при этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования
лицензии и ее продажи.
Полная
лицензия предоставляет лицензиату исключительное
право на ее использование в течение всего срока действия лицензионного
соглашения.
«Лицензионное
соглашение» - соглашение о передаче прав на использование лицензий,
"ноу-хау", товарных знаков и др. Лицензионное соглашение может
предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких
патентов и связанного с ними "ноу-хау"; растет также число
лицензионных соглашений на использование "ноу-хау" без патентов на
изобретение.
Лицензионные
соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических
знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых
услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие
поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п.
Лицензионные
соглашения различаются в зависимости от ряда признаков:
1)
разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или
частично ограничивают;
2)
наличие или отсутствие в них обязательства лицензиара в течение срока действия
соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых
усовершенствованиях лицензионной техники;
3)
способ передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или
одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку
комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или
сопутствующие лицензионные соглашения)[19].
«Лицензионный
договор» - договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на
использование изобретения или иного технического достижения (лицензию), а
другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное вознаграждение.
Объектом
лицензионного договора являются технические решения, признаваемые изобретениями
по закону страны, гражданином которой является приобретатель лицензии; ими
могут быть также иные технические достижения, в т.ч. секреты производства,
"ноу-хау" и т.п.
Условия
лицензионного договора, как правило, устанавливают:
1)
территорию применения лицензии (часть государства, одно или несколько
государств);
2)
форму использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа,
применение технологии и т.д.);
3)
его объем в количественном отношении;
4)
срок применения (обычно от пяти до десяти лет) и т.д.[20]
«Лицензионное
вознаграждение» - возмещение за предоставление прав на использование лицензий,
"ноу-хау" и др., являющихся предметом лицензионного соглашения. На
практике используют несколько видов расчетов за лицензии: роялти и паушальные
платежи.
«Паушальный
платеж» - определенная твердо зафиксированная в соглашениях сумма лицензионного
вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок возможного экономического
эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.
Паушальный
платеж может производиться как единовременное, в разовом порядке, так и в
рассрочку. Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является
получение лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в
относительно короткий срок и без какого-либо риска в виде взаимного обмена
лицензиями или путем передачи ценных бумаг и технической документации.
В
соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача
технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует
“разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за
использование интеллектуальной собственности.
«Роялти»
(royalty) - периодические отчисления в виде фиксированных ставок, которые
выплачиваются организацией-лицензиатом через согласованные промежутки времени в
течение действия лицензионного соглашения[21].
В
международной практике размер роялти определяют эмпирически — путем
установленных для различных отраслей промышленности неких усредненных (так
называемых стандартных) роялти. В отечественной практике достоверной статистики
на этот счет не существует, и поэтому используют зарубежные ставки роялти. В
связи с этим возникает, например, проблема обоснования отдельных экономических
показателей при расчете цены лицензии применительно к нашим рыночным условиям.
Важность
и актуальность решения практических проблем ценообразования при реализации
научно-технических разработок и коммерциализации интеллектуальной собственности
и судебной защите их прав обусловлена неоднозначностью позиций специалистов по
вопросам определения обоснованного размера упущенной выгоды или ущерба от
нарушения прав интеллектуальной собственности, а также и обоснования
“справедливых” размеров лицензионных выплат.
Особенно
остро проблемы оценки и ценообразования в настоящее время проявляются в связи с
рассмотрением судебных дел по искам о возмещении ущерба от противоправного
использования интеллектуальной собственности, при судебном определении величины
возмещения на основе так называемого “разумного” роялти и при определении
стоимости предусмотренных законодательством принудительных лицензий.
В
соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача
технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует
“разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за
использование интеллектуальной собственности.
Один
из наиболее общих способов, которым оценивается компенсация – это “разумные
роялти”, которые, как определяет суд, должны быть уплачены ответчиком
патентовладельцу, как если бы тот первоначально представил добровольную
лицензию. При этом специалисты считают, что не существует каких либо
определенных формул или точных правил, в соответствии с которыми патентное
ведомство или суд могли бы принять справедливое решение о том, какое
вознаграждение разумно.
В
международной практике лицензионной торговли под ценой лицензии обычно понимают
сумму выплат покупателя лицензии в пользу продавца лицензии[22].
Наиболее
широко используются два основных метода расчета цены лицензии: на основе
размера прибыли лицензиата; на базе роялти.
При
расчете цены лицензии на основе размера прибыли лицензиата исходят из того, что
размер выплат лицензиару определяется как часть (доля) прибыли, получаемой
лицензиатом от изготовления и реализации продукции по лицензии.
При
этом доля лицензиара колеблется в довольно широких пределах от 10 до 50%
прибыли лицензиата и зависит от целого ряда ценообразующих факторов, основными
из которых являются объем передаваемых прав, наличие и действительность
патентной охраны и размер прибыли.
При
этом считается, что если объект лицензии еще не готов к промышленному или коммерческому
использованию, а основную ценность представляют передаваемые по лицензионному
соглашению патентные права, то тогда доля лицензиара в прибыли лицензиата
составляет 20%. Если объектом является промышленно освоенное изделие или
технологический процесс, то, при исключительной лицензии (при передаче всех
прав), доля лицензиара может составлять 35 - 50 %, а при неисключительной
лицензии (лицензиату передается только право на использование с сохранением
прав у лицензиара) 20 - 30 %[23].
При
расчете цены лицензии на базе роялти расчетную цену лицензии и, соответственно,
размер выплат владельцу интеллектуальной собственности (лицензиару) традиционно
определяют как определенный процент отчислений в зависимости от стоимости
произведенной и реализованной продукции по лицензии.
В
лицензионных соглашениях ставка роялти устанавливается в процентах от стоимости
чистых продаж лицензионной продукции, ее себестоимости, валовой прибыли или
определяется в расчете на единицу выпускаемой продукции. Как правило, она
исчисляется по формуле:
, (1)
где
Ср -ставка роялти;
R
- годовая сумма роялти;
S
- годовая стоимость чистых продаж за вычетом косвенных налогов, сборов и пошлин
(2-10%).
Тогда
цена лицензии определяется по формуле:
, (2)
где
Vi – объем выпуска
продукции;
Zi
– цена единицы продукции;
Ri
– размер роялти;
Т
– расчетный срок заключаемого соглашения[24].
