Рынок услуг в европейском макрорегионе
Белорусский
государственный университет
Факультет
международных отношений
Работа по курсу "Статистика"
на тему:
"Рынок
услуг в европейском макрорегионе"
Содержание
Введение
Часть 1. Европейский макрорегион в системе мирового
экспорта/импорта услуг
Часть 2. Основные показатели развития отдельных видов услуг в
Европе
Часть 3. Рынок услуг в Европейском Союзе
Заключение
Источники
Приложения
Введение
Одним из наиболее
динамично развивающихся и перспективных секторов мирового рынка является
торговля услугами, характеризующаяся устойчиво высокими темпами роста,
превышающими в последнее десятилетие темпы роста международной торговли
товарами.
Под услугой принято
понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а
проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, удовлетворении
конкретной потребности получателя услуги. В число услуг входят:
транспортировка, банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникационная
связь, строительство, образование, реклама, медицинское обслуживание, обработка
информационных данных и другие.
Международная торговля
услугами не является новым явлением. Многие услуги давно приобрели важное
международное значение. Повсюду в масштабах мировой экономики услуги
потребляются во всё более возрастающих количествах. В большинстве национальных
экономик доля услуг в производстве достигла большой величины, превысив в
развитых странах 70%, а в развивающихся странах составила в среднем 50%.
Страны, которые некогда доминировали в промышленном производстве (Соединенные
Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Япония), осознали свою роль в мировой
экономике скорее в качестве конкурентоспособных поставщиков услуг, нежели в
качестве производителей основных товаров. На долю экономически развитых государств
приходится более 70% экспорта услуг. При этом удельный вес первой пятёрки
ведущих стран превышает 50% мирового вывоза услуг, а на 4 государства – США,
Великобританию, Германию и Францию приходится 44%.
Основное движение услуг
осуществляется внутри Европейского макрорегиона. На него приходится половина
мирового экспорта и мирового импорта услуг. Вместе с тем здесь наблюдается рост
числа занятых в сфере услуг и доли третичного сектора в структуре ВВП. Для
стран этого региона также характерны более высокие темпы роста внешней торговли
услугами по сравнению с товарами и заметное увеличение их удельного веса в
экспорте. Следует отметить, что большинство стран Европейского макрорегиона
имеют положительное сальдо баланса услуг.
Часть 1. Европейский макрорегион в системе
мирового экспорта/импорта услуг
На сегодняшний день
Европейский макрорегион занимает ведущее место на мировом рынке услуг. На него
приходится половина мирового экспорта и мирового импорта услуг. В Таблице 1.1.
и Таблице 1.2. представлены лидеры в мировом экспорте и мировом импорте услуг,
приведены показатели объёмов их экспорта/импорта услуг, доли в мировом экспорте
услуг, а также показатели годового прироста их доли на мировом рынке услуг. Как
можно заметить по данным, приведенным в таблице, основную группу стран,
лидирующих в мировом экспорте/импорте услуг, составляют страны Европейского
макрорегиона. Эти же страны характеризуются и наиболее высокими показателями
годового прироста своей доли на мировом рынке услуг.
Таблица 1.1. Лидеры в мировом
экспорте услуг, 2006 г.
|
Экспортёры
|
Объём экспорта, билл. долл.
|
Доля в мировом экспорте услуг
|
Годовой прирост,%
|
1
|
США
|
388,8
|
14,1
|
10
|
2
|
Великобритания
|
227,5
|
8,3
|
11
|
3
|
Германия
|
168,8
|
6,1
|
12
|
4
|
Япония
|
122,5
|
4,4
|
14
|
5
|
Франция
|
114,5
|
4,2
|
0
|
6
|
Испания
|
105,5
|
3,8
|
12
|
7
|
Италия
|
97,5
|
3,5
|
10
|
8
|
Китай
|
91,4
|
3,3
|
24
|
9
|
Нидерланды
|
82,5
|
3,0
|
5
|
10
|
Индия
|
73,8
|
2,7
|
36
|
Таблица 1.2. Лидеры в
мировом импорте услуг, 2006 г.
|
Импортёры
|
Объём экспорта, билл. долл.
