Регулирование Всемирной торговой организацией мировой торговли. Особенности экономики Скандинавских стран
ЦЕНТРОСОЮЗ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КООПЕРАЦИИ
Факультет
заочного образования
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Тема:
Основы мировой экономики
Выполнил студент
ПАВЛОВ П.Н.
Шифр Э – 02
– 76 - М
Специальность
0060800
«Экономика и
управление на предприятии»
НОВОСИБИРСК
2005
Содержание
1 Роль ВТО (ГАТТ) в
регулировании современной мировой торговли
2 Классификация малых
стран Западной Европы. Социально-экономические особенности, объединяющие эти
страны. Скандинавские страны в международном разделении труда
3 Место стран с
переходной экономикой в мирохозяйственных связях
Литература
1 Роль ВТО (ГАТТ) в
регулировании современной мировой торговли
В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных
торгово-экономических организаций. Основную роль в формировании мировых потоков
играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций. Одним из
них является ВТО (ГАТТ)- генеральное соглашение по тарифам в торговле,
предшественник ВТО - это многостороннее соглашение, содержащее принципы,
мировые нормы и правила, которые руководствуются во взаимных торговых
отношениях, участвующие в нем страны. Оно подписано в Женеве 30 октября 1947
года и вступило в силу 1 января 1948 года для 23 подписавших его стран.
Сложившееся на основе этого соглашение международного учреждения (называвшееся
ГАТТ) более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам
торговли и является центральным международным органом, в рамках которого страны
– члены осуществляли контроль за выполнением соглашения, вели многосторонние
торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждались важнейшие
проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ
международных торговых соглашений.
Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:
1. осуществление торговли
без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и
национального режима;
2. защита отечественных
производителей путем установления таможенных пошлин, с постоянным отказом от
нетарифных средств регулирования;
3. соглашение ставок
таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключения
возможностей их несогласованности с партнерами повышения их в дальнейшем;
4. развитие международной
торговли на основе справедливой конкуренции;
5. представление
консультаций странам участницам с целью урегулирования проблем торговли;
6. заключения региональных
торговых соглашений;
7. установление особых норм
регулирования международной торговли для текстиля и одежды.
Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически
проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку
соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время
существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общей сложности 25
лет, и до 1994 года прошло восемь, так называемых торговых раундов.
Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1955 года,
является ГАТТ в редакции 1994 года, поэтому новую организацию часто называют
ВТО/ГАТТ, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Некоторые
документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее
положение среди всех документов ВТО, они являются обязательными для
стран-членов ВТО.
Место пребывания ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 128
стран; еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют наблюдателя и ведут
переговоры о присоединении.
Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли
товарами и услугами посредством совершения торговых правил. Высшим органом ВТО
является конференция министров, состоящая из представителей государств-членов.
Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение
текущей работы отвечает Генеральный Совет, созываемый по мере необходимости -
обычно 8-10 раз в год. Он также проводит заседание в качестве Комиссии по
урегулированию споров и Комиссии по контролю над торговой политикой. Четыре
соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран (о торговле
гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и
говядине), привели к созданию особых органов управления подотчетных
Генеральному Совету.
Генеральный Совет делегирует свои функции трем основным органам:
Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговле
аспектами прав на интеллектуальную собственность.
Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его
четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности
органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и
предоставления технической помощи развивающимся странам. Направление и
содержание работы ВТО во многом определяется постоянными представителями при
ВТО стран-членов.
Первыми из республик бывшего СССР, вступили в ВТО Латвия и
Киргизия (1998г.), шансы Эстонии и Литвы также очень высоки. Что касается
России, то, как считают эксперты ВТО с учетом темпов проведения в стране
либерализации внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности, еще в
1993 году Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. В феврале 1994 г.
Правительство Российской Федерации передало странам-участницам ГАТТ Меморандум
о внешнеторговом режиме России. Этот шаг открыл активную фазу переговоров об
условиях присоединения России к ВТО. Переговоры идут по двум основным
направлениям: Одно - это серьезный экзамен российского внешнеторгового
законодательства на предмет определения его соответствия принципам и норма ВТО
и тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к
Генеральному соглашению и другим договоренностям этой организации.
Другое - это выработка протокола о тарифных условиях присоединения
России и перечня обязательств по ГАТС.