В
практике международной торговли лицензиями размер роялти обычно определяют не
расчетным путем, а эмпирически - путем установленных в мировой практике для
различных отраслей промышленности усредненных размеров роялти – так называемых
“стандартных” роялти. Размер известных из литературных источников “стандартных”
ставок роялти чаще всего составляет от 0,5 до 14%[25].
Только
часть платежей за технологию улавливается статистикой платежного баланса. Если
технология передается «в чистом виде», то платежи за нее проходят по строке
платежного баланса «роялти и лицензионные платежи», которая относится к разделу
услуг в рамках текущих операций. Только промышленные страны публикуют
статистику технологических платежей, и поэтому оценить их объем в мире в целом
не представляется возможным.
В рамках международных организаций изучается вопрос о составлении «технологического платежного баланса», который позволил бы отследить межстрановые потоки технологий, связанные с торговлей высокотехнологичными товарами, международными инвестициями, собственно продажей патентов и предоставлением лицензий и передачей технологий на безвозмездной основе.
Если международная передача технологии рассматривается более широко и включает торговлю технологически емкими товарами, то подход к оценке ее размеров несколько иной. Для оценки объемов технологии, которая передается через торговлю высокотехнологичными товарами, применяется разработанная ЮНКТАД классификация технологической емкости торговли.
Технологическая емкость торговли (ТЕТ) (R & D intensity of trade) – доля затрат на исследования и разработки в объеме производства и торговли товарами отдельных отраслей[26].
Коэффициент технологической емкости торговли (ТЕТ) может быть рассчитан для различных отраслей производства и отдельных товаров различных стран мира.
Затем вычисляется средний показатель. Все товары и отрасли, чьи ТЕТ находятся выше среднего для данной страны, группы стран или отрасли уровня, считаются высокотехнологически емкими. Если ТЕТ располагается рядом со средним значением, товары считаются среднетехнологически емкими. Если же ТЕТ значительно ниже среднего уровня, то товар и торговля им считаются низкотехнологически емкими.
Как уже упоминалось, лидерами в экспорте лицензий являются развитые страны – члены ОЭСР –США, Япония, Германия, Италия. Они же, а также некоторые быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии являются главными импортерами лицензий.
При этом средняя ТЕТ для высокотехнологичных товаров составляет 11,4%, среднетехнологичных – 1,7 и низкотехнологичных – 0,5%[27].
Кроме того, для оценки технологической емкости торговли используется Стандартная международная торговая классификация Standard International Trade Classification – SITC).
2.1 Основные формы инжиниринговых операций. Деятельность
специализированных фирм и производственных компаний
Практика инжиниринга
выработала большое разнообразие форм международного сотрудничества в этой
области. Рассмотрим основные из них.
В
развитых странах насчитывается много тысяч фирм и организаций, выполняющих
работы типа инжиниринг. Некоторые из них имеют очень узкую специализацию,
ограничиваясь консультациями по частным вопросам (выбор земельных участков,
составлении балансов, архитектурное оформление и т.д.). Нередко такая фирма
представлена одним экспертом в какой-либо определенной области, и вся его
деятельность сводится лишь к консультированию. В то же время, например, для США
характерны фирмы-гиганты, выполняющие работы типа строительного инжиниринга и
берущие на себя все функции по созданию соответствующих объектов.
В
международной практике определились две категории фирм, выполняющих работы типа
инжиниринг: специализированные фирмы (предоставление инженерно-технических
услуг — основная сфера их деятельности) и промышленные фирмы (сочетают оказание
инженерных услуг с производственной деятельностью).
Специализированные
инжиниринговые фирмы в зависимости от вида предоставляемых услуг делятся, в
свою очередь, на две группы: инженерно-консультационные и
инженерно-строительные.
•Инженерно-консультационные
фирмы предоставляют технические услуги в форме консультаций. Они сами не
занимаются ни производством, ни строительством. Сфера их деятельности широка.
Это и гражданское строительство (порты, аэродромы, транспортные магистрали,
шахты, городское строительство), и промышленные объекты, использующие
специфические технологические процессы.
•Инженерно-строительные
фирмы предоставляют обычно полный комплекс инженерно-технических услуг, включая
проектирование объекта, поставку оборудования, монтаж, наладку и пуск
оборудования в эксплуатацию. Эти фирмы довольно часто берут на себя функции
генерального подрядчика объекта, привлекая в качестве субпоставщиков
машиностроительные и строительные компании[28].
Помимо
проектирования гражданских и военных объектов, инженерно-строительные фирмы
специализируются в области разработки промышленных объектов, и прежде всего
основанных на использовании специфических технологических процессов.
Среди
инженерно-консультационных фирм развитых стран можно выделить определенную
специализацию как по вилам предоставляемых инжиниринговых услуг, так и по
отраслевой направленности. Так, американские, английские, японские, итальянские
фирмы оказывают преимущественно инженерно- строительные услуги в полном
комплексе, между тем как у французских фирм преобладают
инженерно-консультационные услуги.
В
промышленно развитых странах — США, Англии, Голландии, Японии и др. —
существуют крупные инженерные фирмы, которые имеют свои филиалы за границей и
осуществляют большой объем инжиниринговых работ. Такие фирмы в своей
деятельности обычно ориентируются в значительной степени на экспорт.
Например,
у германских инжиниринговых фирм доля экспортных заказов составляет примерно
60%, у американских и французских — около 30%.
Специализированные
инжиниринговые фирмы в зависимости от характера
осуществляемых ими хозяйственных связей делятся на независимые и родственные
промышленные компании. Независимые специализированные фирмы не имеют
родственных отношений с промышленными компаниями и в хозяйственном отношении
самостоятельны. Однако на практике большинство из них тесно связаны с одной или
несколькими крупными промышленными компаниями, их филиалами или агентами и
действуют в их интересах.
Специализированные
родственные инжиниринговые фирмы — это филиалы или дочерние компании крупных
генеральных подрядчиков, занимающихся инжиниринговой деятельностью как
основной.
Промышленные
фирмы относятся ко второй категории фирм,
выполняющих работы типа инжиниринга. Их обычно подразделяют на
компании-проектировщики и компании — производители оборудования для
определенных отраслей промышленности[29].
Компании-проектировщики,
стремясь сохранить секреты производства, выполняют технологическое проектирование
с целью расширения или создания нового производства на основе собственных
патентов и ноу-хау, а подрядчики используются для выполнения остальных
инженерно-консультационных работ, осуществляя контроль за этими работами.
Для
компаний — производителей оборудования выполнение работ типа инжиниринг
является средством увеличения продаж основной продукции. Как правило, речь идет
о проектировании крупных установок, изготовление оборудования для которых
выполняется той же фирмой.
