Общая оценка современной конъюнктуры торговли
Содержание
1.
Отличия форм и методов коммерческой работы до экономической реформы и после
перехода к рыночной экономике.
2. Сущность конъюнктуры
торговли. Общая оценка современной конъюнктуры торговли.
3. Необходимость оптовой
торговли, её коммерческие функции
4. Хозяйственные связи в
торговле
5.Требования к составлению
договора поставки.
6. Виды биржевых
сделок
8. Характеристика понятий
и видов экспортно-импортных операций
9. Перечень внешнеторговых
документов, подтверждающих исполнение сделки
10. Средства рекламы для
субъекта коммерческой деятельности
Список литературы
1. Отличия форм и методов коммерческой работы до экономической
реформы и после перехода к рыночной экономике
Коммерция
- предпринимательская деятельность, доход от которой образуется за счет
посреднической и/или торговой деятельности.
До
экономической реформы государственная система строилась на чётком разделении –
предприятия производящие продукцию и торгующие предприятия. Смешивать эти виды деятельности,
как правило, запрещалось. Существовали, правда, договоры поставок продукции,
сырья, комплектующих для производства тех или иных видов продукции промышленных
предприятий, но эти договоры были согласованы с Госпланом, со всеми
заинтересованными министерствами по ценам, срокам, составу и проч. Отступить от
этих поставок или наоборот, отправить «свою» продукцию другому, более выгодному
клиенту предприятие не имело права. За это строго наказывали – отдавали под
суд. Торговые предприятии получали товар от строго определённых поставщиков в
строго определённом количестве и по строго определённой номенклатуре. Увязкой
всех поставок занимался Госплан. После распада СССР были разрушены все
экономические и торговые связи, предприятия как промышленные, так и торговые
остались без поставщиков, без рынков сбыта. Учитывая это обстоятельство и
ориентируясь в целом на переход республики к рыночной экономике, правительство
упразднило Госплан и убрало все прочие ограничения на товарооборот. Предприятия,
производящие продукцию вынуждены стали заниматься коммерцией – самостоятельно,
в рамках одного предприятия, искать поставщиков сырья, комплектующих, осваивать
рынки сбыта готовой продукции. Торговые предприятия стали самостоятельно
изыскивать поставщиков, заниматься регулированием цен, номенклатуры, качества,
заниматься изучением конъюнктуры и проч., т.е. «перешли на рынок»[1].
Товарные
ресурсы - это предметы потребления, предназначенные для реализации на
внутреннем рынке или для экспорта. Состоят из готовых товаров, произведённых в
промышленности и сельском хозяйстве в течение данного и предшествующих
периодов, а также существующих в виде переходящих запасов или закупаемых по
импорту. Товарные ресурсы не охватывают всей продукции предметов потребления,
так как часть её остаётся у производителей для внутрихозяйственных нужд и
натурального потребления. Но они могут и превышать объём производимой продукции
за счёт переходящих запасов и импорта товаров из др. стран.
Основным
источником образования товарных ресурсов является промышленное и с.-х.
производство. Поэтому развитие и совершенствование их составляют необходимое
условие обеспечения населения предметами народного потребления в соответствии
со спросом. Товарные ресурсы состоят из 2 групп: продовольственные и
непродовольственные товары. Основная часть товарных ресурсов планируется
государством и составляет товарные фонды. Другая часть реализуется на местах в
порядке децентрализованных хозяйственных связей, через колхозный рынок или
потребительскую кооперацию на началах комиссионной торговли. В государственных
планах определяются размер Т.р. (в натуральном и стоимостном выражении),
источники их образования и использование по назначению: рыночные фонды (для
продажи населению), для экспорта, на промышленную переработку и потребление,
для снабжения госбюджетных учреждений, на спецодежду и прочие государственные
нужды. Развитие социалистического производства ведёт к неуклонному возрастанию
Т.р.
Оптовая
торговля – это торговля партиями товара. Оптовая торговля согласно ГОСТ Р
51303-99 - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным
использованием. Она является основной частью внутренней торговли, начальной стадией
обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной
торговли или, в части средств производства - до предприятий – потребителей продукции.
