Развитие личности ребенка под влиянием факторов среды
Значение
среды для физического развития организма детей и их воспитания
Решающее
значение для развития строения и функций организма ребенка имеет социальная
среда, которая обусловливает его воспитание – активное, систематическое, целенаправленное
влияние на его психическое и физическое развитие.
Организм
детей подвергается постоянным разнообразным воздействиям окружающей природы
(воздуха, температуры, освещения, состава воды, пищи, определенных видов
растений, животных и др.). Эти природные условия, в значительной мере изменяемые
людьми, влияют на их умственное и физическое развитие, действуя на
физиологические функции: обмен веществ, дыхание, кровообращение, пищеварение и
др. Количественные и качественные изменения обмена веществ, вызванные
различиями природных условиях жизни, влияют на физическое развитие организма,
его строение и рост.
Следовательно,
в неразрывной связи формы (строения) и функций организма ведущее влияние
принадлежит функциям; они непосредственно зависят от обмена веществ организма с
внешней средой и приводят к изменениям строения организма ребенка, его
физического развития и роста.
Принципиальные
различия во взаимодействии с внешней средой животного и человеческого
организмов
В отличие от животных
люди активно, сознательно, целенаправленно и планомерно перестраивают внешнюю
среду в своих интересах. Люди не только противодействуют влияниям внешней среды
посредством изменения функций организма, как и животные, но создают для себя
искусственную внешнюю среду (кондиционированный воздух, ультрафиолетовая
радиация, синтетические и специально переработанные продукты питания, одежда,
жилище, обстановка труда и быта, космический, воздушный, водный, наземный и
подземный транспорт, создание новых сортов растений и пород животных и т. д.).
Употребление
и создание средств труда, хотя и свойственно в зародышевой форме некоторым
видам животных, например, человекообразным обезьянам, является специфической
чертой человеческого процесса труда. Во время трудовой деятельности люди ставят
перед собой сознательную цель, конечный результат труда имеется уже в
представлениях людей, т. е. в идее. Общественно-трудовая деятельность
людей обусловлена строением и функциями их организма, которые в истории
человечества развивались и развиваются в процессе общественно-трудовой
деятельности. Ведущая роль в развитии строения и функций организма людей принадлежит
не биологическим, а общественно-историческим закономерностям. Взаимоотношения
людей с внешней средой определяются социальными условиями жизни. В отличие от
животного человек – существо социальное.
В процессе
общественно-исторического труда, производства материальной жизни посредством
орудий труда у людей возникла членораздельная устная и письменная речь.
Человеческая речь орудие мышления людей, материальное проявление их сознания.
Речь появилась и развивалась в истории человечества одновременно с сознанием.
Идеи и понятия, отображающие в сознании законы природы и общества, возникают и
развиваются у людей в процессе общественно-трудовой деятельности, передаются другим
людям посредством слов и действуют на их поведение.
Взаимодействия
детей и среды
Изменяя
условия жизни, можно воздействовать на умственное и физическое развитие детей.
Посредством трудового воспитания и физических упражнений, рациональной
организации обучения, питания и быта можно направленно изменять умственное и
физическое развитие людей. Систематический физический труд, тренировка
физическими упражнениями и спортом совершенствуют функции органов чувств и
нервной системы, повышают физическую и умственную работоспособность, изменяют
строение организма (скелета, скелетных мышц, внутренних органов) и его
реактивность.
Реактивность – способность организма
изменять физиологические функции при воздействии внешней среды. Реактивность
состоит главным образом в защитных реакциях, противодействующих вредным
влияниям внешней среды, в изменениях жизнедеятельности организма как целого.
Реактивность зависит от функций нервной системы, желез внутренней секреции,
защитных (иммунобиологических) свойств крови, проницаемости стенок мелких
кровеносных сосудов, физиологического состояния соединительной ткани. Ведущая
роль в характере реактивности принадлежит социальным условиям, определяющим эти
функции организма.
