Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Организм
человека – это стойкая, строгая и стройная, передающаяся наследственно система,
в которой все органы и системы органов, клетки и их совокупность, существуют
взаимодействуя между собой слаженно и строго запрограммировано, руководимые и
контролируемые нервной системой в результате поступающих по ней команд из генов
и мозговых центров в виде условных и безусловных рефлексов обеспечивающих
автоматизм и физиологическое функционирование их жизнедеятельности для
выполнения ими запрограммированных жизненно необходимых функций. Клетки, органы
и системы органов подчиняются нервной системе и информации, закодированной в
гене, генотипе человека, и всей человеческой популяции. Ни один орган, ни одна
система органов, ни одна клетка в организме человека не смогут функционировать
слаженно и взаимовыгодно, если они не будут подчиняться программе заложенной в
генотипе человеческого организма локализованной в мозговом центре в виде
физиологического безусловного рефлекса, которая реализуется и контролируется с
помощью нервной системы. Эта запрограммированная генетическая информация,
реализующаяся в соответствующем мозговом центре памяти в виде физиологического
безусловного рефлекса отвечающего за жизнедеятельность органа или системы
органов, клеток и тканей человека и контролирующая их взаимодействие, обеспечивает
жизнедеятельность всего организма в целом. В результате изменений, возникших в
генетической информации передаваемой наследственно, постепенно появляется и
развивается заболевание, контролируемое и управляемое под влиянием вновь
сформированного патологического доминирующего безусловного рефлекса
локализованного в соответствующем мозговом центре и организм человека не может
полноценно жить и даже существовать так, как происходит запрограммированная
постепенная разбалансировка функционирования органа и системы органов, клеток и
тканей всего организма. Следовательно, нужно сделать вывод, что организм
человека – это физиологическая, саморегулируемая, самовосстанавливаемая,
жизнеспособная и строго запрограммированная функционирующая система органов,
клеток и тканей, управляемая информацией записанной в гене и реализуемая с
помощью физиологического безусловного рефлекса через нервную систему.
Главными структурными
элементами периферического нерва являются нервные волокна (миелиновые и
безмиелиновые). Среди миелиновых нервных волокон различают волокна с толстой
миелиновой оболочкой, которые проводят импульсы со скоростью 40—50 м/с, волокна
с тонкой миелиновой оболочкой, проводящие импульсы со скоростью 10—14 м/с.
Скорость проведения импульса по безмиелиновым нервным волокнам составляет
0,7—1,3 м/с.
Волокна с
толстой миелиновой оболочкой обеспечивают проведение сложных и глубоких видов
чувствительности (вибрация, дискриминация, локализация и др.), волокна с тонкой
миелиновой оболочкой — болевую, температурную и тактильную, безмиелиновые
волокна — болевую чувствительность. При этом волокна с тонкой миелиновой
оболочкой имеют отношение к локализованной боли, безмиелиновые — к диффузной
боли.
Миелиновые
нервные волокна преобладают в соматических (спинномозговых и черепных) нервах,
безмиелиновые — в висцеральных нервах симпатической части вегетативной системы.
Нервы ее парасимпатической части (блуждающий, глазодвигательный, промежуточный,
большой каменистый нерв и др.) в основном состоят из миелиновых нервных
волокон.
Нервные
волокна образуют пучки, толщина которых зависит не только от количества, но и
от типа волокон. Более мощные пучки образованы миелиновыми волокнами. В связи с
тем что нервные волокна переходят из одного пучка в другой, образуются сложные
внутриволовые сплетения. Этим объясняется отсутствие четких зон нарушения
двигательной, чувствительной и вегетативной функции при частичном повреждении
нерва.
Соединительнотканные
оболочки образуют не только внешний покров нерва, но и окутывают каждый пучок
внутри его, а также многие нервные волокна внутри самих пучков. В связи с этим
различают эпиневрий, периневрий (волокнистая и эпителиальная части) и эндоневрий.
Эпиневрий,
или наружная оболочка нерва, состоит из соединительной ткани, в которой
содержатся кровеносные и лимфатические сосуды, жировые элементы, нервные
волокна и нервные окончания.