Оптовая
торговля это продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном
количестве или продающим их затем в розницу. Оптовая торговля осуществляется
через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам,
предусматривающим дилерские скидки. При социализме функция оптовой торговли
представляла собой организацию сбыта в народном хозяйстве, т. е. концентрацию
продукции различных предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также
импортной продукции, её хранение, сортировку и формирование ассортиментного
комплекса, размещение по стране с учётом нужд потребителей. К оптовой торговле
относятся также закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья.
По
месту в процессе общественного воспроизводства оптовая торговля различается:
Ø
оптовая
торговля предметами потребления (потребительскими товарами)[2].
Оптовая
торговля средствами производства организационно отделяется от торговли
потребительскими товарами и составляет особую отрасль обращения -
материально-техническое снабжение. Движение товаров через оптовую торговлю планируется
государством в соответствии с балансами производства и распределения товарных
ресурсов. До реформ существовало чёткое разграничение функций промышленных
предприятий и организаций, с одной стороны, и оптовой торговлей - с другой, при
котором промышленные предприятия освобождаются от торговых функций и почти всю
свою продукцию сдают организациям оптовой торговли.
Основные
формы оптовой торговли: ярмарки; товарные биржи (постоянно действующие оптовые
рынки, где обычно продаются массовые товары однородного качества, например
хлопок, уголь, лес и т.п.); аукционы, на которых главным образом происходит
массовая продажа с.-х. продуктов, пушнины и т.д. В развитых капиталистических
странах реализация сырья, материалов, обычного оборудования совершается большей
частью через оптовые фирмы. Но сбыт заводских установок, технологических линий,
нуждающихся в специальном обслуживании, осуществляется, как правило, на основе
прямых связей между производственными предприятиями.
Прямые
хозяйственные связи - непосредственные научно-технические и производственные
отношения между предприятиями на базе хозяйственных соглашений. Связи бывают
внутриотраслевые и межотраслевые, а среди последних - прямые и косвенные. Различают
производственно-территориальные связи, хозяйственные связи в торговле и проч. Производственно-территориальные
связи это взаимоотношения, которые устанавливаются между производственными
единицами (предприятиями, группами предприятий, отраслями, территориально-производственными
комплексами экономического района) в процессе их функционирования[3].
Производственно-территориальные связи отражают территориальное разделение труда,
углубление которого усложнило производственно-территориальные связи и в то же
время дифференцировало их. В каждой отрасли народного хозяйства
(промышленность, сельское хозяйство, торговля) складываются свои системы производственно-территориальные
связи, обусловленные главным образом технико-экономическими особенностями
процессов производства и сбыта продукции. Мерилом рациональности этих связей
является минимум совокупных народно-хозяйственных затрат на производство и
доставку потребителю продукции при условии достижения установленных
государством планом производственных результатов.
Формирование
связей начинается с производственных предприятий, применительно к которым
различают связи по завозу топлива (энергии), сырья и др. исходных материалов,
по обслуживанию производства машинами, оборудованием, вспомогательными
материалами, по вывозу полуфабрикатов и готовой продукции. Каждый тип связей
предприятия может иметь внутрирайонный (местный) и межрайонный характер .
Поставка
товаров осуществляется в соответствии с Договором поставки. Договор поставки
оформляется стандартным образом в установленном законом порядке. По договору
поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность,
обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые
им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в
иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным
использованием (ст. 506 ГК РФ)[4]. Существуют стандартные
формы для договоров подобного типа, распространяемые через розничную торговлю
на бланках, на магнитных носителях.
Биржевая
сделка[5] - соглашение о
купле-продаже, взаимной передаче прав и обязанностей между участниками биржевой
торговли в отношении биржевого товара в ходе торгов.
Биржа - предприятие с правами юридического лица, участвующее
в формировании оптового рынка товаров, сырья, продукции, ценных бумаг, валюты и
др. путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме
гласных публичных торгов, проводимых по устанавливаемым биржей правилам.
