Системы доставки в электронной торговле
ВВЕДЕНИЕ
Электронная
коммерция, или е-бизнес, таково название революции, которая будет формировать
экономику нового тысячелетия. Но то, что видят клиенты интернет-магазинов и интернет-порталов
на экранах своих компьютеров лишь верхушка айсберга электронной коммерции,
основа которой экономическая стратегия, бизнес-модели функционирования,
инфраструктура управления, финансов, информации, наконец, производство и
доставка продукта потребителю. Но любая часть этого айсберга активно эксплуатирует
современные компьютерные и интернет технологии, требует новых подходов для
управления и оценки эффективности, создавая принципиально новую форму
организации – е-организацию. Электронная торговля через интернет: реальные
продукты за реальные деньги в режиме он-лайн - это наиболее динамично
развивающаяся сегодня область е-бизнеса. Но, как и в торговле реального мира,
основными бизнес-процессами виртуальных магазинов остаются прием и выполнение
заказов покупателей, отвечающая их требованиям доставка товаров и услуг - т.е.
логистика.
Более
того, по словам великого знатока науки управления Питера Друкера, в
относительно сравнивающихся маркетинговых условиях электронной торговли «поставка
товара становится основным конкурентным преимуществом».
В
своей статье о революции, которую произведет электронная торговля во всех
областях хозяйственной деятельности, он заявляет: «В электронной коммерции
поставка станет той единственной сферой, в которой компания действительно может
отличиться. Она станет основной сферой компетенции. Фирмы будут торговать не
тем, что производят, а тем, что смогут поставить покупателю».
Происходит
разграничение моментов продажи и покупки. Продажа происходит сразу, после
выбора покупателям товара в интернет-магазине, а покупка осуществится лишь
тогда, когда покупатель получит товар или результат от его использования.[5]
Доставка – гораздо более серьезная проблема,
нежели оплата. Именно из-за трудностей с доставкой, компании продают в регионах
гораздо меньше товаров, чем в центрах. Если взять общее число отказов от
товаров, то только процента три из них случаются из-за того, что нет
возможности оплаты по кредитным картам. А вот оттого, что нет системы доставки
– процентов семьдесят. Западный опыт показывает, что интернет – магазинами в
гораздо большей степени пользуются потребители, удаленные от крупных городов.[4]
При
централизации приема заказов происходит децентрализация поставки. Теоретически
электронная торговля предоставляет неограниченные возможности для компании
вести международный бизнес. Если появление средств транспорта привело к
покорению пространства, то электронная торговля их ликвидирует. Заказчику все
равно где находится поставщик, если его удовлетворят цена и качество, а
поставщику тоже неважно, где заказчик. Он может вести бизнес на рынке без
физического присутствия, если сможет организовать поставку и сервисное
обслуживание товара.
Однако
декларация грузов, оплата пошлин, растаможивание, налоги и т.д., изменение
которых зависят от страны отправления и страны назначения – вот основная
преграда для международной торговли. В основном это трудности для покупателя,
потому что продавцу, не рентабельно даже пытаться преодолеть эти барьеры. Таможенные
процедуры самая серьезная преграда из когда-либо существовавших на пути
свободного передвижения товаров на международном рынке.[5]
1 СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ
Система доставки – правила и
способы доставки покупателю заказанных им в интернет-магазине предметов
торговли.[1]
Доставка
международной курьерской службой.