Для
осуществления операций по оказанию инженерно-технических услуг промышленные ТНК
создают у себя специальные конструкторские отделы или проектные бюро. Иногда
машиностроительные компании, которые могут проектировать только
узкоспециализированные предприятия или один из видов технологических процессов,
для проектирования комплектных предприятий создают совместные инженерные фирмы.
Нередко,
когда речь идет о строительстве крупных объектов, фирмы, оказывающие услуги
типа инжиниринг, образуют временные или долгосрочные консорциумы, в
которые входят как национальные, так и иностранные компании[30].
Финансируют
такие консорциумы, как правило, банки, устанавливая связь с генеральным
подрядчиком, который несет ответственность за деятельность всего консорциума.
Консорциумы, как правило, создаются путем заключения краткосрочных и
долгосрочных соглашений между двумя и большим числом консультационных,
инженерно-строительных, строительных и производственных фирм для осуществления
технически сложных крупномасштабных проектов.
Каждый
участник консорциума ответственен за определенный вид работы в соответствии с
его специализацией. В роли главного консультанта обычно выступает головная
компания, которая осуществляет общее руководство работами.
Входящие
в консорциумы фирмы полностью сохраняют свою самостоятельность. Но в той части
деятельности, которая касается целей консорциума, они подчиняются выбранному
органу или руководству. В основе идеи их образования лежит стремление создать
оптимальный вариант набора специализированных фирм, имея в виду конкретный
проект в условиях данной страны. Так, в 2001 году консорциум из двух фирм –
ERINCO Sdn. Bhd. (Малайзия) и NJS Consultants Co., Ltd. (Япония) выиграл торги,
проведенные Министерством энергетики, водоснабжения и коммуникаций Малайзии, и
получил заказ стоимостью 530 млн. долл. на проектирование и совершенствование
канализационной системы водоочистной станции в важнейших промышленных районах
Малайзии[31].
Еще
одним примером такого сотрудничества может служить консорциум «Набукко»,
созданный для строительства газопровода, который будет начинаться на
грузино-турецкой и/или ирано-турецкой границе, далее пройдет по территории
Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии до газораспределительного узла Баумгартен в
Австрии, с первоначальной пропускной способностью 8-10 млрд. куб. м. в год.
Начало
строительства газопровода "Набукко", стоимостью 7,9 миллиардов евро
намечено на 2011 год. Первые поставки газа по нему планируется начать в 2014
году. Участниками проекта являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская
Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Каждый из
участников обладает равными долями - по 16,67%[32].
Другой
формой международного сотрудничества инжиниринговых фирм может быть совместная
дочерняя фирма. Процесс создания инжиниринговыми компаниями совместных
дочерних фирм имеет место как внутри отдельных стран, так и в международном
плане. Так, для строительства газопровода «Северный поток», принципиально
нового маршрута экспорта российского газа в Европу, целевыми рынками которого
являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и др. страны,
было создано совместное предприятие Nord Stream AG. В соответствие с
документами в капитале компании «Газпрому» (Россия) принадлежит 51%, а
компаниям Wintershall Holding (дочернее предприятие BASF AG – Германия) и E.ON
Ruhrgas (до 1 июля 2004 года Ruhrgas AG; с февраля 2003 года является частью
концерна E.ON – Великобритания) – по 24,5%.
10 июня 2008 года N.V. Nederlandse Gasunie
(Нидерланды) была зарегистрирована в реестре акционеров Nord Stream AG в
качестве нового акционера. В соответствии с Комплексным соглашением,
заключенным между ОАО «Газпром» и Gasunie, голландская компания получила 9%
акций в капитале Nord Stream AG за счет сокращения долей E.ON Ruhrgas и
Wintershall Holding на 4,5%.
В результате доли в Nord Stream AG распределились
следующим образом: ОАО «Газпром» – 51%, Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas – по
20%, N.V. Nederlandse Gasunie – 9%.
Ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока»
пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м газа в год намечен на 2011 год.
Строительство второй нитки газопровода к 2012 году приведет к увеличению его
пропускной способности до 55 млрд. куб. м.[33]
2.2 Особенности ценообразования в международном инжиниринге. Роль тендеров
Определение
стоимости инженерно-консультационных услуг является одной из самых трудных и
сложных проблем, с которыми сталкиваются стороны соглашения при заключении
сделки на их предоставление. Хотя комплекс
инжиниринговых услуг обычно содержит стандартные работы, выполнявшиеся ранее по
аналогичным заказам, большая часть их требует для своего исполнения творческого
подхода, поэтому окончательный характер и масштабы таких работ часто трудно
установить заранее. Кроме того, расходы, связанные с предоставлением
инженерно-консультационных услуг, непосредственно зависят от тех изменений в
характере и масштабе проекта, которые практически всегда происходят после
начала его осуществления. В результате стоимость услуг часто значительно
увеличивается по сравнению с их объемом, который был первоначально определен при
заключении сделки. По данным исследования Европейского фонда развития (ФЕД),
охватившего около 3 тыс. проектов, фактические расходы по
инженерно-консультационному обслуживанию в среднем на 10% превышают их
первоначальную оценку[34].
Основными
стоимостными факторами, определяющими размер инженерно-консультационного
вознаграждения, являются расходы по зарплате, накладные расходы, и так
называемые карманные затраты, связанные с выполнением поручения.
Расходы
по зарплате складываются из основной
заработной платы, дополнительных расходов фирмы и надбавок за выполнение работ
за границей. Дополнительные расходы по зарплате могут включать в себя
осуществляемые фирмой от имени своих служащих платежи страховых премий,
пенсионные пособия и другие социальные выплаты. Они составляют от 15 до 50%
основной зарплаты, в зависимости от странны и особенностей консультационной
фирмы. Надбавки за выполнение работ за границей колеблются в пределах от 20 до
60% основной зарплаты, в зависимости от существующих условий в стране, где
выполняется работа, и времени, затрачиваемом на ее выполнение.
В
качестве иллюстрации ниже приводится упрощенный, схематический расчет расходов
консультационной фирмы по зарплате на одного служащего за один эффективный
рабочий день, рекомендуемый Организацией промышленного развития ООН.