Периневрий,
или наружная оболочка отдельного нервного пучка, подобно эпиневрию состоит из
соединительной ткани, в которой обнаруживаются мельчайшие ветвления кровеносных
и лимфатических сосудов, нервных волокон, нервных окончаний и жировых клеток.
Вокруг нервного пучка имеется заполненное лимфоподобной жидкостью периневральное
пространство, которое сообщается с субарахноидальным пространством спинного
мозга.
Эндоневрий
состоит из непосредственно прилегающей к нериневрию соединительной ткани,
окутывающей отдельные нервные волокна или их мелкие пучки. В эндоневрий
обнаруживаются, кроме капиллярных сетей кровеносных сосудов, эндоневральные
щели.
Наличие
периневральных и эндоневральных пространств, заполненных циркулирующей
жидкостью, с одной стороны способствует выносу продуктов распада за пределы
нервных стволов, сплетений и корешков, а с другой, создает условия для развития
внутриволовой гипертензии, являющейся одним из факторов возникновения болевых
феноменов.
Периферическую
(анимальную) нервную систему составляют черепные и спинномозговые нервы, их
корешки, сплетения и узлы.
Еще в
пределах центрального канала спинного мозга передний (двигательный) и задний
(чувствительный) корешки постепенно сближаются, затем сливаются и образуют на
протяжении до спинномозговых узлов корешковый нерв, после — спинномозговой
нерв. Благодаря такому слиянию спинномозговые нервы являются смешанными, так
как содержат двигательные (эфферентные) волокна от клеток передних рогов,
чувствительные (афферентные) волокна от клеток спинномозговых узлов и
вегетативные волокна от клеток боковых рогов и узлов симпатического ствола.
Выйдя из
центрального канала, спинномозговые нервы делятся на передние ветви,
иннервирующие кожу, мышцы конечностей и передней поверхности туловища; задние
ветви, иннервирующие кожу и мышцы задней поверхности туловища; менингеальные
ветви, направляющиеся к твердой оболочке спинного мозга, и соединительные
ветви, содержащие симпатические преганглионарные волокна, следующие к узлам
симпатического ствола.
Передние
ветви спинномозговых нервов образуют шейное, плечевое, поясничное, крестцовое и
копчиковое сплетения. Передние ветви грудного отдела дают начало межреберным и
подреберному нервам.
Центральную
нервную систему образуют головной и спинной мозг. Они соединены с центральной
частью тела периферической нервной системой и поэтому могут посылать сигналы во
все органы и ткани организма и получать сигналы оттуда. В головном мозгу
действуют и взаимно влияют друг на друга большое число химических веществ. Если
человек здоров, то обмен веществ в мозгу находится в равновесии. Если же в нем
произойдут колебания, начнутся психические нарушения, например, шизофрения. В
раннем детском возрасте иногда возникает аутизм – отказ от контакта с
окружающей средой и заключения себя в «футляр». Такие дети всегда заняты самими
собой. В ряде случаев возникает состояние гиперреактивности («ребенок, как
юла»), чаще после пяти лет. На возникновение гиперреактивности оказывают
влияние несбалансированное питание, много фосфатов и мало кальция, цинка, а
также питание консервирующими веществами и содержащие сахар.
Развитие
периферических нервов происходит не одновременно. У зародыша их формирование
начинается с роста от центра к периферии аксонов крупных двигательных нейронов
передних рогов спинного мозга и ствола головного мозга. При этом кончик
нервного волокна вытягивается и образуется конус роста. Прорастает вперед аксон
с помощью амебовидных движений. Конус роста периферических волокон продвигается
благодаря направлению окружающими тканями. С их помощью растущий отросток
находит свои клетки-мишени в теле зародыша.
Вдоль
спинного мозга расположены нейроны чувствительных ганглиев, которые посылают по
направлению к нему отростки, которые входят в дорсальные рога серого вещества.
Чувствительный отросток такого нейрона растет к периферии, чувствительные и
двигательные волокна образуют общий нервный ствол – периферический нерв.
Чувствительные
и двигательные волокна достигают иннервируемой области в период, когда ее
дифференцировка еще не завершена. Аксоны мотонейронов вступают в контакт с
развивающимися мышцами. После установления временных контактов, разветвленные
окончания двигательного нервного волокна образуют нервно-мышечные соединения –
синапсы, с группой мышечных волокон, образуя двигательную единицу. В мышечных
волокнах чувствительные нервные волокна формируют специализированные рецепторы
мышц – мышечные веретена.