В феврале 1998 года Правительство РФ утвердило первоначальные
тарифные предложения, и Россия заявила о готовности начать двухсторонние
переговоры по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами
ВТО. Около 30 стран сообщило о намерении провести переговоры по ставкам
таможенного тарифа с Россией. Тарифные предложения представляют собой перечень
максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений
(«потолки») ставок ввозных таможенных пошлин по Товарной номенклатуре
внешнеполитической деятельности в соответствии с переходными периодами.
В практике международной торговли для классификации и кодирования
экспортных и импортных товаров применяется товарная номенклатура внешнеполитической
деятельности (ТНВЭД), которая состоит из 21 раздела и имеет 5000 позиций.
В мае 1998 года Россия участвовала во второй конференции министров
ВТО в Женеве. На ней были подведены итоги деятельности системы ВТО (ГАТТ) за 50
лет, обсуждались вопросы подготовки нового раунда многосторонних торговых
переговоров («раунд тысячелетия») под эгидой ВТО.
Присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный
процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе
мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и
кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами
мира.
2
Классификация малых стран Западной Европы. Социально-экономические особенности,
объединяющие эти страны.
Скандинавские
страны в международном разделении труда
Скандинавские страны: Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания –
отличаются определенными особенностями в экономическом развитии. Они
воспринимаются как исключительно богатые. Политика «Общественного благосостояния»
североевропейских стран направлена на решение двух проблем:
1.
обеспечить
такое распределение национальных ресурсов, которое соответствует потребностям
каждого жителя страны с учетом его положения и статуса;
2.
способствовать
постепенному выравниванию возможностей своих членов в использовании
экономических и социальных благ.
Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания считают, что они идут по
«третьему пути» развития, который состоит в том, чтобы давать свободу частным
фирмам, облагать высокими налогами их доходы и распределять эти доходы среди
малообеспеченных слоев населения при посредничестве государственных чиновников.
Для экономики Скандинавских стран характерны широкое участие в
МРТ, высокая доля государственного сектора, наличие мощных финансовых групп в
развитого кооперативного движения, высокая квалификация рабочей силы и т.д.
Ведущую роль в экономике Скандинавских стран играет частный
сектор, особенно в отраслях, определяющих экспортную специализацию.
Государственный сектор охватывает центральное правительство, местные органы и
сектор социального страхования. Особенностью «скандинавской модели» является
существенная роль кооперации, охватывающей сельское хозяйство, промышленность,
банковское и страховое дело. Кооперативная форма собственности основана
преимущественно на индивидуальной трудовой деятельности и обеспечивает трудящимся
определенные преимущества. Кооперативное движение рассматривается в качестве
«третьей силы» в ряду частной и государственной собственности. В сельском
хозяйстве более 80% товарной продукции проходит через кооперацию.
Главные отрасли промышленности:
·
машиностроение
(авто-, авиа-, судо-, приборостроение, электротехника, энергетическое
машиностроение);
·
электроэнергетика;
·
химическая
и нефтехимическая промышленность;
·
металлургий
(Швеция и Норвегия);
·
лесная
и целлюлозно-бумажная промышленность (Швеция, Финляндия, Норвегия).
Сельское хозяйство характеризуется большим разнообразием и высокой
продуктивностью. В большинстве стран оно носит товарный характер, является
важной статьей экспорта. В зерновом хозяйстве: Дания специализируется на
экспорте пшеницы; Швеция и Норвегия – на производстве ячменя и ржи. В
животноводстве преобладает крупный рогатый скот молочно-мясного направления,
свиноводство, овцеводство, козоводство, птицеводство, пчеловодство. Широкое
развитие получил рекреационный бизнес- туризм.
Несмотря на то, что удельный вес каждой из Скандинавских стран в
экономике мира не велик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. В
конкурентной борьбе сложился особый тип их участия в МРТ – специализация на
немногих видах продукции промышленности и сельского хозяйства. При узости
внутреннего рынка каждой из стран отрасли экономики работают на весь мир, доля
экспорта в некоторых достигает 40-50% производимой продукции. В феврале 1995 г.
Швеция и Финляндия вступили в Европейский союз, что еще более расширило их
внешнеэкономические связи.