|
Доля в мировом экспорте услуг
|
Годовой прирост, %
|
1
|
США
|
307,8
|
11,6
|
9
|
2
|
Германия
|
219,1
|
8,3
|
7
|
3
|
Великобритания
|
172,0
|
6,5
|
8
|
4
|
Япония
|
144,0
|
5,4
|
9
|
5
|
Франция
|
108,8
|
4,1
|
4
|
6
|
Китай
|
100,3
|
3,8
|
21
|
7
|
Италия
|
98,4
|
3,7
|
11
|
8
|
Ирландия
|
78,4
|
3,0
|
12
|
9
|
Нидерланды
|
78,1
|
2,9
|
8
|
10
|
Испания
|
77,9
|
2,9
|
17
|
Часть 2. Основные показатели развития
отдельных видов услуг в Европе
Согласно классификации
услуг Всемирной торговой организации (ВТО) все услуги делятся на транспортные,
туристические и прочие услуги, в состав которых входят услуги связи,
строительства, страхования, финансовые, компьютерные и информационные, услуги в
области авторского права и лицензирования и др. Таблица 2.1. отражает динамику
развития отдельных видов услуг в период с 1995 по 2006гг.
Таблица 2.1. Годовой
прирост экспорта отдельных видов услуг в Европе (%), 1995-2006 г.
Вид услуг *
|
1995-00
|
2000-06
|
2004
|
2005
|
2006
|
Все услуги:
|
…
|
12
|
20
|
9
|
11
|
Транспортные
|
3
|
11
|
25
|
12
|
7
|
Туристические
|
2
|
9
|
15
|
6
|
8
|
Прочие услуги
|
…
|
14
|
20
|
10
|
13
|
В соответствии с данными
Таблицы 2.1. построена диаграмма, отображающая динамику прироста экспорта отдельных
видов услуг в Европейском макрорегионе в период с 1995 по 2006гг.
Диаграмма 2.1. Динамика прироста экспорта отдельных
видов услуг в Европейском макрорегионе в период с 1995 по 2006гг.
По данной диаграмме можно
сделать выводы о том, в период с 1995 по 2004 гг. для всех видов услуг были
характерны довольно высокие темпы прироста экспорта, которые достигли своего
максимума в 2004г., затем резко снизились к 2005 году, после чего вновь стали
увеличиваться. Наибольшими темпами прироста в период с 1990 по 2005 гг.
характеризовались транспортные услуги. Пик их прироста приходится на 2004г.,
когда соответствующий показатель достиг 25%. Однако с 2004 по 2006 гг. темпы
прироста экспорта данного вида услуг характеризуются снижением, в то время в
динамику прироста экспорта других видов услуг отмечается обратная ситуация.
В Таблицах 2.2, 2.3, 2.4
приведены показатели объёмов экспорта/импорта транспортных, туристических и
прочих услуг, их доли в мировом экспорте/импорте услуг, а также показатели
годового прироста их доли на мировом рынке услуг.
Таблица 2.2. Рынок
транспортных услуг Европы
|
Объём, билл. долл.
|
Доля
|
Годовой прирост, %
|
2006
|
2000
|
2006
|
2000-06
|
2004
|
2005
|
2006
|
Экспорт
|
Мир
|
630
|
100,0
|
100,0
|
10
|
25
|
13
|
10
|
Европа
|
310
|
47,8
|
49,2
|
11
|
25
|
12
|
7
|
ЕС (25)
|
280
|
42,2
|
44,4
|
11
|
26
|
12
|
8
|
Импорт
|
Мир
|
750
|
100,0
|
100,0
|
10
|
24
|
14
|
11
|
Европа
|
293
|
38,9
|
39,0
|
10
|
21
|
10
|
10
|
ЕС (25)
|
266
|
35,2
|
35,4
|
10
|
21
|
9
|
11
|
Таблица 2.3. Рынок
туристических услуг Европы
|
Объём, билл. долл.
|
Доля
|
Годовой прирост, %
|
2006
|
2000
|
2006
|
2000-06
|
2004
|
2005
|
2006
|
Экспорт
|
Мир
|
745
|
100,0
|
100,0
|
8
|
18
|
8
|
9
|
Европа
|
360
|
45,8
|
48,2
|
9
|
15
|
6
|
8
|
ЕС (25)
|
313
|
41,1
|
41,8
|
8
|
15
|
5
|
8
|
Импорт
|
Мир
|
695
|
100,0
|
100,0
|
8
|
17
|
8
|
7
|
Европа
|
342
|
47,1
|
49,3
|
9
|
14
|
6
|
6
|
ЕС (25)
|
311
|
43,7
|
44,9
|
8
|
13
|
6
|
6
|
Таблица 2.4. Прочие
услуги *
|
Объём, билл. долл.