К
развивающейся коже и прилежащим тканям направляются отростки других
чувствительных нейронов. Их окончания образуют множество специализированных
кожных рецепторов. Некоторые окончания остаются свободными и в таком виде
выполняют рецепторную функцию.
Одновременно
центральные отростки биполярных нейронов спинно-мозговых ганглиев вступают в
спинной мозг и образуют связи с его вставочными нейронами, а часть их
включается в восходящие проводящие пути (тракты). В результате этого
формируются центральные связи, что способствует замыканию рефлекторных дуг, и
зародыш может реагировать на периферические сенсорные стимулы.
Вместе
сообразованием нервных связей происходит миелинезация нервных волокон.
Дальнейшее развитие спинного мозга связано с развитием периферических структур
– кожи, мышц и т. д.
Основной
принцип работы нервной системы – рефлекторный.
Рефлекс – это
ответная реакция организма на воздействие внутренних и внешних стимулов при
участии нервной системы. Осуществляется рефлекс благодаря совокупности
образований – рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга включает 5 звеньев:
рецептор, чувствительный нерв (афферентный путь), центральную часть (нейроны
ЦНС), двигательный нерв (эфферентный путь), исполнительный орган (эффектор).
Рецепторы
воспринимают различные стимулы (световые, звуковые, термические, механические,
химические) и преобразуют их энергию в нервные импульсы. Афферентные нервные
волокна передают эти импульсы телам чувствительных нейронов, которые
расположены в спинномозговых ганглиях – с рецепторов кожи, скелетных мышц и
внутренних органов, а также чувствительным нейронам ганглиев черепно-мозговых
нервов, расположенным в разных отделах головы.
Центральная
часть рефлекторной дуги образована вставочными и эфферентными нейронами. В
центрах спинного и головного мозга сенсорная информация анализируется, оценивается
и формируется ответная реакция организма на раздражитель, которая в виде
определенных импульсов передается по эфферентному пути исполнительному органу.
Становление
рефлекторной функции нервной системы начинается еще в период внутриутробного
развития. Движение плода и сокращение сердца способствуют миелинизации волокон
развитию соответствующих структур нервной системы. При движении плода
стимулируются рецепторы мышц, сухожилий и суставов, что способствует созреванию
проводящих систем.
Формирование
рефлекторной функции находится в полном соответствии с морфологическим
развитием нервной системы. Доказано, что сначала происходит созревание нейронов
рефлекторных дуг спинномозговых рефлексов.
Установлены
определенные стадии развития рефлекторной деятельности плода: стадия локальных
ответов отдельных частей тела, стадия обобщенных ответных реакций, которая
переходит в стадию специализированных рефлекторных актов. Отдельные локальные
движения свойственны 2 – 3 месячному плоду: в ответ на раздражение поверхности
тела у него возникают ограниченные действия и простые рефлекторные реакции,
например рефлекторное открывание рта, движения рук и другое. Генерализированные
ответы появляются у 3 – 4 месячного плода, реакции становятся диффузными,
ассиметричными, нескоординированными. В ответ на раздражение голова может
наклонятся, подниматься и поворачиваться, руки сгибаются, разгибаются и
отводятся в стороны. Специализированные рефлекторные акты наблюдаются у плода с
4 – 5 месяцев. Диффузность ответных реакций при этом сменяется тенденцией к их
локализации в области раздражения.
В 9 – 11
месяцев у плода формируются структуры, участвующие в осуществлении
хватательного рефлекса. Развиваются рецепторы кожи, чувствительные нервные
волокна руки, устанавливается связь мотонейронов с мышцами. К 22-недельному
возрасту этот рефлекс проявляется в виде локального разгибания раздражаемой
руки. Позже хватательный рефлекс становится сложной рефлекторной реакцией,
сопровождающейся изменением мышц другой руки и туловища. У новорожденного хватательный
рефлекс хорошо развит.
Рефлекс Бабинского
хорошо выражен с момента рождения и до полугода, затем он исчезает. Подошвенный
рефлекс формируется после рождения и к 3 годам остается единственной реакцией
на раздражение подошвы. Сухожильные рефлексы хорошо развиты у детей первого
года жизни.