Для сокращения времени доставки, а также
для доставки дорогостоящих, крупногабаритных, хрупких и т.п. товаров, чтобы при
этом избежать проблем с сохранностью товара и по другим причинам,
интернет-магазины могут предложить Вам доставку одной из курьерских служб
(courier). Это может быть, как одна из известных мировых фирм международной
экспресс-доставки:
DHL, UPS, TNT, FedEx, FlipPOST так и одна из
многочисленных национальных курьерских служб. Общее у них одно – большая стоимость и более
короткие сроки доставки, по сравнению с обычной почтой. Сроки доставки
курьерскими службами – до недели.[6]
Интернет технологии позволяют предоставлять
клиентам ряд дополнительных логистических услуг повышающих
конкурентоспособность компаний: отслеживание перевозки грузов, справочные
данные, сравнение альтернативных вариантов, индивидуализацию обслуживания.[3]
При доставке международной курьерской службой
осуществляется 100% предоплата со стороны покупателя. Например: UPS
осуществляет доставку в любую точку мира в течение трех дней. После получения
денег высылается товар и номер груза, появляется возможность отслеживать на
web-сайте UPS путь товаров. Всю необходимую информацию о сроках доставки,
тарифах, филиалах системы в Республике Беларусь можно получить на web-сайте
фирмы.[6]
Доставка
собственной службой доставки или профессиональной курьерской службой
Курьерская
доставка доступна только в том городе, где располагаются склады электронного
магазина (или поставщики товаров при работе «с колес»). Очевидно, что складское
хозяйство, если таковое имеется, должно находиться близко к конечному
потребителю. В крупных городах доставка была серьезной проблемой еще несколько
лет назад. Собственная курьерская служба требовала серьезного бюджета и становилась
выгодной только на определенном этапе развития магазина. Аутсорсинг доставки
также был недешевым удовольствием. Но за последние пару лет на рынок услуг по
доставке товара для интернет-магазинов пришло несколько частных фирм. Благодаря
возросшей конкуренции уровень оказания услуг вырос, а цены значительно
снизились.[7]
При
оформлении заказа Покупатель, как правило, указывает свой контактный телефон и
адрес. Курьер делает телефонный звонок или отправляет сообщение по электронной
почте, чтобы договориться об удобном времени доставки. Сроки доставки заказа
собственной службой доставки варьируются от двух часов до двух суток с момента
окончания его формирования. Покупатель может оплатить заказ, вручив сумму
непосредственно курьеру.[6]
Организация
собственной службы курьерской доставки выгодна лишь при большом количестве
заключаемых сделок. Поиск партнеров, которые будут осуществлять доставку,
проводится исходя из характеристик продуктов и потребителей. Для одних групп
товаров наиболее критичной частью является скорость и надежность доставки, для
других - цена. Надо представлять, в какую сумму покупатель оценивает удобство
виртуальной покупки. Очевидно, что цена доставки не должна превышать цену
самого товара.
Собственные
службы доставки используются обычно в пределах небольших регионов. Отдаленные
регионы обслуживаются, как правило, почтой или международными службами
доставки.
Доставка
почтой
В
этом случае покупателю выдадут бандероль или посылку с заказом в почтовом
отделении РУП «Белпочта», которое соответствует его почтовому адресу. Стоимость
доставки зависит от веса заказа, а сроки по РБ обычно составляют 3-4 рабочих
дня.[6]
Доставка
международной почтовой службой
Для
отправки товаров за рубеж. Эта служба доставит заказ в течение
десяти-четырнадцати дней после окончания его формирования. Посылка перевозится
международной почтой до границы страны, после чего передается национальной
почтовой службе. Таким образом, сроки доставки сильно зависят от скорости
работы почты в конкретном регионе.
В
эту категорию попадают все посылки, которые доставляет РУП «Белпочта» или почта EMS (ускоренная почта -
подразделение Белпочты). А чтобы получить посылку на Белпочте, интернет-магазин
тоже должен отправить своей национальной почтовой службой (стандартной почтой
или экспресс - express mail).
В
зависимости от страны нахождения магазина, этом могут быть: из США - USPS, из Великобритании - Royal Mail, из Германии - Deutschepost, из Испании - Sociedad Estatal Correos y Telégrafos, из Франции -
La Poste , из Польши - Poczta Polska, из Китая - China post
state, из России -Почта России и т.д.[6]
Доставка
магистральным транспортом
Применяется
для крупногабаритных грузов (например, мебели) или больших партий товаров. Этот
способ доставки наиболее характерен для оптовой торговли, сегмента
business-to-business, взаимодействия производителя с поставщиками и
дистрибьюторами, дистрибьюторов с дилерами. Под магистральным транспортом
понимается автомобильный, железнодорожный, морской (контейнерные перевозки), воздушный.
Приводить какие-либо цены и сроки доставки для данного варианта сложно.