Биржа обеспечивает
брокеров помещением, связью, осуществляет учет операций, определяет биржевые
цены, содействует расчетам, разрабатывает типовые контракты, ведет арбитражное
разбирательство споров. В зависимости от биржевого товара биржи подразделяются
на:
Ø фондовые, на которых торгуют ценными
бумагами;
Ø валютные, на которых торгуют валютой;
Ø товарные, обеспечивающие торговлю
массовым товаром по стандартам или образцам;
Ø фьючерсные, торгующие контрактами;
Ø универсальные, на которых торговля
идет разными видами биржевых товаров.
Биржевое законодательство
- совокупность правовых норм, действующих в государстве и регулирующих
отношения биржевой деятельности.
Биржевое кольцо -
примитивная форма расчетного соглашения на первых биржах, в соответствии с
которым прослеживалось движение контрактов по цепи (рингу) покупателей и продавцов,
а выплате подлежала только разница.
Биржевой бюллетень -
периодический орган биржи, в котором публикуются курсы ценных бумаг, биржевые
цены товаров, сведения о заключенных сделках. Биржевой бюллетень выпускается к
каждому торговому дню. Биржевой зал - операционный зал биржи, разделенный на
сектора в зависимости от количества и типа контрактов. Заключение сделок
разрешено лишь в пределах определенной для них ямы и в течение официально
установленного на бирже времени.
Купля-продажа конкретного
фьючерсного контракта осуществляется в ямах, разделенных на секции. Секции
предназначены для заключения сделок на определенные месяцы.
Биржевой склад - склад,
аттестованный и контролируемый биржей и используемый ею как место поставки
товара при исполнении контрактов.
Биржевые операции -
операции, проводимые на товарных и фондовых биржах, заключение сделок
купли-продажи на биржах.
Биржевые товары - товары
полностью или частично продаваемые через биржи.
Публичная биржа - биржа,
на которой сделки могут совершать как члены биржи, так и предприниматели, не
являющиеся таковыми. Деятельность публичных бирж регулируется
правительственными законам.
Расчетная палата -
подразделение биржи, отвечающее за ежедневное урегулирование биржевых операций
клиентов и других связанных с ними операций. Торговая мера - на бирже -
установленное каждой биржей индивидуально минимальное количество ценных бумаг,
образующих одну партию. Продажа или покупка товаров, ценных бумаг, услуг в
количестве, не совпадающим с фасовкой, сопровождается премией (скидкой).
Универсальная биржа -
биржа, на которой торгуют разными видами биржевых товаров: оптовыми партиями
товара, валютой, ценными бумагами, фрахтовыми контрактами.
Фондовая биржа -
организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг:
акций, облигаций и т.д. Фондовая биржа мобилизует и перераспределяет временно
свободные денежные средства между компаниями, отраслями хозяйства и другими
сферами приложения, устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг.
Частная биржа - биржа,
организованная в форме акционерной компании или закрытой корпорации. Заключать
сделки на частной бирже могут только ее члены. Обычно члены частной биржи
выступают в роли брокеров.
Электронная биржа -
биржа, ведущая торги с использованием информационной сети. Операции
купли-продажи осуществляются пользователями с помощью абонентских систем,
включенных в информационную сеть.
7.Отличия
между биржевыми торгами и аукционом
Аукцион
- это продажа с торгов[6], с наддачи, с молотка, с
публичного торга. Это форма проведения торгов. Аукцион - способ продажи товаров
на основе конкурса покупателей. Существует понятие «Аукционная камера» -это
место этой продажи. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее
наиболее высокую цену.
Фьючерсный
аукцион - биржевая сделка, при которой товар приобретается с целью последующей
перепродажи на бирже.
Биржа отличается от
аукциона тем что на бирже торгуют ценными бумагами ( акции и т.д.) происходят
ежеминутные, ежесекундные сделки, купли продажи которые рассчитаны на
ежеминутное повышение цены на определённый товар или продукцию, и из-за разницы
цены на проданный товар или продукцию получается прибыль брокера или трейдера.
На аукционе продаются старинные вещи картины и т.п. и он рассчитан на однократную
продажу чего – либо и многократное повышение цены на основе конкурса на один и тот
же товар и владельцем приобретённого товара является покупатель предложивший
более высокую цену.
Внешняя
торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза
(импорта) товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно
через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами.
