Система управления материальными запасами
Содержание
Введение
1. Материальные запасы как элемент логистической
системы предприятия
2. Система управления материальными
запасами «точно в срок»
3. Задача
Заключение
Список литературы
Введение
Непрерывность производства
требует, чтобы постоянно находилось достаточное количество сырья и материалов, для
полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования.
Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности
спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных
запасов.
Материальные запасы всегда
считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического
снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода страховкой.
На уровне организаций запасы
относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют
собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень
логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного
внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах.
В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать
в запасы больший капитал, чем предполагалось.
Запасы играют главную роль
в обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями труда.
Их всестороннее изучение и
правильное понимание сущности товарно-материальных запасов, их значения и роли в
экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по экономии
и рациональному использованию материальных ресурсов страны и задач по совершенствованию
материально-технического снабжения народного хозяйства.
1. Материальные
запасы как элемент логистической системы предприятия
Материальные запасы – это
находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического
назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления
в процесс производственного или личного потребления.[1]
Материальные запасы являются
одним из основных элементов логистической системы.
Этот элемент логистических
систем состоит из двух подсистем:
− подсистемы производственных
запасов;
− подсистемы товарных
запасов.
Производственные
запасы представляют собой часть совокупных запасов, предназначенных для производственного
потребления, находящуюся на предприятиях – потребителях всех отраслей сферы материального
производства. Производственные запасы обеспечивают бесперебойность производственного
процесса. К ним относятся сырье, материалы, поступившие к потребителям, но еще не
использованные и не подвергнутые переработке.
Товарные запасы – это часть
совокупных запасов, находящаяся у предприятий-изготовителей в виде готовой продукции
и в каналах сферы обращения (запасы в пути и запасы на предприятиях торговли). Товарные
запасы подразделяются на запасы средств производства и запасы предметов потребления.
Производственные и товарные
запасы подразделяются на:
• текущие запасы;
• страховые запасы;
• сезонные запасы.
Текущие запасы – это основная
часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного
и торгового процесса между очередными поставками и рассчитываются исходя из интервала
поставки. Их величина постоянно меняется. Размеры текущего запаса определяются частотой
или интервалами поставки. Величина текущего запаса равна плановому интервалу поставки,
а норма его принимается равной половине интервала между поставками. Средний текущий
запас вдвое меньше максимального, так как он должен быть обеспечен в середине интервала
между двумя поставками.
Sтек = р*t (1)
где р – среднесуточное потребление
материальных ресурсов;
t – интервал поставки.
р = Ргод/360, р = Ркварт/90,
р = Рмес/30 (2)
где Р – потребность в материальных
ресурсах.
Страховые (гарантийные) запасы
предназначены для обеспечения непрерывного (бесперебойного) снабжения предприятия
в случае возникновения непредвиденных обстоятельств:
• отклонения в периодичности
и величине партий поставок от плановых или предусмотренных в договорах;
• невыполнение плана выпуска
продукции поставщиком;
• резкое возрастание спроса;
• задержка продукции в пути
при доставке от поставщиков;
• невозможность осуществления
своевременной закупки и поставки продукции.
При нормальном ходе производственного или торгового процесса
объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.
Как правило, размер страхового
запаса определяется как ½ текущего, или по следующей формуле:
Зстр.= Псут.*Δt, (3)
где Псут. – среднесуточная
потребность в материалах;
Δt – среднее число дней отклонений от плановой поставки.
Сезонные запасы необходимы
прежде всего на предприятиях с сезонным характером производства (например, в сахарной
промышленности). Кроме того, сезонный запас образуется при потреблении сезонных
видов сырья и материалов во внесезонных отраслях производства (например, потребление
растительных масел в химической промышленности), а также при сезонных сроках транспортировки
в зависимости от периода навигации при соответствующем географическом расположении
предприятия. Нормативная величина сезонного запаса определяется как произведение
среднесуточного потребления данного вида материала на время перерыва в поступлении
или потреблении.
По отношению к производству
или торговле материальные запасы подразделяют на следующие виды:
− запасы в пути;
− неликвидные запасы;
− переходящие запасы;
− подготовительные запасы.
Запасы в пути – это запасы
продукции, на момент учета находящиеся в процессе транспортировки от поставщиков
к потребителям или на предприятии оптовой торговли.
Неликвидные запасы – это длительно
неиспользуемые или нереализуемые производственные или товарные запасы.
Переходящие запасы представляют
собой остатки продукции на конец отчетного периода. Они обеспечивают непрерывность
производства и потребления в отчетном (или следующем за отчетным) периоде до момента
очередной поставки продукции.