Подобные вопросы решаются в индивидуальном порядке при заключении сделки.[6]
По
телекоммуникационным сетям - для информационного содержания, программных средств или
других продуктов, имеющих «электронную» природу.[2]
2 ВИДЫ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМИ
Качество работы службы доставки - один из важных
факторов успеха интернет-магазина. Существует два основных варианта организации
доставки товаров, заказанных в интернет-магазине, - создание собственного
отдела доставки и заключение договора на услуги специализированного посредника
(аутсорсинг).
В обоих вариантах может быть использована
курьерская доставка. Основные достоинства этого способа - надежность и скорость
доставки. Интернет-магазин всегда может быть уверен, что товар дошел до
покупателя (курьер возвращается с накладными, подтверждающими получение товара
покупателем), при отсутствии заказчика товар сразу же возвращается на склад. К
минусам стоит отнести достаточно высокую стоимость этой услуги и
территориальную ограниченность ее предоставления (как правило, доставка
выполняется в пределах города или области), но есть курьерские службы,
работающие на всю страну, и даже международные курьерские службы. Однако их
услуги оцениваются дороже, чем у локально работающих фирм.
Несмотря на все недостатки, курьерская служба
незаменима для доставки "срочных" товаров, к которым в первую очередь
относятся продукты питания и медикаменты. Доставка крупных, хрупких или очень
дорогих товаров - тоже сфера деятельности курьерской службы.[1]
При сдаче-приемке товара курьером используется
накладная, в которой указываются наименование переданного товара, количество и
цена. Подписывают накладную руководитель предприятия-поставщика, курьер и покупатель.
Расчетные документы, необходимые при передаче
доставленного товара: счет, счет-фактура, приходный кассовый ордер (при оплате
наличными). Некоторые интернет-магазины используют мобильные кассовые аппараты
для распечатки кассового чека курьером при расчете с покупателем.
Создавать собственную службу доставки
интернет-магазину целесообразно только в случае достаточно большого объема
продаж, при котором использование собственной курьерской службы приведет к
реальному снижению накладных расходов на доставку товара.[3]
Доставка почтой - один из самых простых и
общедоступных способов. Достаточно широкий диапазон товаров можно отправить
заказной бандеролью, при этом стоимость доставки будет относительно небольшой.
Доставка как в пределах одного города, так и в пределах всей страны
осуществляется достаточно легко. К минусам этого способа относятся длительность
доставки (даже в пределах одного города), слабая гарантия сохранности товара.
Чем больше способов доставки предлагает
интернет-магазин покупателям, тем большую потенциальную аудиторию он может
охватить.[1]
3 ПРОБЛЕМЫ ДОСТАВКИ ЗАКАЗОВ
Компании, открывшие свои торговые сайты по схеме
В2С в Интернете, сразу же столкнулись с проблемой доставки заказов, что связано
с отсутствием достаточного количества курьерских фирм, специализирующихся на
оформлении заказов и их доставке покупателям. Это заставляет компании
обращаться к услугам почты либо создавать свои службы логистики, чтобы
сокращать запасы и приспосабливать продукты к индивидуальным потребностям покупателей.
Кроме того, в связи с тем, что предлагаемый потребителю на сайте товар всегда
должен быть в наличии, многие фирмы снова вынуждены вернуться к использованию
своих местных складов, от которых они в свое время отказались в пользу крупных
региональных.
И, наконец, еще одна не менее важная проблема -
необходимость привлечения специалистов по «кибертранзиту» (cybertransite), т.
е. по продаже и доставке товаров гражданам других стран. Дело в том, что устранение
границ в рамках Интернета вовсе не означает отмены действующих таможенных и
налоговых формальностей и правил, поскольку в каждой из стран существуют свои
таможенные и налоговые режимы. Это заставляет некоторых владельцев сайтов даже
иметь представителей в странах, где они осуществляют свои продажи.[7]
Расширение электронной торговли выявило серьезные
проблемы в разработке сбытовых стратегий, касающиеся сроков, издержек и
возможных ошибок в поставках заказанных товаров. Еще до открытия электронного
магазина специалисты проводят тщательный экономический анализ и расчет, чтобы
определить наиболее оптимальные сроки поставки различных товаров.