Дети лучше,
чем взрослые, различают, какой именно участок кожи раздражается. Что связано с
ростом кожной поверхности без соответствующего увеличения числа нервных
волокон.
Ядра
черепно-мозговых нервов продолговатого мозга, в частности блуждающего нерва,
формируются рано. С их развитием связано становление некоторых регуляторных
механизмов – дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других
функций. Ядра блуждающего нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного
развития. К полутора годам жизни ребенка количество клеток в ядрах блуждающего
нерва увеличивается. У 7-летнего ребенка ядра блуждающего нерва сформированы
так же как и у взрослого.
У плода и
новорожденного проявляются рефлекторные влияния на дыхание. У новорожденного
хорошо развиты зашитные дыхательные рефлексы – чихание, кашель, а также
рефлекторная остановка дыхания при резком запахе.
К моменту
рождения наиболее развиты пищевые безусловные рефлексы: сосательный,
глотательный и другие.
Восприятие
обонятельных раздражений связано с созреванием обонятельного и тройничного
нервов. Рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители в первые часы после
рождения выражены даже у недоношенных детей. Новорожденные различают приятные и
неприятные запахи.
Регуляция
температуры тела у новорожденных и детей первого огда жизни несовершенна.
Ребенок рождается
с определенным набором врожденных рефлекторных реакций, но уже со 2-го дня
жизни у него начинают формироваться условные рефлексы, приспосабливающие его к внешней
среде. С возрастом скорость выработки условных рефлексов увеличивается.
При нарушениях
работы периферической нервной системы возникают различные заболевания.
Невритами
называют воспалительные заболевания периферических нервов. Невриты проявляются
сильными болями по ходу соответствующего нерва, слабостью и атрофией
(уменьшением в размерах) мышц, которые иннервируются воспаленным нервом, часто
наблюдаются изменения чувствительности кожи к холоду, теплу, боли, касанию,
могут отмечаться нарушения движений. Наиболее частыми причинами невритов
являются травмы, интоксикации, инфекционные заболевания, а также нарушения
обмена веществ (диабет), недостаточность кровоснабжения нерва за счет нарушений
микроциркуляции.
Невралгия –
ярко выраженный симптом воспаления какого-либо нерва. Представляет собой
приступообразную острую, ноющую, жгучую или тупую боль по ходу нерва. Причиной
этого страдания может служить как само воспаление нерва, или нервных сплетений,
так и заболевание позвоночника или патология в тканях, окружающих нервный ствол
(сдавливание нерва опухолью, отеком вследствие травм или инфекции).
Радикулиты –
наиболее распространенные заболевания периферической нервной системы, при
которых в воспалительный процесс вовлекаются пучки нервных волокон, отходящие
из спинного мозга. Наиболее распространенная причина радикулита – заболевания
позвоночника. Различные травмы позвоночника, переохлаждение, ряд инфекционных
заболеваний также способны вызвать радикулиты.
Онемение и
покалывание может явиться следствием дефицита кальция и магния. Принимайте по
1000 мг кальция и 500 мг магния ежедневно в течение 2 – 3 недель. Ощущение
покалывания и онемения может вызвать дефицит линолевой кислоты, незаменимой
жирной кислоты, из которой в организме образуются простагландины. Увеличьте
потребление полиненасыщенных и мононенасыщенных жиров, содержащихся в маслах –
оливковом, подсолнечном, льняном, софоровом. Дефицит витаминов группы В может
вызвать онемение и покалывание, поскольку все эти витамины играют важную роль в
нормальном функционировании нервной системы
Механизмы
повреждения периферической нервной системы многообразны и зависят от этиологии
заболевания. В детском возрасте в основе патогенеза чаще лежат инфекционные
нейроаллергические реакции. В таких случаях пусковым толчком к развитию болезни
являются различные возбудители, часто вирусного происхождения. Под их влиянием
формируются новые антигены, способствующие развитию иммунопатологических
гуморальных и клеточных реакций, или гиперчувствительности немедленного и
замедленного типов. При этом поражается преимущественно периферическая нервная
система, но возможны также изменения головного и спинного мозга. При
инфекционных заболеваниях любой ПН. является по сути ПРН, так как
патологический процесс в начале локализуется в корешках и лишь за тем
распространяется на периферические нервы (и центральную нервную систему). Большое
значение для развития патологического процесса имеют возникающие сосудистые
нарушения и демиелинезация. Существенную роль играет также реактивность
организма и проницаемость гематоэнцефалического барьера, на которые влияют
многие провоцирующие факторы.
