Комплексная механизация предприятия торговли
Содержание
Введение
1. Влияние
комплексной механизации на численность персонала торгового предприятия
2.
Автоматизированные системы управления товарными запасами в торговле
3. Методика
расчета эффективности от внедрения средств механизации
Заключение
Список
использованной литературы
Достижения науки и техники все
более широко применяются и в сфере обращения, что стимулирует увеличение
товарооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия для совершенствования
технологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного использования
торговых и складских площадей, транспортных средств.
Широкое использование в торговле
достижений научно-технического прогресса способствует значительному изменению
характера и содержания труда торговых работников, их профессионального состава.
Возрастают требования к подготовке специалистов, способных работать в условиях
применения современных прогрессивных технологий, совершенных систем переработки
и передачи коммерческой, распорядительной и исполнительной информации.
К важнейшим направлениям
научно-технического прогресса в торговле могут быть отнесены:
совершенствование действующей
торговой сети и строительство современных предприятий торговли;
индустриализация строительства
предприятий торговли;
механизация и автоматизация
трудоемких работ;
широкое применение пакетных и
контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;
электронизация торговых операций;
внедрение прогрессивных
технологий торгового обслуживания;
автоматизация
контрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетных
операциях;
автоматизация процессов продажи
товаров;
автоматизация процессов
холодильной обработки продуктов.
Механизация в торговле - это
замена ручного труда машинами механизации, если основные операции выполняют
машины, вспомогательные - вручную. Частичная, если отдельные основные операции
механизированы, а другие нет. Комплексная механизация если основные и
вспомогательные операции выполняют машины, а управление вручную.
Автоматизация - это все операции
выполняют машины управление и контроль проводится при помощи средств автоматики.
Наиболее трудоемкие операции в
торговле: погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка грузов внутри
предприятия, фасовка и упаковка товаров, подготовка к продаже, расчетно-кассовые
операции.
Основные направления механизации
трудоемких работ в торговле:
механизация
погрузочно-разгрузочных работ,
механизация подготовки товаров (фасовочное
оборудование),
механизация процессов хранения
товаров (холодильное оборудование),
механизация кассовых операций,
механизация продажи товаров (торговый
автомат),
создание механизации и
автоматизации складов и магазинов,
механизация учета товарооборота
и товарных запасов.
Основные направления
научно-технического прогресса в кооперативной торговле: создание предприятий, отвечающих
современным требованиям; внедрение новых технологических процессов и
прогрессивных методов продажи товаров; высокопроизводительное оборудование и др.
технических средств; повышение уровня механизации труда продавцов; внедрение
АСУ и другой вычислительной техники; совершенствование системы товароснабжения;
устранение товарных потерь.
Показателем, характеризующим как
количественную, так и качественную сторону процесса вытеснения ручного труда
машинами является уровень механизированности труда.
Он определяется по формуле:
У = Чм / Чо*100%,
где
Чо - общая численность
работников,
Чм - численность работников, занятых
на механизированных работах.
Уровень механизированности
торгово-технологического процесса - основной количественный показатель
механизации. Он позволяет сравнивать состояние механизации на различных
объектах (или на различных участках одного объекта) и тем самым определять пути
ее дальнейшего развития в каждом конкретном случае.
Он определяется по формуле:
УМП = Qм / Qо,
где
УМП - уровень механизированности
торгово-технологического процесса;
Qм - объем работ, выполненных
механизированным способом;
Qо - общий объем выполненных
работ, включая механизированные и немеханизированные.
Данный показатель можно
использовать как для определения уровня механизированности всего торгово-технологического
процесса, так и его отдельных операций.
Показатель уровня
механизированности работ выражается отношением механизированных трудозатрат (человек/час)
к общему объему трудозатрат, включая механизированные и немеханизированные:
УМР= Зм /Зо*100,где
УМР - уровень механизированности
работ;
Зм - трудозатраты
механизированные;
Зо - трудозатраты общие.