Подготовительные запасы –
часть запасов продукции, наличие которых вызвано необходимостью подготовки продукции
к отпуску потребителям: оформления приемки или отпуска, подсортировки, погрузки
и разгрузки, комплектации.
Создание запасов всегда сопряжено
с дополнительными финансовыми расходами. Основные виды затрат, связанные с созданием
и содержанием запасов, следующие:
− отвлечение части финансовых
средств на поддержание запасов;
− расходы на содержание
специально оборудованных помещений (складов);
− оплата труда специального
персонала;
− дополнительные налоги;
− постоянный риск порчи,
нереализации просроченного товара, хищения.
Наличие запасов – это расходы,
однако, отсутствие запасов – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных
потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:
− потери от простоя
производства;
− потери от упущенной
прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса;
− потери от закупки
мелких партий товаров по более высоким ценам;
− потери потенциальных
покупателей и другие.
Кроме финансовых расходов,
связанных с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой
рынка. Создавая материальные запасы, предприниматель руководствуется следующими
основными мотивами:
• возможностью колебания спроса;
• сезонными колебаниями спроса
на некоторые виды товаров;
• скидками за покупку крупной
партии товаров;
• спекуляцией на росте цен;
• снижением издержек, связанных
с размещением и доставкой заказа;
• снижением издержек, связанных
с производством единицы изделия;
• возможностью немедленного
обслуживания покупателей;
• сведением к минимуму простоев
производства из-за отсутствия запасных частей;
• упрощением процесса управления
производством.
Несмотря на то, что содержание
запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать,
так как отсутствие запасов может привести еще к большей потере прибыли.
Функции запасов, обеспечивающих
гибкость системы обслуживания потребителей следующие:
− накопление продукции
с последующим распределением;
− защита от изменения
цен и инфляции;
− управление затратами
путем использования ценовой скидки, зависящей от величины заказа.
Запасы выполняют буферную
роль между материально-техническим обеспечением, транспортом, производством и сбытом.
Они позволяют оптимизировать функционирование всей системы. Это особенно важно в
условиях быстрой реакции на изменения спроса. Запасы являются одним из важнейших
факторов, определяющих ритмичность работы производства и транспорта. Они могут быть
размещены непосредственно у производителя или различными путями приближены к потребителю.[2]
2. Система
управления материальными запасами «точно в срок»
Система управления запасами
– это совокупность правил и показателей, определяющих момент времени и объем закупки
продукции для пополнения запасов.[3]
Одной из систем сокращения
запасов, повышения гибкости производства и возможности противостояния возрастающей
конкуренции стала система управления материальными запасами «Точно в срок», получившая
наибольшее распространение в США и странах Западной Европы.
Система управления запасами
«Точно в срок» представляет собой систему планирования материально-технического
снабжения, предусматривающую полную синхронизацию с производственным процессом.
В рамках этой системы:
1) сырье, полуфабрикаты, комплектующие
изделия подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного
процесса, минуя складские помещения.
2) готовая продукция также
отгружается потребителям непосредственно по мере завершения производства.
Идея этой системы базируется
на трех предпосылках. Во-первых, предполагается, что заявкам потребителей готовой
продукции должны соответствовать не ее предварительно накопленные запасы, а производственные
мощности, готовые перерабатывать сырье и материалы, поступающие почти с колес. Вследствие
этого объем производственных запасов, квалифицируемый как замороженные мощности,
минимизируется. Во-вторых, в условиях минимальных запасов необходима непрерывная
рационализация в организации и управлении производством, ибо высокий объем запасов
нивелирует, в известном смысле маскирует ошибки и недостатки в этой области, узкие
места производства, не синхронизированные операции, неиспользуемые производственные
мощности, ненадежную работу поставщиков и посредников. В-третьих, для оценки эффективности
производственного процесса, помимо уровня затрат и производительности фондов, следует
учитывать срок реализации заявки, так называемую длительность полного производственного
цикла. Короткие сроки реализации заявок облегчают управление предприятием и способствуют
росту конкурентоспособности благодаря возможности оперативного и гибкого реагирования
на изменения внешних условий.
Система управления запасами
«Точно в срок» получает все более широкое распространение и позволяет эффективно
управлять производственными ресурсами: людьми, материалами, площадями, станками,
машинами и информацией. Ее основополагающим принципом является выработка и поставка
продукции точно в заданный срок и не ранее, то есть производить требуемое количество
продукции, реализовывать ее заказчику, затем снова производить и так далее.