Если
размер годовой зарплаты принять за 100, то расходы по зарплате на одного
служащего за день определяются[35]:
+
+
= (3)
Таким
образом, расходы по зарплате на одного служащего за один эффективный рабочий
день составляют, в данном случае, около 0,73% от годового оклада. Сюда не
включены накладные расходы и прибыль. Общие расходы по зарплате по тому или
иному проекту – сумма произведений, в котором множимым являются расходы по
зарплате, выплачиваемой соответствующим специалистам за один эффективный день
или час, а множителем – количество рабочих дней или соответственно часов,
затраченных специалистами на выполнение данного поручения. Расходы по зарплате
канцелярским служащим и руководящему персоналу фирмы, включая дополнительные
выплаты, составляют часть накладных расходов.
Накладные
расходы колеблются в весьма широких пределах, в
зависимости от размера фирмы-консультанта и ее организационных особенностей,
составляя 60-100 и даже более 100% расходов по зарплате специалистов, участвующих
в выполнении поручения. К накладным расходам относятся: рента (арендная плата),
налоги, сборы, амортизация движимого имущества, стоимость коммунальных услуг,
зарплата секретарей, канцелярских служащих и переводчиков, расходы на
канцелярские принадлежности и товары, почтово-телеграфно-телефонные расходы,
необходимые для функционирования фирмы[36].
Прямые
карманные расходы, имеющие место при
выполнении консультационного поручения включают: транспортные расходы по
поездкам, командировочные, судебные издержки, лабораторные расходы, расходы по
печатанию т электронной обработке данных, стоимость полевых съемок, репродукций
и т.д. При долгосрочных поручениях (шесть месяцев и более) в них могут быть
включены также проездные и прожиточные расходы резидента в стране клиента, а
иногда и его семьи. Все эти расходы, если это предусмотрено соглашением, несет
фирма-консультант.
Это
основные стоимостные факторы, которые инженерно-консультационные фирмы
учитывают при заключении соглашений о предоставлении своих услуг. Как правило,
возможность заключения соглашения может возникнуть либо по инициативе
заказчика, когда он непосредственно обращается в эту конкретную фирму с
предложением, либо в случае победы инженерно-консультационной фирмы в
проводимом на международных торгах конкурсе.
Международные
торги - это организационная система продвижения на рынок преимущественно новых
товарных форм. В этом смысле торги - это, прежде всего, метод заключения
договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик)
объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар-объект (с заранее
определенными характеристиками) и после сравнения полученных предложений
подписывает контракт с продавцом (поставщиком), который предложил товар-объект
на наиболее выгодных для покупателя (заказчика) условиях. Сегодня международные
торг — это наиболее распространенный способ размещения заказов на поставку
машин, оборудования, выполнения научных, проектных и изыскательских работ,
сооружений промышленных и культурных объектов, т.е. того, что входит в понятие
"новые товарные формы" комплексы товаров-групп, товаров-объектов и в
известной мере, товаров-программ.
Всю
организационную работу по проведению торгов проводят так называемые тендеры
(тендерные комитеты), в состав которых входят технические и коммерческие
эксперты, представители администраций и т.д. Обычно выделяют публичные
(открытые), и закрытые тендеры. Во многих странах применяются полузакрытые
тендеры, которые проводятся в два этапа: на первом (открытый тендер) происходит
отбор фирм для участия во втором этапе (закрытый тендер). Как правило, в
закрытом тендере принимают участие наиболее известные на мировом рынке поставщики
и подрядчики.
Преимущества
международно-признанных стандартов достаточно очевидны. Успешное участие в
международных тендерах означает соответствие техническим требованиям и
стандартам, включенным в условия тендера. Если это международные стандарты, то
равные условия для участников тендера гарантируются в принципе.
В
мировой практике открытый международный тендер на предоставление
консультационных услуг является наиболее эффективной формой проведения
международных торгов. В открытом международном тендере могут принимать участие
все правомочные компании, что обеспечивает определенный уровень конкуренции,
особенно, если объектом торга является крупный проект. Результатом такой
конкуренции является получение наиболее выгодных для любого заказчика предложений.
Но, в то же время такая форма не всегда отвечает интересам проектных и
инженерно-строительных фирм, так как разработка вариантов проектов,
представленных на торгах, является безвозмездной.
По
данным британской компании «Краун Эйджентс» (Crown Agents) процедура проведения
открытого тендера состоит из следующих этапов: извещение/реклама; выпуск
тендерных документов; подача проектных предложений; оглашение полученных
проектных предложений; оценка предложений на основе заранее оглашенных
критериев; выбор победителя; присуждение контракта; выполнение контракта.
Подготовка
к торгам начинается c определения ситуации, критериев, даты проведения торгов,
сроков и условий выполнения всех работ, условий оплаты и т.д. и разработки
тендерной документации. Эти документы должны четко определять условия
проведения торгов (общие и специальные), содержать технико-экономическую
документацию, перечисление видов, объемов, наиболее предпочтительных методов
выполнения работ, программу и графики их выполнения, проформу контракта, формы
первоначальной и окончательной гарантий, их сумму и другие требования.
Технические
спецификации – очень важный раздел тендерных документов, т.к. они содержат всю
информацию о предоставляемых услугах, дополнительных требованиях к ним.
Правильно подготовленные спецификации позволяют проектным фирмам предоставить
предложения в полном соответствии с требованиями заказчика. При составлении
спецификаций желательно использовать ссылки на международные стандарты, а в
случае отсутствия таковых – на национальные стандарты. В соответствии с
международной практикой, при проведении открытых международных торгов документы
должны быть подготовлены на английском, испанском или французском языках.
Плохо
составленная тендерная документация как документ, регулирующий права и
обязанности заказчика и исполнителя, может привести к многочисленным
недоразумениям, спорам и конфликтам, как во время, так и после проведения
торгов.
Стоимость
тендерной документации не должна превышать расходы организатора открытого
международного тендера на изготовление данной документации и ее доставку
исполнителю.
В
среднем, стоимость тендерной документации в Российской Федерации составляет от
500 до 1500 российских рублей (но часто представляется и бесплатно), в
министерствах и ведомствах Украины – от 300 до 500 гр., в Аргентине – от 1000
долл. США и выше (бывают случаи, когда стоимость документации достигает 20.000
долл. США на крупных тендерных торгах)[37].
После
подготовительного этапа заказчик должен опубликовать общее объявление о видах
требуемых услуг на тендерной основе для ознакомления потенциальных участников с
содержанием проекта. В объявлениях указываются лишь основные сведения о торгах
и адреса, где можно получить подрядные условия, спецификации, чертежи и другую
информацию.