Основные показатели малых стран Европы приведены в таблице 1
Таблица 1
|
Площадь,
Тыс.км2
|
Население,
Млн. человек
|
ВВП,
Млрд. долл.
|
ВВП
На душу населения,
тыс.долл.
|
Доля сырья в экспорте,
%
|
Швейцария
Австрия
Нидерланды
Люксембург
Швеция
Дания
Норвегия
Финляндия
Исландия
|
43,1
83,8
30,5
41,8
2,5
450,0
43,0
323,8
338,1
103,0
|
7,0
8,0
10,1
15,4
0,4
8,8
5,2
4,3
5,1
0,26
|
314,5
283,4
269,1
395,9
14,0
228,6
172,2
145,9
125,4
6,1
|
40,6
26,9
24,7
24,0
41,2
23,7
29,9
31,2
20,5
24,9
|
7
11
20
37
15
36
67
18
|
3
Место стран с переходной экономикой
в
мирохозяйственных связях
По своей сути преобразования, начавшиеся в странах с переходной
экономикой, являются революцией, поскольку они привели к коренному
преобразованию социально-экономической системы в короткие по историческим
меркам сроки. При этом разные страны используют различные модели системных
реформ не только внутри, но и во внешнеэкономической сфере. Необходимость
перехода к рыночной экономике была осознана как историческая задача
большинством населения и политического руководства бывших социалистических
стран, поскольку административно-командная система проиграла соревнование с
рыночной экономикой по производительности труда и уровню жизни населения.
К наиболее молодой группе стран относятся государства с переходной
экономикой, начавшие в конце 70-х годов (Китай), 80-х – Центральная и Восточная
Европа и начале 90-х годов бывшие советские республики.
К группе стран с переходной экономикой относят государства,
которые с 80-90 годов осуществляют переход от административно- командной
(социалистической) экономике к рыночной (поэтому их часто называют
постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран
бывших советских республик, а также Китай, Монголия, Вьетнам
Страны с переходной экономикой производят около 17-18% мирового
ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) менее 2%
,бывшие советские республики более 4%(в том числе Россия – около 3%), Китай –
около 12%.
В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые
объединены в СНГ (Содружество Независимых Государств). Это позволяет сделать
схожий подход к реформированию экономики, хотя Беларусь, Узбекистан, Туркмения
проводят менее радикальные реформы, а Таджикистан по уровню социально
экономического развития и в советские времена сильно отставал от других союзных
республик.
В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной
Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно
радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий
уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой
подгруппы. Меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к
выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии
целесообразно включать в первую подгруппу.
В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие
реформы схожим образом и имеющие в первые годы реформирования низкий уровень
социально-экономического развития, который сейчас повышается.Из прежней
многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х
годов остались только две страны: Куба и Северная Корея. Катастрофическое
сокращение ВВП в странах-членах СНГ отбросило эту подгруппу стран настолько
сильно назад, что даже оптимистический прогноз (высокие темпы роста в самом
ближайшем будущем) предрекает им восстановление прежних позиций лишь примерно к
2010 году.
В подгруппе стран Центральной и Восточной Европы, включая Балтию,
экономический рост начался уже в 90-х годах, и постепенно эти страны
восстановят свои позиции в мировом хозяйстве, но уже, как члены ЕС, куда
войдет, по всей видимости, большинство из них.
Наибольшие изменения, особенно в последние 25 лет, претерпела
экономическая мощь главной страны с переходной экономикой – Китае. За это время
его доля в мировом ВВП возросла примерно в 3 раза, превысив 10%. Китай
превратился во вторую по экономической мощи державу мира, обогнав в самом конце
80-х годов СССР, а в середине 90-х годов и Японию. Не исключено, что к 2010
году Китай выйдет на первое место по объему ВВП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мировая экономика.
Учебник под редакцией д.э.н., профессора А.С.Булатова.- М.,2002 г.
2. В.П. Воронин, Г.В.
Кандакова, И.М. Подмолодина. Мировая экономика: - М.,2003г.
3. Международные
экономические отношения. Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Е.Рыбалкина.-
М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003г.
5. Радабова КМировая
экономика. Учебник,- М., ИНФРА, 2002.
6. Прокушев Е.Ф.
Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: Учебное пособие. – М., «Дашков
и Ко», 2004.