Характерными чертами системы
«Точно в срок» являются:
1. частые поставки в малых
количествах;
2. использование долгосрочных
соглашений о сотрудничестве с поставщиками, минимальное оформление бумажных документов
– отношения строятся на взаимном доверии.
3. стабильное время поставки
– нет страховых запасов.
4. наличие широкого ассортимента
реализуемой продукции;
5. использование транспортных
средств для мелких партий;
6. наличие современных каналов
связи;
7. использование современной
маркировки товаров – штрих-кодов.
8. формирование специальных
подразделений по товародвижению.
Эта система может применяться
в следующих условиях:
─ технологической сопряженности
процессов логистической цепи от производителя до конечного потребителя;
─ специализации деятельности
товаропроводящей структуры;
─ высокой доли заказов
в общей сумме спроса на продукцию;
─ высокой стоимости
земли;
─ высокой стоимости
кредитов;
─ высоких требований
к надежности транспорта и информационных систем.
Работу этой методики можно
представить на примере стеллажей розничного магазина: как только товар забирают,
он выставляется вновь. По этой системе идеальный размер партии и запаса – 1 единица.
Для практической реализации
системы «Точно в срок» компании и их поставщики могут применять целый ряд средств.
Наиболее эффективный из них – сокращение запасов и расстояний.
Сокращение запасов может идти
двумя путями:
− за счет уменьшения
числа изделий в партии (размера партии);
− за счет уменьшения
резервных запасов (заделов).
Сокращение размера партии
является шагом на пути к производству «точно в срок», поскольку производство меньших
партий с большей частотой более соответствует темпам их потребления. В результате
сокращаются запасы, уменьшаются текущие издержки, быстрее выявляются проблемы и
причины выпуска продукции низкого качества. Дело в том, что любая программа повышения
качества дает ограниченный эффект, если размеры партии остаются большими. Производство
мелкими партиями повышает качество продукции по следующим причинам:
а) устраняются крупные партии
с большим числом дефектных изделий в них;
б) информация от фирмы-потребителя
о дефектной продукции поступает к изготовителю достаточно быстро для принятия корректирующих
мер;
в) причина дефекта бывает
довольно простой и может быть устранена рабочим на месте при получении соответствующей
информации от потребителя;
г) как правило, не возникает
необходимости в длительном хранении информации, собранной непосредственно в цехе,
поэтому она может быть записана на специальных табло и оперативно использована рабочим
при анализе дефектов;
д) появляется возможность
устранения дефектов, вызываемых причинами, требующими для их выявления участия нескольких
экспертов из отделов обеспечения качества, технического обслуживания и других подразделений;
это становится осуществимым благодаря быстрой обратной связи (пока причина, приводящая
к дефекту, еще существует).
Аналогичные результаты достигаются
и в результате отказа от резервного запаса. Возможно также сочетание – размер партии
сокращен до единиц продукции, но при этом сохраняется резервный запас. Он делается
для того, чтобы рабочий на последующем участке производства мог продолжать работу,
когда у его коллеги с предыдущего участка возникла проблема.
После устранения выявленных
причин можно еще раз сократить резервный запас для выявления и устранения следующих
причин.
При идеальной организации
производства по системе «Точно в срок» станки и рабочие обычно находятся на таком
близком расстоянии друг от друга, что практически не требует времени на транспортировку
обрабатываемой продукции. Ликвидируются также площади, необходимые для накопления
запасов. Поскольку время между операциями и количество обрабатываемых и хранящихся
в качестве запасов единиц продукции сокращаются до минимума, сужается круг необходимых
проверок и переделок в случае обнаружения дефектов. Время обнаружения дефектов приближается
ко времени изготовления дефектных деталей, что позволяет быстрее выявить и устранить
их причины.
Таким образом, система «Точно
в срок» призвана, в первую очередь, обеспечить повышение качества, что часто упускается
из вида многими компаниями, думающими о переходе на работу по этой системе. Отсюда
следует, что снижение складских запасов не является самоцелью, а используется в
качестве инструмента для вскрытия причин производственных неполадок.
Основополагающими условиями
успешного внедрения системы «Точно в срок» является массовое вовлечение персонала
в мероприятия по исключению всех видов дефектов, сокращение числа фирм-поставщиков
и установление с ними партнерских отношений путем заключения долгосрочных контрактов,
делающих последних почти частью компании-потребителя. Поэтому, прежде чем приступить
к внедрению системы «Точно в срок», компания должна хорошо разобраться в концепции
и содержании системы и сопоставить со своими нуждами и возможностями.