В
большинстве стран мира определены официальные издания и другие источники, без
оповещения об открытых торгах в которых, а также без публикации об их
результатах невозможно вести речь о законности таких торгов. В России – это
информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги», причем срок вскрытия
конвертов с заявками потенциальных участников тендера увязан с моментом
публикации извещения о нем в бюллетене. В Украине – «Вестник государственных
закупок». Для стран ЕС обязательной по госзакупкам является публикация в
«Официальном Журнале ЕС». Широко практикуется также рассылка информации по
линии посольств и торговых представительств.
В
соответствии с международной практикой, в частности по процедурам Всемирного
Банка торги не могут начаться раньше, чем через 8 недель со дня опубликования
общего извещения о них[38]. В
России – этот срок составляет 45 дней[39].
При
выполнении крупных и сложных заказов организатор открытого конкурса вправе
потребовать от потенциальных участников торгов пройти предквалификационный
отбор, в ходе которого выявляются их возможности и ресурсы (опыт выполнения в
прошлом подобных договоров, наличие кадров, оборудования, производственной
базы, финансовое состояние и т.д.).
Фирма,
проинформированная об объявлении торгов и пожелавшая участвовать в них,
приобретает комплект тендерной документации с требованиями заказчика к
содержанию ожидаемых предложений.
Офференты
вправе потребовать от организатора открытого тендера разъяснения положений
конкурсной документации. Организатор открытого тендера обязан ответить на любые
полученные до истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе
запросы оферентов о разъяснениях положений конкурсной документации, и направить
в адрес оферентов соответствующие разъяснения.
Следующий
этап проведения тендерной сделки - подача торговых предложений, которая
осуществляется уполномоченным компанией лицом.
На
данном этапе целесообразно тщательно изучить особенности тендерного законодательства
соответствующих стран.
Для
упрощения процедуры подачи проектных предложений уполномоченные на проведение
закупок товаров и услуг на тендерной основе организации разрабатывают
методические рекомендации для проектно-строительной компании, которые включают
в себя инструкции, комплект рекомендуемых форм для заполнения и другую полезную
информацию.
В
международной практике используются различные способы подачи предложений для
участия в торгах. Заполненная и подписанная участником торгов проформа тендера
имеет силу тендера и предоставляется организаторам торгов для участия в
процедуре торгов - конкурсном отборе. В тендере участник указывает название
своей фирмы, ее адрес. Организаторы торгов, если того требует тендерное
законодательство их страны, могут обязать участника тендера представить в форме
приложения к тендеру дополнительные сведения о его фирме и другую информацию.
Как
правило, при открытых торгах предложения подаются в письменном виде, в
закрытых, запечатанных конвертах. Очень важно сделать это в обусловленный срок,
т.к. предложения, полученные после указанной даты, повсеместно в мире из
участия в торгах исключаются. В некоторых странах, правда, в случаях, когда до
конечной даты подачи заявлений не поступило ни одного тендерного предложения,
могут допустить к участию в конкурсе и опоздавшую заявку[40].
На
следующем этапе происходит оглашение полученных проектных предложений.
Происходит
оценка полученных предложений и процедура конкурсного отбора победителя торгов.
Существуют следующие этапы оценки предложений: сначала автоматически
отклоняются запоздавшие торговые предложения и не подкрепленные
доказательствами серьезности намерений участника и того, что он не отзовет свое
предложение во время оценки, хотя, как правило, в этом нет необходимости, так
как участие в торгах само по себе связанно с определенными финансовыми
затратами на подготовку проекта. Оставшиеся предложения проверяются на предмет
правильности оформления, полноты представленной документации и соответствия
требованиям.
В
соответствии с международной практикой в конкурсном отборе решающую роль играют
не столько цена и другие коммерческие условия, сколько качество проекта,
использование высокотехнологичных материалов и конструкций, экологичность,
наиболее приемлемые для заказчика сроки исполнения контракта, порядок
выполнения работ, возможность привлечения квалифицированных специалистов,
другие факторы.
Процедура
выбора победителя может быть гласной или закрытой, в зависимости от вида
объявленных торгов. Но конкурсный выбор выигравшего торги оферента всегда
закрыт.
Чаще
всего принятие окончательного решения о выборе поставщика и присуждении заказа
производится через определенный период времени (иногда несколько недель или
месяцев). В соответствии с законодательством Российской Федерации организатор
открытого конкурса в трехдневный срок направляет победителю открытого конкурса
уведомление в письменной форма о признании его победителем открытого конкурса.
А в Египте вообще не предусмотрены временные рамки для принятия решения о
победителе тендера.
Участника
тендера, чье предложение принято, извещают об этом, остальные оференты обычно
не оповещаются, хотя в случае запроса ему ответят. В международной практике
также принято опубликовывать результаты торгов в средствах массовой информации.
Решение
тендерной комиссии может быть обжаловано. Например, в России решение, принятое
организатором конкурса, может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации[41].
В Украине процесс обжалования результатов торгов регулируется статьями 36 и 37
Закона Украины от 22 февраля 2000 г. № 1409-III, «О закупке товаров, работ и
услуг за государственные средства» и приказом Министерства экономики и вопросов
экономического развития от 04.12.2000 № 264. При этом предметом обжалования не
может быть выбор процедуры осуществления закупки, решение заказчика о снятии
всех тендерных предложений и ряд других критериев.
На
заключительном этапе в соответствии с международной практикой в течение 30 дней
со дня подготовки извещения стороны должны подписать контракт, который по своей
сути мало чем отличается или совсем не отличается от обычных контрактов по
предоставлению инженерно-консультационных и проектно-строительных услуг[42].
Для
того чтобы оценить роль тендеров в международной инжиниринговой деятельности,
рассмотрим таблицу 2.2.1. Количество заявок на протяжении 2006-2008 возрастало,
рост в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 8,2%, а в 2008г. -5,3% по
сравнению с предыдущим годом. В то же время в 2009 г. наблюдался спад, и
количество проведенных тендеров уменьшилось на 8,9% по сравнению с предыдущим
периодом. Такой спад превосходят темпы сокращения показателя в 2010 году, когда
по итогам первых трех месяцев оно составило 18,2% по отношению к такому же
периоду 2009 года. Тем не менее, из имеющихся данных нельзя сделать прогноз о
том, будет ли темп прироста по итогам 2010 года отрицательным, так как в марте
произошло увеличение количества заявок на проведение тендеров по сравнению с
февралем 200 г.