Состояние механизации оптового
предприятия характеризует уровень обеспеченности торговой техникой,
количественно характеризующий парк торгово-технологического оборудования.
Этот показатель рассчитывается
по формуле:
Уо = Тф / Ти * 100,где
Уо - уровень обеспеченности
торговой техникой;
Тф - количество единиц одного
вида техники, шт.;
Ти - потребное количество единиц
торговой техники того же вида, шт.
Уровень использования техники и
оборудования рассчитывается по формуле:
Уи = Ми / Мо*100,где
Уи - уровень использования
техники и оборудования;
Ми о машины и оборудование,
участвующие в технологическом процессе, шт.;
Мо - общее количество машин и
оборудования, шт.
Комплексная механизация
производства значительно повышает уровень производительности труда работников
торговли, в результате чего образуется условная экономия затрат на оплату труда
и снижается численность работников.
Поскольку на розничных торговых
предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления
ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтому
в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием
товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их
установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения
товаров.
Для управления товарными
запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная
техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учета
товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой
техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами
в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями
коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).
Система управления запасами RS-Balance автоматизирует
следующие функции:
управление размещением и
хранением ТМЦ;
контроль поступления и выбытия
ТМЦ;
организацию и проведение
инвентаризации, переоценки;
выполнение комплектации и
разукомплектации.
При наличии складских помещений
(в том числе удаленных) важно правильно и своевременно разместить полученные
товары и обеспечить быстрый поиск для отгрузки, для чего проводится
идентификация мест хранения и ведется учет их заполняемости. При размещении и
внутренних перемещениях учитываются требования к хранению ТМЦ в соответствии с
такими их характеристиками, как несовместимость (запрет на контакт) различных
групп, сроки хранения, оборачиваемость, вес, объем.
вводить вид учетных цен для
каждой товарной позиции (партионный, по средневзвешенной цене, по средней цене);
осуществлять контроль сроков
хранения и отслеживать даты их окончания;
вести серийные номера товаров;
устанавливать и вести мониторинг
гарантийных сроков для контроля возврата от клиентов или возврата поставщику
некачественных товаров;
получать информацию об остатках
по партиям на складах и в подразделениях.
Также в рамках подсистемы "Управления
запасами" реализуются внутренние операции списания следующих объектов
учета:
товарно-материальных ценностей (при
обнаружении брака, боя, порчи и проч.);
товаров с истекшим сроком
годности;
материалов;
основных средств;
недостачи - на основании актов
сверки учетных и фактических остатков при проведении инвентаризации.
Опыт многих фирм показывает, что
даже небольшое снижение уровня сверхнормативных запасов и ускорение
оборачиваемости товарно-материальных ценностей позволяют добиться существенного
увеличения рентабельности. Для решения этих задач требуется оперативная, полная
и достоверная информация о текущем состоянии складских запасов, оборачиваемости
товаров, перспективных потребностях в различных видах товарно-материальных
ценностей, позволяющая принимать экономически обоснованные решения о частоте и
объемах поставок, а также по увязке планов сбыта с планами закупок. Рассмотрим
на примере конфигурации "Управление торговлей" системы программ
"1С: Предприятие 8.0" основные механизмы информационного обеспечения
поддержки принятия решений, направленных на оптимизацию управления запасами
торгового предприятия.
В конфигурации "Управление
торговлей" имеется ряд инструментов, позволяющих эффективно решать задачи
анализа объема и структуры продаж, а также оборачиваемости товаров.
Прежде всего следует выделить
реализованные в конфигурации средства проведения ABC-анализа товаров,
позволяющие разделить их на три основные группы в зависимости от приносимой
прибыли (выручки, объема продаж).