|
Доля
|
Годовой прирост, %
|
2006
|
2000
|
2006
|
2000-06
|
2004
|
2005
|
2006
|
Экспорт
|
Мир
|
1380
|
100,0
|
100,0
|
13
|
19
|
12
|
15
|
Европа
|
744
|
50,8
|
54,0
|
14
|
20
|
10
|
13
|
ЕС (25)
|
684
|
45,7
|
49,6
|
14
|
20
|
10
|
13
|
Импорт
|
Мир
|
1205
|
100,0
|
100,0
|
12
|
17
|
11
|
14
|
Европа
|
614
|
49,3
|
51,1
|
12
|
17
|
10
|
11
|
ЕС (25)
|
580
|
46,8
|
48,2
|
12
|
16
|
11
|
Часть 3. Рынок услуг в Европейском Союзе
Ведущей группой стран по
международной торговле услугами в Европейском регионе является Европейский
союз, на долю которого приходится 27,3% мирового экспорта и 24% мирового
импорта услуг.
Вместе с тем в странах
данного региона наблюдается рост числа занятых в сфере услуг и доли третичного
сектора в структуре ВВП.
Ниже приведены сведения о
структуре ВВП в среднем по Европейскому макрорегиону (2006 г.)
§ сельское
хозяйство: 2%
§ промышленность: 27.1%
§ услуги: 70.7%
Структура занятости
населения в среднем по Европейскому макрорегиону (2002 г.)
§ сельское
хозяйство: 4,4%
§ промышленность: 27.1%
§ услуги: 67.1%
На основе приведенных
сведений можно построить диаграммы, которые более наглядно отражают место сферы
услуг в экономике стран Европейского макрорегиона.
Диаграмма 3.1 Структура
ВВП в среднем по Европейскому макрорегиону (2006 г.)
Диаграмма 3. 2. Структура
занятости населения в среднем по Европейскому макрорегиону (2002 г.)
В Таблице 3.1. представлены
страны-лидеры в мировом экспорте услуг по состоянию на 2006 год.
Таблица 3.1. Лидеры в
мировом экспорте услуг, 2006 г.
|
Страна
|
Объём, билл. долл.
|
Доля
|
Годовой прирост,%
|
Экспорт
|
1
|
ЕС (25)
|
555,4
|
27,3
|
12
|
2
|
США
|
388,8
|
19,1
|
10
|
3
|
Япония
|
122,5
|
6,0
|
14
|
4
|
Китай
|
91,4
|
4,5
|
24
|
5
|
Индия
|
73,8
|
3,6
|
36
|
Импорт
|
1
|
ЕС (25)
|
471,7
|
24,0
|
10
|
2
|
США
|
307,8
|
15,7
|
9
|
3
|
Япония
|
144,0
|
7,3
|
9
|
4
|
Китай
|
100,3
|
5,1
|
21
|
5
|
Канада
|
71,7
|
3,7
|
11
|
Диаграмма 3.3. Лидеры в
мировом экспорте услуг, 2006 г.
США
Франция
Германия
Ирландия
Испания
Голландия
Италия
Бельгия
Польша
Австралия
|
|
Несомненным лидером в
становлении и прогрессе сектора услуг на протяжении прошлого века являются США.
Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг (доля
США в ВВП вещной сферы составляет 30%), эта страна прокладывает путь для
стран-последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям
общего поступательного движения -в области структурных тенденций, воспроизводственных
пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере
технологий. Вслед за лидером идет Великобритания и с несколько большим
отставанием следуют Франция, Канада, Италия, В Германии и особенно в Японии в
большей степени сохраняются черты индустриальной экономики, и это
обстоятельство расценивается экспертами как немаловажная причина сравнительно
серьезных экономических проблем этих стран в последние полтора-два десятилетия.
Но и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется.
Ведущими странами по
торговле услугами в Европейском Союзе являются Великобритания, Германия и
Франция.
Вторым по величине
экспортёром услуг в мире (после США) является Великобритания. В 2006г. её доля
в мировом экспорте составила 8,3% (для сравнения США – 14,1%). Положительное
сальдо в торговле услугами в Великобритании обеспечивается в первую очередь
засчёт банковских и кредитных учреждений (доля Лондонских банков составляет
около 20% международного кредитования. В Великобритании сосредоточена
крупнейшая в мире сфера страховых услуг (около 1/5 части мирового рынка
страховых услуг).