Таблица 2.2.1
Количество
заявок на проведение тендеров в Европейском Союзе
Источник:
OICE Monthly Survey on European Calls for Tenders Concerning Engineering
Services, March 31, 2010.
Таким образом,
можно заключить, что тендеры занимают важное место в инженерно-консультационной
деятельности. Они помогают заказчикам находить
наиболее эффективные инжиниринговые фирмы, подходящие проекты, налаживать новые
деловые связи, снижать издержки проектирования и строительства, а
инженерно-консультационным фирмам реализовывать свой потенциал.
2.3 Виды вознаграждений и факторы, их определяющие. Учет
возникающих рисков
Правильное и
обоснованное определение размера инженерно-консультационного вознаграждения
(гонорара) имеет большое значение с точки зрения конкурентоспособности,
принимая во внимание высокий уровень стоимости услуг в настоящее время.
В
мировой практике сложились различные формы вознаграждений за
инженерно-консультационные услуги и методы их расчета. Так, вознаграждение
может устанавливаться в виде заранее обусловленной суммы или паушального
платежа, в форме процентной ставки или доли от стоимости строительства объекта,
в виде суммы, состоящей из нескольких слагаемых, величина некоторых из них
определяется в момент заключения сделки, тогда как других – в период выполнения
или после завершения заказа и т.д.
В
зависимости от формы вознаграждений его величина подсчитывается по одному из
следующих пяти основных методов:
-
по затраченному времени;
-
по расходам фирмы-консультанта на зарплату (с соответствующими поправками) плюс
прямые карманные расходы;
-
по фактическим расходам фирмы-консультанта (общей себестоимости) плюс
фиксированных гонорар;
-
по процентной доле от оцененной или фактической стоимости строительства
объекта;
-
в виде заранее определенной суммы, т.е. паушального платежа[43].
Рассмотрим
кратко основные методы расчета вознаграждений, применяемые
инженерно-консультационными и инженерно-строительными фирмами.
Расчет
по затраченному времени. Тот способ обычно
применяется для расчетов вознаграждений по кратковременным поручениям,
выполняемым одним или сравнительно небольшим числом специалистов-консультантов.
В частности, он наиболее удобен при оказании таких услуг, как предварительные
технико-экономические исследования, надзор за установкой, монтажом оборудования
и строительными работами, консультации по каким-либо вопросам и составление
заключений, не требующих выполнения проектных и чертежных работ или
предусматривающих незначительный их объем, а также при поручениях, выполнение
которых не требует непрерывной работы.
Величина
вознаграждения определяется, при использовании этого метода подсчета, в
зависимости от времени , затраченного на выполнение данного поручения
различными категориями работников, и ставок их зарплаты. При этом затраченное
время (включая на поездки) учитывается чаще всего в рабочих днях. В случае,
если выполнение заказа требует непрерывного оказания услуг в течение длительного
периода, вознаграждение может подсчитываться на недельной, месячной или иной
базе. По услугам, носящим кратковременный характер, подсчет может проводиться
на часовой базе, причем часовая ставка обычно относительно выше, чем дневная.
Дневные
ставки основных специалистов, используемые как база для исчисления
вознаграждения, колеблются в очень широких пределах в зависимости от их статуса
и квалификации. Для определения ставок может быть использована методика,
изложенная в пункте 2.2. этой главы на стр. 43 (формула 3). А средние дневные
ставки специалистов в разных странах представлены в приложении 1. для главы 1.
Если
представляется возможным точно установить масштабы проекта и объем работ, то в
контракте указываются число рабочих дней и количество консультантов,
необходимых для выполнения поручения, а также размеры ставок для всех категорий
работников. По существу это равнозначно паушальной оценке. Соглашение на
условиях по числу затраченных дней, однако, предусматривает возможность
корректировать вознаграждения в случае изменения или расширения проекта.
Недостаток
рассмотренного метода определения стоимости консультационных услуг заключается
в том, что консультант не заинтересован в повышении эффективности своей работы,
поскольку он выполняет поручение на условиях повременной оплаты независимо от
достигнутого результата.
Расчет
по расходам фирмы-консультанта на зарплату плюс прямые карманные расходы.
Данный метод расчета, базирующийся на фактических расходах фирмы-консультанта
на заработную плату, часто применяется по поручениям, объем работ, для
выполнения которых заранее определить нельзя, когда нет базы для расчета
паушального вознаграждения или установления процентной ставки от стоимости
строительства. К таким поручениям относятся, например, предварительные инженерные
изыскания и исследования, анализ, изучение и выбор технологических процессов и
другие работы, которые необходимо осуществить для принятия окончательного
решения относительно того или иного проекта. Он широко используется многими
исследовательскими организациями и консультационными фирмами по вопросам
организации и управления.
Контракт,
предусматривающий такую форму компенсации, должен содержать общее описание и
характеристику работы, которая подлежит выполнению.
Вознаграждение
подсчитывается путем умножения фактических расходов по зарплате, определяемых
на базе затраченного времени, на коэффициент, согласованный между сторонами
сделки. Коэффициент покрывает все накладные расходы фирмы-консультанта,
непредвиденные расходы, проценты на инвестированный капитал, потери, связанные
с так называемой готовностью оказывать услуги. За счет этого коэффициента
получается также и прибыль консультационной фирмы.
Коэффициент
обычно изменяется от двух единиц и выше, в зависимости от особенностей
организации, опыта и местоположения фирмы-консультанта, характера поручения и
времени, необходимого для его выполнения. Для небольших поручений, выполнение
которых занимает мало времени, он больше. Его повышают, когда выполнение
поручения требует особых знаний и опыта или проведения специальных
экспериментальных и испытательных работ. Для некоторых видов работ коэффициент
может быть меньше нижнего предела. Например, при таких поручениях, как полевая
съемка, инспекция, инженерные услуги в период строительства, американские фирмы
применяют коэффициент, равный 1,9.
При
данном методе в интересах заказчика требовать от фирмы-консультанта, если это
необходимо, указывать, в какой валюте производятся эти затраты: валюта страны
заказчика, страны фирмы-консультанта и т.п. Заказчики обычно также требуют
предъявления соответствующих документов, подтверждающих зависимость между
вознаграждением и прямыми расходами по зарплате, правильность определения
накладных расходов. Платежи вознаграждений при данной системе производятся в
течение выполнения поручения в согласованные соглашением сроки.
Расчет
по фактическим расходам консультационной фирмы плюс фиксированный гонорар.
