Россия на мировом рынке нефти
Россия
на мировом рынке нефти
Россия обладает одним
из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13%
территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира,
сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов
природного газа.
Ежегодное производство
первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового
производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из
важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных
комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти
производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного
производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных
поступлений страны.
Эти цифры подчас служат
основанием для критики со стороны ряда российских и зарубежных экспертов,
которые утверждают, что такая доля ТЭК свидетельствует о сильной зависимости
российской экономики от добычи нефти и газа и о том, что наша страна
превращается в сырьевой придаток мировой экономики.
Наличие обширных
нефтегазовых ресурсов - это в первую очередь естественное преимущество, а не
недостаток. Главное - уметь ими рационально распорядиться. В качестве примера
достаточно просто сослаться на США, Великобританию и Норвегию, где при разумном
использовании, как показывает опыт этих стран, нефтегазовая отрасль стимулирует
экономическое развитие и способствует повышению благосостояния населения.
Поэтому я считаю, что российский ТЭК - это "локомотив", а не
"игла" для национальной экономики.
В связи с этим
государственное регулирование ТЭК распадается на два блока задач. Первый - это
обеспечение его стабильного развития на всех этапах - от изучения ресурсного
потенциала углеводородного сырья до переработки и транспортировки. Второй -
эффективное использование потенциала ТЭК для диверсифицированного развития
российской экономики и социальной сферы.
Россия
как ключевой игрок на мировом рынке нефти
В следующем году
заканчивается первая пятилетка XXI века. За эти годы мировой рынок нефти сильно
изменился, и это оказало влияние на всю мировую экономику. Спрос на нефть
увеличивался каждый год, и цены росли. Для 2004 г. характерен рекордный рост
потребления нефти, который стал одной из причин рекордного роста цен на нефть в
текущем году.
В целом за пять лет
начиная с 2000 г. потребление нефти в мире выросло на 7,5%. Лидером роста стал
Азиатско-Тихоокеанский регион. Нефтяной рынок Европы и стран СНГ по темпам
роста отстает и от рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, и от рынка Северной
Америки. Европа - наш главный рынок сбыта нефти, и необходимо реально оценивать
возможность роста сбыта российской нефти на этом рынке.
В настоящее время более
70% роста потребления нефти в мире обеспечивают развивающиеся страны. Среди них
лидирует Китай, который за пять лет увеличил потребление нефти на 94 млн. т в
год и обеспечил 31% роста потребления нефти в мире.
Промышленно развитые
страны за пять лет обеспечили 29% прироста потребления нефти. Лидером по росту
потребления среди развитых стран являются США, тогда как Япония, Германия и
Италия сократили потребление нефти. По сути, в Европе рост потребления нефти
обеспечивали Испания, Австрия, Польша и Голландия.
Добыча нефти в мире с
2000 г. по 2004 г. выросла на 7,1%, то есть ее рост был ниже роста потребления
нефти. В 2001-2002 гг. потребление нефти увеличивалось незначительно, и ОПЕК
снижала добычу нефти для сохранения ценовой ситуации на рынке.
С 2003 г. добывающие
страны фактически сняли ограничения на добычу и экспорт нефти для того, чтобы
удовлетворить быстро растущий спрос на нее. Рост добычи нефти в России,
Саудовской Аравии и ряде других стран был частично скомпенсирован падением
добычи в Северном море, США, Венесуэле, Ираке и в Индонезии, которое было
вызвано в первую очередь политическими, подчас военно-политическими и
технологическими причинами.
Стабилизация
политической обстановки в ряде стран ОПЕК позволит увеличить добычу примерно на
73 млн. т в год. В какой-то мере это компенсирует падение добычи в США и других
странах, где оно обусловлено технологическими причинами. Однако для
удовлетворения растущего спроса на нефть на мировом рынке необходим рост
экспорта нефти из других стран, в том числе и, может быть, в значительной
степени из России.
С 2000 г. по 2004 г.
Россия обеспечила самый высокий прирост добычи нефти в мире. Прирост добычи
нефти в России был в три раза выше, чем у ОПЕК. В настоящее время Россия
является одним из главных факторов стабилизации мирового рынка нефти.