На сектор услуг в
Великобритании, приходится около 2/3 от ВВП Великобритании.
В нем основную долю (около 40%) занимают деловые и финансовые услуги. На долю
государственных услуг приходится 35%, торговлю 19%. Гостиничные услуги занимают
5% всего рынка услуг.
В 2006 г. общий объем экспорта услуг возрос относительно 2005г. на 9,8%. Лидирующие позиции в экспорте
заняли финансовые услуги.
Что касается
импорта услуг, то здесь лидирующие позиции занимали туристические услуги
(35,4%, прирост на 3,7%).
Туристические
услуги являются одним из основных сегментов рынка услуг Великобритании. В
Великобритании работает более двух тысяч туристических компаний и фирм,
наиболее крупными из которых являются "Visit UK", "National Trust", "English Heritage", "Travelscope", "Travelcity" и др. В туристическом
бизнесе Великобритании занято около 1,4 млн. человек, в т.ч. 618 тыс.
приходится на сферу обслуживания, 230 тыс. работают в гостиницах, принадлежащих
туроператорам, 150 тыс. – туроператоры и агенты и 130 тыс. занято на
туристическом транспорте.
Общее число
зарубежных туристов, посетивших Великобританию в 2006 году, возросло на 6% по
сравнению аналогичным периодом предыдущего года (с 29,9 млн. до 31,6 млн.
посетителей).
Сектор услуг Германии
На Германию приходится
6,1% мирового экспорта (3-е место в мире). При этом в послежнее время
наблюдается рост производственных услуг. Большое распространение получили здесь
транспортные услуги: в Германии самая развитая транспортная сеть в мире.
Банковские услуги осуществляются крупнейшими в мире немецкими банками: Deutsche
Bank, Dresdener Bank и др.
Доля сектора услуг в ВВП:
69,5% (2007г.)*
Доля занятых в сфере
услуг: 63,8% (2006г.)*
Услуги, получившие
наибольшее распространение:
ü банковские
услуги
ü транспортные
услуги
ü услуги
страхования
ü туристические
услуги
Сектор услуг Франции
Франция занимает 5-е
место в мировом экспорте услуг (4,2% мирового экспорта), однако доля Франции на
мировом рынке услуг снижается: в 90-е гг. она занимала второе место в мире, в
2001-2003 гг. – уже 3-е. В 2006 году годовой прирост объёма экспорта её услуг
составил 0%.
Доля сектора услуг в ВВП:
77,3% (2007г.)*
Доля занятых в сфере
услуг: 71,5% (2006г.)*
Услуги, получившие
наибольшее распространение:
ü финансовые
услуги
ü транспортные
услуги
ü туристические
услуги
ü научное
и техническое сотрудничество
Активными темпами
развивается сектор услуг в Испании, Италии и Нидерландах. Имея в среднем
10%-ный годовой прирост объёма экспортируемых услуг, эти страны на протяжении
2001-2006гг. входят в 10-ку крупнейших экспортёров услуг в мире.
Заключение
На сегодняшний день
Европейский макрорегион занимает ведущее место на мировом рынке услуг. На него
приходится половина мирового экспорта и мирового импорта услуг. Вместе с тем
наблюдается рост числа занятых в сфере услуг и доли третичного сектора в
структуре ВВП. Ведущей группой стран по международной торговле услугами в
Европейском регионе является Европейский союз, на долю которого приходится
27,3% мирового экспорта и 24% мирового импорта услуг. Вторым по величине
экспортёром услуг в мире (после США ) является Великобритания. В 2006г. её доля
в мировом экспорте составила 8,3% (для сравнения США – 14,1%). Положительное
сальдо в торговле услугами в Великобритании обеспечивается в первую очередь
засчёт банковских и кредитных учреждений (доля Лондонских банков составляет
около 20% международного кредитования. В Великобритании сосредоточена
крупнейшая в мире сфера страховых услуг(около 1/5 части мирового рынка
страховых услуг). На Германию приходится 6,1% мирового экспорта (3-е место в
мире). При этом в послежнее время наблюдается рост производственных услуг. Большое
распространение получили здесь транспортные услуги: в Германии самая развитая
транспортная сеть в мире. Банковские услуги осуществляются крупнейшими в мире
немецкими банками: Deutsche Bank, Dresdener Bank и др. Франция занимает 5-е
место в мировом экспорте услуг (4,2% мирового экспорта), однако доля Франции на
мировом рынке услуг снижается: в 90-е гг. она занимала второе место в мире, в
2001-2003 гг. – уже 3-е. В 2006 году годовой прирост объёма экспорта её услуг
составил 0%. Активными темпами развивается сектор услуг в Испании, Италии и
Нидерландах. Имея в среднем 10%-ный годовой прирост объёма экспортируемых
услуг, эти страны на протяжении 2001-2006гг. входят в 10-ку крупнейших
экспортёров услуг в мире.
