Возрастные особенности у детей
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
Выполнила:
Ученица 11 «В»
Овчухова Ольга
Физиологи и врачи давно
пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом
этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу
деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения
отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др.
Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время
принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина. В основу ее
положены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка.
Выделяются следующие
периоды:
период новорожденности
(до отпадения пуповины);
грудной возраст (до
одного года);
период молочных зубов (с
одного года до 6—7 лет);
период старшего детства
(с 8 до 11 лет);
период полового
созревания (12—17 лет).
На специальном
Международном симпозиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965) была
предложена и утверждена схема возрастной периодизации, по которой период
созревания разделен на несколько этапов:
новорожденный — от 1 до
10 дней;
грудной возраст — от 10
дней до 1 года;
раннее детство — от 1
года до 3 лет;
первое детство — от 4 до
7 лет;
второе детство:
мальчики — от 8 до 12
лет;
девочки — от 8 до 11 лет;
мальчики — от 13 до 16
лет;
девочки — от 12 до 15
лет;
юношеский возраст:
юноши — от 17 до 21 года;
девушки — от 16 до 20
лет.
Для работы с детьми
наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды,
при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и
условий жизни, воспитания и обучения.
Различают возрастные
периоды: период новорожденности (первые две-три недели жизни); грудной возраст
(до года); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный
возраст (от 3 до 7 лет); школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет), средний
(от 11 до 14 лет), старший — подростковый (от 14 до 18 лет). Такое деление на
возрастные группы не противоречит схеме, принятой на Международном симпозиуме.
Дошкольные учреждения
организуются для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; группы комплектуются с
учетом возраста детей. Детей 6—7 лет готовят к школе, кроме детских садов, и
подготовительные классы в школах. В соответствии с постановлением партии и
правительства от 22 декабря 1977 г. подготовительные классы в нашей стране
получают все большее развитие.
Период новорожденности
Периодом новорожденности
считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в
среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное
существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым
и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях
многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые
2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 %
от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной
недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов,
гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная
терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры
окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или
переохлаждается. К концу первой — началу второй недели при нормальных условиях
питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью
устраняется.
Заболевания детей данного
периода связаны или с нарушением внутриутробного развития (недоношенность,
врожденные уродства, пороки сердца), или с родовыми травмами (внутричерепные
кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей), или с наследственностью
(гемофилия, умственная отсталость и др.). Материнское молоко в этом периоде
представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное
развитие ребенка.
Когда вес ребенка
выравнивается, пупочная рана заживает, исчезает желтушное окрашивание, период
новорожденности можно считать законченным.
Грудной возраст
По окончании периода
новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и
развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В
течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%.
Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину
года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см).
Для обеспечения
усиленного роста и развития детям первого года жизни необходимо большее
количество пищи (относительно 1 кг веса), чем старшим детям или взрослым.
Вместе с тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при
малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у
детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и
питания, авитаминозы, аномалии конституции (неправильная реакция организма на
нормальные условия жизни и питания), проявляющиеся чаще всего в виде
экссудативного диатеза. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка
остается основной пищей.
Ткани у грудных детей
отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических
(упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря
наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных
элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей
заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
Воспалительная (защитная)
реакция на проникновение болезнетворных микробов у детей грудного возраста
слабо выражена, почти отсутствует защитная реакция со стороны регионарных
(периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание
организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. Дети в этом возрасте
склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком
могут переходить в общее заражение крови.
Инфекционные заболевания
у грудных детей, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха,
скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др.
протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней симптомов.
Это зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком еще в
период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с
другой — от незаконченности строения многих органов и систем, особенно
центральной и периферической нервной систем.
Условнорефлекторные связи
у детей первого года жизни малоустойчивы вследствие слабости тормозных и
раздражительных корковых процессов. В корковой динамике процессы иррадиации
преобладают над процессами концентрации. Это приводит к тому, что процесс возбуждения
или торможения, возникнув в каком-либо одном участке, быстро распространяется
по коре головного мозга.
Грудные дети, особенно в
первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность
нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре
и другим отделам головного мозга, вызывает сон.
У грудных детей идет
энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы
позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок
хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще
недостаточно координированы.
Преддошкольный, или
ясельный возраст (от года до 3 лет)
Ранний детский возраст —
от года до трех лет - называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп
роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10
см, веса — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются
размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет.
Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества
пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для
перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.
У детей второго года
жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата.
Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений
улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире
общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом
возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и
целые фразы).
Более широкое общение с
окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с
детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный
иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей
инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с
тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте
встречаются реже, чем у детей первого года жизни.
Ткани детей раннего
возраста еще очень нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком
нужен хороший уход. В период преддошкольного детства возрастает необходимость в
продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.
Дошкольный возраст (от 3
до 7 лет)
Этот период отличается
более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет)
составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного
роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины
тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у
ребенка в возрасте 6 лет — на середине между пупком и симфизом (лобком), у
взрослого — на лобке.
Благодаря дальнейшему
развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети
способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей
координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно
ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить,
вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.
В этом возрасте
способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии повышается,
процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются,
поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься
какой-либо деятельностью.
На третьем году жизни
количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые
сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию
речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со
взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через
подражание, поэтому развитие правильной детской речи в большой степени зависит
от того, насколько правильна речь окружающих его людей. Недостаток внимания со
стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление
развития речи у ребенка.
Вследствие того что дети
3—5 лет слабо владеют речевой моторикой, им свойственны физиологические
недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих
звуков, звуков р и л). При правильном обучении звуковой культуре речи эти
нарушения с возрастом проходят.
У детей дошкольного
возраста имеет место устойчивость ферментативных процессов, в связи с чем
заболевания желудочно-кишечного тракта возникают довольно редко, в то время как
детским инфекциям организм подвергается чаще. Скарлатина, ангина, катары
верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей
ревматизма.
Школьный возраст (от 7 до
17 лет)
В этом возрасте все
органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы
полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в
дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный
рост мускулатуры.
Благодаря усиленному в
этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более
самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
Между 12—17 годами
происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп
роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в
подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций
у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые
зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это
значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает,
они становятся более самостоятельными.
Инфекционные болезни в
этом периоде встречаются реже, а если они и возникают, то протекают с теми же
симптомами, что и у взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни, как ревматизм,
нарушения функций желез внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление
функции) щитовидной железы, а также психоневрозы.