Прогноз
положения России на рынке нефти
Если вспомнить историю,
то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла
571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю
историю нефтяной промышленности мира. За этим последовал период резкого
сокращения добычи нефти, но этот период закончился несколько лет назад. Начиная
с 1999-2000 гг. добыча нефти в России быстро растет.
Благодаря высоким ценам
на нефть на мировом рынке рост добычи превзошел и тот прогноз, который заложен
в "Энергетической стратегии России до 2020 года". И в этих новых
конъюнктурных условиях прогноз роста добычи нефти в России может быть уточнен.
При средних ценах на
российскую нефть на мировом рынке в диапазоне 25-35 долл. за баррель добыча
нефти в России может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн. т в год, и в первую
очередь за счет ввода в разработку новых месторождений.
В долгосрочной
перспективе такими приоритетными регионами нефте- и газодобычи являются
Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как
с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических
интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Большое значение имеет
развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин,
Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.
Экспорт нефти из России
зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее
потребления на внутреннем рынке. Согласно оценкам экспертов, до 2010 г. темпы
роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти
для внутренних нужд. В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет
расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.
Транспортировка
нефти
Перспектива развития
топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и
географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными
рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
В "Энергетической
стратегии России" в этой связи предусмотрено развитие системы
магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти
рынки. Для расширения поставок в Европу - Балтийская трубопроводная система
(БТС) и порт Приморск мощностью до 62 млн. т в год. Сегодня заканчивается
подготовка всех необходимых формальных решений для завершающей фазы этого
проекта, и к концу следующего года, я уверен, Приморск и БТС выйдут на свою
максимальную проектную мощность.
В 2000 г., когда только
начиналась первая фаза и когда 12 млн. т для БТС считалось героическим этапом
начала реализации нового проекта, сегодня мы уже имеем мощность в 50 млн. т, и
это уже воспринимается достаточно спокойно, как нечто почти само собой разумеющееся.
Чтобы продолжить традицию, в следующем году БТС выйдет на финальную мощность до
62 млн. т.
Для выхода на рынок
Азиатско-Тихоокеанского региона задействована система нефтепроводов
Тайшет-Тихий океан и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте
Перевозная. Общая мощность системы достигает 80 млн. т в год. Сейчас идет
активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С
учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, надеюсь, что до
конца года все формальные решения Правительства по структуре, этапам, объемам
реализации восточного проекта Тайшет - Тихий океан уже будут приняты.
Для выхода на рынок США
в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов
Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г.
может также составить до 80 млн. т в год.
Эти параметры, эти
мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской
нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском
пространстве. В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная
работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов
с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со
странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить
и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря.
Кроме того, ожидается
рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум
(КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки).
В результате реализации
всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная
способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России
к 2010 г. должна вырасти до 303 млн. т в год (6,1 млн. баррелей в сутки).
Нефтяные компании
России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России.
Например, "ЛУКОЙЛ" через терминал в Астрахани по Каспийскому морю
поставляет нефть в Иран по схеме земещения. "Роснефть" организует
поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт
нефти с острова Сахалин.
Поэтапная реализация
всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить
стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.
Рынки
сбыта нефти
Главным рынком
российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93%
всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран
Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ.
Поставки нефти на рынок
Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают
поставки нефти в Китай, они же обеспечивают и основной прирост. На американском
рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не
играют заметной роли.
В будущем главным
рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать
необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно
интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на
рынках АТР и США.
Внутренние
потребности России в нефти
Однако, несмотря на
отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на
внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин
подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство
у российских потребителей.
Проблема роста цен на
бензин, на топливные ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер. При ее
решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми
и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно
происходить по своей внутренней логике с учетом страны - нетто-экспортера этих
ресурсов?
Не следует думать, что
в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на
внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не
считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В
нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты,
и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только
ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами
государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными
позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние
рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и
обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом
минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре.
Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на
мировых рынках. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно,
следует вновь вернуться к этому вопросу.
Источник - Журнал «Экономика
России: ХХI век»