Другим важным направлением
оптимизации закупок является анализ оборачиваемости товаров. Для решения этой
задачи в конфигурации "Управление торговлей" можно использовать отчет
"Анализ оборачиваемости товаров". В частности, он содержит показатели
средних остатков товаров и их расхода за выбранный период, средний срок
хранения (в днях) и коэффициент оборачиваемости, рассчитываемый как отношение
количественного расхода товара к средней величине остатков за выбранный
пользователем период. Анализ оборачиваемости создает основу для принятия
решений по объему и частоте закупок при среднесрочном планировании с учетом
экономически обоснованного размера партий поставок. Положительный эффект
проявляется и за счет высвобождения оборотных средств при сокращении или отказа
от закупок неходовых товаров.
Очевидно, что для оптимизации
складских запасов в средне- и долгосрочной перспективе необходима увязка планов
закупок с прогнозами спроса и планами сбыта. Для решения задач планирования
продаж в конфигурации "Управление торговлей" используется
специализированный документ "План продаж". Он позволяет формировать
планы продаж компании в натуральном и стоимостном выражении на любой выбранный
пользователем период.
В качестве базы для определения
продажной стоимости и себестоимости товаров может выступать любой тип
используемых компанией цен (закупочные, оптовые, розничные и т.д.) на любую
дату.
В качестве базового типа цен
может быть выбрана максимальная, минимальная или средняя цена предшествующего
периода, с учетом или без учета уже имеющихся складских запасов, повышающих или
понижающих коэффициентов.
Общий план продаж может
формироваться несколькими документами, показатели которых рассчитываются
по-разному. Это может быть необходимо для учета сезонных колебаний на объем
сбыта, цен продажи и закупки разных групп товаров, а также для планирования по
различным направлениям реализации.
Например, отдельными документами
можно формировать планы продаж собственных товаров, товаров взятых и переданных
на комиссию, реализуемых по разным каналам сбыта и регионам.
Планы, сформированные
несколькими документами, сводятся в единый план выбранного периода с помощью
отчета "Планы продаж".
Помимо показателей натурального
объема, стоимости и себестоимости продаж в отчете выводятся показатели прибыли
по каждому виду товаров и их группам.
Таким образом, конфигурация
"Управление торговлей" системы программ "1С: Предприятие 8.0"
предоставляет пользователю широкий спектр инструментов, позволяющих принимать
эффективные решения, направленные на оптимизацию складских запасов и ускорение
оборачиваемости товаров.
Механизацию производства
оценивают по различным показателям. Такими показателями могут быть: уровень
механизации труда, уровень механизации работ, механовооружённость и
энерговооружённость труда и др.
Под уровнем (коэффициентом) механизации
труда понимается удельный вес механизированного труда в общих затратах труда на
изготовление тех или иных изделий или на выполнение работ по участку, цеху,
предприятию и т.д. Этот показатель определяется по соотношению затрат времени
на выполнение механизированных и ручных работ.
Аналогичное назначение имеет
показатель степени охвата рабочих механизированным трудом, который определяется
отношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, к
общему числу рабочих. Специфика некоторых видов производства вызывает
необходимость введения такого показателя, как уровень (коэффициент) механизации
работ - отношение объёма продукции, выполненной механизированным способом, к
общему объёму продукции.
Механовооружённость труда
оценивается обычно стоимостью находящихся в производстве машин и механизмов,
приходящихся в среднем на одного рабочего.
Энерговооружённость труда (или в
некоторых случаях электровооружённость) выражается отношением количества
механической и электрической (или только электрической) энергии, потребленной в
процессе производства на 1 отработанный чел. - час или на 1 рабочего. Эти
показатели применяются условно для сравнительной оценки механизации отдельных
процессов.