Гигиенический
образ жизни матери во время беременности, правильное питание детей,
оздоровительные мероприятия, физическая культура, закаливание, гигиена быта и
рациональный режим учебы и отдыха изменяют характер реактивности.
Реактивность
детей с возрастом постепенно совершенствуется в связи с развитием нервной
системы и желез внутренней секреции. У новорожденных она недоразвита и потому
они отвечают общими, не уточненными примитивными реакциями на различные
раздражения и действие микробов, вызывающих заболевания. С возрастом
реактивность детей улучшается, изменения жизнедеятельности становятся местными,
уточненными, усложненными, вырабатываются защитные реакции против заразных
болезней. К старости реактивность снова ухудшается вследствие снижения функций
нервной системы. Благодаря несовершенству реактивности наименее защищены от
вредоносных влияний внешней среды новорожденные и дети раннего возраста.
Пластичность – приспособляемость
организма к нарушениям строения и функций – тем больше, чем младше ребенок. Она
проявляется в том, что при поражении или удалении органа или его части
компенсация функций происходит за счет оставшихся частей и органов. Главнейшее
проявление пластичности состоит в способности образования условных рефлексов,
обеспечивающих частичную или полную замену функций пораженного органа сохранившимися
органами.
Роль наследственности
в воспитании детей
Наследственность
– свойство организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного
поколения другому. Наследственная информация сохраняется в цитоплазме клетки и
в хромосомах, входящих в состав ядра. В первом случае наследственность
передается цитоплазмой материнской яйцеклетки, а во втором – ядрами яйцеклетки
и сперматозоида. В хромосомах содержится набор молекул дезоксирибонуклеиновой
кислоты, в которых сохраняется вся видовая и индивидуальная информация.
Развитие наследственных признаков происходит также при участии определенных
структур клетки.
Существуют
наследственные болезни и нарушения строения и функций, например гемофилия
(пониженная свертываемость крови, свойственная детям и взрослым мужского пола),
наследственная форма врожденной глухонемоты, карликовый рост и непропорциональное
телосложение и др. Кроме того, существуют также наследственные предрасположения
к болезням и нарушениям строения и функций. усиливает дальнозоркость, а у
других – близорукость. К числу болезней, развивающихся при наследственном предрасположении,
относится также гипертония – стойкое повышение кровяного давления, которое
вызывается сильным ежедневным напряжением нервной системы, переутомлением,
отрицательными эмоциями, в частности, конфликтами в школе, семье.
Следовательно,
положительные или отрицательные свойства наследственности и наследственного
предрасположения могут проявляться в умственном и физическом воспитании детей
при благоприятных или неблагоприятных условиях. Особенно важно учитывать
действие неблагоприятных условий внешней среды, влияющих на развитие детей, их
здоровье, учение и поведение.
Решающее
значение для развития положительной или отрицательной наследственности имеют
социальные и экономические условия физического воспитания детей (быт, жилище,
питание, труд, физические упражнения, предупреждение инфекционных и других
болезней и пр.). При этом следует учитывать также местные условия (состав пищи,
климатические, географические, профессионально-производственные и др.),
оказывающие влияние на темп роста и физического развития детей. Кроме того,
следует учитывать половые и индивидуальные различия, оказывающие влияние на
развитие положительных или отрицательных свойств наследственности.
Условия жизни, ресурсы и адаптации организмов
Период
со второй половины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века (6
этап) называется периодом факториальной экологии.
Все
эти процессы обмена протекают в сложной, динамичной обстановке естественной
среды обитания, так как находятся под постоянным воздействием комплекса
факторов. Совокупность этих факторов составляют условия жизни организма.
Приспособления к постоянно меняющимся – в течение суток, года, жизни – условиям
жизни, или факторам среды, называются адаптациями. Адаптации проявляются на
всех уровнях биологического спектра – от биохимии клеток и поведения отдельных
организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Все
адаптации выработаны исторически и в результате их сформировались специфические
для каждой географической зоны сообщества растений и животных. Одной из главных
задач экологии является изучение адаптаций организмов и экосистем к условиям
жизни, или экологическим факторам.