В процессе такого анализа обычно выделяют четыре
категории товаров:
·
информационные
товары в
цифровом виде. Подразумеваются файлы небольшого размера,
·
доставляемые
электронным способом (новости, отчеты, обновления программ и т.п.). Издержки на
доставку незначительны;
·
развлекательные
товары в
цифровом виде. Цифровые аудио и видео продукты также доставляются электронным
способом. Издержки продавца связаны только с полосой пропускания используемых
каналов связи;
·
товары
в физическом исполнении (книги, компакт-диски, компьютеры, одежда и т.п.). Издержки
зависят от веса, объема и скорости доставки;
·
скоропортящиеся
товары
(продукты питания). Издержки потенциально высоки из-за возможных потерь.[2]
Итак, для разных товаров сроки доставки могут
быть различны и потребители, со своей стороны, могут по-разному относиться к
необходимости оплачивать эту срочность: при приобретении продовольственных
товаров, например, значительные надбавки за доставку вряд ли уместны. В тех же
случаях, когда главным для потребителя является точный срок доставки
заказанного товара, может быть установлена более высокая плата за
гарантированную доставку. Основным направлением в сбытовой политике становится
адаптация способов и сроков доставки к стоимости заказанного товара. И здесь,
как и вообще в электронной торговле, повышается роль потребителей - специалисты
рекомендуют дать им возможность самим определять время и форму доставки
заказанного товара, от чего, в конечном счете, будет зависеть и стоимость
доставки. При этом фирмы электронной торговли должны заранее информировать
клиентов об условиях и издержках доставки.
Элементы сбытовой политики сайта, работающего по
схеме В2В, отличаются большей четкостью и проработанностью, поскольку речь
может идти о поставках в больших объемах, в рамках долговременных отношений
между предприятиями или трансфертов в рамках отдельных подразделений одного
предприятия (промышленной группы). Компании, использующие электронную коммерцию
в рамках схемы В2В, могут полностью переместить продажи к производителю или
использовать потенциал уже существующих электронных торговцев и их web-сайтов.
Компании, пользующиеся услугами электронных бирж
и торговых площадок, с целью организации сбыта, могут создавать собственные
склады на территории других стран, привлекать в этих странах местные
транспортные и курьерские компании. Транспортные компании, в свою очередь,
значительно больше заинтересованы в обслуживании торговли между предприятиями,
нежели между физическими лицами, поскольку в обслуживании индивидуальных
потребителей им трудно конкурировать с почтой, имеющей разветвленную
инфраструктуру и большой опыт.[7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобализация электронной торговли требуют от предприятий различных отраслей радикальной перестройки систем классической логистики, которая базировалась на обслуживании розничного товарооборота с учетом географического размещения торговых точек Торговля в режиме он-лайн, устраняя фактор расстояний, не устраняет границ и межстрановых различий в правилах регулирования. При этом она не сводится только к ускоренной доставке товара покупателю, а предполагает организацию жесткого контроля над всей цепочкой продвижения товара с учетом требований коммерсантов, их поставщиков и покупателей.
Разработка сбытовых стратегий в рамках
электронной коммерции связана с необходимостью решения ряда сложных, часто
трудноразрешимых задач. Пользователь, экономящий свое время и посетивший
электронный магазин, может в соответствии со своими желаниями очень быстро
выбрать товар, быстро его оплатить и, естественно, хочет также быстро его
получить. Трудности продавца с доставкой его не слишком интересуют. И если в
обычном магазине он просто может взять товар с полки, то доставки из
электронного приходится ждать днями, а иногда и неделями. И, как
представляется, это противоречие останется ещё надолго недостатком электронной
коммерции.[5]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кобелев О.А. Электронная
коммерция: Учебное пособие/ Под ред. С.В. Пирогова. - 3-е изд., - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 684с.;
2. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции: Учебник для вузов. -
М.: Горячая линия (издательство). Телеком, 2008. - 480с.;
3. Смирнов С.Н.
Электронный бизнес. – Уч. для вузов. – М.: 2006. – 250с.;
5. http://rvles.ieie.nsc.ru