ПН и ПРН у
детей встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте преобладают
первичные и вторичные инфекционно-аллергические ПРН. При всех видах ПН и ПРН
развивается однотипный синдром, характеризующийся следующими основными
симптомами: вялым тетрапарезом, более выраженным в дистальных отделах
конечностей, болями и нарушениями чувствительности по периферическому
полиневритическому типу, различными преимущественно дистальными вегетативными
расстройствами.
Невралгия
тройничного нерва (болевой тик Труссо)
Болеют люди
пожилого возраста (после 40 лет) и чаще женщины.
Невралгия
тройничного нерва является мультифакториальным заболеванием. Указывают на
этиологическую роль общих инфекций, хронических местных инфекций, таких как
гайморит, атеросклероза сосудов с нарушением васкуляризации нисходящего корешка
тройничного нерва, заболеваний зубов, верхней и нижней челюсти, патологического
прикуса, узости костных каналов и др. В последние годы стали придавать значение
туннельному, компрессионному происхождению тригеминальных невралгий.
Невриты
лицевого нерва (как и невропатии) являются одной из самых частых форм поражения
периферической нервной системы в детском возрасте. Это обусловлено
особенностями анатомического расположения нерва и его взаимоотношением с соседними
образованьями. Так, в узком лицевом канале пирамиды височной кости лицевой нерв
занимает 40-70% площади его поперечного сечения. В остальной части канала
располагается обильно васкуляризованная рыхлая соединительная ткань, что
предрасполагает к компрессии нерва вследствие даже небольшого отека. Кроме
того, возможна врожденная аномалия канала (сужение, незакрытие).
Невриты
лицевого нерва обычно встречаются у детей школьного возраста. Возникновение
вялого паралича мимических мышц у детей первых трех лет жизни требует в каждом
конкретном случае исключения понтинной формы полиомиелита.
Вертеброгенные
заболевания периферической нервной системы, столь часто наблюдаемые у взрослых,
значительно реже встречаются у детей и подростков. Однако изучению клинических
проявлений остеохондроза у детей и подростков придается большое значение в
связи с предполагаемой ролью врожденной функциональной недостаточности
соединительной ткани в его возникновении, частой встречаемой при
дегенеративно-дистрофических изменениях позвоночника врожденных аномалий его
развития, наличием семейно-наследственной предрасположенности к вертеброгенным
заболеваниям периферической нервной системы. Изучение клинических синдромов
остеохондроза позвоночника у детей и подростков весьма актуально еще и потому,
что в этом возрасте дети подвергаются повышенной нагрузке на позвоночник:
занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы
видим, что нервная система человека – это сложная сеть структур, пронизывающая
весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря
способности реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы).
Мы выяснили,
что основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка
информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности
всех органов и органных систем.
Очень важен
вывод о том, что интеграция осознанных ощущений и подсознательных импульсов в
головном мозгу – сложный процесс. Нервные клетки действительно организованы
таким образом, что возможны миллиарды вариантов их объединения в цепи. Но мы
еще не можем точно объяснить механизм того, как происходит мыслительная
деятельность человека, с помощью каких связей он осознает окружающую
действительность и себя в ней.
Науке еще
только предстоит открыть много нового и неизведанного в этой области знаний.
2. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и
школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.
3. Гаджакян НА., Гель Л.З., Циркин В.Й.,
Чеенокова С.А. Физиология человека: механизм саморегуляции. – СПб: «Сотис»,
1998.
4. Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию
сенсорных систем. – М.: Высшая Школа, 1993.
5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии,
физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.
6. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие
для студентов ф-та физ. воспитания пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.
7. Физиология человека, под ред. Р.Шмидта,
Г.Тевса, т. 1, М., 1996.
8. Любимова З. В., Маринова К. В., Никинина А.
А., Возрастная физиология.: Учеб. для студ. высших учеб заведений.: В 2 ч. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. – 304с.