Внедрению системы «Точно в
срок» предшествуют некоторые принципиальные нововведения на предприятии:
─ процедура производственного
планирования должна быть стандартизирована;
─ предприятие должно
иметь ярко выраженную направленность производственного бизнеса;
─ производственные мощности
на участках должны быть увеличены;
─ должно быть произведено
перекрестное обучение персонала по пересекающимся работам;
─ введено четкое планово-предупредительное
обслуживание производственного оборудования для исключения внезапных выходов из
строя;
─ приняты меры по долгосрочным
соглашениям с поставщиками для обеспечения ритмичных, без задержек поставок материалов
и комплектующих;
─ для системы «Точно
в срок» характерно точное совпадение дневных планов и заданий на каждый день, то
есть один и тот же продукт производится в одном и том же количестве в одинаковой
последовательности каждый день месяца.
При внедрении системы управления
материальными запасами «Точно в срок» получают следующие основные результаты:
1) сокращение времени пополнения
запасов;
2) улучшение качества выпускаемой
продукции;
3) повышение гибкости производства;
4) более рациональное использование
производственных мощностей.
Внедрение системы «Точно в
срок» дает интегральный эффект по многим показателям. Как показывает практика, характерными
результатами внедрения системы «Точно в срок» являются сокращение запасов и времени
производства на 90%, затрат труда – на 10-30%, времени подготовки производства –
на 75%, производственных площадей – на 50%, косвенных расходов – на 50-60%, парка
подъемного оборудования – на 90%, повышение качества продукции – на 75-90%.
Наибольший успех система «Точно
в срок» имеет на предприятиях с серийным типом производства, где стандартные изделия
производятся с высокой скоростью с непрерывным потоком материалов и комплектующих.
Таким образом, организация
производства по системе «Точно в срок» означает производство нужных изделий в нужном
количестве в нужное время. Это философия постоянного совершенствования, выявления
и устранения той деятельности, которая не добавляет стоимости или же ведет к появлению
непроизводительных затрат.[4]
Доставку «точно в срок» требуют
отрасли экономики, которые хотят рационализировать свои технологические процессы
и, в конечном итоге, сделать свою продукцию лучше и дешевле.
Что касается стороны-получателя,
то он экономит складские площади и, за счет этого, расходы на хранение.
3. Задача
Определите сезонный максимальный
запас, если годовой объем потребления материалов 360 000 т, а навигация продолжается
с 1 мая по 1 ноября.
Решение
Зсез. max = Нс * Т, (4)
где Нс – среднесуточное потребление
материалов;
Т – время перерыва в поступлении
материалов, дней.
В нашем примере дан годовой
объем потребления материалов, равный 360 000 т. Тогда среднесуточное потребление
составит: 360 000 / 365 = 986,3 т.
Зная период навигации с 1
мая по 1 ноября, посчитаем время перерыва в поступлении материалов в днях. Оно составит:
31+30+31+31+30 = 153 дня.
Найдем сезонный максимальный
запас по формуле (1):
Зсез. max = 986,3 * 153 = 150 903,9 т.
Заключение
С развитием логистики на предприятиях
началась перестройка управления материальными запасами, стала налаживаться их тесная
координация с общим материальным потоком фирм. В соответствии с целями этой перестройки
были созданы отделы материальных потоков, не зависящие от сектора складов производственного
отдела предприятия. За счет этого произошло повышение эффективности транспортировки
товаров и погрузо-разгрузочных работ. Однако, по мере рационализации материальных
потоков, на первый план выдвинулась проблема управления материальными запасами.
В работе была рассмотрена
одна из эффективных систем управления материальными запасами – система «Точно в
срок». Она является одним из методов сокращения запасов, повышения гибкости производства.
Благодаря применению этой
системы на предприятиях получают следующие выгоды: снижение производственных затрат,
повышение производительности и выработки, сокращение сроков поставки, повышение
качества.
материальный
запас управление
Список литературы
1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник.
– М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 431 с.
2. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика:
Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999. – 412 с.
3. Иванова М. Логистика. Учебное пособие.
– М.: РИОР, 2004. – 76 с.
4. Логистика: учебное пособие / Под ред.
Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.
5. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика
для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. –
М.: ИНФРА-М, 2003. – 252 с.
6. Николайчук В. Е. Логистика. – СПб:
Питер, 2001. – 160 с.
7. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика.
– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
[1] Гаджинский А. М. Логистика: учебник.
– М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – с. 184
[2] Николайчук
В. Е. Логистика. – СПб: Питер, 2001. – с. 93
[3] Неруш Ю.М.
Коммерческая логистика. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – с. 112
[4] Логистика: учебное пособие / Под
ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с.
268