Следует
отличать понятие «условия жизни» от понятия «ресурсы». Различия между ними
заключаются в том, что условия жизни обеспечивают – «обусловливают», жизнедеятельность
растений и животных, они могут изменяться под их влиянием, но сами при этом не
расходуются, не исчерпываются. И ни один организм не способен сделать условия
жизни недоступными для другого организма.
Ресурсы
организма – это все, что он потребляет, за ними стоят количественные
показатели, которые могут уменьшаться – «исчерпываться» в процессе потребления.
Это вещества, которыми живые организмы питаются и из которых состоят их тела
(пищевые ресурсы), энергия, которая вовлекается в обменные процессы
(энергетические ресурсы), и места, в которых протекают разные фазы их жизни.
Некоторые факторы по отношению к организмам могут рассматриваться и как одно из
условий, и как ресурс. Таковы свет, влага, соли в почвенном растворе.
Классификации экологических факторов
Многообразие
экологических факторов еще в 1840 г. русский ученый Э.А. Эверсман в
работе «Естественная история Оренбургской области» разделил на абиотические и
биотические.
Абиотические факторы – это комплекс условий неорганической среды, влияющих на
организмы. Рельеф и климат обусловливают большое разнообразие абиотических
факторов.
Биотические факторы – это совокупность влияний одних организмов на другие в
процессе их жизнедеятельности (опыление растений, затенение верхними ярусами
нижних, поедание одних особей другими). В широком смысле это внутри- и
межвидовые отношения организмов. К биотическим факторам относятся и
антропические, роль которых год от году возрастает. Антропические факторы чаще
называют антропогенными. Различия между ними заключаются в том, что
антропогенные факторы управляют процессами формирования человека и не имеют
отношения к влиянию на другие организмы или среду.
АБИОТИЧЕСКИЕ
|
БИОТИЧЕСКИЕ
|
Физические климатические – влага, свет, температура,
ветер, давление, течения, продолжительность суток
|
Влияние растений друг
на друга и на другие организмы в биоценозе (прямо или опосредованно)
|
Физические
эдафические – влагоемкость,
теплообеспеченность механический состав и проницаемость почвы
|
Влияние животных друг
на друга и на другие организмы в биоценозе
|
Химические – состав воздуха, содержание в почве или воде
элементов питания, соленость воздуха и воды, реакция рН
|
Антропические
факторы – все виды человеческой деятельности
|
По
действию их можно разделить на прямодействующие
и косвенно-действующие (опосредованные,
модифицирующие). Прямодействующие: свет, тепло, плодородие почв, влага (на
растения), косвенно действующие – они же, но через цепи питания – на животных.
Но
то же тепло может быть косвенно действующим фактором – на почвах с многолетней
мерзлотой в муссонном климате летом наблюдается интенсивное таяние мерзлоты, но
из-за недостаточной теплообеспеченности, корнеобитаемому слою свойственны
переувлажнение и анаэробиозис, обусловливающие физиологическую недоступность
для растений элементов питания; в континентальном сухом климате мерзлота в
почвенном профиле, наоборот, в жаркую сухую погоду служит источником влаги и
способствует оптимизации водного режима почв. Другие косвенно действующие
факторы: ветер (суровость погоды), течения (насыщ. кислородом), снежный покров
(!).
Все
экологические факторы имеют единицы измерения и определенный диапазон действия.
В рамках этого диапазона и осуществляется жизнедеятельность организмов и
биосистем.
Можно
сгруппировать экологические факторы по времени (эволюционный, исторический),
периодичности (периодический, непериодический), очередности (первичный,
вторичный), происхождению (космический, абиотический, биотический,
биологический, техногенный, фактор беспокойства, послепожарный и др.), среде
возникновения (атмосферный, водный, геоморфологический, эдафический,
физиологический, биоценотический, популяционный и др.).