Данный метод расчета вознаграждения, являющийся вариантом предыдущего, также
применяется в тех случаях, когда не представляется возможным достаточно ясно и
точно определить объем работ. Он используется при проектировании и
строительстве технически сложных объектов, в частности предприятий.
Консультационное вознаграждение выражается в виде двух слагаемых или двух
составляющих. Первая составляющая, подсчитываемая по завершении заказа,
возмещает все расходы консультационной фирмы по зарплате, накладные расходы и
карманные затраты. За счет второй составляющей, фиксированного гонорара,
определяемого при заключении сделки, консультант покрывает расходы по
процентам, возможные потери по непредвиденным обстоятельствам и потери,
связанные с поддержанием, так называемой, готовности оказывать услуги. За счет
гонорара обеспечивается также и прибыль консультационной фирмы. Гонорар
фиксируется, как правило, в процентах от фактической себестоимости или
фактических расходов и в редких случаях в виде твердой суммы. Если гонорарная
часть установлена в виде твердой суммы соглашение обычно предусматривает
возможность пересмотра его размера в случае внесения в проект изменений,
которые окажут влияние на характер и объем услуг.
Расчет
по процентной доле (ставке) от оцененной или фактической стоимости
строительства объекта. Этот метод определения
вознаграждения применяют главным образом по поручениям на разработку проектов
гражданских сооружений и объектов инфраструктуры, и в меньшей степени –
промышленных, при подготовке чертежей, спецификаций и других контрактных
документов, необходимых для описания объектов, которые должны быть построены.
Вознаграждение за надзор строительства нередко оплачивается отдельно по
фактическим расходам.
В
основе расчета размера вознаграждения рассматриваемым методом лежит допущение,
что стоимость инженерных работ изменяется в прямой пропорции от стоимости
строительства. Такое допущение, однако, во многом носит условный характер.
Затраты на инжиниринг – это оплата главным образом технических знаний. В
настоящее время для осуществления инжиниринга, как правило, требуются более
квалифицированные, знающие, а следовательно и более высокооплачиваемые
консультанты, когда многие новые материалы, методы и автоматика не считались
обязательными для средних проектов, не говоря уже о мелких.
Это
обстоятельство, а также сильный рост производительности труда в результате
интенсивной механизации строительных работ обусловили в последние годы
опережающий рост стоимости инжиниринга в сравнении со стоимостью строительства.
Существенным
недостатком определения суммы вознаграждения в процентах от стоимости
строительства является отсутствие у фирмы консультанта стимула добиваться
сокращения стоимости строительства.
В
соответствии с профессионально этикой и условиями контракта фирма-консультант,
разрабатывая проект, обязана стремиться к этому. С другой стороны, она
заинтересована получить как можно большее вознаграждение, размер которого
зависит от стоимости объекта. Это, однако, не значит, что метод определения
вознаграждения на базе процентной зависимости от стоимости строительства лишен
смысла. Он находит широкое применение в тех случаях, когда методы
проектирования и используемые материалы более или менее стандартизированы. При
разумном применении он является полезным инструментом для общего сравнения
вознаграждения в других формах, для оценки приемлемости предложения на услуги и
т.д.
В
соглашениях обычно указывается база для исчисления – оценочная или фактическая
стоимость строительства. В последнем случае следует предусматривать
альтернативный метод оплаты в случае отказа от строительства. Если базой
является оценочная стоимость, вознаграждение моет быть подсчитано до окончания
разработки проекта. В этом случае консультационная фирма ничего не теряет, если
ей удастся добиться снижения стоимости строительства благодаря улучшению
проекта. Если же вознаграждение зафиксировано в процентах от фактической стоимости
строительства, то фирма-консультант, естественно, материально не заинтересована
в разработке наиболее экономичного с точки зрения затрат на строительство,
проекта. В контракте четко указывается, какие расходы входят в стоимость
строительства.
Расчет
заранее определенной суммы (паушального платежа).
Фиксированный паушальный платеж (паушальное вознаграждение) подсчитывается
фирмой-консультантом на базе использования методологии по одной из схем. К
полученной сумме причисляется надбавка на покрытие рисков на случай
непредвиденных затрат. Окончательный размер вознаграждения согласовывается
между сторонами сделки в ходе переговоров[44].
При
использовании паушальной формы вознаграждения важным является точная и ясная
характеристика масштабов проекта и характер услуг, а также определение времени,
в течение которого работа должна быть закончена. Обычно предусматриваются
возможности пересмотра размера гонорара в случае изменения проекта в ходе его
разработки.
Фиксированный
паушальный платеж часто является предпочтительной формой консультационного
вознаграждения, особенно для заказчиков. Например, правительственные организации,
в частности в развивающихся странах, обычно предпочитают именно эту форму
расчетов за услуги. В том случае, если масштабы проекта и объем работ не могут
быть точно установлены, паушальный гонорар сопряжен с большим риском.
Паушальная
форма вознаграждения применяется главным образом для основных или базовых
услуг, охватывающих стадии разработки проекта и надзор за строительными
работами. В частности, она широко применяется по поручениям, аналогичным тем,
которые консультант выполнял ранее, и по повторяющимся заказам. При этом
используются ранее разработанные типовые проекты и расчеты по элементам затрат.
Один
из существенных недостатков паушальной формы консультационного вознаграждения с
точки зрения инжиниринговых фирм связан с рисами потерь в случае инфляции в
период выполнения поручения, которая не всегда может быть в полной мере учтена
при заключении сделки. Поэтому в последние годы в условиях непрекращающейся
инфляции наметилось стремление со стороны фирм к отходу от паушального платежа
к другим формам вознаграждения, которые в большей мере гарантировали бы от
таких рисков.
3.1 Объем, динамика и структура экспорта и импорта
инжиниринговых услуг в России. Факторы,
влияющие на баланс данных услуг
Хотя
зарубежный промышленный мир уже больше века оперирует терминами и категориями
инжиниринга, в России это направление консультационных услуг в его современном
западном понимании появилось относительно недавно. Как результат, в России до сих пор не
существует правовой базы, регулирующей этот вид деятельности.
Инженерно-консультационные услуги предоставляются на основе законов, стандартов
и других нормативных актов, разработанных для отраслей, схожих с инжинирингом:
архитектурной деятельности, строительства, консалтинга. Таким образом, правовую
основу составляют: Гражданский кодекс (часть 2 – строительный подряд), Градостроительный
кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 и Федеральный
закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) "О техническом
регулировании" (определяющие стандарты и нормы проектирования),
Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об архитектурной
деятельности в Российской Федерации", а также гражданско-правовые
отношения регулируются Гражданским кодексом (часть 1,2), отношения, возникающие
по поводу авторства – частью 4, отношения между работниками и работодателями –
Трудовым кодексом, большое значение имеют земельное и жилищное право. Согласно
Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О
лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию не подлежат:
-
проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или
вспомогательного назначения;
-
строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или
вспомогательного назначения;
-
инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением
сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Предоставление
лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января
2009 года. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в
том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010
года.