Экспорт
- вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Экспорт
- в экономической теории - расходы на закупки произведенных в стране товаров и
услуг, осуществляемые отдельными лицами, фирмами и правительствами других
стран. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит
материальной предпосылкой импорта; выручка от экспорта является основным
источником средств для оплаты импорта.
Импорт
- ввоз в страну заграничных:
Ø
товаров
и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны;
Ø
услуг
- в форме платного пользования услугами иностранных фирм;
Ø
капитала
- в форме предоставления кредитов и займов.
Импорт
выступает как результат международного разделения труда, способствует экономии
времени и более полному удовлетворению потребностей национальной экономики.
Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов
страны. Реэкспорт - вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров для
перепродажи другим странам. Товары могут реэкспортироваться как в неизменном
виде, так и после незначительной обработки. Различают:
Ø
прямой
реэкспорт - реэкспорт с завозом в страну;
Ø
косвенный
реэкспорт, когда закупленные за границей товары отправляются непосредственно в
третьи страны.
Добровольные
ограничения экспорта - метод государственного регулирования внешнеэкономических
связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем
экспорта определенных товаров.
Расчеты
за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговому контракту могут
производиться в иностранной, международной, национальной валюте и на
безвалютной основе. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой. Факт
экспорта фиксируется в момент пересечения продукцией границы страны или
предоставления услуги иностранному партнеру.
Современными
средствами рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, бюллетени, проспекты
и пр.), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые
объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки и др. В индустриально
развитых странах по затраченным средствам занимает: 1-е место газетно-журнальная
(около 40%); 2-е – телевизионная; 3-е - радиореклама.
В
рекламе широко используются промышленная графика, плакат, оформительское
искусство, малые формы архитектуры. Развитие рекламы вызвано борьбой за рынки
сбыта, за получение максимальных прибылей. Реклама - один из методов неценовой
конкуренции, одна из функций маркетинга. Помимо достижения чисто экономических
целей, она используется для политической и идеологической обработки населения. Рекламой
занимаются специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделений
и представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний, предприятий,
издательств и т. д.
Находясь
в роли субъекта коммерческой деятельности любой здравомыслящий человек (и автор
этих строк в частности) стремился бы использовать все возможные средства. Для
предпочтительного отношения к какому-либо виду рекламы однако, необходимо
предварительно провести анализ (опрос, анкета и т.п.) потребительского
интеллекта, потребительского спроса. В зависимости от его результатов –
использовать те или иные средства. Существуют районы, например, где нет
телевидения, и почта отсутствует. Здесь придётся изучать рынок сбыта и
пользоваться даже старинным рекламным российским средством – «сарафанным радио»
- «завезли, мол, в лавку керосин; но мало завезли - всем не хватит». Реклама –
дело тонкое.
Список литературы
1.
Гражданский
Кодекс РФ. – Ч. 1 и 2
2.
Закон
РФ «О защите прав потребителей»
3.
Большая
Российская энциклопедия
4.
Гоголь
Б.
И..
© 2001 Russ Portal Company Ltd. Copyright © 2001—2005 «Яндекс»
5.
Зубцовская
А.А. Аукционная торговля: Лекция. – Новосибирск: СибУПК,2000 -15 с.
6.
Зубцовская
А.А.Оптовый продовольственный рынок: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК,2000
-156 с.
7.
Ленчинский
И.Ю., Зубова Н.И. Организация и регулирование международных коммерческих
операций : Учебное пособие для вузов. – М.: Колос, 1998.
8.
Маклаков
Г.В. Теоретические основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. –
Новосибирск: СКАПК, 1997.- 342 с.
[1]
Маклаков Г.В. Теоретические
основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. – Новосибирск: СКАПК, 1997.-
342 с.
[2]
Маклаков Г.В. Теоретические
основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. – Новосибирск: СКАПК, 1997.-
342 с.
[3] Маклаков Г.В. Теоретические основы коммерческой
деятельности: Учебное пособие. – Новосибирск: СКАПК, 1997.- 342 с.
[4]
Гражданский Кодекс РФ. – Ч.
1 и 2.
[5]
"Большая Российская
энциклопедия"
[6] Зубцовская А.А.
Аукционная торговля: Лекция. – Новосибирск: СибУПК,2000