Система показателей
эффективности механизации включает:
Обобщающие показатели (затраты
на 1 руб. продукции и процент их снижения; относительная экономия затрат на
производство продукции; добавленная стоимость (включая амортизацию) и ее
прирост в сравнении с базисным уровнем, всего и в том числе за счет
относительной экономии затрат; доход и его прирост в сравнении с базисным
уровнем, всего и в том числе за счет экономии материальных и прочих затрат; потенциальная
прибыль и ее прирост в сравнении с базисным уровнем, всего и в том числе за
счет снижения себестоимости продукции; доля прироста добавленной стоимости и
прибыли снижения себестоимости продукции в сравнении с базисным уровнем,%);
Частные показатели эффективности
материальных затрат, затрат энергоресурсов на производство продукции (материальные
затраты и затраты энергоресурсов на 1 руб. продукции (материалоемкость и
энергоемкость продукции) и процент их снижения; относительная экономия
материальных затрат и энергозатрат на производство продукции в стоимостном
выражении; прирост прибыли, добавленной стоимости и дохода за счёт снижения
материалоемкости и энергоемкости продукции; доля прироста прибыли и добавленной
стоимости за счёт снижения материалоемкости и энергоемкости продукции);
Частные показатели эффективности
использования расходов на оплату труда (затраты на оплату труда, включая
отчисления на социальные нужды на 1 руб. продукции и процент их снижения; относительная
экономия затрат на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды; прирост
прибыли за счет относительной экономии затрат на оплату труда, включая
отчисления на социальные нужды; прирост добавленной стоимости в сравнении с
базисным уровнем, в том числе за счет относительной экономии расходов на оплату
труда, включая отчисления на социальные нужды; доля прироста прибыли и
добавленной стоимости за счёт относительной экономии затрат на оплату труда,
включая отчисления на социальные нужды,%);
Частные показатели эффективности
использования амортизации (затраты на амортизацию на 1 руб. продукции и процент
снижения; относительная экономия амортизации).
При замене и модернизации
оборудования пользуются расчетом экономического эффекта по минимуму приведенных
затрат, которые представляют сумму себестоимости на единицу мощности и
нормативной прибыли.
3 = С + Ен * К,
где
С - себестоимость единицы
продукции, руб.;
Е - нормативный коэффициент
экономической эффективности;
К - удельные капитальные
вложения, руб.
Для расчета экономического
эффекта необходимо приведение единовременных и текущих затрат на создание и
внедрение новой и базовой техники и результатов их применения к одному моменту
времени (началу расчетного года).
Оценка эффективности новой
техники имеет не только экономический, но и социальный аспект. Основным
результатом ее внедрения является число высвобожденных работников, которое
определяется по формуле:
Рв= О2/П1 - О2/П2,где
Рв - число условно
высвобожденных работников; О2 - объем работ после внедрения новой
техники; П2 - производительность труда (выработка на одного
работника) после внедрения новой техники; П1 - производительность
труда до внедрения новой техники.
Основные направления механизации
трудоемких работ в торговле: механизация погрузочно-разгрузочных работ,
механизация подготовки товаров (фасовочное оборудование), механизация процессов
хранения товаров (холодильное оборудование), механизация кассовых операций,
механизация продажи товаров (торговый автомат), создание механизации и
автоматизации складов и магазинов, механизация учета товарооборота и товарных
запасов. Комплексная механизация производства значительно повышает уровень
производительности труда работников торговли, в результате чего образуется
условная экономия затрат на оплату труда и снижается численность работников.
Для управления товарными
запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная
техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учета
товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой
техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами
в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями
коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).
Механизацию производства
оценивают по различным показателям. Такими показателями могут быть: уровень
механизации труда, уровень механизации работ, механовооружённость и
энерговооружённость труда и др. При замене и модернизации оборудования
пользуются расчетом экономического эффекта по минимуму приведенных затрат,
которые представляют сумму себестоимости на единицу мощности и нормативной
прибыли.
Оценка эффективности новой
техники имеет не только экономический, но и социальный аспект. Основным
результатом ее внедрения является число высвобожденных работников.
1.
Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и
издателей ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС., 2000. - 416 с.
2.
Брагин Л.А. Торговое
дело. М.: Инфра-М, 2002. - 375 с.
3.
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-торговая
корпорация "Дашков и К°", 2002. - 596 с.
4.
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование
торговых предприятий. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг",
2001. - 400 с.
5.
Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. - М.:
Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2001. - 450 с.
6.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под ред. А.Н.
Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 295 с.