Кроме проблемы
определения правовой базы функционирования инжиниринговых компаний, возникают
трудности при поиске адекватной статистики. В России не принято строительную
отрасль разделять на составляющие строительного процесса. Кроме того, как
показали результаты рейтинга «Инжиниринг в России – итоги 2008», проведенного
журналом «Управление производством», № 5–6 за 2009 год, не все инжиниринговые
компании готовы сотрудничать со средствами массовой информации в предоставлении
данных о своей деятельности. Для участия в рейтинге была приглашена 101
инжиниринговая компания. В рейтинге приняли участие — 16,8%; отказались без
объяснения причин — 45,5%, по причине малого масштаба деятельности и
минимальной численности персонала — 18,8%, из-за очень сложной ситуации в
компании — 12,9%, по причине предоставления данных о выручке — 6% компаний. По
опросам участников, на выручке 2008 года кризис практически не отразился, чему
послужил не только значительный ее рост до сентября, но и завершение
инжиниринговыми компаниями в последнем квартале года работ по уже начатым
проектам. В результате рост совокупной выручки у инжиниринговых компаний
наблюдался практически во всех отраслях экономики, и в итоге за 2008 год она
составила 66 427 164 380 рублей. Что, по словам участников рейтинга, оказалось
почти на треть больше, чем в 2007 году, а у некоторых компаний за счет
расширения перечня услуг выручка выросла на 100%. В 2008 году совокупная
выручка инжиниринговых компаний по всем видам инжиниринга тоже росла, однако
самыми быстрыми темпами рос комплексный инжиниринг. По оценкам участников, по
сравнению с 2007 годом выручка здесь выросла на 15-20%.[45]
Показателем
деятельности инжиниринговых компаний является объем инвестиций на рынке
инжиниринговых услуг. На графике 3.1.1 и в таблице 3.1.1. представлены данные
об объемах инвестиций в основной капитал. Рост объема инвестиций позволяет
увеличивать объемы строительства и производства в будущем, кроме того, он
способствует расширению рынка инжиниринговых услуг.
График 3.1.1
Объем
инвестиций в основной капитал в России (млрд. руб.)
Источник:
2002-2005 г. – данные Росстата, 2006-2009 – данные МЭРТ
Особенностью
современных реалий является то, что за годы развития рыночной экономики
российский капитал создал ничтожно малое количество промышленных объектов на
условиях «в чистом поле». По большей части компании эксплуатируют советское
наследие. Однако, по мнению некоторых экспертов, следующий экономический цикл
неизбежно будет связан с целой серией таких проектов[46].
Таблица 3.1.1
Инвестиции
в основной капитал в России
Источник:
2002-2005 г. – данные Росстата, 2006-2009 – данные МЭРТ
По
причине того, что до кризиса большая часть промышленных объектов нуждалась в
реконструкции, а не проектировании с нуля, а также тот факт, что до кризиса
рынок был очень перегрет, окупаемость проекта составляла в среднем около пяти
лет, хотя нормальным считается срок в 10-12 лет. В
условиях кризиса это стало невозможно. Пока рынки не стабилизировались, сделать
достоверную экономическую модель проекта, по которой можно рассчитать
окупаемость, крайне затруднительно. Это связано с проблемой привлечения
необходимого капитала, который ранее могли предоставить кредитные организации.
В
2009 году, несмотря на экономический кризис, тенденция роста рынка
инженерно-консультационных услуг не меняется и, по данным ВТО, Россия в 2008
году продемонстрировала самый высокий темп роста экспорта в 34%. Благодаря
устойчивому росту в 2008 году Россия вошла в десятку самых крупных экспортеров
инженерно-консультационных услуг, поднявшись с тринадцатого места в 2007 году. Данные
о странах-импортерах российских инжиниринговых услуг представлены в таблице
3.1.2. Как видно из динамики показателей экспорта, на протяжении четырех лет он
был достаточно устойчивым, а темпы роста – высокими. Среди основных
контрагентов выступают в основном развитые страны, исходя из чего, можно
предположить, что объектами торговли являются высокотехнологичные услуги. Объем
импорта также увеличиваются, при этом он значительно превышает экспорт, а
именно на 8521 млрд. долл. США (32,5%). Кроме того на 5 стран, основных
поставщиков инженерно-консультационных услуг в Россию, приходится 80,5% всего
импорта, а на 15 стран – 88,6%, для экспорта цифры следующие: 72,3% и 85,5%
соответственно. Таким образом, можно отметить, что импорт и экспорт
инжиниринговых услуг достаточно концентрирован. Еще один вывод, который можно
сделать из данных таблицы, это то, что для Российского рынка наибольшее
значение имеет сотрудничество с Европейским союзом.
Таблица
3.1.2
Источник:
WTO, International trade statistics,
2009
Согласно
Диаграмме 3.1.1. объем строительно-монтажных работ и прочих капитальных работ,
то есть объем предоставленных инжиниринговых услуг, и затрат в 2007 году
составил 3480 млрд. руб. (в 2007 году средний курс доллара США составлял 25
руб., следовательно 3480 млрд. руб. приблизительно равны 139,2 млрд. долл.
США). Таким образом, импорт в общем объеме услуг составляет 18,8%
предоставленных услуг.
Данные
диаграммы также наглядно демонстрируют тот факт, что рынок
инженерно-консультационных услуг в России является слабо концентрированным, на
крупные компании приходится только 15,5% всего объема услуг, оставшиеся 84,5%
приходятся на средний и малый бизнес.
Диаграмма 3.1.1
Структура
российского рынка инжиниринговых услуг в 2007 году..
Источник:
www.e4group.ru/b11Data/TEK-inginiring_-__16.05.2007-4922.ppt
Даже
самые крупные компании в отрасли по своей величине уступают компаниям,
занимающимся другими видами деятельности. Среди
17 компаний – лидеров отрасли только в пяти компаниях количество сотрудников
превышает 1000 человек (табл. 3.1.3).
Таблица
3.1.3
Рейтинг
инжиниринговых компаний (2008 г.)