Источники
1. Central Intelligence Agency [Electronic resource].
– Mode of access: https://www.cia.gov/
2. World Trade Organization [Electronic resource]. –
Mode of access: http://www.wto.org/
3. Статистический
офис Великобритании
Приложение 1.
Расчет абсолютных и относительных показателей динамики
Таблица 1. Поток
прямых иностранных инвестиций в сферу услуг Великобритании (1995-2006гг.)
Год
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США
|
3 659
|
4 498
|
4 908
|
6 365
|
7250
|
9343
|
5714
|
4131
|
4589
|
12890
|
9602
|
14536
|
Абсолютный базисный прирост
|
|
839
|
1 249
|
2 706
|
3 591
|
5 684
|
2 055
|
472
|
930
|
9 231
|
5 943
|
10 877
|
Абсолютный цепной прирост
|
|
839
|
410
|
1 457
|
885
|
2 093
|
-3 629
|
-1 583
|
458
|
8 301
|
-3 288
|
4 934
|
Темп роста базисный
|
|
1,23
|
1,34
|
1,74
|
1,98
|
2,55
|
1,56
|
1,13
|
1,25
|
3,52
|
2,62
|
3,97
|
Темп роста цепной
|
|
1,23
|
1,09
|
1,30
|
1,14
|
1,29
|
0,61
|
0,72
|
1,11
|
2,81
|
0,74
|
1,51
|
Темп прироста базисный
|
|
0,23
|
0,34
|
0,74
|
0,98
|
1,55
|
0,56
|
0,13
|
0,25
|
2,52
|
1,62
|
2,97
|
Темп прироста цепной
|
|
0,23
|
0,09
|
0,30
|
0,14
|
0,29
|
-0,39
|
-0,28
|
0,11
|
1,81
|
-0,26
|
0,51
|
Альфа
|
|
36,59
|
44,98
|
49,08
|
63,65
|
72,50
|
93,43
|
57,14
|
41,31
|
45,89
|
128,90
|
96,02
|
Приложение 2. Характеристика
статистической таблицы и её структурных элементов
Таблица 1.1. Лидеры в
мировом экспорте услуг, 2006 г.
|
Экспортёры
|
Объём экспорта, билл. долл.
|
Доля в мировом экспорте услуг
|
Годовой прирост,%
|
1
|
США
|
388,8
|
14,1
|
10
|
2
|
Великобритания
|
227,5
|
8,3
|
11
|
3
|
Германия
|
168,8
|
6,1
|
12
|
4
|
Япония
|
122,5
|
4,4
|
14
|
5
|
Франция
|
114,5
|
4,2
|
0
|
6
|
Испания
|
105,5
|
3,8
|
12
|
7
|
Италия
|
97,5
|
3,5
|
10
|
8
|
Китай
|
91,4
|
3,3
|
24
|
9
|
Нидерланды
|
82,5
|
3,0
|
5
|
10
|
Индия
|
73,8
|
2,7
|
36
|
Данная статистическая
таблица содержит 3 типа заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок Лидеры
в мировом экспорте услуг, 2006 г. располагается над макетом таблицы по центру и
является внешним заголовком. Общий заголовок отражает содержание всей таблицы.
Верхние заголовки
характеризуют содержание граф (заголовки сказуемого): Экспортёры, Объём
экспорта, Доля в мировом экспорте услуг, Годовой прирост, %. Боковые заголовки
характеризуют содержание строк (заголовки подлежащего): Экспортёры (США, Великобритания, Германия, Япония,
….) По характеру подлежащего данная таблица является простой перечневой
статистической таблицей. Подлежащее представляет собой простой перечень единиц,
а именно стран-экспортёров услуг, сформированный по территориальному признаку.
В подлежащем отсутствует группировка единиц совокупности.
По структурному строению
сказуемого данная статистическая таблица является таблицей с простой
разработкой сказуемого, поскольку показатели, определяющие сказуемое, не
подразделяются на подгруппы, и значения каждого из сказуемых являются
независимыми друг от друга.